Первый четырехсекционный локомотив прибыл из Эльги в Верхний Улак по строящейся Тихоокеанской железной дороге. С вводом в эксплуатацию ТЖД локомотив будет работать по доставке угольных составов в порт Эльга.
В составе поезда 85 вагонов, вес 8,5 тыс. тонн. Первый состав планируется запустить в конце текущего года. В перспективе провозная способность Тихоокеанской железной дороги составит 50 млн тонн в год, будет задействовано 18 пар составов в сутки.
На сегодня построено 350 километров железнодорожного полотна, возведено четыре моста. Общая протяженность Тихоокеанской железной дороги, которая соединит Эльгинское месторождение в Якутии и мыс Манорский в Хабаровском крае, составит 531 километр. На дороге будет оборудовано 18 разъездов и одна промежуточная станция.
На европейском рынке угольные котировки скорректировались ниже 123 долл./т. после достижения 12-месячного максимума. Давление на индексы оказало снижение цен на электроэнергию в Германии со 134.00 евро/МВтч до 116.65 евро/МВтч, а также замедление темпов роста цен на газ. Кроме того, ожидается увеличение отгрузок угля в адрес ЕС со стороны Колумбии и ЮАР. Маржинальность угольной генерации сократилась, хоть и осталась положительной.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 506.63 долл./1000 м3 (+1.21 долл./1000 м3 к 20.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной, а также возможные санкции против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 3.95 млн т. (-0.10 млн т., или -2.5%, к 20.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до уровня 110 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и напряженности с отгрузками через Мозамбик, где вновь возникли протесты, угрожающие сообщению с портом Мапуто. При этом цены на среднекалорийный материал немного подросли благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа, который прогнозируется на высоком уровне до конца года. Ожидается, что индийские производители губчатого железа нарастят производство на 10% к марту 2025 г.
Южноафриканская компания Exxaro Resources сняла с должности директора угольного дивизиона без уточнения причин.
Exxaro планирует увеличить добычу угля с текущих 40 млн т. до 50 млн т. в год в течение нескольких лет. По итогам 2024 г. угольный экспорт компании ожидается на уровне 6.7 млн т.
На прошлой неделе начались слушания по делу о высоких затратах Eskom на закупку угля. Слушания также обусловлены желанием генерирующей компании увеличить тарифы на электроэнергию для потребителей на 36%, 11.8% и 9.1% в течение следующих 3 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили падать до 115 долл./т. Давление по-прежнему оказывают высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями. При этом в ближайшие дни ожидается резкое похолодание на 4-6℃, что должно оказать ценам поддержку за счет увеличения потребления угля на ТЭС. Однако, некоторые участники рынка не ожидают существенного отскока. Кроме того, ценовая политика компании Shenhua привела к тому, что снижение цен в некоторых регионах достигало
5.5 долл./т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 14.46 млн т. (без изменений к 20.11.2024 г.), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 28.92 млн т. (+0.18 млн т. к 20.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно, без выраженного тренда. Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52 долл./т. на фоне ограниченного спроса со стороны стран АТР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 139 долл./т. по причине высоких запасов в Китае, Японии и Индии. Кроме того, в КНР ослабление юаня и рост ВВП ниже целевых показателей также негативно сказываются на импорте. Участники антиугольного протеста попытались заблокировать порт Newcastle, что в некоторой степени отразилось на отгрузках материала. Протестующие требовали отменить новые проекты по добыче ископаемых и прекратить перевалку угля в порту Newcastle к 2030 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижение, опустившись до 203 долл./т., поскольку фундаментальные факторы остаются неблагоприятными. Кроме того, в Китае на бирже Dalian Commodity Exchange продолжается снижение цен ввиду негативных настроений в ожидании новых импортных пошлин со стороны США в результате победы Трампа, что может нанести удар по экспортным поставкам стали. Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) заявила в своем прогнозе на 2025 г., что спрос на коксующийся уголь в КНР будет недостаточным из-за сокращающегося спроса на сталь и увеличения использования лома на металлургических предприятиях на 5%.
Производители стали в Европе также сталкиваются с падением спроса и высокими затратами, в результате чего компания Thyssenkrupp Steel объявила о планируемом снижении производства с 11.5 млн т. до 8.7-9.0 млн т./год и сокращении 11000 работников.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-сентября 2024 г. подскочили в 4.1 раза до 202.5 млрд руб., превысив прибыль, которая составила 111.2 млрд руб. (-73.7% к январю-сентябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 91.3 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 52% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до
163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в арбитражный суд иск о банкротстве компании Шахта Инская в связи с наличием у предприятия задолженности в размере 230 млн руб. Также ФНС подала исковое заявление о признании банкротом АО Сибирская Углепромышленная Компания из-за долга в размере 139 млн руб.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
По итогам 2023 г. выручка составила 211.7 млн руб., убыток оценивается в 114.5 млн руб.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
АО Сибирская Углепромышленная Компания также осуществляет добычу угля в Кузбассе. Балансовые запасы превышают 29 млн т. угля марки Т, востребованной в металлургии. В 2021 г. на предприятии было добыто 1.7 млн т. В 2022-2023 гг. добыча компании упала вдвое до 0.8 и 0.7 млн т. соответственно.
В 2023 г. компания получила убыток свыше 1 млрд руб., выручка составила 2.4 млрд руб. (против 4.4 млрд руб. и 6.5 млрд руб. в 2022 г. и 2021 г., соответственно).
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до 163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.).
Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Одной из основных проблем угольной отрасли остается дефицит провозных мощностей железнодорожной транспортной инфраструктуры, ограничивающий возможности экспорта. Также угольные компании сталкиваются со снижением мировых рыночных цен и ростом железнодорожных тарифов. Тем не менее на Дальнем Востоке растет объем угледобычи, а также завершен проект по строительству частной железнодорожной ветки для вывоза угля на экспорт из Якутии. Реализуются меры по развитию газопроводной инфраструктуры в целях достижения плановых показателей поставок газа в Китай. При этом сокращается производство СПГ на Сахалине.
На Дальнем Востоке отмечается рост объемов добычи угля. В Якутии за три квартала текущего года произведено 35,8 млн тонн угля, что на 32% больше результата за аналогичный период прошлого года. В республике добыто 31 млн тонн коксующегося угля и 4,5 млн тонн энергетического. Прирост в основном обеспечила компания «Эльга» (Эльгинское месторождение). В целях обеспечения экспорта растущих объемов компания в ноябре завершила строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей месторождение с терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря.
Также добычу в Якутии вели компании «Колмар» (ГОК «Денисовский», ГОК «Инаглинский»), АО ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел», разрезы «Нерюнгринский», «Кангаласский», «Джебарики-Хая») и «АнтрацитИнвестПроект» (Сыллахское месторождение). Отгрузка на ДВЖД с Эльгинского месторождения за три квартала составила 13,4 млн тонн, с Сыллахского месторождения («АнтрацитИнвестПроект») – 860 тыс. тонн.
В Амурской области в январе-сентябре 2024 г. добыча угля увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода 2023 г., достигнув 3,388 млн тонн. Около 98% от общего объема производства обеспечили «Огоджинская угольная компания» (компания «Эльга») и АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь»). Огоджинское месторождение (Селемджинский район) на сегодняшний день является основным источником добычи каменного угля в Приамурье. За январь-сентябрь на Огодже получено 1,195 млн тонн, что на 10,47% превзошло результат за аналогичный период прошлого года. План добычи на 2024 г. составляет в 2,4 млн тонн.
АО «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) произвело за девять месяцев 1,709 млн тонн бурого угля, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее. На Северо-Восточном разрезе «Амурский уголь» получил 433,2 тыс. тонн бурого угля, увеличив результат на 29,3%. Еще 50 тыс. тонн бурого угля в регионе за отчетный период обеспечили ООО «Альянс» на Архаро-Богучанском месторождении и ООО «ДальВостокУголь» на Райчихинском месторождении.
В Чукотском АО ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal[1]) в январе-сентябре 2024 г. произвело 1,272 млн тонн каменного угля на Фандюшкинском месторождении (Анадырский район), нарастив результат на 11,5% относительно аналогичного периода 2023 г. Напротив, добыча бурого угля на Чукотке (АО «Шахта Угольная») в январе-сентябре снизилась в два раза, до 57,2 тыс. тонн (на Анадырском месторождении).
Также рост добычи угля фиксируется в Хабаровском крае. АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») по результатам января-сентября 2024 г. произвело 7,4 млн тонн твердого топлива на Ургальском месторождении (Верхнебуреинский район), что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам текущего года недропользователь планирует обеспечить производство более 10 млн тонн угля.
Снижение объемов угледобычи отмечается в Магаданской области. В регионе в январе-сентябре 2024 г. было добыто 223,9 тыс. тонн угля, что на 16% ниже, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу каменного угля на Колыме осуществляют ООО «Северовостокуголь» (Верхне-Аркагалинское месторождение) и ООО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурская угленосная площадь). Каменный уголь данных месторождений поставляется преимущественно на экспорт, в то время как для внутреннего потребления области в основном используется уголь, поставляемый из других регионов (в первую очередь, с Кузбасса).
Тем не менее на сегодняшний день угледобывающая отрасль испытывает проблемы, связанные с транспортными ограничениями экспорта, ростом железнодорожных тарифов и снижением мировых цен. По итогам десяти месяцев текущего года перевалка угля в морских портах Дальнего Востока сократилась на 2,1%, до 92,2 млн тонн. Однако в октябре отгрузки из дальневосточных портов выросли на 9% относительно октября прошлого года (и на 13% относительно сентября текущего года), до 10,4 млн тонн. Основной объем был направлен в Китай, поскольку после снижения в третьем квартале, в октябре экспорт угля в КНР вырос на 8% к сентябрю текущего года и на 21% к октябрю 2023 г., составив 9,4 млн тонн, в связи с сезонным увеличением потребления.
По итогам десяти месяцев текущего года экспорт угля из России составил 164 млн тонн, что на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в КНР за данный период было поставлено 43,9 млн тонн, в Японию, Южную Корею и на Тайвань в совокупности - 23,23 млн тонн, в Индию – 8,2 млн тонн. На фоне повышения с 1 декабря 2024 г. на 13,8% тарифа на железнодорожные перевозки и последующего вероятного роста стоимости угля может продолжиться сокращение российских экспортных поставок в КНР и Индию[2]. Спад наблюдается уже в настоящее время – по итогам января-июля 2024 г. экспорт энергетического и коксующегося угля из РФ в Китай сократился на 10% относительно аналогичного периода 2024 г., до 54,4 млн тонн (в денежном отношении экспорт снизился в 1,7 раз, до 5,5 млрд долларов). Экспорт угля в Индию в январе-сентябре 2024 г. сократился на 26% по сравнению с январем-сентябрем 2023 г., составив 6,1 млн тонн.
Ожидается, что в предстоящем году будет несколько снижено влияние транспортных ограничений на поставки угля по железной дороге благодаря открытию Тихоокеанской железной дороги компании «Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева. Частная железнодорожная ветка направлена на вывоз из Якутии угля Эльгинского месторождения и поставок до терминала «Порт Эльга» в Хабаровском крае. На первом этапе пропускная способность Тихоокеанской железной дороги составит 30 млн тонн в год. Второй этап планируется ввести в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
Грузооборот угольного терминала «Порт Эльга» после запуска в 2025 г. должен составить 14 млн тонн. На втором этапе, который предполагается реализовать в первом квартале 2026 г., грузооборот должен вырасти до 30 млн тонн ежегодно, а третий этап предполагает увеличение грузооборота до 50 млн тонн в первом квартале 2027 г. Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в начале октября текущего года.
Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге 14 ноября. За первый рейс перевезено 20 полувагонов и два вагона. Протяженность пути составила 531 км (в т.ч. 500 км – по территории Хабаровского края). К концу ноября укладка железнодорожного полотна завершилась на всем протяжении Тихоокеанской железной дороги, построены все 19 станций и разъездов.
Ввод объекта в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г. Стоимость строительства составила около 146 млрд рублей, в том числе крупный кредит предоставил Газпромбанк. Терминал «Порт «Эльга» принял первый балкер «Омолон» 14 ноября. Перевалку угля планируется начать до конца текущего года. На терминале к настоящему времени готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превысила 35%, готовность причала №4 – 20%.
Стоит отметить, что в октябре правительство РФ отменило курсовую пошлину на бурый уголь – при условии, если цена превышает 63 доллара за тонну. Действие нулевых экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит продлено до 30 ноября текущего года. При этом убытки российских угольных компаний в январе-июле 2024 г. оцениваются в 3,1 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2023 г. была получена прибыль в размере 316,1 млрд рублей. На рынке наблюдается сокращение доли прибыльных компаний отрасли – с 63,1% до 48,3%.
Угольные компании также обеспокоены планами по отмене квот по вывозу угля на восток для регионов[3]. Осенью ОАО «РЖД» предложило отменить в 2025 г. квоты на вывоз угля почти для всех наделенных ими регионов, сделав исключение только для Кузбасса, но при условии вывоза в рамках квоты и других грузов, с более высокой добавленной стоимостью.
Правительство в целом поддержало идею «РЖД». Вице-премьер В.Савельев в ноябре поручил правительству предусмотреть на 2025 г. квоту в 55,3 млн тонн для Кемеровской области на вывоз в восточном направлении всех грузов[4]. Таким, образом кузбасская квота будет включать не только уголь. Помимо угля «РЖД» рассчитывает вывезти в рамках квоты порядка 15 млн тонн высокотехнологичной продукции.
Тем временем Минтранс выступает за предоставление квоты Новосибирской области[5], но только компании «Сибантрацит», в то время как в Кузбассе предоставляемой квотой могут воспользоваться все производители угля. В Минтрансе также одобряют отмену квот для остальных регионов и дополнение угольной квоты Кемеровской области другой продукцией.
Однако на необходимости сохранения квот для всех регионов-держателей в правительстве настаивает Минэнерго, возглавляемое бывшим губернатором Кемеровской области С.Цивилевым (его семье подконтролен угледобывающий «Колмар»). Бурятия, Якутия, Иркутская область, Хакасия и Тува в соответствии с планами правительства, должны в 2025 г. сохранить возможность вывоза объема угля, не превышающего квоты текущего года, при этом соглашения предполагается заключать с конкретными предприятиями, а не регионами.
По итогам девяти месяцев 2024 г. по квотам перевезено 74,1 млн тонн угля. Общий размер квоты 2024 г. для шести регионов составляет 100 млн тонн угля. В том числе из Якутии в январе-сентябре текущего года в восточном направлении было перевезено 19,5 млн тонн угля (+1% к плану, квота на 2024 г. – 26,3 млн тонн), из Бурятии – 6,7 млн тонн (+1% к плану, квота на 2024 г. – 8,5 млн тонн), из Иркутской области – 2,6 млн тонн (+4% к плану, квота на 2024 г. – 3,3 млн тонн). В Минэкономразвития полагают, что предоставление квот на вывоз угля отдельным регионам несет угрозу финансовой устойчивости «РЖД» и препятствует развитию несырьевого экспорта в восточном направлении.
В сфере добычи углеводородов «Газпром» рассчитывает увеличивать поставки газа в Китай. В ноябре Главгосэкспертиза РФ одобрила ПАО «Газпром» увеличение мощности магистрального газопровода «Сила Сибири» до проектных 38 млрд куб. м в год за счет строительства вторых компрессорных цехов на всех восьми компрессорных станциях, работающих в системе газопровода, а также второй нитки газопровода. Протяженность «Силы Сибири» составляет 3 тыс. км, его ресурсной базой являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения. В 2023 г. по газопроводу в КНР было поставлено 22,7 млрд куб. м газа. Проектной мощности поставки должны достигнуть в 2025 г.
Также Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение «Газпрому» на строительство второго участка газопровода в рамках обустройства дальневосточного маршрута поставок газа. Он предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» - от газоизмерительной станции (ГИС) до государственной границы. Работы будут проводиться в Лесозаводском городском округе Приморского края. Ранее компания получила одобрение по первому этапу проекта – участку газопровода-отвода от трубы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до ГИС.
По дальневосточному маршруту предполагается поставлять до 10 млрд куб. м газа в год с месторождений на сахалинском шельфе (проект «Сахалин-3», включающий Киринское, Южно-Киринское и Мыгинское месторождения). Начало поставок газа в КНР по данному маршруту намечено на 2027 г. В октябре текущего года «Газпром» подписал с китайской нефтегазовой корпорацией СNPC координационное соглашение о поставках по дальневосточному маршруту.
Тем временем добыча газа в рамках сахалинских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» пока не восстановилась. На проекте «Сахалин-1» добыча в январе-сентябре 2024 г. составила 6,96 млрд куб. м, что соответствует уровню добычи за аналогичный период 2023 г. В сентябре добыча сократилась на 6,4% относительно сентября прошлого года, составив 660 млн куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» за девять месяцев текущего года производство газа снизилось на 4,5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 11,46 млрд куб. м. В сентябре сокращение составило 5,5% относительно аналогичного месяца прошлого года, до 1,35 млрд куб. м.
Экспорт СПГ с завода проекта «Сахалин-2» также снижается – по итогам января-октября 2024 г. отгрузки СПГ снизились на 4% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,86 млн тонн. В октябре снижение экспорта составило 6,8% к октябрю прошлого года, до 893 тыс. тонн. Поставки СПГ из России в Китай в текущем году росли за счет отгрузок с проекта «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В апреле текущего года компания Tigers Realm Coal заключила юридически обязывающее соглашение о продаже своих чукотских активов (компании «Берингпромуголь», управляющей компании «Берингугольинвест» и геологоразведочной «Северной Тихоокеанской угольной компании») с компанией «АПМ-инвест» М.Бузука. Сделку должны еще одобрить акционеры TIG, ФАС и президент РФ.
[2] В настоящее время для Республики Корея российский энергетический уголь 6000 ккал с погрузкой в декабре предлагается по цене 116-125 долларов за тонну. Цены на уголь 5500 ккал для Китая составляют 106-107 долларов за тонну. Стоимость угля 6000 ккал для поставок в Индию – 110 долларов за тонну.
[3] Объемы в рамках квот перевозятся в приоритетном порядке – в рамках третьей очереди временных правил определения очередности.
[4] Квота Кузбасса в 2024 г. составила 54,1 млн тонн. Правительство региона предлагало увеличить квоту в 2025 г. до 68 млн тонн.
[5] В июле текущего года власти Новосибирской области запрашивали квоту в размере 10 млн тонн угля в восточном направлении и 20 млн тонн в северо-западном.
На европейском рынке угольные котировки двигались в диапазоне 124-127 долл./т. Поддержку оказывает рост цен на газ и электроэнергию. Дополнительным фактором стало увеличение потребления угля в Германии из-за низкой ветрогенерации и дороговизны газа, в результате чего угольные спреды достигли максимума с начала 2024 г., а газовые спреды остались в отрицательной зоне.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 505.42 долл./1000 м3 (+27.21 долл./1000 м3 к 13.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.05 млн т. (+0.11 млн т., или +3%, к 13.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 112 долл./т. на фоне растущего тренда на европейском рынке и открытия границ для экспортных поставок через Мозамбик. При этом некоторые экспортеры увеличивают отправки грузовиков с углем в южноафриканский порт Дурбан, избегая Мапуто (Мозамбик), поскольку риски потери груза и водителей остаются высокими в связи с возможностью вспышки новых политических протестов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т., снизившись до 117.66 долл./т. Давление на котировки оказала температуры выше сезонной нормы, высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями на 0.7-2.8 долл./т. в связи с падением продаж, что обусловлено уменьшением спроса со стороны промышленных предприятий и трейдеров.
Кроме того, власти провинции Shanxi (второй крупнейший по добыче угля регион) распорядились нарастить добычу в 4 квартале для достижения целевых 1.3 млрд т. по итогам 2024 г. Таким образом, несмотря на высокие запасы на складах потребителей, добывающие компании будут работать на 110% от согласованных мощностей до конца года. При этом в начале года по требованию властей добыча сокращалась из-за опасений, связанных с техникой безопасности.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) обнародовала новые инструкции, которые могут привести к увеличению волатильности на спотовом рынке. В рамках нового распоряжения добывающие компании смогут сократить объемы угля, резервируемого для долгосрочных контрактов. Таким образом, производители должны будут отгружать в рамках долгосрочных контрактов в 2025 г. не менее 75% добываемых объемов вместо 80% в 2023-2024 гг. (хотя данная инициатива не касается крупных компаний), а генерирующим предприятиям будет необходимо закупать не менее 80% вместо 80-100% в 2024 г.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.47 млн т. (-0.52 млн т. к 13.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 93.8 долл./т. в связи с устойчивым импортом со стороны КНР, где увеличилось потребление на прибрежных ТЭС, для которых индонезийский материал остается дешевле местного. Предложение также ограничивается дождливой погодой.
Президент Индонезии Прабово Субианто заявил, что страна закроет все угольные электростанции в течение 15 лет к 2040 г., что на 10 лет быстрее ранее обозначенного срока. Данная инициатива была озвучена в рамках его выступления о необходимости декарбонизации 19 ноября в рамках встречи G20.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. на фоне снижения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии. В связи с ослаблением юаня КНР покупает больше индонезийского угля, а Индия в связи с высокими запасами занимает выжидательную позицию.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 204 долл./т. из-за низкого спроса, а также слабых фундаментальных факторов, включая невысокий рост ВВП, и выводы участников рынков о том, что новые меры поддержки экономики Китая не будут направлены на стимуляцию внутреннего спроса. Кроме того, в КНР сохраняются предположения о новом раунде понижения цен на кокс. Однако частичный оптимизм сохраняется в ожидании пополнения запасов в преддверии зимы.
Компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая, что обусловлено ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высоких издержек и дефицита провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. Кроме того, в 2022-2023 гг. рост ж/д тарифов составил рекордные 44.6%, а с декабря 2024 г. ожидается ещё одно повышение на 13.8%. По итогам 1 полугодия 2024 года убыток Мечела подскочил почти в 5 раз до 16.7 млрд рублей против 3.5 млрд рублей убытка годом ранее.
При этом Южный Кузбасс является крупной угледобывающей компанией, в состав которой входят три шахты, четыре разреза, четыре обогатительные фабрики, ряд вспомогательных предприятий. Проектная мощность шахты Ольжерасская-Новая, где велась добыча коксующегося угля, составляет 1.8 млн т. в год, балансовые запасы — около 200 млн т.
С начала года совокупные продажи угля PCI группы Мечел, находящейся под санкциями с февраля 2024 г., упали на 25% до 0.8 млн т.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Мечела в Кузбассе сократилась до 4.7 млн т. (-0.6 млн т. или -11% к январю-октябрю 2023 г.).
На разрезе Богатырь, входящем в группу Коулстар, началась добыча антрацита в Новосибирской области. В 2024 г. отгрузка ожидается на уровне 50 тыс. т. В настоящее время компания завершает строительство двух железнодорожных станций и путей.
Запас угля антрацита на месторождении разреза Богатырь оцениваются в 300 млн т. Для достижения существенного объема производства, по некоторым оценкам, потребуется несколько лет и инвестиции в объеме более 20 млрд рублей. При этом сроки ввода объектов в эксплуатацию зависят от стоимости антрацита на международных рынках, затрат на перевозку и возможности вывоза угля из региона.
Однако в Новосибирской области, как и в Кузбассе, наблюдается падение добычи на фоне завышенных ж/д тарифов, ограниченной пропускной способности Восточного полигона, высокой себестоимости и санкций.
При этом компания Коулстар, с июня 2024 г. находящаяся под санкциями США, гарантировала транспортировку не менее 10 млн т. и обязалась построить не менее пяти крупнотоннажных судов для вывоза угля.
Добыча угля в Новосибирской области по итогам января-октября 2024 г. упала до 11.0 млн т. (-2.4 млн т. или -18.2% к январю-октября 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели продемонстрировали рост выше 125 долл./т. Поддержку ценам оказали такие факторы, как увеличение потребления, похолодание, подорожание газа и электроэнергии. Кроме того, маржинальность угольной генерации резко увеличилась до 54.35 евро/МВтч, тогда как неделей ранее она была отрицательной (-9.98 евро/МВтч). По требованию оператора RTE во Франции была вновь запущена угольная электростанция Emile Huchet мощностью 600 МВт, которая была остановлена в 2022 г. Предполагается, что данная электростанция будет использоваться в дни пиковой нагрузки.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 478.21 долл./1000 м3 (+28.04 долл./1000 м3 к 06.11.2024 г.). Темпы отбора превысили темпы поставок, что приводит к сокращению запасов в хранилищах ЕС. Опасения участников рынка также вызывает операция России по освобождению Курской области, где находится газоизмерительная станция Суджа.
Запасы угля на терминалах ARA остались без изменений на уровне 3.9 млн т. Учитывая текущие темпы потребления, данных запасов, предположительно, хватает почти на 3 месяца. Однако на складах находятся большие объемы высокосернистого материала из США, который необходимо смешивать с углем из других стран.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепились до 110-111 долл./т. Граница для поставок в Мозамбик и экспорта через порт Мапуто была открыта 09.11.2024 г. и власти сосредоточены на разрешении ситуации с образовавшейся 20-километровой пробкой. Однако представители порта предупредили, что беспорядки могут возобновиться в ближайшие дни, в результате чего поставки угля из ЮАР через Мапуто окажутся под угрозой, особенно те, которые осуществляются по автодороге. Портовому оператору Grindrod на прошлой неделе пришлось объявлять форм-мажор по всем отгрузкам.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 118 долл./т. Давление на котировки оказала теплая погода, а также прогноз, что температура будет превышать сезонную норму на 1-2 С°. Некоторые участники рынка уже не ожидают, что пополнение запасов перед зимой окажет ценам существенную поддержку. Кроме того, отмечается высокое предложение, значительно превышающее спрос. Перевозки по ж/д линии Daqin в октябре увеличились на 3% до 1.1 млн т./день, несмотря на техническое обслуживание. Некоторые поставщики понизили цены, однако это не особо помогло заинтересовать покупателей в связи с высокими запасами.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 15 млн т. (+0.2 млн т. к 06.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась практически без изменений на уровне 52 долл./т. Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным увеличением запасов на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает укрепление доллара США.
Предложение сдерживается дождями, которые начались во многих добывающих регионах, при этом некоторые поставщики переориентируются на внутренних потребителей или намеренно ограничивают добычу с целью избежать перенасыщения рынка и давления на цены.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 142 долл./т. из-за сокращения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии, где завершилась блокада ж/д путей Cerrejon, соединяющих месторождение с экспортным терминалом Puerto Bolivar.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 206 долл./т. на фоне невысокого предложения и одобрения мер поддержки экономики Китая.
Власти КНР одобрили пакет мер на сумму 10 трлн. юаней (1.4 трлн. долл.) по поддержке ослабленной экономики страны, утвердив повышение потолка долга местных органов власти. Инициатива также направлена на стабилизацию экономики на фоне грядущей напряженности с США при Дональде Трампе, который обещал резко повысить торговые пошлины. Однако дополнительные меры по прямой стимуляции внутреннего спроса не были объявлены, что потенциально разочаровало участников рынка. При этом сентябрьские правительственные меры поддержки по денежно-кредитному стимулированию, которые включали снижение процентных ставок и поддержку фондовых рынков и рынков недвижимости, начали оказывать позитивное влияние на экономику.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией Тихоокеанской железной дороги, прибыло первое балкерное судно. Также компания Эльга запустила первый грузовой состав из 20 полувагонов с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км. Однако, по сообщениям участников рынка, во время движения произошел сход локомотива и 4 вагонов.
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. В зимнюю навигацию 2024‒2025 гг. планирует ледокольное сопровождение с помощью двух ледоколов. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Эльги увеличилась до 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Сибантрацит планирует в 2025 г. начать строительство углепогрузочной ж/д станции в Кузбассе с целью развития добывающих активов (Разрез Верхнетешский, Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский). На первом этапе мощность станции составит 2 млн т. угля в год с возможностью дальнейшего увеличения.
Станция будет оборудована куполом и системой фильтрации воздуха, а ж/д пути будут закрыты пыле-шумозащитными экранами, чтобы предотвратить распространение угольной пыли.
Разрезы Кузнецкий Южный и Малиновский (пока не ведет добычу) вошли в состав группы в 2023 г. Общие запасы новых активов оцениваются в 490 млн т. металлургического угля.
В январе-октябре 2024 г. добыча Сибантрацита, попавшего под санкции США в мае текущего года, сократилась до 4.8 млн т. (-2.4 млн т. или -42.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели упали ниже 119 долл./т. Давление на котировки оказало снижение цен на газ и электроэнергию, а также комфортный уровень запасов на складах ARA. Кроме того, маржинальность угольной генерации в Германии (угольные спреды) оказалась отрицательной (-9 евро/МВтч), тогда как неделей ранее она была положительной и составляла около 9 евро/МВтч. При этом доля ВИЭ в энергобалансе Германии упала с 48% до 35%, а доля ископаемых видов топлива выросла с 52% до 65%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно понизились до 450.17 долл./1000 м3 (-9.49 долл./1000 м3 к 30.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA составили 3.90 млн т. (+0.03 млн т. за неделю), которых при текущих темпах потребления хватит почти на 3 месяца.
Индекс южноафриканского угля 6000 завершил неделю на уровне 110 долл./т. на смешанных сигналах. С одной стороны, цены находились под давлением негативной динамики европейского рынка и невысокого спроса. С другой стороны, некоторую поддержку оказало ограничение предложения в связи с закрытием доступа для грузовиков в Мозамбик для экспорта через порт Мапуто. Политические волнения в Мозамбике после прошедших выборов и случаи поджогов грузовиков подтолкнули власти ЮАР к временному закрытию границ, что привело к невозможности доставки южноафриканского угля автотранспортом на экспортный терминал Мозамбика.
Glencore сообщила о сокращении добычи энергетического угля в ЮАР на 21% до 8.2 млн т. в январе-сентябре 2024 г., что обусловлено ограничением провозных мощностей. Из них 3.8 млн т. были направлены на внутренний рынок (+0.9 млн т. к январю-сентябрю 2023 г.). Компания рассмотрит возможность увеличения добычи, если ситуация с ж/д инфраструктурой страны будет улучшаться. По итогам 2024 г. Glencore ожидает, что добыча энергетического угля составит 98-106 млн т. против 107 млн т. в 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно снизились до 120 долл./т. Некоторые участники рынка настроены негативно в связи с теплой погодой, а также признаками избыточного предложения на фоне роста запасов на складах электростанций и портов.
Кроме того, в ходе недавнего заседания добывающая и генерирующая компания Shenhua озвучила прогноз, что высокие темпы добычи и импорта сохранятся, оказывая еще большее давление на внутренний рынок в следующем году, что обусловлено увеличением мощностей солнечной и ветряной генерации. Согласно некоторым оценкам, цены на уголь 5500 ккал/кг NAR могут упасть до 105.5 долл./т. FOB Qinhuangdao, тогда как в 2024 г. средняя цена составляет 122.5 долл./т. FOB.
При этом в добывающих регионах в краткосрочной перспективе сохраняется оптимизм на ожидании пополнении запасов ТЭС и спроса со стороны химической отрасли. Также некоторые участники рынка прогнозируют отскок цен FOB в середине ноября благодаря росту спроса на отопление в ряде регионов, включая центральную и восточную части Китая.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 14.84 млн т. (+0.12 млн т. к 30.10.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 94 долл./т. (+1 долл./т. к 16.10.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно снизилась до 52.3 долл./т.
Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным постепенным возвращением индийских покупателей после праздников и высокими запасами на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает устойчивое предложение.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 144 долл./т. на фоне коррекции европейского энергетического рынка и окончания периода технического обслуживания судопогрузочных машин и причалов на экспортных терминалах в Австралии. В связи с высокими ценами на австралийский материал и санкциями против России Япония нарастила импорт из Колумбии (на 143%) и ЮАР (на 16%) в сентябре, а также из других стран, включая Казахстан.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировался ниже
205 долл./т. в результате неопределенности и выжидательной позиции участников рынка. Поставщики стремились заключать сделки с привязкой к индексу или откладывать переговоры, поскольку прошедшая и следующая неделя наполнены событиями, включая выборы в США и решение по процентной ставке ФРС. Однако существенное снижение цен маловероятно, поскольку на спотовом рынке наблюдается невысокое предложение ввиду ограниченного объема ресурсов в распоряжении трейдеров.
РЖД добилось согласования почти всех своих предложений по индексации тарифов на 2025 г., в результате чего с 1 декабря 2024 г. тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13.8%. Кроме того, на 10% будут увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов. Также понижающие коэффициенты для перевозок экспортного угля будут отменены окончательно, несмотря на большие убытки угольных предприятий и почти рекордную прибыль РЖД.
Согласно разработанному плану, тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря, хотя ранее рассматривался вариант двухэтапной индексации с 1 ноября либо одномоментной, но с 1 января 2025 г.
В новое повышение входят целевые надбавки, включая 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность. Ранее предполагалось, что надбавки могут быть отменены.
Понижающие коэффициенты к тарифу в размере 0.4 и 0.895 для дальних перевозок экспортного угля (действие которых было временно приостановлено с июня 2022 г.) было решено окончательно отменить, несмотря на кризисную ситуацию на рынке, обращения экспортеров и представителей угольных регионов.
Тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и крытых вагонов вырастут на 10%. Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов.
В индексации тарифа РЖД удалось также перейти с потребительской на промышленную инфляцию. Вместо формулы инфляция минус 0.1% новые принципы предполагают использование композитного индекса, который учитывает темпы роста издержек монополии по основным статьям затрат и является менее прозрачным и прогнозируемым.
При этом прибыль РЖД за I полугодие 2024 года составил 254.9 млрд рублей, тогда как угольщики получили убыток, который за аналогичный период достиг 7.1 млрд руб.
Кроме того, РЖД выступило с инициативой не продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. Однако, в 2024 г. сокращение отгрузок угля и меры по разгрузке сети не имеют должного эффекта, поскольку выпадающие объёмы угля РЖД так и не сумело заместить другими грузами.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Угольные котировки на европейском рынке на прошлой неделе двигались в диапазоне 119-122 долл./т. Поддержку индексам оказали высокие цены на природный газ, а также прогнозы существенного похолодания в ноябре. Угольная и газовая генерация в Европе увеличилась на фоне сокращения возобновляемой генерации и более холодной погоды, что привело к росту стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию в Германии подскочили с 84.97 евро/МВтч до 113.15 евро/МВтч. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала с 62% до 53%, тогда как доля генерации на ископаемом топливе выросла с 38% до 47%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно скорректировались вниз до 459.66 долл./1000 м3 (-1.00 долл./1000 м3 к 23.10.2024 г.). Частичное давление на котировки газа оказало предупреждение Goldman Sachs о возможном падении цен, если ЕС продолжит наращивать поставки газа из России. Запасы угля на терминалах ARA выросли до 4.10 млн т. (+0.28 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался на уровне прошлой недели около 110 долл./т. Деловая активность снижается в преддверии праздников в Индии (31 октября отмечается Фестиваль Огней). При этом индийские производители губчатого железа заняли выжидательную позицию и через неделю планируют вернуться к покупкам материала на январь. Кроме того, 24 октября, циклон Дана обрушился на восточное побережье страны и повлиял на работу некоторых портов, включая Dhamra, Paradip и Haldia.
Запасы на складах терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достигли максимума с 2021 г. и составили 3.96 млн т. (+0.3 млн т. к 23.10.2024 г.). При этом экспортные отгрузки упали за неделю на 30% до 0.83 млн т. против среднего недельного значения в 2024 г. в объеме 0.95 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 120 долл./т., практически не изменившись к уровню прошлой неделе. Поддержку котировкам оказывает остановка добычи некоторыми небольшими компаниями в связи с исчерпанием месячной квоты. Потребление угля на электростанциях в восьми прибрежных провинциях увеличилось с 1.87 млн т./день до 1.93 млн т./день.
При этом спрос остается ограниченным, и некоторые участники рынка ожидают падения цен FOB. До 5 ноября прогнозируется температура выше сезонной нормы на 1-3°С, а завершившееся техническое обслуживание ж/д линии Daqin приведет к увеличению складских запасов в портах в результате роста ж/д отгрузок до 1.20 млн т./день.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.72 млн т. (-0.15 млн т.), запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.63 млн т. (+0.58 млн т. к 23.10.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 93.6 долл./т. (-0.20 долл./т. к 23.10.2024 г.), низкокалорийный материал 4200 GAR осталась на уровне 52.3 долл./т. (без изменений к 23.10.2024 г.).
Котировки индонезийского угля находились под небольшим давлением из-за отсутствия значительного покупательского интереса на спотовом рынке, что связано с большими запасами угля у покупателей. Однако некоторые экспортеры не планируют увеличения предложения до конца года, поскольку не заинтересованы в дальнейшем падении цен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 145 долл./т. на фоне технического обслуживания терминалов в преддверии сезона циклонов (ноябрь-апрель). На терминале Abbot Point Coal Terminal (APCT) проводится обслуживание судопрогрузочной (СПМ) машины с 23 октября по 10 ноября, на терминале PWCS – техобслуживание СПМ с 31 октября по 2 ноября и на Hay Point Coal Terminal – обслуживание причалов с 24 октября по 7 ноября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Поддержку котировкам оказывает активность китайских производителей стали, нарастивших производство в связи с улучшением ситуации с маржинальностью, которая еще в сентябре была отрицательной.
Компания Glencore заявила об увеличении производства металлургического угля на 113% до 11.1 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. по сравнению с 5.2 млн т. за аналогичный период прошлого года, что обусловлено приобретением доли в канадской компании Elk Valley Resources у Teck Resources в размере 77% за 6.93 млрд долл. 11 июля 2024 г. Согласно прогнозам компании, по итогам 2024 г. добыча составит 19-21 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД падение экспорта российского угля усиливается. В январе-сентябре 2024 г. на экспорт было отгружено на 15.0 млн т. или на 9.3% меньше, чем в январе-сентябре 2023 г. Прогнозируется, что в 2025 г. негативный тренд продолжится.
В октябре 2024 зафиксировано максимальное снижение отгрузки на терминалы Северо-Запада и Юга. В отдельные сутки на Усть-Лужский ж/д узел отгрузка угля практически не производилась РЖД.
Прогноз отгрузки угля на Тамань в октябре 2024 г. составляет 0.8 млн т. (снижение на 1.2 млн т. или на 60% к уровню 2023 г.). Прогноз отгрузки угля в Усть-Лугу в октябре 2024 г. 2.1 млн т. (снижение на 0.7 млн т. или на 25% к уровню 2023 г.).
Срыв текущей отгрузки в адрес порта Тамань не связан с переговорами грузоотправителей с терминалом. Угольные компании договорились с терминалом по условиям перевалки еще в июне 2024 г. Текущие заявки по перевозке угля в адрес порта Тамань свидетельствуют о стабильном спросе на перевалку в Тамани.
Из-за недозавоза склады угля в портах погрузки близки к нулю, увеличивается простой судов на рейде в ожидании груза. В этой ситуации экспортеры вынуждены переносить обязательства по поставке перед покупателями на будущие периоды, что чревато риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, например рынка Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика - Колумбию.
С учетом срыва отгрузки по РЖД и невозможности экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, сегодня наблюдаем обратный тренд - замещение российского угля колумбийским: в январе-августе 2024 г. доля российских поставщиков на турецком рынке снизилась с 71% в 2023 г. до 61% в январе-августе 2024 г.
Таким образом, российские экспортеры не смогут воспользоваться ростом цен на западном направлении в 4-м квартале(+27 долл./т. к минимальному уровню индекса API2 в 2024 г.: 118.3 долл./т. текущий уровень к 91.3 долл./т. в середине февраля 2024 г.), что приведет к еще большим убыткам отрасли в 2024 г.
Помимо этого, потеря доля на рынке Турции повлечет за собой увеличение убытков в последующие периоды. Из-за санкций и закрытия рынка Европы для российского угля, следующий «ближайший» рынок сбыта для отечественных экспортеров - Индия, куда фрахт на 20 долл./т. выше, чем до Турции из Усть-Луги.
В октябре зафиксировано рекордное количество брошенных груженых поездов с углем на сети РЖД, которая практически парализована. Некоторые груженные составы простаивают более месяца в ожидании движения.
Продолжается тренд по нехватке локомотивных бригад (неофициальная причина - простой локомотивов из-за недостаточного количества локомотивных бригад в связи с низкими зарплатами в РЖД).
В первую очередь снижается экспорт угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области: суммарно на 15 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. (к январю-сентябрю 2023 г.). Незначительная положительная динамика наблюдается только по Якутии и Дальнему Востоку.
Отгрузки на экспорт из Кузбасса в сравнении с 2021 г. упали на 27 млн т. или на 16%.
Из 130 российских угледобывающих предприятий 64 убыточны (данные на август 2024 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-августа 2024 г. подскочили в 2.7 раза до 116.9 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 112.0 млрд рублей (-71.2% к январю-августу 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 4.9 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости. По итогам года убыток отрасли прогнозируется на уровне 34.0 млрд руб. Последний раз совокупный аналогичный показатель наблюдался только в 2020 г., когда он составил 37.6 млрд руб.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Кроме того, продолжает действовать пошлина на коксующийся уголь.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-сентября 2024 г. упала до 147.0 млн т. (-13.0 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 148.1 млн т. (-15.7 млн т. или -9.6% к январю-сентябрю 2023 г.).