История с медведем, который после ДТП на трассе Хабаровск – Ванино напал на наехавший на него Lexus, судя по всему, для косолапого закончилась трагично – он найден мертвым на обочине дороги.
Напомним, история случилась на 149 километре федеральной трассы в Нанайском районе Хабаровского края, где медведь переходил шоссе, в это время его сбил Lexus. Оправившись от удара, хищник принялся громить «обидчика»: прокусил стойку лобового стекла, погрыз бампер, порвал капот, вдавил лобовое стекло. Предположительно, из-за сработавших подушек безопасности, медведь не увидел людей в салоне и через несколько минут ушел в тайгу.
По всей видимости, травмы для медведя оказались смертельными, на следующий день он был обнаружен мертвым на обочине.
Покормить медведя = оказать медвежью услугу. И ему, и себе. Природа позаботилась о диких зверях – дала им инстинкты и кормовую базу в пределах своего ареала. Псевдосердобольность приучает хищников к несвойственной им манере пропитания, а инстинкт может в любое мгновение заставить броситься на человека предлагающего еду.
В соцсетях появилось видео, где молодой мужчина едва спасся в своей машине от молодого медведя, которого решил покормить с руки на обочине дороги на Камчатке. Парень остановился, вышел из машины и, протягивая угощение, начал приближаться к хищнику. Тот, в свою очередь, сначала попятился, но потом резко побежал на своего благодетеля. Парню удалось запрыгнуть на крышу автомобиля и спуститься внутрь. Также в июле ряд федеральных каналов показали, как на Камчатке с рук кормили яйцами и конфетами огромного медведя, который забрел прямо во двор частного дома. Удивительная история случилась в 2021 году тоже на Камчатке: молодая семейная пара провела в лесу 11 дней, спасаясь от выслеживающего их медведя. Большую часть времени они находились на деревьях. Воды и еды у них не было. Происшествие случилось в районе Банных источников в 60 км от Петропавловска-Камчатского. Им всем повезло. То так бывает не всегда.
Во многих регионах Дальнего Востока «медвежья проблема» возникает из года в год – трагические случаи нападений происходят на Камчатке, в Якутии, на Сахалине, на Колыме, в Хабаровском крае, Приморье. Адекватный хищник не выходит на оживленные дороги, в города, обходит стороной шумные лагеря туристов. К появлению на непривычной для зверя территории может подтолкнуть природный пожар, засуха, половодье или бедный на лесные и речные дары год. Несмотря на то, что дикие звери пугливы, им приходится менять свои повадки и выпрашивать пищу у человека даже в хорошие времена – ведь многие из них успели полакомиться сгущенкой, колбасой или сыром, что им подкинул из проезжающей машины человек. Неизбежны приходы медведей и к свалкам пищевых отходов, манящих съестным ароматом.
Прикормленный медведь начинает негодовать, когда начинаются перебои с кормёжкой, он начинает требовать пищу и в этом случае неизбежно нападение, ведь с вербальным общением у зверя не очень. Ситуации, когда подкормленного медведя приходится отстреливать - обыденность. В этом году на Камчатке пришлось уже отстрелись 21 медведя.
На Камчатке конфликтные ситуации «человек-медведь» чаще всего происходят в Елизовском районе. Замминистра природных ресурсов и экологии региона Владимир Гордиенко рассказал, что отстреливать приходится тех животных, которые заходят на территории населенных пунктов и непосредственно жизни и здоровью местных жителей. Регулярно медведи наведываются также в село Эссо, где летом отдыхает большое количество туристов, и в город моряков-подводников Вилючинск. Случается, что хищники появляются и в столице края – спускаются с сопок в центре Петропавловска-Камчатского, но это реже.
В этом году медведи уже уничтожили около десятка голов крупного рогатого скота и около 15 баранов, были случаи нападения на собак. Всего в региональный Охотнадзор в этом году было поступило больше 100 обращений.
«Есть сообщения и о выходе на окраину города Елизово. На реке Пиначево и Авача, когда массово пошел лосось, рыбаки-браконьеры, как водится, оставляют много выпотрошенной рыбы на берегу – это привлекает медведей. Много сообщений приходит с баз отдыха из поселков Термальный и Паратунка – зачастую администрации баз не вывозят рыбные и другие пищевые отходы либо неправильно их утилизируют. Медведи идут на запах. Отдельно стоит вопрос о медведях, сидящих на дорогах на Мильково и Усть-Большерецк. У медведя очень просто изменить типичную модель поведения – его очень просто прикормить, а отучить от этой привычки невозможно. До умов граждан это не доходит», – говорит Владимир Гордиенко.
Замглавы управления государственного охотничьего надзора, разрешительной деятельности и государственного охотреестра Камчатского края Всеволод Воропанов рассказал EastRussia, что помимо отстрела прикормленных медведей, на Камчатке применяют и более гуманные способы, которые «иногда завершаются успешно». Медведей вывозят в более безопасное место с помощью специальной ловушки. Региональные власти пытаются изменить ход вещей, и около года назад разработали проект постановления по регулированию поведения людей по отношению к диким животным.
«Нужно достучаться до людей, чтобы не допускать кормления животных. В постановлении указывается, что к крупным животным (медведь, лось, северный олень, снежный баран) нельзя походить ближе, чем на 200 метров. Проект еще обсуждается, правила не распространяются на ООПТ, это не входит в полномочия региональных властей. Но они и сами справляются – есть специальные утвержденные маршруты для туристов с площадками для наблюдения на безопасном расстоянии», – рассказал он, добавив, что другие регионы Дальнего Востока поддержали инициативу края, и разрабатывают собственные правила наблюдения за животными.
Согласно проекту постановления, запрещается приближаться к мелким диким животным (суслик, белка, заяц, птицы) менее чем на 20 метров; средним (лисица, волк, рысь) – менее чем на 50 метров, к крупным нельзя подходить на расстояние как минимум в 200 метров. При посещении природных комплексов запрещено находиться с собаками без намордника в период покоя диких животных – с 1 апреля по 30 октября. Запрещено оставлять пищевые и бытовые отходы, которые могут привлечь зверей. Кормить их категорически запрещено. Также нельзя преграждать путь диким животным в случае их отхода из зоны встречи, преследовать их, в том числе с помощью дронов. Нельзя стрелять по диким животным из любого вида оружия, бросать предметы или пытаться привлечь их внимание. Нельзя беспокоить выводковые убежища животных.
Использовать пиротехнику можно только в случае самообороны. Разрешено контактировать с животным только с целью освобождения его от инородных предметов на теле.
Экологи, зоологи и опытные охотники призывают не кормить медведей – рано или поздно рука кормящего окажется в пасти хищника.
Корреспондент EastRussia поговорил с одним из самых опытных специалистов по белому медведю в России – старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, биологом Анатолием Кочневым и узнал, как сегодня хищник приспосабливается к изменениям климата, как адаптировал под новые условия свои пищевые привычки и как уживается рядом с человеком.
Всего в России обитают три популяции белого медведя: карско-баренцевоморская, лаптевская и чукотско-аляскинская. Последняя – самая многочисленная. Звери преимущественно размножаются на территории самого северного заповедника России – «Остров Врангеля». 70% медведей рожают на островах Врангеля и Геральда, поэтому их называют родильными домами хозяев Арктики.
Особенности учёта
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году. Мишек считали двумя способами – мечением и повторным отловом (с 2008 до 2016 годы) и авиаучётом. Первый метод оценки численности умок проводился в американской части ареала с экстраполяцией на всю площадь популяции. В тоже время в 2016 году был проведён российско-американский авиаучёт мишек. Национальные команды биологов считали в своих территориальных водах не только медведей, но и тюленей, которые являются основой рациона хищников. Специалисты обследовали акваторию площадью почти полмиллиона квадратных километров.
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году
фото: Анатолий Кочнев
Поэтому сегодняшние оценки численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя сильно разнятся. По данным первого метода – это почти 3 тысячи особей, результаты же авиаучёта показали более высокую оценку численности хищников – в 4,4 тысячи.
«Нужны новые исследования, чтобы дать более точную оценку популяции. Сейчас мы ищем финансирование, чтобы в ближайшие три года провести новый учёт. Возможно, это будет оценка уже новым методом. На конференции «Вселенная белого медведя» коллеги рассказывали о своём опыте работы с беспилотными летательными аппаратами на острове Врангеля. БПЛА даёт картинку более высокого качества, можно увеличить снимок и детально рассмотреть зверей. Но могу сказать, что белый медведь живёт сорок лет, поколение сменяется раз в двадцать лет и нет необходимости проводить авиаучёты чаще, чем раз в десять лет. На протяжении одного-двух поколений в популяции не происходит каких-то заметных изменений», – рассказывает Анатолий Кочнев.Жив, здоров и хорошо питается
Анатолий Кочнев наблюдает за белыми медведями в условиях дикой природы уже сорок лет и отмечает, что сегодня арктический хищник, обитающий на Чукотке и Аляске чувствует себя довольно неплохо. Учёный мониторит регулярные осенние скопления медведей в разных районах Чукотки. В последнее время биолог чаще всего работает в восточной части Чукотского автономного округа на мысе Шмидта рядом с национальным селом Рыркайпий и на острове Врангеля.
«В прошлом году я полтора месяца наблюдал за поведением хищников на острове в бухте Сомнительной. Все звери выглядели достаточно здоровыми, нормальной степени упитанности, истощённых особей среди них не встречалось. Значит условия для охоты у умок нормальные. Пока никаких критических и тревожных событий в жизни медведей не происходит. Особи, которых мы видим, а это значительная часть популяции – на нехватку пищи точно не жалуются», – отмечает Анатолий Кочнев.
Жить захочешь, не так приспособишься
По словам учёного, представители чукотско-аляскинской популяции в постоянно меняющихся климатических условиях проявили высокую степень адаптации в отличие от мишек, обитающих в районе Канады в Гудзоновом заливе и заливе Джеймса. На последних сокращение площади ледового покрова влияет крайне негативно. Сейчас эти медведи долго живут без льда и вынуждены чаще выходить на берег, который довольно беден в плане пропитания. В итоге мишки часто голодают, а у взрослых особей сократился средний вес и снизился уровень рождаемости. Канадские учёные дают неутешительные прогнозы по этой популяции.
фото: Анатолий Кочнев
Но белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья. В первую очередь в это связано с особенностью природных условий в месте обитания популяции. Район Берингова пролива и прилегающих к нему частей Арктики обладает высокой биологической продуктивностью. Здесь обитает самая многочисленная популяция моржей и находятся все крупные лежбища этих животных. Например, мыс Сердце-Камень, на побережье которого собирается порядка 80% мировой популяции саблезубых. И если изменение климата плохо влияет на моржей, вынужденных из-за сокращения ледового панциря выходить на берег раньше времени и чаще погибать в давке с сородичами, то для медведей такие места превращаются в столовую.
Всё дальше на северо-запад начали проходить киты, куда раньше их не пускали льды – в Чукотское и Восточно-Сибирское моря. Животных нередко выбрасывает волнами на берег и теперь они также стали доступными для медведей. В период, когда на берегу нет моржей и из-за отсутствия льда нельзя добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц и даже ест красную рыбу. Так, несколько лет назад в реки острова Врангеля впервые зашла горбуша. И если белые медведи никогда не ловили рыбу, то столкнувшись с таким деликатесом, начали постепенно учиться рыбачить, как их бурые собратья на Камчатке. Всё это говорит о том, что пищевые привычки у умок начали серьёзно меняться и они перестают быть классическими хищниками.
Когда на берегу нет моржей и не получается добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц
фото: Анатолий Кочнев
«Наши медведи очень умные, они быстро начали приспосабливаться к новым условиям. И если нет льда, то животные идут искать трупы моржей и китов на берегу. Раньше падали было гораздо меньше, а возможностей добыть свежего тюленя на льдах – больше. Поэтому потребление падали наблюдалось реже, чем сегодня», - отмечает Анатолий Кочнев.
Однако учёный предупреждает, что ситуация с белыми медведями можно быстро измениться. Более-менее благоприятная ледовая обстановка всё ещё очень важна для полярных хищников. К примеру, два последних года в месте обитания мишек стояли довольно низкие температуры, что позволило умкам хорошо поохотиться и набрать достаточно жира. А когда несколько лет назад льды уходили от побережья на расстояние более, чем тысяча километров, на побережье встречалось много худых и голодных зверей. И если нормальной ледовой обстановки не будет несколько лет подряд, популяции грозят большие проблемы.
Тогда мы идём к вам
Основная задача биолога – изучение повадок зверей и составление рекомендаций по избеганию конфликтов с хозяином Арктики для жителей прибрежных посёлков. Количество населённых пунктов Чукотки, в которых летом и осенью появляются медведи, растёт. Хищники стали всё чаще появляться в Чукотском районе – Инчоуне, Энурмино, Нешкане. Если раньше медведь выходил к людям примерно раз в три-пять лет, то сейчас «навещает» их каждый год. При этом, многие из хищников наведываются в посёлки далеко не в первый раз.
«На мысе Шмидта я встречаю медведей, которые намеренно остаются здесь после распада льдов. В своё время они нашли тут пищу и теперь начали постоянно сюда приходить. Звери начали понимать, что на льду им будет даже сложнее кормиться, чем на суше. И часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу», - рассказывает Кочнев.
Часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу
фото: Анатолий Кочнев
В некоторых сёлах востока Чукотки работают «Медвежьи патрули», которые помогают местным жителям избежать конфликта с умками. Например, в Рыркайпии и Ванкареме патрульные за много лет уже выработали эффективную стратегию защиты жилого пространства. Активисты патруля ежедневно обходят пространство вокруг села и если находят свежие медвежьи следы, то начинают осматривать в бинокль окрестности. В Рыркайпии, где в отличие от Ванкарема есть мобильная связь, о незваных гостях активистам часто сообщают жители села. Патрульные выезжают на квадроциклах к медведю и отгоняют его за пределы населенного пункта помощью сигнальных патронов и транспорта. Если активисты нашли на побережье труп тюленя, моржа или кита, которого волнами может выбросить непосредственно около села, то люди тракторами оттаскивают туши на безопасное расстояние от домов.
«Конечно, жители очень волнуются, когда много медведей собираются вокруг посёлка и долго сидят. А когда хищники начинают с аппетитом грызть тушу моржа, то рёв стоит на всю округу. Разумеется, люди часто паникуют. Но с точки зрения биологии ситуация не такая страшная, как может показаться. Если у медведей есть морж, то им не надо бегать за собаками или людьми. Обилие медведей наоборот безопасно для человека. Гораздо опаснее, когда морж не выходит на берег и хищнику нечего есть. Медведи не собираются, а прячутся и становятся незаметными», - отмечает биолог.
Белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья
фото: Анатолий Кочнев
С помощью квадрокоптера Анатолий Кочнев в разные годы насчитывал за один полет на мысе Кожевникова от 20 до 30 умок. Звери искусно прятались от людей, из-за чего они расслаблялись и теряли бдительность – в селе в вечернее время ходили выпившие жители, а за детьми, гуляющими на берегу, никто не присматривал. И в любое время к людям мог выйти очень голодный и опасный зверь. Поэтому человек всегда должен учитывать факт соседства со зверем и сохранять бдительность, чтобы избежать потенциальных опасных ситуаций.