Минвостокразвития России и Еврейская автономная область подписали соглашение о реконструкции и строительстве новой системы наружного освещения в Биробиджане в рамках программы «Дальневосточная концессия». Это один из первых двух проектов в рамках данной программы в ДФО.
Как рассказали EastRussia в правительстве ЕАО, в рамках проекта будет заменена сеть уличного и дворового освещения, светофоры, что сделает жизнь в Биробиджане комфортнее и безопаснее. Вторым городом, где будет заменено уличное освещение, станет Чита.
Напомним, механизм государственной поддержки «Дальневосточная концессия» был запущен в 2021 году для снятия инфраструктурных ограничений для жителей регионов и инвесторов ДФО. В настоящее время в рамках программы реализуются восемь пилотных проектов с общим объемом инвестиций 12,3 млрд рублей – все в Магаданской области.
У каждого ресторатора или шеф-повара свой путь в профессию: кто-то с детства грезил вкусно кормить людей и планомерно шел к успеху, кто-то в общепите оказался случайно, но быстро понял, что это занятие ему по душе. Наша сегодняшняя героиня начинала как бизнесмен в сфере, не имеющей никакого отношения к кафе и ресторанам. Но жизнь так сложилась, что сегодня она не только хозяйка популярного в Биробиджане кафе Felicita, но и возглавляет Ассоциацию рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО.
Олеся Железнякова родилась в Благовещенске в семье военного врача. Как это часто бывает в семьях тех, кто служит Родине, пришлось пожить в разных городах и даже странах: одно время отец Олеси служил в Германии. Из Европы направили служить в Еврейскую автономную область, где отец получил звание заслуженного врача ЕАО. Трудился и на пенсии, пока его не сгубил коронавирус: он продолжал вести прием больных во время пандемии и, к сожалению, сам заразился коварной болезнью...
Олеся Железнякова по первой профессии санитарный фельдшер — окончила медицинское училище. Высшее образование получила в Хабаровской академии экономики и права по специальности «Юриспруденция». Долгие годы совмещала работу юриста с ведением собственного бизнеса: еще в 2002-м наладила производство подушек и других изделий с наполнителем лузги гречихи. Гречишная шелуха не сминается при производстве сидений и подушек, поэтому такой наполнитель эффективно повторяет контуры тела. В случае с подушкой это обеспечивает правильное положение шеи и головы, что помогает предупредить боли в шее и неприятные ощущения в мышцах.
В то время в Октябрьском районе ЕАО активно выращивали гречиху, которая перерабатывалась на семейном заводе Железняковых. Продукция была очень востребованной, бизнес шел хорошо, на Дальнем Востоке такой товар никто не выпускал: ближайшие производители были только в Китае. Но, увы, два кризиса 2008 и 2012 года «поставили крест» на успешном предприятии. В ЕАО перестали выращивать гречиху, семейный завод пришлось закрыть. Сначала старались спасти положение, закупая лузгу на элеваторе в Благовещенске, но спрос на товар упал и в итоге пришлось с бизнесом расстаться.
Но без работы Олеся Железнякова находиться не привыкла и стала помогать мужу в его «вкусном бизнесе»: он занимался производством хлеба и кондитерских изделий. Олеся Викторовна прошла обучение на курсах кондитеров, стала развивать производство тортов на заказ. Такой вид деятельности приносил ей большое удовольствие.
А вскоре воплотилась в жизнь обоюдная мечта Олеси и ее супруга. В самом центре Биробиджана они приобрели кафе Felicita, где основным блюдом в меню были разного вида пиццы.
Опять многому пришлось учиться заново. К примеру, тогда Олеся Железнякова всерьез впервые задумалась: а что в заведении общепита главное — еда, посуда, интерьер, место расположения? И пришла к выводу, что главное — это любить своих гостей.
«И не просто самому любить приходящих в кафе людей, но научить этому и персонал, — рассуждает Олеся Железнякова. — Если не будет этой любви и уважения, то не поможет ни персонал, ни еда, ни идеальный сервис».
Можно ли наличие своего кафе назвать хобби?
«Если это хобби, то достаточно дорогостоящее, — улыбается Олеся Железнякова. — А вообще хобби — это любимое занятие в свободное время. Но, получается, что, с одной стороны, мои мысли заняты кафе круглые сутки, с другой, я занимаюсь этим с удовольствием, получаю удовлетворение, когда вижу результат своей работы, слушаю положительные отзывы гостей».
В разговоре с рестораторами всегда всплывает тема пандемии коронавируса: слишком сильно она ударила именно по ресторанному бизнесу. Главная проблема — кадры перетекли из сферы общепита в другие отрасли, и перетекли безвозвратно. Были в 2020 году в связи с эпидемией и проблемы у биробиджанского кафе Felicita. Но сегодня Олеся Железнякова предпочитает видеть в той ситуации и положительные моменты.
«Когда бы мы еще так эффективно организовали доставку своих блюд? — восклицает она. — Искали новые формы продвижения своей пиццы и других блюд, придумывали акции. Благодаря этому не просто смогли выжить, но и сохранили коллектив, продолжили работу после пандемии».
Однако проблемы с профессиональными кадрами остаются актуальными до сих пор. Людей не хватает, но это не означает, что в свое кафе Олеся Железнякова набирает всех подряд.
«Для меня важно выстроить с работником хорошее взаимодействие для достижения потом нужного результата. По-другому не получится. Обращаем внимание насколько этот человек подходит нашей компании, вписывается ли он в наши ключевые характеристики».
Постоянно в кафе и ресторанах Биробиджана не хватает поваров и официантов. Первых — потому что квалифицированных специалистов всегда было немного в области, а официанты — это, прежде всего люди молодые, которые часто покидают родной регион в поисках более счастливой жизни.
«Я считаю, что официант — это профессия временная, — категорично говорит Олеся Железнякова. — Это в Европе можно встретить мужчин в солидном возрасте, работающих официантами. У нас другой менталитет и эта профессия, как правило, становится стартовой в начале трудовой деятельности молодежи. Но те, кто овладел ею, получают неоценимый опыт на всю жизнь. Ведь именно в этой профессии ты учишься определять тип гостя, находить к нему подход, учишься коммуницировать с остальной командой. И это, конечно, трудно переоценить».
Отдельная страница в жизни Олеси Железняковой — руководство Ассоциацией рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО. Мысль о ее создании пришла в 2019 году на съезде рестораторов, который проводился в Биробиджане по инициативе одного крупного инвест-агентства.
«Всегда легче сообща решать какие-то проблемы, есть у кого спросить совет, — размышляет Олеся Железнякова. — Когда в 2019 году пришла идея проводить ежегодный Фестиваль шницеля по-биробиджански, коллеги поддержали. И сейчас продолжают поддерживать, за что я искренне признательна им».
В Биробиджане есть свои национальные заведения, которые в первую очередь привлекают туристов. Это ресторан еврейской кухни «Симха» (очень удачно расположенный рядом с синагогой) и кафе израильской кухни «Бурекас».
«Это прямо точки притяжения туристов. Ведь знакомство с территорией начинается со знакомства с кухней. И здорово, что эти заведения в Биробиджане дают такую возможность».
Олеся Железнякова не считает, что у жителей ЕАО какой-то свой менталитет при посещении кафе и ресторанов. Они, как и все, хотят получить вкусную еду при отличном сервисе. Сегодня все имеют возможность путешествовать по другим городам и странам, оценить, как там устроен общепит, сравнить с родным. Тут главное самим рестораторам уметь работать на опережение.
За историю кафе Felicita там было немало забавных историй, о которых Олеся Железнякова сегодня вспоминает с удовольствием.
«Однажды к нам обратился парень, который хотел сделать в кафе девушке предложение. И мы по его сценарию разыграли целый спектакль. Пара заказала себе две пасты. Официанту нужно было показать недовольство, и в результате он подал одну пасту молодому человеку, а девушке — коробку с лапшой "Доширак". Естественно, она была удивлена и возмущена, но когда открыла коробку с лапшой, нашла среди мишуры обручальное кольцо Все от души посмеялись и дружно поздравили молодых. Мы от кафе еще подарили сертификат».
В домашних условиях в семье Олеси Железняковой предпочитают простую еду, без изысков и каких-либо сложностей. Придерживаются раздельного питания, не любят фаст-фуд.
«А вот от пиццы устать невозможно, — улыбается Олеся Железнякова. — Ведь в ней есть все: и жиры, и углеводы, и белки. Взял одну, две пиццы и накормил всю семью, особенно детей. Любовь к пицце никогда не пройдет!
АВТОРСКИЙ РЕЦЕПТ ОТ ОЛЕСИ ЖЕЛЕЗНЯКОВОЙ
Ингредиенты:
Говяжья вырезка — 200 г
Опята маринованные— 100 г
Оливковое масло — 1 ст/л
Соевый соус — 1 ст/л
Чеснок – пару зубчиков
Салатный микс/руккола
Красное сухое вино — 50 г
Соль, перец по вкусу.
Вырезку говядины тонко нарезать, замариновать в оливковом масле. Обжарить на раскаленной сковороде, посолить, поперчить, добавить красное сухое вино, протушить.
Снять с огня, добавить мелко рубленный чеснок, маринованные опята. Перемешать.
Выложить на тарелку, сверху уложить свежую рукколу. Отличным дополнением к салату станет бокал красного сухого.
Buon appetito!
Биробиджан - столица Еврейской автономной области. В последние годы, когда в России активно стал развиваться внутренний туризм, этот город неожиданно стал популярен у жителей Хабаровского края. Помимо изучения достопримечательностей, туристы с удовольствием открывают для себя местный общепит. Наш герой с полным правом может сказать, что он тоже приложил руку к его активному развитию после окончания пандемии коронавируса.
Игорь Сергеевич Савченко уроженец Биробиджана и за свои 42 года несколько разы уезжал из родного города, чтобы начать жизнь в новом месте, но судьба упрямо возвращала его в родные пенаты. У него два высших образования — юридическое и экономическое. Успел поработать заместителем директора банка, с ресторанным бизнесом никак не был связан, просто любил вкусно готовить для родных и близких, а друзья всё чаще стали Игорю говорить: «С твоими талантами нужно открывать свой ресторан!»
Сейчас уже трудно сказать, что стало окончательной причиной принять решение уйти в ресторанный бизнес. То ли звезды на небе так сошлись, то ли захотелось что-то кардинально изменить в жизни. Но в один прекрасный для Игоря Савченко момент в биробиджанской гостинице «Бира» освободилось место под ресторан. И он решил стать его руководителем!
Увы, решение это было принято в не самый благоприятный момент для развития ресторанного бизнеса: накануне пандемии коронавируса. Только успели сделать ребрендинг заведения, разработали новое меню, как пришлось закрываться «на лопату». Время было тяжелое, выживали как могли, старались сохранить кадры. Более-менее выручала доставка. Ради эффективной работы на доставку блюд пришлось опять кардинально изменить меню: оно изначально не предполагалось таким, что гости будут есть дома.
После завершения пандемии обновленный ресторан «Бира» постепенно стал обрастать клиентурой, громко заявлять о себе, старался держать высокую марку. Обновили интерьер, набрали персонал, обучили его, тщательно разработали концепцию заведения.
— В Биробиджане традиционно всегда популярна китайская кухня, — говорит Игорь Савченко. — Но глупо ей заниматься, не имея в штате повара-профессионала из Китая.
В качестве основы нового ресторана взяли кухню европейскую. Пригласили из Хабаровска шеф-повара с именем, он разработал оригинальное меню. Ввели новую для общепита Биробиджана услугу — хостес на входе: каждого гостя в ресторане «Бира» встречает очаровательная девушка, проводит в зал. Отказались от громкой живой музыки (сейчас музыкальное оформление идет фоном), перестали устраивать дискотеки.
И еще одно новшество — в будни, в дневное время, в ресторане блюда предлагают по себестоимости! Да-да, заплатив за «входной билет» 149 руб., с 11 до 17 ч. вы можете заказать любые блюда без наценок!
Для примера. телятина со свежим перцем и имбирем до 17 ч. стоит 549 руб., а после 17 ч. - 840 руб., грузинское харчо с говядиной до 17 ч. — 280 руб., после 17 ч. — 440 руб., салат «Оливье с ростбифом из говядины» до 17 ч. — 212 руб., после 17 ч. — 370 руб. Нужно ли удивляться, что порой в ресторане «Бира» в дневное время гостей больше, чем в вечернее?
Игорь Савченко признает, что у Биробиджана своя кулинарная культура. В чем она выражается?
— Менталитет у местных жителей довольно странный, — рассуждает Игорь. — Они могут легко заплатить немалые деньги за ужин в ресторане в Хабаровске, но цены в наших заведениях общепита считают высокими. Или же, местные жители почему-то считают, что в каждое заведение общепита должны разрешать приходить со своими крепкими напитками! Но это же неправильно! Ресторан — это сочетание интерьера, атмосферы, вкусных блюд и напитков. Наши услуги мы оказываем в комплексе, в том числе и предлагая напитки в баре. Каждую позицию мы тщательно продумываем, выбираем порядочных и проверенных временем поставщиков. Для нас неприемлем вариант, когда гости заказывают, к примеру, один салат, и на стол выставляют свой алкоголь. У нас не забегаловка, а ресторан высокого уровня! По крайней мере, высокого уровня для Биробиджана.
Ближайший к Биробиджану большой город — Хабаровск. Казалось бы, местные жители должны тянуться за более высокой культурой общепита, что есть в краевой столице. Но нет, так не получается!
Иметь ресторан в столице Еврейской автономной области и не включить в меню блюда национальной кухни? Это было бы неправильно! Вот поэтому в меню «Биры» есть шакшука израильская (наваристое блюдо из яиц, тушенное в соусе из помидоров, перца, лукa и приправ), брускетта с форшмаком (закуска из сельди, запекаемой с картофелем, сметаной, луком и перцем). Ну и, конечно же, легендарный шницель по-биробиджански!
Впервые его приготовил в 1936 г. биробиджанский повар Яков Исаакович Блехман. В ноябре 2019 г. на II Форуме рестораторов ЕАО было предложено на регулярной основе проводить «Фестиваль шницеля по-биробиджански». И теперь он ежегодно проходит в сентябре одновременно в разных кафе и ресторанах столицы ЕАО.
Что дает этот фестиваль местному общепиту? Во-первых, это хороший повод для привлечения в Биробиджан туристов. Да, пока в основном на «вкусный фестиваль» приезжают только гости из Хабаровска и Благовещенска. Но в сентябре 2023 г. уже были замечены гости и из Китая. Во-вторых, демократичная и одинаковая везде цена на шницель — 250 руб., дает возможность всем желающим побывать в разных местах общепита и попробовать его вариации.
— Не забываем и про экономическую составляющую, — добавляет Игорь Савченко. — Редко кто приходит к нам во время фестиваля только поесть только «Шницель по-биробиджански». Дополнительно заказывают салаты, закуски, десерты, напитки, а это уже хорошая выручка! Так что такой фестиваль нам нужен!
Жаль, что в последнее время стало слишком много спекуляций на тему оригинального рецепта шницеля. Каждый повар готовит его по-своему, часто неправильно, вводя в заблуждение гостей кафе и ресторанов. Чтобы это пресечь, в июне 2023 г. шницель признали гастрономическим брендом ЕАО, официально утвердив технологическую карту настоящего шницеля. Кроме этого, было принято официальное решение о том, что вносить в меню «Шницель по-биробиджански» могут только кафе и рестораны от семи организаций и предпринимателей, входящих в Ассоциацию рестораторов, отельеров и туроператоров ЕАО. В их числе, и ресторан «Бира». Есть в меню и шницель из щуки: авторская разработка Игоря Савченко.
Кулинарные фестивали - дело перспективное и нужное. Летом 2024 г. в ресторане «Бира» пройдет Фестиваль дальневосточной кухни. В меню появится уха из трех видов местных рыб, оригинальный вариант салата из папоротника, чай из дальневосточных трав.
Еще один интересный опыт из работы ресторана «Бира». Раз в полгода проводится тщательный анализ востребованности блюд в меню. То, что не пользуется популярностью, отправляется в «стоп-лист». Но только на время! Гостям ресторана дают возможность соскучиться по этим блюдам и, если их опять начинают спрашивать, они вновь появляются в меню.
В ноябре 2018 г. в Биробиджане прошел первый Форум «Индустрия гостеприимства: ресторанный бизнес», посвященный поиску новых возможностей, перспектив финансового роста в сфере общественного питания. Для его участия были приглашены ведущие шеф-повара из Владивостока и Хабаровска. И они тогда высказали нелицеприятное мнение о ресторанном бизнесе Биробиджана: мол, бывшие лепщики пельменей вдруг резко стали рестораторами! Такое слышать было, конечно, обидно, но мнение в чем-то справедливое. Игорь Савченко и сегодня считает, что для него ресторанный бизнес — это больше хобби.
— Хобби дорогое, — вздыхает Игорь, — но я уже без любимого дела не могу жить. Спасибо форумам рестораторов ЕАО за возможность познакомиться с настоящими профессионалами.
Одна из главных проблем в биробиджанском общепите — это кадры. Пандемия коронавируса сильно выкосила местных поваров и официантов. Кто-то переквалифицировался в другие сферы деятельности, кто-то вообще уехал из Биробиджана. Игорь Савченко говорит, что проблему приходится решать разными способами:
— Хороших поваров стараемся привлечь зарплатой. Обычное явление, когда шеф-поварами приглашаем к нам специалистов из Хабаровска. Всё чаще на кухне работают и граждане СНГ. Но их привлечение рождает дополнительные проблемы: визовая поддержка, медицинская страховка, предоставление жилья.
Наблюдается большая текучка среди официантов, но Игорь Савченко и его команда всё равно старательно учат новичков правилам сервировки столов, психологическим нюансам работы с гостями, знанию ингредиентов в блюдах меню. Их «ученики» даже сдают экзамены!
Сам Игорь Савченко идеальными считает маленькие семейные рестораны: в таких он не раз бывал во время путешествия по Европе. Там каждый четко знает свое место, нет потока в приготовлении еды, хозяева хорошо знают своих гостей и плохо готовить просто не умеют. Плюс, если рядом море, то рыба и морепродукты всегда свежие, замороженными их не увидишь.
На входе в ресторан «Бира» висит его девиз: «Демократичный ресторан с авторской гастрономией». В этот девиз заложены и цены «по карману» в дневное время, и оригинальные рецепты. Игорь Савченко считает себя патриотом родного Биробиджана и готов дальше вкладывать свои силы и умения в развитие того, что у него получается — ресторанной культуры.
АВТОРСКИЙ РЕЦЕПТ ОТ ИГОРЯ САВЧЕНКО
Дальневосточный чай «Хвойная клюква»
Ингредиенты (количество зависит от объема посуды):
— Шишка
— Лимонная кислота
— Сахарный сироп.
— Чай крупнолистовой черный
— Розмарин
— Свежезамороженная клюква.
Ингредиенты залить кипятком и дать настояться не менее 10 минут.
С недавних пор в Биробиджане, а затем и по всей Еврейской автономной области, стали появляться всевозможные, как это принято сейчас говорить, «стрит-арты» - объекты уличного искусства: граффити, рисунки, малые архитектурные формы…
Руки – в буквальном смысле – к этому приложили сами жители Биробиджана и ЕАО. Один из зачинщиков – Александр Романов: в прошлом рок-музыкант, сейчас владелец сети «Кофейня 13», чья инициатива в итоге вылилась в создание благотворительного фонда «Территория комфорта» ЕАО.
В ТГ-канале фонда «Территория комфорта» этот снимок подписали: «Пожалуй, наша лучшая награда»
Фото: фонд «Территория комфорта»
Рок – это сила!
Все началось с желания Александра интегрировать рок-культуру и в целом музыку в культуру города: простимулировать музыкантов, чтобы проводились рок-концерты и фестивали. И даже если они отсюда уедут, считает он, – ничего страшного, будут прославлять своей музыкой и умением Биробиджан за его пределами. Хотя, конечно, мечтает, чтобы люди не уезжали отсюда.
Александр Романов
– Почему люди уезжают? Потому что они ходят по улице грустные. Если они будут улыбаться, то все будет «ок», значит, им хорошо, - улыбается Александр.
Сам Александр прошел и через репетиции в гаражах, и через самодельные медиаторы. Когда-то играл в металл-группе «Vault 7».
– Помните маргарин «Рама» в пластиковых коробочках? Тако вот, мы из крышечек медиаторы делали, - рассказывает мне Александр Романов.
Александру 33, в Биробиджан он переехал в 2014 году из самого южного города Хабаровского края – Бикина. Так тут и остался, прикипел. Был организатором фестивалей «Виски, рок, борода» и различных концертов в Биробиджане, арт-директором музыкального клуба «Music Hall Birobidzhan». Одним словом, прошел все эти медные трубы…
– У нас в городе 14 полноценных групп, но им негде репетировать, даже за деньги, - сетует Александр.
Тогда-то и вспомнили про опыт Швеции, где в каждом городке власти открыли бесплатные репетиционные точки для музыкантов: приходи, репетируй, записывайся. Проект в Швеции, кстати, как говорится, «стрельнул» - тогда появилась целая плеяда интересных команд (среди них – один из моих любимых rap-core коллективов «Clawfinger», которые ради такого дела перебрались из Норвегии в Швецию прим. автора).
– В гаражах таланты может и рождаются, но там же они и губятся, - размышляет Александр. – Поэтому мы решили создавать бесплатные репетиционные точки. Более того, мы создаем полный цикл: репточка, инструменты, возможность выступать.
«Интегрировать» музыку в культуру города Александр и сотоварищи начали как раз с муралов. Первым появился «Горшок» из группы «Король и шут». Это любимая группа не только Александра, но и его друга – нынешнего мэра Биробиджана, который, как только садится в личную машину, включает «КиШ».
Мурал с «Горшком»
Большим плюсом для ЕАО стало «омоложение» глав районов и городов, считает Александр. Это современные руководители, которые понимают, что если увязнуть в бюрократизме, то это будет путь в никуда, молодежь потеряется. Им близка аксиома: «Дайте возможность развиваться и получите большую отдачу».
Забористое «заборное» искусство
«Картинки на заборах и фасадах» не все восприняли однозначно. Когда в центре города появился Горшенев, то, рассказывает Александр, пришли казаки, которые хотели закрасить его, против выступил и архиепископ Ефрем. В результате пришли к компромиссу – рисунок остаётся, но от проведения торжественного открытия объекта стрит-арта и посвящённого этому концерта отказались.
Вскоре рядом с «Горшком» появились Высоцкий, Бодров-младший и Шолом-Алейхем – местный поэт. Получился эдакий комплексный портрет.
Мурал с Бодровым-мл.
В этом году проект поддержали местные депутаты . Так появились портреты Королева, Гагарина, Цоя, Яшина и Попова. Автор – художник из соседнего Хабаровска Дмитрий Комолов. Снова появились критики: «Черты лица не те! Пушкина давайте нарисуем!»
– Окей! Делайте! – парирует Александр Романов. – Мы для того, собственно, все это и затеяли, чтобы пробудить горожан. Подтолкнуть их к конкретным действиям.
От плоскости к объёму
После муралов фонд переключился на малые архитектурные формы: невзрачные урны отделали деревом, вдоль главного променада Биробиджана – улицы Пионерской – установили лавочки, заказали уличные двухметровые скульптуры «Козы» – одного из главных символов любителей рок-музыки всех времен и народов: сжатый кулак с выставленными вперед указательным пальцем и мизинцем. На очереди многочисленные бетонные блоки и шкафы связи, которые общественники хотят превратить в полноценные арт-объекты.
Фото: «Территория комфорта»
Также общественники хотят развесить по городу 100 репродукций картин дальневосточных и русских художников: в рамке, багете, как в музее.
Еще один глобальный проект – стела «Биробиджан» на въезде в город. Выглядит она, мягко говоря, «не очень», хотя и привлекает редких туристов – не часто встретишь в нашей стране дублирующие надписи на идише.
Напоследок спрашиваю Александра насчет финансов, ведь он все-таки предприниматель, до мецената еще далеко.
– Есть два типа предпринимателей: для одних цель – это деньги, для других деньги – это средства. Я второй тип, для меня деньги – это средство реализации своих идей, так что легализуем стрит-арт! Всем, кто здесь живёт, всем, кто сюда приезжает, я говорю – любите Биробиджан так, как любим его мы!
Когда в январе 2023-го губернатор ЕАО подарил полпреду Президента в ДФО зерна кофе, собранные с деревьев, выращенных в столице Еврейской автономной области, многие восприняли это как незатейливую PR-акцию. Но предприниматель из Биробиджана, чей кофе был презентован Трутневу, решил обеспечить себя собственным сырьём безо всякой медийной поддержки, хотя теперь и благодарен за бесплатную рекламу. Вкусовые качества зёрен первого урожая получили высокую оценку эксперта, и теперь «плантации» решено увеличить. Корреспондент EastRussia отправился в Биро-Би-Жанейро или Хитроград, как сами называют свой город жители Биробиджана, отведать местного «американо» и за историей о кофе по-биробиджански.
Научный эксперимент
Если въезжать в Биробиджан со стороны Хабаровска, то одно из первых заведений, которое вы встретите – это «Кофейня 13». Ее владелец – 33-летний Александр Романов - личность в небольшом городе с некоторых пор довольно известная: EastRussia, местные СМИ и паблики в соцсетях после того, как кофе по-биробиджански попробовал курирующий Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев, наперебой стали рассказывать о его «научном эксперименте».
Фото: «Кофейня 13»
А началось все с того, что Александр для антуража решил поставить в одном из своих заведений кофейное дерево, купленное в местном тепличном хозяйстве. Когда оно дало плоды удивились, и поставили ещё одно дерево, потом другое. Когда зерна собрали и вручную приготовили кофе, получилось граммов 500. Привезли «урожай» в Хабаровск на оценку Q-грейдеру (Q-грейдер – сертифицированный специалист, который определяет качество кофе) Олегу Кустову.
Кофейное дерево
– Как сейчас помню: идет такой Олег к нам, явно скептически настроенный к «биробиджанскому кофе», но, когда сделал первый каппинг, у него глаза расширились. И не только он, все, кто присутствовал на дегустаци, дали высокую оценку, - вспоминает Александр Романов.
Было решено: эксперименту быть! Кофейные деревья расставили во всех кофейнях, дома тоже пустого места не осталось. Первый урожай определили как «Арабика», правда, при этом у ягоды были замечены те или иные мутации: к примеру, кофейное зерно обычно состоит из двух половинок, а здесь одна или три.
Кофейные зерна
– Дерево меняется в новых условиях и по вкусу получается уникальная история, - рассуждает Александр Романов.
Объемы собственного – биробиджанского - кофе стали расти, последний раз собрали два килограмма. Пили сами, угощали других. В коммерческую историю предприятия по выращиванию кофе Александр не сильно верит. Говорит, что создать плантацию в условиях Дальнего Востока вряд ли получится, слишком сложно достичь нужной влажности в 70%.
- Хотя в китайцев три года назад, когда они начали выращивать кофе, тоже никто не верил. Теперь же они сильно «поджали» бразильцев, - размышляет Александр.
«Моя маленькая Колумбия»
Александр все же решил построить теплицу, где будет выращивать кофейные деревья. Региональные власти проект поддержали, обеспечив условно бесплатным теплом – «обраткой» от двух муниципальных котельных.
Комплекс общей площадью тысяча квадратных метров будет готов уже в конце апреля, оранжерея будет небольшой - на 40 «квадратов». Там же откроется новая – пятая по счету – кофейня, а также цех прожарки кофе, спортзал, который могут бесплатно посещать дети в возрасте до 18 лет, и бесплатная репетиционная база с необходимым набором инструментов и аппаратуры для местных музыкантов. Но об этих проектах – отдельный разговор.
– Хочу приходить в теплицу и пить кофе в окружении кофейных деревьев. Пусть это будет «моя маленькая Колумбия», - мечтает Александр.
В теплице будут созданы необходимые условия: температура, свет (кофе не любит прямой свет), влажность.
«Неламповый кофе»
Кофейные деревья разместятся не только в новой оранжерее, но и… на подоконниках бюджетных организаций, ими заменят фикусы и прочие растения. Все же Александр – предприниматель и планирует хоть как-то капитализировать свой «научный эксперимент». Когда число деревьев дойдет до 300, то можно будет собирать пару мешков зерен, обрабатывать их и продавать микролотами на кофейной бирже, как некий «эксклюзив с Дальнего Востока».
- Есть такие лоты, где цена за килограмм кофе может доходить до 50 тысяч рублей. Ведь тот же бразильский кофе обрабатывается в промышленных масштабах, у него нет душевного, кропотливого ручного труда. Мы же обрабатываем вручную, так что наш кофе – «ламповый», - рассказывает Александр Романов.
«Хитрый кофе»
Летом в Биробиджане будут высаживать кофейные деревья прямо на улице, но это уже больше имиджевая история. Пока же Александр проводит в городе кофейный фестиваль «Давай займемся кофе», за плечами организация двух чемпионатов для бариста.
– Я хочу связать два слова: кофе и Биробиджан, поэтому мы стремимся к статусу «Биробиджан – кофейная столица». Думаю, что мы «влетаем» в кофейную повестку, - говорит Александр.
Кстати, отмечает он, в городе увеличились так называемые «офисные продажи», когда кофе покупают в офис. Да и в кофейни люди стали заходить чаще.
Мы, увы, попробовать «кофе по-биробиджански» не смогли - попросту не хватило, партии пока слишком маленькие.
Пятница, 13-е
Напоследок спрашиваю его про название кофеен: почему «Кофейня 13»?
– Это личная история. У меня двое сыновей родились в пятницу, 13-го. Если лечу в самолете, то обязательно 13-й ряд достается. Покупаю машину – в номере по-любому число 13 есть. Поэтому, когда встал вопрос про название для кофейни, то подумал про 13, в ней же есть что-то про суеверие, в суеверии есть про кофе, вот и связалось, - рассказывает Александр.
Кино, снятое в Якутии или о Якутии, уже давно вышло за рамки республики: якутские режиссёры регулярно берут награды на фестивалях, документальная лента якутских авторов номинировалась на Оскар, якутское кино показывает 1 канал, и его даже запрещает Роскомнадзор (фильм «Айта» реж. Степан Бурнашёв) — это ли не успех и признание?
По данным на 2022 год в Якутии работали больше 20 кинокомпаний и продакшенов. Каждый год в прокат выходит не меньше десятка местных картин. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, была произведена в Якутии. И это в республике с населением меньше миллиона человек.
Корреспондент EastRussia решил побеседовать с участниками съёмочного процесса, чтобы попытаться выяснить – «В чём же сила, брат?»
Справка
27 якутских кинокартин, включая десять премьер, заработали в 2023 году рекордные 100 млн рублей. При этом около 10% выручки собрано за пределами республики Саха (Якутия).
«Белый пароход»
В этом году на экраны выйдет художественный фильм «Белый пароход», режиссёром которого выступила Инга Шепелева. Картина сейчас находится на стадии пост-продакшн, идет работа над звуком. Фильм полностью снимали в Якутии, где родилась и выросла не только Инга, но и оператор-постановщик фильма Вероника Соловьева.
«Мы жили там наше детство и юность, и, собственно, сценарий фильма основан на моём дебютном романе, который я написала в 21 год, когда ещё воспоминания о детстве были очень живыми и плотными», — рассказала EastRussia Инга Шепелева.
«Белый пароход» — история любви якутской учительницы и русского директора школы на фоне перестройки. Чтобы получилось реалистичнее, снимать картину решили в ретро-эстетике, для этого в республику «киношники» привезли свои специальные объективы от пленочных камер. В остальном, рассказывает Инга Шепелева, в Якутии есть всё необходимое, даже морозоустойчивые камеры. А за счет того, что группа по составу значительно меньше на выездных съемках, то процесс получается более душевным.
«В отличии от крупных студий, как-то по-семейному получается: группа маленькая, все друг у друга на подхвате, вместе преодолевают природные суровые условия. Душевно получается и это привлекает», — вспоминает съёмочный процесс Инга Шепелева.
В регионах снимать дешевле
«Кино — это в большей степени индустрия, чем искусство, где финансы и инфраструктура играют главную роль», — уверен продюсер, главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов, с которым также удалось пообщаться на тему феномена якутского кино.
«Феномен [якутский] уже настолько окреп и стал частью ландшафта российского и мирового кино, что это уже не феномен, а полноценная самодостаточная индустрия, которая способна производить фильмы и зарабатывать на них столько, чтобы снимать следующие, то есть всё готово к самопроизводству», — поделился Жан Просянов.
По его мнению, «якутское кино» не возникло из ниоткуда, это результат кропотливого труда всех жителей республики: людей, властей, бизнеса.
«Как сказал Айсен Николаев, отвечая на вопрос "Как завести себе в регион кинематограф? " — "Нужно 20 лет газон постригать". Они занимаются кино со школьного уровня. Я в этом году был на фестивале «Республика кино» и мне показалось, что секрет в том, что они занимаются этим очень системно. Мне показывали кино школьного уровня, студенческого, полупрофессионального, любительского. Они очень грамотно подхватывают людей на любом уровне, оказывают им поддержку — инфраструктурную, творческую, продюсерскую, стараются их максимально быстро довести до результата. Такой вертикально интегрированной структуры обучения и дальнейшей реализации фильмов, пожалуй, нет ни в одном регионе», — отметил Жан Просянов.
Кстати, Жан приложил свою руку и к созданию «Белого парохода», он выступает в роли продюсера. Судя по эмоциям во время разговора, сотрудничество с Якутией ему понравилось.
«Это уникальный случай, когда в рамках одной страны есть еще одна кинематография. Я жду, что якутское кино все больше будет появляться на федеральных экранах. И что в стране будут показывать не только блокбастеры и «Чебурашку», но и авторское кино. Есть знаковые имена, которые должны ярче звучать на мировой арене, на фестивальных площадках: Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашёв. На сегодня это самые яркие представители якутского кино. Необходимо, чтобы проходило межрегиональное сотрудничество и взаимная интеграция», — рассказал Жан Просянов.
Ай да «Айта»!
Названный среди прочих Степан Бурнашёв — одна из знаковых фигур в якутском кино, после скандала, связанного с его фильмом «Айта» его известность выросла в разы. Мы решили у него выяснить слагаемые успеха кинематографа в республике. Правда, Степан оказался немногословен.
— Степан, как удается так много снимать в Якутии?
— Сложно ответить за всех. Наверное, есть какое-то лютое желание снимать кино
— Почему в Якутию переезжают «киношники» из западных регионов России?
— Таких примеров на самом деле мало. Но от них слышал, что им нравится честность в рассказах, неиспорченность большими деньгами и люди.
— Почему якутское кино стало таким качественным?
— Количество порождает качество. Есть стремление у многих ребят снимать все лучше и лучше.
Последний тезис особенно актуален: на якутское кино стали давать деньги, а это показатель. К примеру, «Белый пароход» стал первым якутским фильмом, на производство которого Минкульт РФ выделил субсидию.
Такой расклад вызывает у коллег из соседних дальневосточных территорий «белую зависть». Сергей Яковлев из Хабаровска и режиссер, и продюсер, и сценарист короткометражных художественных и документальных фильмов, но пока зарабатывать этим на жизнь не получается. И присматривается к опыту Якутии.
«У них есть свой бюджет, дотации — это все способствует, креативный кластер у них первый появился. Там одновременно выросли и спрос, и предложение. И оно начало само себя раскручивать», — считает Сергей Яковлев.
«Феномен якутского кино заключается в том, что природа, мысли, восприятие мира народа Саха — очень образные, как и язык Саха. Предания, мифология, образная знаковая система языка и культуры — всё основано на образах и нарративе, который очень сильно связан с изображением. Ведь издревле ходили из села в село олонхосуты (они показаны в фильме «Не хороните меня без Ивана» — прим. EastRussia), которые были сказителями, они были заменой телевизора и интернета, рассказывали новости из соседних сёл, так как расстояния огромные, а населённых пунктов мало, они были связующим звеном и вплетали в это всё как рассказы о происходящем в данный момент, так и о прошлом: мифы, сказания, поверья», — размышляет Инга Шепелева.
Кстати, именно из-за мифов, шаманизма, суровой природы изначально в Якутии много фильмов в жанре «хоррор».
«Уникальная самобытность якутской культуры, которая многогранна, неповторима, в которой есть своя особенность, которая выражается в индивидуальном языке. И эта культура — питательная среда для появления фильмов в жанре «хоррор», таких картин довольно много в этом жанре. Кино, прежде всего, должно вызывать эмоции, а страх и смех — эмоции, которые для людей максимально естественные и кажется, что их максимально просто «добывать», но это на самом деле сложно», — полагает Жан Просянов.
«Народ Саха очень близок к миру духов, очень одушевляет вещи, природу и поэтому это все крепко сплелось с медиумом кинематографа, потому что это было и остается абсолютно естественным: люди не подходят к кино сточки зрения академизма, с точки зрения правил, а действуют от души, по наитию. В итоге получается очень естественно и интересно», — говорит Инга Шепелева.
Есть и более реалистичные аспекты, считает Сергей Яковлев.
«У них своя устоявшаяся культура. И вот есть якутский народ, есть собственный язык, и никто другой им, как зрителям, подобный контент предоставить не может. Например, если бы у нас был свой, дальневосточный язык, нам бы тоже было важно, чтобы для нас кто-то что-то подобное делал», — размышляет он.
По его мнению, также важен тот факт, что в Якутии всего лишь миллион жителей. В итоге все так или иначе участвуют в «киношном» процессе.
«Вся Якутия завязана в кино, они любят кино, любят, что кино создается: «Я пойду, посмотрю, поддержу, поаплодирую, потом с актером обсужу». У них кино не заканчивается просмотром, просмотром оно лишь начинается. Друг друга поджигают новыми идеями. Это стало не только частью их культуры, это стало частью их жизни», — говорит Сергей.
То, что в Якутии все друг друга так или иначе знают, сыграло еще одну положительную роль – уверен Жан Просянов.
«Если по всей России у нас кинотеатрами владеют сети, что означает, что кинотеатры программируются по всей стране в едином ключе: какой-то человек решает — какой фильм будут показывать, то в Якутии большинство кинотеатров — частные: есть конкретный человек, к которому можно прийти и сказать: «Давай покажем моё кино». Экономическая составляющая якутского феномена началась с того, что один конкретный якутский режиссёр набрал одного конкретного директора кинотеатра и они договорились о том, чтобы конкретный фильм показывали в конкретном кинотеатре. Тогда суммарные сборы составили полмиллиона рублей, что перекрыло производственные затраты и с этого момента всё и началось», — рассказывает Жан Просянов.
Кстати, маленький бюджет — как съемочный, так и кассовые сборы — еще плюс в копилку якутского кино, говорит Сергей Яковлев.
«Малый бюджет для полного метра, а охват для возврата вложенных средств — 10-15 млн рублей. Это рабочая формула в наших условиях. К примеру, бюджет фильма «Золото Умальты» — 200 млн., рублей, его сложнее будет окупить», — рассуждает Сергей Яковлев.
А вот в массовый успех якутского кино на просторах всей страны Сергей Яковлев не сильно верит. И тому есть одна причина.
«Якутское кино не выходит на российский рынок, потому что русский зритель не любит читать: кино же на якутском, а титры на русском, и их нужно читать», — уверен Сергей Яковлев.
Жан Просянов напротив — говорит, что якутское «зрительское» кино, нацеленное на локальный рынок, должно выходить в российский прокат.
«Самый яркий пример этого года — эдакий якутский Уэс Андерсон — Николай Корякин с фильмом называется «Тимир», который был отмечен на фестивале «Зимний» за режиссуру и собрал в якутском прокате почти 13 млн рублей, отбив производственный бюджет. Мне кажется, такие вещи должны максимально ярко подсвечиваться на федеральном уровне, а в идеальной системе координат должны демонстрироваться не только в Якутии, но и в каждом регионе, где есть какие-то очаги кинематографии: своя киностудия, кадры, техника — к этому надо стремиться, чтобы выпускалось локальное кино, чтобы в региональном прокате оно собирало столько, чтобы могло окупаться. Тогда наше кино станет сильнее и появится шанс услышать большее количество интересных и ярких голосов» — резюмирует наш разговор Жан Просянов.
Справедливости ради стоит отметить, что локальное кино есть не только в Якутии: снимают в Бурятии, в Хакасии построили большую студию, где был снят фильм режиссера Николая Рыбникова «Чекаго». Своеобразной киностолицей нашей страны стал Калининград, где сегодня снимается огромное количество фильмов. В Екатеринбурге, где три года назад на Свердловской киностудии поменялось руководство, идет активное движение.
«В целом, если говорить о развитии регионального кино, то оно наиболее активно развивается там, где есть рибейты — возврат средств продюсерам, потраченным в этом регионе. Многократно доказано ассоциацией продюсерского телевидения, что на каждый возвращённый продюсеру рубль регион по факту получает три, а если грамотно этим управлять, то шесть. Но для этого также должна быть развита инфраструктура: в городе должно быть много кафе, гостиниц, транспортная сеть, кадры второго состава, техника, хоть какой-то культурный вуз», —рассказывает об экономической и инфраструктурной стороне якутского феномена Жан Просянов.
Кстати, сайт «Кино-Театр.Ру» сейчас делает проект под названием «Кинокарта России», в рамках которого будут отмечены места, где снимались те или иные фильмы, чтобы появлялась локальная гордость и туристическая привлекательность. Судя по всему, Якутия будет на этой карте представлена весьма значительно.
Премьеры кино Якутии в 2024 году:
«Кыталыктаах кырдалларым» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на апрель
«Легенды вечных снегов» - режиссер Алексей Романов, премьера намечена на октябрь
«Триумф» - режиссер Михаил Лукачевский, премьера намечена на октябрь
«СпидСтар» - режиссер Алексей Амбросьев
Изменения в федеральный закон о семеноводстве и новые правила локализации производства семян в России призваны снизить зависимость от западных поставщиков. Как сегодня решается эта задача, и есть ли научная база для прорыва, выясняло EastRussia.
Сложности посевной
Регионы Дальнего Востока готовятся к посевной. Ранее проходили сообщения о том, что Якутия, Камчатка и Еврейская автономная область находятся в красной зоне по обеспеченности семенами зерновых культур, а в Приморье, Хабаровском крае и Амурской области сложным остается вопрос с посевами кукурузы.
Национальный семенной альянс (НСА) отмечает проблемы с ввозом импортных семян после того, как Россия ввела квоты на семенной материал из недружественных стран до конца 2024 года. Ограничения коснулись картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, подсолнечника и сахарной свеклы. Общий объем импорта семян этих культур в рамках квоты составит 33,1 тыс.
Но как показал мониторинг агентства, в регионах проблемы связывают не с квотами, а с затрудненной логистикой — переориентация грузопотоков на Восток требует тщательного планирования перевозок, в первую очередь, железнодорожным транспортом. Эту задачу субъекты решают совместно с руководством РЖД.
«Конечно, возникали сложности с транспортировкой, но семенами овощных и зерновых культур, кукурузы мы сегодня обеспечены полностью, на подходе картофель. Главное сейчас — решить вопрос с доставкой минеральных удобрений российскими железными дорогами, так как ЖД-пути перегружены, и сроки поставок под вопросом», — рассказал министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц.
В Камчатском крае, который относится к зоне рискованного земледелия из-за климатических особенностей, логистические проблемы решают с помощью новых правил организации Северного завоза. В 2024 году аграрии региона планируют увеличить посевные площади зерновых более чем на 30% и задействовать под яровой сев 6,2 тыс. гектаров. В ЕАО площади полей останутся на уровне прошлого года и составят свыше 132 тыс. га.
Новые правила для иностранных компаний
При этом логистика посевного материала меняется. Отрасль селекции и семеноводства встала на путь импортозамещения, и все больше аграриев поддерживают отечественного производителя.
В обновленной доктрине о продовольственной безопасности РФ 2020 года указано, что не менее 75% посевных площадей в РФ должно быть занято сортами отечественной селекции, поясняет директор ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» Алексей Емельянов. Важнейшие изменения в федеральный закон о семеноводстве и новые правила локализации производства семян в России вступили в силу в 2023 году. Нововведения призваны снизить зависимость от западных поставщиков.
«Также и семеноводство должно быть размещено и развиваться на территории региона и страны в целом. Должна произойти локализация производства, даже если речь идет о сортах зарубежной селекции. И если какие-то иностранные компании хотят присутствовать на российском рынке, по новым правилам они обязаны разместить свое семеноводческое предприятие на территории РФ», — комментирует Алексей Емельянов.
То есть иностранцы не могут больше автономно работать в России. По новым правилам зарубежная компания должна создать семеноводческое хозяйство на Дальнем Востоке совместно с российским научным учреждением либо частной российской компанией. И доля российского совладельца в уставном капитале нового предприятия не может составлять меньше 51%. Вместе они будут вести селекцию, семеноводство, создавать конкурентные гибриды той же кукурузы и их реализовывать.
«Кто-то из иностранных компаний уже пошел по этому пути, кто-то отказался, потому что готов обеспечивать работой только селекционеров в своей стране. Но процесс запущен. Россия поставила условие, чтобы интеллектуальный продукт с высокой добавленной стоимостью оставался внутри страны и работал на российскую экономику. И если на Дальнем Востоке эти изменения пока не так ощущаются, в европейской части немецкие и другие компании уже организовали свои селекционные и семеноводческие центры, производят сорта и гибриды и называют их российскими», — комментирует Алексей Емельянов.
А что у нас российское
Несмотря на уход некоторых западных игроков Россия все еще работает с компаниями из Голландии, Германии и других стран, которые продолжают снабжать семенами российских аграриев, рассказывает Андрей Бронц.
«Фактически до 70% посевов кукурузы в Приморском крае — это иностранные гибриды производства Европы. Мы их завозим с запада России. Часть иностранных семян покупаем на юге, где зарубежные компании имеют свои семеноводческие предприятия», — уточняет министр.
В то же время работа по импортозамещению ведется. Например, в прошлом году Приморский край закладывал опыты посевов кукурузы, поставленных из семеноводческих хозяйств Кабардино-Балкарии. «Царица полей» в этом году займет 86 тыс. га посевных площадей региона. Из них порядка 27 тыс. засеют гибридами отечественного производства.
Благоприятная статистика — по зерновым. Среди таких культур, как ячмень, овес и пшеницам, более 80-90% посевных площадей занято сортами отечественной селекции, в том числе производства ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки».
«Стратегической угрозы, что посевная не состоится, нет», — отмечает Алексей Емельянов.
Гречиха на 100% отечественная. В посевах сои на сорта отечественной селекции приходится 61% площадей, согласно данным Россельхознадзора за 2023 год. Как поясняют производители, соя — самоопыляемая культура, технология выращивания у нее проще, чем у кукурузы, поэтому не составит труда развернуть производство любых сортов в нужных объемах.
Что касается картофеля, 80% выращивается в личных подсобных хозяйствах населения; доля отечественного производителя на картофельных полях оценивается в 35-50%.
«Наше научное учреждение единственное на Дальнем Востоке сохранило всю научно-обоснованную систему семеноводства по схеме семеноводства картофеля на оздоровленной безвирусной основе. Весь процесс происходит здесь, в Приморье, и угрозы того, что посевная не состоится, нет. Можно говорить только о расширении ассортимента и улучшении специфических качественных показателей сортов», — комментирует Алексей Емельянов.
С рисом сложилась неоднозначная ситуация. В посевах риса лишь 30% — отечественного производства, а 70% — это так называемые несортовые посевы. Дело в том, что в Госреестр охраняемых селекционных достижений РФ по Дальнему Востоку допущены только российские сорта. "Несортовые" 70% — это семена, нелегально завезенные из-за рубежа, в основном, из Китая. Их могут ввозить в страну под видом товарной продукции, потом они попадают на поля, репродуцируются и распределяются между хозяйствами. Данный процесс не узаконен и мешает отечественной продукции выдерживать конкуренцию с большим стратегическим другом — Китаем.
Но самая непростая ситуация сложилась с кукурузой. В регионах Дальнего Востока посевы отечественных семян кукурузы составляют от 16 до 35%. И хотя доля российских гибридов растёт, есть объективные причины, усложняющие импортозамещение.
«Это культура наукоемкая и требующая значительных капиталовложений. как в научную работу, так и в семеноводство, — поясняет Алексей Емельянов. — Между тем российская наука выживала 30 лет и продолжает выживать. Финансирование у нее ниже, чем у фундаментальной науки, все эти годы наши сотрудники получают зарплату меньше, чем в других научных учреждениях».
Поддержать науку
До санкций на российском рынке семян кукурузы лидировала компания «Пионер» из США — трансатлантический гигант с миллиардным финансированием и большими научными подразделениями, где собраны лучшие селекционеры со всего мира.
«А теперь представьте маленькую лабораторию из трех женщин с мизерным финансированием, которые должны осуществить мировой прорыв и победить компанию "Пионер". Это все равно, что выпустить на ринг начинающего боксера в легкой весовой категории против чемпиона мира в тяжелом весе», — приводит пример Алексей Емельянов.
Андрей Бронц соглашается, что долгие годы в селекцию и семеноводство не вкладывали достаточно средств, и приоритетом было скорее количество опубликованных научных статей в зарубежных изданиях, а не количество местных сортов на полях сельхозпроизводителей.
«Сегодня ситуация начинает меняться. Приходит осознание, что науку должно содержать государство, и часть этих средств окупится, когда хозяйства будут выплачивать роялти создателю сорта. Не зарубежные компании будут пытаться заработать на нас, а местные научные институты будут работать для страны, появятся новые частные компании, которые займутся селекцией и семеноводством, потому что сегодня эти направления уходят в частный бизнес», — говорит Андрей Бронц.
По его словам, правительство Приморья ведет переговоры с китайскими инвесторами, которые планируют производить на территории региона гибриды кукурузы, а также семена риса и сои. Вести бизнес они готовятся уже по новым правилам локализации производства семян в России.
«Считаю, надо работать в параллели. Тянуться к лучшему, и использовать генетические достижения иностранных компаний», — акцентирует министр.
Собеседники соглашаются, что пока изменения в отрасли носят законодательный характер. Тогда как вопрос финансирования остается открытым и требует политической воли.
«Помимо нашего уссурийского Центра агробиотехнологий в Приморье, селекцией занимается подразделение в селе Суражевка Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства. Сегодня его материальное положение очень тяжелое. Мы не раз просили Всероссийский институт обратить внимание на дальневосточную науку, так как у нее своя специфика, и она нуждается в особой поддержке. Но с 2019 года по всем обращениям движения нет», — говорит Андрей Бронц.
В целом эксперты считают, что дальневосточная аграрная наука остро нуждается в государственном участии. Такие учреждения, как Дальневосточный НИИ сельского хозяйства в Хабаровске, ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» в Уссурийске могут и должны стать площадками для научного прорыва.
Подойти рационально
Алексей Емельянов подчеркивает, что связанные с импортозамещением глобальные вызовы требуют четкого алгоритма действий. Во-первых, необходимо определить исходную точку — реальное положение дел в отрасли и обозначить пути решения поставленных задач. Во-вторых, соблюдать новый порядок локализации семян на территории РФ, прописанный постановлением правительства № 754.
По его словам, и частные, и государственные научные учреждения должны скооперироваться и выбрать площадку для широкого агроэкологического испытания кукурузы, чтобы принять решение, где организовывать семеноводство — на Дальнем Востоке или в регионе с более благоприятными природно-климатическими условиями.
«В России есть субъекты с кукурузно-калибровочными заводами, материально-технической базой и квалифицированными кадрами. Возможно, именно в таком регионе стоит заниматься семеноводством кукурузы. А здесь изучать гибриды и наблюдать за ними на постоянной основе. Хотя я не отрицаю возможности семеноводства на Дальнем Востоке, но это потребует существенных материальных затрат и в целом создания селекционно-семеноводческого комплекса по кукурузе», — комментирует Алексей Емельянов.
Подсадили на иглу
Со своей стороны, сельхозпроизводители ДФО отмечают успехи отечественной селекции и семеноводства. Член краевого экспортного совета при губернаторе Приморского края, директор ООО «Агрофонд-П» ведет животноводческое хозяйство в Находке и вот уже десять лет работает только с отечественными сортами кормовых культур.
«Считаю, что российская наука способна обеспечить качественными сортами такие хозяйства, как наше. Сою мы выбираем только приморской селекции Центра агротехнологий. Прекрасного качества высокобелковый сорт "Муссон", сорта "Приморская 81", "Приморская 86" отличаются повышенным содержанием протеина и дают хорошие урожаи. Закупаем ячмень сорта "Восточный" и кукурузу на зерно, семена Краснодарского кукурузо-калибровочного завода», — рассказывает Сергей Дудник.
Раньше хозяйство работало с компанией «Пионер», но шесть лет назад перешло на районированные сертифицированные сорта кукурузы кубанской селекции. Они дают урожай не меньше, чем продукция трансатлантической корпорации, при этом в два с лишним раза дешевле.
«Когда начинали работать с "Пионером", компания сначала предлагала самую низкую цену, но постепенно увеличила ее в разы. Нас подсадили на иглу, и абсолютно правильное решение, что сегодня мы уходим от этой зависимости — во всяком случае по сое, кукурузе и ячменю успехи большие», — рассказывает Сергей Дудник.
Собеседник говорит о силосной кукурузе. Направления использования этой культуры очень разнообразны, и в силосном отечественные производители, действительно, преуспели. Однако с экспортно-ориентированными сортами еще предстоит поработать.
Отметим, что в 2024 году на Дальнем Востоке посевы вырастут на 76 тыс. гектаров. Об этом ранее сообщал Минсельзхоз. Увеличатся площади под выращивание экспортных и кормовых культур, картофеля и овощей открытого грунта.