Оптовая цена электроэнергии на Дальнем Востоке в январе увеличилась почти в полтора раза по сравнению с декабрем 2022 года — до 2,8 рублей за кВт/ч. Речь идет о коммерческих потребителях, не включая население.
Как сообщает «Коммерсант», оптовая цена составляет 30-50% в структуре конечного тарифа коммерческих потребителей. Наибольший рост оптовой цены произошел в Якутии: в январе она подскочила на 50,4%, до 2,9 рубля. В Амурской области рост произошел на 49,7% (2,88 рубля). В Хабаровском крае — рост на 48,8% (2,84 рубля), в Приморском крае — 47,6% (2,81 рубля), в Еврейской автономной области — рост на 50,1% (2,78 рубля).
На Дальнем Востоке цены на электроэнергию и мощность для каждой ТЭС регулируются государством. При установлении тарифов на 2023 год была предусмотрена компенсация выпадающих доходов из-за роста стоимости угля в связи с принятыми изменениями в законодательство. В текущем году регуляторы хотят постепенно внедрять на Дальнем Востоке рыночное образование цен на электроэнергию.
Однако эксперты предупреждают, что если в условиях регулирования сдерживать энергоцены не получается, то форсировать переход к рыночному ценообразованию и отпускать энергоцены в неценовых зонах может быть опасно для экономики и губительно для энергоемких инвестпроектов.
Использование компримированного природного газа (далее КПГ. — Прим. ред.) и электроэнергии в качестве моторного топлива — общемировой тренд, который уже несколько лет активно внедряют и в регионах России. Как на уровне Дальнего Востока, так и в целом по стране Сахалинская область является лидером по использованию газомоторного топлива на транспорте, а также по количеству автомобильных электрозарядных станций на человека. Тем не менее, островному региону есть над чем работать. На Дальневосточном форуме экологичного транспорта в рамках круглого стола «Развитие газомоторного и электрического транспорта в ДФО» эксперты с материка вместе с сахалинскими представителями бизнеса и власти искали ответ на ключевой вопрос: как наладить эффективную систему использования КПГ и электричества в качестве моторного топлива?
Первым свою версию решения выдвинул генеральный директор ООО «МПГ Сибири» Алексей Миллер — он поделился успешными кейсами по формированию рынка поставок газомоторного топлива в материковых регионах России, где изначально отсутствует ресурсная база для производства КПГ на месте. Компания работает преимущественно в Кемеровской области и за несколько лет создала сеть снабжения компримированным газом в нескольких соседних субъектах Сибири. В мае 2023 года делегация «МПГ Сибири» приезжала на Сахалин для того, чтобы оценить масштабы возможного сотрудничества. И, по мнению Миллера, у острова есть ряд особенностей, которые влияют и на становление, и на развитие рынка КПГ.
«Среди минусов Сахалинской области — я говорю сейчас преимущественно об острове Сахалин — протяженность региона. Довольно большое расстояние с юга, где сконцентрировано наибольшее число потребителей, на север. Кроме того, здесь довольно много малонаселенных пунктов, что автоматически сокращает перспективный рынок сбыта среди владельцев личного автотранспорта. И на Сахалине очень мало стационарных заправочных станций газомоторного топлива — всего три и, опять же, они сконцентрированы на юге региона. С другой стороны, в вашем регионе присутствует такое преимущество как беспрецедентные меры поддержки перехода автомобилей на КПГ со стороны правительства Сахалинской области — по-моему, такого объема помощи больше нет нигде. В связи с тем, что активно развивается добывающая, сельскохозяйственная, лесоперерабатывающая промышленность, в регионе есть определенный инвестиционный потенциал и, как следствие, перспективы для развития поставок КПГ на острове», — перечислил генеральный директор ООО «МПГ Сибири» Алексей Миллер.
По мнению эксперта, вне зависимости от того, в каком регионе внедрять комплексную сеть заправочных станций для автомобилей на газомоторном топливе, нужно тщательно анализировать потенциал спроса. Так, в Сибири партнерство с «Газпром газомоторное топливо» позволило наладить поставку мобильных комплексов КПГ на территории, где газа как такового нет вообще, но сформировалась устойчивая потребность в таком топливе. Речь идет, в частности, об угледобывающих предприятиях Кузбасса, которые стали так называемыми якорными потребителями и, обеспечив первую ступень постоянного спроса на газомоторное топливо, сформировав базу для развития поставок и другим компаниям, а также физическим лицам. По этой схеме, отметил Миллер, может пойти и Сахалин — возможности для этого есть.
«Когда в мае мы приезжали на Сахалин, мы проехали весь остров с юга на север. Побывали в Ногликском, Александровск-Сахалинском, Углегорском, Поронайском районах. Встречались с представителями министерства энергетики Сахалинской области. По моему опыту, ключевая целевая аудитория, которая является потребительской зоной у ООО «МПГ Сибири», — это муниципальные и коммерческие предприятия. В вашем регионе потенциальными потребителями могут стать предприятия практически в любом населенном пункте Сахалина. В Углегорском районе, к примеру, это угледобывающее производство в Углегорске и Шахтерске (речь идет о «Восточной горнорудной компании. — Прим. ред.). В Поронайском районе будет строиться морской порт — соответственно, его инфраструктуру тоже можно ориентировать сразу на КПГ. Что касается расположения заправочной точки на севере Сахалина, мы исключили Оху и видим Ноглики как более перспективный для этого населенный пункт, который сможет обеспечить газомоторным топливом и Александровск-Сахалинский, и Охинский районы», — уточнил представитель Кемеровской области.
Миллер отметил: главная задача властей в развитии сети газомоторных заправочных комплексов — обеспечить устойчивое потребление природного газа на транспорте промышленных предприятий. Как только этот процесс будет налажен и масштабирован на весь регион, рост потребителей на личном транспорте с КПГ не заставит себя ждать.
«Как только на транспортном плече с юга Сахалина на север будут появляться якорные потребители, люди будут активно переоборудовать и личный транспорт. Потому что у них будет гарантия по наличию и доставке КПГ для заправки без перебоев, а также прозрачная система ценообразования», — резюмировал Алексей Миллер.
И.о. зампреда правительства Сахалинской области Олег Попов, заслушав выступление гостя, отметил, что сложно соглашаться с его тезисами без сколько-нибудь развернутых расчетов рентабельности. Помимо обеспечения регулярных поставок КПГ, необходимо содержать инфраструктуру, которая необходима для бесперебойного снабжения потребителей. Это в равной степени касается как предприятий, так и физических лиц.
«Отсутствие инфраструктуры тормозит развитие массового перевода на газовое топливо для всех потребителей. Остается актуальной и такая задача как газификация потребителей, удаленных от юга Сахалина. Чтобы ее обеспечить, мы должны не только сделать нормальную дорогу для качественной транспортировки. Мы должны еще и нивелировать такое понятие как сезонность, потому что в разное время года якорные потребители могут быть разными», — сказал Олег Попов.
Вице-мэр Поронайского городского округа Андрей Шенцов в свою очередь выдвинул предложение о расширении сети работы ПАГЗов — передвижных автомобильных газовых заправщиков. В частности, отметил муниципальный чиновник, такой комплекс востребован в Поронайском районе именно из-за статуса точки роста: помимо морского порта там будет цементный завод, который может дополнительно обеспечить потребность в КПГ. И, чтобы не затягивать с обеспечением инфраструктуры для стационарной станции заправки, логичнее было бы использовать ПАГЗ как временное, но стабильное решение.
Представитель Хабаровского края, директор ООО «Ресурсавтогаз» Вячеслав Чернышов поделился практикой использования ПАГЗов как основной снабжающей силы. По его мнению, в целом в обеспечении устойчивого спроса компримированного природного газа главное — наличие в достаточном количестве крупнотоннажной техники, которую нужно заправлять. Сейчас на предприятиях Дальнего Востока и в целом России с этим есть определенные сложности, связанные с санкционными ограничениями.
«С техникой, которая сразу же, с завода, будет ездить на газу, нехватка. 90 % производителей просто отказываются с этим возиться из-за неясной картины спроса и наращивают выпуск дизельных автомобилей, потому что там рынок сбыта стабилен. Китайская техника на газомоторном топливе в основном поступает в Казахстан и Узбекистан, мы ее пытаемся вывозить в Россию, но документально это сложно оформлять. Но, когда на Дальнем Востоке появится тяжелая автомобильная техника на газу, это обеспечит загрузку передвижных заправщиков в любом состоянии. Буквально, 10-18 самосвалов на предприятии или 20-30 автобусов большой или средней вместимости — этого достаточно, чтобы обеспечить рентабельность», — поделился гость из Хабаровского края.
Также Чернышов рассказал о том, что максимальную рентабельность при использовании ПАГЗа можно обеспечить при постановке его на промышленное предприятие. Применительно к Сахалину, достаточно 10 крупных производств на территории острова, чтобы построить сеть поставки КПГ с юга на север. Помимо этого, газ можно поставлять на объекты электроснабжения в районах, куда нецелесообразно вести полноценную ЛЭП, и на котельные промышленных объектов разного масштаба: соответствующие инженерные решения у ООО «Ресурсавтогаз» есть, такие услуги предоставляются «под ключ», и заказчику они обходятся недорого. Экономия средств обеспечена особенностью технологии снабжения.
«Наша работа — это использование ПАГЗа как транспортного средства с ПТС. Соответственно, нам для поставок газа не нужны строительство, размещение стационарных емкостей и статус опасного объекта, что требует согласований с Ростехнадзором. Если говорить об оборудовании после подключения, используем газопроводы низкого давления — их даже не нужно регистрировать. Если речь идет о снабжении, к примеру, асфальтобетонного завода в Елабуге (село в Хабаровском крае. — Прим. ред.), там уже газопровод среднего давления, но его регистрирует само предприятие-потребитель. Что касается ценообразования на сам газ, оно более чем лояльное. Применительно к Сахалину это будет около 23 рублей за кубометр при отпуске и 28-29 рублей для конечного потребителя, уже с учетом логистики», — озвучил детали директор ООО «Ресурсавтогаз».
Вопрос нехватки газомоторной тяжелой техники, тем не менее, можно решить в пределах Дальнего Востока — при этом можно не переоборудовать существующие дизельные крупнотоннажники на КПГ, а сразу приобретать такой транспорт. Об этом заявил представитель ООО «Инвест Бизнес Авторесурс» Юрий Нюгай. Его предприятие находится в Якутии и является эксклюзивным представителем китайского бренда Dayun («Даюн»), который предлагает тяжелые автомобили на компримированном и сжиженном природном газе. В линейку, которую якутяне готовы поставлять на предприятия ДФО, уже сейчас входят двух- и трехосевые тягачи, автобетоносмесители и самосвалы, мусоровозы, автоцистерны и вакуумная техника, в том числе илососы. С 2019 года ООО «Инвест Бизнес Авторесурс» поставляет китайские грузовики на СПГ в регионы России. Примечательно, что в самой Республике Саха эта техника спросом не пользуется.
«У нас в этом плане, конечно, казус. Компримированный природный газ у нас стоит 21 рубль за кубометр, дизельное топливо — от 70 рублей за литр и выше. Тем не менее, промышленные предприятия, даже понимая выгоду, отказываются от нашей техники. А все дело в дорогах: за пределами Якутска, буквально, нет развитой сети трасс, а газовая техника все-таки требует асфальта. Ну и инфраструктуры для заправки, конечно, не хватает», — посетовал Юрий Нюгай.
Фактически, отметил и.о. министра энергетики Сахалинской области Виктор Гармидер, озвученные приглашенными участниками форума проблемы являются общими для всех регионов Дальнего Востока, где власти вкладывают ресурсы во внедрение «зеленых» видов топлива. Недостаток инфраструктуры непосредственно связан с нехваткой качественных автомобильных дорог, а в комплексе это снижает уровень спроса на газовое топливо как на уровне промышленных предприятий, так и у физических лиц.
В то же время, помимо КПГ и СПГ, на островах поддерживают переход автолюбителей на электротранспорт. Здесь инфраструктуре Сахалинской области в чем-то можно позавидовать: по количеству зарядных станций для электрокаров в пересчете на одного потребителя регион занимает одну из лидирующих позиций в России. В то же время и здесь работы предостаточно: большая часть уже действующих модулей сконцентрирована на юге Сахалина, в то время как в остальных муниципалитетах таковые — либо разовая история, либо часть запланированных к монтажу объемов. А тем временем партнеры с материка уже готовы предоставить Сахалинской области готовое решение для следующего шага по развитию потребления электроэнергии как вида топлива.
Инновацию на форуме презентовала генеральный директор ООО «Иви Тайм», председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Эксперт из Санкт-Петербурга рассказала о преимуществе модульных зарядных станций нового поколения — с накопителями энергии. Такое оборудование способно выдавать нужную мощность для зарядки подключенного автомобиля без учета ограничений электросети, к которой оно подключено — энергия аккумулируется в накопителе, который защищает технику от скачков напряжения и отключений, и может быть подключен даже к частному дому. Кроме того, модуль зарядки можно доукомплектовать солнечными панелями, которые, являясь по сути альтернативными источниками электричества, позволяют не только экономить расходы на затраченную электроэнергию, но и обеспечивают дополнительное снижение углеродных выбросов в атмосферу. А с учетом реализации на Сахалине климатической программы, частью которой как раз является перевод транспорта на более экологичные виды топлива, такие технологии становятся еще более актуальными.
По итогам форума участники отметили, что тенденция развития сети снабжения транспорта газомоторным и электрическим топливом отнюдь не бесперспективна, но требует проработки массы нюансов. И большая часть задач, которую потребуется решать властям в партнерстве с представителями профильного бизнеса, по оценке EastRussia отнюдь не относится к «узкой» тематике. Скажем, банальное строительство качественных дорог — больной вопрос для всех жителей Сахалинской области. Даже федеральная трасса Южно-Сахалинск — Оха, которая является самой длинной в регионе, до сих пор не заасфальтирована полностью, не говоря уже о межмуниципальных дорогах, где и качественная грунтовая насыпь встречается гораздо реже, чем хотелось бы. Не только газомоторному, но и электрическому транспорту такие трассы под колесами только во вред.
Говорить о массовом переводе промышленности островов на СПГ и КПГ тоже преждевременно. Новых предприятий, которые в рамках дискуссии именовали «якорными», на Сахалине появляется довольно мало, несмотря на очевидную нужность и большая их часть до сих пор существует в формате инвестиционных проектов, а до реального запуска могут пройти годы. Поэтому рынок потребления экологичного топлива в Сахалинской области, судя по всему, еще долго будет развиваться небольшими шагами.
От выбора стратегии развития локальной энергетики зависит ход дальнейшего освоения минерально-ресурсной базы ДФО. Разработка месторождений в удаленных районах Дальнего Востока требует надежного и экономичного источника электроэнергии. Отсюда может быть продуктивен путь развития локальной генерации и инфраструктуры на основе новых энергетических технологий.
На грани рентабельности
Децентрализованное энергоснабжение присутствует в 17 регионах ДФО и Арктической зоны. Оно, в частности, питает 527 населенных пунктов с населением более 300 тыс. человек. При этом средний износ электростанций и котельных суммарной электрической мощностью порядка 800 МВт и тепловой свыше 2 тыс. Гкал/час превышает 60%, сообщил заместитель гендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Сергей Романов.
«Модернизация более 80% тех объектов, которые находятся в этих населенных пунктах, является инвестиционно непривлекательной, во всяком случае без государственной поддержки. И на сегодняшний день нет каких-либо отработанных механизмов господдержки, как и привлечения частных инвестиций в этот сектор», – утверждает эксперт.
Ситуацию усугубляет высокая стоимость производства энергии, в первую очередь из-за малых объемов потребления, а также необходимость субсидировать ее поставки для населения. При этом требуемый размер дотаций постоянно растет.
Не лучше обстоит дело и с точки зрения энергоснабжения промышленных производств. По скромным подсчетам, в этой группе потребителей насчитывается свыше 50 предприятий горнодобывающей промышленности. Совокупная мощность дизельной генерации в данном сегменте рынка превышает 500 МВт.
Здесь основная проблематика связана с высоким экономически обоснованным тарифом на электроэнергию, что ставит производство на грани рентабельности. Капитальные затраты при создании локальных энергоцентров зачастую сопоставимы с вложениями в основной бизнес-проект. К тому же в последний год заявила о себе проблема доступа к современному оборудованию из-за внешних санкций: его поставки в рамках параллельного импорта заметно выросли в цене. Все это приводит к тому, что недропользователи начинают рассматривать генерацию электричества и тепла как непрофильный актив, обременяющий основной вид деятельности.
Ситуация может затруднить реализацию будущих проектов по освоению минерально-сырьевой базы. Как считает зампред совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктиды при Совфеде Анатолий Широков, разработка многих месторождений становится оправданной при наличии доступной электроэнергии. При этом особенности структуры энергетики северных территорий не всегда позволяют обеспечить это за счет развития крупных электростанций и электрических сетей, уточнил сенатор.
Между тем в Минэнерго РФ не склонны сгущать краски. Как заверил директор департамента развития электроэнергетики министерства Андрей Максимов, за последние годы утверждено несколько нормативных актов по стимулированию инвестиций в развитие локальной энергетики, и эти механизмы работают. В первую очередь это относится к заключению энергосервисных договоров, подразумевающих внедрение новых технологий и оборудования, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. За счет этого территория экономит на топливе по сравнению с традиционной схемой северного завоза, а инвестор окупает вложения. В рамках подобных соглашений в 2020-2023 годах модернизировано объектов суммарной мощностью более 107 МВт, уточнил представитель Минэнерго.
Кроме того, реализуются проекты на основе концессионных соглашений и в рамках госзаказа от регионов, который размещается на конкурсной основе. Министерством так же подготовлены изменения в законодательство, позволяющие заключать в отдаленных регионах долгосрочные договоры поставки электроэнергии по принципу «бери или плати» (take or pay). Такая схема будет обкатана при освоении Баимской рудной зоны на Чукотке, где построят мини-АЭС.
«С одной стороны «Росатом» и консорциум потребителей с другой договорились о цене на долгосрочный период. Но, безусловно, такая стоимость возможна, только если будут зафиксированы обязательства по потреблению, и потребитель, что называется, не выйдет из контракта», - пояснил Андрей Максимов.
В поисках срока окупаемости
Несмотря на новации на законодательном уровне, проблему привлечения частных инвестиций в энергетическую инфраструктуру на труднодоступных территориях они полностью не снимают. Хотя на эти цели при условии государственных мер поддержки возможно привлечь свыше 300 млрд руб., сообщил Анатолий Широков.
Активное участие независимых компаний в развитии локальной энергетики пока не столь заметно, многие проекты в удаленных районах реализуются под эгидой ПАО «РусГидро». В частности, программой развития в ДФО предусмотрена модернизация 270 объектов неэффективной дизельной генерации общей мощностью 477 МВт. При этом на первом этапе будет обновлено 80 объектов в Якутии и на Камчатке суммарной мощностью почти 170 МВт.
Необходим более адресный подход к стимулированию частных игроков, включая небольшие компании. «Программа развития поддержки локальной энергетики в удаленных изолированных районах кроме как в виде субсидий на техприсоединение сегодня не предусмотрена. Да и получить ее могут только крупные инвестиционные проекты, где технологическое присоединение к энергосистеме технически осуществимо и экономически целесообразно», - свидетельствует сенатор Андрей Шохин.
Период окупаемости проектов у «РусГидро» составляет 15 лет. Если для крупного энергохолдинга это более-менее приемлемый срок, то для независимого бизнеса -достаточно большой, под который сложно привлечь кредитные ресурсы.
Как рассказал Андрей Максимов, в качестве одного из решений для потенциального инвестора возможна дополнительная поддержка по линии Фонда развития ЖКХ (как правило, дизельная станция в северном поселке является не только поставщиком электричества, но и тепла). Тем самым период окупаемости может быть снижен до 8-10 лет.
Отличие инвестпроектов локальной энергетики заключается в необходимости нахождения баланса экономических интересов между потребителем и производителем электроэнергии, а также оптимальной юридической конструкции, которая обеспечивает гарантии для обеих сторон, отмечает управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока Андрей Шарафутдинов.
Важно создавать оптимальные тарифные условия для инвестиционной привлекательности объектов генерации в труднодоступных районах, расширения возможностей данного бизнеса, говорит замначальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин. Сейчас на выходе находится правительственное постановление о регуляторных отношениях в электроэнергетике, в котором одно из изменений позволит производителю электроэнергии по своему заявлению снижать размер экономии топлива, учитываемой в тарифах. Эту разницу он сможет направить, к примеру, на развитие электросетевого комплекса.
Данная потребность возникает при создании горнорудного кластера в Усть-Янском и Верхоянском районах Якутии. Энергоснабжение будет обеспечивать атомная станция малой мощности в поселке Усть-Куйга. Предусмотрена поставка энергии в соседние поселки, для чего придется строить электросетевое хозяйство.
Еще один законопроект внесен Минэнерго в Госдуму. «Он предполагает распространение уже существующего опыта заключения двусторонних долгосрочных договоров в технологически изолированных крупных энергетических системах на локальные энергосистемы и отмену регулирования тарифов в виде предельных уровней. Это нужно для того, чтобы стороны по договору могли на долгосрочной основе зафиксировать ценовые параметры и под эти контракты привлекать финансирование в кредитных учреждениях, таким образом обеспечивая возможность реализации данных проектов», - рассказал Сергей Дудкин, добавив, что данный подход вполне применим и для небольших проектов.
Энергия малых
Вопрос рентабельности проектов, связанных с локальными энергосистемами, обращает внимание потенциальных инвесторов к новым технологиям. Сейчас получает распространение идея создания атомных и гидроэлектростанций малой мощности.
Дело в том, что стоимость завоза энергоносителей (даже с применением энергии ветра и солнца гибридные установки потребляют дизтопливо) может нивелировать преимущества в капитальных затратах и существенно ухудшить экономику комплексного инвестпроекта. В этой связи, говорит гендиректор ООО «Генерация» Александр Курчатов, малые ГЭС при обеспечении заданного напора воды имеют наименьшую себестоимость производства электроэнергии и стабильные выходные параметры.
Несмотря на низкие температуры в Арктике, в качестве альтернативы дизельному топливу можно использовать гидропотенциал рек и рассматривать комбинированные варианты круглогодичных локальных энергоцентров, рассуждает генеральный директор ООО «Глобал Гидро Рус» Николай Сафронов.
«Когда говорят, что у нас реки замерзают, вечная мерзлота и вообще такой страх, я привожу в пример Канаду. Там самая низкая температура - минус 68 градусов, средняя температура января – минус 34. Тем не менее она располагает 15 МВт на малых гидроэлектростанциях. Возьмите Исландию, которая поднялась на мини-ГЭС, Гренландию или Норвегию», - подчеркнул Николай Сафронов.
В принципе у каждого северного поселка, а они на изолированных территориях, как правило, находятся на реках, можно построить мини-ГЭС на 1-2 МВт, считает он. В итоге от 80 до 100 дней реально получать электроснабжение только от этого источника, существенно сэкономив на дизтопливе.
Если говорить о промышленном применении данной технологии, то на Чукотке готовится своего рода пилотный проект. Для энергоснабжения производства по добыче россыпного золота в Иультинском районе будет возведена гидроэлектростанция мощностью 1 МВт с перспективой расширения до 15 МВт.
«Мы взяли самый пессимистичный вариант, завышенное по цене оборудование в три-четыре раза, сделали расчеты, получив окупаемость вложений в 6 лет с привлечением денег под 13% годовых», - сообщил гендиректор «Глобал Гидро Рус», правда, он уточнил, что участники проекта рассчитывают на прочие льготы (золотодобытчик является резидентом Арктической зоны).
К созданию мини-ГЭС присматривается «Росатом», но, конечно, госкорпорация предлагает решения по своему основному профилю. Это использование атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Ритм-200Н» мощностью 110 МВт, которая будет применена в рамках вышеупомянутого проекта в Усть-Куйге. Сегодня там начинается строительство.
Расчеты показывают, что новый источник энергоснабжения достаточно конкурентоспособный, проинформировал вице-президент по проектам малой мощности, контрактации и комплектным поставкам оборудования АО «Русатом Оверсиз» Олег Сиразетдинов.
«В Усть-Куйге, которая в советское время являлась транспортным узлом, в том числе по углеводородному топливу, тариф вдвое ниже, чем экономически обоснованный, утвержденный государством. А в поселке Депутатский, где будет возрождаться Депутатское месторождение олова, тариф ниже более чем в три раза, даже с учетом сооружения сетей для снабжения добывающей компании», – сказал менеджер.
Еще один проект – АСММ на базе реакторной установки «Шельф-М». Тепловая мощность реактора составляет 35 МВт, что позволит обеспечить генерацию до 10 МВт электрической энергии. Такую станцию планируется возвести для освоения золоторудного месторождения Совиное на Чукотке. Также к внедрению новой технологии рассматривается порядка десяти площадок в Якутии и пять в Красноярском крае.
«Мы к инвестору с деньгами не идем, но требуем take or pay для потребления энергии в нужном размере по обговоренному тарифу на перспективу. Очень важно, что тариф здесь практически не зависит от рыночных биржевых товаров, может быть, за исключением урана. Но доля урана в тарифе – до 4%. Главное, тариф прогнозируем, что важно для инвесторов», – заверил вице-президент «Русатом Оверсиз».
В макрорегионе запланированы масштабные проекты по модернизации энергетической инфраструктуры. Кроме того, планируется строительство новых мощностей для покрытия энергетического дефицита, а также расширения возможностей экспорта электроэнергии.
На Дальнем Востоке сохраняется проблема убыточности ТЭС в связи с регулируемыми тарифами на электроэнергию на фоне продажи угля по свободным ценам. В феврале глава управляющего дальневосточной генерацией ПАО «РусГидро» В.Хмарин обратился к президенту РФ В.Путину с просьбой выделить из федерального бюджета 93 млрд рублей для восстановления финансовой стабильности «Дальневосточной генерирующей компании» (ДГК), которая управляет крупными ТЭС на Дальнем Востоке. За счет этих средств предполагается погасить накопленный финансовый долг компании, который возник из-за разницы между расходами на уголь и тарифной выручкой от продажи энергии. Совет директоров «РусГидро» принял решение выдать ДГК крупный заем на 93 млрд рублей в целях недопущения банкротства компании.
В «РусГидро» отмечают, что средний тариф в энергосистеме Востока составляет 5 рублей за 1 кВт/ч, что на 27% ниже показателя в европейской части РФ и в Сибири (6,9 рублей). Установленные тарифы для Дальневосточной генерирующей компании (ДГК, входит в «РусГидро») включают в том числе обоснованные расходы на топливо и ремонт. Но и при таких тарифах ДГК в 2023 г. не сможет выйти на безубыточную работу.
После обращения В.Путин направил запрос премьер-министру М.Мишустину, вице-премьеру А.Новаку и главе Минфина А.Силуанову, поручив предложить решение проблемы. Так, в качестве решения власти хотят рассмотреть механизм регулирования поставок угля на экспорт, аналогичный используемому на рынке удобрений. С 2022 г. Минсельхоз определяет объем поставок удобрений на внутренний рынок для каждой компании. В случае повышения цен могут быть введены экспортные пошлины[1]. Но в случае с углем эксперты отрасли отмечали, что регулированию можно подвергать поставки только для низкосортных марок, которые используются на дальневосточных ТЭС, а не для дорогих экспортных, которые в любом случае не поставляются на объекты электроэнергетики.
Также ФАС предлагает субсидировать поставки угля и мазута для ТЭС Дальнего Востока с использованием механизма, аналогичного применяемому для стимулирования перевозок нефтепродуктов. Субсидирование может быть организовано с помощью распространения на мазут и уголь действия норм постановления правительства №2508[2] или с помощью принятия для угля и мазута постановления, аналогичного действующему постановлению №406[3]. «РЖД» будут предоставлять скидку на перевозку юридическим лицам, везущим топливо в регионы, а выпадающие доходы госмонополии компенсируют из федерального бюджета. Напомним, что, когда перевозки становятся субсидируемыми, они получают приоритет при перевозке по Восточному полигону, переходя из пятой в четвертую очередь.
Отметим, что общая установленная мощность объектов ДГК составляет порядка 4 ГВт. В 2021 г. объем потребления компании составил 8,94 млн тонн угля на сумму 25,99 млрд рублей и 3,5 млрд куб. м газа на сумму 21,24 млрд рублей.
«РусГидро» оценивает, что средневзвешенная цена угля, законтрактованного на 2022-23 гг., в два раза выше цены топлива, учтенной в тарифах. Таким образом, доля расходов на топливо в тарифной выручке ТЭС составляет до 60%. В «РусГидро» указывают на то, что тарифная выручка не покрывает операционные и инвестиционные расходы. Убыток ДГК в минувшем году увеличился до 36,6 млрд рублей (в 2017 г. он составлял только 4,7 млрд рублей).
В «РусГидро» дефицит и резкий рост стоимости угля на внутреннем рынке связывают со стремлением угольных компаний экспортировать продукцию. Именно экспортный уголь обладает относительным приоритетом на Восточном полигоне «РЖД»[4], в то время как уголь для нужд ЖКХ и энергетики пропускается в пятую очередь. Кроме того, перевозки топлива для дальневосточных ТЭС отличаются сложной логистикой. Так, на Нерюнгринскую ТЭС в Якутии уголь поставляется из Казахстана, хотя поставки с якутских месторождений были бы дешевле, а уголь для Приморского филиала ДГК везут из Кузбасса, тогда как Бурятия является более доступной альтернативой. В прошлом году на рост цены на перевозки угля на дальние расстояния повлияла также отмена льготного коэффициента 0,4 к тарифу.
Поставщики низкосортных углей могут быть заинтересованы в заключении твердых контрактов с энергетическими компаниями, с фиксированным уровнем маржинальности (на уровне 20%). При этом первый вице-премьер А.Белоусов в феврале поручил Минэнерго и «РусГидро» заняться разработкой и реализацией трехлетнего плана модернизации ТЭС и повышения эффективности их работы. В «РусГидро» неоднократно заявляли, что замене оборудования на дальневосточных ТЭС препятствуют заниженные тарифы.
Следует отметить, что на Дальнем Востоке в начале года был отмечен существенный рост оптовых цен[5] на электроэнергию для коммерческих потребителей – в январе средняя одноставочная цена (стоимость электроэнергии и мощности) увеличилась по отношению к декабрю 2022 г. на 49%, составив 2,84 рубля за 1 кВт/ч. Стоимость превысила среднюю одноставочную цену в январе в европейской части страны, на Урале (2,74 рубля) и в Сибири (2,43 рубля).
Наиболее значительный рост цен был зафиксирован в Якутии – на 50,4%, до 2,9 рублей. Далее следуют Амурская область (рост на 49,7%, до 2,88 рублей) и Еврейская АО (рост на 50,1%, до 2,78 рублей). В Приморском крае цена составила 2,81 рублей (рост на 47,6%), а в Хабаровском крае – 2,84 рублей (рост на 48,8%). В наибольшей степени ростом цен обеспокоены представители малого и среднего бизнеса в регионах.
На этом фоне в макрорегионе планируется строительство новых энергообъектов, а также модернизация некоторых действующих. «РусГидро» продолжает модернизацию шести объектов дальневосточной электроэнергетики. Хабаровская ТЭЦ-4 на природном газе проектной мощностью 320,8 МВт должна заменить изношенную Хабаровскую ТЭЦ-1 (начало поставок мощности намечено на 2027 г.), газовая Артёмовская ТЭЦ-2 – Артёмовскую ТЭЦ (завершение строительство намечено на 2025 г.), вторая очередь Якутской ГРЭС-2 – отработавшую ресурс Якутскую ГРЭС (ввод второй очереди запланирован на 2025 г.). Планируется строительство новых энергоблоков на Нерюнгринской ГРЭС (450 МВт) и Партизанской ГРЭС (280 МВт)[6]. В конце прошлого года была полностью переведена на природный газ Владивостокская ТЭЦ-2 мощностью 497 МВт.
При этом для Хабаровской ТЭЦ-4 потребовалось решение вопроса о замене импортного оборудования. Газовые турбины для нее планируется изготовить на предприятии «Силовых машин» в Санкт-Петербурге. ДГК изначально намеревалась ввести станцию в конце 2025 г., затем сообщалось о переносе сроков на 2027 г.
Тем временем во Владивостоке (на острове Русский) «РусГидро» открыло осенью прошлого года научно-исследовательский центр (НИЦ). В НИЦ в партнерстве с московским МФТИ им. Баумана создана лаборатория интеграции возобновляемых источников энергии и систем накопления энергии – в ее рамках проводится работа по повышению эффективности автоматизированных гибридных энергокомплексов (АГЭК) для отдаленных и труднодоступных районов и сокращению сроков их ввода в эксплуатацию. Также в НИЦ предполагается разработать механизмы решения существующей в ДФО проблемы с технологическим присоединением крупных объектов жилищного строительства – с помощью оптимизации и обеспечения технологического присоединения потребителей без масштабного электросетевого строительства.
Следует отметить, что «РусГидро» вскоре может утратить контроль над электросетевыми активами Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК) в связи с разрабатываемым ФАС совместно с Минэкономразвития и Минэнерго планом разделения холдинга. Учитывая, что к лету 2025 г. Дальний Восток должен перейти на свободный рынок электроэнергии, «РусГидро» уже не сможет совмещать конкурентные (генерация и сбыт) и монопольные (сети) виды деятельности.
ДРСК перешла «РусГидро» в 2011 г. в составе «РАО ЭС Востока». Компании принадлежат распределительные электросети протяженностью 59 тыс. км в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской АО, на юге Якутии. Выручка ДРСК по РСБУ в 2022 г. составила 36,8 млрд рублей, чистая прибыль – 258,73 млн рублей. Чистые активы на конец 2022 г. оцениваются в 25 млрд рублей. По предварительным данным, рыночная цена компании может составить 6,3 млрд рублей[7]. «Россети» прежде проявляли интерес к электрическим сетям на Дальнем Востоке, с учетом того, что им принадлежат «Магистральные электрические сети Востока» – МЭС Востока[8].
«МЭС Востока» (филиал ПАО «Россети») также в феврале завершили монтаж комплектного распределительного устройства (КРУЭ) 110 кВ на узловой подстанции 220 кВ «Уссурийск» в Приморье. Проведенные работы направлены на усиление схемы электроснабжения Уссурийского городского округа (население которого составляет более 200 тыс. человек) и объектов Дальневосточной железной дороги (ДВЖД). Подстанция задействована в выдаче мощности Приморской ГРЭС и электроснабжении ТОР «Михайловский». Общая стоимость проведенных работ оценивается в 2 млрд рублей. В 2022 г. на станции были запущены новые силовые трансформаторы, благодаря им мощность центра питания увеличилась до 501 МВА.
Тем временем дефицит инвестиционной программы «Россетей» на мероприятия по электрификации в рамках второго этапа развития Восточного полигона «РЖД» был оценен в 198,8 млрд рублей, а источники покрытия дефицита средств не уточнялись. В конце прошлого года в Минэнерго в числе возможных источников покрытия дефицита называли дополнительное финансирование из федерального бюджета, займы ФНБ, продажу принадлежащих «Россетям» 20% акций «Интер РАО» и отказ от выплаты дивидендов за 2022 г.
Второй этап предполагает введение в эксплуатацию семи электросетевых объектов. Из них ряд объектов планируется поставить под напряжение до конца текущего года – речь идет о двух линиях на 220 кВ «Зилово – Холбон – Могоча» (Забайкальский край) и «Комсомольская – Старт» (Хабаровский край), линии на 500 кВ «Усть-Илимская ГЭС – Усть-Кут» (Иркутская область).
Между тем в феврале Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции Приморской ГРЭС в Лучегорске (наиболее крупная тепловая электростанция Приморского края, «Сибирская генерирующая компания») стоимостью 28 млрд рублей. Мощность ГРЭС составляет 1,5 ГВт. В том числе станция работает на энергоснабжение Восточного полигона.
В свою очередь «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) рассчитывает построить парогазовую ТЭС мощностью 330 МВт в Якутии (Нерюнгринский район, вблизи поселка Чульман). К станции планируется протянуть газопровод (8 км) от магистрального газопровода «Сила Сибири». Годовое потребление газа на ТЭС оценивается в 0,5 млрд куб. м. Первая очередь ТЭС из двух газотурбинных установок (ГТУ) должна быть запущена осенью 2026 г., а к осени 2027 г. планируется надстроить паровую турбину. ГЭХ намерен приобрести китайские газовые турбины AGT-110[9] у производителя – AECC Gas Turbine. Проект строительства ТЭС «Газпрома» в конце апреля был включен в федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.
Ожидается, что запуск ТЭС в Чульмане позволит сократить энергодефицит в энергосистеме Востока[10] и создаст дополнительные мощности для энергоснабжения БАМа и Транссиба. Кроме того, с помощью ТЭС планируется увеличить экспорт электроэнергии в КНР (дополнительно порядка 1,2 млрд кВт/ч[11]).
Пока не определен объем капитальных расходов на строительство станции, но согласно предварительным расчетам, он может составить 23 млрд рублей. Опасения связаны с тем, что у турбины китайского производителя на сегодняшний день отсутствует значимая история коммерческой эксплуатации (первый образец тестировался на ТЭС компании CNOOC в Шэньчжэне в 2021-22 гг.). Также эксперты отрасли полагают, что разделение по времени запуска в эксплуатацию газотурбинной и паросиловой частей станции может продлить сроки ввода энергоблока в эксплуатацию и увеличить суммарные затраты.
Проблема энергодефицита также наблюдается на юге Иркутской области – в Иркутско-Черемховской промзоне. О дефиците энергомощностей в регионе, в частности, заявлял «Росатом», намеренный реализовать проект экотехнопарка «Восток» на площадке бывшего завода «Усольехимпром». Резкий рост энергопотребления в Иркутской области связан с распространением майнинга в домохозяйствах на фоне наиболее низкого в стране тарифа на электроэнергию для населения. В 2022 г. общее потребление электроэнергии населением региона превысило 10 млрд кВт/ч (в 2017 г. – только 6,6 млрд кВт/ч). В минувшем году из-за находящегося на предельном уровне энергопотребления исчерпала свою пропускную способность линия электропередачи 500 кВ «Братск – Иркутск».
В феврале текущего года, после того как растущий спрос на электроэнергию на данной территории отметил заместитель министра энергетики РФ П.Сниккарс, Минэнерго предложило провести конкурс на строительство новой электрогенерации в Сибири. До июля текущего года планируется уточнить необходимый объем мощностей и границы территории, на которой может быть построен новый объект генерации.
Что касается других крупных энергообъектов, направленных на энергоснабжение значимых промышленных проектов, то в марте правительство Чукотского АО и ООО «Баимская Энерджи» (дочерняя структура британско-казахстанской компании KAZ Minerals) заключили концессионное соглашение по вопросам энергообеспечения Баимского горно-обогатительного комбината (Билибинский район) на срок в 45 лет. В рамках концессии планируется реализация комплексного проекта по созданию энергетической инфраструктуры, необходимой для освоения месторождений Баимской рудной зоны.
Проект предполагает строительство двух одноцепных воздушных линий электропередачи 330 кВ «ПС Порт – ПП Билибино №1, №2», двух одноцепных воздушных ЛЭП 330 кВ «ПП Билибино – ПС Баимский ГОК №1, № 2» и переключательного пункта 330 кВ Билибино. Завершение работ намечено на 2027 г. При этом осенью прошлого года сообщалось о возможном переносе ввода ГОКа на более поздний срок, подразумевающем также перенос сроков ввода энергетической инфраструктуры. Напомним, что помимо ЛЭП соглашение по энергообеспечению предполагает установку плавучих атомных энергоблоков «Росатома» в Чаунской губе.
В конце марта «Россети» согласовали подключение к электроэнергии месторождения меди Малмыж в Хабаровском крае (ООО «Амур Минералс», «Русская медная компания»), для чего необходима реконструкция ЛЭП 500 кВ «Хабаровская – Комсомольская». Энергетики должны возвести открытое распределительное устройство, к которому подключат заходы от действующей ЛЭП с образованием двух новых транзитов ориентировочной протяженностью 265 км и 101 км. Общая стоимость работ оценивается в 5,1 млрд рублей. Работы должны быть завершены в 2024 г.
Атомную энергетику также предполагается развивать в другом северном регионе – Якутии. В апреле АО «Концерн Росэнергоатом» (ГК «Росатом») получило лицензию на строительство в Якутии АЭС малой мощности (АСММ) с реакторной установкой РИТМ-200М в Якутии (Усть-Янский район). К настоящему времени компания провела предпроектные инженерные изыскания, приступила к созданию объектов внеплощадочной инфраструктуры и возведению временного городка для рабочих. Также в апреле АО «Русатом Оверсиз» и КРДВ подписали соглашение о сотрудничестве при строительстве АСММ.
Ввод АСММ намечен на 2028 г. Мощности станции в том числе планируется использовать для энергоснабжения золоторудного месторождения Кючус (ПАО «Селигдар» и ГК «Ростех» – СП «Белое золото»), близлежащих месторождений олова – Тирехтях (АО «Янолово», добыча ведется с 2021 г.) и Депутатское (в настоящее время не разрабатывается[12]). Электрическая мощность станции должна составить не менее 55 МВт.
Следует тем не менее отметить, что компания «Русатом Оверсиз» в апреле подпала под санкции США, что может отразиться на поставках технологических решений для проектов, а соответственно на сроках их реализации. Крупным проектом «Русатом Оверсиз» также является создание на Сахалине комплекса по производству водорода, который планировалось построить в партнерстве с французской Air Liquide. В сентябре прошлого года в «Русатом Оверсиз» заявили, что реализуют сахалинский проект без участия Air Liquide, которая прияла решение об уходе с российского рынка[13]. О новых партнерах и поставщиках по проекту в компании не сообщали.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] С 1 декабря 2021 г. были введены квоты на экспорт удобрений для недопущения их дефицита на внутреннем рынке, но они не превышают значений экспорта за последние годы. План закупок удобрений для внутреннего рынка формируется на каждый год, а с 2022 г. определяется конкретный объем поставок на месяц для каждой компании.
[2] «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета ОАО «РЖД» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории РФ, в направлении Дальневосточного ФО».
[3] «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета ОАО «РЖД», ФГУП «Крымская железная дорога» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства».
[4] В соответствии со специальными поручениями президента РФ по объемам вывоза угля из угледобывающих регионов.
[5] Оптовая цена составляет 30-50% в структуре конечного тарифа коммерческих потребителей. Юрлицо также оплачивает услуги по передаче и сбытовую надбавку (они устанавливаются региональными регуляторами).
[6] К 2026 г.
[7] Исходя из стоимости аналогичных компаний – «Россети Центра» и «Россети Центра и Приволжья».
[8] Обслуживает территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и Еврейской АО, юга Якутии.
[9] Выпускающаяся с 2018 г. китайская турбина AGT-110 схожа по своим характеристикам с российской турбиной ГТД-110М «Ростеха», в их основе лежит разработка ГТД-110, принадлежащая ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (Украина).
[10] Согласно оценкам, энергодефицит в объединенной энергосистеме Востока (Амурская область, Хабаровский край, Еврейская АО, Приморский край и Якутия) в 2026 г. превысит 2,8 млрд кВт/ч.
[11] По итогам 2022 г. экспорт электроэнергии в КНР составил порядка 4 млрд кВт/ч.
[12] Лицензией владела компания АО «Горно-обогатительный комплекс «Депутатский», однако в июле 2021 г. Роснедра аннулировали ее досрочно, поскольку добыча фактически не велась с 2009 г.
[13] Весной 2021 г. «Русатом Оверсиз», Air Liquide и правительство Сахалинской области подписали меморандум о взаимопонимании для изучения возможности строительства на Сахалине комплекса по производству до 100 тыс. тонн водорода в год. В феврале 2022 г. стороны завершили технико-экономическое обоснование проекта.
Мы опросили несколько владельцев машин Nissan Leaf из Хабаровска и Еврейской автономной области, их мнение по отдельным вопросам приведено в тексте.
Электричество – наше все!
Скажи мне кто-нибудь 20 лет назад, когда у меня была первая машина с говорящим названием Nissan Pulsar AD, что телефоном можно будет управлять, касаясь сенсорного экрана, сигареты - электронными, а автомобиль заряжать от розетки, я бы воскликнул: «Нет, сынок, это фантастика!». Но близость Японии с ее передовыми технологиями, особенно в области автомобилестроения, сделала свое дело – «электрички» на улицах дальневосточных городов давно уже стали привычным явлением.
Собственно, купить электрокар хотел уже давно: живу в частном доме, так что проблем с зарядкой нет, да и тариф подходящий, особенно, ночью – с 23 до 7 утра.
Виктория, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Сложно только зимой, далеко не уедешь. Машину для зимы ничем не оборудовала, гаража нет. Радует экономия на топливе, живу в частном доме, еще и ночной тариф, так что и заряжаю за копейки. Пробег за день 40-60 километров, летом заряда хватает на 120-130 километров, так что заряжаю раз в три дня, в остальные времена года приходится каждый день».
Мысль завести «электричку» укреплялась каждый раз, когда заправлял «Форика» (Subaru Forester) – второй автомобиль в семье – при расходе в 15 литров на сотню выходит круглая сумма. А если еще учесть немалую стоимость моторного масла Motul, трансмиссионного масла, декстрона, свечей, приводов – всех расходников, которые рано или поздно необходимо менять в «Форике», то аргументов в пользу «электрички» только добавлялось.
Короче, когда подвернулась возможность взять «Лифа», хоть и «беганного» по Хабаровску, но все же недавно ввезенного в Россию, раздумывать долго не стал. Батарея показывала семь делений, что, в принципе, считается «более-менее». Летом так вообще не сильно заморачиваешься по этому поводу, к тому же дневной пробег не слишком большой.
Nissan Leaf 2011 года в кузове ZE0 в Хабаровске продается от 300 до 500 тысяч рублей, в зависимости от состояния «батарейки». Если сравнивать с похожей по классу машиной – Nissan Tiida – того же года выпуска, то это примерно в 1,5 раза дешевле. Правда, если на «Лифе» кончится батарейка, то, считай, минус половина стоимости машины - силовая установка на Leaf продается от 100 тысяч.
Поехали!
На вопрос «Сколько проезжает без подзарядки?» однозначно ответить сложно. Все зависит от манеры езды: можно и за 5-10 километров «высадить» батарею, оставляя всех на светофоре, а можно включить ECO-режим, который «душит» тяговый аккумулятор – не дает развивать полную мощность – и спокойно передвигаться по городу на скорости около 55 км/час. К такому режиму я пришел через пару недель активной езды на «Лифе». В среде «лифоводов» есть даже такой термин – «лифтошнотство», когда человек едет со скоростью около 40 км/час, не разгоняясь и избегая крутых подъемов, чтобы «дотянуть» до дома или ЭАЗС.
Табло Nissan Leaf
Михаил, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf в максимальной комплектации почти три года: «За это время установил подогрев батареи и «Эбельшпехер» для обогрева салона на керосине, еще дополнительную батарея на 10 кВ. Пробег сейчас, если до «черепахи» (когда машина уходит в самый экстремальный эконом-режим - ER) 126 километров. Из трудностей: катаюсь с середины марта по конец ноября».
А еще «батарейка» невольно приучает водителя к продумыванию логистики – куда ехать, каким маршрутом, и чтобы, в случае чего, зарядные станции были поблизости. С этим тоже справился через пару недель – пришло понимание, куда могу поехать за «один раз», стал выстраивать дела в соответствии с частями города, дабы не «мотаться» из Южного в Северный, а потом снова Южный (противоположные «спальные» районы Хабаровска). При этом перестал каждую минуту смотреть на цифры, условно обозначающие запас хода.
Сергей, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «У меня две машины, на второй летом практически не езжу. Когда в холода пересел на второе авто, заехал на заправку, подъехал к колонке, подошел к кассиру для оплаты, а она мне говорит: – Заправлять вас не буду, вы неправильно подъехали к колонке, нужно по схеме, которая указана на щите. Вы, наверное, давно не заправлялись на наших АЗС? – Ну да, давно».
Зима. Холода.
Лето, как всегда, пролетело быстро, управление «Лифом» в кайф – удобная посадка, отличная динамика и главное – напрочь забыл про АЗС. Наступление зимы внесло свои коррективы: запас хода уменьшался пропорционально снижению температуры воздуха. Вспомните свой смартфон зимой – если долго держать его даже в руках на морозе, то батарея быстро садится.
Сергей, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Могу сказать одно, ТС замечательное, но только для теплого времени года. Летом дневной пробег максимум 80 километров, зимой – 40 на одной зарядке. Заряжаю в гараже, ночью».
Предыдущий хозяин, который отъездил на моём «Лифе» одну зиму, предусмотрительно установил подогрев батареи – приклеил снизу обычный согревающий кабель, который необходимо включать, когда температура опускается ниже -15 градусов, а также установил автономный дизельный котел Webasto для обогрева салона, так как штатная система или дополнительный «фен» в условиях дальневосточных морозов не справляются. В этой связи было пару забавных моментов на «обычных» заправках, куда приходилось заезжать раз в неделю, чтобы залить шесть литров «солярки»: бачок обогревателя находится под капотом и многие с недоумением смотрели, мол, зачем это электричка» на АЗС заезжает? А один гражданин и вовсе подошел с вопросом «а у тебя бак под капотом, да?».
Автономный обогреватель салона Webasto
Антон, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Причина выбора, конечно же, экономия, ну, и любопытство. Дневной пробег порядка 30-40 километров – до работы и обратно. Заряжаюсь в гараже. За два года только жидкости и аккумулятор поменял по приходу из Японии. Из «допов» установил подогрев батареи и «фен», который мне не понравился, лучше бы не ставил его, денег бы кучу сэкономил».
Не все «лифоводы» ставят себе дополнительные независимые системы обогрева и зимой у них альтернатива – или ехать и мерзнуть, или ехать совсем мало.
パベルさん (ник в сообществе «лифоводов»), п. Приамурский, ЕАО. Nissan Leaf ZEO, 2011 года выпуска: «Все, как у всех. Езжу по 30-40 километров в день. Зимой «карачун», прям вообще. Заряжаюсь дома, очень редко на станциях».
Невзирая на дополнительные системы обогрева, все равно мороз ополовинивает батарейку «Лифа», и пробег без подзарядки сокращается до 40 километров. Правда, когда в Хабаровске этой зимой ударили морозы за 40 и «Форик» не завелся, я испытал удовольствие от того, что «Лиф» спокойно включился (термин «завелся» к «электричке» не совсем подходит) и поехал.
Расходы
Их мало. Практически нет. Купил литье с летней резиной (29 тысяч), сделал развал-схождение (одна тысяча). На AliExpress заказал сканер OBDII. Все. Да, за свет счет увеличился. По моим прикидкам, тысячи на три в зимний месяц. Но я и подзаряжаюсь днем, не жду «ночного» тарифа. За все время раз пять заряжался на платных ЕАЗС, чтобы не возвращаться домой. В Хабаровске несколько известных мне станций зарядки: РусГидро – их пять, РосТок – около 10, EV-Time. Чек одной такой зарядки у меня выходил от 40 до 70 рублей. Ни в какое сравнение с бензином и тем более дизельным топливом не идет.
Сергей, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Очень устраивает минимальные расходы на обслуживание авто, только оплата за электроэнергию. За время владения пока ничего не менял, все родное стоит».
Но есть две проблемы: ЕАЗС катастрофически не хватает, в идеале, конечно же, хотелось бы, чтобы ими оснастили основные трассы – до Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре и Владивостока. Но… «Нет, сынок, это фантастика!».
Одна из ЭАЗС в Хабаровске
Антон, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf три года: «Очень не хватает станций на трассах Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, не все работают на трассе Хабаровск - Владивосток, нужны станции на трассе «Амур» Хабаровск – Чита. Радует экономия на топливе, заряжаюсь дома».
Вторая проблема – парковочные места возле таких заправок постоянно занимают «обычные» машины, несмотря на установленные соответствующие знаки. Хотя у нас и инвалидов-то не особо жалуют, что тут говорить про «электрички».
Антон, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Из проблем - вечно занятые «бензинками» места возле зарядных станций на парковках».
Уму непостижимо
В 2006 году я был в Монголии, где, конечно же, обратил внимание на машины, на которых ездят местные жители. Тогда это были в основной своей массе «сотые Короллы» (Toyota Corolla в кузове серии 100 примерно 1998-2003 года выпуска - ER). Спустя 16 лет, вновь оказавшись в Монголии, заметил, что «народным автомобилем» стала Toyota Prius (гибридный автомобиль - ER). Как оказалось, дело не только в маленьком расходе бензина – около пяти литров, но и в стимулирующих ввозных пошлинах: на «эко»-машины они сильно меньше. В Россию же ввезти экологически чистый автомобиль стоит столько же, сколько бензиновый или дизельный. Про транспортный налог я уже молчу.
А на днях пришла грустная новость: утилизационный сбор, который необходимо оплачивать за каждый ввезенный из-за рубежа в РФ автомобиль, на «электрички» увеличивается с 5,2 тысяч рублей до 122 тысяч. Понятное дело, что это ляжет в конечную стоимость для потребителя. Такая вот арифметика.
В Момском улусе, что находится в почти в 2 000 километрах на северо-восток от Якутска, к солнцу теперь относятся ещё более трепетно, чем раньше. Оно теперь не просто светит и согревает в привычном смысле, но и даёт 3700 жителям четырех заполярных сёл района электроэнергию. В Мома (Хонуу), Сасыре, Кулун-Елбюте и Тебюляхе (Чумпу-Кытыле) появились гибридные энергокомплексы, которые состоят из солнечных электростанций и дизельных установок. Самая производительная – суммарной мощностью 4 800 кВт обеспечит электричеством райцентр – село Мома (Хонуу), в котором проживает большая часть населения района – 2 607 человек. В Сасыре за свет и работу оборудования – от чайника до стиральной машины и телевизора – будет отвечать энергокомплекс, выдающий 825 кВт, но 713 местным жителям этого хватит с запасом. В Кулун-Елбюте и Тебюляхе, где живут в общей сложности чуть больше 400 человек, установили однотипные гибридные электростанции по 349 кВт каждая. Общая мощность энергокомплексов составляет 7,2 Мегаватт, включая 1,94 Мегаватт солнечной генерации.
Кулун-Елбют - новая гибридная электростанция и вид на посёлок
Автоматика станций настроена так, чтобы отдавать максимальный приоритет выработке электроэнергии солнечным панелям. Это даёт внушительную экономию сразу по нескольким параметрам – сберегается ресурс дизель-генераторов, снижается потребление дизтоплива, моторного масла, которые сюда приходится завозить. Причем доставка – это отдельная история: из-за географических и климатических особенностей ГСМ привозят сюда только в период с января по март грузовым автотранспортом. Теперь объем завоза по этой статье снизится в два раза. Бывавшие в тех местах оценят, какой ценой доставлялось это топливо.
Значительных усилий потребовала и доставка грузов для строительства станций – по зимникам и замёрзшим рекам с января по март 2022 года 118 большегрузов привезли оборудование общим весом 2 400 тонн. Протяженность маршрута автозимника из Нижнего Бестяха в 4 населённых пункта достигала 1280 км.
С апреля по сентябрь, в период максимальной солнечной активности, в дневное время дизельные генераторы могут вовсе не работать – солнечная генерация и система накопления энергии смогут обеспечить электричеством потребителей в полной мере: наклон солнечных панелей составляет 60 градусов – это оптимальное значение для арктических широт. Модули расположены в разных направлениях - 40% ориентированы на юго-восток, 40% на юго-запад и 20% на юг.
Мома (Хонуу) - новая солнечная электростанция общей мощностью 1500 кВт
Это сделано для их максимальной эффективности и увеличения генерации электроэнергии солнечной электростанции утром и вечером. Все элементы комплекса объединены автоматизированной системой управления производством и распределением электроэнергии, так что возможна гибкая настройка режимов работы гибридных электростанций.
Всё оборудование протестировано и подготовлено к условиям Заполярья с гарантированной работоспособностью при экстремально низких температурах. Пиковые значения, зарегистрированные в районе -67⁰С. При этом все гибридные электростанции построены с существенным запасом. Изолированная сеть работает в режиме «Остров». Вся произведённая электроэнергия идет на внутреннее потребление населённых пунктов.
Запуск современной электрогенерации обеспечит высочайшую надёжность энергоснабжение арктических сёл – за это отвечают в том числе и промышленные аккумуляторные батареи, которые в автоматическом режиме обеспечивают устойчивость работы всех энергокомплексов.
Глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев отметил, что солнечная станция в Хонуу мощностью 1,5 МВт стала самой крупной в мире станцией на солнечных батареях за Полярным кругом.
«Я очень рад за жителей этих населенных пунктов, которые, благодаря вводу гибридных электростанций, получат экологически чистую и стабильную электроэнергию», - подчеркнул он.
Экологичность – ещё один плюс гибридных электростанций. Ожидается, что дизельгенераторы в самые солнечные дни будут отключаться на 12-14 часов. Это даст ощутимое снижение выбросов парниковых газов, в том числе СО2.
Мома (Хонуу) - новая солнечная электростанция общей мощностью 1500 кВт
Энергокомплексы построены в рамках механизма энергосервисного договора, заключенного в 2020 году между между компанией АО «Сахаэнерго» (Группа РусГидро) и компанией ООО «Комплексные Энергетические Решения» (Группа Арктик Пауэр Кэпитал). Механизм предполагает финансирование всех работ за счет средств инвесторов. Возврат инвестиций по договоренности с республиканскими властями будет осуществляться за счет сохранения экономии расходов на топливо в тарифе в течение не менее 15 лет, после чего энергообъекты перейдут в собственность Сахаэнерго. Эксплуатацию энергокомплексов будет осуществлять АО «Сахаэнерго».
Первыми проектами, реализованными РусГидро в рамках механизма энергосервисных договоров, стали энергокомплексы в селе Улахан-Кюель и городе Верхоянске. В целом автоматизированные гибридные энергокомплексы с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) будут построены в 72 населенных пунктах в Якутии и в 7 на Камчатке. При этом общая мощность новых дизельных электростанций превысит 90 МВт, мощность ВИЭ-электростанций составит около 30 МВт. Все работы планируется завершить в 2023—2025 гг.
В минувшем году дальневосточные регионы посетили порядка 3,5 млн туристов. Около 1,5 млн туристов пришлось на Приморский край, порядка 550 тыс. человек – на Хабаровский край, около 300 тыс. человек – на Камчатский край, свыше 120 тыс. человек – на Якутию. Еще около 1,5 млн туристов посетили Иркутскую область. В рамках преференциальных экономических режимов на Дальнем Востоке предполагается реализация значительного количества связанных с туристической отраслью проектов. Большинство из них ориентированы на экотуризм.
Так, в ТОР «Бурятия» планируется реализовать проект «Мыс Капитанов» (компания-инвестор ООО «ТОР «Мыс Капитанов»[1]). Он заключается в формировании кольцевого маршрута по популярным местам отдыха, создании экопарка по течению реки Снежная (южная часть Байкала). Вблизи места впадения реки Снежная в Байкал на территории площадью 11,2 га планируется проложить пешеходные дорожки и тропы, построить глэмпинги и тент-хаусы, гостиницы с детскими площадками и зонами отдыха, а также дома с индивидуальной благоустроенной территорией.
«Мыс Капитанов»
фото: Корпорация развития Дальнего Востока
Объекты разместятся в защищенном от ветра и волн заливе Байкала, где запланировано устройство зоны водных развлечений, включая пирс для гидроциклов и пристань для яхт и катеров, прокат катамаранов, благоустроенные пляжные территории. По реке будут курсировать аэролодки. При этом по благоустроенной территории предполагается запретить движение на личном автотранспорте. Ввод всех объектов намечен на 2027 г. (первые модульные здания и глэмпинги могут быть введены в текущем году). Объем инвестиций оценивается в 189 млн рублей.
Также осенью минувшего года власти Бурятии одобрили строительство пятизвездочного оздоровительного комплекса Cosmos Collection Baikal Resort (учредитель – управляющая компания Cosmos Hotel Group, входит в АФК «Система» В.Евтушенкова) в ОЭЗ «Байкальская Гавань». Он рассчитан на 360 номеров и занимает площадь в 382 га. Строительство будет осуществляться поэтапно – в рамках первого этапа предусмотрены гостиница на 100 номеров, 14 дуплексов и 12 коттеджей, в рамках второго этапа – геотермальный спа-комплекс и конгресс-центр, а заключительным этапом должно стать создание глэмпингов, 25 коттеджей, 20 дуплексов и четырех банных комплексов. Полностью сдать объект предполагается в третьем квартале 2027 г.
Также в «Байкальской Гавани» запланировано строительство туристического комплекса ООО «Амар»[2] (местность Пески, Прибайкальский район, близ села Турка). Инвестор планирует вложить свыше 4 млрд рублей. Проект включает отель (4 звезды) на 900 постояльцев, кафе, ресторан, спа-комплекс, спортзал, музей и центр духовного развития. Между тем новый резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области, компания «Эдельвейс»[3] рассчитывает построить отель в Байкальске, инвестировав 230 млн рублей. Отель будет представлять собой комплекс из 15 отдельно стоящих апартаментов и спа-комплекса.
Следует отметить, что в январе текущего года была утверждена программа социально-экономического развития Байкальска до 2040 г. Она разработана федеральным правительством совместно с правительством Иркутской области и дочерним обществом «ВЭБ.РФ» «Байкал.Центр». Город планируется развивать как центр экологического туризма. Программа предусматривает свыше 60 мероприятий. Из федерального бюджета на их реализацию предполагается направить свыше 33 млрд рублей, в том числе в текущем году – 5 млрд рублей. Программа включает строительство объектов туристической инфраструктуры и развитие транспортной сети.
Увеличения туристического потока (со 180 тыс. до 590 тыс. человек в год) предполагается достигнуть за счет создания новых объектов на горе Соболиная, размещения лыжнороллерной трассы в предгорьях горы Черная, формирования арт-пространств и музейных объектов на промышленной площадке бывшего Байкальского ЦБК, оборудования 2,5 тыс. гостиничных мест (в настоящее время их порядка 650). На данные цели может быть направлено порядка 6 млрд рублей. В городе запланировано создание транспортного пересадочного узла, в рамках которого должны быть построены железнодорожная станция «Соболиная» и автостанция для межмуниципального транспорта. Затраты на них оцениваются в 7 млрд рублей (к 2029 г.). Также должен быть построен городской порт для обслуживания водного транспорта (за 1,7 млрд рублей). С помощью него предполагается связать населенные пункты береговой линии Байкала в Иркутской области и Бурятии.
В ТОР «Забайкалье» в октябре состоялось открытие эко-курорта «Кука» (входит в холдинг частной инновационной клиники «Академия Здоровья»[4]) в Читинском районе при участии компании ООО «Здравницы Забайкалья»[5]. Восстановление существующего санаторно-курортного комплекса велось с 2020 г. – была проведена реконструкция. В настоящее время курорт включает четыре новых жилых корпуса, четыре коттеджа, ресторан, залы кинезотерапии, залы реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-центр.
курорт «Кука»
фото: Евгений Епанчинцев, портал правительства Забайкальского края
В Сахалинской области компания ООО «Горка»[6] намерена в рамках ТОР «Горный воздух» создать на территории Южно-Сахалинска экологический парк на площади в 30 га. Парк должен включать тематический музей, ресторан и кафе, лесной парк для проведения световых и музыкальных шоу, а также ярмарок, выставок и представлений, кемпинг-зону с домами на деревьях и пространством для размещения палаток, геодезическим куполом и барбекю-площадками.
В зоне активного отдыха планируется разместить скалодром, канатный парк, качели, гамаки, прогулочные дорожки протяженностью 10 км и обзорную площадку. Объем инвестиций в проект оценивается в 352,1 млн рублей. Парк будет расположен вблизи городского парка им. Гагарина и горнолыжной базы «Горный воздух». Ввод экопарка намечен на третий квартал 2025 г.
Тем временем на территории «Горного воздуха» компании ООО «Большевик»[7] и ООО «Хилл Топ»[8] приступили в конце прошлого года к строительству пятизвездочных гостиниц. Гостиничный комплекс «Большевик» будет состоять из 13 гостевых домов площадью 250-350 кв. м каждый и гостиницы на 216 номеров. Комплекс предполагается полностью сдать в 2025 г.
фото:пресс-служба правительства Сахалинской области
Проект «Хилл Топ» предполагает строительство гостиницы на 150 номеров, с водно-оздоровительным комплексом, двумя ресторанами и фитнес-центром. Объем инвестиций оценивается в 3,5 млрд рублей. Ввод комплекса намечен на 2025 г. Еще один гостиничный комплекс на 1 660 номеров намерено построить у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» - помимо гостиницы запланировано строительство канатной дороги и горнолыжных трасс. Под проект определен участок площадью 101,3 га. Инвестор рассчитывает начать строительство в текущем году, а завершить работы – в 2024 г. В настоящее время на «Горном воздухе» действуют 19 горнолыжных трасс общей протяженностью 35 км, к 2030 г. их протяженность планируется увеличить до 80 км.
Следует отметить, что крупные туристические проекты в ДФО в настоящее время подвергаются пересмотру или же откладываются. В декабре прошлого года стало известно, что будет ликвидирована компания ООО «Ориентал Резорт», подконтрольная «Васта Дискавери» С.Бачина. Компания была создана в декабре 2021 г. для реализации туристического проекта в Сахалинской области, на острове Итуруп (Курилы), в который предполагалось инвестировать в 21,5 млрд рублей. На острове планировалось создать гостиничный комплекс и туристическую инфраструктуру, включающую экотропы к горячим ключам и горнолыжный комплекс. Соглашение между сахалинским правительством, «ВЭБ Инфраструктура» и «Васта Дискавери» было подписано на ВЭФ в 2021 г.
Тем не менее с тех пор компания «Ориентал Резорт» не приступала к работам. В «Васта Дискавери» сообщали об изучении туристического потенциала и инвестиционных возможностей курильского проекта, отмечая при этом, что дальнейшая судьба проекта не определена и будет зависеть от общего инвестиционного климата, а также приоритетов в развитии территории.
Следует отметить, что «Васта Дискавери» и ВЭБ.РФ уже реализуют на Курилах (северный остров Парамушир) проект по строительству гостинично-ресторанного комплекса (три звезды) на 121 номер. Его планируется сдать в первом квартале 2025 г. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 2,2 млрд рублей, финансирование строительства было одобрено ВЭБ.РФ в сентябре 2022 г.[9] Парамуширский отель в дальнейшем должен стать отправной точкой для туристических маршрутов по Северным Курильским островам. Помимо того, «Васта Дискавери» сообщала о планах создать сеть глэмпингов на Парамушире, Онекотане и Шумшу.
По предварительным данным, «Васта Дискавери» также в полтора раза сокращает планируемую площадь застройки курорта «Три вулкана» в Камчатском крае, рассчитывая таким образом снизить расходы на озеленение. Хотя в компании не сообщали о причинах пересмотра планов, эксперты отрасли полагают, что владельцы стремятся сосредоточиться на менее затратных проектах из-за неопределенности туристического потока, ограниченных возможностей транспортной инфраструктуры, а также предполагаемого дефицита персонала.
Состав проекта «Три вулкана»
источник изображения - портал проекта «Три вулкана»
При этом на часто посещаемых туристами территориях предполагается ужесточать экологические требования. Так, в октябре природоохранный режим был введен в Камчатском крае на горе Бабий Камень и в ее окрестностях (Елизовский район, в южной части Тополового хребта, общая площадь – свыше 1,4 тыс. га). Объект признан памятником природы регионального значения. На данной территории запрещено вести строительство, пользоваться недрами и ловить рыбу. Кроме того, МЧС России совместно с властями Камчатского края должны разработать комплекс мер по обеспечению безопасности туристов на маршрутах с особым вниманием к подготовке летчиков для работы в камчатских условиях. Также предполагается провести закупку техники и необходимого альпинистского снаряжения для спасательных операций.
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта (ИРК) «Приморье» в Приморском крае, то его резидентом намерена стать южнокорейская компания АО «Хэчжунг Дивелоперс». Инвестор рассчитывает построить гостиничный комплекс с казино, торговым центром, конференц-залом и выставочным центром. Объем планируемых инвестиций оценивается в сумму порядка 8 млрд рублей. Разработку плана реализации проекта планируется начать в 2023 г., завершить строительные работы – в 2027 г.
Проект предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (2025 г.) включает строительство гостиницы на 100 номеров с казино и конференц-залом. Второй этап (2027 г.) предполагает увеличение емкости номерного фонда гостиницы дополнительно на 100 номеров, запуск второй очереди казино, строительство торгового и выставочного центров. «Хэчжунг Дивелоперс» занимается также проектированием и строительством гольф-поля в ИРК «Приморье» - Pacific Ocean Golf & Resort (инвестиционное соглашение было заключено в 2021 г.). Мастер-план развития ИРК «Приморье» намерено разработать ООО «Обермайер Консульт» (Москва). Разработку мастер-плана предполагается завершить уже в феврале текущего года.
По состоянию на февраль прошлого года объем инвестиций по заключенным соглашениям в ИРК составлял 75,3 млрд рублей. В частности, в эксплуатацию были введены казино Tigre de Cristal (гонконгская компания Suncity Group, также управляет отелем) и «Шамбала» (ЗАО «Шамбала»). Тем не менее компания Suncity Group отложила второй этап реализации проекта в Приморье как минимум до 2025 г. Между тем инвестор ООО «Даймонд Форчун» может быть признан несостоятельной компанией по иску ООО «Бюро комплексного проектирования «Перспектива» в арбитражном суде Приморского края. В 2017 г. компании заключили договор о подготовке проектной документации для казино «Империал», которая была разработана «Перспективой», но не оплачена. Наконец, в рамках проекта камбоджийской компании Naga Corp Ltd. в марте минувшего года было приостановлено на неопределенный срок строительство гостинично-развлекательного комплекса Naga Vladivostok с казино и концертным залом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредитель – М.Шевченко.
[2] Учредители – ООО «Инвестиционная компания «Верхняя Ангара» (учредитель – Н.Буйнов) и сам Н.Буйнов, который является владельцем «Иркутской нефтяной компании» (ИНК).
[3] Учредитель – П.Паршин.
[4] Руководитель клиники – экс-министр здравоохранения края (2016-19 гг.) С.Давыдов.
[5] Учредитель – С.Давыдов.
[6] Учредитель – А.Орлов.
[7] Владелец – Чэй Ген Дек (гражданин РФ). Является сахалинским предпринимателем, учредителем ряда компаний – «Сахалин Девелопмент», «ФарИст Девелопмент», «ФарИст Энерджи», «Углегорскуголь».
[8] Владелец – сахалинский предприниматель Хюн Док Су (гражданин РФ).
[9] Финансирование со стороны ВЭБ.РФ – 1,77 млрд рублей, со стороны «Васта Дискавери» - 0,44 млрд рублей.