В Амурской области в ряде районов действует особый противопожарный режим. Природные пожары распространены на территории Тындинского округа и Тынды, Зейского района и Зеи, а также в Мазановском, Магдагачинском, Сковородинском, Селемджинском районах.
Как сообщает Минлесхоз Приамурья, в настоящее время в Тындинском округе локализовано два возгорания: в 13,6 км от города и 12 км от населенного пункта, в котором люди не проживают. Действуют также два природных пожара в 3,8 и 8,3 км от заброшенного населенного пункта Курбатовское. На возгораниях работают 13 парашютистов и 42 десантника Амурской авиабазы, 15 работников лесхоза, группа оперативного реагирования противопожарной службы области.
В Приамурье жителям запрещено посещение лесов, въезд без специального пропуска в лесные массивы в целях, не связанных с работой, разведение костров и сжигание мусора в лесах.
Корреспондент EastRussia еще раз побывал в Тынде, чтобы на месте выслушать все «за» и «против» в этой истории от ее непосредственных участников и местных жителей.
- Представляете, у нас часы на мэрии висели, так она их в ломбард сдала! – рассказывал нам водитель, крутя «баранку» по заснеженным и морозным улицам Тынды.
Таких «людоедских» баек об экс-мэре Марине Михайловой я услышал еще несколько. И все – исключительно от водителей. Впрочем, этому есть объяснение: камнем преткновения во всей этой только начавшейся, но уже громкой истории стала центральная улица 30-тысячного города – Красная Пресня.
Ее пару лет назад решили реконструировать - в 2024 году Байкало-Амурская магистраль отметит свое 50-летие. Тында, как столица БАМа, будет принимать гостей со всего мира, не исключен визит первого лица государства, поэтому – необходимо соответствовать. Из областного и федерального бюджетов было выделено 600 млн рублей, на эти деньги необходимо было заново заасфальтировать почти два километра дороги, а также провести благоустройство.
Есть улицы центральные
Красная Пресня – центральная улица Тынды, она отходит от федеральной трассы А-360 «Лена» и проходит практически через весь город. На ней расположены торговые центры, храм, полиция, четыре 16-этажки, которые считаются неофициальным символом «города посреди тайги», сама мэрия, а из окна градоначальника можно воочию наблюдать за ходом работ.
Сначала все шло бойко: техника, рабочие, объезды. Красная Пресня практически на всем своем протяжении имеет две проезжие части, разделенные «зеленым островком», на котором росли тенистые деревья. Каждая проезжая часть имеет по две полосы. Одним словом, нормальная такая широкая дорога. Так вот по всей Красной Пресне сняли асфальт, деревья на «островке» и вдоль обочины спилили, а потом «что-то пошло не так».
Так сейчас выглядит Красная Пресня
- Все расковыряли, пылища, город раком встал. Кому такое понравится? – сетовал наш водитель в Тынде. – А деньги разворовали! А этого нельзя было делать, ведь к стройке такое внимание пристальное, юбилей БАМа на носу!
Строительный период в Тынде начинается в мае, поэтому реконструкцию Красной Пресни разделили на два этапа: демонтаж и монтаж. Второй этап должен был завершиться осенью 2022-го, чего, к сожалению горожан, не случилось. Тогда прокуратура назначила проверку, которая выявила ряд нарушений, вылившихся в уголовные дела.
Дела судебные
Сначала был арестован руководитель подрядной организации - ООО «Карьер-А». В декабре мэр Тынды Марина Михайлова добровольно сняла с себя полномочия градоначальника, а через несколько дней ее арестовали и поместили в СИЗО Благовещенска.
- Орган предварительного следствия вменяет в вину Михайловой приемку и оплату фактически отсутствующих материалов на сумму более 131 млн рублей, - рассказал EastRussia адвокат, ведущий дело экс-мэра, Каро Жамкочан. - Вместе с тем, в первоначально предъявленном обвинении нет ссылки на подписание ею актов выполненных работ формы КС-2, как способа совершения преступления.
По словам Каро Жамкочаня, из обвинения следует, что Михайлова дала устные незаконные указания подчиненному принять и оплатить не результаты выполненных работ, а строительные материалы, и в последующем без фактической проверки она приняла данные материалы.
Собственно, вокруг этих стройматериалов, которые завозили для дальнейшего ремонта, и крутится вся история: обвинение уверено, что «заплатили за воздух» - никакие материалы никто не завозил, защита вообще настаивает на том, что в ее непосредственные обязанности не входила приемка товаров и выполненных работ на объекте капитального ремонта.
- Данный объект курировал один из ее заместителей, который докладывал ей о наличии строительных материалов и о необходимости их оплаты. Также была организация, осуществляющая строительный контроль на указанном объекте, - подчеркивает Каро Жамкочан.
Кстати, на допросе Марина Михайлова заявила, что подпись в актах выполненных работ формы КС-2 – не ее. Сейчас защита подала ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы.
Дом в Анапе
Тында, хоть и большой по дальневосточным меркам городок, но все же маленький – все друг про друга в курсе, все всё знают. Ну, или думают, что знают.
Когда арестовали Михайлову, горожане со знанием дела стали говорить, что за несостоявшийся, но оплаченный ремонт Красной Пресни (вернее, части ремонта) Михайловой подрядчик через другую компанию построил в Анапе домик у моря. И, мол, она ездили проверять ход строительства во время отпуска. Так это или нет – предстоит выяснить следствию.
- Марина Михайлова - женщина сильная и будет до конца бороться за свое честное имя, - подытожил адвокат Каро Жамкочан. - Всем тындинцам и неравнодушным гражданам, которые переживают и поддерживают ее, она просила выразить слова искренней благодарности.
Тем временем, ремонтом Красной Пресни займется другой подрядчик – АО «Асфальт». Эдакая палочка-выручалочка областного значения, которая не раз была задействована на сложных и проблемных объектах. То, что реконструкция Красной Пресни теперь будет проходить в «ручном режиме» анонсировал губернатор Приамурья Василий Орлов. Активные работы должны начаться уже в мае, до этого времени подрядчику предстоит закупить и завезти необходимый материал. Контрольный срок завершения работ на объекте – 1 сентября 2023 года.
Красная Пресня. Когда-то деревьев здесь было раза в два больше
Не везет нам с мэрами…
Марина Михайлова стала мэром Тынды в результате прямых выборов осенью 2018 года. Нового главу теперь будут выбирать в 2023-м. Первые претенденты уже появились, но активная избирательная кампания пока не началась, на кого и на что будет сделана ставка – неясно.
- А вообще нам с мэрами не везет! – продолжает свой рассказ наш водитель. - Один, как Ельцин себя вел, пил на рабочем месте – доходило до того, что он все светофоры «пропил» - демонтировал под предлогом того, что они устарели, и продал в «Нюрку» (город Нерюнгри в соседней Якутии, расположенный в 200 километрах на север от Тынды – ER).
Аэропорт Нерюнгри («Нюрка»)
- А хорошие-то были мэры? – спрашиваю его.
- Были. Марк Шульц. При нем мы хорошо жили.
Марк Шульц был мэром Тынды дважды – с 1992 по 2004 годы, и с 2008 по 2012 годы. Умер на своем посту. На здании мэрии ему одному установлена памятная табличка.
- К нам Путин приедет! – это одна из первых фраз, которую я услышал, когда мы только приехали в Тынду. Предположение имеет под собой почву: в столице БАМа уже сейчас вовсю готовятся к 50-летию Байкало-Амурской магистрали – юбилей случится летом 2024 года, но к торжественной дате предстоит сделать многое, как это водится в нашей стране: где-то что-то подкрасить, подлатать, а то и вовсе решить старые закоренелые проблемы. Чем живет город посреди тайги – мы пытались понять за сутки, что там провели.
Авиа vs. ж/д
В «город железнодорожников», «столицу БАМа» из Хабаровска сегодня попасть проще всего… по воздуху. Субсидируемые тарифы в действии: билет в Тынду можно купить за 2,5 тысячи рублей. Правда, его практически нельзя сдать или обменять, и лететь придется или на Ан-24, или на L-410, но это все равно быстрее и удобнее, чем больше суток на поезде или машине (хотя есть товарищи, которые проезжают 1300 километров за 11-12 часов). Примечательно, что рейсы выполняет АК «Ангара» (Ан-24) или «Сибирская легкая авиация» («СиЛа», L-410) – партнёры единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».
По пути в Тынду и обратно самолет на часок садится в Благовещенске. Билет Тында – Благовещенск стоит четыре тысячи, поэтому многие берут тот самый – субсидируемый – за 2,5 до Хабаровска, но выходят в Благовещенске.
Объявление в аэропорту Тынды
Подлетая к Тынде, ничего, кроме сопок и хвойных деревьев, не увидишь – город реально посреди тайги находится, да и сам аэропорт в 20 километрах от него.
Аэропорт Тынды
Пока пассажиров ведут по «бетонке» к зданию аэровокзала, можно оценить масштабы строительства: трехэтажное здание по площади сравнимо с вокзалом в Благовещенске. Вот только сотовой связи в аэропорту нет.
Тында посреди тайги или тайга посреди города
Через Тынду проходит федеральная трасса «Лена», ведущая в Якутск и далее в Магадан. Это благоприятно сказывается на продовольственном обеспечении: в Тынде давно распробовали якутскую рыбу – омуль, чир, а также качественное забайкальское мясо, которое десятками тонн везут на север.
Но ни автотранспорт, ни авиация, конечно же, не вытеснят железную дорогу. Тында был, есть и будет городом железнодорожников до «мозга костей». Железная дорога – главный работодатель, налогоплательщик и двигатель всего. Кстати, переориентация грузовых потоков здесь особенно ощущается: вся «Тында-грузовая» забита составами – лес, контейнеры. Местные подтверждают – работы в этом году стало заметно больше.
Дым из трубы
Как и любой город, Тында издалека угадывается по дымящимся трубам: в ноябре здесь уже снега по колено, -14, но по ощущениям вполне комфортно. Дым из трубы – результат работы местной котельной, хотя, по сути, это полноценная мини-ТЭЦ. Здесь работают почти 500 человек, многие из которых трудятся десятилетиями, есть и свои рабочие династии.
Кстати, она частная – в свое время ее передали от железной дороги муниципалитету, а город заключил концессионное соглашение. Теперь тепло и горячая вода (кстати, круглый год! Таким, к примеру, Улан-Удэ и Петропавловск-Камчатский похвастаться не могут) – в руках ООО «ЖДК-Энергоресурс». Чтобы жители быстрее запомнили, на трубе ночью загораются огромные зеленые буквы ЖДК.
Топят котлы углем Нерюнгринского месторождения, в самые лютые морозы, когда доходит до -55, сжигают по 25 вагонов. От этого в округе много угольной пыли и сажи, поэтому «голубая мечта» мэра Тында – перевести котельную на «голубое топливо».
- Мы уже давно мечтаем газифицировать нашу котельную. Дело в том, что отдельные семьи платят до 15 тысяч рублей за теплоснабжение. Плюс выбросы в воздух вредных веществ от угольной котельной. Поэтому и мы, и «ЖДК-Энергоресурс» надеемся на то, что придет газ на нашу котельную, у нас тепло станет гораздо дешевле, экологичнее и это даст импульс к развитию новых производств в нашем городе, - делится своими мечтами мэр Тынды Марина Михайлова.
Мечты и планы
А еще мэр мечтает о том, что к юбилею БАМа наконец-то смогут завершить переселение из ветхого и аварийного жилья. В бараках до сих живут 1 097 семей, в том числе, и первостроители магистрали. Многие, конечно, уехали, но ветеранов БАМа в Тынде еще достаточно: входят в общественный совет, участвуют в жизни города, который когда-то сами строили.
Памятник первостроителей(ям)
Возводили, кстати, по проекту «Мосгидротранса»: удобная компоновка улиц и широкие проспекты, а еще доминанты в виде четырех 16-этажек на Красной Пресне – их даже иногда используют в качестве визуализации логотипа города.
Неофициальный символ Тынды: 16-этажки на Красной Пресне
Вот только городскую ливневку не сделали. И теперь это – еще одна «хотелка» к юбилею. Уже, кстати, нашли подрядчика на проектно-сметную документацию.
Красная Пресня
- Но Тында не выглядит запущенным городком, - говорю я Марине Михайловой.
- Мы видим наш город изнутри, - парирует мэр.
Здесь воедино сплелись советское наследие, православный новодел и суровая реальность.
Вообще, надо отдать должное, местные власти не сидят, сложа руки. Уже два раза становились победителем во всероссийских конкурсах среди малых городских поселений. Теперь вот ждут приз в 85 млн рублей, их потратят на ремонт и благоустройство парка.
Тында спортивная
А еще каток залили. Спустя два года простоя заработал горнолыжный спуск «Усть-Корал». Запустить заново спортивный объект помогла единая субсидия от Минвостокразвития России. В футбол между собой трудовыми коллективами играют.
Мэрия Тынды
Есть даже свои спортивные звезды всероссийского масштаба. К примеру, Сергей Шалыгин – предприниматель, владелец сети местных магазинов «Флагман».
На баннерах почему-то указан 1975 год
Уже больше 10 лет он на своей старенькой «восьмидесятке» (Toyota Land Cruiser в 80-м кузове) наряду со звездами автоспорта мирового уровня участвует в Silkway rally – это гонка серии Dakar. Из-за COVID-19 гонки встали на паузу, а Сергей, чтобы не терять форму (речь даже не про физическую) освоил параплан: отучился в Иркутске и теперь «ловит ветер», сигая с сопки и паря над Тындой.
Сергей Шалыгин (в красной футболке)
Тында культурная
Мэр Тынды Марина Михайлова раньше работала журналистом, поэтому про «информирование населения» знает не понаслышке, сама ведет Telegram-канал.
Из него узнаю про общественный совет, где встречаю знакомую фамилию - Александр Кулак. Это лидер рок-группы «Azazello».
CD группы "Azazello". Фото adream55
Классический пример, когда группа больше известна за пределами своей родной страны, музыканты выпустили с десяток альбомов, в том числе на французском лейбле Musea Records, а за океаном распространением их материала занимается американская компания Melodic Revolution Records.
Праздник к нам приходит
Будет ли Кулак выступать в честь 50-летия БАМа? Пока неясно, программа только верстается. Но она уже обширная: федеральная, областная, городская, у минтранса своя, отдельная. Правительством Российской Федерации утвержден образец медали «За верность БАМу».
- Думаю, что Тында - обновленная, красивая, сияющая будет встречать гостей и радовать всех нас. И да, мы ждем первое лицо государства, это ведь большой государственный праздник, - резюмирует наш разговор Марина Михайлова.
Благие вести с Черной реки - название китайского города Хэйхэ в переводе «черная река» - пришли 10 июня: по трансграничному автомобильному мостовому переходу Благовещенск-Хэйхэ открылось движение. Правда, пока только грузовое - доступен переход сейчас только для российских автомобилей, если точнее – то исключительно для фур с контейнерами. Да и те могут ездить там со множеством ограничений. Мост работает в тестовом режиме, и пока для многих участников ВЭД процесс перевозки не вполне ясен. Заполняли пробелы на встрече предпринимательского сообщества с представителями организаций, отвечающих за функционирования перехода. Она прошла в рамках работы Экспортного совета Амурской области.
Справка:
Общая площадь мостового перехода на территории России и Китая составляет более 160 гектаров, общая протяженность с подъездными дорогами – 20 км, длина основной конструкции – моста через русло Амура – 1 080 метров (ровно по 540 метров с российской и китайской сторон). Мост двухполосный, как и подъездные пути, которые не имеют съездов. Расчетная нагрузка на наиболее загруженную ось грузового авто на подъезде к мосту не должна превышать 11,5 тонн. Допустимые габариты транспортных средств составляют до четырех метров в высоту, 2,5 метров в ширину и 20 метров в длину. Дорога оснащена автоматизированной системой информирования водителей, а также камерами фото- и видеофиксации скоростного режима.
Ежегодная пропускная способность мостового перехода – два млн пассажиров, 315 тыс. транспортных средств, допустимый товарооборот – четыре млн тонн грузов. Временная схема пункта пропуска «Кани-курган» в настоящее время допускает обработку максимум 190 фур в сутки (пока не создадут постоянный пункт пропуска). Сейчас он работает с 8 утра до 24 часов без выходных и праздников. Впоследствии перейдет на круглосуточный режим работы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Как рассказал заместитель директора филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» Роман Ушаков, общий объем инвестиций в строительство мостового перехода составил 20 млрд рублей, он построен по механизму концессии, поэтому плата за проезд предусмотрена в течение всего срока концессии – 19 лет.
«В течение первых двух месяцев мост будет функционировать в тестовом режиме, который подразумевает комплексную проверку функционирования всех систем. Взимания платы за проезд в этот период не будет. Оплата в дальнейшем на пунктах на российской стороне будет проводится в рублях, на китайской – в юанях. Ее размер зависит от категории машины исходя из высоты и количества осей. Максимальная стоимость проезда с российской стороны составит 9 450 рублей, с китайской для аналогичного авто – 830 юаней. Оплату принимают как наличными средствами, так и банковскими картами», – добавил Роман Ушаков, пояснив, что платить перевозчикам придется за одну машину дважды – на российской стороне и на китайской.
Для предотвращения заторов при прохождении контроля вводится система электронной очереди через сайт amurbooking.com. Сервис заработает ориентировочно в первую неделю июля. Водитель должен будет заранее прибыть в буферную зону ожидания, после чего транспортное средство проследует в пункт взимания платы, откуда выезжает непосредственно в пункт пропуска. Подробную информацию можно найти на сайте компании «Амур (Хэйлунцзян)», а получить оперативную консультацию по телефону 8 (4162) 77-26-17.
Федеральная таможенная служба разработала меры, позволяющие уйти от таможенного транзита при перемещении грузов от пункта пропуска до территории «ТЛТ Каникурган», что должно помочь сократить время совершения операций. Также прорабатывается внедрение концепции «иного места прибытия». Она заключается в прохождении всех таможенных процедур не в пункте пропуска, а на территории ТЛТ.
Ведущий специалист отдела эпиднадзора регионального Роспотребнадзора Светлана Гашинская рассказала о требованиях, предъявляемых ко всем водителям, выезжающим по мосту в Китай, которые будут жестко контролироваться. Так, водитель должен самостоятельно проводить дезинфекцию кабины машины как до выезда из РФ, так и по возвращению, иметь при себе не менее десяти пар перчаток, маски, антисептики, запас бутилированной воды, продовольствие (за исключением скоропортящихся товаров), пакет для отходов. Выходить из кабины авто на территории КНР водителям не разрешается, нельзя даже открывать окна.
«Перевозчикам также необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса. При любом проявлении симптомов инфекционного заболевания, водитель будет помещен в изолятор на территории пункта пропуска, где ему смогут оказать помощь, а транспортное средство – на санитарную стоянку. Будет дежурить скорая», – добавила она.
О других ограничениях рассказала начальник отдела международных связей и внешних связей регионального Минэкономразвития Ольга Коровкина. ПЦР-тестирование и термометрия не проводятся, но китайские власти требуют предъявлять «код здоровья» через приложение в WeChat.
«Важно, что на первом этапе работы мостового перехода транспортные средства обязаны возвращаться день в день, без ночевки. Если не успел загрузить контейнер – то в любом случае нужно возвращаться. Международные перевозки осуществляются 20-ти или 40-футовыми контейнерами. Тягачи и прицепы должны быть заблаговременно зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР. Информацию китайской стороне подает агентирующая компания. Оформление водителей осуществляется бесконтактно», – сказала Коровкина.
После проезда по мосту автомобили и контейнеры проходят двухэтапную дезинфекцию, после чего проезжает в зону разгрузки. Привезенные в КНР российские контейнеры будут проходить семидневный карантин. Загрузка импортных товаров происходит в другом, отдельном терминале. Информацию о регистрационном номере машины, основной номенклатуре грузов, а также фотографии водителя, его визы и основной страницы паспорта необходимо за сутки отправлять китайской стороне через агентирующую компанию. В день въезда дополнительно подаются данные о температуре водителя и номер «кода здоровья».
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Относительно номенклатуры ввозимых в КНР грузов, сообщается, что пока под запретом мясо, морепродукты, зерно, соя, фрукты, семена растений, необработанная древесина и животные. Китайские ведомства решают вопрос с расширением номенклатуры разрешенных видов продукции. В региональном Россельхознадзоре пояснили, что сейчас внедряются нормы закона о системе прослеживания зерна и продуктов его переработки –– с 1 июля этого года добровольно можно вносить информацию о партиях зерна при вывозе и ввозе на территорию РФ, с 1 сентября это будет обязательная процедура. Ограничения по вывозу зерновых культур и сои действуют до 30 июня.
«Что касается производителей продуктов питания, желающих поставлять свои изделия на рынок КНР, то в таком случае их предприятия должны быть аттестованы в реестре экспортеров информационной системы “Цербер”. Эти данные в дальнейшем передаются в Главное таможенное управление КНР для аттестации, срок действия такой лицензии составляет пять лет», – рассказала замглавы регионального Управления Россельхознадзора Татьяна Хромченко.
Ространснадзор будет проверять у водителей права, свидетельство о профессиональной компетенции международного автоперевозчика, карту для тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, наличие предрейсового медосмотра. Требования к транспортному средству – должен быть в реестре автомобильных перевозчиков, наличие путевого листа, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, документы на груз, инструкция по эксплуатации тахографа и наличие самого тахографа, предрейсовый контроль технического состояния, соблюдение весогабаритных параметров.
В правительстве Приамурья отметили, что в течение всего тестового периода работы мостового трансграничного перехода принимают все жалобы, замечания и предложения от предпринимателей, чтобы максимально гладко интегрировать новый инфраструктурный объект в жизнь и работу его эксплуатантов. Для тех, кто не готов пока воспользоваться новым автомобильным пунктом пропуска «Кани-Курган», в Амурской области с 11 июня возобновился пропуск грузовых судов через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.
В 2021 году Россия столкнулась с небывалым размером лесных пожаров – выгорело более 17 млн гектаров леса, шесть из них – в Якутии. В дальневосточном субъекте огнем уничтожены 34 дома в поселке Бясь-Кюёль, горел заповедник «Ленские столбы», 12 августа загрязнение воздуха в Якутске в 247 раз превысило рекомендуемые параметры ВОЗ, а дым от пожаров достиг Северного полюса.
В 2022-ом, еще в феврале, власти на самом высоком уровне заговорили о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы не повторилась прошлогодняя ситуация.
На Дальнем Востоке заполыхало еще до начала календарного лета. С начала года в ДФО зафиксировали 1 645 природных пожаров, общая площадь уже пройденная огнем - более 330 тыс. гектаров. В антилидерах по количеству возгораний Приморский край: 530 пожаров общей площадью 64 тыс. га., по площади Амурская область – здесь горело на площади более 152 тыс. гекатров, но очагов было меньше 366. Люди справлялись, периодически помогали дожди. Однако, долгосрочный прогноз синоптиков говорит о том, что лето будет жарким.
В начале мая лесные пожары стали главной темой на совещании у Президента России Владимира Путина. На нем глава самого крупного российского региона – Якутии – заявил, что без помощи с неба не справится и необходимо чаще вызывать дожди. Для этого необходимо внести дополнения в Лесной кодекс РФ. Дело в том, что по закону искусственно вызывают только в целях тушения лесных пожаров. Но когда лес начинает гореть в таком регионе, как Якутия, где ни дорог, ни людей на тысячи километров, то его уже трудно остановить, а вот сработать на опережение можно, посчитал глава республики Айсен Николаев. Его доводы были услышаны, и уже через несколько дней в Якутию прилетел зондировщик Росгидромета, а через неделю, еще один. Теперь в Якутии почти уверены, что прошлогодняя ситуация, когда сгорело 8 млн гектаров, не повторится.
«При подготовке к пожароопасному сезону мы максимально учли ошибки и недостатки, которые у нас были в предыдущие годы. Мы смогли в два раза увеличить штатную численность лесопожарных служб. Сейчас мы кратно увеличили количество авиачасов по мониторингу на тушение лесных пожаров. Провели материально-техническое оснащение, это помогло нам максимально подготовиться к сезону», - рассказал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в интервью ГТРК «Саха».
Причем, глава Якутии не просто попросил у федерального центра помощи в виде самолетов-зондировщиков, но и предложил выступить пилотным регионом, где опробовали бы схему с дождями до пожаров, а не после. В Якутии на Дальнем Востоке самая большая «зона контроля» по лесам – почти 200 млн гектаров, здесь также самый большой запас древесины. И, напомним, Якутия – самый большой по площади регион в России, если в республике полыхнет, то тушить действительно будет непросто.
Республиканские власти настолько уверовали в положительный опыт использования самолетов-зондировщиков, что уже начали строить свой, собственный. Для этого приобрели необходимое оборудование госкорпорации Ростех, которое за лето установят на самолет Ан-26 авиакомпании «Якутия». Уже осенью самолет-зондировщик, принадлежащий региону, хотят опробовать в деле.
Пожары в Амурской области. Фото: Алексей Елаш
В соседнем Забайкалье, которое в прошлом году также было в лидерах в стране по площади пожаров, после зимы тоже стало сразу жарко: горела степь, горели леса. Власти региона всячески пытались не допустить человека в лес, ведь 9 из 10 пожаров, возникают по вине человека: в регионе ввели ограничения на посещения лесного массива, ввели режим ЧС и даже готовы были платить от 40 до 50 тыс. рублей за сообщения о поджигателях сухой травы и леса. Помогло лишь частично: пожаров избежать не удалось, пришлось прибегать к помощи авиации – одновременно в небе над Забайкальем находилось до восьми воздушных судов! Не обошлось без жертв: во время тушения возгорания погиб тракторист Сергей Комаров, а при жесткой посадке вертолета Ми-8 в аэропорту Могочи получил ранения, несовместимые с жизнью, десантник из лесопожарной команды.
Глава Забайкальского края Александр Осипов, видимо, предвидя, что будет непросто, посетовал, что в регионе не успели достаточно подготовиться к пожароопасному сезону из-за… наводнений. По его словам, все силы в муниципалитетах были брошены на возведение дамб, а на противопожарные меры не осталось сил и средств.
Кстати, ранее Александр Осипов также выступил с инициативой на федеральном уровне, предложив обязать пользователей сельхозземель самостоятельно тушить палы, которые является вторым фактором в возникновении более серьезных лесных пожаров.
«Мы просили бы увеличить ответственность и ввести контроль тех, кто является пользователем сельхозземель, и, соответственно, возложить на них обязанность по противопожарной подготовке и привлечению их к ответственности в случае, если они не осуществляют тушение пожаров», - предложил губернатор Забайкальского края Александр Осипов Владимиру Путину на совещании по вопросам борьбы с пожарами.
Чтобы привести усилия по борьбе с лесными пожарами хоть к какому-то единому знаменателю, глава государства поручил установить целевой показатель, по которому можно будет оценивать эффективность работы. Критериев оценки несколько: во-первых, сколько горит – в квадратных километрах; во-вторых, количество этих самых очагов возгорания. Главным ответственным лицом за тушение пожаров в регионе назначается глава региона. Это, кстати, одно из ключевых изменений в нынешнем году. Задача: сократить количество лесных пожаров в России к 2030 году в два раза.
Помимо ответственности, губернаторов наделили и финансированием: в текущем году федеральный центр значительно увеличил сумму на охрану лесов от пожаров – 14,2 млрд рублей (против 8,2 млрд в прошлом году). Из этой суммы 4,7 млрд руб. потратят на патрулирование с воздуха, количество часов увеличат до 51 тысячи. За 1,4 млрд рублей увеличат число десантников до 1400 человек, еще 1,2 млрд руб. потратят на увеличение наземного патрулирования. И лишь 3,2 млрд рублей из всей этой суммы пойдет непосредственно на тушение лесных пожаров. Исходя из этих цифры, можно сделать вывод, что власти поняли – предотвращать дешевле, чем тушить. Да и эффективнее.
Проще будет ввести режим чрезвычайной ситуации: на муниципальном уровне достаточно площади возгорания в 25 гектаров, на региональном — если на тушение пожаров регион привлекает больше 70 % своих сил и средств. При этом федеральный уровень опасности можно будет объявлять, даже если горит лишь один субъект (до нынешнего года режим ЧС мог вводиться, если пожар действовал на территории сразу нескольких регионов).
Между тем, лесные пожары, в том числе в России, названы самой значимой экологической проблемой, которая будет усугубляться в ближайшие годы и десятилетия.
По состоянию на 6 июня, в 82 регионах страны открыт пожароопасный сезон, в двух – объявлен режим ЧС. Из дальневосточных территорий огонь зафиксирован в Якутии, на Камчатке и в Хабаровском крае.
Якутский инженер сконструировал приспособление для тушения лесных пожаров с помощью земли. Грунтомет ГР-20 крепится на трактор, Урал или Камаз, и может использоваться также для рекультивации земли и при дорожных работах для снятия асфальтового слоя.
Инженер-буровик, основатель компании «Буровые технологии» Сергей Леонтьев вырос в Якутии и хорошо знает геологические, климатические и географические особенности региона. Эти знания лежат в основе всех его изобретений. Еще в институте он конструировал различные виды вездеходной и строительной техники. Высшее образование по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» и работ в лаборатории физики мерзлых пород ТИ (Ф)СВФУ помогли практикой проверить фундаментальные знания в области буровых и горно-геологических наук.
На производстве прошел путь от помбура до начальника участка в геологоразведочных предприятиях юга Якутии. С 2005 года – директор производственного предприятия ООО «Сахабурстрой», в дальнейшем реорганизованного в МИП «Буровые Технологии». Разработал ряд специализированных буровых установок и инструментов, отвечающих сложным геологическим условиям при разведке россыпных месторождений, для бурения технологических скважин в крепких горных породах.
«Мне часто приходится работать с бригадой в полевых условиях, ведь каждый участок работ индивидуален, как и подход, и тактика, что приводит к изменению не только режимов бурения, но и к усовершенствованию бурового инструмента и конструктивных особенностей буровых установок. Но пока сам не поработаешь, не полазаешь по непроходимым местам, не почувствуешь технологию бурения – не сможешь ее усовершенствовать».
Разработкой эффективных методов тушения лесных пожаров занимаются передовые научно-технические центры и частные компании ведущих стран мира. Но дороговизна, сложности с обслуживанием оборудования, возникшие трудности с поставкой запасных частей – очевидные минусы импортных технологий. Команда ООО «Буровые Технологии» под руководством Сергея Леонтьева разработала навесное оборудование Грунтомет ГР-20 для тушения лесных пожаров в условиях мелколесья, кустарника, отсутствия воды.
«Оборудование взрыхляет верхний слой породы, дерна до глубины 20 – 30 сантиметров, тем самым копая противопожарный ров, с помощью собственного разработанного ротоватора и в следствие кинетического удара лопастного механизма, выбрасывает измельченную породу в сторону возгорания на расстояние до 40 метров, тем самым локализуя очаг возгорания при выбросе грунта до 14 кубов в минуту и скорости движения транспортного средства до двух км в час – это очень высокая производительность. Рота солдат должна копать, чтобы так справиться. Сложности были в том, чтобы создать оригинальный разрушающий механизм, отличный от запатентованных заводами. У нас получилось».
Оборудование крепится спереди транспортного средства на трелевочный трактор ТТ-4, АМ УРАЛ, КамАЗ, и т.д. по желанию заказчика, согласно техническим требованиям оборудования. Разработка должна быть интересна авиалесоохране, лесничествам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям дорожного строительства.
По словам Сергея Леонтьева, в настоящее время решается вопрос финансирования создания грунтомета – предложения есть. Стоимость прототипа навесного оборудования составляет около пяти млн рублей. При массовом производстве стоимость для потребителя значительно снизится. Трактор или другая техника, куда крепится агрегат, в стоимость не входят.
«Как правило, создание прототипов машин обходится вдвое дороже, чем при массовом производстве. Учитывая стоимость зарубежных аналогов, наше оборудование будет стоить в два раза дешевле, при более высокой производительности и ремонтопригодности, что даст неплохой толчок к импортозамещению в наше непростое время».
В копилке изобретений Сергея Леонтьева несколько буровых – в 2005 году собрал установку для строительства линий электропередач – БСУ-320 на базе колесного трактора Т-150. Первую установку собирал как паззл из подручных материалов, многие детали покупал на вторичном рынке. В настоящее время также идет работа над СГБУ-500 – среднегабаритной буровой установкой и МГБУ-400 (малая буровая установка) – уже на базе завода в Татарстане. В начале следующего года планируется завершение работы над первым образцом, после чего начнутся испытания, потом – серийный выпуск.
Проблемой, по мнению Сергея Леонтьева, может стать настороженное отношение ко всему новому: люди опасаются покупать неизвестные, непроверенные временем агрегаты, предпочитая более дорогое оборудование, но уже зарекомендовавшее себя на рынке. Однако интересанты есть и у него – в основном, частные золотодобывающие компании, занимающиеся разработкой россыпных месторождений, заявляют о готовности приобрести буровые установки.
«В текущей ситуации долгосрочные проекты почти не рассматриваются, все хотят быстрые решения, потому что непонятно, что будет завтра. Не хотят люди рисковать, вкладываться в разработку новых, неизученных прототипов частные инвесторы не любят».
Основное финансирование проектов Леонтьева в настоящее время идет от фонда «Сколково» – деньги направляют на прототипирование, создание проектной документации. Компания подала заявку на грант в фонд Бортника и венчурную компанию «Якутия», вкладывает и собственные средства. В привлечении инвестиций учувствует ГАУ Технопарк «Якутия». Особое содействие оказывает фонд развития инноваций и министерство инноваций республики Саха Якутия. Многие проблемы с финансированием могли бы решить крупные заводы по производству техники, но для изобретателя это значит – потерять имя.
«Есть предложения с заводов – хотят, чтобы я у них работал, но тогда авторские права на эту технику будут принадлежать им, я тут буду выступать просто конструктором, но мне это неинтересно – я воспитанник Технопарка “Якутия”, республика мне помогала, меня обучали, и я отдаю им должное – своими разработками, проектами, новаторством».
Среди перспективных разработок Сергея Леонтьева есть ряд вездеходов на пневматическом ходу, предназначенных для изучения арктических, тундровых зон, с уникальными трансмиссионными подвесками, улучшающими вездеходные качества в разы по сравнению с существующими аналогами. А применение альтернативных источников энергии (солнца и ветра), которых в этих зонах в избытке, принесет значительную экономию энергоресурсов.