Первая партия 136-тонных БелАЗов поступила в автомобильный парк компании «Удоканская медь». Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горнорудной массы в сложных климатических и горных условиях и обеспечат техническую возможность промышленного освоения Удоканского медного месторождения. Всего до февраля 2023 года на предприятие прибудет 15 таких машин, а до конца 2023 года – 58 карьерных самосвалов.
БелАЗы поступили в разборном виде на железнодорожную станцию Новая Чара из Беларуси на восьми платформах. Их сборку осуществляют специалисты завода-изготовителя в ремонтно-механической мастерской компании «Удоканская медь».
Собственный вес карьерного самосвала составляет сто семь тонн, машина способна увезти сто тридцать шесть тонн груза. Высота самосвала достигает уровня двухэтажного дома, а длина составляет 11,5 метров. При этом при своих больших размерах автомобиль сохраняет высокую маневренность. Также в числе преимуществ машины – возможности перевозить груз по технологическим дорогам в различных климатических условиях — при температуре от -50 до +50 градусов. На Удоканском месторождении БелАЗы будут перевозить горнорудную массу для последующего её измельчения, флотации и металлургической переработки на горно-металлургическом комбинате.
Напомним, в июле 2020 года компания начала разработку месторождения в рамках горно-капитальных работ с попутной добычей руды на карьере Западный. По словам первого заместителя генерального директора - операционного директора «Удоканской меди» Алексея Ящука, в рамках горно-капительных работ подготовлены площадки, автомобильные дороги, отвалы вскрышных пород, при этом на сегодняшний день объем попутной добычи на карьере Западный составил более 2 млн. тонн руды. БелАЗы позволят обеспечить открытые горные работы при добыче в проектных объемах — до 15 млн. тонн в год.
В дальнейшем компания готова рассмотреть возможность использования гибридных карьерных самосвалов БелАЗ с дизель-электрическим приводом, позволяющих сократить выбросы в атмосферу и затраты на эксплуатацию за счет экономии топлива.
Одним из центральных событий Восточного экономического форума стал запуск оборудования обогатительной фабрики ГМК «Удокан» с участием Президента России В.В. Путина.
А сегодня (14 ноября компания отмечает свое 15-летие) на технологическом объекте работают обе технологические линии измельчения: все шесть мельниц – две полусамоизмельчения и четыре шаровых, весь комплекс флотационного оборудования. Об этом сообщила пресс-служба компании со ссылкой на генерального директора компании «Удоканская медь» Алексея Ящука.
Напомним, в рамках первой очереди проекта на Удокане запускают технологический комплекс, включающий обогатительную фабрику и гидрометаллургический завод. Предприятие будет перерабатывать до 15 млн тонн руды с производительностью до 150 тыс тонн меди в год. А с запуском второй очереди комплекс станет перерабатывать до 50 миллионов тонн медной руды, что даст возможность выпускать около 450 тысяч тонн металла ежегодно. Таким образом, по оценкам одних экспертов, предприятие войдет в десятку, других – сразу в пятерку ведущих производителей меди в мире.
Ставка на красное
Новая эпоха меди достигла своего расцвета с переходом на «зеленую энергетику». Дополнив строительство, электронику, производство двигателей, машиностроение, новая сфера применения этого промышленного металла вывела его на пик спроса. Высокая электропроводность меди востребована в производстве ветрогенераторов и солнечных панелей, электромобилей и «гибридов». Подсчитали, что в батареях и электропроводке каждого электромобиля примерно 80 килограммов меди. В каждом сотовом телефоне – восемь граммов.
Ее требуется все больше. Мировые запасы, как отмечает аналитический центр Statista, на конец 2022 года оценивались в 890 миллионов тонн при этом при годовая добыча составляла 22 миллиона. Спрос увеличился на 38 процентов с 2011-го, а рост объема запасов – всего на 28. В нынешнем году, по прогнозу International Copper Study Group, экономику уже ожидает дефицит меди в размере 114 тысяч тонн из-за различных проблем у ряда производителей на фоне растущего спроса. Свыше половины его обеспечивает Китай.
Важно
Удоканское месторождение имеет прямой выход на Китай как через железнодорожные погранпереходы, так и через морские порты.
– На долю китайских производителей приходится 60 процентов мирового изготовления электромобилей, 50 – ветрогенераторов, 66 – модулей солнечной энергетики, и 88 процентов – производства аккумуляторных батарей, – пишет «China Daily», ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie. – Даже если Китай в обозримом будущем замедлит ввод новых мощностей «зеленой энергетики», он будет выпускать это оборудование на экспорт, используя много меди для его изготовления.
Некоторые крупные игроки мирового рынка, желая гарантировать свое участие в экономике энергетического перехода, даже приобретают медные рудники в собственность. Однако сегодня большинство рудников планеты ведет добычу на практически пиковом уровне. В перспективе – спад. На освоение же нового месторождения требуется не менее десятка лет. Поэтому производители заинтересованы в новых проектах по добыче меди с высоким прогнозным сроком жизни. Первое место среди них, по рейтингу издания «Mining Intelligence», принадлежит «Удоканской меди».
Сокровища медных гор
Крупнейшее месторождение меди в России и третье по запасу в мире лежит в 30 километрах южнее железнодорожной станции Новая Чара на горном хребте Удокан. Сокровища удоканских медных гор советские геологи открыли более 70 лет назад - содержание меди в руде составляет 1,05 процента, а ресурс - 26,7 миллиона тонн по международной классификации JORC. Этого хватит еще не менее чем на 40 лет добычи. В руде Удокана только медь и немного серебра – других металлов нет. Но сама руда сложная, в ее в состав одновременно входят сульфидные, окисленные и смешанные минералы.
Технологии, по которой можно было перерабатывать такую качественную, но сложную руду, в стране не существовало: разные типы руд были сплавлены вместе, и ни извлекать их по отдельности, ни разделять после добычи еще не умели. В какое-то время для разработки Удоканского месторождения даже хотели применить ядерный взрыв, но в итоге отказались от этой идеи. Проект замер на уровне испытаний до ноября 2008 года. Тогда, ровно пятнадцать лет назад, была создана «Байкальская горная компания» – теперь «Удоканская медь».
В самом северном Каларском муниципальном округе Забайкалья, на высоте 1600 метров над уровнем моря в зоне вечной мерзлоты она построила грандиозный горно-металлургический комплекс. Сооружены мост через Нурингнакан, дорога, линия электропередачи, две подстанции на 200 МВт, системы тепло- и водоснабжения, жилые корпуса (работают здесь вахтой), но самое главное - современный комбинат. Товарная продукция – катодная медь и сульфидный концентрат по собственной запатентованной флотационно-гидрометаллургической технологии.
«Сама схема переработки сложной удоканской руды – это пример российского технологического суверенитета», – подчеркивает генеральный директор «Удоканской меди» Алексей Ящук.
Это результат целого ряда лабораторных исследований и промышленных испытаний. Сначала на предприятии флотацией получают коллективный концентрат – с окисленными и сульфидными минералами. Затем выщелачивают его до медьсодержащего раствора (гидрометаллургия) и перерабатывают в катодную медь (99,99%). Потом кек выщелачивания снова флотируют и получают сульфидный концентрат, содержащий 40-45 процентов меди.
При разработке технологии производства компания отказалась от пирометаллургии в пользу гидрометаллургии. При этом сброс неочищенных сточных вод в водные объекты полностью исключен, а очистные сооружения обеспечивают очистку до самых строгих нормативов качества — для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Цифра
3500 человек
работают на ГМК «Удокан»
По данным ООО «Удоканская медь»
Сейчас на повестке дня «Удоканской меди» также стоит сокращение углеродного следа. Кроме того, в минувшем году на площадке Петербургского международного экономического форума компания подписала соглашение о взаимодействии с Минприроды России, взяв под свой патронат уникальную особо охраняемую территорию Забайкалья – национальный парк «Кодар».
Пуск комбината с президентского «Вперед!» стало историческим событием не только для горно-геологического мира, но и для населения региона. Его ждали целые поколения местных жителей – начиная от тех, кто каюрами сопровождал советских геологов и заканчивая молодежью, на глазах которой оторванная от большой земли территория становилась важным регионом страны. За 15 лет присутствия в Забайкалье «Удоканская медь» направила на поддержку образования, здравоохранения, спорта, культуры, развития муниципалитетов края региона свыше 2,5 миллиардов рублей.
На средства компании в Каларской центральной районной больнице появился инфекционный модуль, в Чите краевой онкологический центр получил современную технику. Компания обеспечила выезды на соревнования юных баскетболисток - они стали бронзовыми призерами Чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» в ДФО. В поселке Икабья открыт лингафонный кабинет по изучению эвенкийского языка для учеников с 1-го по 11-й классы. Его работу высоко оценили участники круглого стола по сохранению национального языка
В Новой Чаре сооружены стадион и многофункциональный сквер, установлены детские площадки, крытый хоккейный корт, который в этом году принял турнир на Кубок «Удоканской меди». Кроме того, здесь активно развивается детская секция карате и уже прошли первые межрегиональные соревнования «Северный пояс». По словам главного тренера команды Дениса Салафониди, он мечтал о таком десяток лет, и мечта стала реальностью с поддержкой компании.
Дословно
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»:
– Медь используют во многих отраслях, например, энергетической, телекоммуникационной, транспортной, нефтехимической, космической, строительной, медицинской. Сильно «завязано» на меди производство электромобилей. И спрос на этот металл с каждым годом растет во всем мире. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2040 году спрос на медь вырастет в 2,7 раза по отношению к 2020 году. А вот производство растет не так быстро. В Забайкалье - богатейшие залежи меди. Но доля их вовлечения в экономический оборот до последнего времени оставалась удручающе низкой: 9 процентов балансовых запасов.
«Удоканская медь» - проект фантастической силы. С одной стороны, его реализация приведет к благоприятным для нас изменениям на рынке меди - после ввода в строй второй очереди комбинат войдет в десятку крупнейших производителей этого металла в мире. С другой стороны, его можно назвать драйвером развития севера Забайкалья. Такие мощные инвестиции – это ведь всегда история про то, как в территорию вдохнули жизнь. Энергетическую и транспортную инфраструктуру построить надо? Надо. Специалистов привлечь, жилье им предоставить, условия для досуга обеспечить. Но без уникальных дальневосточных механизмов развития проект, подобный «Удоканской меди», не потянуть. Поэтому он вошел в ТОР «Забайкалье» и получил поддержку государства.
– Расскажите, пожалуйста, о проекте освоения Удоканского месторождения, на каком этапе он сейчас находится?
– Скорее всего, это стандартный эпитет, его с регулярностью слышишь в отношении самых разных месторождений и проектов в горно-металлургической отрасли. И тем не менее самое подходящее для удоканского проекта определение – уникальный. Как по геологической структуре, так и по истории открытия и изучения, особенностям самой территории – прежде всего, суровым горным и климатическим условиям.
На Удокане три типа руд: окисленные, сульфидные и смешанные – и они сплавлены воедино. Ни добывать их по-отдельности, ни разделять для переработки невозможно. Ни одна из общепринятых технологий не позволяла эффективно перерабатывать такую руду. Нам пришлось разработать технологическую схему обогащения и гидрометаллургического передела, провести серию полупромышленных испытаний.
И с географической точки зрения месторождение находится в уникальном положении: с одной стороны, оторвано от большой земли, с другой – связано железнодорожной артерией с быстрорастущими рынками. Более того, маршрут БАМа в 80-е годы проложен через север Забайкалья именно для того, чтобы сделать освоение Удокана возможным.
– Существующей инфраструктуры сегодня достаточно?
– Нет, к сожалению, нам пришлось одновременно со строительством горно-металлургического комбината заниматься созданием инфраструктуры, чтобы увеличить пропускную способность железной дороги, строить автомобильную. А также обеспечивать проект энергетической инфраструктурой, решать проблему нехватки авиасообщения.
Сегодня самым узким местом для нас является, как ни странно, железнодорожный транспорт. В дополнение к резидентам восточных территорий Дальний Восток становится транзитной зоной для многих компаний из Центральной России, Сибири, Поволжья и Урала.
При этом даже сегодня – в период строительства комбината – мы зачастую сталкиваемся со значительными проблемами по оперативной доставке грузов на ж/д станцию Новая Чара.
Поэтому проект ОАО «РЖД» по расширению БАМа и Транссиба приобретает особое значение, также как увеличение пропускной способности таможенных пунктов с Китаем. И здесь хотел бы поблагодарить команду Юрия Петровича Трутнева – Минвостокразвития и КРДВ, они сегодня предпринимают шаги, чтобы эту проблему решить. Кроме того, эффективно работают сами механизмы государственно-частного партнерства – территории опережающего развития, программа «Дальневосточная концессия». Это позволило нам, в частности, приступить к ТЭО проекта второй очереди.
Что касается сроков реализации, то мы изначально ставили цель запуститься в 2023 году. Сейчас выходим на завершающую стадию строительства. Общестроительные и горно-капитальные работы уже практически завершены. Снаружи корпуса уже приобрели свой финальный вид, а внутри полным ходом идет монтаж, причем в основном вспомогательного оборудования.
На сегодня инвестиции компании в строительство первой очереди ГМК в рамках ТОР составили более 100 млрд рублей.
– Какая мощность производства планируется? Насколько продукция востребована на сегодня?
– Мощность переработки будет достигать до 15 млн т руды в год. Мы будем получать ежегодно 70 тыс. т медных катодов и порядка 135 тыс. т сульфидного концентрата с высоким содержанием меди.
Медные катоды крайне востребованы на рынке, они необходимы для развития высокотехнологических секторов, строительства и транспорта, медицины и телекоммуникаций. Это ключевой элемент для создания полупроводников. Подавляющее большинство экспертов отмечают, что в средне- и дальнесрочной перспективе спрос на медь будет только увеличиваться.
В целом медь – это металл, участвующий в формировании низкоуглеродной экономики, которая уже сегодня идет на смену индустриального промышленного уклада. Таким образом, «красный» металл оказывается частью «зеленой» повестки и «зеленого» будущего.
Именно поэтому для Алишера Усманова, как визионера со стратегическим взглядом на мир, инвестиции в Удокан – это вклад в металлургию будущего, в экономику новой эры, основанной на высоких и экологичных технологиях.
– Расскажите, как именно «Удоканская медь» и государство реализуют «Дальневосточную концессию» в рамках строительства поселка Новая Чара? Каким будет этот поселок?
– Еще до старта производства, то есть на инвестиционной стадии, мы подписали соглашение с Минвостокразвития, правительством края и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики о создании объектов социальной инфраструктуры в пгт Новая Чара. Объем необходимых инвестиций в рамках «Дальневосточной концессии» оценивается в 7,6 млрд рублей. Планируется строительство культурно-досугового и физкультурно-оздоровительного комплексов, благоустройство территории поселка, модернизация центральной районной больницы, инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Здесь стоит добавить очень важную позицию – мы создаем новое производство. А это значит, что оно не наследует экологических проблем советского периода, напротив – мы используем самые современные технологии, максимально эффективные с точки зрения защиты окружающей среды.
Мы строим гидрометаллургический комбинат, что исключает плавку меди и, соответственно, загрязнение атмосферного воздуха. Еще до завершения строительства разработана климатическая программа с оценкой объема выбросов парниковых газов от всех источников, включая косвенные. И уже сегодня мы формулируем цель максимального снижения углеродного следа, рассматриваем варианты снижения удельных выбросов СО2 в диапазоне до 75 % к 2035 году.
В ближайшее время сделаем первый шаг для декарбонизации закупаемой электроэнергии через заключение прямых двухсторонних договоров с низкоуглеродной и возобновляемой генерацией.
– Какие экономические, социальные и инфраструктурные проекты будут реализованы в Забайкальском крае после запуска вашего проекта? Какая роль государства и местных властей в этом вопросе?
– Срок освоения месторождения превышает 40 лет. После запуска производства мы планируем увеличивать объем участия в социальной жизни территории. При этом на сегодня с момента получения лицензии акционеры уже инвестировали в социальную сферу региона более 2 млрд рублей.
Мы построили в Чаре в 2021 году инфекционный модуль с самым современным медицинским оборудованием, аналогов которого нет в Забайкалье, оснастили оборудованием и ЦРБ. В 2022 году закупили для онкологического центра в Чите аппарат для лазерной терапии.
Чтобы увеличить пропускную способность аэропорта в селе Чара, разработали проект его реконструкции. В настоящее время правительство Забайкальского края уже реализует проект модернизации инфраструктуры аэропорта Чары. В планах – строительство нового аэровокзального комплекса и удлинение взлетно-посадочной полосы аэропорта.
– Сколько рабочих мест будет создано и какие условия для работы сформированы? Насколько сложно сейчас в Забайкалье стоит ситуация с кадрами и какие специалисты особенно востребованы?
– В целом работа комбината в рамках первой очереди обеспечит создание около 3 тыс. рабочих мест. И это без учета смежных отраслей.
На текущей стадии особенно востребованы сотрудники для технологического комплекса: технологи по обогащению, специалисты по гидрометаллургии, инженеры-механики, в том числе геомеханики, планировщики, энергетики, электромеханики, эксперты в области АСУТП.
К сожалению, число вакансий обгоняет предложение кандидатов. И дефицитнее всегда именно квалифицированные кадры. Причина общая для многих компаний металлургии: нежелание выпускников начинать карьеру с рабочих специальностей, постепенно набирая опыт и выстраивая карьеру.
Поэтому мы боремся за каждого кандидата – команда играет решающее значение в работе всей компании.
– Какие особенности строительства комбината в сложных погодных условиях Дальнего Востока?
– Труднодоступность и сложные географические и климатические условия, нехватка технологий изначально были главной причиной старта освоения спустя 60 лет после открытия месторождения.
Низкие температуры (до –60 зимой, среднегодовая –4), вечная мерзлота, высокогорье, сейсмичность. Все это требует запаса прочности, делает строительство более долгим и ресурсоемким.
Поэтому все риски, все сложности у нас были проработаны еще на стадии проектирования: во всех технологических решениях учтены особенности месторождения. Более того, в техническом задании на выбор оборудования были учтены и низкие температуры, и аномальная высота над уровнем моря. Весь проект был разработан с учетом климата, горного ландшафта.