Во вторник, 6 сентября, с территории Владивостокского морского торгового порта был отправлен первый контейнерный поезд с грузами из Вьетнама в Москву с использованием смарт-контрактов. На церемонии присутствовали председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, президента FESCO Аркадий Коростелев и генеральный консул Вьетнама во Владивостоке Нгуен Данг Хиен.
Смарт-контракты подразумевают заключение электронных договоров с помощью механизмов цифровой безопасности. Все операции с контейнерами производятся автоматически и попадают в систему «Распределенный реестр данных грузовых перевозок» РЖД, благодаря чему пользователи могут отслеживать все этапы перевозки, включая статус заявок, подачу и осмотр вагонов, отправление и определение местоположения контейнеров. Использование сервиса смарт-контрактов на интермодальных маршрутах из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Владивосток позволит сделать транспортировку грузов по железной дороге максимально прозрачной за счет детального онлайн-контроля перевозочного процесса и формирования цифрового следа для всех операций на станциях отправления, прибытия и в пути следования.
Между тем, именно транспортная логистика была названа одной из причин снижения объема товарооборота между Россией и Вьетнамом на сессии «Россия - Вьетнам», которая прошла на полях ВЭФ.
Как сказал посол Вьетнама в Москве Данг Минь Кхой, в этом году объем торговли между двумя странами снизился на 26% и составил 2,2 млрд долларов. При этом экспорт Вьетнама составил 962 млн долларов, снизившись практически на 50%, а импорт из России наоборот – увеличился на 14%, достигнув 1,3 млрд долларов.
Выход из ситуации эксперты двух стран видят в расширении транспортных коридоров. Речь идет, в первую очередь, о морских перевозках. Здесь в качестве удачного примера участники сессии привели открытие морской линии FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL), соединяющую порты Вьетнама с Владивостоком. Морской контейнерный сервис работает по маршруту Владивосток — Хайфон (Вьетнам) — Хошимин (Вьетнам) — Нинбо (Китай) — Владивосток. Транзитное время в пути составляет 9-12 суток, что существенно ниже, чем другие маршруты.
Вторым перспективным направлением назвали железнодорожные маршруты из Вьетнама в Россию через Китай, где в данный момент также наблюдается наращивание пропускных способностей.
Для увеличения объемов товарооборота власти двух стран также призвали бизнес расширять сферы взаимодействия: возможности для двухстороннего сотрудничества есть в промышленности, сельском хозяйстве и туризме. Причем, здесь упор предполагается сделать на сотрудничество на уровне регионов двух стран.
По словам первого заместителя председателя Совета Федерации Андрея Яцкина, отдельная строка во взаимоотношениях двух стран – образование. В этом году все российские вузы увеличили квоту для студентов из Вьетнама, сегодня обучение в них проходит более тысячи граждан Вьетнама.