Подобрать инвестиционное предложение или площадку для добычи полезных ископаемых на Дальнем Востоке теперь можно онлайн, соответствующий функционал добавлен в инвестиционную карту, где собрана информация о 18 территориях Дальнего Востока с действующими льготными режимами для ведения бизнеса.
Как рассказали EastRussia в корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, выбрать участки с полезными ископаемыми можно из нераспределенного фонда. Подбор осуществляется по таким критериям как вид полезного ископаемого, объем залежей и регион. Система покажет все свободные участки с искомыми параметрами. Также инвестиционная карта содержит информацию об условиях, свободных площадках для реализации проектов и инфраструктуре, о логистических возможностях.
Представленные на карте инвестиции - это карточки проектов с кратким описанием, рыночной целью и стадией проработки, сроком ввода объекта. Потенциальный инвестор может выбрать проект, сортируя необходимые параметры. Ранее подобная система применялась для сельхозземель и успешно себя зарекомендовала.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».
ООО «ДВТГ-ТЭО» — один из резидентов ТОР «Хабаровск». Компания, созданная в 2010 году, предоставляет услуги по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с предоставлением собственного подвижного состава. О намерении работать на территории опережающего развития компания заявила 9 ноября 2018 года, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока действием на 67 лет — до 25 июня 2085 года. Предприятие начало функционировать на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск», заявив в качестве основных направлений деятельности грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
«Дальний Восток непрерывно развивается: ежегодно здесь появляются новые предприятия, открываются рабочие места. Крупный российский и международный бизнес заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в новые производства, развитие кадрового потенциала, расширение экспорта продукции и услуг на Дальнем Востоке, — отмечает Александр Владович, генеральный директор ДВТГ-ТЭО. — Логистика — одно из ключевых направлений современной экономики, но для полноценного развития дальневосточных регионов, в силу их удаленности от федеральных центров, необходимо наращивать и транспортно-экспедиторские мощности. ООО «ДВГТ-ТЭО» видит долгосрочные перспективы в работе на рынке комплексных логистических услуг. На наш взгляд, интермодальные перевозки — это услуга, на которую уже сформирован спрос современного бизнеса. Транспортировка грузов по Дальнему Востоку и за его пределами должна быть оперативной, многопрофильной и, что самое главное, удобной в оформлении для клиента. ООО «ДВГТ-ТЭО» развивает сеть перевозки грузов несколькими способами, в том числе по сложным многоэтапным маршрутам. И мы берем на себя полное сопровождение ценностей, которые доверяют нам наши партнеры».
Александр Владович генеральный директор ДВТГ-ТЭО
фото: ДВТГ
Компания представила на рынке Дальнего Востока комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Это организация перевозки груза «под ключ» — она включает в себя не только прием, отправку и транспортировку из точки «А» в точку «Б», но и полное документальное сопровождение на каждом этапе. Задача специалистов ООО «ДВТГ-ТЭО» — аккумулировать все услуги по перевозке в одной компании. При этом, если груз доставляется сложным маршрутом и несколькими видами транспорта, получателю услуги не нужно самостоятельно оформлять каждый этап перевозки — все промежуточные решения выполнят сотрудники одной компании и в рамках одного контракта.
В течение трех лет логистическая компания поступательно вкладывалась в строительство инфраструктуры для транспортных услуг, инвестировав свыше 150 млн рублей в создание полноценной сети перевозок. Сегодня ООО «ДВТГ-ТЭО» — это полный комплекс доставки грузов по Дальнему Востоку в формате так называемых интермодальных перевозок. Компания доставляет груз в точку назначения несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или на универсальной платформе. Клиенты предприятия оформляют документы на сопровождение только один раз, а отслеживать передвижение своей собственности могут от начала до конца маршрута. Таким образом, транспортный сервис сочетает высокую скорость доставки и удобство для клиента.
«ООО “ДВТГ-ТЭО” в полном объеме исполняет обязательства по реализации инвестиционного проекта «Расширение парка подвижного состава, изготовление европоддонов для размещения и крепления грузов в вагонах» в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в ноябре 2018 года с АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Капитальные вложения в проект превысили 150 млн рублей, за время реализации проекта компанией создано более 40 рабочих мест, что говорит о стабильном исполнении резидентом своих обязательств и заинтересованности в дальнейшей работе в рамках ТОР», — уточнили в министерстве экономического развития Хабаровского края.
По данным на июнь 2022 года предприятие опережает собственный инвестиционный план в рамках ТОР «Хабаровск» более чем на 30%. Созданы новые рабочие места, и вскоре компания откроет новые вакансии для местных специалистов. С кадровой и рекламной политикой компании помогает КРДВ.
«В ноябре 2018 года компания «ДВТГ ТЭО», заключив инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с проектом по расширению парка подвижного состава и изготовления европоддонов для размещения и крепления грузов в полувагонах. На сегодняшний день резидент вложил в экономику региона 157,3 млн рублей и создал 40 рабочих мест. Планируется увеличение количества рабочих мест до 42. Основной целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности грузоперевозок на Дальнем Востоке, а также расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет приобретения новых и бывших в эксплуатации вагонов, расширения парка железнодорожного подвижного состава в оперативном управлении с 269 до 637 единиц. Статус резидента ТОР "Хабаровск" позволяет предприятию применять налоговые льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, что приводит к аккумулированию свободных средств и возможности развития проекта. Резиденту также доступен широкий спектр сервисов КРДВ – мы помогаем в подборе сотрудников, оказываем информационную и маркетинговую поддержку, содействуем в привлечении финансирования в проект и развитии кооперационных связей между бизнесом», — сообщила EastRussia Ирина Серова, директор УК ТОР «Хабаровск» (дочернее общество КРДВ — Прим. ред.).
Транспортная компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах — дальнейшее развитие комплекса логистических услуг. ООО «ДВТГ-ТЭО» будет наращивать объем инвестиций и разрабатывать новые решения по перевозке грузов. В частности, предприятие готово расширить перечень видов деятельности в рамках ТОР «Хабаровск» — переговоры с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики, и согласование нового пакета документации уже идут. Это необходимо для полноценной работы в формате интермодальных грузоперевозок. Логистическому бизнесу нужно создавать стационарные площадки для промежуточного перегруза на сложных маршрутов, обеспечить возможность фрахтовать суда для морских перевозок, наладить полноценное взаимодействие с авиационными предприятиями для максимально оперативной доставки грузов при запросе клиента.
«Полноценное развитие логистического рынка возможно только при равноправном участии заинтересованного бизнеса и корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, — подчеркивает Александр Владович. — Как власти приглашают инвесторов развивать регионы Дальнего Востока и предлагают для этого особые преференции, так и инвесторы приглашают власти поддержать перспективные проекты, которые востребованы в текущей экономической ситуации в ДФО, в первую очередь у таких же представителей бизнеса. ООО «ДВГТ-ТЭО» заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с управляющей компанией ТОР «Хабаровск» и надеется, что КРДВ, учитывая добросовестное исполнение нашей компанией своих обязательств по инвестиционному проекту, поддержит и расширение перечня услуг, которые мы хотим оказывать бизнесу в Хабаровском крае и на всем Дальнем Востоке. Вместе мы выведем рынок интермодальных грузоперевозок на беспрецедентно высокий качественный уровень не только в федеральном округе, но и на уровне всей России».
В случае согласования дальнейших планов ближайшие несколько лет инвестиционный проект ООО «ДВТГ-ТЭО» на площадке «Ракитное» превратится в полноценный логистический хаб, связывающий между собой все регионы ДФО. Транспортная компания готова и дальше инвестировать в развитие интермодальных перевозок, оптимизируя маршруты доставки груза для удобства клиентов.
В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.
Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.
АРКТЕК – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития Арктики и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
Как отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, важной составляющей конкурса для разработчиков стала возможность заявить о себе крупнейшим компаниям.
«Сегодня наши индустриальные партнеры знакомятся с командами, обсуждают их решения. Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные минипродукты, с которыми можно дальше работать и развивать. Главный приз для них – это будущие заказы. Изобретение – это то, что реально меняет жизнь людей и компаний к лучшему, и сегодня мы видим, что ученые, предприниматели и новаторы зажглись Арктикой. Арктика – это кладовая и, чтоб ее бережно приоткрыть, нужно многое сделать».
14 июня команда экспертов опубликовала список из 110 коллективов, допущенных к участию в конкурсе. До финала дошли 20 команд. Всего над проектами цифровых решений для развития Арктики работали молодые специалисты из 51 региона РФ.
В структуре конкурса АРКТЕК ДАТА три направления: «Арктическая урбанизация», «Арктический туризм» и «Экология Арктики». Каждой команде-победителю вручили оригинальную статуэтку в виде прозрачной арктической льдинки и денежный приз. За первое место – 500 тыс., за второе – 350 тыс., за третье – 150 тыс. рублей.
«Арктическая урбанизация»
В направлении «Арктическая урбанизация» победила команда «Департамент» с разработкой геосервиса «Арктида», разработанный для региональных властей. На основе рейтинга из 18 критериев разработка позволяет выявлять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения и получать рекомендации по улучшению ситуации. Таким образом, в Арктике можно снизить показатели первичной заболеваемости, что, в свою очередь, уменьшит потери ВРП от 270 млн до 28 млрд рублей ежегодно.
На втором месте оказалась команда ГЕОВШЭ с разработкой автоматизированной системы обработки медицинской статистики и геоданных. Это позволит руководителям регионов принимать решения о развитии системы медицинской помощи – в режиме реального времени оценивать количество врачей или пунктов первичной медпомощи на количество населения, выбирать наиболее нуждающихся в посещении врача.
Гран-при третьей степени получила команда «Ворота Севера». Их разработка – рекомендательный сервис размещения объектов городской инфраструктуры для улучшения жизни населения на территории Арктики.
«Экология Арктики»
Победителем природосберегающего трека стала команда «ЭСЭР Дата» за систему «Арктик-ДАТА», которая выявляет и проводит мониторинг экологических проблем и рисков при помощи снимков дистанционного зондирования Земли. Решение позволит рассчитать риск пожара на основе анализа информации о количестве осадков по годам, визуализировать нефтяные пятна и разливы, а также отслеживать процесс загрязнения водных территорий. Модификация системы добавит расчёт размер штрафа для компании-виновника загрязнения и ее репутационные риски.
Второе место получила команда «ДАТА-Ритмикс» с разработкой сервиса, который с помощью спутниковых снимков проводит мониторинг мест добычи и транспортировки углеводородов, аккумулирует точечные данные о месторождениях нефти, газа и газового конденсата. Снимки помогут понять, как реально выглядят месторождения, оценить риски разлива нефти в водоемы.
На третьем месте – команда «Бореал Байтс» с сервисом для расчета уязвимости морских акваторий, позволяющим делать анализ биохимических показателей морской воды, определять положение судов в акватории. На его основе можно создать карту экологической уязвимости, выделить объекты повышенной экологической опасности и зоны обитания краснокнижных видов. Сервис будет полезен добывающим, логистическим, геологоразведывательным компаниям, научно-исследовательским организациям, экологическим общественным организациям и ООПТ.
«Арктический туризм»
Первое место туристического направления Арктека завоевала команда «Ладно». Ее участники создали цифровой сервис для оценки туристического спроса в Архангельской области. Платформа поможет туристу найти интересный маршрут, а предпринимателям – разместить рекламу, а также получить рекомендации о возможности открыть бизнес в том или ином районе.
Гран-при второй степени получила команда «Арктический технический колхоз» за разработку мобильного приложение для взаимодействия с туристами «Гоу туда!». Можно настроить фильтры на карте и получать подробную информацию о любом объекте. В экосистему входит также продукт «Арк-инфа» – административный веб-сервис для застройщиков, которые получат статистику о турпотоке и рекомендации по застройке в заданном радиусе.
На третьем месте оказалась команда «Дайр-лаб». Коллектив разработал информационную платформу для анализа текущего состояния туристических объектов по отзывам посетителей. Платформа называется «Тревел коннект».
Замглавы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что укрепление технологического суверенитета – одна из острейших задач развития России.
«Арктика – территория самых сложных и нетривиальных вызовов, но одновременно и территория огромных возможностей. На этом пути уже есть успехи таких крупнейших компаний как НОВАТЭК и Росатом. Добывающие компании также планируют применять новые технологии при освоении Арктики. Конкурс привлек большое количество разработчиков – 348 команд из 51 региона нашей страны. Мы получаем цифровые продукты и высокотехнологичные инженерные решения, которые будут востребованы компаниями, и которые помогут нам бережно развивать такой суровый регион как Арктика».
Общий призовой фонд конкурса АРКТЕК составляет 18 млн рублей. Для команд, которые представили проекты в рамках конкурса «АРКТЕК Научный питч» (научные исследования) и «АРКТЕК Инжиниринг» (технологии для реального сектора), борьба за призовые места развернется этой осенью.
АРКТЕК проводится в Десятилетие науки и технологий в РФ при участии «Востокгосплана», Минвостокразвития, Фонда «Росконгресс», МИД РФ.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Одним из звеньев «прокачки» и внедрения инноваций и продуктов высоких технологий в АЗРФ становится арктический технологический конкурс («АркТеК») — первая платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющих бизнес и науку для развития Арктики. АркТек становится точкой входа для тех, кто хочет и может внести свой вклад в экономическое развитие стратегически важного региона России, участвовать в создании комфортной и безопасной среды для жизни и работы в российской части 1/6 поверхности Земли.
«АркТеК» стартовал в рамках председательства России в международном Арктическом совете. В 2023 году на платформе проходят три конкурса: для продуктовых и IT-команд («АркТеК Дата»), для научных команд («АркТеК Научный Питч»), для инженерных команд («АркТеК Инжиниринг»). Все три конкурса направлены на решение актуальных задач Арктического региона России и его дальнейшее развитие, и проводятся независимо друг от друга. Дошедшие до финала команды будут бороться за призовой фонд в 10 млн рублей.
В рамках конкурса «АркТеК Инжиниринг» от крупного игрока на рынке негосударственных медицинских услуг АО «Группа компаний «МЕДСИ» поступило два заказа на выполнение технологических задач:
1) разработка аппаратно-программного телемедицинского комплекса (АПТК) для работы ФАП с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов;
2) разработка системы организации пересмотра исследований лучевой диагностики в федеральном центре.
Ранее свои задачи участникам поставили компании Совкомфлот, Новатэк, Росатом.
Руководитель направления «Цифровая трансформация и пространственное развитие» ФАНУ «Востокгосплан», руководитель «АркТеКа» Мария Никишова отмечает, что в свете санкций сейчас компании сталкиваются с различными технологическими вызовами, и, если раньше была возможность иметь партнеров и закупать определенные технологии по всему миру, то сейчас спектр таких возможностей сузился.
«Хочется, чтобы самые интересные задачи и возможности, содержащие в себе вызов, наконец-то перешли в руки нашим талантливым командам, творческим коллективам, которых у нас в стране очень много. Это время новых возможностей и новых игроков на рынке. Как часто бывает, инженеры, разработчики, научные коллективы находятся в одном месте, а заказчики и инвесторы – в другом, и фактически сегодняшняя наша ключевая задача состоит в объединении их между собой, чтобы создать синергию и партнерство. В итоге получится совместный продукт, который будет приносить всем пользу, результаты, деньги и славу», – отмечает она.
Директор по развитию инновационных проектов группы компаний «Медси» Елена Андресюк отмечает, что до сих пор проблема охвата медицинским обслуживанием людей, живущих не только в Арктике, но и в других отдаленных и труднодоступных местностях не теряет актуальности. Она рассказала, что ГК «Медси» имеет более 130 клиник, семь из которых являются большими клинико-диагностическими центрами. Компания активно развивается в сфере цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий. На них и предлагается сделать ставку участникам конкурса.
«Единственное решение, которое мы видим достаточно оптимальным и быстрым для проблемы оказания медпомощи в труднодоступных местностях, это – оказание медицинской помощи с помощью телемедицинских технологий и мобильных переносимых устройств для фельдшеров и медицинского персонала. Глобально наша цель – получить прототип некоего чемодана, в котором будет как можно больше технологий, синхронизированных между собой: он обязательно должен включать модуль телемедицинских консультаций, аппарат УЗИ и стандартный набор девайсов – стетоскоп, тонометр, термометр и всего остального. Мы бы очень хотели увидеть лабораторную часть, связанную с анализаторами мочи, экспресс-тестами крови, которые тоже будут автоматизировано передаваться в телемедицинскую систему и систему поддержки принятия врачебных решений. В каком виде это будет представлено, тут мы оставляем вопрос открытым для фантазии участников», – сказала она, добавив, что при этом чемодан должен быть доступным дня переноски одним человеком. Кроме этого, в мобильном пункте должна быть возможность подключаться и к беспроводному интернету и иметь возможность работать через сим-карты.
Вторая задача: разработка системы маршрутизации маммографии на основе искусственного интеллекта. Расшифровка одной рентгенограммы занимает много времени у врача, и внедрение систем с поддержкой ИИ помогает снизить рабочую нагрузку и повысить KPI специалиста. Елена Андресюк добавила, что также существует и проблема дефицита врачей-рентгенологов.
«Предложенная задача и решение, которое мы ожидаем, должно быть нацелено на нивелирование дефицита врачей-рентгенологов, нехватка которых характерна не только для Арктики, но и для центральной части страны. Общая численность населения в Арктической зоне составляет примерно восемь млн человек, около 2-3 млн из которых – женщины в возрасте от 40 и старше, которым просто положено проходить скрининг на рак молочной железы. Несложно посчитать, что в год должно делаться примерно два млн маммографий, которые должны были обрабатываться врачами-рентгенологами. По статистике, 15% пациенток отправляют на повторное исследование, что влечет дополнительную нагрузку и на врача, и на всю систему, а также с потерей времени мы можем потерять самую раннюю стадию, уже встретиться на более поздней и, соответственно, помимо рисков пациента, мы еще получаем удорожание лечения. Для нас это очень актуальная и необходимая задача – повысить процент исключения пропуска патологий. Необходимо внедрить сервис на основе искусственного интеллекта, который будет осуществлять второй пересмотр маммограммы и предоставлять заключение по исследованию, то есть назовем это сервисом второго мнения», – рассказала Андресюк.
Она добавила, что компания заявляет о необходимости наличия собственной разработки по интерпретации маммографии с помощью технологии искусственного интеллекта.
«Тут все-таки хочется видеть именно зрелое решение, которое не будет требовать большой существенной доработки в части распознавания патологии. Точность, которую мы ожидаем от данной модели – выше 82%», – добавила она.
Если по итогам выполнения задания решение заказчика устроит, то сотрудничество будет продолжено уже в структуре «Медси», внутри контура компании – на правах сотрудника.
Заявки на конкурс можно подать до 8 июня удаленно из любого города России и стран СНГ. Очное участие обязательно на этапе финальной защиты проектов в ноябре 2023 года.
В рамках «АркТеК Инжиниринг» развитие технологических проектов происходит в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами и технологическими экспертами. Победители получат гранты на развитие и масштабирование решений. Как обещают организаторы, через четыре месяца участия в конкурсе эксперты помогут доработать проект и составить дорожную карту.
Организаторами конкурса выступают министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ФАНУ «Востокгосплан», МИД РФ, Фонд «Росконгресс».
«Росатом» представил инновационный подход к ремонтно-восстановительным работам на судах в тяжелых климатических и логистических условиях Крайнего Севера. Презентация прошла в рамках научно- практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики», состоявшегося в Архангельске. Решением проблемы видится использование комплексов 3D-печати, подразумевающих аддитивную технологию создания трехмерных объектов путем послойного добавления материалов – пластика и металла.
Традиционный ремонт на судах, нефтяных платформах, при разработке месторождений основывается на сложных логистических связях, проблемы с которыми обострились в период санкционного давления на Россию, отметил в своём выступлении представитель ГК «Росатом» по развитию аддитивных технологий Игорь Попов.В связи с этим компании теряют и время, и деньги, что, в свою очередь, сказывается на общем экономическом процессе. Чтобы нивелировать негативные последствия и перевести вопросы ремонта на Крайнем Севере, в Арктике на качественно новый уровень, Росатом разработал концептуальный подход.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
«Существует целая линейка разработанных нами технических решений по применению ремонтных аддитивных комплексов. Установка такого комплекса в местах базирования техники позволит сэкономить силы, средства, время. Обычный морской контейнер, на котором собран под определенные арктические задачи участок аддитивного производства, позволяет из цельной литой системы получать готовый образец путем послойного напыления, – рассказывает Игорь Попов, – первый мобильный аддитивный комплекс уже проходит адаптацию, и с ноября прошлого года по текущее время на нем изготовлено уже порядка четырех тыс. резинотехнических деталей для автомобильной техники. Установка таких центров на базах, расположенных на Северном морском пути, позволит обеспечить незамедлительный ремонт оборудования добывающих компаний и обрабатывающих производств. Это скажется мультипликативным эффектом на исполнении национальных программ развития Арктического региона и позволит существенно снизить издержки от простоя локальных производств».
Игорь Попов, представитель ГК „Росатом» по развитию специальных проектов
фото: оргкомитет форума «АркТек»
При этом аддитивная технология не является панацеей, это – нишевое решение и оно не заменит традиционную металлообработку. Однако она позволяет оперативно создавать широкую номенклатуру изделий. Подготовка специалистов для работы на аддитивных комплексах занимает не более месяца. Еще одним плюсом работы таких комплексов является экологичность и малоотходность.
По словам Попова, для компании задача по восстановлению и ремонту техники в условиях Крайнего Севера является вызовом. Арктический регион накладывает свой суровый отпечаток на возможности применения 3D-печати.
«Несмотря на разработку Росатомом огромного количества ГОСТов по аддитивной тематике, на сегодня мы сталкиваемся с серьезными технологическими барьерами внедрения аддитивных технологий. Морской влажный воздух, который порождает высокую коррозию любого материала, воздействует на изделие при его производстве и последующей эксплуатации. Как будет происходить это воздействие – непонятно. Мы предлагаем, чтобы участники конкурса “АркТек“ рассмотрели возможность и попробовали свои силы в адаптации технологического процесса промышленной 3D-печати в условиях Крайнего Севера при ремонте техники, которая представлена в арктическом регионе. Будет ли работать технология аддитивной 3D-печати в условиях
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
Крайнего Севера и как она будет себя вести – это вопрос. Но эти исследования имеют большой потенциал для практического внедрения. Это новое слово для России, за рубежом такой опыт есть», – добавил Игорь Попов.
Модератор форума директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что продвижение аддитивной технологии в условиях Крайнего Севера может быть весьма прибыльным для всех участников процесса.
«В этой истории все могут заработать: если Росатом адаптирует свою технологию благодаря участникам форума, найдет новые спектры ее применения, новые рынки – он заработает на продаже этих комплексов, а те исследователи, которые возьмут для себя эту задачу и проведут соответствующие испытания, увидят, что они работоспособны и откроют рынок, а также те, кто глубже погрузится в технологию, может стать производителем деталей, ремонтных баз и так далее», – уточнил он.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»
фото: оргкомитет форума «АркТек»
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев отметил актуальность проблематики. Он рассказал, что на судах компании уже стоят 3D-принтеры и на них печатается мелкогабаритная продукция типа резиновых прокладок. По его словам, ремонтные комплексы будут очень востребованы.
«Задача, поставленная Росатомом, особенно актуальна на пороге открытия круглогодичной навигации перевозок СПГ – на высокотехнологичных современных дорогостоящих судах, где очень много механизмов. У нас большой флот работает в Арктике, а доставить какие-то запчасти зачастую просто невозможно ипоэтому актуальность этой проблемы налицо. Если бы можно было поставить такой комплекс в Сабетте, то судна будут заходить туда практически каждый месяц. А может быть, в будущем такие комплексы появятся и на бортах», – сказал Андреев.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
В прошлом году архангельские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, центра судоремонта «Звездочка», Курчатовского института и САФУ создали на 3D-принтере первые образцы деталей, для работающих в Арктике судов, которые ранее приобретали за рубежом. В рамках импортозамещения были изготовлены и установлены на суда лопатки турбин для энергетических установок. Начались испытания опытных образцов судовых винтов.
EastRussia напоминает - Начался сбор заявок на участие в Арктическом технологическом конкурсе АркТек. До 8 июня 2023 года можно подать заявку на сайте события АРКТЕК - Платформа для техноконкурсов. Первый конкурс АркТек открылся в рамках научно-практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики».
АркТек – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Отобранные к участию в конкурсе команды будут объявлены 14 июня 2023 года.