Торговая сеть «Пятёрочка» поделилась результатами первой недели работы на территории Дальневосточного федерального округа. Гости магазинов в ДФО совершили более 70 тысяч покупок, при этом свыше четверти (28%) - с применением карты лояльности X5 Клуб. Особой популярностью пользовались овощи, фрукты и свежая выпечка: всего за первую неделю жители Дальнего Востока приобрели более 28 тонн овощей и 15 тонн фруктов.
В Хабаровске лидерами продаж в категории фрукты и овощи стали картофель, томаты и яблоки (более 3 тонн каждого), огурцы (почти 2,5 тонны), и замыкают топ цитрусовые и бананы (почти по 2 тонны каждый).
Стоит отметить, что с приходом в регион торговой сети хабаровчане не только пробовали новинки сети, но и выбирали уже знакомые товары локальных поставщиков. В первый день работы магазинов в Хабаровске жители приобрели более 1 800 различных товаров молочной гастрономии местного производства. Лидерами первой недели продаж среди локальной продукции стали майонез, масло сливочное и молоко.
Большой популярностью среди гостей магазинов пользуется свежий кофе из кофемашин: в ДФО за неделю гости купили более тысячи кружек этого ароматного горячего напитка, а самым любимым у хабаровчан стал капучино. Традиционно не обошлось и без горячей выпечки. Хабаровчане отдали предпочтение сочникам с творогом (более 1900 штук), классическим круассанам (более 1600 штук) и самсе с курицей (более 1100 штук).
Для удобства жителей города «Пятёрочка» также запустила сервис «Пятёрочка. Доставка», который позволяет совершать покупки, не выходя из дома – с помощью мобильного приложения и по тем же ценам, что и в магазинах сети. Этой услугой уже успели воспользоваться более 800 жителей Дальнего Востока.
Открытие первых четырех магазинов сети в Хабаровске состоялось 24 марта. На праздничном мероприятии побывали порядка 6 тысяч горожан. Почти треть из них (32%) получили приятные подарки за свои покупки. На сегодняшний день в Хабаровске работают уже 8 «Пятёрочек».
В поисках здоровых перекусов для себя и своего малыша Светлана Ишкова занялась изготовлением чипсов из фруктов и пастилы с помощью обычного бытового дегидратора. Спустя считанные месяцы она открыла дело, арендовала мини-цех и оснастила его на выигранные грантовые 500 тыс. рублей необходимой техникой, а теперь запустила линейку батончиков «Снэки со вкусом Хабаровского края». Ничем хоть близко похожим на предпринимательство в свои 25 лет Светлана раньше не занималась, а по образованию она юрист. Просто, когда решила открыть дело пришла в хабаровский центр «Мой бизнес» и спросила: «А расскажите, как…».
В небольшой комнате, которая гордо зовётся мини-цех, постоянно стоит негромкий гул от сушильных шкафов, а воздух насыщен ароматами апельсинов, яблок, груш, ягод… ещё чего-то непонятного, но вкусного. Невысокая девушка в шапочке и спецкостюме колдует над миской:
— Семена льна… семечки тыквенные… подсолнечные… кунжут и сироп топинамбура…
Так рождаются флаксы — зерновые крекеры, энергетические батончики, одним словом — полезная и здоровая замена бутерброду и чипсам. В них не зашкаливают углеводы, нет холестерина, жиры только полезные, включая Омегу-3, и большая порция витаминов группы А, В, D и Е.
— Сахара ни грамма! — категорически восклицает Светлана Ишкова, хозяйка этого островка вкусной и здоровой пищи, мама полуторагодовалого малыша и новоиспечённый предприниматель: зарегистрировалась в сентябре 2023 года. — Ни в одном из наших продуктов нет сахара. Даже в пастиле — ни мёда, ни сахара. Только вот в батончиках сироп топинамбура, который разрешён даже диабетикам.
Польза, натуральность и сохранение естественного вкуса — это те самые «три кита», на которых Светлана строит своё дело. Началось всё с глубоко личного — у малыша появились проблемы с кожей. Тогда-то как раз и родилась идея приготовить лакомство, но такое, которое бы не содержало химии и было бы максимально здоровым. Сначала, конечно, были поиски в магазинах, на рынках… Пастилу, например, найти не проблема, но один производитель, не стесняясь, подсыпает крахмал, другой также щедро добавляет сахар, усилитель вкуса, консервант. История знакомая всем, кто хоть раз читал то, что написано на этикетке.
В других случаях, рассказывает Светлана, всё основательно заливается мёдом, который вроде бы и полезен — хотя та ещё углеводная бомба, но забивает напрочь вкус других компонентов – будь то орехи или фрукты. Потому-то и пал выбор на дегидрацию — причём бережную.
— У меня процесс сушки идёт на 40 градусах, занимает он примерно 12 часов, — рассказывает Светлана. — Это позволяет максимально сохранить и полезные ингредиенты, и вкус. Я хочу, чтобы мои фруктовые чипсы из яблок были как яблоки, из апельсинов — как апельсины, а не как такие, которые пересушены, крошатся, и только отдалённый аромат напоминает о первоначальном вкусе оригинального продукта!
Это сейчас у Светланы два больших промышленных дегидратора с массой настроек, датчиков, постоянным контролем за процессом, а начинала она с обычного бытового «агрегата». Понятное дело, что угощала всех родных, друзей, близких, и когда накопилась критическая масса комплиментов, подумала: «Если это так хорошо, почему бы не поделиться этой вкусной пользой с другими? Почему не сделать на этом бизнес?». Идея практически со скоростью мысли преобразовалась в действия. И первым из них был поход в центр «Мой бизнес».
— По образованию я юрист, с красным дипломом, — продолжает рассказ Светлана. — Считаю, что я успешный юрист, и юриспруденция не только помогла мне, в становлении как личности, появлении каких-то амбиций, но и сейчас она мне помогает в производстве и организации бизнеса, хотя раньше я работала в найме — в группе компаний, которая занималась переработкой лома, отходов драгметаллов. И всё же как предприниматель я была абсолютным, ничего не знающим новичком.
Такие абсолютные новички, у которых из активов одна лишь идея, составляют внушительный пласт обращающихся в центр «Мой бизнес». Здесь работают, помогают, консультируют, учат, конечно же и тех, кто уже основательно стоит на ногах, но для начинающим здесь выделен особый ресурс.
— Преимущество центра «Мой бизнес» как раз в том, что мы на всех уровнях осуществления предпринимательской деятельности оказываем разный спектр услуг, — говорит Ксения Вязникова, директор центра «Мой бизнес». — Интересно и с начинающими поработать, к тому же, кто, если не мы, кто, если не центр оказания поддержки в качестве одного окна, сможет поддержать начинающего предпринимателя? Вывести его на тот уровень, который он желает, подсказать, дать ему знания, то есть мы— это не только про деньги история, а ещё и про знания. Также плотно мы работаем и с уже действующим бизнесом, у которого есть опыт, потенциал роста, который тоже может поделиться опять же с начинающими, поработать в некоторой коллаборации с ними. Плюс получить от центра «Мой бизнес» какую-то финансовую поддержку, масштабироваться до такого уровня, чтобы выйти на экспорт.
Светлана пришла в «Мой бизнес» в статусе самозанятой, и после цикла консультаций, обучения, поняла, что при все плюсах такого способа работы, есть и минусы. Самый очевидный — невозможность участвовать в больших мероприятиях типа городских, краевых ярмарок.
— Дело в том, что у граждан, которые зарегистрированы в качестве самозанятых, нет возможности получить декларацию соответствия, — поясняет Светлана. — А это та самая разрешительная документация, которая позволяет продукции выйти на, на уровень продажи через магазины, через сети и так далее. И вот я осенью зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, и получила эти документы в феврале. Так что у меня сейчас путь свободен!
Помимо знаний — но тут уже во многом заслуга и самой Светланы — получилось с подачи центра «Мой бизнес» разжиться стартовым капиталом в 500 тыс. рублей. Именно такого размера грант выиграла начинающая бизнесвумен в конкурсе молодых предпринимателей. Собственно, на эти деньги и был арендован цех, приобретено оборудование.
Помогли в Светлане в центре «Мой бизнес» и с требованиями Роспотребнадзора справиться — как никак пищевое производство, это не шиномонтаж! И даже с поиском названия для бренда и его регистрацией плечо подставили.
— Мой бренд называется «Loxia», и вот как всё было, — рассказывает Светлана. — Сначала я хотела название «Juicy snack», но пришла на очередную консультацию в центр «Мой бизнес», и мы проверили по открытым базам Роспатента: это название оказалось занято. Сейчас в России зарегистрировано порядка 900000 товарных знаков, и очень сложно придумать что-то новое. Мы стали думать, как же будет называться наш бренд и случился виток в сторону Хабаровского края, в сторону нашего колорита: мы стали изучать наших местных птичек, зверушек. И как раз-таки «Loxia» — это по латыни клёст. У нас есть такая птичка клёст-еловик, которая водится на Дальнем Востоке, и вот она стала основой нашего бренда.
Опять же в центре «Мой бизнес» Светлане посоветовали присмотреться к местному сырью, которое может стать основой, или ингредиентом для конечного продукта. В результате родился грантовый проект «Снэки со вкусом Хабаровского края» — энергетические батончики в составе которых и местная актинидия, и кедровый орех, и даже ламинария с побережья Охотского моря. Кстати, дизайн упаковки, рисунки для неё создала хабаровская художница Анна Плахотник.
Резонный вопрос: что дальше? О чём голова болит у молодой мамы и предпринимателя? Конечно же о продажах.
— Я очень надеюсь, что в ближайшее время мои фрипсы, пастила и флаксы появятся в магазинах, — делится Светлана. — Мне очень хочется, чтобы мой товар появился в наших каких-то аутентичных магазинах, которые тоже придерживаются философии пользы, продвижения бренда Хабаровского края. И конечно же будет доставка — буквально со дня на день заработает сайт, на котором можно будет выбрать и заказать доставку. В идеале, конечно, хотелось бы выйти на торговые сети, где я смогу реализовывать продукт, затрачивая минимальное количество времени на контакт с клиентом.
«А как же семья?!» — воскликнет дотошный читатель. Удивительно, но Светлане удаётся быть успешной и здесь, сохранять баланс между бизнес-производственными процессами и семейным уютом. Главное, считает наша героиня — правильно всё спланировать и распределить время.
— У меня получается держать этот баланс, быть мамой ребёнка, которому год и восемь месяцев, быть женой, которая любит, накормит, погладит, и быть предпринимателем! — уверенно заявляет Светлана. — При этом мне кажется, что я забочусь не только о своей семье, но и забочусь о людях, которые заботятся о своём здоровье посредством своего продукта.
Конечно же я не пропадаю на работе. Есть и выходные, и свободное время, более того, у нас есть семейные традиции — семейный ужин. Мы с родителями встречаемся, садимся за стол, обсуждаем, как прошла наша неделя. Делимся, выезжаем куда-то на природу.
Муж очень помогает. Мне даже кажется, что больше меня переживает за дело, потому что он понимает, что я девочка, что где-то я слишком эмоциональна и что это непростой труд, даже очень тяжёлый временами — в буквальном смысле. Вы сейчас видите уже готовую продукцию, и она весит немного, а за ней стоит и доставка, и подъём тяжёлых коробок. Я же покупаю фрукты оптовыми партиями по 20, 40, 50 килограммов. Вот ты купил, а муж на работе. Надо же как-то занести, входишь партиями, носишь…
На килограммы уже идёт и вес выпускаемой продукции — а ведь она «худееет» по сравнению с сырьём в десятки раз. Пока ежедневный выпуск составляет 20 килограммов. Про наращивание объемов Светлана говорит с осторожностью, надо наладить сбыт. Не хочет, чтобы залеживались полезные перекусы. Хотя у них и долгий срок хранения — 12 месяцев, но чем меньше полежало, тем больше пользы. А это главная философия Светланы Ишковой.
Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.
Технологии холода
Дальневосточные минтай, сельдь, лемонема поступят на столы жителей столичного региона из мультитемпературного холодильного терминала, который возвела в Богородском городском округе «РРК Логистик» (входит в группу компаний «ТИГР»). Комплекс с собственной транспортной инфраструктурой, рассчитанный на 15 тыс. тонн единовременного хранения, стал первым для группы компаний логистическим хабом за пределами ДФО.
«Логистическо-складской комплекс предназначен для приемки, хранения, комплектации и отгрузки замороженных рыбных продуктов. Ожидаемые инвестиции для завершения всего проекта составят приблизительно 1,7 млрд рублей, а количество рабочих мест превысит 100», — подчеркнул заместитель председателя правительства Московской области — министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Владислав Мурашов.
Реализация проекта заняла два года. В производство уже вложено 1,2 млрд рублей. Три морозильные камеры нового комплекса оборудованы системами стеллажного хранения на пять ярусов с инновационной системой загрузки-выгрузки «Шаттл» и поддерживают температуру до -25 градусов. Среднетемпературная камера предназначена для грузов, которым требуется охлаждение до -5 градусов.
Все технические решения направлены на поддержание непрерывной холодильной цепи — терминал создан как часть единого мультимодального сервиса транспортировки грузов с Дальнего Востока. Уровень технологий, как отметил в ходе церемонии открытия комплекса президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин, «позволяет достаточно успешно конкурировать не только с самыми лучшими холодильными системами нашей страны, но и всего мира».
Новая логистика
О необходимости создать в России замкнутую холодильную цепь доставки рыбопродукции говорилось не одно десятилетие. В 2022 году был даже создан проект Федерального закона об НХЦ. Но задача была непроста: требовалось не только использовать несколько видов транспорта, но и поддерживать нужную температуру груза на всех этапах пути. Решение сумела найти группа компаний «ТИГР».
ГК «ТИГР» дала старт новым логистическим возможностям, новым транспортным схемам, новой географии поставок с Дальнего Востока по всей России
Впервые в стране она в качестве единого оператора объединила все звенья цепи: рефрижераторный флот, портовые мощности, холодильные склады с собственными железнодорожными путями и поездами, а также парк контейнеровозов, обеспечивающих поставки до двери конечного получателя. Для реализации финишного этапа даже разработан отдельный проект под названием «Последняя миля».
При этом поставки рыбы из зон вылова в Охотском и Беринговом морях организованы не только на восток и запад России (Владивосток, Москва, Московская область), но и в порты Китая (Далянь и Циндао) и Африки. Причем в единое логистическое время и по единому тарифу. Он включает в себя все затраты на всем пути груза: и логистику, и хранение, и оформление документов. Так рыба придет на прилавки с минимальной стоимостью.
«Это окончание большой, длинной цепочки, которую мы долгие годы выстраивали для того, чтобы конкурировать не просто в нашей стране, но и на мировых рынках, — заявил Сергей Дарькин. — Очень многие про это говорили, мы впервые это сделали. Мы соединили места добычи рыбы с местами потребления. Это не просто холодильная цепочка, это, в первую очередь, продовольственная безопасность нашей страны. И мне очень приятно, что мы это смогли осуществить».
Восток-запад-восток
Холодильный кластер ГК «ТИГР» обеспечивает единовременное хранение свыше 60 тыс. тонн рыбопродукции: 33 тыс. тонн хранятся во Владморрыбпорте, 12 тыс. — в Находке, свыше 15 тыс. тонн — в Электроуглях. Благодаря возможности применения различных температурных режимов подмосковный комплекс может оказывать услуги холодного хранения любой охлажденной и замороженной продукции.
«К терминалу, где могут храниться не только рыба и морепродукты, проявляют интерес многие компании: производители заморженного хлеба, например, или мороженого, — сообщил директор «РРК Логистик» Ильдус Халиков. – Комплекс наш сейчас самый современный в России, у него усиленные стены с высокой изоляцией, качественное инновационное оборудование энергоэффективные компрессоры. И главное, мы предоставляем полный сервис интермодальных перевозок».
Для того, чтобы удешевить стоимость доставки холодильных грузов с востока на запад, ГК «ТИГР» намерен строить подобные комплексы и в других российских регионах. Следующий проект складского холодного терминала намечен к реализации в Тульской области. Предполагается также и обратная загрузка контейнеров: из центральной части России на Дальний Восток поедет другая продукция.
«Кроме того, мы планируем здесь, в Подмосковье, строить в дальнейшем завод по переработке рыбопродукции и завод по подготовке продуктов поступления в розничные сети, — раскрыл перспективы развития Сергей Дарькин. — Это будет большой проект для центральной части России. Ни в коем случае мы, конечно, не забываем про Дальний Восток — для ДФО также разработано много инновационных проектов, которые связаны с логистикой, в первую очередь с холодильной цепочкой».
Цифры
более 60 тыс. тонн грузов позволяют хранить одновременно холодильные мощности ГК «ТИГР»
более 100 млн долларов вложила ГК «ТИГР» в развитие рыбопромышленной отрасли
Дословно
Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)
«Уже четыре года мы плотно работаем со СМИ, проводим конференции и круглые столы, выступаем в рабочих группах Торгово-промышленной палаты, Государственной Думы и Совета Федерации. Чтобы понять, как эффективно внедрить НХЦ в РФ, мы изучили опыт других стран в этом направлении. Среди них Великобритания, Индии, Франция и т.д. Итогом этого исследования стало написание проекта Федерального закона о Непрерывной цепи в Российской Федерации. Сейчас продолжается активная работа по внедрению НХЦ, так как создание этой системы будет способствовать сохранению питательных свойств продуктов, улучшению их срока годности и в целом обеспечит нашей стране продовольственную безопасность».
Элементы
Транспортный флот ГК «ТИГР» способен перевозить до 500 тыс. тонн рыбопродукции ежегодно.
Перегрузочные мощности Владивостокского морского рыбного порта – ключевого звена мультимодального сервиса по доставке рыбной продукции — составляют 7,5 млн тонн грузов различных номенклатур в год. Уже на протяжении трех лет группа компаний Владморрыбпорта остается лидером по перевалке рыбопродукции в России. Контейнерный терминал Владморрыбпорта входит в пятерку крупнейших контейнерных терминалов страны, его вместимость — более 12 тыс. ТЭУ (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовых контейнеров). В этом году контейнерооборот достигнет 500 тыс. ТЭУ.
Открытая база бункеровки рыболовного флота в Находке (общая площадь свыше 34 тыс. кубометров) обеспечивает перевалку 160 тыс. тонн рыбной продукции.
В инфраструктуру ГК «ТИГР», помимо причальных сооружений и собственных холодильных складов, входят также три тыловых железнодорожных терминала: «ПИК» и «Фреш терминал» в Артеме, а также «Терминал Хлебная база» недалеко от Уссурийска (Приморский край). Они специализируются на перевалке грузов, требующих сохранения температурного режима. Площадь терминалов — 88,4 тыс. кв. метров. Они ежесуточно отправляют два ускоренных холодных контейнерных поезда со станций примыкания Угольная и Уссурийск. Основными направлениями поставок являются Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ГК «Тигр») — группа компаний, реализующая на территории ДФО высокодоходные проекты, которые способствуют привлечению инвестиций в региональную экономику. Рыбопромышленная отрасль — одна из сфер бизнес-интересов ГК «Тигр». В нее входят рыбодобывающие компании, рефрижераторный флот, два собственных порта во Владивостоке и Находке, холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, «холодная» транспортная инфраструктура железнодорожные пути, собственный парк контейнеровозов.
Какао бобы из африканского Кот-д’Ивуа́ра проделывают долгий путь, чтобы превратиться в нежный и натуральный хабаровский шоколад. Супруги Дмитрий и Ольга Меховщиковы сначала готовили лакомство для себя, потом решили – продукт пользуется спросом у друзей и знакомых – надо наладить массовое производство. Сегодня сладкий «Амурский бульвар» знают и в Москве – хабаровский шоколад недавно представили на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
— Процесс изготовления такого шоколада не быстрый, — говорит Дмитрий Меховщиков. — На одну партию уходит до 2-х суток. Сначала какао-бобы тщательно перемалывают в течение 10 часов, через 4 часа уже начинает формироваться суспензия. Потом масса коншируется еще 11 часов – перемешивается в специальном аппарате. К особой рецептуре, без химикатов и улучшителей вкуса, мы шли несколько лет. Субстанция, которая получается в итоге, напоминает по плотности свинец. Именно поэтому натуральный шоколад не выпускают большими партиями – мы его льём в формы вручную, ведь без эмульгаторов и заменителей какао-масла, которые обычно используются в массовом производстве, масса быстро кристаллизуется и забивает все патрубки машины, которые потом просто невозможно очистить. Кстати, у нас вы не встретите так называемого «горького» шоколада. Ведь его горький вкус у компаний-фабрикантов обусловлен тем, что какао-бобы довольно быстро портятся – из 10 тонн примерно треть плесневеет. Если их сортировать и выбрасывать – представляете, какой тогда будет цена за плитку? Поэтому большие производители просто пережигают бобы чуть ли не до состояния золы – вот вам и фирменная горечь.
Для хабаровского шоколада, который выпускают под брендом «Амурский бульвар», производители используют только натуральные ингредиенты: российские сливки, тростниковый сахар, настоящее какао-масло и ваниль. Многие компании используют в составе лецитины, полученные из сои или семян подсолнечника с помощью ацетона, для придания шоколаду текучести. Но Меховщиковы принципиально против химии.
— Эти добавки являются сильными аллергенами, а мы хотим, чтобы наш шоколад был не только вкусным, но и полезным, — добавляет Дмитрий. — Делаем его по классической технологии 19-го века, с применением современных технических новинок. Искренне хотим, чтобы хабаровчане гордились тем, что у нас в городе делают такой продукт, хотим продвигать свой бренд, и думаем, что конкурс «Знай наших» поможет нам в продвижении. Сейчас мы загружены примерно на треть, а можем делать порядка тонны шоколада каждый месяц.
Увеличить объемы производства с помощью конкурса отечественных брендов планирует и другой местный производитель. ООО «Цех» выпускает сыровяленые деликатесы под маркой «Амурро». Предприятие довольно молодое, но о его продукции знают уже по всему Дальнему Востоку. Началось все с того, что компания поставляла сторонние деликатесы для ресторанов, но со временем заметили, что качество продуктов стало падать, а в пандемию еще и неприлично выросла цена. Тогда возникла идея – запустить собственный цех по изготовлению сыровяленых колбас.
— Мы открылись в 2021 году, — говорит Иван Сушков, коммерческий директор компании «Цех». — Основное сырье - это свинина, закупаем ее в «РусАгро». К сожалению, у местных фермеров нет ни объемов, которые нам нужны, ни способов заготовки, ни возможности правильно разделывать мясо. В производство идет отвисевшееся 5-7 дней. Хорошее качество у бренда «Мираторг» - иногда покупаем свинину у них. Делаем немного, чуть ли не штучно, но наши холодильники стоят практически по всему Дальнему Востоку, и есть один в Москве. Производим 5 наименований колбас: классические итальянские, испанские варианты, адаптированные под Хабаровск, 5 цельномускулов – это продукция, которая вялится цельным куском: утка, брезаола, говядина, вырезка, шея сыровяленая свиная - коппа, окорок целый, который вялится от 6 месяцев до 1,5 лет - кулателло называется в Италии, и сейчас мы еще делаем панчетту - это бекон сыровяленый, который проводит в камере 3 месяца.
От идеи до реализации прошло почти 5 лет. Иван вместе с единомышленниками пересмотрел массу видео в интернете. Ориентировались на небольшие итальянские производства, где делают прошутто и хамон. В Италии, Испании и Польше заказали такое же оборудование, консультировались с российскими специалистами, которые делают сыровяленые деликатесы для себя. В России подобного днем с огнем не найти, признается Иван. Поэтому прежде чем запускать массовое производство, долго экспериментировали: в качестве тестовой камеры созревания приобрели обычный торговый холодильник, в котором отстраивали температуру, влажность, скорость обдува.
— Мы выкинули несколько килограммов мяса, прежде чем получили хороший результат, — признается Иван Сушков. — Оно просто начинало портиться, и так раз за разом. На эксперименты ушло примерно полгода. Потом, когда получилось, как нужно, мы построили на основании этого холодильника промышленную камеру созревания, ее тоже отстраивали больше года. К сожалению, в России пока нет нужных по качеству специй, стартовых культур, поэтому их покупаем за рубежом. Как и испанское красное сухое вино темпранильо, которое добавляется в колбасу. Но вот с вином проще, в дальнейшем мы можем попробовать перейти на российские аналоги. Для защиты колбасы и придания ей специфического вкуса мы используем благородную белую плесень, окунаем в нее продукцию и потом она в камере вызревает, как на сыре.
Производитель намерен расширяться до 4-5 тонн в месяц – этому может поспособствовать победа в конкурсе брендов. В ближайшее время планируют построить еще один цех – поставки колбас и других деликатесов «Амурро» расписаны на 3 месяца вперед.
К сыровяленому мясу хорошо подходит продукцию другого местного производителя. Компания «Густо фэмели» делает около 2-х десятков джемов и варенья. Лимонник на березовом соке, мармелад из пива ИПА, грушевые дольки с розмарином или лавандой – это лишь малая доля изысканных вкусов. Для предпринимателя Дарьи Лимановой джемы и варенье – это радость родом из детства.
— У нас был большой сад, и мы всегда варили варенье, — вспоминает Дарья. — У всех в семье были свои рецепты, даже у папы. Особенно нравилось мне так называемое королевское варенье – из малины, крыжовника и смородины. Но джемы и конфитюры – это же не только сладость к чаю. Они прекрасно дополняют сыры и мясную тарелку. А если к оригинальным вкусам добавить еще и крафтовую упаковку – получится интересный и полезный бренд, который не стыдно и друзьям в подарок в другой город отвезти.
Конкурс отечественных брендов «Знай наших» проходит в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», организованного по поручению Владимира Путина. Он призван поддержать местных производителей, которые могут не только заменить, но и превзойти по качеству и ассортименту импортную продукцию. Для компаний-производителей в каждом регионе разрабатывают свои меры поддержки. В Хабаровском крае готовится целая программа, куда войдет продвижение компаний на маркетплейсы, проведение обучающих лекций, семинаров и бизнес-тренингов. Предприятиям также помогут принимать участие в выставках, как на территории края, так и за его пределами. Для узнавания местных производителей все товары будут маркировать единым товарным знаком в виде тигра, в правительстве края как раз завершается его регистрация.
1000 идей со всей России отберут на федеральном уровне. 100 лучших презентуют на форуме «Сильные идеи для нового времени», который пройдет 19-20 февраля в Москве. 10 лучших позиций представят в рамках пленарного заседания президенту страны Владимиру Путину.
Ольга Маслова – основатель бренда экологичной продукции под торговой маркой «Создавая себя», дипломированный психолог и специалист по модификации образа жизни и естественному оздоровлению, мать троих детей. Состоит в ассоциации травников и терапевтов Алтая. Три года назад, закончив Университет образовательной медицины в Москве, дала жизнь новому проекту по производству продукции для активных людей, стремящихся к здоровому образу жизни и счастливому долголетию, для жителей мегаполисов, для всех, кто испытывает нехватку времени и дефицит общения с природой.
– Ольга, почему вы решили сделать акцент в вашей продукции – и пищевой, и косметической – на раскрытии потенциала диких ягод?
– Биологически активные вещества, содержащиеся в дикоросах, снижают канцерогенную нагрузку на организм. Лучшее, что мы можем сделать для организма – это дать ему возможность для естественного самовосстановления. Дикая ягода почти в 100 раз сильнее садовой. Применять в производстве ягодный порошок мы решили, изучив научную базу – публикации об исследованиях, в которых говорится о том, что при взаимодействии порошка с жидкостью максимально восстанавливается польза живой ягоды. А учитывая то, что наша ягода собрана в естественных условиях произрастания, то она сохранила в себе всю силу камчатской земли и энергию вулканов. Ягоду собирают в экологически чистых районах Камчатки, зачастую у подножия самих вулканов. Это не вытяжки, не формулы с модификацией состава, а максимальная польза. Это крутая штука, но почему-то недооцененная, однако виток к натуральному продукту будет сделан обязательно. Хочется ее сохранить и передать. Дикоросы – это тренд для ревайлдинга. Ну и, конечно, хочется представить возможности нашего края.
– Какой продукт вы можете особо выделить, что обладает самыми полезными свойствами?
– Это как дети – нельзя выделить кого-то одного. В косметической линейке у нас представлены скрабы, соли для ванн, твердое мыло, сухие шампуни и другие полезные средства для красоты и молодости. В пищевой продукции у нас – молочный шоколад с натуральной ягодной, ореховой и цветочной обсыпкой, уникальные капсульные эко-чаи, травяные сборы, витаминный бальзам, в него входят экстракт иван-чая, порошок жимолости, голубики, брусники, шикши и сироп топинамбура без сахара. Наш первенец – это жимолостный скраб, где ощутимы фракции ягоды. Очень интересный шоколад «Тыква и василек», где с одной стороны обсыпка – это как в детстве зеленая цветочная полянка. Сейчас разработали новинку – продукты косметической линейки «Камчатская тайна», где в градиент мы «закатали» наш камчатский рассвет. Получили согласие ЗАО «Малкинское» на использование «Малкинской №1» как сырьевой элемент для косметической продукции – это бессульфатный твердый шампунь. Помимо неоспоримой пользы, наши продукты очень ароматные и вкусные! Каждый продукт находит своего почитателя.
– Кофе в капсулах знаю, а что такое капсульный чай?
– Капсулу можно открыть, залить содержимое кипятком в кружке или проглотить, запив водой, как лекарство. У нас безотходный экологичный подход, мы ничего не выкидываем. Надо брать от природы ровно столько, сколько нужно. Сама технология изготовления капсульного чая такова: сухая трава измельчается, смешивается с ягодным порошком, из этого состава делается экстракт, обогащается, технологично гранулируется и закатывается в капсулу. Таким образом, попадая в организм, она начинает очень быстро отдавать все полезные свойства.
– Сырье вы используете местное, а производство тоже здесь, на Камчатке?
– Сырье 100% местное. Но на Камчатке поднять косметический или фармацевтический завод очень сложно. Навстречу пошел один местный завод, они сушат ягоду и делают ягодный порошок. Контрагентов искала по России, теперь стабильно сотрудничаю с семью российскими заводами. Я работаю совместно с врачом-фитотерапевтом, придумываю продукты сама, на заводах их прорабатывают технологи.
– Вас уже знают на камчатском рынке, на Дальнем Востоке? Есть ли планы на экспорт?
– Да, нас знают на Камчатке, тут есть точки продаж. У нас есть стенд на ВДНХ, продукцию можно купить в нашем официальном интернет-магазине и на популярных маркет-плейсах. Уже пошли зарубежные продажи. В этом году мы получили признание на премии в области красоты и здоровья «Грация» в Москве, где взяли два «золота» – наш жимолостный скраб и соль для ванн.
– Какие у вас объемы производства?
– У нас микробизнес. Маленькому начинающему предприятию большие объемы не нужны, тем более сроки годности у натуральной продукции ограничены. Сейчас за год производим примерно 6 тыс. плиток шоколада, каждого вида скраба – по 600 штук, кроме жимолостного – его около 900, по тысяче штук натурального мыла в ассортименте.
– Много ли у вас конкурентов?
– По косметике с камчатским сырьем – нет никого. Смело могу сказать, что на сегодня я одна. Есть, конечно, девочки, которые дома на кухне крема делают, но это не конкуренты – у нас разная мера ответственности. По поводу пищевой продукции – конечно, у нас делают разнообразные сладости, травяные чаи. Но каждый находит свою нишу.
– Планируете ли расширять ассортимент? Красную икру, например, использовать?
– Про икру и омегу-3 мы думали. Но там есть нюанс – бактериологическая нестабильность, в отличие от ягодного порошка. Пока не готовы решать, как с этим работать. По поводу расширения линейки: конечно, будет, но не сразу. Нужно убедиться, что все в порядке с имеющимся ассортиментом.
– Ольга, в чем философия вашего названия «Создавая себя»?
– В жизни каждой женщины, особенно мамы-предпринимателя существуют такие этапы, когда приходится начинать с нуля и… ты просто начинаешь создавать. Это про оздоровление, про здоровое долголетие, про осознанный выбор лучшего для себя. Я вижу женщин, которые поднимают и детей, и свои предприятия, сколько они работают! Ведь женский бизнес отличается от мужского в довесок наличием на плите вкусного борща, наглаженных рубашек и сделанных с детьми уроками.Склад-холодильник рассчитан на обработку 95 тысяч тонн продукции в год и одномоментно может вместить восемь тысяч тонн скоропортящегося груза. Температурный режим варьируется от +15 до -35 градусов. Но главная особенность хранилища заключается в том, что в качестве хладагента используется не устаревший и опасный аммиак или фреон, а СО2, что делает его самым «зеленым» холодильником на Дальнем Востоке.
«Использование в качестве хладагента СО2 - на сегодня это самая передовая технология по созданию холода. Установка позволяет настраивать в камерах температуру в заданном диапазоне от +15 до -35 в течение короткого времени, благодаря чему мы можем отрабатывать любой клиентский запрос», - рассказывает коммерческий директор «Дельта-Сервис» Александра Терехова. - СО2 отличается тем, что он более экономичен и экологически безопасный».
Комплекс работает, в основном, с «минусовыми» группами товаров, то есть теми продуктами, которые хранятся при отрицательной температуре. Это, в первую очередь, мясо, рыба и морепродукты. Хотя здесь могут обеспечить любые условия хранения для «нежного» продовольствия: фреш, фрукты, овощи.
Новаторские решения по созданию температурного режима нового комплекса дополняет функционал современного логистического терминала: ответственное хранение, сборка груза по заявкам, отправка в торговые точки макрорегиона.
«Новый мультитемпературный комплекс вносит значительный вклад в решение ряда важных для Дальнего Востока задач, включая повышение качества потребляемых в макрорегионе продуктов питания, рост поставок рыбы в Приморье, качественную складскую обработку продукции федеральных сетей, активно заходящих на местный рынок, а также местных производителей, наращивающих объемы в условиях сокращения импорта продукции», - сообщил генеральный директор «Дельта-Сервис» Евгений Мыльников.
Возможностями нового комплекса уже воспользовались крупные федеральные ретейлеры, осваивающие макрорегион и нуждающиеся в комплексном складском обслуживании, а также местные производители, переориентировавшие свой бизнес на внутренний рынок.
«Есть у нас и большое количество небольших по объему клиентов, у каждого из которых свои потребности и свои запросы. Мы работаем с ними индивидуально», - рассказывает Александра Терехова.
Для многих клиентов важен быстрый оборот груза, причем, вне зависимости от объема. Для этого на новом комплексе также созданы все условия: широкий дебаркадер, большое количество погрузочных окон, просторная разворотная площадка. Спектр услуг широкий - 3PL, кросс-док, приемка и отправка грузов по железной дороге.
Технический арсенал включает в себя 48 единиц складской техники, 25 единиц грузового автотранспорта с мультитемпературными установками, железнодорожный тупик на 25 вагономест со всем необходимым оснащением для обработки различных грузов. Общие вложения составили 1,1 млрд рублей.
Прогноз транспортно-логистической отрасли на ближайшие годы показывает, что спрос на подобные услуги, в особенности на Дальнем Востоке, будет только расти.
«Логистика является одной из приоритетных отраслей для Дальнего Востока. Эта сфера с разворотом экономики России на Восток нуждается в активном развитии. Вместе с тем логистика и транспорт для макрорегиона всегда были особо значимыми направлениями, в которых бизнес активно создает новые предприятия при поддержке государства. На сегодняшний день в сфере логистики и транспорта работают 464 резидента территорий опережающего развития и СПВ, они вложили в свои проекты 227,45 млрд рублей и создали 15,5 тыс. рабочих мест. Эти проекты вносят заметный вклад в продовольственную безопасность ДФО, укрепление экономических связей между регионами, повышение экономического взаимодействия с дружественными странами», - рассказал директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ Виталий Пономарев.
Между тем, складской комплекс в Артеме – не единственный, открывшийся за последнее время. Так, в августе во Владивостоке заработал холодильник, который запустил в эксплуатацию также резидент СПВ - компания «Байс Холод». Это современный промышленный холодильник на десять тыс. тонн класса «А», предназначенный для хранения продовольствия, в том числе для охлажденной и низкотемпературной рыбной продукции, поставляемой в центральные регионы России: площадь 7,5 тыс. кв. метров, 18 камер различных размеров, в каждой предусмотрены автономный температурный режим от –30 до +5 градусов.
Новый холодильный терминал емкостью шесть тысяч тонн открыли в сентябре в Находке, он также ориентирован на хранение рыбной продукции.
При этом, несмотря на открытие новых складских комплексов, потребность, к примеру, в складах класса «А» на Дальнем Востоке закрыта лишь на 10%. Есть, куда расти.
Чего добилась Якутия за последние пять лет, и с какими сложностями ей приходится сталкиваться, Ленскому клубу рассказала исполнительный директор Центра социального развития российского Севера, доктор экономических наук Вера Сморчкова.
«Якутия, как и Россия в целом, в последние пять лет демонстрирует неплохие темпы роста сельхозпроизводства. Увеличение объема внутренней валовой продукции в 1,2%, которое было продемонстрировано по итогам прошлого года кажется, конечно, небольшим. Но нужно помнить о сложных климатических условиях, в которых развивается сельское хозяйство в республике. Поэтому такой показатель считаю хорошим. Наблюдается положительная динамика по самообеспечению региона яйцом (62%), молоком (54,5%), картофелем (61,5%). Невысокие проценты сохраняются по мясу (26,6%) и овощам (35,7%). Тут есть естественные причины.
Проблема заключается в высоких тарифах на электроэнергию и логистику. Из-за этого складывается такая непростая ситуация. Построить теплицу, как и обеспечивать ее работу в климатических условиях Якутии, – очень затратное удовольствие. По моему мнению, нужно выравнивать цены для северных регионов. Раньше была единая энергосистема на всю страну. Государство обеспечивало тарифы ниже себестоимости. А снабжение продуктами северных регионов было лучше, чем в центральных. Сегодня с перестройкой в энергосистеме и ограничениями в связи с удаленностью территорий выходит, что доставка свежих овощей, фруктов для населения северных регионов становится головной болью. За решение этой проблемы надо браться на государственном уровне.
Несмотря на сложности, видно, что власти Якутии очень много внимания уделяют сельхозпроизводителям по всем направлениям. Финансирование отрасли увеличилось с 10,5 миллиардов рублей в 2018 году до 14,2 миллиардов, это рост на треть. Серьезная цифра. В регионе уделяют существенное внимание табунному коневодству. Оно стало «козырем» Якутии, хорошим имиджевым проектом. По поголовью лошадей республика находится на первом месте в стране, а оленей – на третьем. Рост по количеству лощадей составил 2,2% за 5 лет – со 178,2 до 182,2 тысяч, а оленей – на 14,8%: со 146,6 до 168,3 тысяч.
Разумеется, есть сложности, связанные с уходом молодых представителей коренных народов севера из промысла. Выделение субсидий на улучшение жилищных условий как раз направлено на то, чтобы изменить эти тенденции, чтобы люди, которые этим занимались испокон веков, и слыли лучшими оленеводами на севере, вернулись к традициям. Сейчас молодым специалистам в возрасте до 35 лет, которые 4 года проработали в оленеводстве, предоставляют миллион рублей. В планах – увеличить сумму вдвое. Конечно, жилище для молодой семьи оленевода очень многое значит. По таким мерам, мне кажется, республика вышла на лидирующие позиции. Думаю, что это реальные шаги, которые, во-первых, дают занятому в сельхозпроизводстве уверенность в будущем, а во-вторых, позволяют наращивать объемы производства.
Помогает улучшать жизнь на селе в Якутии ввод нового жилья: по программам комплексного развития территорий за 5 лет было построено почти 900 домов. Вы знаете, что у нас много ветхого жилья на Севере. Новое не строилось долгие годы. Поэтому это очень существенный вклад, актуальный для аграриев. Я думаю, что для молодых людей это будет хороший повод, чтобы остаться на земле и заниматься сельским хозяйством».