Конкурсная комиссия всероссийской премии «Экспортер года» выявила победителей в Дальневосточном федеральном округе. Ими стали организации и индивидуальные предприниматели, достигшие наибольших успехов при экспорте несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
В итоге первое место в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» среди представителей малого и среднего бизнеса заняло АО «Аметис» из Амурской области, которое экспортирует продукты глубокой переработки древесины. В этой же номинации среди крупного бизнеса лидером признано АО «У-УАЗ» из Улан-Удэ, которое экспортирует вертолеты.
Лучшим «Экспортером года в сфере машиностроения» среди МСП названо бурятское ООО «Предприятие «Аэротех», оно поставляет за рубеж запасные части для вертолетов
В номинации «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» среди МСП лучшим признано также бурятское ООО «Рог изобилия», которое поставляет на экспорт оленьи рога и консервированные панты
Среди крупного бизнеса первое место в номинации «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» досталось приморскому ООО «Пасифик Краб», предприятие экспортирует крабов.
Среди представителей МСП в номинации «Экспортер года в сфере готового продовольствия АПК (высокие переделы)» лидером признано камчатское ООО «Лунское море» - экспортер икры, морепродуктов, рыбной кулинарии, крабовых палочек, имитированной и структурированной икры.
В сфере услуг лучшим экспортером среди МСП стало ООО «Эквивалент» из Приморья, которое предоставляет международные логистические услуги.
Среди представителей МСП в области импорта в номинации «Трейдер года» на первом месте ИП Долгорова из Бурятии.
В дополнительной номинации «Новая география» среди крупного бизнеса лидирует ООО «Амурсталь», из Хабаровского края, занимающееся экспортом стальных заготовок, прокатом арматурным для армирования, изготовлением железобетонных конструкций.
В дополнительной номинации «Прорыв года» среди МСП на первом месте ООО «Сонико-Чумикан» из Хабаровского края, экспортирующее мороженую рыбу и икру.
В дополнительной номинации «Ответственный экспортер ESG» среди крупного бизнеса на лидирующей позиции АО «У-УАЗ» из Бурятии. Предприятие занимается экспортом вертолетов.
Еще одна дополнительная номинация «Ответственный экспортер ESG» выявила лидера среди МСП. Им стало ООО «СЛПК-Групп» из Приморского края, экспортирующее древесные гранулы и пиломатериалы.
В дополнительной номинации «Лучшая женщина-экспортер» среди МСП на первое место вышла Ирина Сергеевна Калинина, генеральный директор ООО «Рог Изобилия» из Бурятии. Компания экспортирует шкуры нерпы, северного оленя, палеонтологический материал.
В номинации «Лучший молодой предприниматель-экспортер» среди МСП стала Пагма Борисовна Очирова, генеральный директор ООО «Сибирский кедр» из Бурятии, предоставляющая туристические услуги.
Дополнительная номинация «Лучший экспортер в сфере электронной торговли» выявила лидера среди МСП. Им стал ИП Стаценко из Приморского края. Предприятие экспортирует предметы декора из бетона и мха.
Таким образом, лидерами в ДФО по экспортным результатам стали Бурятия, Приморский и Хабаровский края.
По словам генерального директора Российского экспортного центра Вероники Никишиной, конкурс «Экспортер года» - событие, которое объединяет экспортное сообщество и стимулирует его на дальнейшие успехи.
Сохраняются планы по развитию шельфовых проектов на Сахалине. Также «Газпром» рассчитывает добиться увеличения объемов экспорта газа в КНР, но переговоры по существенному увеличению поставок пока продвигаются медленно. Газ предполагается поставлять для нужд крупных дальневосточных промышленных проектов. Прорабатываются планы создания новых перерабатывающих мощностей.
На Дальнем Востоке в рамках сахалинских шельфовых проектов пока не решенным в полной мере остается вопрос об определении принадлежности долей ушедших инвесторов. В октябре было подписано правительственное постановление, утверждающее правила проведения оценки и продажи доли Exxon Neftegaz Limited (дочернее предприятие американской компании ExxonMobil) в размере 30% в нефтегазовом шельфовом проекте «Сахалин-1»[1] российскому юридическому лицу. Оценку доли должна осуществить компания «Б1-Консалт». Далее документация будет передана на утверждение правительству РФ.
Сделку по продаже должно обеспечить Росимущество, которому предстоит провести отбор претендующих на долю компаний. Победителем станет юрлицо, предложившее наибольшую цену. В случае поступления только одной заявки или же в случае допуска только одного юридического лица по существующим критериям, конкурентный отбор проводиться не будет, единственному участнику в данном случае перейдет доля в проекте «Сахалин-1» по начальной цене.
Напомним, что на сегодняшний день в проекте участвуют «Роснефть» через свои организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%), японский консорциум Sodeco (30%) и индийская государственная нефтяная компания ONGC Videsh (20%). Новым оператором выступает ООО «Сахалин-2», управляемый компанией «Сахалинморнефтегаз-Шельф».
Между тем «Газпром» не отказывается от планов разработки Южно-Киринского месторождения на сахалинском шельфе (проект «Сахалин-3», Киринский участок). Изначально его планировалось начать эксплуатировать в 2025 г., но время запуска несколько раз корректировалось. Проблемы в проекте возникли после того, как в 2015 г. месторождение оказалось под санкциями США, закрывшими доступ к поставщикам оборудования для организации подводной добычи.
Южно-Киринское является наиболее крупным на Сахалине месторождением по объему запасов – 814,5 млрд куб. м газа и 130 млн тонн конденсата (по категории С1+С2). Ожидается, что после его запуска добыча составит 5 млрд куб. м в год. «Газпром» рассчитывал экспортировать газ в КНР, но в сентябре в компании сообщили о планах направить газ на сжижение в рамках СПГ-проекта «Сахалин-2». Тем временем энергоснабжение Киринского и Южно-Киринского газоконденсатных месторождений может быть организовано с помощью плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) мощностью до 116 МВт. Такую возможность «Газпром» обсуждает с ГК «Росатом». Стоимость строительства одного блока может составить 45-50 млрд рублей. Проект включен в схему и программу развития электроэнергетики Сахалинской области на 2023-27 гг.
«Газпром» пытается решить вопрос об увеличения экспорта газа в КНР. В октябре компания подписала дополнительное соглашение к договору купли-продажи газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири»[2]. Известно, что до конца текущего года китайская CNPC должна получить дополнительный объем газа к оговоренным ранее 22 млрд куб. м. Тем не менее точные объемы дополнительных поставок стороны не раскрыли. В 2022 г. по «Силе Сибири» в КНР было поставлено 15,5 млрд куб. м газа, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2021 г. Напомним, что проектная мощность «Силы Сибири» составляет 38 млрд куб. м в год.
Также на полях Петербургского международного газового форума «Газпром» подписал соглашение с Китайской государственной нефтегазовой корпорацией (CNPC) и Китайской национальной трубопроводной корпорацией (PipeChina) о проектировании и строительстве трансграничного газопровода через Уссури в районе приморского города Дальнереченск и китайского города Хулинь – для поставок по так называемому «Дальневосточному» маршруту (10 млрд куб. м в год). Поставки по данному маршруту «Газпром» рассчитывает начать не позднее 2027 г. При этом «Газпрому» так и не удалось достигнуть договоренности по вопросу строительства крупного экспортного газопровода «Сила Сибири-2» (газопровод мощностью 50 млрд куб. м в год планируется построить через территорию Монголии).
В Иркутской области компания «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ, «Роснефть») в октябре приступила к разработке Преображенского горизонта на Верхнечонском нефтегазоконденсатном месторождении[3] (Катангский район). За счет бурения и реконструкции более чем 200 скважин компания увеличила потенциал добычи на 4 млн тонн нефти[4]. Начальные извлекаемые запасы Преображенского горизонта превышают 28 млн т нефти. К настоящему времени в эксплуатацию введено 10 скважин, их дебит в среднем составляет 49 т нефти в сутки.
Реализуются проекты по обеспечению газом отдельных промышленных объектов на Дальнем Востоке. В октябре Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на строительство газопровода-отвода к Накынскому рудному полю Мирнинско-Нюрбинского горно-обогатительного комбината ПАО АК «АЛРОСА» в Якутии (Мирнинский район).
Протяженность газопровода-отвода составит 160 км. Газ будет поставляться до производственной площадки Накынского рудного поля со Среднетюнгского газоконденсатного месторождения. Срок эксплуатации объекта составляет 20 лет. На территории Мирнинско-Нюрбинского ГОКа должна быть запущена газовая установка по выработке электроэнергии. Ввод газопровода в эксплуатацию намечен на 2025 г.
В сфере создания перерабатывающих мощностей «Росатом» в 2026 г. рассчитывает запустить первую очередь завода по производству водорода в Сахалинской области (методом паровой конверсии метана) на основе сырья проектов «Газпрома» (соглашение заключено в 2021 г.). В компании готовят обоснование инвестиций. Производственная мощность первой очереди завода должна составить 30 тыс. тонн водорода, после выхода на полную мощность в 2030 г. на заводе планируется производить 100 тыс. тонн водорода в год. В 2022 г. «Росатом» сообщал о планах экспорта низкоуглеродного водорода в КНР («Росатом» заключил в прошлом году соглашения о сотрудничестве в области сбыта водорода с китайскими China Energy Group и HangZhou Oxygen Pant Group Co. Ltd.). Эксплуатантом сахалинского предприятия станет компания «Русатом Оверсиз», подписавшая на ВЭФ также соглашения о поставках продукции в Республику Корея.
Ранее в сахалинском проекте намеревалась участвовать французская компания Air Liquide. Соответствующий меморандум был подписан компанией с сахалинским правительством весной 2021 г. В сентябре 2022 г. Air Liquide объявила о прекращении деятельности в РФ.
Между тем «Газпром» в ближайшее время рассчитывает приступить к разработке обоснования инвестиций в проект по строительству на Сахалине нефтеперерабатывающего завода мощностью 4,5 млн тонн нефтепродуктов в год (в районе Поронайского морского порта, восточное побережье Сахалина). Прежде обоснование собирались подготовить к марту текущего года, после чего предполагалось принять окончательное решение о реализации проекта.
Наконец, в Иркутской области Иркутский завод полимеров, входящий в газовый проект «Иркутской нефтяной компании» (ИНК), достиг готовности в 79,9%. Инвестор рассчитывает запустить завод в Усть-Куте в декабре 2024 г. и вывести на проектную мощность в течение 2025 г. На предприятии завершены монтажные работы печей пиролиза, подано напряжение на подстанции этилена и полиэтилена, возведены контуры большинства административных и производственных зданий. Проект Иркутского завода полимеров оценивается в 250 млрд рублей (весь газовый проект ИНК – в 450 млрд рублей). Газовый проект ИНК включает освоение Ярактинского и Марковского нефтегазоконденсатных месторождений, строительство Усть-Кутского газоперерабатывающего завода и Иркутского завода полимеров.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское на северо-восточном шельфе Сахалина в акватории Охотского моря.
[2] Ресурсная база – Чаяндинское месторождение в Якутии и Ковыктинское месторождение в Иркутской области.
[3] Входит в Даниловский кластер, объединяющий Северо-Даниловское, Южно-Даниловское, Верхнеичерское и им. Лисовского месторождения. Их суммарные извлекаемые запасы нефти и газового конденсата по категориям С1+С2 составляют 320 млн тонн.
[4] По итогам 2021 г. добыча ВЧНГ составила 6,712 млн тонн нефти и 1,24 млрд куб. м газа.
Каким будет в ближайшее время глобальное взаимодействие России и Китая, как развивается «народная дипломатия», почему понадобился «зелёный коридор» для студентов, ждать ли дальнейшего упрощения (без)визового режима и можно ли самостоятельное привезти автомобиль из китайского приграничья – самая свежая информация об отношениях РФ и КНР в ответах Генерального консула КНР в Хабаровске.
– Господин Цзян Сяоян, как решения форума «Один пояс – один путь» отразятся на сотрудничестве двух стран в Дальневосточном федеральном округе России?
– Несколько дней назад в Пекине с успехом прошел третий Форум международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (ОПОП). Президент РФ В.В. Путин возглавил большую делегацию, в которую вошли представители федеральных и местных органов власти, деловых кругов, СМИ и другие, вместе с ним в Китай отправились и многие руководители Дальневосточного федерального округа. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия Форума с программной речью «Во имя открытости, толерантности, взаимосвязанности и совместного развития в мире», объявив о восьми шагах Китая в поддержку высококачественной реализации Инициативы «Один пояс – один путь», включая формирование взаимосвязанной транспорной сети, поддержку развития открытой мировой экономики, развертывание практического сотрудничества, содействие «зеленому» развитию, продвижение технологических инноваций поддержка обменов между гражданским обществом, строительство «чистой дороги» и совершенствование механизма международного сотрудничества в рамках «ОПОП». В ходе встречи Председателя Си Цзиньпин и Президента В.В. Путина на полях форума был достигнут ряд новых важных консенсусов по продвижению взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами в различных областях, что придало новый мощный импульс развитию двусторонних отношений.
Россия является важнейшим партнером стратегического взаимодействия Китая в продвижении международного сотрудничества по «ОПОП». Уже в мае 2015 года Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин подписали Совместную декларацию о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Президент В.В. Путин принял участие в всех трех Форума международного сотрудничества «ОПОП», высоко оценив инициативу «Пояс и путь», считая, что она появилась в нужное время и имеет позитивные сдвиги, и российская сторона готова и дальше работать с китайской стороной над реализацией инициативы.
По данным Главного таможенного управления Китая, объем китайско-российской торговли с января по сентябрь достиг 176,4 млрд. долл., увеличившись на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и, как ожидается, превысит 200 млрд долл. за весь год, опережая график достижения цели, поставленной главами государств двух стран. Сотрудничество между двумя сторонами в энергетической, аэрокосмической, инфраструктурной, коммуникационной, цифровой экономике, трансграничной электронной коммерции, автомобилестроении и других областях продолжает расширяться и углубляться, принося огромную пользу двум странам и народам.
Китайско-российское сотрудничество по «ОПОП» также стало мощным двигателем развития взаимодействия между соответствующими регионами Китая и Дальневосточным федеральным округом России. Приняв за символ «одну трубу и два моста» (газопровод Китай-Россия, автомобильный мост Хэйхэ-Браговещенск и железнодорожный мост Тунцзян-Нижнеленинское), мы сделали значительный шаг вперед в развитии связей между Северо-Восточным Китаем и Дальневосточным федеральным округом России, обеспечив более плавный поток товаров и людей, а также более удобное взаимодействие. В этом году я принял участие в ряде китайско-российских форумов по местному сотрудничеству, бизнес-форумов, культурных и спортивных обменов и других мероприятий, проводимых Хабаровским краем, Амурской областью и Республикой Саха (Якутия), и стал свидетелем положительной динамики сотрудничества между двумя сторонами, почувствовал стремление обеих сторон к сотрудничеству. На всех уровнях – от официального до частного - полным ходом идут китайско-российские обмены и сотрудничество на местах, одновременно увеличивается их количество и качество. Слаженно работает механизм регионального сотрудничества Север-Восток Китая – Дальний Восток России, расширяются масштабы и влияние Восточного экономического форума, Харбинского ЭКСПО, Китайско-российской культурной ярмарки и т.д., увлекательно проходят спортивные мероприятия профессиональных спортсменов и молодежи. Две страны постоянно выходят на новый уровень сотрудничества на местах.
Генеральное консульство Китая в г. Хабаровске готово совместно со всеми российскими друзьями работать над реализацией важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран и сосредоточенного на «пяти звеньях» строительства «ОПОП», над дальнейшим продвижением всестороннего сотрудничества между соответствующими провинциями Китая и Дальнего Востока России в области экономики, торговли, инвестиций, гуманитарных наук и других областях, над постоянным повышением уровня связности между соседними регионами двух стран, над укреплением основы общественного мнения дружественных отношений двух стран, чтобы строительство «ОПОП» принесло больше пользы народам двух стран.
– Сейчас готовится к запуску новый механизм международной территории опережающего развития. Какие, по Вашему мнению, нужны условия, чтобы заинтересовать китайский бизнес стать резидентом такой ТОР?
– Китайские предприятия приветствуют и ждут появления нового механизма международной территории опережающего развития, который, безусловно, придаст новый импульс развитию китайско-российских экономических и торговых отношений.
Китай уже 13 лет подряд является крупнейшим торговым партнером России, и в то же время Китай является крупнейшей страной-источником зарегистрированных иностранных предприятий в территориях опережающего развития ДФО и Свободном порту Владивосток – 53 компании с общим объемом инвестиций 13,2 млрд. долларов США, в основном занятых в области лесного и сельского хозяйства, энергетики и минералов, транспорта и логистики и т.д. В целях дальнейшего развития стыковки с ТОР Дальнего Востока в августе этого года Китай и Россия совместно провели в Хабаровском крае семинар по развитию экономического и торгового сотрудничества «Китайская (Хэйлунцзянская) пилотная зона свободной торговли – Гуандун, Сянган и Аомэнь – российская ТОР Хабаровского края», подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и обменам и организовали семинар по развитию экономического и торгового сотрудничества между предприятиями двух стран. Предприятия провели активные стыковки в области новой энергетики, зерна, лесоматериалов, логистики и трансграничной электронной коммерции и достигли хороших результатов.
Я уверен, что с постоянным улучшением деловой и инвестиционной среды на Дальнем Востоке России все больше китайских предприятий будут приходить для инвестиций и ведения бизнеса. Генеральное консульство готово, как всегда, оказывать поддержку и помощь, чтобы способствовать практическому сотрудничеству между Китаем и Россией для достижения более ощутимых результатов. Интерес китайского бизнеса к участию в Международной ТОР очень высок.
– Какие российско-китайские проекты на Дальнем Востоке по вашей информации находятся в состоянии максимальной готовности к реализации?
– В 2022 году объем торговли между Китаем и Дальним Востоком России превысил 20 млрд. долл. Субъекты Российские Федерации, относящимся к консульскому округу, имеют мощную экономическую базу, разнообразную структуру экономики, полный спектр услуг, авиастроение, судостроение, выплавку черных и цветных металлов, нефтепереработку, лесозаготовку и деревообработку и другие развитые сферы. Обе стороны обладают сильной экономической взаимодополняемостью, высоким уровнем промышленного соответствия, большим потенциалом для сотрудничества. Благодаря совместным усилиям двух сторон плодотворно развивается сотрудничество в области энергетики, сельского хозяйства, полезных ископаемых и трансграничной инфраструктуры. В настоящее время успешно реализуются Амурский газовый комплекс, трансграничная канатная дорога Хэйхэ – Благовещенск и другие ключевые проекты, ведется совместная работа по подготовке совместного планирования охраны и освоения Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао), изучается возможность строительства железнодорожного моста Мохэ - Джалинда, комбинированные перевозки река-море и других трансграничных логистических коридоров, а также скорейшей реализации ряда инвестиционных проектов, таких как разведение пресноводных рыб, совместное производство сельскохозяйственной техники и других инвестиционных проектов.
Словом, Генеральное консульство будет тесно координировать свои действия с соответствующими ведомствами, играть роль связующего звена и содействовать реализации соответствующих проектов в консульском округе. Я верю, что под руководством плана сотрудничества, совместно разработанного главами государств двух стран, и на фоне активной реализации Россией стратегии «поворот на Восток» китайско-российское местное торгово-экономическое сотрудничество обязательно сделает новый шаг вперед, совершит новые прорывы и достигнет новых результатов.
– Как сейчас выглядит работа консульства? Работает ли оно с той же нагрузкой, что и до пандемии?
– Работа Генерального консульства заключается главным образом в реализации важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран по вопросам двусторонних отношений, а также в содействии дружественным обменам и взаимовыгодному сотрудничеству между двумя сторонами. Работа Генерального консульства включает в себя отслеживание и изучение состояния сотрудничества между Консульским округом и различными регионами Китая, выдвижение различных предложений по развитию сотрудничества и решению проблем в этом процессе, работу с людьми из всех слоев населения Консульского округа с целью укрепления дружбы между двумя народами, установление контактов между людьми с целью развития взаимовыгодного сотрудничества в области экономики, торговли, культуры, образования, спорта, науки и техники и т.д., и конечно, оказание всяких консульских услуг.
Возьмем, к примеру, предоставление консульских услуг по оформлению документов. После окончания пандемии наше Генконсульство работает в полную силу по выдаче виз российским друзьям, выезжающим в Китай. К настоящему времени выдано свыше 17000 виз российским гражданам из четырех субъектов Федерации, относящихся к консульскому округу, что полностью соответствует уровню, существовавшему до пандемии, и позволяет эффективно удовлетворять спрос на визы для российских друзей, выезжающих в Китай.
– В сентябре Генеральное консульство КНР в Хабаровске объявило «зеленый коридор» для студентов, которые обучаются в вузах Китая. Зачем понадобился такой режим? Каковы итоги работы в этом режиме и будет ли он возобновляться?
– Открытие «зеленого коридора» для российских студентов, выезжающих в Китай, - это новаторская инициатива нашего Генерального консульства, направленная на то, чтобы российские студенты из Консульского округа, выезжающие в Китай, своевременно получали визы к началу нового учебного года и могли своевременно учиться в Китае. За более чем месяц, прошедший с момента объявления об этой инициативе, Генконсульство без очереди выдало визы 720 российским студентам в консульском округе, которые выразили свою благодарность Генконсульству за такую инициативу и работу.
Китай и Россия являются основным местом учебы друг друга, взаимный обмен студентами – традиционный проект образовательного сотрудничества между двумя странами. В 2020 году около 14 тыс. российских студентов учились в Китае. Все больше российских студентов из четырех субъектов Федерации, относящихся к нашему консульскому округу, получают образование в Китае, что мы очень приветствуем и будем продолжать оказывать им содействие.
В будущем, когда надо, мы еще будем, конечно, такой режим возобновлять.
– Насколько активно едут граждане КНР с туристическими целями в регионы ответственности Генерального консульства Китая в г. Хабаровске? Какие регионы ДФО и чем привлекают туристов из Китая?
После возобновления работы китайско-российских пограничных переходов и особенно после возобновления безвизового режима для групповых поездок между двумя странами поток туристов продолжает расти. Во время недавней «Золотой недели» во время национального праздника Китая на Дальний Восток России приехало большое количество китайских туристов, которых можно было встретить практически в каждом ресторане. Дальний Восток находится недалеко от северо-востока Китая, имеет удобное транспортное сообщение, прекрасные природные пейзажи, многонациональную культуру и самобытную кухню, люди здесь теплые и дружелюбные, все это очень привлекает китайских туристов.
– Есть ли сложность в консульском сопровождении граждан КНР на Дальнем Востоке с учетом больших расстояний?
Дальний Восток России – очень большой регион, площадь только нашего консульского округа составляет 4,26 млн. кв. км. Дальний Восток хорошо развит в транспортном отношении, имеет удобное авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение, и мы не испытываем никаких неудобств в своей работе. Мы с коллегами часто выезжаем в Республику Саха (Якутия), Амурскую область и Еврейскую автономную область для оказания выездных консульских услуг китайским гражданам. Кроме того, благодаря современным развитым средствам связи многие проблемы можно решать путем дистанционного согласования. Следует подчеркнуть, что правительства четырёх субъектов РФ, относящихся к консульскому округу Генконсульства, дружественно относятся к Китаю, активно сотрудничают с ним, находятся в тесном контакте с нами и оказывают большую помощь в нашей работе.
– Предвидится ли упрощение безвизового режима посещений в приграничных районах? До пандемии, например, граждане России могли самостоятельно купить билет и поехать в Хэйхэ. Сейчас без посредничества туристических фирм этот сделать невозможно. В результате поездка становится дороже и это останавливает многих от поездки.
– Китай неуклонно и постоянно расширяет свою открытость для внешнего мира, приветствуя иностранных друзей, приезжающих в Китай для ведения бизнеса, инвестиций и туризма, и предоставляя им множество возможностей. Например, на всей территории Китая действует 24-часовой безвизовый транзит, а в таких городах, как Пекин, Шанхай и Шэньян – 144-часовой, в таких городах, как Харбин и Гуанчжоу – 72-часовой, а на острове Хайнань для туристов из 59 стран, включая Россию, действует 30-дневный безвизовый въезд. Кроме того, взаимное освобождение от групповых туристических виз между Китаем и Россией еще больше облегчило поездки туристов. Что касается дальнейших мер взаимного облегчения для жителей приграничных районов двух стран, то компетентные органы двух стран находятся в процессе консультаций и надеются на достижение нового консенсуса.
– Возможен ли вариант поездки, например, в Хэйхэ с целью покупки автомобиля? Можно ли будет самостоятельно за рулем этого автомобиля выехать с территории КНР в Россию? Какие документы для этого нужны, надо ли оформлять визу?
– Российские потребители все больше отдают предпочтение китайским автомобилям. Согласно статистике, в этом году китайских автомобилей в России было продано более 300 тыс. штук (по сравнению с 69 тыс. штук за аналогичный период прошлого года), а доля рынка составила более 42%. Это не может не радовать. На встречах с местными российскими друзьями я тоже часто «рекламирую» китайские автомобили и рекомендую им пересесть на китайские машины. Насколько я знаю, с обеих сторон есть ряд компаний и частных лиц, которые занимаются импортом автомобилей из Китая, как новых, так и подержанных. Вопрос о том, возможно ли потребителям напрямую отправиться в Китай, чтобы забрать свои автомобили, как Вы упомянули, требует консультаций с российской таможней и другими соответствующими органами.
– Сейчас для получения туристической визы гражданину России необходимо Письмо-приглашение, выданное организацей или физическим лицом в Китае. Как вы считаете, может ли отмена этого требования способствовать увеличению туристического потока?
Дипломатические и туристические ведомства Китая и России продолжат укреплять сотрудничество с целью предоставления более удобных услуг для людей, путешествующих между двумя странами, чтобы поездки более гладко, чтобы туристы получали более комфортные и удобные впечатления и могли лучше прочувствовать историческое и культурное наследие двух стран, а также дружеские отношения между народами.
В настоящее время оформление туристических виз в Китай может осуществляться как на основании пригласительных писем, выданных китайскими турфирмами или частными лицами, так и на основании бланков бронирования гостиниц и авиабилетов (или билетов на паром), и эти материальные требования являются общепринятой практикой в международном сообществе, включая Россию, и применялись в таком виде до эпидемии. Кроме того, требования к оформлению всех типов виз для поездок в Китай, включая туристические, опубликованы на официальном сайте нашего консульства, так что российские граждане, желающие отправиться в Китай, могут получить необходимую информацию, не выходя из дома.
За 8 месяцев товарооборот РФ и Китая увеличился почти на треть и составил $155 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 63%, достигнув $72 млрд, а российский – на 13%, до $83 млрд. У торговли соседних стран серьезные перспективы, в то же время деловому партнерству мешают административные барьеры, что отмечалось на прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме. Один из них – доступ к системе правосудия. Межправительственный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, принятый 30 лет назад, сегодня не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.
Торговля по-соседски
Страны АТР, в первую очередь КНР, играют ключевую роль во внешней торговле РФ: доля этих государств составляет более 40%, а в контейнерном обороте – 80%, сообщил президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виталий Евдокименко.
Вместе с тем меняется не только объем, но и структура товарооборота с Поднебесной. Если раньше из Китая шли в основном товары народного потребления, то сейчас оттуда импортируется много техники, сервисных решений. Причем во взаиморасчетах все чаще используется юань: две трети торговли России с КНР осуществляется в национальных валютах, говорит первый зампред правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.
Уход западных компаний стал хорошей возможностью для Китая, свидетельствует председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. В последнее время значительно вырос экспорт автомобильной продукции и автозапчастей из КНР в Россию, тогда как из РФ растут поставки сельскохозяйственной продукции, уточнил он.
«Если вспомнить, в 1950-х Советский Союз построил в Китае 156 крупных промышленных объектов. Фактически это стало основой того экономического чуда, который мы сегодня наблюдаем в КНР. И нужно отдать должное китайским товарищам: китайцы готовы воздать историческую справедливость и уже строить столь же масштабно в России значимые промышленные, инфраструктурные объекты», – считает президент АНО «Центр исследований и прогнозов развития АТР» Сергей Санакоев.
Среди перспективных направлений, по которым налаживается сотрудничество соседей, на полях ВЭФ-2023 назывались сельское хозяйство, инфраструктура, автомобилестроение, трансграничная электронная торговля (например, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти AliExpress Россия Сергей Лебедев высказал надежду по поводу организации на Дальнем Востоке полноценной бондовой зоны, отметив, что пока в РФ они работают в усеченном режиме).
Путь к упрощению
На российских территориях ведут бизнес более 8 тыс. китайских фирм, и значительно меньше представлено отечественных компаний в Китае. Такое положение дел директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов предлагает рассматривать в качестве возможности для дальнейшего развития отношений.
Между тем Россия намерена запустить новый механизм инвестиционного сотрудничества с Китаем. Нынешней осенью в Госдуму будет внесен законопроект о создании международных территорий опережающего развития. Новые ТОР призваны внести оживление в партнерство с китайскими инвесторами, в первую очередь в сфере логистики. В частности, они должны появиться на Большом Уссурийском острове, в районе мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ и в Забайкалье.
«Планируется, что эта ТОР будет многоплощадочная, – рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов. – Одна площадка будет на перекрестке всех дорог и путей. Это Чита – город с самым большим грузооборотом по железнодорожному транспорту. И будут площадки непосредственно у пунктов пропуска. Причем мы хотим, чтобы они были не только на территории России, но и заходили на китайскую территорию. Чтобы это были совместные территории, где все максимально упрощено».
«Китай для нас сейчас больше, чем стратегический партнер. 96% почтового импорта приходится на наши взаимоотношения с Китаем, и это определяет необходимость более быстрых, более эффективных логистических решений», – объясняет необходимость улучшений логистики гендиректор АО «Почта России» Михаил Волков.
Развитие транспортных связей в свою очередь будет способствовать активной реализации проектов сельском хозяйстве, фармацевтике, высоких технологиях. По словам губернатора Осипова, в создании новых производств и инфраструктуры в рамках международной ТОР в Забайкалье может быть вложено около 200 млрд руб. в ближайшие четыре-пять лет.
Представители китайских регионов готовы предложить встречные инициативы. Как отметил вице-губернатор правительства провинции Хэйлунцзян Хань Шэнцзян, в специальных районах могут появиться зоны, чтобы стимулировать развитие приграничной торговли. Речь идет, например, о Харбине и Суйфэньхэ.
Как рассудить партнеров
В целом, по оценке Сбербанка, суммарный портфель новых планируемых на территории РФ проектов с китайским капиталом составляет не менее 2 трлн руб. «В эту сумму входят проекты в самых разных отраслях – от нефтегазовой до сельского хозяйства. В основном это крупный бизнес», – пояснил Александр Ведяхин.
Как отметил Алексей Маслов, российскому и китайскому бизнесу нужно наполнять отношения большей конкретикой, повышать свои компетенции и знания в сфере законодательства, регуляторики соседнего государства, а также в области взаимных инвестиций. «Во-вторых, нам нужно укреплять финансово-банковское сотрудничество, максимально облегчать переводы средств между Россией и Китаем, сделать это прозрачным друг для друга и непрозрачным для всех остальных. И третий очень важный момент – это максимальное облегчение общения российских и китайских бизнесменов друг с другом и развитие тех проектов, которые могут стать якорными, то есть значимыми для разных регионов», – убежден директор Института стран Азии и Африки.
Один из основных барьеров сотрудничества – доступ к системе правосудия и эффективная правоприменительная практика, подчеркивает руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group, арбитр Шанхайского международного арбитражного центра Александр Зайнигабдинов.
«Между Россией и Китаем действует договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 1992 года, который на данном этапе не отражает реалии российско-китайского сотрудничества. Договор устроен так, что решения российского арбитражного суда не исполнимы в Китае, а решения китайского народного суда не исполнимы в России. Это подкрепляется статистикой правовых баз», – объяснил арбитр.
Тем не менее у бизнеса растет запрос на третейские разбирательства. Об этом говорят в Торгово-промышленной палате (ТПП), при которой действуют Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия. С 2019 года по странам АТР рассмотрено 183 иска, из них больше половины дел разбиралось с участием китайских истцов либо ответчиков, проинформировал и.о. председателя МКАС Иван Зыкин. В 67% случаев спор касался договоров поставок, еще в 20% – услуг подряда.
Компании из КНР за последние годы стали вторыми после российских по количеству дел, рассматриваемых МКАС. «У нас растет с каждым годом торговый оборот с Китаем и количество участников [ВЭД] увеличивается, – констатирует президент ТПП РФ Сергей Катырин. – В этой части наша задача – создать максимальные комфортные условия для предприятий с тем, чтобы, когда наступают спорные моменты, можно было бы достаточно легко рассмотреть, с невысокими затратами, все спорные вопросы, найти какое-то оптимальное решение с помощью наших арбитров».
В пул третейских судей МКАС входят также иностранные специалисты, кроме того, в прошлом году на взаимной основе состоялось включение авторитетных арбитров из РФ в списки Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии (CIETAC). В этом году для удобства предпринимателей из Поднебесной переведены на китайский язык правила МКАС, запущена в работу китайская версия сайта арбитражной организации.
До недавнего большинство разбирательств проходило в Москве, но с этого года дела стали рассматриваться и на Дальнем Востоке. По словам руководителя филиала ТПП – ответственного секретаря отделения МКАС во Владивостоке Натальи Присекиной, рассмотрены два иска с участием компаний из России, КНР и Гонконга.
«Споры бывают разные, в том числе по стоимости. Первый иск поступил к нам на 50 тыс. руб. Для сторон было важно обращение к арбитру, как к независимому эксперту, они не хотели портить отношения между собой, им нужно было просто выслушать экспертную позицию. Они закончили этот спор мировым соглашением и пошли дальше работать, совместно делать бизнес», – рассказала Наталья Присекина.
Новый виток противостояния обозначился между лесопромышленниками Приморского края и приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Как считают отраслевики, управление препятствует в выдаче разрешений СИТЕС на экспорт дуба и ясеня. Территориальный орган с обвинениями не согласен и чётко обозначает свою аргументированную позицию.
В качестве радикальной меры, которая одним махом разрубит гордиев узел, экспортёры предлагают исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС. Проблема была озвучена на Восточном экономическом форуме, доведена до сведения президента, но до сих пор остаётся неурегулированной.
Заявку о включении данных древесных видов в Перечень III СИТЕС, подавало министерство природы России в 2013 году. И тогда меру горячо приветствовали и экологи, и профильные ведомства.
Мощности недозагружены
Для лесной отрасли 2023-й год стал непростым, следует из доклада минлесхоза Приморья, опубликованного на сайте Законодательного Собрания края. Последние годы государство вело целенаправленную политику по увеличению объёмов переработки древесины. Через заградительные меры лесоэкспортёров стимулировали вкладываться в производственные мощности. С 2022 года экспорт круглого леса из хвойных и твердолиственных пород был прекращён.
Это принесло свои плоды. Объём инвестиций в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) региона за 2017—2022 годы составил 15,3 млрд рублей. Приморье привлекло более 60 процентов всех инвестиций, вложенных в ЛПК Дальнего Востока. Сегодня совокупные проектные мощности всех лесоперерабатывающих предприятий края составляют 4,4 млн кубических метров. Свыше 84% от общего объема заготавливаемой древесины перерабатываются в пиломатериалы, шпон, мебельный щит и экспортируются в переработанном виде.
Однако на фоне санкционного давления в 2022 году отрасль столкнулась с падением спроса на международном рынке. И в настоящее время образовался дисбаланс: в наличии производственные мощности, способные переработать 4,4 млн м3, в то время как объём заготовки составляет порядка 3,5 млн м3.
Главной проблемой стала потеря мировых рынков, поясняют предприниматели, прежде всего, снижение спроса в Китае. Раньше Китай закупал приморскую древесину, чтобы реэкспортировать её в Европу и США, сейчас приморский лес конкурирует на китайском рынке за китайского потребителя.
Как следует из данных минлесхоза Приморского края, объёмы поступлений налога на прибыль с начала 2023 года сократились почти на 200 млн рублей по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а это основной индикатор состояния отрасли.
Но если на мировую конъюнктуру повлиять сложно, то разобраться с бюрократическими барьерами на внутреннем рынке – посильная задача, считают лесопромышленники. Основная проблема, которую озвучивал полпред Юрий Трутнев на VIII Восточном экономическом форуме, которая доведена до сведения президента и признана на уровне министерства природных ресурсов Российской Федерации, связана с системой СИТЕС (сокращенное название Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Сторонами СИТЕС являются 182 страны и Европейский Союз.
«Ситуация с СИТЕС уже многократно со всеми обсуждена. Президентом дано поручение урегулировать вопрос, подписан соответствующий регламент министром природных ресурсов Александром Козловым, но правоприменительная практика фактически остаётся без изменений», - сообщил глава минлесхоза края Константин Степанов.
Выдавливают с рынков?
Исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС - такую меру отраслевое сообщество предлагает едва ли не с момента её введения. ЛесЕГАИС уже содержит всю необходимую информацию в электронном виде, подчёркивают в ПАЛЭКС («Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса»), контроль СИТЭС избыточен и лишь затрудняет работу по экспорту монгольского дуба и маньчжурского ясеня.
Заявку о включении данных древесных видов, охраняемых на территории России, в Перечень III СИТЕС, минприроды РФ направило в Секретариат конвенции в 2013 году. Тогда ещё не появилось системы электронного учёта древесины лесЕГАИС, её начали внедрять только в 2016 году, и в Приморье остро стояла проблема нелегальных рубок и незаконного лесного экспорта.
Как отмечал тогда заместитель министра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин, неограниченные лесозаготовки ценных пород древесины дуба монгольского и ясеня маньчжурского на территории Дальнего Востока вели к деградации лесов в ареале обитания амурского тигра. Плоды деревьев являются кормовой базой для птиц, грызунов, кабанов, которые, в свою очередь – пища для редких хищников, занесенных в Красную книгу РФ – амурского тигра и дальневосточного леопарда.
«Мы признательны СИТЕС за оперативное рассмотрение предложений Российской Федерации, это решение позволит нам обеспечить дополнительные меры охраны редких растений», - цитировали Гизатулина СМИ.
А вот как это событие видит «Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса», подготовившая обращение на имя руководителя председателя комитета по продовольственной политике и собственности Заксобрания Приморского края. Со слов руководителя организации Павла Корчагина, в 2013 году WWF (Всемирный фонд дикой природы) выдвинул инициативу – включить дуб монгольский и ясень маньчжурский в третье приложение СИТЕС. «WWF, деятельность которой признана нежелательной генеральной прокуратурой», - подчёркивает Корчагин (о том, что заявку поддержало минприроды, и ведомство выразило признательность СИТЕС за «оперативное рассмотрение предложений Российской Федерации», в обращении умалчивается).
Лесопромышленники считают, что всё очевидно. «На момент включения в СИТЕС российские ясень маньчжурский и дуб монгольский занимали лидирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 62% и 30% от общих объёмов потребления. На рынках АТР нашими конкурентами были страны Европы и Америки. При этом ни в Европе, ни в Америке ни один вид дуба или ясеня не включён в третье приложение СИТЕС», - рассказывает Павел Корчагин.
В результате для российских лесопромышленников сформировался устойчивый бюрократический барьер, заявляет он. Срок выдачи разрешений СИТЕС составляет 40 дней, что тормозит поставки.
А в декабре 2022 года вышла очередная версия административного регламента выдачи разрешений СИТЕС с новым требованием – заявитель должен предоставить копию акта осмотра лесосеки.
«Речь идёт об акте заключительного осмотра лесосеки. Его составляет не арендатор, а органы исполнительной власти после завершения всех лесосечных работ», - поясняет Павел Корчагин.
Как следует из обращения ПАЛЭКС, период лесосечных работ составляет от года до трёх, средний период производства изделий из дуба или ясеня – 3-6 месяцев. То есть в большинстве своём лесопромышленники не могут выполнить это требование.
Решить проблему до 31 декабря
Из-за нововведений возникли разногласия отраслевиков и приамурского межрегионального управления Росприроднадзора. Сегодня они переросли в затянувшуюся борьбу, к которой подключились органы исполнительной, законодательной власти и Юрий Трутнев. Поскольку документы лесоустройства в Приморье в принципе не предусматривают таких обозначений, как «дуб монгольский» и «ясень маньчжурский», в них указаны только «дуб» и «ясень», приамурское Управление стало направлять запросы в министерство лесного хозяйства края по отдельным заявкам с требованием уточнить, а действительно ли дуб – это «дуб монгольский», а «ясень» - «ясень маньчжурский».
Также ведомство запрашивает у лесопромышленников бумажные документы. Всё вышеперечисленное затягивает сроки поставок.
После вмешательства в ситуацию губернатора Приморского края был издан приказ о внесении изменений в административный регламент.
Корректировки содержат два основных положения: до 31 декабря копий бумажных документов не требуется, если они есть в электронной системе ЕГАИС учёта древесины.
И второе – «представление копии акта осмотра лесосеки необходимо исключительно при осуществлении осмотра лесосеки в бесснежный период при условии завершения лесосечных работ».
То есть, объясняет Павел Корчагин, если работы продолжаются или нельзя осмотреть участок из-за наличия снежного покрова, это не должно стать препятствием к выдаче разрешений СИТЕС на экспорт лесной продукции.
«Но, к сожалению, прямое указание минприроды трактуется по-своему приамурским отделом Росприроднадзора», – уверен председатель ПАЛЭКС. – Зима – основной период лесозаготовки и переработки древесины. Если до 31 декабря не решим эту проблему, то опять скатимся».
Аргументированная позиция
Однако проблема пока так и не решилась. В ходе последнего телемоста, организованного с помощью Законодательного Собрания Приморского края, контролирующий орган изложил свою аргументированную позицию. Заключается она в следующем: во-первых, управление является территориальным органом исполнительной власти, подчиняется непосредственно Росприроднадзору и вынуждено руководствоваться положениями СИТЕС.
Разрешения выдаются только на виды, включённые в третье приложение СИТЕС, а именно дуб монгольский и ясень маньчжурский. Соответственно, управление действует согласно регламенту, и нет никаких оснований его обвинять.
Во-вторых, в лесных документах Приморского края, включая таксационные описания и договоры аренды, нет обозначений «дуб монгольский» и «ясень маньчжурский», а есть «дуб» и «ясень». И если субъект пропишет видовой состав документально, никаких уточняющих запросов не потребуется. Эта позиция подтверждена следственным комитетом Хабаровского края и решением Верховного суда.
«Мы делаем запрос в субъект, который не привёл лесной план в соответствие с регламентом, чтобы подтвердить достоверность указанных сведений», - пояснили в ведомстве.
Более того, последняя проверка Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, организованная по жалобе минлесхоза Приморья, не выявила нарушений в действиях территориального органа.
Есть в распоряжении Управления и письмо ДАЛЬНИИМФ, где чётко указано, что на Дальнем Востоке произрастают четыре вида дуба и три вида ясеня.
Что касается требований предоставлять документы на бумажных носителях, то они требуются лишь в том случае, если представлены в ЕГАИС не в полном объёме либо сведения недостоверные, заявляет представитель управления. Проверки прокуратуры не выявили ни одного необоснованного отказа в выдаче разрешения на экспорт.
Не так просто исполнить и приказ Минприроды России от 15.05.2023 N 292 «Об особенностях предоставления в 2023 году разрешения на экспорт образцов (лесоматериалов - бревен, пиломатериалов и шпона) дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или) сосны корейской». В документе указано, что представление копий акта осмотра лесосеки необходимо исключительно в бесснежный период. Но бесснежный период ещё надо подтвердить.
Иными словами, проблема не урегулирована, и градус противостояния зашкаливает. На аргументы управления ПАЛЭКС выдвигает контраргументы. Почему, чтобы уточнить видовой состав, нужно направлять обращения в минлесхоз Приморья по каждой отдельной заявке экспортёров? Почему не сделать общий запрос и раз и навсегда не уточнить, что «дуб» - это «дуб монгольский», а «ясень», - «ясень маньчжурский»? Письмо ДНИИМФ в данном случае кажется ПАЛЭКС слабым аргументом, потому что, утверждают в организации, заготовка других видов дуба и ясеня фактически не ведётся на территории региона.
Экологи, к слову, в этой части не противоречат лесопромышленникам.
«В Приморье известны 4 вида дуба: монгольский, зубчатый, вутайшанский и курчавенький. Готовят только дуб монгольский. Зубчатый занесён в Красную Книгу, и это невысокие коренастые деревца, которые можно встретить в Хасанском районе, Партизанском районе, Находкинском городском округе и Лазовском заповеднике. Вутайшанский и курчавенький - единичные находки в крае», - рассказала эколог Лидия Сибирина.
Также просят отраслевики разобраться с отказами предприятиям, вынесенным, как они утверждают, на основе того, что управление требовало копии акта осмотра лесосеки, когда экспортёр не мог их предоставить. Например, в выдаче разрешения СИТЕС было отказано приморской компании «Афина».
Радикальное решение
Исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС - такую меру сегодня предлагает отраслевое сообщество. ЛесЕГАИС уже содержит всю необходимую информацию в электронном виде, подчёркивает председатель ПАЛЭКС.
«Та система государственного контроля, которая сейчас сформирована, позволяет полностью контролировать законность оборота и экспорта древесины. Наше предложение поддерживает Рослесхоз», - говорит Павел Корчагин.
Как срочную меру он также предлагает дать указание приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о недопустимости требований копий документов на бумажных носителях при наличии зарегистрированной документации в ЛесЕГАИС.
Есть и более радикальные предложения – вообще отказаться от СИТЕС. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина считает, что процедура СИТЕС не нужна, когда есть ЛесЕГАИС.
«СИТЕС полностью дублирует данные ЛесЕГАИС, которые необходимы для получения разрешения на экспорт древесины. Для чего сегодня предприниматели должны предоставлять какие-то ещё документы, нам вообще непонятно. Уже несколько лет мы говорим о том, что эту процедуру нужно убирать. Из-за неё российские экспортёры потеряли своё место на мировом рынке древесины. Это наше кардинальное предложение – изменить весь порядок процедуры выдачи разрешений на экспорт. Сейчас принимаются полумеры», - говорит Марина Шемилина.
Так или иначе, борьба продолжается, и ПАЛЭКС продолжает совместную работу с органами исполнительной и законодательной власти для урегулирования проблемы. В организации считают, что нужны безотлагательные меры, иначе лесозаготовка может оказаться под угрозой срыва.
Нужна ли СИТЕС?
И здесь возникает вопрос, действительно ли ЛесЕГАИС эффективно работает на территории России? Оценки на этот счёт расходятся, некоторые эксперты заявляют, что ЛесЕГАИС только взяла на себя роль инструмента контроля заготовки древесины, а реформы в отрасли, необходимые для её преобразования, так и не были проведены.
Между тем, в процессе разработки находится новая цифровая система лесного комплекса, предназначенная для учета достоверных, систематизированных сведений о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о древесине и сделках с ней – ФГИС ЛК. Полномасштабное внедрение запланировано на 2024 год. И если ЛесЕГАИС отслеживает лишь торговлю древесиной, то ФГИС ЛК должна будет взять на себя полный контроль над лесной отраслью.
Отметим, сегодня в лесной отрасли Приморского края заняты 10 тысяч человек, и ещё 20 тысяч – в смежных отраслях. Как следует из доклада минлесхоза, лесной комплекс и управление лесами остается прибыльным, несмотря на ухудшение ситуации на рынке. В 2022 году каждый рубль, вложенный в лесоуправление и сохранение лесов, приносил
в краевой бюджет 2,5 руб. доходов за счёт лесных платежей и налогов.
Бурный рост объемов грузоперевозок в портах Дальнего Востока, очевидно, опережает развитие транспортной инфраструктуры и ресурсов компаний, связанных с обеспечением логистики. В рамках профильной сессии на Восточном экономическом форуме представители отрасли отметили, что разворот на восток произошел очень быстро и очень неожиданно. Эксперты оценили перспективы развития традиционных и новых маршрутов, а также уделили много времени вопросам цифровизации и внедрения искусственного интеллекта.
Участники дискуссии выделили два ключевых направления развития транспортной системы в России – увеличение мощностей для перемещения и хранения грузов, а также внедрение цифровых технологий, способных максимально упростить и удешевить стоимость и время обработки отправлений. Так, Андрей Северилов, председатель совета директоров FESCO, отметил, что в 2023 году компания увеличила емкость своих контейнерных линий на Дальнем Востоке практически вдвое: «По итогам года мы отчитаемся об увеличении контейнерного парка до 160 тыс. теусов (TEU – twenty-foot equivalent – прим. ред.) нашего собственного парка; количество судов контейнеровозов в нашем флоте достигнет 36. Тем самым транспортная группа FESCO попадет в топ-30 крупнейших транспортных компаний мира».
Увеличение транспортных мощностей отметил и Дмитрий Паньков, генеральный директор УК «Дело». Контейнерный парк компании за два года увеличился в два с половиной раза – до 234 тыс. двадцатифутовых контейнеров. Кроме того, УК «Дело» ускорила развитие терминальной сети в крупных индустриальных центрах – завершена реконструкция терминала на станции Забайкальск. «Это крупнейший сухопутный терминал, обеспечивающий сообщение России и Китая. На него приходится 30% всего сухопутного контейнеропотока. После реконструкции мощность терминала составляет 555 тысяч TEU в год», – отметил Дмитрий Паньков.
Объективным ограничением развития грузоперевозок на Дальнем Востоке традиционно воспринимается пропускная способность железных дорог. В то же время Олег Белозёров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД», отметил, что компания ускоренными темпами выполняет инвестиционную программу – в этом году объем вложений составил почти 1,2 триллиона рублей, из которых более 250 млрд относится непосредственно к увеличению провозных возможностей на Дальнем Востоке. По словам Олега Белозёрова, результат не заставил себя ждать – объемы грузов бьют рекорды: «Исторический рекорд перевозки в целом по восточному полигону – 275 млн тонн грузов в разные стороны мы перевезли. При этом в первый раз за всю историю больший груз поехал на восток, нежели чем на запад».
Не меньшее значение участники сессии уделили и технологиям обработки грузов. Андрей Северилов, отметил, что сегодня цифровизация занимает ключевое место в стратегии развития FESCO. «За три года мы очень сильно продвинулись в создании IT-проектов. У нас есть совместные проекты создания бесшовной логистики и с железными дорогами, и с таможенными органами. Для повышения производительности компании мы создали программу – цифрового двойника порта. Суть ее заключается в том, что еще до момента подхода судна к порту, операторы в порту уже знают, когда судно подойдет, где будет размещен тот или иной контейнер. Более того, там используется технология искусственного интеллекта, для того чтобы определить наиболее корректное место в порту», – рассказал Андрей Северилов.
Руслан Давыдов, врио руководителя Федеральной таможенной службы России поделился планами о внедрении упрощенного документооборота для грузоотправителей в режиме одного окна. По словам Руслана Давыдова, уже сегодня практически все грузы отслеживаются таможней в электронном виде, поэтому уже в перспективе ближайших лет бумажное сопровождение уйдет в историю.
Говорили участники сессии и о морских перевозках. Серьезным шагом в развитии станет внедрение цифровой платформы, которую разрабатывает ГК «Росатом». Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса, отметила: «Развитие инфраструктуры невозможно без объединения всех сервисов на единой цифровой платформе. Это инструмент, который позволит перевозчикам своевременно получать информацию о ледовой обстановке, осуществлять экологический мониторинг, получать все необходимые данные для обеспечения безопасного прохождения». Революционным решением в области морских перевозок по Северному морскому пути станет создание трансарктического оператора связи. Как отметила Екатерина Ляхова, без устойчивой коммуникационной инфраструктуры все попытки реализовать цифровые сервисы на СМП и в Арктике в целом невозможны. Концепция создания такого оператора должна быть согласована в конце ноября и реализована в перспективе ближайших двух лет. В рабочую группу вошли и представители бизнес-сообщества и представители государственных регуляторов и органов.
На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.
За пять месяцев товарообмен между РФ и Китаем вырос на 40,7% к аналогичному периоду 2022 года и составил $93,8 млрд, сообщил на ПМЭФ-2023 посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Весомая доля в общем объеме торговли по-прежнему приходится на топливно-энергетический сектор. Энергетика – важнейшая компонента в торговых отношениях соседей, говорит председатель совета директоров China National Chemical Engineering Дай Хэгэнь, она открывает долгосрочные перспективы и способствует развитию таких направлений промышленности, как например, химическая.
Между тем вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко считает, что со временем нефть и газ уйдут на периферию товарооборота между странами. Поэтому уже сейчас необходимо работать над получением альтернативных источников энергии, как водород, а также осваивать высокие технологии в иных сферах экономики.
«Следующий этап, который будет явно наблюдаться – это формирование совместных производств, где не только организуется сборка, инжениринг, но и ведутся совместно разработки продуктов. При этом будем руководствоваться нашими национальными программами», – в свою очередь подчеркнул замглавы Минпромторга Алексей Груздев.
Традиционно тесная кооперация наблюдается в логистике. Как отметил председатель совета директоров группы FESCO Андрей Северилов, на фоне стагнации отношений с Южной Кореей и Японией расширяется сеть внешнеторговых маршрутов с КНР. В настоящее время морская линия China Express соединяет Владивосток уже с десятью китайскими портами: Яньтянь, Наньша, Сямынь, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Ричжао, Ксинганг, Ляньюньган и Далянь. Сервис обслуживают шесть судов общей контейнерной вместимостью 10 тыс. TEU.
Устойчивые транспортные сообщения должны выстраиваться и на сухопутных направлениях. Сейчас FESCO строит контейнерный терминал у мостового погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян (пока через мост перевозится исключительно российский уголь и железная руда). «Мы будем рады гарантировать нашим китайским партнерам, российскому бизнесу, что начиная с 2024 года у нас будет полноценно сформированный контейнерный терминал и возможность перевалки достаточно большого объема контейнерных грузов по новому маршруту, о значимости которого говорили оба лидера соседних государств», – заявил Андрей Северилов.
Особенности питания
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков призывает сконцентрироваться на двух направлениях, которые представляют серьезный потенциал для сотрудничества. Это туристические, гуманитарные и научные связи, а также обмен продовольствием, включая сельхозпродукцию.
Несмотря на то, что власти КНР жестко регулируют импорт продуктов питания, за последние 5 лет их ввоз из России значительно вырос. В настоящее время свыше 3 тыс. компаний из РФ, экспортирующих товары пищевой промышленности, зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР.
«Мы все помним, как председатель Си уезжал из Владивостока с коробкой мороженого в подарок. Как минимум приграничные производители этого вкусного продукта на Дальнем Востоке ощутили импульс. Это маленький пример, но он является символом того огромного потенциала, который может быть», – сказал глава Минвостокразвития.
Ведущую роль в экспорте продовольствия в КНР играет рыба. После пандемии активизировались прямые поставки российской рыбной продукции. В I квартале 2023 года объем отправок морепродуктов в Китай составил $553 млн, что выше соответствующего уровня 2022 года на 78%. При этом основная доля поставок приходится на сырец: 74% объема экспорта в январе-марте занял мороженый минтай, еще 8% – сельдь.
Другая важная статья продуктового экспорта – мясо птицы (курицы, индейки). Ввоз этого продукта в КНР из России был разрешен в 2019 году. В 2021 году в Китай экспортировано 119,4 тыс. т мяса курицы, в 2022-м – 126,6 тыс. т.
«60% экспорта составляет весьма специфический продукт, который в принципе не пользуется популярностью на российском рынке, а именно куриные лапы. Это является деликатесом, фактически черной икрой для всех китайцев. С одной стороны, это очень здорово, поскольку в России этот продукт не стоит ничего, где продать его проблематично, в основном он идет на переработку в корма для животных», – рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «ТД “Черкизово”» Наталья Бартновская.
С другой стороны, из-за местных кулинарных предпочтений широкого ассортимента продукции российские экспортеры птицы в Китай не поставляют (практически остальная доля экспорта курицы – части крыла). «То есть мы достигли своего пика, а другие продукты Китай практически не импортирует», – уточнила менеджер.
Уроки логистики
Вместе с тем при расширении присутствия на китайском рынке российские поставщики сталкиваются со сложностями логистики и дистрибуции. Так, себестоимость продукции для местного ритейла возрастает в разы, в том числе за счет упаковки, дополнительных логистических операций и т.п. Несмотря на неоднократные оптимизации, доставка в торговые сети Китая оказывается втрое дороже по сравнению с отгрузками сырья, говорит Наталья Бартновская.
Канал ритейла, который считается более высокодоходным, чем сырьевые продажи, становится менее прибыльным. «В ритейле выходила цена космическая, поэтому никто не покупал наш шоколад в Гуаньчжоу. Шоколадка становилась по цене как швейцарский шоколад, но российский и швейцарский шоколад по-разному воспринимается потребителями», – рассказала генеральный директор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева. Требует расширения география экспорта. Сегодня львиная доля продуктового импорта из РФ направляется морем в прибрежные провинции Китая, где расположены крупные порты. Там выстроена основная логистическая инфраструктура для приема импортных товаров. Кроме того, в приморских регионах КНР сосредоточены крупные экономические зоны, где на местных производствах может происходить дальнейшая переработка пищевого продукта.
Покупателей из других провинций не так много из-за сложных схем завоза продукции через сухопутную границу. «Мы заинтересованы, чтобы развивался экспорт железнодорожным транспортом. К сожалению, на китайской стороне санитарно-логистическая инфраструктура еще очень плохо развита, и клиенты не готовы принимать груз по сухопутным маршрутам», – сетует Наталья Бартновская.
Если бы решена была данная проблема, это стало большим подспорьем для российских экспортеров. «Это дешевле, быстрее, интересно как китайцам, так и россиянам», – заключила менеджер.