В России возобновили программу льготного автокредитования. В текущем году она продолжит действовать для особо нуждающихся групп граждан: медработников, педагогов, мобилизованных, добровольцев и военнослужащих по контракту, участвующих в СВО, а также членов их семей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Минпромторга, эти категории граждан получат базовую скидку 20% от стоимости машины на первый взнос по кредиту. Для жителей Дальнего Востока скидка составляет 25%. В программе могут участвовать автомобили отечественного производства стоимостью до двух млн рублей.
Скидка на электромобили российского производства для всех россиян составляет 25% (но не более 625 тыс. рублей). Льготный кредит на приобретение автомобиля можно оформить в следующих банках: ВТБ, Совкомбанк, РОСБАНК, Газпромбанк, Открытие и ряде других.
Банки приостановили выдачу льготных автокредитов в 2021 году.
Модератор сессии «Дальний Восток и Китай: международные территории опережающего развития – перспективы и возможности для сотрудничества» гендиректор КРДВ Николай Запрягаев отметил, что в текущих условиях создание МТОР является одним из ответов на вопросы, которые сейчас стоят у российского предпринимательства.
Законопроект по МТОР разработан, ему предстоит пройти через обсуждение и корректировки. По мнению авторов, в нем учтены все наиболее востребованные в рамках префрежимов меры поддержки. Так, практика применения особого налогового режима взята из режима, который действует на Курилах: обнулены на 20 лет налоги на прибыль, имущество, землю и транспорт, страховые взносы снижены до 7,6%, предусмотрен режим свободной таможенной зоны. Сведения о собственниках бизнеса разглашению не подлежат – будет вестись закрытый реестр резидентов. Статус единственного поставщика позволит резидентам МТОР участвовать в госзакупках в приоритетном порядке, на резидентов не будут распространяться нормативные требования о валютном регулировании и контроле.
Предусмотрена возможность привлечения иностранных работников без квот и уплаты страховых взносов, они будут приравнены к высококвалифицированной рабочей силе. Однако тут нужно будет соблюсти баланс между иностранными рабочими, дальневосточными и приехавшими из других регионов РФ. Также будет возможность ускоренной амортизации продукции, приобретенной и резидентов.
«Проекты резидентов МТОР должны реализовываться в сфере высокотехнологичных производств с объемом инвестиций не менее 500 млн рублей. Расположение площадок – оптимально на приграничных территориях. Рассматриваемые варианты – площадка Ровное на ТОР “Амурская”, примостовая зона в ЕАО, а также несколько площадок в Забайкальском крае», – уточнил Николай Запрягаев.
Зампред правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что региональное правительство видит МТОР как создание совместных предприятий в приоритетных отраслях логистики, высокотехнологичного, пищевого и сборочного производств, туризма. Он рассказал, какие площадки для создания совместной работы будут наиболее подходящими в Амурской области.
«Мы видим практическую возможность создания МТОР сразу в нескольких перспективных локациях нашего региона. Во-первых, в рамках мастер-плана города Благовещенска примостовая зона ТОР “Амурская”, а также площадка Ровное. С коллегами из КРДВ уже проработана концепция размещения индустриально-логистического парка. Во-вторых, это проект «Сухой порт Благовещенск», который реализует крупный инвестор ГК «Регион». Речь идет о ближайшей к Транссибу станции, которая свяжет международный автомобильный мост с железнодорожной инфраструктурой. На территории площадью около 300 гектаров будет построен современный терминал и индустриальный парк с возможностью размещения совместных российско-китайских производств. И третий вариант для размещения МТОР – это развитие цепочек производств на базе газохимического кластера», – уточнил Павел Пузанов.
Он также предложил начать внедрение экспериментальных режимов по повышению эффективности на пунктах пропуска через российско-китайскую границу. Среди предложений: синхронизация времени оформления в пунктах, цифровизация процессов оформления граждан и транспортных средств и введение электронных виз для иностранных граждан, возможность организации совместного контроля в пунктах пропуска.
Мэр города Хэйхэ Чжао Жунго согласился с выдвинутыми идеями и предложениями относительно перспектив российско-китайского трансграничного сотрудничества. Он отметил уникальное географическое расположение Благовещенска и Хэйхэ, разделенных Амуром. Также упомянул многолетние и многопрофильные практические коммуникации между жителями двух городов, сказав, что сложилась глубокая дружба и гармония между жителями двух приграничных городов. Напомнил, что новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества были обозначены Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в рамках подписания совместного заявления «О плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года».
«Если грамотно и эффективно использовать все эти преимущества, Благовещенск и Хэйхэ станут экономическими окнами наших стран. Совместными усилиями мы сможем реализовать идеи и проекты и занять передовые позиции на всем пространстве Евразии. Наши регионы являются своего рода платформами для развертывания сотрудничества по всем сферам. Хэйхэ и Благовещенск – лучшая площадка для реализации консенсуса двух глав государств», – добавил Чжао Жунго, назвав основные отрасли, которые интересуют китайцев в плане совместного развития: сельское хозяйство, энергетика, туризм.
Представитель китайского бизнес-сообщества – президент Корпорации «Сюань Юань» Сюэ Синфа отметил заинтересованность в приграничных территориях с Китаем в Амурской области. Он обратил внимание на юридическую составляющую при создании МТОР – каждый инвестор должен быть уверен, что его бизнес надежно защищен. Также Сюэ Синфа предложил свои услуги в создании инфраструктуры новой префтерритории.
«Мы хотим предложить свое участие в строительстве между городами Хэйхэ и Благовещенск конвейерной системы, которая после ввода в эксплуатацию позволит беспрепятственно перевозить уголь, минералы, сельскохозяйственную продукцию и другие товары широкого потребления. Это разработка нашей компании, есть уже защищенные патенты. Своеобразный воздушный переход решил бы многие вопросы в транспортной сфере», – сообщил Сюэ Синфа.
Исполнительный директор Международного аэропорта Благовещенск Александр Карпов в свою очередь предложил использовать аэропорты Благовещенска и Хэйхэ для приема пассажиров внутренних российских рейсов и бесшовного транзита.
«Расстояние между двумя аэропортами составляет около 70 км, добраться из одной воздушной гавани в другую можно за час-полтора. Этот вариант будет способствовать привлечению большего потока туристов. Кроме того, увязка аэропортов двух городов на Амуре может стать эффективным дополнением МТОР. По сути, это проект “международного города Благовещенск-Хэйхэ”, который использует уникальное географическое положение городов», – считает Александр Карпов.
Председатель Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» Андрей Черкашин высказал предложение относительно поощрения резидентов МТОР. Помимо возможности пользоваться предоставляемыми преференциями территории, предпринимателю можно ввести «поощрение за результат».
«Например, если резидент создал больше рабочих мест, чем предполагалось или если объем налоговых поступлений вырос значительнее запланированного, если внедряются новые технологии, сокращается негативное влияние на окружающую среду… Можно продумать механизм поощрения», – предложил Андрей Черкашин.
Задачу разработать на Дальнем Востоке специальный режим, предусматривающий создание наиболее благоприятных условий для реализации совместного с дружественными странами проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов поставил президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Обсуждение предложений, поступивших на этой сессии, продолжится на Восточном экономическом форуме, который состоится 10-13 сентября 2023 года во Владивостоке.
Три года назад Бурятия и Забайальский край вошли в состав Дальнего Востока. Одновременно с этим на регионы распространились «дальневосточные» льготы для жителей и преференциальные режимы для бизнеса. Их эффективность стала темой отдельной сессии итогового в 2021-м году форума «ProДФО».
Итоги трехлетней «резиденции» в ДФО подвели не только министр экономики Бурятии Екатерина Кочетова и глава Минкульта Забайкалья Ирина Левкович - слово в прямом эфире дали и жителям новых дальневосточных территорий. Опрошенные на улицах Улан-Удэ отмечали, что за последние три года появилось много выплат, увеличилась поддержка семей, начала действовать программа «Дальневосточная ипотека». «А еще дешевые авиабилеты – раньше такого не было!» - отмечали респонденты.
Однако жители замечали, что молодежь не планирует оставаться в регионе. Многим хотелось бы больше поддержки для молодых специалистов, повышенных стипендий для студентов и выпускников.
По словам Екатерины Кочетовой, власти понимают, что для жителей нужно создавать условия. Чтобы их фокус внимания сместился не на поиски лучшей жизни.
- Мы должны создавать ценности, комфортную среду. Чтобы у жителей была возможность для дополнительного образования детей, какие-то места для собственного досуга. У нас уже есть небольшая положительная динамика – численность населения выросла на 1 300 человек за три года, а миграционный отток снизился вдвое, - начала Кочетова. – Но вообще, жители часто не различают – это из-за вступления в Дальний Восток произошло или нет. Те же выплаты – они на уровне страны установлены. А вот сады мы строим, школы – это дальневосточные вливания.
В Бурятии, кстати, финансовые поступления из федерального бюджета после получения дальневосточного статуса выросли в четыре раза – до 66 млрд рублей. Ровно столько республика получила за предыдущие 10 лет.
- На эти средства мы смогли в 2,5 раза сократить очередь в детсады, еще остается, правда, около четырех тыс. детей в очереди. Но уже к концу года готовятся к сдаче еще пять детсадов. Также вдвое сократилось число школ с обучением в несколько смен, а скоро откроется еще 15 школ. Есть и достижения в сфере допобразования – сейчас этим охвачено уже 78% детей, - доложила министр экономики. – Также работа идет в сфере здравоохранения – на развитие в этом секторе направили более шести млрд рублей. Такого финансирования республика не получала. Сейчас уже появились более 50 новых объектов, в том числе хирургический комплекс, перинатальный центр, онкодиспансер.
Рассказала Екатерина Кочетова и об инвестициях в регионе. Больше всего резидентов дальневосточных ТОР, по ее словам, привлекают сниженные страховые взносы. Льготы по налогам, безусловно, тоже. Но именно страховые взносы для предпринимателей наиболее затратны. Со вступлением в ДФО в Бурятии только за первый год инвестиции увеличились на 143% к 2018 году, а сейчас, уже третий год подряд, в экономику ежегодно вливается около 72 млрд рублей инвестиций, 70% из которых – внебюджетные источники.
Так, один из ключевых проектов в особых экономических условиях – «Байкальская гавань». В рамках проекта будет организован туркомплекс на песчаном побережье Байкала. Первый отель появится здесь уже в 2024 году, а к 2030 году – сразу три крупных гостиницы.
- Поэтому, может, жители не всегда видят положительную динамику, но у нас все заметно, статистика не обманет, - заключила Кочетова. – Так что сейчас у нас очень хороший задел, а наша задача – сохранит это и приумножить.
В Забайкалье также провели опрос среди жителей на улицах Читы. Настроения здесь оказались менее оптимистичные. «Цены выросли, глобально – ничего не поменялось, личных изменений нет», - отвечали некоторые. Но другие опрошенные также отметили дешевые субсидированные билеты, развитие и обновление городов, туристической сферы.
Подводить итоги соседи из Забайкальского края решили по линии министерства культуры. Глава ведомства Ирина Левкович расказала, что в регионе многие настроены на отъезд в более комфортные города.
- Но мы можем создавать инструменты, которые помогут удержать здесь людей, - уверена Ирина Левкович. – Только по линии культуры мы обновили инфраструктуру тех учреждений, где 50 лет ничего не делалось, все держалось на краске и известке. Мы получили за три года 1,3 млрд рублей на культуру – никогда такого не было в Забайкалье. В этом году мы отремонтировали музей! Также и инвестиции, развитие туризма – мы очень тонко работаем. Например, перспективный сейчас терпроект Даши Намдакова «Парк Тужи» когда-то тоже начинался с идеи развивать культуру. А теперь сюда приходят инвесторы.
По ее словам, всего за три года удалось отремонтировать 80 клубов и детских школ искусств, библиотеки стали современнее и удобнее.
- Мы же можем показать детям, что у нас в библиотеках тоже интересно, современно, а не только в интернете. Помимо того, что мы купили 282 тыс. экземпляров новых книг, мы подключили библиотеки к интернету, получили доступ к национальной электронной библиотеке, редким книгам. Так что наши студенты могут учиться не хуже, чем в столице, - рассказала Ирина левкович.
Помимо этого уделили внимание и селам. Где-то построены новые залы, где-то удалось наладить возможность смотреть спектакли лучших московских театров в онлайне. Это все, по словам Левкович, тоже важно – оно как бы сокращает расстояние и разрыв с остальной, Центральной Россией.
- Да, конечно, есть проблемы, - подытожила министр культуры. – Для студентов нет общежитий. Мы открыли отделение современной электронной музыки, звукорежиссуры. Но над созданием кампусов нам нужно поработать – для этого вступаем в проект «Арт-резиденции» по Дальнему Востоку. Но мы уже видим, что люди сами чаще стали участвовать в жизни региона. Это ведь тоже показатель – первый конкурс культурных инициатив мы с трудом, помню, раскачивали. Во второй – уже больше участников было, а сейчас еще больше. Видно, что люди хотят здесь жить и что-то делать. И на такие показатели эффективности я тоже предлагаю ориентироваться. Именно за ними наши перспективы.