Президент РФ Владимир Путин поручил кабмину и ЦБ оценить влияние обновленной льготной семейной ипотеки на рынок. При необходимости в программу будут внесены изменения.
Об этом сообщается на сайте Кремля. Выполнить поручение главе кабмина Михаилу Мишустину и главе Банка России Эльвире Набиуллинов необходимо до 1 декабря. Также Владимир Путин утвердил другие поручения по итогам расширенного заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам и комиссий Госсовета по направлениям социально-экономического развития РФ. Среди них: актуализировать критерии аварийности многоквартирных домов и порядок расчета компенсации за изъятие аварийного жилья; представить предложения по актуализации подходов к использованию средств фонда капремонта общего имущества в многоквартирном доме; рассмотреть вопросы включения в нацпроект «Семья» мероприятий по созданию семейных многофункциональных центров во всех муниципалитетах РФ.
С 10 июля программу «Семейную ипотеку» расширили, теперь она распространяется на семьи с детьми, где есть хотя бы один ребенок в возрасте до шести лет или ребенок с инвалидностью любого возраста. Ставка по программе составит 6%. Программа семейной ипотеки будет продлена до 2030 года.
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
Январь и февраль — особенные месяцы для всех жителей Сахалинской области, которые имеют хоть какое-то отношение к рыбалке. Именно на этот период в островном регионе приходится наважья путина. За бюджетной рыбой охотятся не только рыбопромышленники, но и любители, которые каждый день выезжают на замерзшие водоемы, чтобы пробурить заветную лунку и выудить хотя бы десяток хвостов. А финалом путины и частной ловли становится ежегодный фестиваль «Сахалинский лед», где уже команды островитян соревнуются в объемах и размерах улова. Редакция EastRussia узнала о том, как на Сахалине обстоят дела с добычей наваги в начале 2023 года.
Навага в Сахалинской области столь же любима и обожаема, как и корюшка. Традиционную для островной зимы рыбу жарят, тушат, сушат и коптят, маринуют по-корейски со специями и варят. Для любителей зимней ловли сам процесс добычи хвостов куда важнее, чем результат на обеденном столе. Сахалинцы, которые еще недавно выходили на лед ради «зубаря» (корюшки зубатки - наиболее крупного представителя корюшковых, отдельные особи могут достигать длины 40-36 см, массы 500-430 г – прим.ред.), теперь каждое утро бурят лунки на замерзшем припае, чтобы удить навагу. Именно для таких поклонников зимней рыбалки в островном регионе уже несколько лет кряду проходит фестиваль «Сахалинский лед», ставший туристическим брендом региона. На льду реки Найба в Долинском районе собираются сотни рыбаков, которые соревнуются в командах и сольно, добывая как можно больше наваги. Так выглядит «Рыбацкий биатлон» — истинно сахалинская спортивная дисциплина, где от удачного расположения лунки, правильной наживки и скорости зависит победа.
«Невероятный драйв и веселье — вот то, за чем стоит приезжать на этот фестиваль. Нигде я не встречал такой атмосферы, такого азарта в погоне за навагой, как тут, на Сахалине. Уже три года сюда приезжаю, чтобы бурить эти лунки, удить рыбу, поддерживать друзей, которые рядом со мной так же рыбачат. Участвую не ради приза, а ради этих эмоций», — поделился с EastRussia житель Владивостока Александр И.
«Сахалинский лед» — это традиция, которая дает участникам возможность сплотиться в любимом хобби, которое объединяет и нас, и наших ближайших соседей, и людей по всей стране. Я, конечно, говорю о рыбалке. Организаторам всегда радостно знакомиться с новыми командами, которые приезжают из других уголков нашей большой страны. Но не менее радостно видеть и постоянных участников нашего веселья на Найбе. Не так важно, опытный вы рыбак или же впервые берете в руки бур и удочку. Главная цель фестиваля — подарить людям радость, удовольствие и веселье. И я надеюсь, что решить эту задачу нам вновь удалось», — рассказала организатор фестиваля «Сахалинский лед» Любовь Стримжа.
Непременной частью фестиваля «Сахалинский лед» всегда становится конкурс на самую яркую команду.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Общий наградной фонд в этом году составил полмиллиона рублей, а главным трофеем стал снегоболотоход — его по итогам индивидуальной рыбалки получил житель Южно-Сахалинска Михаил Хан. Его команда «Удача» в этот раз получила медаль за первую пойманную рыбу, а сам островитянин уже становился победителем фестиваля в 2013 году.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На фоне триумфов любительского лова рыбопромышленникам региона тоже есть чем похвастать — ежегодная наважья путина показывает хорошие результаты. Залив Терпения в северо-западной части острова Сахалин — основная зона добычи этой рыбы. Предприятия, которые участвуют в путине, сгружают выловленные дары моря в порту Поронайска. Там происходит перевалка хвостов с сейнеров на открытые ледовые площадки. В январе и феврале в этой части островного региона довольно морозно — до -30 градусов, поэтому навага замораживается естественным способом за считанные мгновения. А для того, чтобы тушки промерзли равномерно, сгруженный улов перемешивают особыми граблями — из-за этого сахалинцы называют зимнюю навагу «ворошенкой».
Ворошенка - навага замороженная естественным путем
фото: Анастасия Красова / Sakh.online
После заморозки рыбу пакуют в мешки и развозят в районы, где она поступает в розничные магазины — от Охи до Южно-Сахалинска. Свежемороженая навага продается по социальной цене от 55 до 70 рублей за килограмм. Низкую стоимость удается сохранять благодаря региональному проекту «Доступная рыба». Помимо продажи, навагу отправляют и на акции бесплатной раздачи — ее безвозмездно привозят пожилым людям в том числе ветеранам, и малообеспеченным семьям.
«Благодаря поддержке правительства Сахалинской области рыбодобывающие предприятия могут отгружать рыбу по максимально доступным ценам, с минимальной надбавкой, для поставки населению. Проект “доступная рыба“ работает круглый год — в зависимости от сезона, граждане могут приобрести навагу и корюшку, мойву, селедку, лососевых, треску, камбалу. Наша задача — обеспечить людей дешевой свежей рыбой», — отметил министр по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко.
В 2023 году наважья путина на северо-западе Сахалинской области продлилась с 9 января по 7 февраля, чуть меньше календарного месяца. За это время местные рыбколхозы сумели добыть в заливе Терпения почти 4,4 тысячи тонн наваги — 98% от намеченного плана. Но ловля наваги не заканчивается: основное направление работы местных промышленников сместилось южнее. В 2023 году, по данным ученых, на Сахалине и Курилах прогнозный вылов этого вида рыбы должен составить около 16,9 тысячи тонн.
В рыбопромышленной отрасли не прекращаются дискуссии вокруг реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Второй этап предполагает изъятие в 2023 г. у действующих рыбопромышленных предприятий и дальнейшее перераспределение через аукцион оставшихся 50% квот на добычу краба, 24% квот на рыбу (минтай, палтус, сельдь), 100% квот на добычу морских гребешков, трубачей, морских ежей, трепангов и последующую реализацию данных квот через аукционы. Старые квоты были закреплены за предприятиями до 2033 г. Они предоставляют право на добычу более чем 62 тыс. тонн водных биоресурсов ежегодно.
В целях компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестиционных квот предполагается дополнительно наделить их 4% общих допустимых уловов (ОДУ) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Законопроект, вызывающий разногласия в отрасли, был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко и внесен в Госдуму правительством в конце июля текущего года. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 января 2023 г.
В июле Сахалинская областная дума направила обращение председателю Совета Федерации В.Матвиенко с просьбой поддержать предложение о доработке законопроекта по реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Депутаты указали на опасения представителей рыбопромышленной отрасли Сахалинской области в том, что реализация второго этапа программы приведет к сокращению количества рыбоперерабатывающих предприятий в регионе (в том числе градообразующих), сокращению количества рабочих мест и налоговых поступлений в областной бюджет.
В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО, руководитель – М.Козлов) наибольшую проблему видят в изъятии 100% квот на добычу гребешка и трубача, которые составляют основу промысла на Курильских островах. В АРСО настаивают на доработке законопроекта.
Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока ранее также обратился в администрацию президента РФ с предложением учесть позицию дальневосточных рыбопромышленных предприятий при рассмотрении законопроекта. В Совете предложили отложить проведение крабовых аукционов до 2035 г., исключить из инвестквот добычу моллюсков. Также отраслевые организации ДФО настаивали на рассмотрении законопроекта только после проведения Счетной палатой РФ анализа результатов реализации первого этапа программы.
В июле с открытым письмом к президенту В.Путину обращалась Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП), прося не принимать законопроект о реализации второго этапа программы инвестквот без проведения оценки результатов первого этапа. В АРПП отмечали, что решение должно быть основано на долгосрочном научном прогнозировании состояния запасов водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Также в ассоциации настаивают на безусловном исполнении государством обязательств по ранее заключенным на пятнадцатилетний период договорам о закреплении за пользователями долей квот.
Обращение в администрацию президента также направляла «Опора России» - с просьбой провести детальный анализ влияния запланированного второго этапа программы на малые и средние предприятия. Глава организации А.Калинин указывал на то, что действующие пользователи квот лишатся права на ежегодный вылов 25,8 тыс. тонн моллюсков и 58,8 тыс. тонн крабов, а в целом ресурса могут лишиться 116 предприятий, из которых 74 относятся к малому и среднему бизнесу (в том числе 17 – к градообразующим предприятиям).
Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) общие затраты бизнеса в рамках второго этапа программы оценили в 471 млрд рублей. В ВАРПЭ продолжали высказываться о необходимости отложить второй этап в текущих условиях, отмечая, что законопроект был разработан без учета влияния на отрасль санкций. Несоответствие законопроекта текущим экономическим реалиям также отмечали в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
В августе ВАРПЭ и губернатор Магаданской области С.Носов направили председателю Госдумы В.Володину письма с просьбами отложить принятие законопроекта и провести по нему широкую отраслевую дискуссию с участием представителей всех прибрежных регионов Дальнего Востока.
С.Носов подчеркнул, что магаданские власти неоднократно направляли в федеральное правительство отрицательные отзывы на законопроект. Он отметил, что очередное перераспределение части водных биоресурсов приведет к снижению сырьевой обеспеченности большинства хозяйствующих субъектов Колымы, в то время как для участия в новых аукционах и инвестпроектах у магаданских компаний зачастую отсутствуют свободные финансовые ресурсы из-за значительной закредитованности.
Власти Магаданской области заявляли о фактическом ограничении конкуренции из-за нового этапа программы, поскольку сырьевые ресурсы будут перераспределены в пользу крупных игроков. По расчетам областного правительства, на втором этапе программы уменьшение исторической части квот минтая, сельди, крабов и трубачей, закрепленных за магаданскими предприятиями, составит свыше 26% от действующих в настоящее время, в пересчете на рыночную стоимость продукции потери оцениваются в более чем 7 млрд рублей. Также из-за недозагруженности производственных мощностей на 300 единиц сократится количество рабочих мест.
Кроме того, высказывались опасения по поводу затруднений при реализации магаданскими предприятиями инвестиционных проектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. К В.Володину с просьбой об организации отраслевой дискуссии по законопроекту также обратились губернатор Хабаровского края М.Дегтярев, губернатор Камчатского края В.Солодов и губернатор Сахалинской области В.Лимаренко.
В то же время с таким мнением солидарны не все участники рынка. За скорейшую реализацию второго этапа программы выступают в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). В ассоциации полагают, что отказ от реализации программы лишит отрасль стимула к развитию перерабатывающих мощностей и обновлению флота, а тем самым будет дано преимущество основному конкуренту РФ в промысле минтая – США (в США перерабатывается порядка 85% собственного улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью). Законопроект также поддерживают в Росрыболовстве, где оценивают в 300 млрд рублей объем инвестиций в строительство порядка 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов и 10 перерабатывающих заводов.
В связи с запретом в 2022 г. на промысел камчатского краба в США (Аляска) квоты на его добычу распределяются только в РФ (27,5 тыс. тонн, или 94% мирового объема) и Норвегии (1,8 тыс. тонн). В условиях ограниченности ресурса компании готовы платить более высокую цену за квоты, учитывая также перспективу увеличения ресурса за счет миграции или роста популяции. Так, в августе ООО «Восход» Н.Кожемяко приобрело на аукционе квоту на ежегодный (до 2037 г.) вылов в Западно-Сахалинской подзоне 150 тонн краба за 1,65 млрд рублей (стартовая цена – 78,22 млн рублей, конечная цена лота превысила начальную в 21 раз).
В ВАРПЭ в целях повышения налоговой отдачи добычи краба предложили повысить ставки сборов за пользование водными биоресурсами в отношении крабов. В случае внесения таких изменений в Налоговый кодекс, суммарная годовая ставка сборов на крабов составит 13,5 млрд рублей в год. Таким образом, всего за оставшийся срок действия квотных договоров (до 2033 г.) в консолидированный бюджет РФ будет перечислено не менее 202 млрд рублей[1]. Кроме того, в ВАРПЭ предлагают возможность введения «инвестиционного налога» - законодательно закрепленного обязательства компаний, добывающих более 1 тыс. тонн краба, за период до 2033 г. построить новые суда на российских верфях (из расчета одно судно на каждую тысячу тонн краба).
Тем временем добытчики краба видят новые риски для экспорта живого камчатского краба. Сезон активной добычи данного ресурса начался в сентябре, основной экспорт осуществляется в КНР, через таможенный пункт «Краскино» в Приморском крае. При этом пропускная способность данного пункта ограничена – действуют четыре линии контроля, но инфраструктура изношена, и в связи с постоянными ремонтами стабильно работает только одна линия. В связи с этим в июле текущего года очередь на пункте пропуска достигала 110 автомобилей (примерно пять дней ожидания), с началом активного экспорта она может увеличиться до 150 грузовых автомобилей.
Дополнительную нагрузку создадут отгрузки через данный пункт продукции краболовов из Северного бассейна, столкнувшихся с проблемой сбыта после запрета поставок морепродуктов в США и страны ЕС в рамках санкций. В ФТС заявляют, что в настоящее время через пункт пропуска «Краскино» в среднем оформляется свыше 80 грузовых транспортных средств в оба направления.
Живой краб главным образом пользуется спросом в КНР. «Краскино» является для данной продукции приоритетным пунктом пропуска, поскольку он расположен вблизи приморских портов, после поставки через которые на китайской стороне продукция может в максимально короткие сроки быть доставлена в приемные пункты со свежей морской водой.
Каждый день простоя влечет снижение товарной ценности продукта, оно может достигать 50% (в зависимости от вида крабов и температурных условий). В 2021 г. через «Краскино» было перевезено 13,6 тыс. тонн живого краба (общий экспорт живых и мороженых крабов из РФ за год оценивался в 75 тыс. тонн). После закрытия рынков США и ЕС сопоставимыми по объемам потребления и платежеспособности покупателями краба остаются Китай, Япония и Республика Корея. На рынке к тому же может возникнуть конкуренция из-за планов по поставке крабов из Северного бассейна.
При этом экспорт живого краба морским путем стал почти невозможным после введения Китаем ограничений, связанных с COVID-19. Кроме того, для осуществления таких поставок необходимо отвлекать суда от промысла на срок до 10-12 дней. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) полагают, что складывающаяся ситуация ведет к снижению прибыли участников рынка.
Президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков предполагает, что решению проблемы может способствовать строительство нового пограничного перехода, рассчитанного на потенциальный рост грузопотока. Ранее крупные краболовные компании выражали готовность взять на себя строительство дополнительной инфраструктуры в рамках перехода и построить отдельную полосу для скоропортящейся продукции с применением механизма государственно-частного партнерства. Однако идея не встретила поддержки правительства.
Неудачная путина
В Камчатском крае 20 сентября завершилась лососевая путина. В текущем году было выловлено порядка 133 тыс. тонн лососей, что составляет только 67% от первоначального прогноза. Путина в регионе оказалась самой неудачной за последние десять лет. Высокие показатели вылова были зафиксированы только на восточном побережье полуострова - в Камчатском заливе и реке Камчатке, где подходы нерки превысили ожидаемые в два раза. Общий вылов лососей на этих участках превысил 61 тыс. тонн. На западе Камчатки улов составил 67,5 тыс. тонн, что на 86 тыс. тонн ниже показателей предыдущего (четного) года. При этом по объемам вылова тихоокеанских лососей Камчатка традиционно является лидером среди регионов.
Следует отметить, что в июле президентом был подписан законопроект об ограничении вывоза авиатранспортом немаркированной лососевой икры из Камчатского края, что предпринято с целью сокращения незаконного оборота водных биоресурсов и браконьерской деятельности на реках полуострова. Норма начнет действовать с 1 ноября текущего года и предусматривает запрет на перемещение гражданами с территории края более 10 кг икры непромышленного изготовления (без заводской упаковки, содержащей маркировку и данные об изготовителе, импортере) в личном багаже и в ручной клади. До конца текущего года также может быть введена цифровая маркировка[2] лососевой икры и осетровых рыб.
Более удачными оказались результаты путины на Сахалине. В регионе уловы лосося выросли на 70% по отношению к 2020 г. Было выловлено около 73 тыс. тонн красной рыбы. По состоянию на 13 сентября текущего года вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 247 тыс. тонн. Положительная динамика добычи зафиксирована в Магаданской области, где добыто 4,42 тыс. тонн (рост на 90% к уровню аналогичного периода 2020 г.). Рост на 8% зафиксирован в Хабаровском крае – до 32 тыс. тонн, и в Чукотском АО (на 80%, до 3,4 тыс. тонн). 703 тонны лососевых добыто в Приморском крае.
Между тем предполагается создание новых рыбоперерабатывающих производств и модернизация предприятий. Летом текущего года АФК «Система» приобрела 75% долей в капитале ООО «Кристалл Фиш» и 10% долей в ООО «Хангар», специализирующихся на добыче и переработке красной рыбы (покупателем выступила структура АФК «Система» - ООО УК «Камчатка проект»[3]). В компании намерены сформировать в Камчатском крае крупный рыбопромышленный холдинг.
Обе компании расположены на западном побережье Камчатки, вблизи активов ООО «Заря», приобретенного «Системой» в 2021 г. Рыбопромышленной холдинг «Восход» с собственной добычей, переработкой, хранением и трейдингом должен быть создан на базе трех данных предприятий. Общий объем вылова оценивается в 27-35 тыс. тонн в год. В настоящее время в пользовании у компании «Кристалл Фиш» находятся четыре рыболовных участка, а также ей принадлежат четыре промысловых судна. Компании «Хангар» принадлежат четыре рыболовных участка, пять судов, новый перерабатывающий завод мощностью 180 тонн в сутки (запуск намечен на текущий год). Следует отметить, что «Система» рассчитывает нарастить долю в «Хангаре» выше контрольной.
В компании «Заря» «Системе» принадлежит 90% (были приобретены за 6,2 млрд рублей). «Заря» специализируется на вылове красной рыбы – объем вылова составляет свыше 20 тыс. тонн в год. При этом на рынке лососевых «Заря» занимает порядка 10% на Камчатке и 5% - в РФ. В 2021 г. выручка компании составила 4,43 млрд рублей, а чистая прибыль – 1,92 млрд рублей. В ООО «Хангар» в прошлом году выручка составила 348,45 млн рублей, чистая прибыль – 60,05 млн рублей. Наконец, компания «Кристалл Фиш» получила выручку за 2021 г. в 591,79 млн рублей, чистая прибыль составила 341,28 млн рублей.
Новый рыбоперерабатывающий завод «Командор» был открыт в поселке Октябрьский Камчатского края. Объем инвестиций в создание производства составил 1,9 млрд рублей. Завод является дочерним предприятием «Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина» и был построен в рамках программы инвестиционных квот. Мощность нового предприятия составляет 223 тонны продукции из минтая, 40 тонн рыбной муки и 30 тонн рыбьего жира.
Кроме того, компания «Корякморепродукт» в рамках ТОР «Камчатка» намерена модернизировать существующий рыбоперерабатывающий завод вблизи устья реки Хайлюля в районе села Ивашки (Карагинский район). Объем инвестиций в проект составляет порядка 190 млн рублей. Мощности предприятия должны быть увеличены на 120 тонн в сутки, благодаря новому оборудованию будет производиться глубокая переработка нерки, кеты и горбуши. Проект планируется реализовать к 1 июля 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По действующим ставкам сборы составляют только 458,6 млн рублей в год или 6,9 млрд рублей за 15 лет.
[2] Национальная система цифровой маркировки была введена в РФ с 2019 г. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
[3] Сумма сделки не раскрывается (доли были приобретены у физических лиц).
Темпы развития жилищного строительства на Дальнем Востоке продолжают опережать общероссийские. При этом спрос активно поддерживает льготная ипотека. В то же время площадь введенного жилья на одного жителя ДФО пока остается ниже, чем в среднем по стране, сохраняя потенциал для дальнейшего роста. Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал».
Городам и людям
По данным Минвостокразвития, в 2023 году Дальний Восток вдвое опередил среднероссийские показатели по темпам увеличения строительства (+19% против +8% в среднем по РФ) и втрое — по вводу жилья (+26% против +8% в РФ). Объем введенной жилплощади, достигший 4,5 млн кв. м, явился максимальным за последние 30 лет. Тем не менее потенциал роста еще не исчерпан: площадь введенного жилья на одного жителя в ДФО составила 0,57 кв. м, тогда как в среднем по стране — 0,75 кв. м.
Положительная динамика жилищного строительства за период с 2021 года наблюдается по девяти субъектам Дальневосточного федерального округа. Наиболее крупные рынки первичного жилья по многоквартирной застройке сложились в Приморье (по итогам 2023 года введено в строй 495 тыс. кв. м) и Хабаровском крае (342 тыс. кв. м), отмечает директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. Для сравнения, с двукратным отставанием от них идут Якутия и Бурятия, где построено 172 тыс. и 161 тыс. кв. м.
Самая доступная из ипотек
Ведущим фактором, влияющим на объемы застройки, является льготная ипотека. В 2023 году жителями ДФО оформлено 128,5 тыс. различных ипотечных соглашений на 540,5 млрд руб. Во всех регионах федерального округа наблюдалось увеличение выданных кредитов (средняя сумма — 4,2 млн руб.), причем взрывной рост произошел в Бурятии и Забайкальском крае.
Как сообщили в ФАНУ «Востокгосплан», средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным дальневосточникам, на конец 2023 года составила 6,35%, что на 1,56 п.п. ниже, чем в среднем по России. Безусловно, определенную роль здесь сыграла программа «Дальневосточная ипотека», предусматривающая процентную ставку не выше 2%. Наиболее активно ей пользуются жители Приморья, Якутии и Хабаровского края.
В прошлом году из всех ипотечных кредитов, выданных в ДФО, почти треть была оформлена по «Дальневосточной ипотеке». По сравнению с предыдущим годом число семей, которые благодаря ей оформили сделку, увеличилось на 38%, до 34,6 тыс. Объем кредитования вырос на 46%, до 166,8 млрд руб.
Всего же в рамках «Дальневосточной ипотеки», начиная с декабря 2019 года, построено или приобретено более 110 тыс. квартир. Размер выданных кредитов суммарно превысил 0,5 трлн руб.
Вместе с тем подавляющая часть жилплощади сегодня вводится в административных центрах. По сути, они формируют макрорегиональный рынок жилья. Например, доля Владивостока в продажах своего региона оценивается в 80%, Благовещенска — 74%, Южно-Сахалинска — 84%. В столицах других субъектов ДФО этот процент еще выше – более 90%, информирует Станислав Таратунин.
Не квартирой единой
Ситуацию возможно несколько изменит реализация мастер-планов дальневосточных городов, социально-экономическое развитие которых не мыслимо без возведения нового жилья. Напомним, из 25 муниципальных образований ДФО, разработавших стратегии пространственного планирования, больше половины не являются столичными городами.
К тому же в основе каждого мастер-плана — вопросы улучшения городской инфраструктуры, что должно стимулировать активность застройщиков. «Основной проблемой для дальнейшего ввода жилых микрорайонов является дефицит мощности объектов коммунальной инфраструктуры и магистральных сетей для технического присоединения жилых микрорайонов», — подчеркивает зампред правительства Амурской области Павел Матюхин.
Сам жилищный вопрос не теряет актуальности для населения. По данным Минвостокразвития, в числе основных тем, которые волнуют людей, более трети опрошенных (36%) назвали доступность и состояние жилья. В 2023 году, информирует «Востокгосплан», доход только 43% домохозяйств макрорегиона позволял приобрести квартиру на первичном или вторичном рынке с использованием собственных и заемных средств. Уровень доступности жилья на Дальнем Востоке сохранился на уровне 2022 года.
Вместе с тем стоимость 1 кв. м жилплощади на первичном рынке остается одной из самых высоких по стране. Причем темпы роста денежных доходов дальневосточников отстают от темпов роста цен на недвижимость. Сократить этот разрыв как раз и должно повышение общего экономического уровня, влияющего на увеличение реального достатка населения, на что, в том числе, направлена стратегия пространственного развития.
«Мастер-план — это наглядный документ для людей, в котором они могут понимать, как город будет выглядеть, какие отрасли в нем будут развиваться. Потому что в конечном итоге люди выбирают для жизни тот город, в котором они видят свое будущее и своих потомков», — справедливо указывает управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин.
Районы, кварталы Дальнего Востока
Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал», в рамках которой предполагается построить жилья примерно для 65 тыс. человек. Ожидается, что за счет предоставляемого застройщикам набора льгот и преференций будет сдерживаться рост себестоимости вводимой жилплощади, которая только за прошлый год выросла на Дальнем Востоке почти на 30%.
К настоящему времени в рамках программы «Дальневосточный квартал» проведены конкурсы и отобраны победители среди застройщиков по семи городам. Речь идет о Благовещенске (за время действия контракта предполагается ввести 334 тыс. кв. м жилплощади), Петропавловске-Камчатском (125 тыс. кв. м), Чите (238 тыс. кв. м), Биробиджане (176 тыс. кв. м), Хабаровске (312 тыс. кв. м), Улан-Удэ (216 тыс. кв. м) и Корсакове (на первом этапе — 50 тыс. кв. м).
Последний на первый взгляд выбивается из «столичного» списка. Тем не менее Корсаков тяготеет к Южно-Сахалинской агломерации, а кроме того, как ожидается, он станет точкой экономического роста в южной части Сахалина, где построят глубоководный морской порт, будет сконцентрирована переработка морепродуктов с крупным центром дистрибуции рыбной продукции. Модернизация портовой зоны и строительство жилья в городе должны идти параллельно, считает сахалинский губернатор Валерий Лимаренко.
Реализация новой жилищной программы с совокупным объемом строительства 1,8 млн кв. м жилья ориентировочно рассчитана до 2034-2036 годов. Взамен точечной застройки под «Дальневосточный квартал» отводятся обширные участки земли, которые, помимо многоэтажек, будут последовательно застраиваться социальными объектами.
Население сможет приобретать здесь жилье, в том числе, по льготному кредитованию. Часть квартир планируется сдавать в аренду по расценкам ниже среднерыночных, и примерно 20% от общей площади застройщик предоставит к выкупу регионам для социальных нужд. Это, в частности, позволит более активными темпами расселять людей из ветхих и аварийных домов.
Переселение из аварийного жилфонда в последние годы осуществляется по программе Фонда развития территорий, напомнил мэр Петропавловска-Камчатского Константин Брызгин. Вместе с тем, добавил он, нужно, чтобы эта проблема решалась быстрее. «Работа осложняется по объективным причинам: реализация программы не предусматривает обязательное строительство нового жилья, переселение может производиться и во вторичный фонд. С этим не всегда согласны жильцы. Это уходит в судебные разбирательства, споры, которые длятся годами. Поэтому темпы расселения не такие, как хотели бы видеть. Выход из этой ситуации один – это стимулирование и развитие жилищного строительства», – убежден градоначальник.
«Win-win» по-дальневосточному
В свою очередь инвестор, участвующий в программе «Дальневосточный квартал», получает господдержку при получении земли и налоговых льгот, которые ему предусмотрены по аналогии с резидентами ТОР. Строительная организация сможет воспользоваться сокращенными процедурами согласования и утверждения документации по планировке территории, разрешению на ввод в эксплуатацию и прочими административными преференциями. И конечно, ей будет оказываться помощь в строительстве инженерной инфраструктуры. Все эти механизмы помогут застройщику своевременно выполнить взятые на себя обязательства, подчеркивают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
Согласно условиям конкурса, девелоперу необходимо обладать достаточным опытом массового строительства многоквартирных домов (объем ввода жилья за последние пять лет должен составить не менее 60 тыс. кв. м жилья), и на сегодня в проект зашли как региональные, так и федерального уровня компании.
«Действительно, мы активно участвуем в реализации программы «Дальневосточного квартала», верим в ее перспективность, — рассказал EastRussia директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. — Комплексность и приоритетность в реализации таких программ позволяют девелоперам с уверенностью смотреть в будущее и рассчитывать на успешность реализации своих проектов в регионе. Меры поддержки, которые предоставляет Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и регионы (строительство инфраструктуры, налоговые льготы, квоты на работников из дружественных стран и пр.) делают эти проекты востребованными».
Государство за счет предлагаемого строителям пакета льгот, помимо прочего, намерено влиять на ценовую составляющую проекта, отмечали ранее в Минвостокразвития. Стоит сказать, за 2023 год себестоимость строительства жилых помещений на Дальнем Востоке выросла на 29,5%. Постройка 1 кв. м в многоквартирных домах на начало этого года в среднем по ДФО оценивалась в 73,2 тыс. руб. (в разрезе регионов присутствует значительная дифференциация, например, между Чукоткой и Бурятией цена может различаться почти в шесть раз). По мысли властей, за счет преференций у строительных компаний снизятся издержки по строительству жилья, что отразится на себестоимости квадратного метра.
Первые квартиры в отдельных локациях «Дальневосточного квартала» запланированы к сдаче в 2025-2026 годах.
После отмены льготной ипотеки с господдержкой продажи в новостройках Владивостока падают, а вторичный рынок, по словам риелторов, «закончился», так как ставка выше 19 процентов годовых покупателям не по карману. Что будет с ценами на недвижимость, и можно ли сегодня сэкономить при покупке квартиры — в материале EastRussia.
Ажиотаж сменился затишьем
В июле количество сделок по ипотеке резко снизилось, сообщают риелторы. При этом июнь отметился ажиотажем – покупатели спешили успеть в последний вагон льготной ипотеки с господдержкой под 8% годовых, которая прекратила своё действие 1 июля. Удалось это не всем. Многие банки свернули программу раньше, и даже те кредиты, которые предварительно получили одобрение, так и не были оформлены.
«В нашем регионе на льготную ипотеку с господдержкой приходилось 15-20 процентов от общего количества сделок. По понятным причинам, в июне спрос вырос. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию, и я думаю, что в ближайшие два месяца сделок станет ещё меньше», — комментирует директор АН «Городской риэлторский центр» Сергей Косиков.
Покупатель, желающий оформить ипотечный кредит, столкнулся с новыми неприятными реалиями. Рынок новостроек предлагает варианты на любой вкус — по данным ДОМ.рф, на продажу в Приморье выставлены 2,3 млн кв. метров жилья. Вот только денег населению не хватает.
Льготная ипотека, которая давала возможность практически любому гражданину РФ получить кредит под 8 процентов годовых, больше не работает. Условия по семейной ипотеке ужесточились: теперь оформить её могут только семьи с ребёнком до 6 лет или ребёнком-инвалидом до 18 лет. Дальневосточная ипотека имеет возрастные ограничения до 36 лет. А рыночные ставки по жилищным кредитам превышают 19-20 процентов. Например, чтобы приобрести в ипотеку скромную однушку за 5 млн со ставкой 21,1 процента и первоначальным взносом 30 процентов, нужно получать доход не меньше 80 тысяч рублей. При сумме кредита 3,5 млн рублей и сроке выплат 20 лет ежемесячный платёж составит порядка 62 тысяч рублей. Такие цифры показывает ипотечный калькулятор. А если квартира стоит, например, 7 млн рублей, то ежемесячный платёж превысит 100 тысяч рублей.
«По этой причине ипотека на вторичное жильё практически закончилась. При ставках 17 процентов годовых сделки ещё заключались, но 20 процентов – это уже психологический порог, который очень сложно перешагнуть», - комментирует Сергей Косиков.
Сейчас многие покупатели займут выжидательную позицию и будут следить за ключевой ставкой Центробанка, считают эксперты. По оптимистичным прогнозам, через год-два, в крайнем случае, три она может вернуться к прежним значениям 10-12 процентов годовых. Соответственно, ипотечные ставки тоже снизятся.
Можно ли сэкономить
И здесь возникает вопрос о том, как снизить финансовую нагрузку при покупке квартиры уже сегодня. Риелторы отмечают, что варианты есть.
«Застройщики стали активнее использовать инструменты для мотивации покупателя. Это и рассрочки, в том числе на первоначальный взнос, кто-то даже предлагает сделки без первоначального взноса. Плюс различные акции при покупке квартиры. Кстати, всё это говорит о том, что в ближайшее время цены на квартиры расти не будут», — комментирует Сергей Косиков.
Многие застройщики предлагают траншевую ипотеку. В таких объектах, как ЖК «Беринг», «Исторический», «Маклей», «Стрижи» доступна оплата кредита траншами. Первый транш может быть крупным – вплоть до 30 процентов от стоимости квартиры, или символическим – всего 1 рубль. Однако такие послабления действуют только на срок реализации проекта, потом заёмщик начинает вносить основные платежи в обычном порядке. Траншевая ипотека – это отличная возможность выиграть время и деньги до ввода объекта в эксплуатацию. Но суммы сделки она не снижает.
Некоторые компании так же предлагают покупку квартиры в рассрочку под умеренный процент. В этом случае стоимость жилья разбивают на несколько частей. Подразумевается низкая переплата, но и срок выплат короткий, поэтому такой вариант бюджетным не назовёшь. Застройщики Владивостока готовы предоставлять рассрочку на 2-5 лет. И пока таких предложений на рынке не много, отмечает директор ООО «Эскадра менеджмент» Евгений Павликов.
«Есть очень ограниченный пул застройщиков, которые предлагают рассрочку — как правило, на срок, не превышающий временной цикл реализации проекта. Что касается объектов нашей компании, по некоторым из них можно оформить рассрочку на 5 лет, начиная с даты заключения договора. Рассрочка не беспроцентная и предполагает примерно 5 процентов годовых», — рассказал Евгений Павликов.
В агентстве недвижимости «Башни» посоветовали следить за скидками. «Квадратный метр растёт в цене практически каждый месяц, и можно запросить у застройщика хорошую скидку. Особенно если квартира недешёвая и с ремонтом, в некоторых компаниях готовы скинуть цену, к примеру, на каждый четвёртый квадратный метр или вообще предоставить его в подарок. Нужно анализировать рынок, потому что конкуренция сейчас большая, и компании стараются быть лояльными», — сообщил представитель агентства.
По его словам, сегодня застройщики также готовы согласовывать более длительные брони. Сроки бронирования могут достигать месяца и даже трёх, пока клиент не получит одобрение по ипотеке.
Генеральный директор компании «СЗ "ДаВинчи Групп"» Алексей Исаков напоминает, что ипотека — достаточно гибкий инструмент. Уже оформившие кредит граждане могут рефинансировать его после снижения ключевой ставки Центробанка, изменить условия платежей и при желании перейти в другой банк.
«Рефинансирование — это реальная возможность уменьшить как ежемесячный платёж, так и общий объём выплат по ипотеке. И ею стоит воспользоваться после снижения ключевой ставки, которое, я думаю, произойдёт через год-два», - комментирует Алексей Исаков.
Однако в сухом остатке получается, что возможности для реальной экономии очень незначительные. Траншевая ипотека — это временная отсрочка платежей. Рассрочка обязывает выплатить стоимость квартиры за короткий срок. Скидки на действительно ликвидное жильё — явление редкое. Да и в некоторых случаях, казалось бы, проявляя лояльность, застройщики ведут себя недобросовестно. С одной стороны, они могут предлагать выгодные условия сделки, с другой, вводить покупателя в заблуждение относительно стоимости недвижимости и переплат. Для этого явления даже подобрали специальный термин – мисселинг или недобросовестная практика продаж.
Ипотечный разворот
И здесь возникает вопрос, что же будут делать застройщики сегодня, когда объём непроданной площади в новостройках Приморья достиг рекордных 59 процентов - больше 1,6 млн кв. метров жилья.
«Через год-два будут другие ставки, и мы спокойно продолжим жить дальше, просто цены на квартиры вырастут», — считает Сергей Косиков.
По словам Евгения Павликова, ожидания самые оптимистичные.
«Понятно, что есть определенный спад продаж. Те, кто планировали купить квартиру по льготной ипотеке с господдержкой или были очень близки к этому, мобилизовали все ресурсы и вышли на сделку в июне. Соответственно, июнь показал достаточно серьёзный всплеск регистраций и сделок по объектам. Сейчас только первый месяц после отмены программы льготной ипотеки, и рынок адаптируется. Но в любом случае, мы находимся на Дальнем Востоке, где максимальное количество сделок заключается по дальневосточной ипотеке. Плюс семейная ипотека действует до 2030 года, так что поддержка у застройщиков есть», — комментирует он.
При этом заморозки проектов ожидать не стоит, так как застройщик должен проделать глобальную работу, чтобы вывести объект на рынок, уверен собеседник.
«Цикл вывода нового проекта к реализации очень длительный и может занимать 3-3,5 года, учитывая нововведения. Например, застройщики должны согласовывать облик здания — раньше этого не было. Есть проекты, которые начинались 2-3 года назад. Конечно, сейчас их будут активно выводить на рынок. Если же говорить о приобретении новых участков или увеличении земельного банка, возможно, кто-то поставит эти вопросы на паузу», — прогнозирует Евгений Павликов.
Глава «ИСК Система» Алишер Аббасов отметил, что недвижимости бизнес-класса изменения коснутся меньше всего, так как льготная ипотека была ограничена максимальной суммой кредита 6 млн рублей. В то же время сумму дальневосточной ипотеки увеличили до 9 млн рублей за жильё больше 60 кв. метров, а список адресатов программы пополнили врачи, военные и другие категории граждан. Так что у девелоперов остались точки опоры.
Не больше пяти процентов
Интересно, что никто из риелторов и застройщиков не ожидает серьёзного снижения цен. «Максимум 5 процентов, и то локально».
«Во-первых, бизнес-модель проекта согласована с банком. Банк предоставил деньги на строительство и не даст серьёзно снизить цены. Во-вторых, есть ещё и рыночная составляющая — к сожалению, себестоимость строительства растёт. Сюда входит и оплата труда, учитывая, что приток иностранной рабочей силы ограничен, и стройматериалы. По разным оценкам, себестоимость стройматериалов за последние два года выросла на 60-70 процентов. Так что на рынке возможна небольшая стагнация, но думаю, что снижения цен больше, чем на пять процентов, мы не увидим», — считает Алексей Исаков.
Также акцент в продажах сместится на более маленькие квартиры, полагает он.
Сергей Косиков напоминает, что девелоперам не впервой сталкиваться со сложностями.
«Мы прошли четыре кризиса. Ставку 20-25 процентов я видел два раза как минимум. Рынок переживал потрясения в 2022 году, в январе 2015 года и в 2008-м. Так что всё, что будет завтра, примерно понятно», — комментирует эксперт.
Отметим, что в Приморье строится 2,3 млн квартир, больше половины из них — однокомнатные. По краю стоимость квадратного метра в новостройках составила 154 тысячи рублей, а во Владивостоке превышает 170 тысяч рублей.