Четыре дальневосточных региона попали в список из десяти лидеров по объему банковских вкладов населения. На первом месте – Москва, где средний размер банковского вклада на одного человека составил один млн 38 тыс. рублей.
Как сообщают РИА «Новости», на четвертом месте рейтинга оказалась Магаданская область, где в среднем банковский вклад составляет 454 тыс. рублей. Камчатка на шестом месте – (объем вкладов 322 тыс. рублей на душу населения), следом идет Чукотка (почти 312 тыс. рублей), далее – Сахалинская область (307 тыс. рублей). Приморье на 12 месте, Хабаровский край на 14-м, Амурская область – 34 место, Якутия – 42 место, ЕАО – 61 место, Забайкалье – 71 место, Бурятия – 73-е.
По мнению аналитиков, вклады населения в ближайший год могут немного вырасти. Также может продолжиться начавшийся осенью прошлого года процесс роста депозитных ставок, что поддержит направленность населения на сбережение средств.
Для повышения доступности авиаперевозок в ДФО необходим пересмотр регламента местных аэропортов, большинство из которых сегодня не работает в темное время суток, дальнейшая поддержка перевозчиков в виде государственных субсидий, а также обновление воздушного флота. При этом последняя проблема приобретает особое звучание в связи с международными санкциями.
Ночной полет
Многие дальневосточные аэропорты, в том числе входящие в состав федеральных казенных предприятий, в условиях дефицита бюджетного финансирования были вынуждены сокращать режим своей работы за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Поэтому обслуживание авиапарка перевозчиков, как правило, ограничено светлым периодом суток, а кое-где и будними днями.
О необходимости изменения режима работы малых аэропортов в конце прошлого года заявлял губернатор Камчатки Владимир Солодов. Эта же проблема была поднята на состоявшемся в конце февраля в Петропавловске-Камчатском форуме «Дальний Восток – зима открытий».
Как отметил на тематической панельной сессии «Авиационный рынок Дальнего Востока – ключевой инструмент развития туризма» директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков, то что большинство воздушных гаваней в ДФО не работают круглосуточно, - системная проблема. Ее решение позволит изменить ситуацию с доступностью перевозок на Дальнем Востоке. Кроме того, дополнительный приток трансферных пассажиров получили бы авиахабы Екатеринбург и Новосибирск, а в перспективе Иркутск.
С ограничениями по времени работают в ДФО не только малые аэропорты, но и узловые, например Улан-Удэ, Чита, Благовещенск. «Эти аэродромы являются трассовыми, запасными. По факту, чтобы долететь нам из Новосибирска в Петропавловск-Камчатский, нужно, чтобы эти аэропорты работали. В случае какой-то сбойной ситуации нам некуда будет деваться, так что когда эти аэропорты не работают, мы не сможем совершать полеты», – подчеркнул начальник отдела стратегического планирования S7 Airlines Константин Пьянков.
Ситуация ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков. «Все, наверное, слышали, что «Победа» ставит рекорды, очень много летая, – по 14 часов в сутки на самолет. И это возможно сделать на Дальнем Востоке. Но надо, чтобы аэропорты работали круглосуточно. Иначе, когда самолет не может совершить вылет в течение 12 часов, его предельный полет будет ниже 12-ти, – рассказал менеджер. – Это сказывается и на себестоимости перевозки: пока самолет стоит, авиакомпания продолжает за него платить».
S7 Airlines планирует организовать рейс Благовещенск – Петропавловск-Камчатский. При этом предполагается задействовать самолет, базирующийся во Владивостоке. Однако у всех трех аэропортов имеются ограничения в работе, говорит менеджер. «И мы не можем найти временной промежуток, когда бы могли вылететь из одного аэропорта, чтобы все остальные работали. Либо слотов нет, либо аэропорты закрываются. Есть наше желание, есть желание федеральных властей, которые готовы субсидировать этот маршрут, но получается, что инфраструктура не готова нас в этом смысле поддержать. Надеюсь, что вопрос все же решится», – сказал Константин Пьянков.
В аэропорту Владивосток уточнили EastRussia, что в зимнем и летнем сезоне 2022 года продолжают работу в круглосуточном режиме. Единственное, для поддержания покрытий аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности проводятся работы на взлетно-посадочной полосе в периоды отсутствия нагрузок по взлетно-посадочным операциям. «Данные ограничения учтены при планировании сезонного расписания, согласованы с авиаперевозчиками и внесены в аэронавигационные ограничения по аэродрому Владивосток (Кневичи)», – проинформировали в пресс-службе аэропорта.
Субсидии на вырост
Изменение регламента аэропортов не может обойтись без участия государства. Тем более что сам по себе переход на круглосуточный режим работы, говорит Евгений Красиков, может повлечь рост тарифов на аэропортовые услуги, что вряд ли понравится перевозчикам. «Наверное, если говорим, что государство субсидирует и вкладывается в развитие системной отрасли, возможно предусмотреть инструменты для этого», - считает директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов».
В 2022 году на увеличение авиаперевозок по ДФО запланированы дотации в размере 16,6 млрд руб. В том числе 6,5 млрд руб. - на субсидируемую программу, которая предусматривает для дальневосточников доступные полеты в европейскую часть России, включая Москву и Санкт-Петербург. По ней в нынешнюю кампанию планируется перевезти более 600 тыс. пассажиров. Кроме того, продолжает действовать программа, когда недорогие билеты могут приобрести льготные категории граждан (молодежь до 23 лет, многодетные, пенсионеры, инвалиды, в том числе не проживающие в ДФО). С 2022 года здесь внедрен механизм автоматического субсидирования. Также дотируются перевозки между регионами внутри Дальневосточного федерального округа. На эти цели в 2022 году выделяется 5,9 млрд руб. Согласно прогнозам, по 36 маршрутам будет перевезено более 250 тыс. пассажиров.
В то же время федеральным центром пока не принято решение о дотациях внутрирегиональных перевозок, они по-прежнему ложатся только на субъект РФ, бюджетные возможности которого ограничены. «Чтобы добраться из Петропавловска-Камчатского в Никольское, Пахачи или Манилы необходимо заплатить за один билет 30-40 тыс. руб. Этот тариф недоступен для большинства», - констатирует управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока Иван Печорин. По его словам, сейчас совместно с регионами ДФО определяется перечень безальтернативных авиамаршрутов, необходимая интенсивность полетов и возможный объем федеральных субсидий.
У перевозчиков так же есть дополнительные предложения. Это касается индексации уже субсидируемых государством полетов. Как сообщил Константин Пьянков, в рамках распоряжения правительства РФ №1095 от 29.12.2009, которым дотируются рейсы с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно (в дальнейшем - №215 от 2.03.2018), размер субсидий тарифа индексировался всего один раз. В рамках реализации правительственного постановления №1242 (от 25.12.2013), на основании которого предусмотрена господдержка региональных маршрутов, индексации не было вовсе.
Другой момент связан с действием программы субсидирования туристических авиаперевозок по льготным тарифам. В ней акцента на Дальний Восток нет, но в данную маршрутную сеть входят города ДФО. Прошлогодние постановления правительством РФ №7999 и №1176 поддержали и сферу гостеприимства и авиаперевозчиков, уточнил Константин Пьянков. Первое распоряжение предусматривало субсидирование туристических чартеров. Второе давало возможность семьям с детьми приобрести авиабилеты в ряд российских городов по специальным сниженным тарифам. При этом на реализацию постановления №1176, вышедшего в июле 2021 года, федеральный бюджет предусматривал 1,35 млрд руб. Все средства не получилось освоить, сообщил менеджер, поскольку часть времени у авиакомпаний ушла на то, чтобы полностью отработать систему продаж льготных билетов пассажиров с детьми. Программа по сути заработала с конца августа и действовала до декабря, при этом пик перевозок пришелся на ноябрь. Тем не менее было видно, что программа стимулировала людей с детьми летать больше. С ее завершением значительно снизился пассажиропоток.
«Нас расстроило, что программу субсидирования семейных перевозок не продлили, а программу чартеров продлили на 2022 год. Не знаю, как комментировать, сложный для нас момент», - отметил представитель S7 Airlines.
По его словам, в случае с организацией чартерных полетов туроператору необходимо заполнить весь самолет туристами, тогда как на регулярном рейсе он может выкупить только часть пассажирских кресел, причем по льготной цене. «Мы со своей стороны не видим панацеи, чтобы туристические рейсы выполнялись только в чартерном формате. Потому что чартер подразумевает гораздо меньше гибкости чем регулярный рейс», - считает Константин Пьянков.
Он предложил продлить действие программы №1176. В прошлом году за 3,5 месяца по ней перевезено 125 тыс. пассажиров, тогда как в рамках получивших господдержку чартерных перевозок – 25 тыс. Если субсидии семейных полетов будут действовать хотя бы в течение девяти месяцев, авиакомпании как минимум утроят показатель по перевезенным пассажирам, подсчитали в S7.
Пролетая над вулканом
Еще один немаловажный вопрос, о котором говорилось на сессии «Авиарынок – ключевой инструмент развития туризма», - пополнение флота. Помимо того, что авиация может повысить туристическую привлекательность региона, такого как Камчатский край, она позволит улучшить транспортную подвижность местного населения, связав регулярными маршрутами труднодоступные районы. В этом направлении планирует идти авиакомпания «Камчатка», которая учреждена в связи с реализацией туристического проекта «Парк Три вулкана». Основой ее авиапарка должен стать самолет Cessna Grand Caravan EX вместимостью 9-12 пассажирских кресел.
Как сообщил председатель совета директоров авиакомпании Сергей Колтович, сейчас в аренде у авиапредприятия один лайнер такого класса, и уже три воздушных судна заказаны у производителя через лизинговую компанию. А в течение трех-четырех лет число этих самолетов планируется довести до 12. «Камчатский край должен стать пилотным регионом для возрождения малой авиации», - заявил Сергей Колтович.
Идея широкого использования американского самолета Cessna Grand Caravan EX заимствована из Якутии, рассказал EastRussia председатель республиканской Ассоциации малой авиации Иван Лукин. В свое время данный проект был представлен Владимиру Солодову, который занимал пост председателя правительства Республики Саха. Решение вопроса в Якутии забуксовало, но Солодов, став главой Камчатского края, предложил идею инвесторам проекта «Парк Три вулкана».
«Туристу, если он хочет посмотреть Камчатку, нужно летать, но вертолетом дорого. И дороговизна – одно из препятствий в успешной реализации проекта «Парк Три вулкана». Поэтому необходим был новый перевозчик», - пояснил Сергей Колтович.
Cessna Grand Caravan EX оказался оптимальным самолетом с точки зрения пилотирования, технического обслуживания, экономики и комфорта при перевозке пассажиров, говорит Иван Лукин. При этом рассматривались другие модели воздушных судов.
«На Аляске, которая нам больше подходит по географическим условиям, примерно половина легких воздушных судов компании Cessna, которые эксплуатируются коммерческими авиакомпаниями и частными лицами», - отметил председатель Ассоциации малой авиации Якутии.
Однако в связи с международными санкциями вопрос с поставками Cessna Grand Caravan EX находится под вопросом. На момент публикации материала о реакции производителя самолета на военную операцию России в Украине не было известно. В то же время к санкциям присоединилась Pratt & Whitney, которая изготавливает двигатель PT6А-140 для Cessna Grand Caravan EX.
Что касается перспективного отечественного самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену стареющим Ан-2, то запуск его в серию потребует не один год работы с учетом испытаний, сертификации, подопытной эксплуатации и пр. В настоящее время готовится только площадка под его производство. Согласно планам «Авроры», в 2025 году у авиакомпании должно быть десять воздушных судов этого типа, но вероятно, это слишком оптимистичный прогноз.
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.
Участие в Петербургском международном экономическом форуме принесло Сахалинской области выгодные соглашения о сотрудничестве, возможность запустить массу важных проектов и новые деловые связи. Представители островного региона заключили договоры с федеральными корпорациями, заручились поддержкой крупнейших бизнес-сообществ и готовы опережать всю материковую Россию по развитию экономики. О самых важных достижениях и ключевых планах Сахалина и Курил по итогам ПМЭФ губернатор Валерий Лимаренко рассказал EastRussia.
— Валерий Игоревич, расскажите, пожалуйста, о феномене 8-го места Сахалинской области в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ: как удалось этого достичь и что пришлось для этого сделать?
— Сейчас в Сахалинской области работают больше 500 инвестиционных проектов, которые суммарно оцениваются на 800 млрд рублей. В прошлом году мы занимали только 30 место в рейтинге и занять 8-е – это действительно очень мощный рывок. Добиться такого показателя и попасть в топ-10 по России удалось благодаря усердной работе. Правительство региона работает со всеми бизнес-объединениями, на каждом этапе мы контролируем намеченный план, чтобы предотвратить возможные сбои. Кроме того, мы по крупицам собираем передовой опыт других регионов и осваиваем его, ориентируясь на особенности сахалинской экономики. Пандемия внесла свои корректировки: мы лишились 44 млрд рублей из нефтяных проектов. Но, с другой стороны, на Сахалин пришли представители несырьевого бизнеса и мы получили инвестиций на 22 млрд рублей — это хороший результат, который показывает, что мы идем в правильном направлении.
Я сам каждый день задаю себе вопрос: почему так происходит, что мы делаем для этого? И думаю, что главное, что нам удалось сделать, — создать атмосферу открытости и доверия. А это крайне важно, потому что это дает бизнесу заинтересованность, гарантию будущего и стабильность. Так инвестиции приходят к нам. У нас работают постоянные инвестсоветы, профильные рабочие группы — любой инвестор может обратиться с конкретными вопросами, которые не может решить сам, и мы оперативно помогаем. Буквально в режиме реального времени ликвидируем проблему на любой стадии. У нас работает система «единого окна» для инвесторов. На каждом этапе реализации проекта – от подачи заявки до фактических работ, мы сопровождаем бизнесмена. Если случается сбой, мы вмешиваемся и устраняем его. Также у нас создана так называемая «школа заказчика»: мы обучаем инвесторов проектному управлению и бережливой экономике, даем им информацию об инвестиционных рисках. У нас есть система менеджмента специально для этих данных: я ежедневно посвящаю час времени анализу этой информации, отслеживаю, предлагаю внести правки. Суммарно все, что я озвучил, формирует в Сахалинской области действительно привлекательные условия для инвесторов — и рейтинг АСИ показывает, что это действительно работает.
— Вслед за рейтингом инвестпривлекательности АСИ готовит рейтинг качества жизни в РФ. Какую планку вы себе ставите, в какой части рейтинга готовитесь увидеть Сахалин?
— Разумеется, среди первых. У нас амбициозные цели, мы не хотим от них отказываться и делаем все, чтобы Сахалинская область стала регионом с лучшим качеством жизни в России. У нас есть для этого все: специалисты, опыт, средства и, главное, понимание того, как работать и каким направлениям уделять особое внимание. У нас минимальная безработица. Мы заинтересованы в трудоустройстве наших выпускников, молодых специалистов, опытных профессионалов, предоставляем рабочие места гостям из других регионов страны.
Одним из важнейших критериев в оценке качества жизни для правительства Сахалинской области были и остаются расходы на социальные обязательства. Это финансирование образования, здравоохранения, спорта, строительства жилья, коммунальной инфраструктуры и, разумеется, культуры. Мы очень много денег из областного бюджета вкладываем в эти направления, участвуем в максимуме федеральных программ, заключаем договоры государственно-частного партнерства. Все, что мы делаем сегодня, улучшает качество жизни сахалинцев и курильчан завтра. И я уверен, что в новом рейтинге АСИ мы будем в лидерах. Не удивлюсь, если будем первыми — для этого мы очень много работаем.
— Расскажите, пожалуйста, о деталях Вашей встречи с Алексеем Миллером. Станет ли «Газпром» одним из первых концессионеров на Дальнем Востоке? О каких конкретно проектах идет речь?
— Мы с Алексеем Борисовичем уже не в первый раз встречаемся в рамках наших совместных с «Газпромом» рабочих проектов, и диалог на форуме не стал исключением. В этот раз переговоры касались газопровода «Восточный» — мы вводим в эксплуатацию вторую очередь этого объекта. Подача голубого топлива по газопроводу обеспечит экологически чистым, энергоемким и дешевым топливом жителей Южно-Сахалинска в южной части города, включая частный сектор. Параллельно мы будем завершать строительные и монтажные работы по газораспределительной сети в Корсакове. Все это — важные шаги в газификации всей Сахалинской области, которую мы планируем к 2025 году полностью завершить.
Я твердо убежден, что этот проект нужно завершить как можно быстрее. Сахалинцы и курильчане должны дышать чистым, свежим воздухом, а не копотью от мазута и угля, которую выбрасывают котельные. Наряду с экологией хочу обратить внимание на экономическую составляющую: газификация позволит потребителям заметно сократить расходы на энергопотребление. Возвращаясь к обсуждению нашей инвестиционной политики, хочу добавить: развитая газовая инфраструктура также позволит привлечь инвесторов на острова, что даст дополнительный стимул развитию экономики, созданию новых рабочих мест, а значит, и повышению благосостояния сахалинцев и курильчан. 2025 год — наша отметка на календаре, но будем стараться завершить газификацию островов быстрее.
— И продолжаем тему газификации. Одна из масштабных задач по достижению углеродной активности к 2025 году на Сахалине надо перевести на газ все котельные, которые сейчас на угле или на дизеле. Но вот скажите, пожалуйста: КАК вы их так быстро переведете?
— Вы верно отметили: задача очень масштабная. Это огромные деньги и объем работы предполагается колоссальный. Но, поскольку у нас есть жесткий срок — к 2025 году полностью перевести все котельные Сахалинской области на голубое топливо, мы искали механизм, который позволил бы сбалансировать сроки строительства и траты из бюджета. Потому что начинать строить новые энергоузлы нужно уже сейчас, а планируем бюджет мы заранее. И мы нашли такой механизм: это концессионные соглашения.
Суть такого формата работы очень проста. Мы заключаем соглашение с подрядной организацией. Она выполняет все необходимые строительно-монтажные работы и сдает объекты в эксплуатацию по графику, в запланированные сроки. А мы, правительство Сахалинской области, в течение нескольких лет расплачиваемся за работу, которую приняли. Этот механизм давно и успешно используется в регионах России. Более того, мы уже взяли его на вооружение в других отраслях экономики. И так же мы планируем работать, решая задачу по переводу всех теплоцентралей на газовое топливо. В начале месяца этот проект мы представили на ярмарке концессий в Москве. Он вошел в большой перечень стратегических планов Сахалинской области по запуску проектов государственно-частного партнерства. Предварительные договоренности уже есть, сейчас обсуждаем детали. Я не вижу ни одной причины не успеть завершить перевод котельных на газ за 4 года: у нас есть для этого все инструменты.
— Из каких источников будут финансироваться мероприятия по переводу котельных и общественного транспорта на альтернативные виды топлива?
— Поскольку это очень дорогой проект — предварительно, по нашим подсчетам, только на стопроцентную газификацию котельных необходимо выделить 10 млрд рублей — мы привлекаем часть средств из федерального бюджета. Некоторую часть, разумеется, оплатит бюджет Сахалинской области. При этом большую часть нужной суммы — почти 7 млрд рублей — мы планируем привлечь в качестве инвестиций: наработки по этому направлению уже есть, есть и бизнес, который изъявил желание участвовать в этом.
Что касается экологической модернизации общественного транспорта, тут нам поможет государственная корпорация развития ВЭБ.РФ — мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с заместителем председателя Олегом Говоруном. Компания поможет Сахалину перевести общественный транспорт на природный газ и частично на электричество. Кроме того, мы совместно сделаем новую инфраструктуру, оптимизируем маршрутную сеть и перестроим режим работы на одного оператора. Сегодня одна из ключевых задач правительства Сахалинской области — сделать населенные пункты комфортными, и модернизация общественного транспорта играет ключевую роль в этой работе. Нам важно, чтобы люди не теряли много времени на остановках, чтобы в воздухе стало меньше выхлопных газов. Для нас важен опыт успешной работы в этом направлении, накопленный ВЭБ.РФ — нам есть что перенять у них.
Еще одно соглашение по этому же направлению заключено с «Росатомом». Корпорация поможет Сахалинской области перевести муниципальный автопарк на использование экологически чистых двигателей, в том числе электрических. Зарядная инфраструктура, новые остановочные павильоны, центр безопасности дорожного движения, — все это станет важными составляющими развития транспортного направления на Сахалине.
— На какой стадии находится создание водородного кластера на Сахалине? Обсуждались ли детали его появления во время ПМЭФ? Каковы его сроки и стадии?
— Разумеется, об этом тоже шла речь. Более того, я от лица правительства Сахалинской области принял участие в подписании трехстороннего соглашения о сотрудничестве с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и корпорацией «Росатом». Это соглашение касается как раз создания и развития водородного кластера на островах — этот проект для нас имеет стратегическое значение. Производство водорода — это база для развития инновационных технологий, модернизации промышленности, транспорта и инфраструктуры Сахалинской области. Это повысит наш экспортный потенциал и заложит основу для развития экономического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В кластере будут созданы все условия для реализации прорывных проектов в разных секторах, а его резидентам будут оказаны всевозможные меры поддержки.
В рамках соглашения в ближайшие несколько лет мы будем сотрудничать по нескольким направлениям. В первую очередь это строительство водородно-производственного комплекса, поставка водорода на внешние рынки и местным потребителям, создание водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в этой области. Также запланировано создание центра компетенций в сфере водородной и другой «зеленой» энергетики на базе Сахалинского государственного университета. Этот центр будет необходим для подготовки кадров, обмена опытом и трансфера технологий. Через три года мы хотим запустить на Сахалине первые поезда на водородных топливных элементах. В проекте заинтересованы участвовать РЖД и Трансмашхолдинг — сроки сжатые, работы предстоит очень много, поэтому наша задача — дать старт строительству водородного кластера как можно скорее. Важно, что нам не придется сдерживать рост экономики. Напротив, внедрение современных, безопасных для природы технологий, повышает привлекательность региона в глазах инвесторов, а также создает дополнительные возможности для масштабных проектов, появления новых рабочих мест, способствует развитию социальной сферы.
— Правительство Сахалинской области и ДОМ.РФ в рамках Петербургского международного экономического форума заключили меморандум о намерениях, который должен увеличить объем ввода арендного жилья на 50 тысяч квадратных метров в год? Каким именно образом это должно произойти? Будет ли это арендное жилье доступно всем, или только отдельным категориям жителей региона?
— Первое, на что я хочу обратить внимание: этот меморандум позволит нам дополнительно снизить цены на арендное жилье для сахалинцев и курильчан. Квартиры, построенные благодаря сотрудничеству правительства Сахалинской области и ДОМ.РФ — это удобные, просторные, комфортные жилплощади, арендная плата за которые будет заметно ниже коммерческой. И это, отмечу, реальный выход из жилищной проблемы для островитян, которые по каким-либо причинам пока не могут себе позволить ипотеку, но нуждаются в комфортном жилье.
Мы рассчитываем, что старт строительству дадим в этом году. И на первом этапе свои жилищные условия смогут улучшить около 800 жителей Сахалинской области. На 50 тысяч квадратных метров мы можем поселить врачей, педагогов, молодых специалистов, которые востребованы прямо сейчас. Также увеличение объемов строительства поможет нам еще быстрее закончить программу расселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Таким образом, партнерство с ДОМ.РФ дает нам ключ для решения сразу трех проблем. Мы ускоряем расселение аварийных домов, привлекаем молодых специалистов на готовое жилье с невысокой арендной платой и предлагаем квартиры молодым семьям.
— Сколько на Сахалине сейчас строится жилья? Каковы перспективы строительства нового жилья на Курилах?
— На данный момент у нас определено 370 площадок под жилищное строительство на Сахалине и Курилах. Наш регион — лидер в России по объемам строительства на душу населения. Мы возводим 0,8 квадратного метра на человека: это показатель, который правительство установило эталонным для регионов России к 2030 году, а мы его выполняем уже сейчас, опережая всех соседей на 20 лет. В текущем году мы строим 500 тысяч квадратных метров жилья — это уже 1 квадратный метр на человека.
Что касается Курильских островов, там строительство жилья ведется в первую очередь в рамках программы расселения из ветхого и аварийного фонда, средства мы получаем по федеральной целевой программе социально-экономического развития. До 2023 года мы планируем переселить всех собственников в новые, благоустроенные квартиры. В прошлом году ввели в эксплуатацию 11 многоквартирных домов, темпы сбавлять не собираемся. Параллельно с жильем мы активно застраиваем социальную структуру — школы, дороги, коммунальные и медицинские объекты. У нас работает инвестиционная программа, которая привлекла уже восемь крупных проектов с объемом финансирования более 10 млрд рублей, и строительство жилья на Курилах дает нам возможность, помимо прочего, привлекать специалистов на новые рабочие места, которые открываются в рамках нового бизнеса.
— На Сахалин приходят крупные (работающие в разных регионах страны) строительные компании. Каковы объемы планируемого строительства и будет ли развиваться на острове отрасль производства строительных материалов?
— Я уже назвал показатель, к которому мы стремимся в этом году: построить 500 тысяч квадратных метров жилья. Разумеется, мы планируем строительство не только многоквартирных домов, но и малоэтажных зданий, в том числе крупнопанельных. Совсем скоро на юге Сахалина начнет работать высокотехнологичный домостроительный комбинат. Он будет производить детали для крупнопанельной стройки, арматурные каркасы, готовые железобетонные изделия. Завод открывает группа компаний «Лиго-Дизайн», и уже летом мы надеемся увидеть первую продукцию на стройплощадке нового жилого комплекса в Южно-Сахалинске.
Еще один важный проект — это цементный завод в Смирныховском районе, который будет строиться с привлечением корейских инвестиций. Он будет выпускать до 700 тысяч тонн продукции ежегодно, даст нашей области 500 рабочих мест и позволит нам серьезно снизить зависимость от поставок с материка. Таким образом мы еще снизим стоимость квадратного метра жилья и будем строить больше квартир. Это производство для нашего региона, можно сказать, жизненно важное, и мы обязательно его поддержим.
— Каким образом будет трансформироваться «Единая карта сахалинца»? Что она «может» уже сейчас, что даст в будущем?
— Мы подписали соглашение о совместной работе с фондом «Стратегия будущего», чтобы развивать и совершенствовать наш проект «Единая карта сахалинца». Уже сейчас она объединяет в себе сразу три карты — банковскую, социальную и транспортную. Это доступ к государственным и муниципальным услугам, мерам социальной поддержки, она позволяет получать скидки в магазинах, аптеках. Оформить ее могут все жители региона — от школьников до пенсионеров. И сейчас мы готовы поделиться нашими разработками и помочь развивать подобные проекты в других регионах, а в этом нам поможет фонд «Стратегия будущего», который распространит наш опыт на весь Дальний Восток. Вместе мы займемся освоением новых технологий национальной программы «Цифровая экономика России». После трансформации проекта мы сможем оперативно получать обратную связь от населения, анализировать отзывы и улучшать механизм оказания социальных услуг, модернизируя «Единую карту сахалинца» под реальные запросы и нужды населения. Ну а что касается тиражирования проекта, это поможет каждому региону Дальнего Востока наладить качество помощи населению в электронном виде.
О том, какие инвестпроекты удалось запустить за последнее время, как пандемия повлияла на планы инвесторов, вкладывающихся в игорную зону, и об инициативах в сфере государственно-частного партнёрства — в цифрах и фактах рассказывает EastRussia директор Инвестиционного агентства Приморского края Игорь Трофимов.
- Каким был общий объем инвестиций в основной капитал направленных на развитие экономики и социальной сферы в Приморском крае в прошлом году? Как он соотносится с показателями прошлых лет?
- Общий объем инвестиций в основной капитал в Приморье в 2020 году зафиксирован на отметке 184,7 миллиарда рублей – это даже превосходит, пусть и сравнительно «не на много», показатель 2019 года – тогда вложения в основной капитал составили 182 миллиарда рублей.
Если рассматривать структуру вложений в минувшем году, то из общего объема инвестиций в основной капитал Приморского края инвестиции организаций составили 75,6%. При этом чуть больше половины – 51,2% – это собственные средства организаций (свыше 71,6 миллиарда рублей), еще 48,8% – привлеченные средства (более 68,1 миллиарда рублей). В структуре привлеченных средств кредиты банков составили 15,7 миллиарда рублей, бюджетные средства – 31,3 миллиарда.
Локомотивом роста инвестиций в Приморье, в том числе иностранных, остаются особые экономические зоны — это территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ).
По состоянию на апрель 2021 года в ТОРы вложено 198,5 миллиарда рублей. Воплощение всех имеющихся на сегодня проектов обеспечит создание около 32,6 тысяч новых рабочих мест, на данный момент их создано около 12 тысяч. Статус резидента ТОР получили 115 компаний края.
- Какое из направлений вызывает наибольший интерес инвесторов – по объемам вложенных средств и по количеству самих инвесторов? О каких реально воплощаемых проектах уже можно говорить?
- Наибольший удельный вес в объеме инвестиций Приморского края традиционно составляет сфера транспортировки и хранения – 29,5%. Инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство заняли в общем объеме 14,7%, в обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 10,2%, в обрабатывающие производства – 8,6%, в деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 6.3%, в деятельность в области информации и связи – 5,7%.
Среди инвестиционных проектов, реализуемых в Приморье, я бы выделил ГК «Арника», которая возвела несколько предприятий по выпуску кормовых добавок для животных на ТОР «Надеждинская».
По инициативе ГК «Арника» на площадке «Гринфилд» ТОР «Надеждинская» уже возведены высокотехнологичные предприятия «Кормбиосинтез» и «Фармасинтез» с современным научным R&D центром «Агробиоэкономика» ООО «Арника». В 2021 году на площадке «Западный» ТОР «Надеждинская» началось строительство элеваторного комплекса ООО «Арника-Холдинг» — первой очереди мегапроекта ГК «Арника» «Агробиоэкономический кластер».
Предприятия первыми в России займутся производством кормовых эссенциальных компонентов — витаминов (А, Д, Е, В2, В12, Н, В4 -холин хлорид), «умных» смарт-форм незаменимых аминокислот и других специальных биологически ценных ингредиентов для животных с использованием биотрансформационных и биомолекулярных технологий. К тому же, мегапроект «Агробиоэкономический кластер» первым в России реализует концепцию создания комплекса высокотехнологичных предприятий полного инновационного цикла по глубокой и биотехнологической переработке кукурузы с мощным элеваторным комплексом, получением крахмала, глютена, декстрозы и биотехнологической продукции на их основе (пробиотиков и синбиотиков, субстанций аминокислот, витаминов).
Уже в 2022 году около 30% производимой продукции будет экспортироваться в Китай, Японию, Таиланд, Вьетнам. Иностранные партнеры уже получили образцы промышленных партий изготавливаемых компонентов с первого высокотехнологичного предприятия «Кормбиосинтез» ООО «Арника» с целью регистрации в своих странах.
- Сказалась ли пандемия на планах инвесторов, вкладывающихся в игровую зону Приморья?
- Инвестор из Камбоджи Naga Corporation Ltd вынужденно приостановила работы по возведению казино в игорной зоне. Компания сделала ставку на привлечение рабочей силы из КНР, и из-за ограничений работники в итоге не смогли приехать.
Сейчас инвестор уже готовится возобновить работы и ищет для этого российского подрядчика. Правительство Приморья уже подготовило для них перечень потенциальных подрядных организаций. Они должны погрузиться в стройку в этом году, у них есть обязательства, так как мы создаем им инфраструктуру
- Как можно говорить о привлечении инвесторов на территорию, которая после пресловутого «ледяного дождя» находилась долгое время без света и практически в транспортной изоляции? Какие решения по развитию инфраструктуры приняты и воплощаются после этого ЧП?
- Стоит учитывать, что, по данным Примгидромета, ледяной дождь в Приморье прошёл впервые за 30 лет. Подобные природные явления, как и их последствия, трудно предугадать. Да, после этого стихийного бедствия Первомайский район Владивостока оставался без света около недели, также без света и в частичной транспортной изоляции оказался остров Русский. При этом Правительство Приморья приложило все усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки устранить все аварии и очистить от наледи ванты на мосту, который ведёт к острову. Так, за 2,5 недели с вант моста удалили около 2,3 тысяч тонн ледяных отложений. Кроме того, пока мост был закрыт, попасть на Русский можно было на пароме, регулярные рейсы которого помогло организовать региональное Правительство.
Думаю, что вряд ли подобные катаклизмы повторятся в ближайшем будущем. А если и так, местные власти будут готовы приложить все усилия для устранения их последствий. И уже сейчас с целью повышения безопасности Первомайского района Приморские электрические сети (филиал АО «ДРСК») обустраивают на его территории резервную кабельную линию, которая необходима на случай массовых аварийных отключений, в планах и другие мероприятия, которые повысят надежность энергоснабжения и во Владивостоке, и на острове Русский.
- Сейчас много говорится о государственно-частном партнерстве. Какие проекты и в каких отраслях готовятся к запуску в Приморье?
- Инвестиционное агентство Приморского края совместно с профильными органами правительств региона занимается подготовкой документации для реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства.
На том или ином этапе реализации в Приморье находится несколько проектов.
Это и строительство детского сада на 240 мест и школы на 450 мест в коттеджном поселке Зима-Южная в Надеждинском районе Приморья. На данный момент администрация муниципалитета опубликовала предложение инвестора о реализации проекта для приема заявок о готовности к участию в конкурсе от других предпринимателей.
В Находке в формате ГЧП строится крытый каток. Помимо собственно тренировочного катка с искусственным льдом, там будут действовать тренажерный зал, зрительская трибуна на 300 человек. Также предусмотрены гардеробные, технические помещения, кабинет для оказания медпомощи, мастерская для заточки коньков. Здесь будут тренироваться местные подростки, а также проходить соревнования по хоккею разного уровня. Объем инвестиций в развитие инициативы — 406 миллионов рублей. Предприниматели могут принять участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Еще бы я назвал информационную систему «Цифровое Приморье», включающую в том числе сайт «Единый портал «Цифрового Приморья», мобильные приложения, и технологически связанное с ней имущество.
Также сейчас реализуется ряд других соглашений, преимущественно в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
- Не противоречит ли планам по привлечению инвестиций в экономику Приморья недавнее предложение приморским инвесторам вложиться в экономику Белоруссии?
- Мы предлагаем приморскому бизнесу совместно с партнерами из Республики Беларусь заняться развитием совместных бизнес-проектов. Например, приморские ритейлеры могут открыть свои магазины на территории союзного государства, что станет толчком к развитию их бизнеса и в Приморье. А приморское Инвестагентство поможет предпринимателям наладить диалог с белорусскими органами исполнительной власти и воспользоваться местными мерами государственной поддержки.
Краевое Инвестагентство совместно с органами исполнительной власти Приморья готово помочь приморским инвесторам в случае, если они захотят масштабировать свой бизнес на Беларусь или на любое другое государство. Также мы поддержим белорусских предпринимателей, которые захотят организовать поставки продукции в Приморье или создать здесь производство.
- Совсем недавно резидент свободного порта Владивосток из Владивостокского городского округа открыл завод по производству детских подгузников. Какие еще примеры запущенных или готовящихся к запуску производств можно привести?
- Резидент СПВ ООО ДВСК «Армада» возводит производственный дорожно-строительный комплекс в Дальнегорске. После запуска всех этапов проекта работу на новом предприятии получат около 40 человек.
Резидент Свободного порта компаний «Эко тойс» в прошлом году запустила второй этап своего проекта. Ключевым элементом инициативы является производство экологически чистых игрушек из дерева, которые реализуются под брендом «Куби Дуби». Обновленная производственная линия уже запущена в эксплуатацию в специально построенном новом корпусе. Такие игрушки пользуются высоким спросом за рубежом и приобретают все большую популярность и на внутреннем рынке.
Также во Владивостоке действует предприятие по огранке алмазов, запущенное резидентом Свободного порта Владивосток индийским инвестором ООО «КГК ДВ».
- Каков Ваш прогноз - на каком месте национального рейтинга инвестиционной привлекательности этого года окажется Приморский край?
Итоги Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах России по традиции подведут на Петербургском международном экономическом форуме 2-5 июня. Два года подряд Приморье поднималось на 21 строчку в рейтинге и сейчас занимает 34 позицию — это хороший показатель.
В этом году коллеги из Правительства Приморского края проделали большую работу по совершенствованию условий для ведения бизнеса в регионе. Думаю, что и в этот раз мы продемонстрируем хорошую динамику.