В продаже появилась компьютерная игра «Russian Train Trip 2», в которой предлагается виртуально прокатиться по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Путешествие проходит в пассажирском вагоне поезда, а игроки могут «выходить» на восьми вокзалах в пути следования.
Цель игры - за неделю проехать до Владивостока, в пути можно изучать вагон, слушать радио и любоваться пейзажами за окном. На перронах вокзалов можно прогуляться и купить еды, среди доступных железнодорожных вокзалов – три дальневосточных: Улан-Удэ, Хабаровск и, соответственно, Владивосток.
Симулятор уже доступен в интернет-магазинах, стоимость – чуть выше 200 рублей.
Несмотря на продолжающуюся модернизацию БАМа и Транссиба, железнодорожники не справляются с запросами грузоотправителей на востребованных направлениях. Причем ход модернизации инфраструктуры РЖД отстает от темпов развития портового хозяйства, о чем говорилось на сессии VIII Восточного экономического форума «Тернистый Восточный полигон: как ускорить трансграничное сотрудничество». Чтобы обеспечивалось ускорение, целесообразно не просто финансировать в требуемом объеме железнодорожные стройки, но и внедрять новые формы контрактов, предусматривающие гибкий механизм распределения рисков проекта между заказчиком и подрядчиком на фоне заданного срока и стоимости работ.
Железная дорога застопорила развитие портов
Из-за лимитирующих пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае стоит на паузе несколько инвестпроектов по перевалке грузов на морской транспорт, заявил губернатор региона Михаил Дегтярев. В частности, компании «Дальтрансуголь» и «ВаниноТрансУголь», утвердили свои инвестиционные программы под расширение мощностей. Регион в этом оказал им содействие, выделив земельные участки, однако сдерживающим фактором является состояние Восточного полигона, сказал губернатор.
Проблема коснулась и еще нереализованных проектов. «Суммарно замороженными на сегодняшний день являются инвестиционные портовые проекты мощностью 56 млн т. Они стоят на паузе», – констатировал Михаил Дегтярев, добавив, что это относится к проекту порта Дальний, а также к терминалу в Совгавани по перевалке сжиженного газа.
С проблемами сталкиваются и в Приморском крае. Негативное влияние оказывают действующие ограничения на сети железных дорог на погрузку контейнеров с экспортными грузами в адрес местных портов. «У нас Восточная стивидорная компания с начала года теряет в перерабатывающей способности до 10 тыс. контейнеров в месяц за счет неурегулированности вопроса с вывозом экспорта. Это совокупно где-то $18-20 млн выручки. Конкретно, Приморский край потерял за полгода в налоговых поступлениях порядка 300 млн руб.», – сообщил председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев.
Ситуация с нехваткой пропускных мощностей у РЖД может повлиять на перспективное развитие контейнерного терминала в порту Восточный. По словам Сергея Шишкарева, планируется увеличить переработку ВСК до 1,7 млн TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении) ежегодно. «Но мы сегодня не можем вывезти экспортные контейнеры на наш же терминал – до 10 тыс. TEU в месяц. Какой смысл тогда вкладываться, развивать. Подчеркну, здесь не государственные, полностью частные инвестиции. Зачем увеличивать в три раза фактическую перерабатывающую способность терминала, если мы эти грузы не привезти, не вывезти не можем», – подчеркнул председатель совета директоров ГК «Дело».
БАМ ставят на второй путь
В настоящее время ведутся проектные работы по третьему этапу программы модернизации БАМа и Транссиба. «Уже сейчас в стадии проектирования находится 85 объектов, строительством которых займемся за горизонтом 2024 года. Задельное проектирование нужно, чтобы у нас уже была готовая документация, к тому моменту, когда будет принято решение о реализации третьего этапа развития Восточного полигона», – рассказал заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Андрей Макаров.
Реализация этого этапа предполагает строительство более 2 тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений. Фактически БАМ полностью будет двухпутной магистралью, как сегодняшний Транссиб.
За счет реконструкции провозные способности Восточного полигона к портам и погранпереходам ДФО к 2030 году можно будет довести до 210 млн т (как известно, целевой показатель второго этапа, рассчитанного до 2025 года – 180 млн т). «На этом не останавливаемся. Делали оценку перспективной грузовой базы к 2030 году дополнительных грузов, которые поедут с Центральной России, с Урала, с тех станций, которые у нас находятся западнее Тайшета, и видим, что к 2030 году это будет плюс 45 млн т, плюсом с территории Восточного полигона дополнительно поедет (в восточном направлении) порядка 35 млн т дополнительно», – проинформировал замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов.
Конечно, встает вопрос, насколько железнодорожная инфраструктура обеспечит в будущем заявки грузоотправителей. По словам замминистра, эти предпосылки заставляют дальше смотреть на перспективы развития БАМа и Транссиба. Сейчас обсуждается программа мер, которая позволит довести провозные мощности Восточного полигона под объем в 255 млн т к 2032 году.
При этом предполагается привлечение внебюджетных средств на данные цели. В первый деловой день на ВЭФ-2023 подписано соглашение между РЖД, компанией «Бамтоннельстрой-Мост» и Газпромбанком. Стороны договорились о развитии крупных объектов инфраструктуры Байкало-Сибирской магистрали и Транссиба. Для достижения ежегодной провозной способности Восточного полигона не менее 255 млн т необходимо строительство дополнительных инженерных сооружений: моста через Амур у Комсомольска, Кодарского, Кузнецовского, Северомуйского тоннелей. Во сколько обойдется строительство этих объектов не сообщается, но известно, что создание только Северомуйского тоннеля требовало 60 млрд руб. в ценах 2019 года.
В свою очередь генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская предлагает модернизировать участок Смоляниново – Находка. Поскольку железнодорожный путь здесь проходит через перевалы, для обеспечения роста перевозок к портам Находка и Восточный придется строить обходные перегоны и тоннели. «Строительство обходов Хмыловский – Находка-Восточный, Тигровый – Партизанск и Смоляниново – Тигровый – это быстро достижимые точки роста, которые позволят в короткие сроки нарастить провозную способность на данном направлении на 50 млн т в год», – сообщила Ирина Ольховская, уточнив, что вложения в этот участок будут меньше, чем в бамовские стройки.
В 2021 году создание обходного участка Тигровый – Партизанск (протяженность – 61,4 км) оценивалось в 36,3 млрд руб., Хмыловский – Находка-Восточная (6,2 км) – 30,4 млрд руб., Смоляниново – Тигровый (34,2 км) – более 49 млрд руб.
С концессией и без
Для привлечения внебюджетных источников финансирования важно, насколько будет выработана жизнеспособная финансовая модель. Как проинформировал первый вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер, к настоящему времени проведены консультации с рядом инвесторов, они проявили заинтересованность к инфраструктурным проектам РЖД.
«Мы спорим относительно условий сделки, формата и требований банков к обеспечению, процентным ставкам, но подчеркну, проект абсолютно точно окупаем», – заверил он.
Сейчас ведется работа в двух направлениях. «По концессионным инициативам мы находимся в процессе согласования условий с органами исполнительной власти. Второе движение по этому проекту – это обсуждение схемы договора генерального подряда с обязательством подрядчика привлечь финансирование под долгосрочный контракт жизненного цикла с РЖД, т.н. механизм EPC (когда компания берет на себя весь комплекс работ от инжиниринга до пусконаладки – прим. ред.)», – рассказал представитель Газпромбанка. Никто раньше с нуля такие EPC-контракты не структурировал, добавил он, но сегодня к ним проявляют интерес и другие финансовые организации.
Эффектами от внедрения новой договорной модели может стать стабильность прогнозирования финансовых потоков на долгосрочный период строительства, сокращение сроков строительного цикла проекта и снижение риска выхода за пределы бюджета. При этом маржинальность EPC-контракта в сравнении с договором генерального подряда может быть заметно выше.
«Схема имеет несколько особенностей. Во-первых, она не требует государственного финансирования на стадии проектирования и строительства. То есть государственные деньги не нужны, и запустить эту схему можно прямо сейчас в отличие от концессионной…Кроме того, запуская проект сейчас, эта схема позволит правильным образом управлять инфляционными ожиданиями. Понятно, что чем дольше мы затягиваем запуск проекта, тем больше мы подвержены инфляции в поставках сырья, материалов, техники. Запуская проект, сразу получаем дополнительный экономический эффект», – изложил идею Павел Бруссер.Дальневосточная магистраль среди всех 16 железных дорог ОАО «РЖД» занимает второе место по объемам вкладываемых инвестиций. В этом году в развитие ДВЖД планируется вложить 143 млрд руб. Начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде рассказал EastRussia, как инвестиционные вливания сказываются на возможностях инфраструктуры.
По оценкам Росстата, туристический поток за прошлый год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 г. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край (1,42 млн туристов), Бурятия (0,67 млн туристов), Камчатский край (0,62 млн туристов), а также Хабаровский край (0,58 млн туристов). Рост размещения в дальневосточных гостиницах составил 10%, увеличившись до 3,53 млн человек. За первые два месяца 2023 г. рост туристического потока в ДФО составил 34%[1]. Значительное количество туристов также приходится на Иркутскую область – за прошлый год регион посетили около 1,5 млн туристов, что на 20% больше, чем за 2021 г.
Для некоторых проектов в отрасли требуется расширение территории, предоставление дополнительных участков под новые объекты. Так, правительство Иркутской области в настоящее время ожидает передачи земельных участков из федеральной собственности в региональную для реализации проекта туристического кластера «Тальцы» под Иркутском. Проект требует порядка 330 га земли. На берегу Иркутского водохранилища предполагается разместить отели на 3,5 тыс. номеров, аквапарк, марину для стоянки яхт, создать сеть туристических маршрутов. На сегодняшний день «Тальцы» представляют собой архитектурно-этнографический музей, куда свезены постройки Илимского острога, ранее располагавшиеся в зоне затопления Усть-Илимским водохранилищем.
Приморская ТОР «Надеждинская» в мае текущего года была расширена (и переименована в ТОР «Приморье») для включения новых участков на острове Русский во Владивостоке для создания тематического парка развлечений с курортно-гостиничным центром и аквапарком (инвестор – ООО «Восток Парк Резортс», структура краснодарской «Мантера Групп»[2]). Также на острове предполагается создать базу отдыха в бухте Воевода, которая будет специализироваться на экологическом и гастрономическом туризме. Ее открытие запланировано на 2027 г.
В целом с территориями на острове Русский связаны существенные планы в сфере туризма и гостиничного бизнеса. В частности, компания «Парк Новик» обратилась в Минвостокразвития с инициативой по реализации на арендуемых ей участках проекта развития курортной зоны в бухте Новик. Проект предполагает строительство комплекса апартаментов премиум-класса, террасного отеля, гребного центра, а также гостиницы для проживания спортсменов в период проведения международных соревнований по водным видам спорта.
Помимо того, на острове намерена построить четырехзвездочный отель на 300 номеров («Аква Парадайз») компания Zont Hotel Group[3]. Ожидается, что финансирование проекта будет осуществляться с участием государственных корпораций «Туризм.РФ» и ВЭБ.РФ при содействии Минвостокразвития и Минстроя РФ. Помимо отеля при аквапарке, в состав комплекса должны войти IT-парк, спортивно-оздоровительный центр, торговые галереи. В рамках второго этапа проекта ожидается создание благоустроенной прибрежной полосы, видовых площадок, морского бульвара, здания яхт-клуба и пирса для стоянки яхт и катеров. Общие инвестиции в создание комплекса оцениваются в сумму около 15 млрд рублей. Предполагается, что отель заработает в 2026 г. Проект находится на стадии подготовки проектной документации.
Тем временем к летнему периоду запускаются новые туристические экскурсионные маршруты.
С 15 июля в Хабаровском крае заработал новый экскурсионный маршрут на речном теплоходе с посещением музея истории Амурского моста (самого крупного мостового сооружения на Транссибе) в рамках губернаторской инициативы «Край притяжения. Туризм в удовольствие». Данная инициатива также предполагает строительство нового здания Дальневосточного художественного музея. Что касается музея, то городские власти выделили четыре участка под строительство (более 3 га в районе площади Славы). Реализовать проект предполагается с применением механизма дальневосточной концессии.
Новый железнодорожный туристический маршрут «Комсомольский экспресс» был запущен к горному озеру Амут. Он также включает посещение Комсомольска-на-Амуре, экспоцентра авиационного завода и музея судостроительного завода, хребта Мяо-Чан, горнолыжной базы «Холдоми». Еще одним обновленным маршрутом в регионе стал тур для автомобильных путешествий, включающий посещение Амурского моста, набережной Амура, зоосада «Приамурский», национального парка «Анюйский» и скал Надге.
Среди новых гостиничных проектов, ряд новых объектов предполагается открыть на Курильских островах. На острове Итуруп (г. Курильск) четырехзвездочный отель «Янкито-2» на 55 мест за 700 млн рублей возводит сахалинская рыбопромышленная группа и строительный подрядчик АО «Гидрострой»[4]. Ожидается, что гостиница площадью 5 тыс. кв. м начнет работу во втором квартале 2024 г. На территории отеля будут размещены ресторан на 30 мест, конференц-зал и спа-зона.
Еще одну гостиницу планирует построить компания «Отель Кунашир» - на Кунашире. Инвестор проводит проектные работы. Компания «Утари» приступила к проектным работам для строительства видового отеля на острове Итуруп. В число уже действующих гостиничных проектов на Курилах входит проект компании «Кунашир-Тур», инвестировавшей более 200 млн рублей в строительство гостевого комплекса Kunashir Resort на 22 номера на Кунашире. Кроме того, в июне стало известно, что судоходная ГК «Дело» рассчитывает приобрести судно для организации круизных перевозок вдоль Курильских островов. Подробности данного проекта пока не раскрывались.
Также в Сахалинской области на острове Монерон в Татарском проливе запланировано создание международного дайвинг-центра (инвестор – RuDIVE[5]). В том числе на остров предполагается организовать однодневные туры для посещения центра.
В Приморском крае в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье» в июле разрешение на возведение гостиницы на 80 номеров и казино получила компания «Азия-инвест Групп»[6]. Предполагаемый объем инвестиций в проект оценивается в 2,5 млрд рублей. Строительные работы предполагается начать в сентябре текущего года, завершение первой очереди и ввод в эксплуатацию намечены на середину 2025 г. Общая площадь застройки составит 12 600 кв м.
Также Иркутская область, Бурятия, Якутия и Амурская область в ближайшие годы должны получить федеральные гранты на строительство модульных некапитальных гостиниц. Иркутская область получит из федерального бюджета 141,1 млн рублей в текущем году и 100,8 млн рублей в 2024 г. В регионе предполагается ввести порядка 170 номеров. В прошлом году Приангарье уже получило на строительство модульных отелей 200 млн рублей из федерального бюджета. На них создано порядка 140 номеров на 280 мест в Иркутске и на побережье озера Байкал (в Ольхонском и Слюдянском районах).
Бурятии на данные цели предназначено 315 млн рублей – около 231 млн рублей в текущем году и 84,2 млн рублей в 2024 г., Якутии – 22 млн рублей в текущем году и 3 млн в 2024 г., Амурской области – порядка 5 млн в текущем году.
Кроме того, перспективы связывают с развитием оздоровительного туризма на природных территориях. В июне корпорация «Туризм.РФ» выделила 300 млн рублей на строительство круглогодичного туристического комплекса ООО «Грин Флоу Байкал»[7] в Бурятии на побережье Байкала в селе Турка (Прибайкальский район) в рамках ОЭЗ «Байкальская Гавань». На площади 1,7 га предполагается возвести гостиницу (4 звезды) на 153 номера и создать оздоровительную инфраструктуру. Ввод в эксплуатацию комплекса намечен на первый квартал 2025 г.
Наконец, в Магаданской области в текущем году должна завершиться реконструкция бальнеологического курорта «Талая»[8] в долине одноименной реки на склоне Колымского хребта (Хасынский муниципальный округ). Число отдыхающих благодаря реновации ожидается увеличить до 7 тыс. человек.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По данным Минэкономразвития, точное количество туристов за данный период не приводится.
[2] Учредитель – С.Улитин (с 2022 г.). Он также владеет 70% уставного капитала ООО «Уникальное путешествие», зарегистрированного в Краснодарском крае в 2021 г. Ранее С.Улитин был совладельцем ООО «Сочи-Парк курорт». До этого единственным владельцем ООО «Мантера-Групп» был родственник экс-главы Минсельхоза А.Ткачева Р.Баталов. «Мантера-Групп» управляет курортом «Красная Поляна». В числе ее перспективных проектов курорт «Лагонаки» в Адыгее, «Сочи Гольф Резорт» в Сочи и др. Структуры А.Ткачева сейчас активно расширяют присутствие на Дальнем Востоке.
[3] Создана в 2011 г. Н.Филатовым и А.Гендельсманом – выходцами из менеджмента российской гостиничной сети Azimut Hotels Group.
[4] Бенефициар – А.Верховский, бывший сенатор от Сахалинской области.
[5] Учредитель – Д.Орлов.
[6] г. Владивосток, учредитель – А.Ким.
[7] Учредители – ООО «Антерра» А.Тертычного и «Туризм.РФ».
[8] Инвестором выступает магаданский золотопромышленник (концерн «Арбат»), заместитель председателя областной думы («Единая Россия») А.Басанский.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.
Резкое сокращение деловых контактов со странами Запада сделало еще более актуальным вопрос притока в Россию китайских инвестиций. Как при этом сделать преференции и другие права для иностранных инвесторов более адресными и привлекательными – сегодня не тривиальная задача. В желании привлечь инвесторов Россия, в частности, меняет миграционное законодательство. В свою очередь эксперты говорят о необходимости гарантий китайскому бизнесу для неизменности условий работы, вспоминая негативный опыт 1990-х.
Инвестиции в обмен на жилплощадь
Как считают эксперты, наиболее привлекательными для партнеров из КНР сегодня могут быть проекты в области автопрома, производства технологического оборудования, а также сельского хозяйства. Если техника в первую очередь важна для внутреннего потребителя, и Китай в этом случае получает перспективный рынок сбыта, то развитие аграрного сектора и пищевой промышленности расширяет экспортные возможности РФ.
В 2022 году экспорт из России в Китай достиг $114,15 млрд. Основная часть - более 90% из этой суммы - пришлась на минеральные ресурсы. В то же время увеличились поставки сельхозпродукции и продуктов питания. Их экспорт к 2021 году вырос на 42%, до $6,09 млрд. «При удельном весе – чуть больше 5% – эта позиция теперь занимает второе место в условном рейтинге основных категорий российского экспорта в Китай», – проинформировал заместитель торгового представителя РФ в КНР Алексей Ефимов.
Особые надежды на развитие агросектора возлагают в регионах Сибири и Дальнего Востока. Например, в Приморье к 2025 году намерены увеличить производство сои до 720 тыс. т, рассказал замруководителя Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Колмагоров. Вместе с тем для увеличения экспорта необходимо развитие сопутствующей инфраструктуры. Требуются дополнительные элеваторы и специализированные морские терминалы – это как раз может стать точкой приложения китайского бизнеса. Кроме того, в краевом правительстве рассчитывают, что инвесторы из КНР будут вкладываться в организацию местных высокотехнологичных производств по глубокой переработке сои с последующим экспортом готовой продукции.
Сегодня в России, включая ДФО, действуют различные преференциальные режимы. Причем работа над повышением их инвестиционной привлекательности продолжается. В частности, идет проработка новой экономической зоны – международной территории опережающего развития. Главная цель в том, чтобы она на 100% отвечала запросам иностранных инвесторов, подчеркивают в КРДВ. Среди мер поддержки для зарубежных резидентов планируется предусмотреть упрощенный визовый режим как для менеджмента и работников предприятий, приехавших из-за границы, так и членов их семей.
Если говорить о самих инвесторах, в том числе из Китая, то дополнительным стимулом могут стать новации миграционного законодательства, считает генеральный директор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева. 31 декабря 2022 года вышло постановление российского правительства № 2573 «Об утверждении критериев, которым должен соответствовать иностранный гражданин, осуществивший инвестиции в РФ, для выдачи вида на жительство (ВНЖ) в РФ без получения разрешения на временное проживание».
Закон «О правовом положении иностранных граждан» и раньше декларировал право получения ВНЖ иностранцам, инвестирующим в Россию, однако четких оснований на этот счет до недавнего времени прописано не было. Теперь вид на жительство может быть предоставлен, если претендент отвечает одному из следующих критериев:
1. Иностранный гражданин в течение 3 лет, предшествующих обращению с заявлением о выдаче вида на жительство, инвестировал в социально значимые проекты субъектов РФ не менее 15 млн руб.
2. Иностранный инвестор зарегистрировал и является единственным участником юрлица, которое ведет в РФ предпринимательскую деятельность от 2 лет, причем уплачивает налоги, сборы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере не менее 4 млн руб. ежегодно.
3. Иностранный гражданин вложил от 30 млн руб. в российское юрлицо, которое не менее 3 лет осуществляет предпринимательскую деятельность. При этом в календарном году, непосредственно предшествующему году, в котором он обратился с заявлением о ВНЖ, сумма уплаченных налогов и взносов составила не менее 6 млн руб.
4. Иностранец приобрел в России недвижимость на стадии строительства либо недавно построенную – в течение 2 лет после ввода в эксплуатацию. Ее кадастровая стоимость должна составлять не менее 50 млн руб. для Москвы, не менее 20 млн руб. для субъектов ДФО и не менее 25 млн руб. для остальных регионов РФ.
Бизнес и зона риска
Законодательные изменения обсудили на днях на круглом столе, который организовал в Общественной палате РФ Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития. К некоторым положениям у экспертов возникли вопросы.
«В соответствие с нашим законодательством взнос в уставный капитал компании может быть произведен не только в денежной, но и в товарной форме. В этом случае необходима оценка, но как делается оценка, все знают. Я, предположим, инвестировал в станок, оценил его в 15 млн руб., хотя он может и 1 млн не стоит», – сказал ответственный секретарь межфракционной депутатской группы Госдумы РФ по межпарламентским связям со странами АТР Юрий Нагерняк, не исключив, что конкретика будет в последующих нормативных актах.
По словам гендиректора «Синорусс», сумма, за которую может быть приобретена недвижимость для получения ВНЖ – достаточно большая цифра и для Китая. «Это получается поддержка наших застройщиков элитного жилья», – отметила Сурана Раднаева.
Председатель комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский наоборот считает, что данная сумма «не ахти какая» по сравнению с правоприменительной практикой в развитых государствах. Однако в России немало препятствий, по большому счету созданных искусственно, для желающих открыть свое дело в РФ. Например, на срок от 3 лет и выше иностранец может быть выслан из страны за совершение двух административных правонарушений, причем вне зависимости от характера и тяжести содеянного, вплоть до таких случаев, как курение в неположенном месте.
«Будь-то предприниматель, рабочий, кто угодно, докопаться при желании можно до столба, как гласит армейская поговорка, – рассуждает Юрий Московский. – Это нужно изменять, потому что иначе ни о каком нормальном инвестиционном климате в РФ можно не говорить».
Юрий Нагерняк указал на проблему защищенности китайского предпринимательства в России. Прежде всего, речь о малом и среднем бизнесе: предпринимателям из Китая до сих пор памятны времена 20-25-летней давности, подчеркнул он. «Практически у всех китайцев, которые построили более-менее успешный бизнес в России, особенно это касается Дальнего Востока, этот бизнес отжали. К концу 1990-х он перешел в другие руки…Обычно бизнес отбирался под предлогом нарушений. Чаще всего нарушения имели место, просто результаты [административного реагирования] непропорциональны», – пояснил эксперт, выразив надежду, что такие времена не повторятся.
Между тем предприниматели Китая продолжают сталкиваться если не со злоупотреблением со стороны органов власти, то с мошенничеством. «Принимая определенный нормативный документ, мы должны подумать также о том, как реально обезопасить бизнес китайских инвесторов», – заключил Юрий Нагерняк.
Учение - прописка
Раньше для иностранцев, находящихся в России, было не так много возможностей получить разрешение на временное проживание, оформить вид на жительство. В большинстве случае основанием для этого являлся брак с российским гражданином или рождение человека на территории РФ с последующим постоянным проживанием. В этой связи кажутся серьезным шагом недавние послабления в миграционном законодательстве для студентов и молодых специалистов.
С 1 января 2023 года у иностранцев в России появилась возможность разрешения на временное проживание в образовательных целях (РВПО), причем без распределения квот. Эти изменения также потенциально затрагивают интересы граждан КНР, поскольку Китай долгое время лидировал среди государств дальнего зарубежья по количеству получающих высшее образование в России.
Нововведение распространяется на студентов, аспирантов, обучающихся по очной форме в российских государственных вузах или научных организациях по программам, имеющим госаккредитацию. РВПО позволяет иностранцу проживать в РФ на время всей учебы и еще в течение 180 дней после ее завершения.
При этом не запрещается без соответствующего разрешения совмещать обучение с работой, возможно даже зарегистрировать ИП и заниматься предпринимательской деятельностью. Раньше для иностранных учащихся действовали ограничения. «Подавляющее число студентов – не богатые студенты. Почему едут учиться в том числе в Российскую Федерацию, потому что у нас расценки ниже, чем на западе, стоимость проживания ниже. Работать им было реально нельзя, но они работали, их можно было тут же ловить, карать, выдворять или брать с них денежку, чтобы они этого не совершали. Это поменялось. Надеюсь, к прежнему порядку не вернутся», – выразил мнение Юрий Нагерняк.
Единственное, временно проживающий не вправе работать вне региона выдачи РВПО (кстати, в этом отличие от ВНЖ: купивший недвижимость в одном субъекте России иностранец не ограничен в намерении вести бизнес в другом месте), тем не менее он имеет возможность это делать дистанционно, заключив трудовой договор.
«В течение 3 лет после окончания обучения в РФ такой иностранный студент может оформить вид на жительство без ограничения срока действия. Но нельзя получить ВНЖ в течение 3 лет, если до этого иностранный гражданин не имел разрешения на временное проживание в целях образования. Единственное исключение – только для тех студентов, которые имеют красный диплом», – уточнила юрист ООО «Синорусс» Елена Филиппова.
Юрий Московский считает, что принятие такой меры, как РВПО – дальновидное решение. «Студент – это потенциальный инвестор. Он хоть и бюджетный, но у него есть родственники, которые могут инвестировать. Кроме того, молодой человек здесь пожил, обрел связи. Он же едет не только за знаниями, но и за социализацией», – пояснил представитель комиссии по вопросам миграции.
Дальневосточники, любящие посещать приграничные города Китая за их доступность и возможность вкусно поесть и относительно недорого закупиться, уже третий год терзаются вопросом: когда же Китай откроется и вернет возможность недорого отдыха. Судя по последним сообщениям до «сбычи мечт» остались считанные недели.
Последние новости заставили встрепенуться тех, для кого Суйфэньхэ, Фуюань, Хэйхэ, Жаохэ и Маньчжурия не абракадабра и не просто названия приграничных китайских городов. «Россияне снова могут отправляться в соседний Китай без оформления виз», говорится в официальных ответах ответов МИД России и Минэкономразвития.
Начиная с 8 января, когда власти Китайской народной республики частично сняли ограничения на въезд в страну, связанные с пандемией COVID-19, попасть в Поднебесную можно было только по визе. (класс опасности коронавирусной инфекции из наивысшей категории «А» перевели в категорию «Б» - к этой категории в Китае относится, например, туберкулез – прим. авт). Некоторые турфирмы начали хитрить: помощью своих китайских партнеров организовывали деловые приглашения, которые давали возможность оформить визу.
фото: архив EastRussia
Но отдельные единичные случаи погоды не делают – жители Владивостока, Хабаровска, Благовещенска и прилегающих территорий ждут когда заработает «списочная» система - когда туристы едут «по списку» на срок от одного до трех дней. В этом случае работает правило: вместе въехали, вместе выехали, вглубь Китая уехать практически невозможно. Исключение – визит в Хэйхэ из Благовещенска – там можно было въехать самостоятельно, не по списку и оставаться там официально на срок до 30 дней. Некоторые на свой страх и риск направлялись и вглубь страны.
«Была такая возможность, - рассказал EastRussia журналист и путешественник Павел Кошеленко, - отдельные товарищи садились на автобус и добирались до Харбина. Было время на таких маршрутах не проверяли наличие визы, паспорт вообще не спрашивали, вся сложность заключалась в том, чтобы сообщить кассиру, конечную точку путешествия. Купить билет на поезд или самолёт было нельзя – там в обязательном порядке смотрели есть ли виза».
Была и есть возможность оформить в приграничных городах – прямо на переходах – «визу по прибытию» – ее вклеивают в паспорт, а выглядит она наподобие тех, что выдают в Консульстве КНР. Удовольствие не дешевое – цена составляла 440 юаней, но путешественник получал возможность легального передвижения по стране.
Что же всё-таки с безвизовыми поездками? Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский в своем Telegram-канале пишет: «Основные согласования государственных контролирующих органов для обеспечения безвизовых туристических обменов через пункты пропуска на территории Приморского края получены. В настоящее время происходит утверждение механизма электронной регистрации списков туристских групп».
В министерстве туризма Хабаровского края порталу EastRussia пояснили, что официальной информации по открытию туристического направления со стороны КНР на данный момент нет. Но сейчас Хабаровский филиал Росгранстроя совместно с китайской стороной проводит организационно-подготовительные мероприятия к началу работы пунктов пропуска Хабаровского края на пассажирском направлении (Покровка – Жаохэ и Хабаровск – Фуюань).
В Генеральном консульстве КНР в Хабаровске пояснили, что с 6 февраля появилась возможность подать документы на получение деловой, рабочей, учебной, семейной, экипажной визы и т.д. Словом, в настоящее время Консульством оформляются почти все типы виз, кроме туристических. Но при этом в «обратную сторону» КНР работает иначе: туристические агентства Китая возобновили в экспериментальном режиме организацию выездных групповых туров для своих граждан в 20 стран, включая Россию. То есть своих туристов уже выпускают.
Павел Пирогов, длительное время проживающий на юге Китая в городе Санья, в беседе с EastRussia рассказал, что в Китае закончились выходные в честь Праздника Весны (т.н. «Китайский Новый год», прим.), и ожидается много оптимистичной информации по поводу въездного туризма. «Внутренний туризм в Китае восстановился полностью, особенно это чувствуется на Хайнане. В Санья Новый год встретили несколько миллионов китайцев, были превышены все показатели предыдущих годов, люди устали за три года от изоляции. Что касается россиян, то их здесь очень ждут, но для приема наших соотечественников необходимо провести ряд процедур – отменить постановление Правительства КНР о полном прекращении авиасообщения с другими странами и утвердить процедуру реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых турпоездках», – рассказал Павел Пирогов.
фото: архив EastRussia
Об ожидании российских туристов сообщила и Генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань: «Китай готов принять туристов и для них все подготовлено, но точная дата возобновления туризма пока неизвестна».
Еще один источник из Пекина, близкий к туристическому бизнесу, сообщил EastRussia, что и в Пекине, и в Хэйхэ, и в Сюнькэ, и в других приграничных городах россиян, несомненно, ждут, однако он сомневается, что власти КНР отменят правило 48-часового срока давности ПЦР-теста. Также он отметил, что в приграничных с Россией городах выросли цены как на продукты, услуги, так и на проживание. Кроме того, за период пандемии и отсутствия туристического потока с российского Дальнего Востока, закрылось очень много гостиниц, магазинов, развлекательных заведений, ресторанов. Если российский турист массово отправится в приграничный Китай, он банально может столкнуться с дефицитом этих мест.
фото: архив EastRussia
О повышении цен и требования ПЦР-тестов рассказал EastRussia и читинский журналист Юрий Черепанов. Он подсчитал, что если раньше за 3-дневную путевку в Маньчжурию из Забайкалья платили 4000-5000 рублей, то теперь ожидаемый нижний порог составит 8000 рублей. А цены на гостиницы поднялись с 50-70 юаней до 120 юаней и выше за сутки. Так же он отметил, что еще добавляется сумма около 1500 рублей за ПЦР-тест.
В любом случае большинству желающих попасть в «Фуньку» и Хэйхэ из Хабаровского края, ЕАО и Амурской области придётся подождать мая месяца – открытия навигации. Даже с учетом того, что уже действуют мосты Благовещенск – Хэйхэ и Нижнеленинское – Тунцзян, а Федеральная пассажирская компания (структура РЖД) даже проводила опрос в заинтересованности введения поездов в Китай, ожидать «сухопутного сообщения» пока не стоит. Приморцам и забайкальцам в открытии Китая может повезти раньше – здесь есть автомобильные переходы.
фото: архив EastRussia