Счетная палата проверила программу по созданию ближне-среднемагистрального самолета семейства МС-21 и выяснила, что совокупная стоимость проекта в рублях выросла в 2,3 раза, а срок создания самолета МС-21-300 увеличился на три года. Также было отложено решение о разработке самолета МС-21-400.
На реализацию проекта в целом уже направили больше 158 млрд рублей, а его общая стоимость до 2025 года оценивается в 437,4 млрд рублей. По словам аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова, проект изначально запускали в достаточно сложных условиях, когда в отрасли был большой износ основных производственных фондов и высокая степень зависимости от импорта. Вероятно, руководителям проекта удалось учесть не все рисковые факторы.
Реализация проекта потребовала глубокой модернизации и технологического переоснащения предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, прежде всего, Иркутского авиационного завода и ульяновского «Авиастар-СП». Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, по результатам испытаний возрос объем работ, связанных с конструктивными изменениями систем и агрегатов, в которых применялись инновационные технические решения и технологии. Некоторые этапы работ корпорация «Иркут» завершила на 6-12 месяцев позже, чем планировалось.
На изменение стоимости повлиял рост курса валют, а существенные изменения в проект пришлось вносить из-за введения санкций. Сейчас Счетная палата опасается, что сроки выполнения работ и начала продаж самолета в очередной раз придется сдвигать. Объединенной авиастроительной корпорации порекомендовали проанализировать вероятные риски и минимизировать их.
Данные проверки Счетной палаты направят в Минпромторг и корпорацию «Иркут», в ОАК, а также в палаты Федерального Собрания.