Полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев заявил, что темп роста инвестиций в Арктику на 25% выше, чем на Дальний Восток. Он отметил, что Арктическая зона РФ крайне привлекательна и богата ресурсами, однако пока мало освоена.
Об этом полпред сообщил в интервью телеканалу НТВ.
«Темпы прироста инвестиций на Дальнем Востоке существенно выше, чем среднероссийские. Так вот в Арктике темпы прироста инвестиций на 25% выше, чем на Дальнем Востоке», – уточнил он, добавив, что на сегодня там реализуется целый ряд больших проектов.
«Практически вся Арктика стала зоной преференциальной. И проекты там возникают и строятся», – добавил Юрий Трутнев.
В июле 2020 года Арктика стала самой крупной в мире особой экономической зоной: президент Владимир Путин подписал пакет федеральных законов о системе преференций в Арктике. Воспользоваться ими могут предприниматели, ведущие бизнес в любом из девяти регионов, входящих в АЗРФ. Сегодня это территории Мурманской области, Чукотки, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов; а также отдельные муниципалитеты Якутии (13 районов), Коми (4), Карелии (5), Архангельской области (8), Красноярского края (4).
В апреле 2020 года в России стартовал отбор инвестпроектов для реализации на территории Арктической зоны, которые рассчитывают получить господдержку на создание энергетической, дорожной или другой внешней инфраструктуры. Механизм отбора утвердили в правительстве России. В марте президент подписал федеральный закон о поправках в Налоговый кодекс, которые позволят стимулировать реализацию новых проектов по добыче углеводородного сырья в Арктической зоне.
В технопарке «Якутия» привыкли, что к ним с проектами и идеями приходят, как правило, IT-специалисты, ученые, изобретатели, а тут на пороге появился настоящий полярник. Представился Николаем Находкиным, сказал, что представляет ООО «Безопасная Арктика», до этого долгое время возглавлял Службу спасения республики Саха (Якутия). В новой для себя роли решил воплотить в жизнь все то, что не успел, будучи главным спасателем Якутии. Название компании говорило само за себя – Находкин с коллегами предлагали технологии, позволяющие спасать жизни людей в бескрайней Арктике.
Представьте себе такую картину: человек поехал за грибами, увлекся процессом и заблудился. Быстро стемнело. Похолодало. Страшно. На второй день «потеряшка», сбившись с курса, сильно далеко ушел в противоположную сторону от своей машины. Отчаяние. Безысходность. И тут – автомобильный гудок! Через пять минут еще один, затем третий, теперь уже совсем ясно, куда идти, а, вернее, бежать. Гудки работают автономно, круглосуточно и в любую погоду.
Придя на звук, человек обнаруживает на дереве пластиковую трубу, а в ней записку примерно такого содержания: «Иван Иванович, мы вас ищем, оставайтесь на месте, за вами придут». И действительно - через три часа максимум на месте появлялся спасатель.
Маяк "Находка" с запиской
Описанное действо не что иное, как работа ноу-хау якутских спасателей под названием «Находка» (естественно, по фамилии руководителя Находкина). Выглядит конструкция сердито и дешево: ПВХ-труба с вмонтированным в нее гудком от «КАМАЗа», да в придачу светодиодная лента, мигающая в сумерках - от прожектора отказались, т.к. в Якутии светлые ночи. Все это работает автономно: издает громкие звуки, светит – одним словом, привлекает к себе внимание. Ими, через 3-4 км окружается местность, где потерялся человек. «Потеряшка» больше всех хочет выйти к людям и обязательно выйдет гудок.
Придумать «Находку» заставила жизнь и сложность поисков: люди в Якутии терялись (и теряются) с завидным постоянством, территории – огромные, а спасателей не так много. Вот и пришлось выдумывать.
- Сначала мы думали, что сможем все вопросы с помощью беспилотников закрыть – сверху-то все-все видно. Ещё в 2011 году создали эскадрилью беспилотников, но вскоре поняли, что это не панацея: то туман, то облачность. Тогда-то и пришлось разработать и дополнительно к ним внедрить поисково-спасательный маяк «Находка», - рассказывает Николай Находкин.
Николай Находкин
Разработка, как говорится, «зашла»: с помощью «Находки» уже во время тестовых испытаний нашли шестерых «потеряшек». Причем, изделие усовершенствовали – если изначально спасатели каждые три часа объезжали маяки, то потом в них установили кнопку обратной связи, нажав которую, человек мог связаться со спасателями. А еще стали оставлять возле маяков немного провизии и бутылки с водой.
Когда якутские инноваторы отправились в западные регионы России на всевозможные конкурсы со своей «Находкой», то поняли, что не только «попали в тренд», но и обошли своих конкурентов-коллег, у которых на разработки были многомиллионные бюджеты, а тут северяне со своей трубой…
Маяки помогают расширить зону охвата поиска, но при этом снизить число задействованных в поисках людей, которых и так сильно не хватает, если человек потерялся в каком-нибудь отдаленном улусе или населенном пункте, а таких в Якутии больше трехсот (!).
Набрать нужное для поисков число людей получается далеко не всегда
Один же маяк (к слову, стоимостью сорок тысяч рублей) покрывает территорию поиска в четыре квадратных километра и может использоваться многократно, много лет. Изначально стоимость была сильно и ниже, но увеличилась из-за электронной начинки – теперь маяк передает свои координаты, уровень заряда аккумулятора, передает информацию о срабатывании кнопки SOS, а также ретранслирует радиосигнал от соседнего маяка, поэтому работает даже там, где нет сотовой и спутниковой связи.
Дальше – больше. Команда Находкина разработала технологию, которая позволяет отправлять SMS-сообщения на рации в отсутствие сотовой или спутниковой связи. Как это работает, Николай Находкин проверил на себе:
- Поехали с мужиками на рыбалку за 400 километров от Якутска. Только приехали на озеро, расположились, расслабились, как приходит SMS-сообщение от супруги: «КАМАЗ» нас переехал. А она должна была дочку в аэропорту встречать. Ну, я аж подпрыгнул на месте! Тут, конечно, не до отдыха было. Оказалось, все банально, во дворе мусоровоз, разворачиваясь, поцарапал бампер на ее машине…
Все эти технологии Николай Находкин теперь предлагает внедрить в Арктике, где и расстояния кратно больше, и людей значительно меньше. Поэтому к своим разработкам он хочет добавить автономности: к примеру, маяки оборудовать солнечными батареями, пьезо-элементами, ветрогенераторами и поставить на всех необитаемых островах и по арктическому побережью Якутии. Рано или поздно - пригодятся, уверен Николай. К примеру, когда они шли с острова Беннетта, то получили ориентировку, что по ходу их движения пропала лодка с двумя людьми на борту. К слову, их до сих пор не нашли, а, быть может, они где-то умирают от голода на одном из многочисленных безлюдных островов. В бытность Находкина главным спасателем Якутии были случаи, когда люди в Арктике выживали по два месяца.
Еще одна разработка, которая по мнению Находкина, может помочь выжить в Арктике -спутниковые таксофоны. Их уже также опробовали в Якутии – установили в зимовьях, охотничьих избушках, чтобы в случае крайней необходимости можно было дозвониться на «большую землю». А чтобы люди не баловались и не звонили «просто так», исходящий звонок завязали на службу 112. Правда, с введением санкций спутниковые телефоны перестали работать, а своего пока не придумали.
Применять авиацию при поисково-спасательных работах в Арктике – не всегда эффективно, уверен Николай Находкин. Слишком переменчива погода на побережье и в Северно-Ледовитом океане, да и попросту летчик может не увидеть чего-то на огромной территории. А вот специальные тепловизоры применять – это годное дело. Эту технологию тоже опробовали в континентальной Якутии.
- У нас тепловизоры такие были, что след лося за счет разницы температур на мари в тайге могли засечь. Также и в Арктике, - вспоминает Находкин. – Но я ушел со службы и нашу эскадрилью беспилотников закрыли, многие ребята разъехались, кто-то в концерн Калашникова перешел работать.
Эскадрилья беспилотников
Есть в этом и экономический эффект: если в среднем на организацию масштабных поисков требуется около 600 тысяч рублей (это без учета авиации), то беспилотники могут существенно снизить эти траты.
Давайте договариваться
На прямой вопрос – что нужно сделать для безопасного освоения Арктики, Николай, не раздумывая, ответил: договариваться. В Арктике большое количество всевозможных служб, каждая из которых отвечает сугубо за свой сектор. К примеру, морские спасатели спасают только на море, а если те самые двое на моторной лодке с заглохшим мотором причалили к острову, то, извините, это уже забота другой службы. Пограничников? Но они лишь следят за тем, чтобы соблюдался погранрежим. У минобороны свои задачи. Местные власти? Эти – да, за всех переживают, но, увы, не имеют ни сил, ни средств.
- Нет согласования и общего межведомственного алгоритма проведения поисково-спасательных работ в Арктике на федеральном уровне. Договариваться службам между собой необходимо. По-другому нельзя. Ну, и технологии нужны. Наши, в том числе. Надеюсь, мы в ближайшее время наладим серийное производство и маяков «Находка», и других приспособлений. Сделаем вместе Арктику безопасной, - резюмирует Николай Находкин.
…Белый медведь огромных размеров недоуменно смотрел на непонятные то ли лодки, то ли корабли и прибывших на них людей. Такого он еще в здешних местах не видал…
Примерно так могли бы описывать свое прибытие на остров Беннетта участники экспедиции на архипелаг Де-Лонга, которая прошла в августе под эгидой Русского географического общества и была приурочена к 100-летию ЯАССР. На такой пафос «экспедиционеры» имеют полное право – так далеко сюда редко, кто забирается, тем более, на катамаранах.
Я звоню идейному вдохновителю и руководителю экспедиции Николаю Находкину и уже заранее ему завидую – ведь он с товарищами, по сути, посетил ту самую землю Санникова, о которой лично я могу судить лишь по одноименному фильму (снятому, кстати, в том числе, в долине гейзеров на Камчатке, где мне удалось побывать). Я, правда, тоже «ходил» в этих широтах и также на надувном плавсредстве (джипы экспедиции «От Тихого до Ледовитого» в 2010 году, поставленные на надувные «бананы»), поэтому немного представлял себе, что такое 850 километров пути по морю до острова Беннетта. Это лишь кажется сравнительно небольшим расстоянием, но уж точно не по Ледовитому океану — это огромный и рискованный путь.
На старте в Нижнеянске
Справка: катамаран выполнен из ПВХ, достаточно легко перевозится, собирается и ремонтируется. Гондолы катамаранов имеют длину 13 метров, диаметр один метр. Конструкция позволяет перевозить несколько тонн груза.
- Рисковали мы, конечно, здорово, - начинает свой рассказ Николай Находкин, - На «дутышах», в Северно-Ледовитом океане, где льды – казалось бы, полное безумие. Но именно этим мы и хотели показать, что все течет и все меняется: нет больше таких льдов, сокращается их площадь, и теперь можно проскочить в тех местах на катамаране. Но это не бравада. Это глобальный процесс, требующий тщательного изучения.
Про «рисковали» - не пустые слова, но все же Николай, думаю, несколько лукавит – долгое время он был главным спасателем Якутии, а сейчас возглавляет региональное отделение Российского союза спасателей. Одним словом, про риски знает не понаслышке и наверняка умеет их просчитывать. Да и готовились загодя: еще в 2020 году дошли до острова Большой Ляховский – это примерно середина нынешнего маршрута – и оставили там запасы топлива: за один раз необходимое количество бензина было не увезти.
Команда экспедиции на о. Малый Ляховский
Планировали пройти намеченный маршрут на следующий – 2021 год, но вмешались лесные пожары, а большая часть команды – действующие спасатели. Одним словом, было не до экспедиции. В этом году решили идти, несмотря ни на что.
- А даже хорошо, что так получилось, - размышляет Николай, - в этом году 100-летие образования республики Якутия, мы в ознаменование этого установили традиционное якутское жилище – балаган. Теперь там можно будет переждать непогоду, укрыться.
Маршрут катамарана «Кочевник» пролегал от Нижнеянска (это дельта реки Яна, северная оконечность Якутии) через Новосибирские острова: сначала шли вдоль береговой линии, затем строго на север в океан. Причем, участники экспедиции несколько дней «ждали у моря погоды» в Нижнеянске, но начавшийся шторм все время сдвигал срок старта экспедиции, пока в оперативном штабе экспедиции не подсказали про «глаз циклона», который постепенно смещался на Север.
- Это когда ты находишься в эпицентре циклона, вокруг все бушует, но как раз у тебя все хорошо. И ты перемещаешься как бы вместе с циклоном, - вспоминает Николай Находкин. – Так и шли, как у «Христа за пазухой». Хотя, конечно, страшновато было.
Маршрут экспедиции
Балаган, как противовес Арктической доктрине США
Тут Николай вспоминает пресловутых американцев, которые согласно своей Арктической доктрине, подписанной еще Бушем-младшим, все неосвоенные земли в Арктике считают ничейными и, мол, некоторые сенаторы до сих пор спорят по поводу принадлежности архипелага Де-Лонга. Короче, будем считать, что балаган поставил точку в абстрактном территориальном споре. К тому же, американцы сюда все равно уже давным-давно не захаживают. Здесь в принципе редко кто появляется. Балаган, кстати, на каменистом берегу Беннетты смотрится очень даже по-якутски.
Строительство балагана
Между тем, если верить спутниковым снимкам, где-то в районе Беннетты то и дело вырываются огромные шлейфы дыма – настолько большие, что доходят до берегов Канады и Аляски.
- Подводный вулкан? – размышляет Николай Находкин,- Тогда впору говорить об опасности цунами в Арктике, тем более, если учитывать, что площадь открытой воды в Северно-Ледовитом океане только растет.
В пользу этой теории говорит и случай, произошедший в предпоследний день экспедиции на острове Беннетта – путешественники вытащили свой огромный катамаран на берег и готовили ужин в кают-компании, когда вдруг неожиданно ударила сильная волна. И все – затишье.
- Удар был такой сильный, что газовая плита с содержимым, а еще были открытые банки сгущенки, перелетели через всю кают-компанию, а повреждения катамаран получил такие, что пришлось затем из двух собирать один. Ну, и без ужина остались. Хорошо, что никто кипятком не обварился, - рассказывает Николай.
о. Беннетта
Между нами тает лед
Находкин уверен – в Арктике идут глобальные необратимые процессы, которые необходимо как можно скорее изучать, чтобы понимать, к чему готовиться (и быть к этому готовым!).
- Вы посмотрите на береговую линию арктических районов – там же все поселки, хоть их и немного, находятся в низине. Случись что – их попросту смоет! - тревожится Находкин.
Я сразу вспомнил про цунами 1952 года, когда буквально смыло в океан городок Северо-Курильск. Тогда тоже никто не задумывался, но затем поселение перенесли сильно повыше.
Кстати, таянием льдов отчасти объясняется и «непуганность» медведей. Это, скорее, агрессия, вызванная голодом: льды тают, тюленей на них все меньше, а, значит, и пропитание добывать становится труднее (посмотрите видео с белым медведем возле балагана – он же худющий!)
Вообще, целей у экспедиции было несколько: и территорию «застолбить» (для верности помимо балагана еще и сэргэ-коновязь установили, символизирующий, что у земли есть хозяин, и 7-метровый поклонный крест покорителям Арктики с собой привезли), и маршрутом сложным пройти, и доказать, что льдов сильно меньше стало. Назвали это общей формулировкой: «комплексное системное изучение острова Беннетта и прилагающей акватории» - ведь даже гербарий впервые на острове собрали, а в водоемах и на ледниках взяли гидробиологические пробы воды. Все это уже передали в Ботанический институт в Санкт-Петербурге. А еще здесь впервые за много лет были замечены северные олени.
Николай Находкин обращает внимание на то, что их маршрут хоть и уникальный, но они не первопроходцы – тут и экспедиция барона Эдуарда Толля побывала (по льду, правда), и молодой лейтенант Александр Колчак, который искал пропавшего Толля. В 2003 году историко-мемориальная экспедиция Олега Волынкина на тримаране достигла острова Беннетта и установила там православный крест. Они провели уникальную экспедицию – из порта Тикси прошли через остров Столбовой, с западной стороны обогнули остров Котельный. На обратном пути их забрал ледокол «Вайгач». У якутской экспедиции был другой – автономный - маршрут и другие задачи.
- Переход на надувных катамаранах для нас не являлся самоцелью, хотя мы впервые в мире на них достигли островов Большой и Малый Ляховский, пересекли архипелаг Анжу – Земля Бунге, остров Фадеевский, остров Новая Сибирь, - рассказывает Николай. Просто нам нужно было перевезти стройматериалы, а судов с допуском в такие высокие широты в республике нет.
И, конечно же, Николай надеется, что дом, построенный на Беннетта, как научный стационар, станет лишь началом большой исследовательской работы. А про собственные планы пока не говорит - неблагодарное это дело карты заранее «раскрывать». Но, слышу по интонациям в голосе, не собирается Находкин на Беннетте останавливаться, много ведь еще островов в архипелаге…
Дальнейшее развитие судоходства по Северному морскому пути требует координации между грузоотправителями, перевозчиками и государством. Еще одна заинтересованная сторона, без которой не смогут осуществиться планы перевозок – судостроители и поставщики комплектующих для верфей. Минпромторг РФ намерен закрыть вопрос о том, сколько понадобится флота для вывоза продукции, которую дадут будущие производства в Арктике.
Как ожидается, в 2022 году по трассам Северного морского пути будет перевезено 36 млн т различных грузов. Согласно прогнозу «Росатома», в 2024-м перевозки могут достигнуть 90 млн т (как известно, целевой показатель государства – 80 млн т), а в 2030-м – 216 млн т. Это почти сравняется с экспортным грузопотоком по БАМу и Транссибу в адрес Дальнего Востока.
«Наша миссия – обеспечить круглогодичную навигацию, начиная с декабря 2024 года», - назвал непременное условие для увеличения перевозок спецпредставитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Главные драйверы развития Севморпути – экспортоориентированные производства по добыче углеводородов. Сейчас в Арктике обслуживаются такие нефтегазовые проекты, как Варандей, Приразломное, Новый порт, Ямал СПГ. В 2024 году, согласно одному из сценариев, перевозки сжиженного природного газа по СМП возрастут до 35,5 млн т, нефти – до 36,7 млн т. Кроме того, будет отправлено 3,5 млн угля и 1,7 млн т металла, перевезено 4 млн т различных грузов в каботажном и транзитном сообщении.
фото: Росатом
Грузовая база вдоль арктических трасс должна расширяться за счет проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. К примеру, запуск в Якутии Кючусского месторождения золота, Тирехтяхского и Депутатского месторождения олова, развитие перспективных кластеров в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, Чукотке могут дополнительно привлечь грузовую базу в объеме 10 млн т ежегодно.
Успех Севморпути как нового транспортного коридора зависит от синхронизации различных усилий в части повышения возможностей инфраструктуры, строительства флота, обеспечения системы безопасности и совершенствования технологий судоходства. Напомним, 1 августа правительством РФ принят интегрированный план развития СМП до 2035 года. В основу долгосрочной стратегии закладываются обязательства как грузоотправителей, которые гарантируют объемы перевозок, так государства о создании необходимой инфраструктуры. К октябрю должны быть документально зафиксированы намерения сторон. «Мы сейчас на финишной прямой. Можно сказать, что 80% соглашений уже подписано», - уточнил Владимир Панов.
Финансирование мероприятий комплексного плана (их насчитывается 152) сегодня оценивается почти в 1,8 трлн руб. Весомая доля средств, свыше 800 млрд руб., при этом должна пойти на развитие транспортной инфраструктуры Севморпути. Это модернизация действующих либо строительство новых портов, отдельные проекты по железнодорожной инфраструктуре, которые могут обеспечить дополнительную базу к терминалам в зоне СМП, создание баз бункеровки и технического обслуживания судов.
Отдельное финансирование затронет повышение системы безопасности судоходства по Севморпути. На эти цели запланировано 416 млрд руб. Так, рост перевозок требует особых подходов к аварийно-спасательному обеспечению арктических маршрутов. Сегодня в российских регионах Арктики группировка МЧС насчитывает 35 тыс. спасателей и более 5 тыс. единиц техники, но это, главным образом, пожарно-спасательные подразделения, которые дислоцированы в населенных пунктах или на объектах производства и не имеют напрямую отношения к прикрытию Севморпути.
Безопасность судоходства будут обеспечивать новые комплексные формирования спасателей. Вдоль СМП планируется организовать семь авиационно-спасательных звеньев (в Архангельске, Мурманске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Анадыре, Певеке), оснащенных вертолетами Ми-8 и Ми-38 в арктическом исполнении. При помощи ледокольного флота (на современных ледоколах предусмотрена площадка для приема вертолетной техники) такие аварийные формирования позволят в случае возникновения чрезвычайной ситуации наращивать группировку спасателей или производить при необходимости оперативную эвакуацию.
фото: Валерий Балдин, Росатом
В план развития СМП вошли вопросы спутникового обеспечения, системы метеорологического прогнозирования. Санкции затруднили работу по ряду направлений хозяйственной деятельности в Арктике. В частности, зарубежные компании, у которых морские перевозчики заказывали съемку со спутников по ледовым условиям, прекратили сотрудничество с Россией, рассказал зампред правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов.
По его словам, для выполнения графика перевозок в арктических морях критически важным является выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную обстановку со льдами. Соединение соответствующей информации, в том числе получаемой при помощи космических аппаратов, позволяет качественно прогнозировать ледовые условия.
фото: Валерий Балдин, Росатом
«В настоящее время в радиолокационном диапазоне доступны исключительно иностранные снимки из открытых источников. Таких снимков мало, они крайне редко затрагивают наиболее сложные и необходимые нам участки акватории СМП. Требуется группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом инфракрасном и радиолокационном диапазонах, обеспечивающих необходимое разрешение снимков», - пояснил Евгений Амбросов.
Как рассказал заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, для мониторинга Севморпути в 2021 году был запущен гидрометеорологический спутник «Арктика-М» №1. До конца 2023-го планируется запустить спутники типа «Кондор», «Обзор», «Арктика-М №2». Помимо высокого качества получаемых данных, запуск этих аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные семь спутников послужат стабильному функционированию группировки до 2035 года.
Безусловно, план развития СМП не мог обойтись без такой статьи, как постройка грузового и ледокольного флота. В настоящее время в распоряжении ФГУП «Атомфлот» шесть атомных ледоколов, из них «Арктика» и «Сибирь» построены в 2020-2021 годах. Планируется спустить на воду еще шесть атомоходов, по трем из которых («Уралу», «Якутии», «Чукотке») сейчас ведутся работы, причем «Урал» сдадут до конца текущего года.
Всего же для выхода перевозок на предполагаемый размер судоходства нужно 132 судна различного назначения. Из них 45 находятся в эксплуатации, 32 строятся (25 – на заводе «Звезда» и 7 – в Южной Корее) плюс 55 необходимо заложить на верфях, сообщил Владимир Панов. В этой связи «Росатом» и ОСК выступили с инициативой создания в России нового судостроительного центра на острове Котлин (Кронштадт).
Судя по всему, объем будущего заказа для СМП не окончательный. Как проинформировал статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, перспективная потребность – 71 судно. «Нам, как кураторам отрасли, а также судостроителям, прежде всего Объединенной судостроительной корпорации, нужно понимать, сколько точно будет строиться судов, этапов строительства для того, чтобы обеспечить стапельный план верфей. Если, например, Балтийский завод знает, когда строит ледоколы, а также плавучие атомные электростанции, они понимают, какая у них загрузка, как они будут это делать в срок, вовремя получать авансирование и последующие оплаты. Либо же все неожиданно возникнет в один-два года, заказ будет избыточным, который своевременно невозможно выполнить, и возникнет проблема», - предупреждает чиновник.
Минпромторг запросил у потенциальных заказчиков подтверждение информации по количеству судов, их водоизмещению, комплектации, чтобы четко понимать, как и на каких верфях строить новый флот.
При этом, добавил Виктор Евтухов, кропотливая работа предстоит по импортозамещению судового оборудования: «У нас есть критический импорт, это надо признать. Иностранные компании отказались от поставок начиная от пропульсивных комплексов и заканчивая навигационным оборудованием. Нам придется в краткосрочной перспективе найти те компании, и мы их определяем вместе с нашими организациями, которые готовы предоставить отечественное локализованное оборудование либо завозить из дружественных стран или недружественных путем измененной логистики или еще как-то».
В целом, подчеркивает замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, воплощение в жизнь плана развития перевозок по СМП является большим вызовом для российского судостроения. Здесь краеугольный вопрос, как будет государство финансировать ход работ, убежден замглавы «Росатома» - руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Причем госкорпорация готова строить ледоколы также за счет оборотных и заемных средств.
В интервью EastRussia на полях Восточного экономического форума глава Республики Айсен Николаев рассказал о текущей ситуации в Республике и приоритетах деятельности.
- Айсен Сергеевич, какие уроки заставила сделать ситуация с лесными пожарами в Республике? Что необходимо предпринять в первую очередь?
Меры и решения должны быть комплексными. В первую очередь, требуется усиление противопожарной группировки в республике. Сейчас сил недостаточно. Для понимания - в Якутии 254 млн га лесов – это почти столько же, сколько во всей Канаде. Нам нужен свой лесопожарный центр и уже есть соответствующее поручение президента страны Владимира Путина и премьера Михаила Мишустина.
Для тушения в удаленных и труднодоступных местностях необходимо серьезное укрепление технической базы. Первые шаги уже сделаны. По поручению полпреда Юрия Петровича Трутнева выделено 149 млн. руб. для закупки тяжелой и водовозной техники. Прорабатывается вопрос приобретения установки «Циклон», вызывающей искусственные дожди для установки на воздушное судно. Такой модернизированный самолет Ан-26 хорошо зарекомендовал себя этим летом.
В-третьих, необходима постройка защитных сооружений вокруг населенных пунктов: минерализованных полос и рвов по новым нормативам. Правительство Якутии по моему поручению разрабатывает новую программу защиты от пожаров, которая начнет применяться со следующего года.
Это лето показало нам, что вместе мы можем выдержать любые испытания. Для борьбы с пожарами объединилась вся республика, на помощь якутянам прибыли специалисты со всей страны. Большой вклад в общую победу внес добровольческий штаб – представители крупного бизнеса, индивидуальные предприниматели, общественники, диаспоры, неравнодушные люди. Неоценим вклад органов местного самоуправления и жителей населенных пунктов – именно их силами проводились работы на земле, обустраивался быт для всех, кто работал на тушении. Знание местности, безоговорочная помощь техникой и продовольствием стали огромным подспорьем в условиях ЧС. В тушении и профилактике пожаров приняли участие более 1,2 тыс. добровольцев, порядка 200 организаций оказали содействие своими силами и средствами. Местные жители, добровольцы и профессиональные пожарные – настоящие герои. Люди в огне и дыму подвергали опасности свое здоровье и жизнь. В качестве примера могу привести Владимира Ядреева, который спас жизнь двух человек, захваченных огнем в конебазе. Пять долгих часов в огне и дыму, он искал и доставил обоих пострадавших в лагерь добровольцев.
- Пожары на какое-то время несколько отодвинули на второй план все другие проблемы, проекты и начинания. Однако жизнь продолжается, и какой вызов Вы считаете сейчас основным для Республики?
- Если говорить о проблемах, то одним из актуальных является вопрос с COVID-19. Однако Якутия одной из первых начала массовую вакцинацию. За прошедшее время мы убедились, что решение было верным: по этому показателю наш регион входит в десятку лидеров в стране.
Здоровье - это качество жизни. В ближайшие десять лет мы планируем качественно изменить здравоохранение в Якутии. Начинаем с развития инфраструктуры. В первую очередь, занимаемся первичным звеном, так как это, как правило, самые посещаемые и востребованные медицинские учреждения. В 2021 г. уже введено 6 объектов здравоохранения, по плану до конца года запустим еще три, это кардиоцентр, врачебная амбулатория в Кобяйском районе и ФАП в Намском районе.
- Одним из ключевых событий сентября стал Восточный экономический форум. Какие из сессий и встреч, проведенных на нынешнем форуме, Вы считаете ключевыми для Республики? Почему? У Вас была в том числе насыщенная международная повестка – насколько, по-Вашему, был полезен ВЭФ для иностранных участников?
В ВЭФ участвовали представители свыше 50 стран, все ведущие экономики Азии. Страны АТР остаются движущей силой глобальной экономики. Итогом 5 лет участия Якутии в ВЭФ стало подписание 121 соглашения общей суммой 643,26 миллиардов рублей инвестиций – эти соглашения прямо влияют на рост экономики в республике.
В рамках ВЭФ прошли встречи якутской делегации с представителями Японии, Индии, Южной Кореи и Китая. Японская компания «Мицуи энд Ко» будет помогать в создании ветроэнергетических установок (такая уже действует в Тикси), реализации проекта «Умный город» (японские технологии намерены использовать при установке модульных дата-центров и камер видеонаблюдения в проекте «Умный город» в Якутии) и поставке антикоррозионных приборов. Партнеры из Индии приняли предложения о сотрудничестве в ювелирно-гранильной и угольной отраслях, в лесопромышленном комплексе, в сфере ИТ, образования, медицины и туризма. Индия высоко ценит сотрудничество с Якутией, о чем отдельно сказал премьер-министр Нарендра Моди. А Южная Корея заинтересовалась исследованиями вопросов изменения климата, строительством ледоколов и производством сжиженного природного газа.
– Подписано соглашение с «Росатомом» о развитии безуглеродной генерации в Арктике. О чем идет речь?
Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Обеспечение жителей удаленных, труднодоступных населенных пунктов надежными и экологичными источниками энергии, которые позволят снизить зависимость от «северного завоза», одна из приоритетных задач. С «Росатомом» мы подписали соглашение о строительстве уникального объекта - атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200Н, которая будет снабжать поселок Усть-Куйга и золотодобывающее предприятие, что даст импульс к развитию всего Усть-Янского района. Если проект окажется успешным, то он может быть распространен в другие регионы и станет одним из эталонов «новой энергетики» в Арктике.
Подход к развитию энергетики в республике носит комплексный характер: в зависимости от территории, мы используем разные источники. В то же время делаем ставку на переход к более экологичным видам энергии, соответствуя общемировым трендам.
Например, в Верхоянском районе в рамках ВЭФ мы с «Русгидро» торжественно запустили первую гибридную (дизель и солнце) электростанцию - АГЭК «Табалах». Японская компания «Мицуи», установившая в посёлке Тикси ветряную электростанцию, намерена строить аналогичные объекты на всей территории арктической зоны в Якутии.
До конца 2022 года будут построены и введены в эксплуатацию энергокомплексы в 5 населенных пунктах Якутии – селах Хонуу, Кулун-Елбют, Сасыр, Тебюлях Момского района и в городе Верхоянске. Оптимизация локальной энергетики продолжится в 2023-м, когда будут модернизированы объекты дизельной генерации в 41 населенном пункте, и в 2024 году, когда гибридными станут энергоисточники в 25 отдаленных селах.
Это станет крупнейшим проектом по развитию солнечной энергетики в изолированных районах России.
- И ещё один вопрос в тему Арктики. Вы недавно говорили о том, что в рамках реализации проекта "Чистая Арктика" за 5 лет предстоит вывезти около 100 тысяч тонн лома из арктических районов республики. Во сколько примерно обойдётся эта операция? Не будет ли лом «золотым»?
- Очистные работы начались в конце августа в заливе «Булункан» в Булунском районе республики. Все собранные отходы - а волонтеры, местные жители, сотрудники порта «Тикси» собрали за полтора месяца свыше 600 тонн металлолома, - отправлены на барже по реке Лена до станции Нижний Бестях, оттуда поездом на металлургический завод в Комсомольск-на-Амуре для переплавки. Эта экспедиция - начало масштабной очистки посёлка Тикси и других арктических районов Якутии, к 2024 году стоит задача завершить работы по очистке поселка Тикси.
Важно, что работы будут проведены за счет привлечения внебюджетных средств: средств фонда «Чистая Арктика» и коммерческих компаний, с которыми будут заключены специальные соглашения. Это пример социальной ответственности бизнеса.
В последнее время, в связи с председательством России в Арктическом совете, мы видим возрастающий интерес к Заполярью не только со стороны государства, но и от бизнеса, общественности и, конечно, научного сообщества. В следующем году в Якутии состоится первая Климатическая экспедиция Российского экологического общества. Я считаю, что проведение исследований в Якутии, самом большом арктическом регионе России, позволит ученым совершить прорыв в изучении глобальных изменений в арктическом регионе.
- Индекс промышленного производства в Якутии составил 112,2% в первом квартале 2021 года. Такой показатель достигнут, главным образом, благодаря добывающим отраслям. Наполнение бюджета Республики, экспорт – успешность всех эти сфер тоже напрямую связан с добычей ресурсов – драгоценных камней, углеродных ископаемых, а что делается для диверсификации – какие отрасли в перспективе могут сбалансировать ситуацию?
Безусловно, добывающий сектор еще долго будет основным для Якутии. Однако мы, конечно же, занимаемся и развитием других отраслей – и статистика подтверждает их рост.
Сейчас в креативных индустриях Якутии работает 42 тыс. чел (8,2 %), занятых в 6,5 тысяч организаций (11%) – это если считать по методике АСИ. В республике принята Концепция развития цифровой экономики, предусматривается рост числа занятых в креативных индустриях до 95 тыс. чел. Это такие отрасли, как IT, цифровой контент, игры, кино, фэшн- и ювелирный дизайн.
В Якутии уже достигнуты допандеймийные экономические показатели, вновь стало расти число представителей малого бизнеса. Оборот субъектов МСП оценочно составит 336 млрд рублей, что соответствует обороту 2020 года. Растет и число самозанятых - их уже свыше 11 тыс. чел. В республике работают ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия», которые предлагают предпринимателям одни из самых привлекательных налоговых режимов в стране. В ТОР запускаются самые разные производства (от украшений до переработки пластиковой тары).
В 2022 г. планируется запустить кластер «Квартал Труда» — креативный кластер общей площадью 13,3 тыс. кв. м, который объединит производителей цифрового контента - анимационных проектов, компьютерной графики, блогов, музыки и др.
- Якутия вместе с Нижегородской областью стали первыми регионами, которые получили одобрение Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ на получение инфраструктурного кредита? Что это означает для Республики, будет ли это предметом зависти соседей по округу?
- Якутия применяет все доступные финансовые инструменты, чтобы ускорить строительство важных для якутян объектов. В последний год произошел прорыв — мы видим появление большого количества инструментов, так называемого «инфраструктурного меню». Это и кредиты, и облигации, дальневосточная концессия, механизмы государственно-частного партнерства. Якутия получила инфраструктурный кредит одной из первых в России; одной из первых смогла заключить соглашение на финансирование за счет инфраструктурных облигаций.
Инфраструктурный кредит в размере 4,16 млрд рублей позволит нам построить коммунальную инфраструктуру в 2 жилых кварталах в Якутске и Нерюнгри. Также на ВЭФ было подписано соглашение с АО «ДОМ.РФ» о финансировании строительства социальных объектов в этих районах за счет другого инструмента – инфраструктурных облигаций в размере 3 млрд руб. Благодаря такой поддержке, планируется снизить цены на жилье и построить районы нового уровня комфорта.
Так, при планировке территории «микрорайон Звездный» в Якутске применен принцип «двор без машин», парковки будут расположены за дворовой территорией. Инженерные коммуникации в новостройках будут проложены под землей, что для Якутска, крупнейшего города на вечной мерзлоте, уникально. Еще одно новшество – за счет геопластики вход будет обеспечен «с земли», хотя в Якутске дома и стоят на сваях.
В области ГЧП Якутия уже является одним из лидеров ДФО - что подтвердило Минэкономразвития России, опубликовав рейтинг по развитию ГЧП в регионах.
По схеме ГЧП строятся самые разные объекты – это и школы, и детские сады, и объекты ЖКХ, и электростанции. Уже введены в эксплуатацию 23 объекта в сфере образования и культуры, создано свыше 3 тысяч мест в детских садах и более 1,5 тысяч мест в школах.
До конца 2022 года мы построим еще 2 школы на 670 мест, 4 детских сада на 820 мест и детский центр отдыха и оздоровления «Полярная звезда», который обеспечит отдых свыше 5 тысяч детей в год. На его строительство впервые в России был привлечен федеральный капитальный грант через «Единую субсидию» Минвостокразвития России, что увеличивает привлекательность проекта для инвестора.
- Одной из тем на ВЭФ стала перспектива создания на Дальнем Востоке кинокластера. Феномен якутского кино уже не первый год заставляет специалистов ломать голову. Как по-Вашему, в чем секрет якутского кино и где должен быть локализован кинокластер?
В 2013 году на форуме в Сочи я рассказывал о феномене якутского кино – и зрители в зале удивлялись, даже смеялись. Теперь же Якутия является первым регионом России по объемам кинопроизводства, после Москвы и Санкт-Петербурга: выпущено уже около 100 полнометражных фильмов за 10 лет.
Самобытность и особый взгляд на мир покоряют российского зрителя. Показ якутского кино на «Кинотавре» стал хорошей традицией: в прошлом году был показан фильм «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова, в этом году будут показывать фильм «Нуучча» («Русский») режиссера Владимира Мункуева, который не так давно получил Гран-при кинофестиваля в городе Карловы Вары.
В Якутии снимут первый полностью углеродно-нейтральный фильм «Белый пароход» — дебют режиссера Инги Шепелевой. Проект получил высокую экспертную оценку Союза кинематографистов России, и решение о его поддержке было принято практически единогласно. Представленный сценарий затрагивает общечеловеческие проблемы, но уделяет особое внимание ментальности нашего народа. Хотелось, чтобы результат дебютанта смог соответствовать высоким ожиданиям экспертов. Создатели ленты снимут ее по международным стандартам и сделать картину полностью углеродно-нейтральной. И таким образом запустят процесс экологичного производства кино в России (будут посажены деревья для компенсации выбросов СО2, допущенных при производстве фильма).
Чтобы дальше развивать кино как коммерческую индустрию, мы создаем Фонд кино и анимации, который будет заниматься привлечением внебюджетных средств, что позволит увеличит вложения и поднять планку кинопроизводства. К примеру, фильм «Царь-птица», который в 2018 году стал победителем 40-го Московского международного кинофестиваля, стоил лишь 3 млн руб. Но чтобы побеждать на мировых кинофестивалях и выходить в мировой прокат, нужно усиливаться.
- Большое спасибо за интервью.
С 1 августа 2021 года в России начался новый этап реализации программы «Дальневосточный гектар» - частники действующей с 2016 года программы, успешно освоившие свои земельные участки, оформившие их в собственность и аренду, получили возможность взять дополнительный гектар, а действие программы распространено на Арктику.
Программа востребована
Выдавать бесплатные гектары в России начали с 2016 года. Тогда эта инициатива дальневосточного полпреда Юрия Трутнева после ее одобрения Президентом страны Владимиром Путиным стала законом. Механизм был поэтапно запущен в регионах ДФО: сперва для местных жителей, затем любой гражданин Российской Федерации и участник госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, смог выбрать понравившийся участок на Дальнем Востоке.
К августу этого года в ДФО люди получили почти 65 тысяч гектаров. Число участников программы еще выше, так как многие землю брали семьями на строительство жилья, ведение сельского хозяйства, занятия туризмом или другими видами бизнеса. Больше всего участки востребованы в Приморском крае – там их получили 24,2 тыс. человек, в Республика Саха (Якутия) - 16,6 тыс. человек, в Хабаровском крае - 13,1 тыс. граждан.
«Программа по выделению одного гектара показала неплохие результаты на Дальнем Востоке. Землю получили более 94 тысяч человек. Теперь такая возможность есть для тех, кто живет в Арктической зоне. Предоставление одного гектара – это степень свободы и новая возможность для активных людей. Программа рассчитана на тех, кто готов брать землю, возделывать ее, строить на ней жилье, заниматься развитием бизнеса. Человек сам решает, что ему делать том участке, который он выбрал. Это для тех, кто готов трудиться, готов рисковать и добиваться поставленных целей. Мы готовы оказывать таким людям содействие, предлагать им дополнительные меры поддержки для освоения земли», - отметил заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Важно отметить, что в программу не попадут земли, где коренные народы Севера занимаются традиционными промыслами: пасут оленей, добывают морского зверя, ловят рыбу. Скептики могут усомниться, мол, будут ли востребованы бесплатные гектары в Арктической зоне? Практика показывает – они востребованы.
Самая северная птицефабрика
Дело в том, что гектары по этой программе уже выдаются в дальневосточной части Арктики – на Чукотке и севере Якутии.
Предприниматель из самого северного города России Певека в Чукотском автономном округе Елена Беспалова свой бесплатный гектар оформила в конце 2017 года через систему «НаДальнийВосток.РФ». В 2019 году она запустила на этом участке завод по производству питьевой воды и прохладительных напитков «Исток». До этого практически всю газировку в Певек доставляли во время короткой северной навигации морем.
Земляк Елены Алексей Корепов на своем гектаре построил, пожалуй, самую северную в России птицефабрику. Проект бизнесмен из Заполярья осуществил, выиграв около 2 миллионов рублей грантовой поддержки и получив льготный кредит для участников программы «Дальневосточный гектар» от МСП-банка на 8 миллионов всего лишь под 8,5% годовых. Птицефабрика уже работает. После этого цены на яйца и куриное мясо в магазинах Певека снизились почти в два раза.
«Я оформил 0,7 гектара, чтобы открыть птицефабрику. Мы живем в отдаленном регионе, где большинство продуктов завозится с «большой земли» либо самолетом, либо по морскому пути в период навигации. Естественно, это сильно влияет на цену продуктов. Теперь есть производство яйца и курятины прямо здесь в Певеке», - рассказывает получатель «дальневосточного гектара» Алексей Корепов, - Полагаю, моя птицефабрика станет одной из самых северных в России, ведь это 69 широта».
С 1 августа программа безвозмездного предоставления гектара заработала помимо Дальневосточного федерального округа в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округе, а также в 23 муниципальных районах Красноярского края (Таймыр, Эвенкия, Норильск), в Архангельской области, Республики Коми и Карелии. Оформить участки через систему «НаДальнийВосток.РФ» первые полгода смогут только местные жители, а с 1 февраля 2022 года они станут доступны всем гражданам России и участникам программы добровольного переселения на родину соотечественников из-за рубежа. Гражданам для выбора участков в режиме онлайн через портал гектарварктике.рф, интегрированный с федеральной информационной системой «НаДальнийВосток.РФ», в вышеуказанных регионах доступны 1,1 млн гектаров. Получить землю можно по упрощенной процедуре за месяц вместо полугода.
Гектар возрождает села
Слова полпреда Юрия Трутнева о том, что программа по предоставлению дальневосточного гектара доказала свою эффективность, подтверждаются опытом северной Якутии. Например, в Амгинском районе благодаря ей возрождается почти вымершее село Булун. В 2010 году там, по официальным данным, оставался лишь единственный зарегистрированный житель.
«После старта программы «Дальневосточный гектар» на месте пришедшего в упадок села целинников Булун фактически начал строиться новый населенный пункт. Историю возрождения села можно считать с 2017 года, благодаря появлению агломерации «дальневосточных гектаров» недалеко от реки Амга. Здесь было оформлено 54 участка. В 2019 – 2020 годах к ним проложили автомобильные дороги, подвели электричество. Строительство инфраструктуры стало еще одним стимулом для новой жизни этих территорий. По предложению депутатов районного Совета первой новой улице фактически восстановленного села Булун присвоили имя Максима Сибирякова. Максим Николаевич был тем, кто в 1980-х годах руководил здесь комсомольскими отрядами, приехавшими осваивать якутскую целину, поднимать сельское хозяйство», - рассказал глава Амгинского района Якутии Николай Архипов.
В том же Амгинском районе Якутии благодаря бесплатным гектарам еще возрождаются поселения поселения Чакыыр и Ефремовка. Компактные поселения гектарщиков зарождаются в Хабаровском крае и других дальневосточных регионах.
Гектар плюс дальневосточная ипотека
Программа оформления дальневосточного гектара с 2019 года может эффективно интегрироваться с программой предоставления дальневосточной ипотеки. Плюсы такого симбиоза ощутил, например, житель села Междугранка Белогорского района Амурской области Иван Андриука. Вместе с женой и маленьким сыном он пока живет в доме родителей. По соседству в 2017 году оформил бесплатный гектар. Мечтал построить на нем свой собственный дом.
«Но денег на строительство катастрофически не хватало. А тут появилась «Дальневосточная ипотека». Летом прошлого года оформил заявку. Получил деньги под 2% годовых. Это в разы меньше, чем выдают ипотеку на обычных условиях. Закупил материал. Дом практически готов, осталась внутренняя отделка, завезти мебель и скоро планируем переезд», - рассказал Иван Андриука.
Под строительство собственного дома гектары, по информации министерства развития Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации, используют 36% получателей участков. Чуть больше – 42% - развивают на них сельское хозяйство, 10% занимаются бизнесом, 7% используют для создания туристической инфраструктуры, 5% занимаются наукой, образованием, сохранением окружающей среды и так далее.
Тем, кто успешно освоил ранее полученные гектары, государство готово предоставить второй на тех же основаниях, то есть безвозмездно. Но прежде они должны были уведомить государство об успешном освоении первого гектара, а также оформить участок в собственность или долгосрочную аренду.
«Самые успешные гектарщики теперь одними из первых могут получить дополнительный надел земли, причем выбрать самые лучшие участки земли, сделать это осознанно, а не по карте, как это было изначально, - объясняет начальник отдела по работе с уполномоченными органами по проекту «Дальневосточный гектар» Минимущества Хабаровского края Андрей Примак. – Не секрет, что, когда программа только начиналась, люди торопились и останавливались на участках, где на самом деле оказывалось болото или склон. Теперь они могут осознанно посмотреть землю, чтобы оценить ее и понять, насколько она пригодна для той сферы деятельности, которой они хотят заниматься. И такой возможностью надо обязательно воспользоваться предприимчивым людям, которым нужна земля, чтобы работать на ней».
С более подробной информацией по правилам оформления первого или второго гектара на Дальнем Востоке или в Арктике можно на официальном Интернет-ресурсе «НаДальнийВосток.РФ».