В забайкальском городе Чернышевск из-за аварии на местной котельной в квартирах жителей, а также в социально-реабилитационном центре «Дружба», где круглосуточно находятся несовершеннолетние воспитанники, температура воздуха опустилась до 14 градусов. В этой связи было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ - халатность.
Как рассказали EastRussia в следственном комитете РФ по Забайкальскому краю, из-за аварии без тепла и горячей воды остались 150 домов, в которых проживают более тысяч человек. Как выяснилось, нарушение теплового режиме в Чернышевске случается регулярно – два случая были зафиксированы в январе, еще один – в феврале. Виной всему поломка двигателя и редуктора на котле в котельной «ГРП».
Между тем, как сообщают местные жители, температура в некоторых помещениях упала до -8 градусов.
EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях санкционного давления. Речь сегодня идет о стратегически важном объекте Хабаровска – МУП «Водоканал».
Качество воды – качество жизни. Бесперебойная подача качественной воды и отвод стоков – необходимые условия для функционирования муниципалитета и сохранения здоровья его жителей. Протяженность водопроводных и канализационных сетей Хабаровска составляет сотни километров. И все эти артерии необходимо обслуживать, модернизировать, устранять аварийные ситуации. В настоящее время привычные схемы для обеспечения качественной работы российских водоканалов приходится менять из-за влияния антироссийских санкций: бывшие партнеры вынуждают искать новые решения. Курс на импортозамещение был взят еще в 2014 году, в первую волну санкций из-за крымского вопроса. Импортозамещение в России наполнилось более глубоким смыслом после начала Россией специальной военной операции
Мэрия Хабаровска работает в тесной связке с городским водоканалом. Муниципалитет является собственником объектов водоснабжения и водоотведения, водоканал занимается эксплуатацией этих объектов. По словам главы администрации Хабаровска Сергея Кравчука, муниципальное предприятие «Водоканал» успешно реализуют программу импортозамещения, по многим параметрам водоканал перешел на отечественное оборудование.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. С Россией воевать не надо. Ни на поле боя, ни на экономическом и финансовом рынках, Россия все равно окажется победителем», – отметил Сергей Кравчук.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
По словам директора предприятия Андрея Трость, санкции недружественных западных стран лишь косвенно затронули производственный процесс водоканала, водоснабжение Хабаровска защищено от прямого влияния санкций. Запасные части и трубы есть в наличии в достаточном количестве, проверенные поставщики продолжают сотрудничать, в большей степени сохранены отработанные логистические схемы, налаживаются новые. Трубы ВЧШГ (высокопрочный чугун с шаровидным графитом) для капитального ремонта коммунальных сетей будут поступать из КНР. Эти трубы востребованы в российской промышленности – они высокоустойчивы к коррозии и являются наилучшей заменой трубам из стали. Высококачественные полиэтиленовые трубы МУП «Водоканал» Хабаровска приобретает в России.
«Предприятие продолжает успешно реализовывать политику импортозамещения и противодействия санкционному давлению. Руководство предприятия проработало риски от введения запретов на ввоз в Россию импортного оборудования и запасных частей. Поставленную задачу – быстро адаптироваться к санкционному давлению и перестроить необходимые процессы – стараемся выполнять. Задвижки, гидранты и прочее необходимое для производственного процесса оборудование находится на складах в достаточном количестве», – пояснил Андрей Трость.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
Глава предприятия добавил, что в октябре в полном объеме отгружены железобетонные изделия и стальные трубы, запорная арматура и инертные материалы (такие как сланец и щебень), а также пожарное оборудование и средства оказания первой помощи.
Оборудованию, необходимому для стратегически важных объектов, найдена достойная замена. К примеру, ранее предприятие планировало модернизировать электролизную станцию головных очистных сооружений водопровода за счет приобретения комплекса итальянского производства. Сейчас уже найдены качественные аналоги у китайских производителей.
Заместитель директора по охране труда и инвестиционной деятельности Виктор Гончаров сообщил, что на объектах предприятия продолжают использовать импортное оборудование и спецтехнику, которую планируют постепенно замещать продукцией отечественного производства или продукцией из тех стран, которые не ввели ограничения на поставку.
«Предприятие приобретает оборудование у посреднических организаций через конкурсные закупки, в результате чего, налаживанием логистики занимаются непосредственно дистрибьютеры. Производитель определяется в процессе конкурсных процедур, согласно заданным техническим характеристикам. Предприятием оперативно принимаются необходимые меры и решения при возникновении проблем, связанных с обеспечением населения холодным водоснабжением и канализацией», – добавил он.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
При этом в августе 2022 года участники XIV ежегодной Всероссийской конференции Водоканалов приехавшие в Хабаровск со всей страны признали систему очистных сооружений города лучшими на всей территории Сибири и Дальнего Востока.
«Вода перед сбросом в Амур очищается на 95%, – рассказал Андрей Додусов, ведущий инженер-технолог очистных сооружений и канализации МУП «Водоканал». – У нас большая, разработанная совместно с администрацией Хабаровска программа модернизации оборудования: в 2020 году заменены автоматические ступенчатые решётки с прозором 5 мм, установлен современный комплекс по сбору и обезвреживанию отбросов с решёток. На вторичных отстойниках в 2021 году был заменён илосос. Стоимость этих работ составила 35 млн рублей, зато такого оборудования нет почти нигде в России, да и за рубежом встречается не часто».
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Также не так давно построен и оборудован цех ультрафиолетового обеззараживания сточной воды и насыщения кислородом. Мониторинг очистки сточных вод ежедневно проводит лаборатория, в штате которой 15 человек. Ежедневно контролируются порядка 14 показателей: ионы аммония, нитраты, нитриты, взвешенные вещества, железо. Контроль и поступающей воды, и воды на выходе проводится в нескольких точках
«По некоторым показателям стоки, которые сбрасываются в Амур после того, как пройдут через очистные сооружения, чище, чем вода, которая из Амура поступает в систему водоснабжения», - рассказала Ольга Костюк, начальник испытательной химической лаборатории сточной воды МУП «Водоканал».
В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.
На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.
Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.
- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.
Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.
- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».
Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.
- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.
Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.
Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.
- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.
- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.
Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.
В апреле завершилась охотоморская минтаевая путина. Объем вылова главного промыслового биоресурса России увеличился к прошлогоднему уровню на 1,5%. Более значительная динамика роста достигнута по производству продукции глубокой переработки. На Дальнем Востоке стали больше выпускать филе, фарша, сурими и меньше - мороженного минтая без головы, хотя последний остается основной позицией в номенклатуре выпускаемой продукции. Однако прогресса требует ситуация с качественной доставкой морепродуктов на внутренний рынок.
Минтаю добавили стоимости
Вылов минтая по трем подзонам Охотского моря (Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской) за сезон «А» составил 788,7 тыс. т, а с учетом Восточно-Сахалинской подзоны, где промысел ведется круглогодично, – около 880 тыс. т. ОДУ (общий допустимый улов) освоено на 82%, тогда как в прошлогоднюю путину – на 73%. По словам руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия Корко, остаток квот будет полностью освоен в осенне-зимний период.
В этом сезоне рыбопромышленники сфокусировались на выпуске продукции с высокой добавочной стоимостью. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), производство филе минтая по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 50%, фарша – на 92%, а сурими – в 18 раз.
Рост объема переработки произошел благодаря увеличению специализированного флота. В частности, в нынешний сезон работало 39 судов, оборудованных линиями по производству филе, против 30 в 2021-м. Всего на путине было задействовано 125 единиц флота.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Продолжает расти доля сырца, направляемого на производство филе. В этом сезоне она достигла 36% в то время как в 2021 году была на уровне 24%, в 2020-м – 17%», - отметил президент АДМ Алексей Буглак. При этом суммарный выпуск минтая б/г по бассейну снизился на 17% до 280 тыс. т, неразделанного минтая – на 4% до 38,2 тыс. т.
В 2022 году общий объем производства продукции с высокой добавочной стоимостью в море, согласно прогнозам, может возрасти до 170–190 тыс. т (в 2021-м произведено 123 тыс. т). Дальнейший рост должны обеспечить дополнительные перерабатывающие мощности на берегу, которые планируется строить в рамках второго этапа программы инвестквот. В прошлом году на береговых предприятиях Дальнего Востока произведено более 26 тыс. т минтаевой продукции глубокой переработки.
Рыбное замещение
Увеличение выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью расширит возможности для рыбаков на внутреннем рынке, говорит Алексей Буглак. «Одна из них – это импортозамещение продукции, которая по своим потребительским свойствам и цене близка с российской продукции. В качестве наиболее перспективного направления можно выделить сегмент мороженого рыбного филе и мороженой белой рыбы», – рассказал президент АДМ.
Он напомнил, что экономический кризис и продовольственное эмбарго 2014 года на продукцию стран Запада привело к снижению импорта рыбы в Россию почти в половину. Так, в 2015 году на российские прилавки было поставлено 472 тыс. т импортной рыбопродукции стоимостью $1,36 млрд - на 53% ниже по цене и на 47% меньше по объему, нежели в 2013-м. Тогда же произошли качественные изменения структуры импорта – замещение продукции премиум-класса более доступной рыбой.
Фото: Marco Verch Professional Photographer
Сегодня на российский рынок преимущественно импортируется сравнительно недорогая рыбопродукция. В частности, в 2021 году в Россию ввезено из-за границы 26,2 тыс. т мороженого филе белой рыбы (пангасиус, тилапия, мерлуза) и 34,5 тыс. т филе из других видов рыбы. По мнению президента АДМ, конкуренцию этим позициям мог бы составить отечественный продукт.
«Мы видим так же новые возможности для развития на внутреннем рынке. В частности, появилась перспектива замещения импорта филе пангасиуса и телапии, сурими из тропических рыб», – в свою очередь сообщила генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Ольга Наумова. В I квартале 2022 года РРПК увеличила выпуск филе, фарша и сурими из минтая в 1,5 раза к прошлогоднему уровню.
Перевозка и здоровое питание
По оценкам АДМ, при среднегодовой емкости российского рынка в 125–130 тыс. т минтаевой продукции в 2021 году поставки на внутренний рынок достигли рекордного уровня – 250 тыс. т. В пересчете на сырец потребление минтая в России выросло до 3,4 кг на человека. Конечно, на динамику роста повлияла ситуация, когда порты Китая ограничили прием российской рыбы. В то же время есть предпосылки для дальнейшего роста, и в I квартале железнодорожная перевозка тихоокеанских морепродуктов (различных видов рыб) из Приморья на запад страны увеличилась на четверть к прошлогоднему объему – до 169 тыс. т. Кроме того, активизировались автомобильные отправки рыбы.
Однако отраслевые экспорты свидетельствуют о проблемах, мешающих доставке качественного товара конечному потребителю. По мнению президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синева, в стране отсутствует непрерывная холодильная цепь как особый вид цепи поставки продукции. Контроль за соблюдением температурного режима осуществляется лишь некоторыми розничными сетями. Как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего транспортно-логистического центра (ТЛЦ) до розничного магазина.
Во-вторых, сказывается несовершенство нормативной базы. Так, различные виды транспорта, морозильные склады и ТЛЦ не имеют единых требований к соблюдению температурно-влажностных параметров.
Обеспечение оптимальных температурных условий затруднено из-за нехватки специализированной инфраструктуры и транспортных средств. Например, старый парк вагонов никогда не был освидетельствован по техническим параметрам с учетом старения. В итоге на пути следования через всю Россию рыба преодолевает множество температурных режимов, которые отрицательно влияют на ее сохранность, подчеркнул Михаил Синев.
Фото: ОАО «РЖД»
Действительно важно, чтобы подвижной состав соответствовал современным производственным стандартам и экологическим требованиям, соглашается глава Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. В России есть предприятия, которые готовы выпускать рефрижераторные вагоны и контейнеры. Но существуют трудности на рынке, которые пока не позволяют внедрит их массовое производство. Это ограниченность инвестиций и проблемы, связанные с формированием единой тарифной политикой. Пока грузоотправителям выгоднее пользоваться универсальным подвижным составом для транспортировки скоропорта, нельзя говорить о доставке качественной продукции на столы россиян, говорит эксперт.
Точки над i должен расставить готовящийся закон «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации». Однако его реализация (сейчас над законопроектом работает экспертная группа) потребует серьезных финансовых вливаний.
«Чтобы обосновать эти расходы, необходимо показать за что мы боремся. Позже мы покажем миллионы тонн не еды, которая попадает на стол гражданина. Законопроект отвечает на долгосрочные национальные цели экономического развития РФ, которые просто и ясно гласят: необходимо обеспечить, сохранить здоровье нации. И как это сделать? Мы предлагаем реализовать наш закон. Я не говорю, что он все проблемы решит. Но 80% проблем, которые имеем, в том числе в сфере питания, мы будем закрывать», - убежден партнер GRT Consulting Алексей Барыкин.