По итогам 2022 года заработную плату на карты ВТБ получают свыше 100 тысяч жителей Хабаровского края. Зарплатные проекты банка подключили почти 5 тысяч ведущих предприятий и организаций региона. В их числе высшие и средние специальные учебные заведения: картами ВТБ сейчас пользуются более 10 тысяч студентов.
ВТБ выпускает зарплатные карты на базе национальной карты «Мир», они подходят для проведения бесконтактных платежей и работают во всех регионах России. Карта выпускается моментально, ее выдача и обслуживание бесплатны. Также банк предлагает бесплатные push-уведомления по всем операциям.
Держатели зарплатных карт ВТБ получают льготные условия по ипотеке и потребительским кредитам, специальные ставки по вкладам и накопительным счетам, могут снимать наличные без комиссии в банкоматах любых банков.
«Мы нарастили количество зарплатных проектов в 2022 году. Предприятия подключают их для того, чтобы освободить время и ресурсы для решения управленческих и бизнес-задач. Использование наших цифровых сервисов позволяет экономить время бухгалтерии на рутинных операциях, а сотрудники получают удобный инструмент для повседневных финансовых операций и льготные условия по основным продуктам банка», - прокомментировал вице-президент, управляющий ВТБ в Хабаровском крае Евгений Орлов.
По его словам, ВТБ подключает зарплатный проект за сутки: это можно сделать через интернет-банк ВТБ Бизнес, даже не посещая офис. После подключения сотрудники предприятия могут заказать карту на сайте банка, одновременно выбрав удобный вариант получения карты: дома, по месту работы или в офисе банка.
На персональной странице в ВТБ Онлайн зарплатным клиентам банка доступен сервис «Моя работа»: здесь можно подать заявки на кредитные продукты и дополнительные карты, дистанционно открыть накопительный счет – все это на льготных условиях.
ВТБ – один из лидеров рынка по числу зарплатных проектов. Сегодня на карту ВТБ зарплату получают более 7 млн россиян
Количество «электричек» – электромобилей – на Дальнем Востоке растет темпами, намного опережающими появление необходимой для них заправочной инфраструктуры. EastRussia уже рассказывала об опыте владения «электричкой» в условиях Дальнего Востока, теперь мы попытались составить карту электрических АЗС ДФО на основе данных из открытых источников и ответов регионов на запрос редакции.
Заправки для «электричек» бывают разные: сетевые, одиночные. Выделить можно несколько крупных сетей: РусГидро, РОСТОК, EV-Time. В городах их концентрация, конечно же, больше, на трассах – единицы. В каждом регионе есть свои группы владельцев «электричек», где можно узнать о наличии и дислокации ЭАЗС.
Самая крупная сеть ЭАЗС в России на сегодня – у «РусГидро». «Электрические» заправки у них есть в 33 регионах страны, всего 224 станции (по состоянию на конец сентября).
На Сахалине, который претендует на звание самого «зеленого» субъекта ДФО, широко раскинулась питерская сеть EV-Time. И, как оказалось после подведения итогов, в этом субъекте ДФО в целом больше всего заправок для электрокаров, при том, что размерами Сахалинская область уступает только Еврейской автономии (87 тыс. км2 и 36 тыс. км2 соответственно). Мы насчитали 12 заправок сети «РусГидро», 30 – EV-Time. Также на острове есть заправки «Электрокар Сахалин», RVS Group. Расположены они в Южно-Сахалинске (30), Холмске (2), Долинске (2), Невельске (1), Корсакове (4), Аниве (2) и Бамбучках (1). Таким образом, заправки для владельцев «электричек» доступны лишь в южной части острова.
Далее следует Приморье, где только от «РусГидро» насчитывается 35 заправок.
Заправки находятся на основных трассах, в том числе, федеральной «Уссури» Хабаровск – Владивосток (4), и в населенных пунктах: Владивостоке (15) и его пригороде (2), Лучегорске (1), Дальнереченске (1), Уссурийске (1), Артеме (5), Партизанске (1), трассе Артем – Находка (2) и самой Находке (1), а также в курортной Славянке (1) и Барабаше (1).
Также на юге Дальнего Востока получила развитие сеть Soh100.
В Хабаровском крае также наибольшее распространение получили заправки «РусГидро». В самом Хабаровске насчитывается пять таких ЭАЗС. Еще по одной – в Комсомольске-на-Амуре, Вяземском, Бикине и поселке Хор.
Также в Хабаровске есть EV-Car 27 – пять заправок, Oasis – семь заправок, «Капелла», «Я заряжаю».
В Еврейской автономной области по одной заправке «РусГидро» есть в Биробиджане и населенных пунктах, расположенных на федеральной трассе «Амур»: Будукане, Теплоозерске и Партизанском.
В Амурской области «РусГидро» также расставило свои заправки вдоль «федералки» - 10 штук. Еще восемь электрических колонок есть в Свободном, Белогорске, Новобурейском и Благовещенске.
На запрос EastRussia в правительстве Амурской области сообщили, что в следующем году планируется установить в регионе еще 10 станций.
В Якутии, видимо, из-за морозов, не сильно верят в электромобили, поэтому официальных ЭАЗС мы нашли лишь три – «Саханефтегазсбыт».
изображение: EastRussia
Одна электрозаправка есть в Магадане, это «РусГидро».
На Чукотке и вовсе официальных ЭАЗС не обнаружено.
На Камчатке действует четыре зарядные станции для заправки электромобилей: две в Петропавловске-Камчатском и по одной в Елизове и поселке Николаевка (это где базы с термальными горячими источниками). В региональном правительстве рассказали EastRussia, что в следующем году край намерен принять участие в федеральном проекте «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», в рамках которого запланировано строительство пяти «быстрых» зарядных станций на территории полуострова.
изображение: EastRussia
В Забайкалье все электрозаправки расположены в Чите: четыре – «РусГидро» и три станции от «Россети Сибирь».
В Бурятии работает восемь сетевых электрозаправочных станций, шесть из которых расположены в Улан-Удэ. Еще две станции находятся на федеральной дороге Р-258 «Байкал» в Бабушкине и Тресково. Причем, здесь популярны зарядные станции под брендами Eco-Energy и «Мед». Также в Улан-Удэ насчитывается 10 частных заправок, они расположены в жилых микрорайонах.
В республиканском министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства EastRussia рассказали, что до 2030 года в Бурятии планируется строительство еще семь электрозаправочных станций вдоль «федералки» региональных автодорог, ведущих к популярным туристическим местам. Кстати, в Бурятии, как и в Приморье, владельцев «электричек» освободили от уплаты транспортного налога. А для тех, кто захочет открыть электрозарядные станции, предусмотрена поддержка из федерального бюджета с софинансированием из бюджета республиканского: Бурятия вошла в федеральный пилотный проект госпрограммы «Развитие энергетики».
Благодаря этому, за последние два года количество электрокаров в республике увеличилось в три раза: на начало года в республике было зарегистрировано 290 электромобилей и 6298 «гибридов».
В целом, каждый шестой электрокар из зарегистрированных в России, катается по дорогам Дальнего Востока. Этим летом официальная цифра «электричек» в нашей стране составила 26 тысяч, в ДФО – 4,2 тыс. электрокаров, что является существенным показателем с учетом того, что во всем макрорегионе людей в два раза меньше, чем в одной только Москве, при этом в столице зарегистрировано 5,2 тыс. «электричек».
Самые популярные на Дальнем Востоке марки электрокаров – Nissan Leaf и e-NV200, Mitsubishi Minicab MiEV и i-MiEV. В последнее время к ним активно добавляются китайские электрокары.
Что за зверь такой ТК, и какой стороной его прикладывать к валидатору (спойлер ― любой, лишь бы удалось считать ваши денежки), жители краевого центра знают уже пять лет, однако новые карты расширят горожанам географию поездок.
Расширяем ареал
Впервые автоматизированную систему оплаты проезда в хабаровском общественном транспорте ввели В 2017-м
― Были разработаны специальные карты, которыми можно рассчитываться в транспорте, ― говорит Дмитрий Ламаш, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». ― Два вида: обычная и семейная. Отличие в том, что семейной можно рассчитаться максимум за десять пассажиров за время поездки. В обычных стоит ограничение ― только один билет. Это является преимуществом транспортной карты над банковской ― никто не сможет случайно или умышленно снять с неё денег больше, чем за одного пассажира. И огромный плюс, что транспортная не попадает в Стоп-лист ― на это очень часто жалуются горожане, которые оплачивают поездки банковскими пластиками. Всего с 2017 года в городе продано свыше 30 тысяч транспортных карт, а пользуется ими около 10 тысяч пассажиров.
Минус хабаровских ТК до последнего времени был только в том, что за пределами города в общественном транспорте они не действовали. Теперь на смену пришло новое поколение карт ― ими можно рассчитываться в нашем крае, соседней Амурской области и, что самое приятное, в пригородных маршрутах. Это наверняка оценят те, кто ездит по работе в Хабаровск из ближайших поселений или любит кататься на дачу.
Новые ТК «ХМНИЦ» разработал совместно с ООО «ГПС» ― этот оператор давно трудится в Амурской области. Проделана интеграция систем, чтобы на одном оборудовании можно было рассчитываться разными типами карт. Но, обратите внимание, что старые ТК в эту концепцию не вписываются ― они по-прежнему обслуживаются только на территории города.
Характерные усы
Тираж первой партии «междугородних» носителей превысил пять тысяч экземпляров. Здесь не только карты, но и брелоки, и браслеты. Стоимость осталась прежней ― 100 руб. за ТК и брелок, 350 руб. ― браслет. Последние, в основном, приобретают для детей. Удобно: надел на руку и уже точно не потеряешь, и не будешь шлепать со школы пешком.
Родителям на заметку ― с транспортными картами вы сможете контролировать поездки своего чада. Их видно в специальном приложении: когда, на чем и куда ехал. Нужно только вовремя пополнять баланс.
Вместо привычных уже уточки-мандаринки и тигра на рубашке карты полюбившееся всей стране, но в другой ипостаси – на пятитысячной купюре – усатое лицо первого губернатора. Стильно и отсылает к истории ― Муравьев-Амурский в свое время тоже по краю поколесил прилично. Кстати, за пять лет, по статистике «ХМНИЦ», уточка укрепилась на лидерских позициях ― именно с ней карты покупали чаще всего. Посмотрим, сможет ли ее подвинуть Николай Николаевич.
Мелочь, а приятно
― По данным оператора ООО «ГПС», валидаторами для безналичного расчета оснащены все пригородные маршруты, и 100 процентов автобусов в Советской Гавани, Ванино, Чегдомыне и Николаевске-на-Амуре, городах Амурской области, ― продолжает Дмитрий Ламаш. ― Помимо обычных ТК в этой партии также представлены и семейные, по которым можно провести до десяти оплат за один рейс. Баланс пополняется в специальном мобильном приложении «Транспортная карта» и «Квартплата+». Купить их можно у нас по адресу: улица Ким Ю Чена, 42 либо в агентстве компании «Пять звезд» на Пушкина, 25.
Баланс прежних транспортных карт невозможно перекинуть на новые
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Если хотите сменить старую карту, учтите ― надо прокатать остаток средств, перекинуть баланс на новую не получится. Причем прокатать быстро ― сейчас по «мур-амурским» картам действует акция до конца года. С каждой поездки будешь экономить один рубль. Сорок раз проехал ― накопил деньги на одну «бонусную».
Напомним, в этом году МБУ «ХМНИЦ» презентовал специальный вид карт для учеников ― «Единую карту школьника». Их выпустили по заказу лицея «Звездного». Эти носители многофункциональные ― по ним проходят в учебное заведение, приобретают обеды в столовой и платят за проезд в общественном транспорте.
Согласно июньскому исследованию Авито Работы, 82% россиян, искавших работу за последний год, в первую очередь обращают внимание на размер зарплаты. Директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков отмечает, что повышение оплаты труда является одним из основных методов для привлечения кандидатов: «Мы видим, что работодатели постоянно увеличивают свои зарплатные предложения. Так, за последние полгода средние заработки в вакансиях, опубликованных в регионах Дальнего Востока, подросли на 20%. Зарплаты выше среднего обещают на производстве, в автобизнесе, строительстве, сфере транспорта и логистики».
В большинстве вакансий с шестизначными заработками указано, что стаж соискателя по специальности должен измеряться не одним годом. Так, опыт более пяти лет требуется кандидату на пост руководителя охотничьего хозяйства на Сахалине с зарплатой до 250 000 рублей. Жильё, питание, автомобиль и снегоход ему предоставит работодатель. А помимо знаний в сфере охотничьего надзора и деятельности охотхозяйства, специалисту понадобятся организаторские умения и руководящий опыт.
В Приморском крае на место сварщика судостроительного завода ждут профессионала 3-6 разряда со стажем не менее трёх лет и навыками владения различными видами полуавтоматической сварки. Ему предлагают сдельную зарплату от 150 000 до 200 000 рублей. Иногороднему сотруднику компания предоставит комнату в общежитии и оплатит проезд.
110 000-215 000 рублей — такие заработки обещают в Хабаровске гидравлисту автосервиса. Кандидат должен иметь опыт от трёх лет по ремонту, монтажу и регулировке гидравлического оборудования автомобилей. Мастер будет работать в тёплых оборудованных боксах, оснащённых необходимыми современными инструментами, и сможет рассчитывать на обучение и карьерный рост.
В Петропавловске-Камчатском на оплату до 140 000 рублей в месяц может претендовать врач-неонатолог. Он будет трудиться в отделении патологии новорождённых и недоношенных детей. Как отмечено в вакансии, кроме диплома о высшем образовании соискатель должен предоставить документ о профессиональной переподготовке по профилю «Неонатология» и действующее свидетельство об аккредитации.
Оператору пульта управления технологической линией на золотодобывающем руднике в Магаданской области предлагают от 170 000 рублей плюс питание и проживание, так как сотруднику придётся работать вахтовым методом. Особых требований к стажу предприятие не выдвигает, так что на это место могут принять и начинающего специалиста, который готов строго соблюдать дисциплину и проявлять ответственность.
А позиция машиниста бульдозера на одном из месторождений алмазов в Якутии предусматривает обычный, не вахтовый, график 5/2 с продолжительностью рабочего времени 36 часов в неделю. Специалист 5-го разряда с опытом не менее года должен быть готов к работе в подземных условиях и иметь соответствующий допуск и тракторные права категории В, С. Ему обещают платить 160 000 рублей в месяц.
Опыт работы в продажах позволит зарабатывать от 140 000 рублей торговому представителю компании-дистрибьютора товаров повседневного спроса во Владивостоке. Итоговая сумма будет формироваться из фиксированного оклада и премий за выполнение KPI. В качестве бонусов торгпред может рассчитывать на надбавки за стаж в компании, годовые премии, мотивационные программы, дополнительные дни отпуска и т.д.
Работодатели Дальнего Востока чаще всего размещают вакансии в продажах, производственно-сырьевой отрасли и транспортно-логистической сфере. О вакансиях и условиях, которые предлагают соискателям, EastRussia рассказали эксперты платформы Авито Работа.
На рынке массовых профессий ДФО в тройку лидеров по числу вакансий входят следующие сферы деятельности: «Продажи», «Производство, сырьё, сельское хозяйство» и «Транспорт, логистика». На эти группы профессий приходятся самые большие доли вакансий, размещённых на платформе Авито Работа в Дальневосточном округе. Эти сферы также показали за год заметный прирост объявлений о найме: на производстве их стало в 1,9 раза больше, в логистике — в 1,8 раза, в продажах — в 1,5 раза.
«На увеличение числа вакансий помимо роста востребованности персонала влияет и растущая популярность джоб-платформ: площадками для подбора сотрудников и поиска работы пользуются всё больше компаний и кандидатов. Для привлечения специалистов работодатели расширяют льготные корпоративные программы, повышают зарплаты, предлагают разные форматы занятости, привлекают соискателей без опыта и на месте обучают их необходимым навыкам», — рассказывает директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков,
Среди наиболее востребованных работников в сфере производства и добычи сырья — инженеры и сварщики. Опытным специалистам обещают зарплаты от 100 000 рублей, при необходимости обеспечивают жильём, приглашают как на постоянное, так и временное трудоустройство. В частности, электрогазосварщик 5-6 разряда может отработать один сезон в Амурской области. Ему предоставят проживание, питание и спецодежду, а от соискателя потребуются стаж не менее пяти лет и разрешение медкомиссии о работе в районах Крайнего Севера.
Инженер-технолог, которого подыскивает добывающее предприятие в Бурятии, кроме зарплаты до 100 000 рублей может рассчитывать на бесплатные обеды, санаторно-курортное лечение, путёвки на отдых для детей, компенсацию проезда в отпуск. Инженеру ПТО по буровзрывным работам предлагают оплату от 120 000 рублей и жильё, если специалист с профильным образованием и опытом готов переехать в Хабаровск из другого города. Он будет работать в офисе и иногда выезжать в командировки.
Сфере продаж чаще всего нужны продавцы-консультанты и менеджеры по продажам, а в вакансиях для этих сотрудников нередко указано, что опыт кандидата не имеет значения. Так, продавцом-консультантом сетевого магазина цифровой и бытовой техники может стать начинающий специалист, позитивный и влюблённый в Digital. Его заработок будет состоять из фиксированного оклада, премий с продаж и бонусов, а дополнением станут скидки на товары компании и возможность выбрать рабочее место ближе к дому.
От выполнения планов по реализации продукции зависит и оплата труда менеджеров по продажам. В предложении одной из компаний в Благовещенске отмечено, что менеджеру пригодится опыт активных продаж в сегменте В2В и после прохождения испытательного срока он сможет претендовать на заработки до 120 000 рублей.
Транспортно-логистическим компаниям особенно нужны водители и складские работники. При этом от первых работодатели чаще требуют определённый опыт, главным образом, водительский стаж не менее 3-5 лет, а на позиции работников складов принимают и новичков. К примеру, во Владивостоке на складе транспортного предприятия кандидат без опыта может начать с должности комплектовщика и со временем освоить профессию кладовщика.
Водители, которые сейчас возглавляют список наиболее востребованного персонала, могут выбирать варианты трудоустройства не только в транспортных компаниях, но и в других организациях с собственным автопарком. Так, водитель служебной «ГАЗели» в хабаровской фирме по оптовым продажам будет колесить по городу вместе с торговым представителем, развозя товары по магазинам. Ему обещают от 80 000 рублей в месяц. Более высокую оплату предлагают дальнобойщикам: в вакансии водителя категории СЕ. который будет перевозить грузы из Читы в Якутск, Иркутск или Хабаровск, указана зарплата до 150 000 рублей.
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис для подбора сотрудников массовых профессий для более половины (59%) работодателей в России (по данным исследования агентства B2B Research в мае 2022). Платформа предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● За апрель 2023 года свои объявления, вакансии и резюме, разместили свыше 2,5 млн человек и компаний
● На сайте зарегистрировались свыше 1,8 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса
● В раздел «Работа» заходит 34,4 % посетителей сайта Авито, или примерно 21,4 млн человек в месяц по всей стране.
В разделе Авито Работа около 5,3 млн объявлений — свыше 1,8 млн резюме и почти 3,5 млн вакансий.
Во всех дальневосточных регионах в первом месяце текущего года росли потребительские цены на товары и услуги (Таблица 1), хотя за отчетный месяц рост не превысил 1%. На Камчатке был зафиксирован наибольший рост (+1%). Менее всего выросли цены в Хабаровском крае (+0,1%) и Магаданской области (+0,2%). Вместе с тем в конце прошлого года (декабрь) все регионы ДФО и Иркутская область демонстрировали рост среднемесячной зарплаты (Таблица 2). Так, рост более чем на 30% был зафиксирован в Бурятии. Далее следуют Забайкальский край (+16,5%) и Амурская область (+13,9%).
В ноябре 2022 г. - январе 2023 г. высокий уровень безработицы (превышающий средний по стране – 3,7%) сохранялся в Забайкалье, Бурятии, Якутии и Еврейской АО (Таблица 3). Самый низкий уровень безработицы вновь демонстрирует Чукотский АО (1,7%).
Создание новой социальной инфраструктуры предусмотрено мастер-планами и планами социально-экономического развития дальневосточных городов. В утвержденном в январе плане комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского, рассчитанном до 2030 г., содержится ряд проектов в сфере здравоохранения и образования. На 2023-25 гг. запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028 г. на территории городского округа должен быть создан кампус для студентов вузов и колледжей. В 2025 г. планируется запустить детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». В 2024 г. предполагается завершить строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов, а также рекультивировать городские полигоны.
Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает строительство автодороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток», создание трассы от входящего в городской округ поселка Заозерный до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Выполнение всех мероприятий плана оценивается в 149,5 млрд рублей, в том числе 94,9 млрд рублей из федерального бюджета, 6,8 млрд рублей – за счет бюджета Камчатского края и 47,8 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Мастер-план Хабаровской агломерации включает модернизацию общественного транспорта. Государственная корпорация ВЭБ.РФ должна оказать финансовую поддержку реформы общественного транспорта и замены подвижного состава. В том числе в городе предполагается создать Дальневосточный автобусный промышленный кластер (Bakulin Motors Group А.Бакулина) по выпуску автобусов для регионов Дальнего Востока. Мощность предприятия должна составить 1 тыс. единиц в год.
К 2026 г. в Хабаровске планируется создать межвузовский кампус на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Хабаровского государственного университета экономики и права, где к 2030 г. будут обучаться более 32 тыс. студентов. Строительство предполагается начать летом 2023 г. Площадь кампуса составит 151 тыс. кв. м (новые учебные корпуса, лаборатории, конгресс-центр, общежития). Якорным объектом межвузовского кампуса станет технопарк «Амур», основным направлением деятельности которого видятся информационные технологии и разработка программного обеспечения, высокотехнологичное обрабатывающее производство. Участок земли, определенный под строительство, имеет площадь 3,5 га и расположен рядом с вузами кампуса.
В Бурятии планируется реализовать свой проект строительства международного межвузовского кампуса «Байкал» на 2 500 мест. Республиканское министерство образования и науки направляло заявку на создание кампуса для участия в конкурсе Минобрнауки РФ (второй этап отбора, первые восемь проектов были отобраны в 2021 г.). К настоящему моменту определен участок земли в Улан-Удэ для строительства. Глава Минобрнауки В.Фальков при этом отмечал наличие проблемы кадров для такого крупного проекта. Он предложил правительству республики сформулировать потребности в специалистах для будущего кампуса в целях формирования мер поддержки на федеральном уровне. Разработка проектно-сметной документации объекта должна начаться в текущем году.
Следует отметить, что для реализации мероприятий мастер-планов дальневосточных городов предполагается применять механизм «Единой субсидии», предоставляемой дальневосточным регионам на модернизацию социальной инфраструктуры. В частности, на 2023-24 гг. на строительство и ремонт свыше 300 объектов уже распределено 27,7 млрд рублей.
В городах ДФО предполагается расширять строительство арендного жилья в целях повышения его доступности. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале поручил Минвостокразвития совместно с Минфином, Минстроем, АО «ДОМ.РФ» и властями дальневосточных регионов разработать и представить на утверждение в правительство план строительства на Дальнем Востоке арендного жилья (с мебелью и отделкой). Потребность в арендных квартирах в ДФО оценивается в 10,6 тыс. квартир до 2027 г. Аренда квартир будет субсидироваться из регионального и федерального бюджетов, в целях снижения ежемесячных платежей. В частности, плата за аренду двухкомнатной квартиры должна снизиться с 42 тыс. до 10,5 тыс. рублей.
В настоящее время в дальневосточных регионах отсутствует необходимый для приобретения объем жилья, соответствующий требованиям Жилищного кодекса к наемным домам. Формирование такого жилищного фонда займет не менее трех лет. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» реализует четыре проекта строительства арендного жилья в ДФО – «Айвазовский» и комплекс для ССК «Звезда» в Приморском крае, дом «Полюс Алдан» в Якутии и комплекс «Уюн парк» в Сахалинской области. Минстрой совместно с Минвостокразвития должны предложить изменения в законодательство для обеспечения доступным жильем молодых специалистов в ДФО.
В рамках программы «Дальневосточная ипотека» по количеству выданных кредитов по-прежнему лидирует Приморский край – 17 тыс. кредитов на 75,3 млрд рублей. Далее следуют Якутия с 13 тыс. кредитов на 59,1 млрд рублей и Хабаровский край с 8,2 тыс. кредитов на 35 млрд рублей. При этом более 7 тыс. семей, участвующих в программе, возводят индивидуальные жилые дома.
Больше всего кредитов под цели ИЖС при этом выдано в Якутии (3 362 кредита), далее следуют Приморский край с 1,03 тыс. кредитов и Забайкальский край (703 кредита). Средний размер кредитов на строительство домов равен 4,96 млн рублей. Общая сумма выданных средств в ДФО на эти цели составляет около 35 млрд рублей. Следует отметить, что в программу были внесены некоторые изменения. Участники смогут оформлять кредиты на жилье, входящее в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов[1].
В рамках общероссийского тренда в регионах вводятся дополнительные меры поддержки для обеспечения социальной газификации. В Сахалинской области из регионального бюджета до 152 тыс. рублей возмещается на подготовку домовладения к приему газа – на устройство внутридомовой системы газоснабжения, фасадных газопроводов, монтаж оборудования (для всех жителей островного региона). Кроме того, в трех городских округах льготным категориям граждан компенсируется часть затрат на приобретение внутридомового газоиспользующего оборудования – плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета потребления газа, безопасности и сигнализации. Сумма компенсации составляет 50 тыс. рублей в Южно-Сахалинске и в Анивском городском округе, 60 тыс. рублей – в Корсаковском городском округе.
В целом уровень газификации Сахалина превысил 57%. В 2023 г. планируется газифицировать свыше 1,6 тыс. домохозяйств. На ближайшие годы намечена газификация Холмского, Томаринского, Долинского, Корсаковского, Смирныховского, Макаровского, Поронайского городских округов. В том числе на текущий год намечены завершение строительства и ввод в эксплуатацию газораспределительных станций «Южная», «Макаров» и «Леонидово», газовой котельной в селе Ясное (Тымовский городской округ). Также в текущем году должно начаться возведение 18 газовых котельных – в Южно-Сахалинске, Анивском, Долинском и Корсаковском городских округах. Общий объем инвестиций в программу газификации Сахалинской области на 2021-25 гг. оценивается в более чем 34,9 млрд рублей[2].
Курильские острова тем временем планируется газифицировать с помощью СПГ. Стоит отметить, что стоимость газификации части Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир) оценивается в сумму порядка 7 млрд рублей (2021-25 гг.). В том числе 6 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, еще 1 млрд – из регионального. Объем ежегодного потребления СПГ на Курилах оценивается в 35 тыс. тонн.
Кроме того, в Южно-Сахалинске предполагается построить малотоннажный СПГ-завод «Газпрома» мощностью более 50 тыс. тонн в год. В сентябре 2022 г. сообщалось о сроках запуска предприятия – в четвертом квартале 2023 г., однако вместе с тем допускалась и возможность того, что запуск будет отложен на 2024 г., поскольку к осени прошлого года все еще не была разработана проектная документация. С помощью поставок СПГ должны быть переведены на газ курильские угольные котельные и дизельные электростанции.
В Хабаровском крае льготные категории граждан могут получить на газификацию выплату в 150 тыс. рублей в рамках программы социальной газификации. Данная сумма покрывает проведение газа к границам земельного участка. Регион в текущем году получит дополнительную федеральную поддержку в виде субсидии в 7,5 млн рублей, что обеспечит возможность добавить еще 100 тыс. рублей на расходы по газификации. Увеличенная выплата позволит частично погасить расходы на приобретение газового оборудования и проведение работ на территории самого участка (ранее их должен был оплачивать собственник).
Уровень газификации Хабаровского края составляет на сегодняшний день 25%, газом обеспечены 39 населенных пунктов региона. В 2023 г. планируется начать строительство распределительных сетей в селе Богородское (административный центр Ульчского района), продолжить газификацию села Ильинка (Хабаровский район), поселка Эльбан (Амурский район), микрорайонов Красная речка и Пятая площадка в Хабаровске.
Вопрос транспортной доступности дальневосточных регионов остается одним из актуальных. В январе правительство продлило программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока (внутри федерального округа) на три года. В 2023 г. на реализацию программы из федерального бюджета должно быть выделено не менее 5,9 млрд рублей. Следует отметить, что в 2022 г. данной программой воспользовались более 350 тыс. человек, а количество маршрутов составило 37. Стоимость перелета в одну сторону колебалась от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей (в зависимости от маршрута). Полеты по социально значимым направлениям осуществляет единая дальневосточная авиакомпания «Аврора».
Кроме того, дальневосточные и арктические регионы запросили финансирование в объеме 14,8 млрд рублей на поддержку региональных авиаперевозок в ближайшие два года – 7,2 млрд рублей в 2023 г. и 7,6 млрд рублей в 2024 г. Исходя из этого, Минтранс предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне. Следует отметить, что наибольший объем запросила Якутия – 4,5 млрд рублей. Чукотский АО оценивает свою потребность в 2,2 млрд рублей, Камчатский край – в 1,2 млрд рублей, Амурская область – в 670 млн рублей, Забайкальский край – в 236 млн рублей. Приморский край стал единственным регионом, не запросившим средства, поскольку в краевом правительстве заявили о необходимости пересмотра маршрутной сети.
В качестве источника финансирования на данные цели предлагается рассмотреть выделение средств из Резервного фонда правительства на 2023 г., а на 2024 г. – выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В настоящее время местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, а финансовое состояние ряда регионов не позволяет обеспечивать их развитие.
По итогам 2018 г. по маршрутам местных перевозок в целом по стране было перевезено 1,9 млн пассажиров, при этом 97% из них приходятся всего на 14 субъектов. Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне (перевозки внутри регионов) вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 г., но ни разу не был поддержан. Стоит напомнить, что на сегодняшний день действуют три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок – на перелеты между регионами в обход Москвы, перелеты между дальневосточным регионами, Калининградом, Крымом и европейской частью страны и перелеты внутри Дальневосточного ФО. На вторую и третью программу в бюджете на текущий год заложено 12,3 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно.
Что касается мер по улучшению экологии, то в конце февраля стало известно о выделении дополнительного федерального финансирования в размере 10 млрд рублей на продолжение работ по ликвидации накопленного экологического вреда на промышленной площадке бывшего предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Работы к настоящему времени уже профинансированы на 2,4 млрд рублей, они были направлены на реализацию неотложных мероприятий.
Единым исполнителем работ по ликвидации отходов является ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), входящий в ГК «Росатом». Реализация проекта оценивается в 48 млрд рублей. На сегодняшний день на площадке разобраны все наземные сооружения и обезврежены наиболее опасные объекты, включая цех ртутного электролиза, удалены отходы, представлявшие наибольшую опасность для людей и для экологии. Была также локализована нефтяная линза и предотвращена возможность попадания нефтепродуктов в Ангару.
До конца 2024 г. на площадке планируется завершить строительство экотехнопарка «Восток», основной специализацией которого должны стать обезвреживание и переработка ртутьсодержащих отходов. Помимо того, на территории предполагается создать Федеральный центр химии – совместный проект Минпромторга, Минобрнауки, «Росатома», Иркутского института химии СО РАН, Российского химико-технологического университета, Российского союза химиков и Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Он будет направлен на развитие химических производств (фармацевтика и лесохимия).
Также правительство на постоянной основе вводит систему комплексной интегрированной оценки уровня антропогенного воздействия на озеро Байкал и прилегающие к нему территории. Соответствующее постановление в феврале было подписано главой правительства М.Мишустиным. Система должна быть основана на данных государственного экологического мониторинга экосистемы озера. Росгидромет будет отвечать за данные о радиационной обстановке, состоянии атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства – за сведения о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды – за информацию о состоянии животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях.
В состав участников мониторинга были также введены исполнительные органы власти трех байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края[3]. В их задачи входит сбор информации о биоразнообразии на своих территориях. Результаты государственного мониторинга будут размещаться на интернет-портале «Экологический мониторинг озера Байкал», где должны быть представлены конкретные результаты наблюдений и прогнозы развития экологической ситуации.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, январь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,8 |
Сибирский федеральный округ |
100,8 |
Иркутская область |
100,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,7 |
Камчатский край |
101,0 |
Еврейская авт. область |
100,9 |
Республика Бурятия |
100,9 |
Амурская область |
100,9 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Приморский край |
100,8 |
Забайкальский край |
100,8 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Сахалинская область |
100,6 |
Магаданская область |
100,2 |
Хабаровский край |
100,1 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
112,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
116,6 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
112,2 |
|
Республика Бурятия |
130,1 |
|
Забайкальский край |
116,5 |
|
Амурская область |
113,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,1 |
|
Хабаровский край |
111,1 |
|
Еврейская авт. область |
109,9 |
|
Камчатский край |
109,8 |
|
Приморский край |
108,4 |
|
Сахалинская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
107,2 |
|
Чукотский авт. округ |
107,1 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2022 г.-январь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,7 |
75 108,4 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 331,9 |
Иркутская область |
4,4 |
1 156,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1 |
4 162,5 |
Забайкальский край |
7,5 |
490,0 |
Республика Бурятия |
6,2 |
415,8 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
506,9 |
Еврейская авт. область |
5,3 |
77,3 |
Магаданская область |
3,4 |
81,7 |
Амурская область |
3,3 |
408,1 |
Приморский край |
2,8 |
995,2 |
Сахалинская область |
2,7 |
275,2 |
Хабаровский край |
2,5 |
715,7 |
Камчатский край |
1,8 |
166,7 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
30,1 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками жилых помещений.
[2] Газификация региона осуществляется за счет газа из магистрального газопровода «Сахалин-2», идущего с севера на юг острова, в Корсаковский городской округ, где расположен завод СПГ.
[3] Участниками федерального проекта по сохранению Байкала (нацпроект «Экология») являются регионы, расположенные на Байкальской природной территории – Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область.
EastRussia проанализировала свежий справочник рынка труда и актуальных профессий, который ежегодно готовит КРДВ.
Привлекательность рынка труда была и остается драйвером сохранения и притока населения на Дальний Восток. Региону есть, что предложить и совсем молодым специалистам, и более зрелым, готовым потратить время на получение востребованной специальности – во имя надежного будущего на перспективной территории.
Средняя зарплата на Дальнем Востоке выше, чем на остальной территории России на 16%, и растет каждый год. В настоящее время средний ежемесячный заработок по региону составляет 66,4 тыс. рублей в месяц. Однако это, как водится, «средняя температура по больнице». Максимальную зарплату среди дальневосточных регионов предлагают на Чукотке – 130 тыс. рублей в месяц в среднем. Там в настоящее время открыты вакансии для 119 человек. Самые скромные средние зарплаты – в Республике Бурятия (45,6 тыс. рублей). Зато востребованность специалистов высокая – более 2,6 тыс. человек. На сегодня в Приморье открыто максимальное на Дальнем Востоке количество вакансий – 8 262, средняя зарплата составляет более 55 тыс. рублей. На втором месте по этому показателю оказался Хабаровский край – там требуются почти 6,5 тыс. специалистов. В среднем они будут получать 58,8 тыс. рублей. В Амурской области работу могут найти 3 128 человек, средняя зарплата – 59 тыс. рублей.
изображение: Корпорация развития Дальнего Востока
ДФО развивается активно — тут реализуется 2,2 тыс. инвестиционных проектов, на которых будет открыто и создано 114,5 тыс. новых рабочих мест. Бизнес сейчас нуждается в 12,9 тыс. работниках в ведущих отраслях экономики. К 2026 году дополнительная кадровая потребность превысит 102 тыс. человек.
Ключевые отрасли экономики Дальнего Востока сгруппированы по 11 отраслям:
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
2. Добыча и переработка нефти и газа
3. Лесная промышленность
4. Машиностроение
5. Рыболовство и аквакультура
6. Электроэнергетика
7. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
8. Строительство и производство стройматериалов
9. Транспорт и логистика
10. Туризм и сервис
11. Металлургия
Самые перспективные сферы
Из 11 важнейших специалисты выделяют четыре сферы, где к 2026 году прогнозируют значительный рост занятости:
– сфера добычи угля, металлических руд и алмазов (более 120 тыс. человек),
– сельское хозяйство и пищевая промышленность (около 60 тыс. человек),
– рыболовство и аквакультура (более 50 тыс. человек),
–металлургия (более 10 тыс. человек).
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы – подземный горнорабочий (средняя зарплата 73 тыс. рублей, востребованы в Якутии и Забайкалье), машинист бульдозера (127 тыс. рублей, востребованы в Забайкалье и на Колыме), проходчик (152 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: В Якутии ключевым проектом в этом виде деятельности является строительство горно-обогатительного комплекса по добыче коксующегося угля АО «ГОК «Инаглинский». К 2027 году количество вакансий там превысит 4,8 тыс. человек. В Приморье на модернизации шахты и строительстве новый шахты ООО «Сучан-Уголь» к 2026 году потребуются 1,9 тыс. специалистов. В Забайкалье идет строительство разреза по добыче каменного угля ООО «Разрезуголь». К 2030 там нужны будут более 1,8 тыс. рабочих.
2. Добыча и переработка нефти и газа
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь ремонтник ( средняя зарплата почти 65 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Хабаровском крае), слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (69,2 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Якутии), инженер по автоматизации и механизации производственных процессов (98,5 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: в Приморье строительство нефтехимического комплекса АО «ВНХК». К 2029 году потребность в кадрах там превысит четыре тыс. человек. На строительстве газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка Благовещенск» в Приамурье потребуется 2,6 тыс. рабочих к 2025 году. В Хабаровском крае на строительстве завода по производству сжиженного природного газа ООО «Криогентех» уже в этом году требуются 58 специалистов.
3. Лесная промышленность
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: подсобный рабочий на лесозаготовках (средняя зарплата свыше 53 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), лесоруб (100 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), станочник деревообрабатывающих станков (35 тыс. рублей, востребованы в Приамурье и Приморье).
фото: RFP Group
Примеры ключевых проектов отрасли: создание деревоперерабатывающего производства АО «Нью Форест Про» в Хабаровском крае. В 2023 году открыты 999 вакансий. В Приморском крае идет создание производства пиломатериалов и топливных гранул ООО «Кей АР Дабл Ю». Рабочие места в текущем году готовы предоставить 380 специалистам. На строительстве комплекса по глубокой переработке древесины ООО «Тачин» в Амурской области требуются в этом году 50 человек.
4. Машиностроение
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь-судоремонтник (средняя зарплата более 83 тыс. рублей, востребованы в Приморском крае), инженер-технолог (почти 68 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Бурятии), сборщик корпусов металлических судов (108 тыс. рублей, востребованы в Приморье).
Ключевые проекты: создание верфи крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда» в Приморском крае. В 2024 году там будет 7,4 тыс. вакансий. В Якутии на модернизации и развитии мощностей по созданию речного флота для внутренних водных путей АО «ЖСВ» в 2024 году потребуется более 660 рабочих.
фото: ССК «Звезда»
Высшее образование по востребованным на Дальнем Востоке специальностям можно получить в Дальневосточном федеральном университете (Приморский край), Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (Якутия), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (Приморье), Тихоокеанском государственном университете (Хабаровский край), Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема (ЕАО), а также в других образовательных учреждениях ДФО.
Среднее профессиональное образование, по данным рейтинга конкурса «Молодые профессионалы Worldskills Russia», можно получить в пяти лучших колледжах и техникумах ДФО: Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж, Приморский политехнический колледж, Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Хабаровский технологический колледж, Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий.
С актуальной версией «Навигатора актуальных профессий» можно ознакомиться на портале Корпорации развития Дальнего Востока.