Правительство РФ усилит контроль за управляющими компаниями в многоквартирных домах. При лишении УК лицензии ее учредитель (с долей уставного капитала, превышающей 50%) будет вноситься в реестр дисквалифицированных лиц.
Соответствующее постановление подписал глава кабмина Михаил Мишустин. Ранее в такой реестр вносился только генеральный директор лишенной лицензии управляющей компании.
Дисквалифицированный учредитель не сможет инициировать создание новой УК пока не будет исключен из реестра (минимум в течение трех лет). Также дисквалифицированный гендиректор УК теперь не сможет становиться учредителем такой компании с долей в уставном капитале более 50%.
Ранее сообщалось, что в России должны появиться единые стандарты услуг управляющих компаний и их стоимости. Такую меру предусматривает плана реализации Стратегии развития стройотрасли до 2030-го года.
Малоизвестную битву красноармейцев с японскими войсками воспроизвели на берегу Амура дальневосточные реконструкторы. Одним из ключевых эпизодов «Фуюаньского десанта» стал подвиг военного матроса Амурской флотилии Николая Голубкова, который подавил огневую точку врага ценой собственной жизни.
О том, что всё будет совсем не «понарошку» зрителей, собравшихся на набережной Хабаровска вечером 28 августа 2024, предупреждали не раз и не два. Строгое «по газону не ходить» обрело совсем другой смысл — под зелёным покровом скрыты пиротехнические заряды, детонация которых может нанести самое настоящее ранение.
Особый инструктаж прошли и все участники реконструкции, и тем не менее без реального кровопролития не обошлось. Но об этом позднее.
Чтобы оживить страницу истории в Хабаровск приехали участники военно-исторических клубов Хабаровского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия). Все они заранее изучили события, развернувшиеся в 60 километрах от Хабаровска 9 августа 1945 года. В этот день началась Сунгарийская операция — спустя всего несколько часов после того, как Советский Союз объявил войну милитаристской Японии, оккупировавшей китайские земли.
Катера Амурской флотилии должны были высадить 200 пехотинцев на подступах к Фуюаню. Однако первую волну десанта японцы практически выкосили из врытых в землю дзотов.
И тогда на помощь пришли добровольцы-матросы. На одном из основных направлений атаки 25-летний Николай Голубков закидал гранатами пулеметную точку противника, которую было очень сложно подавить, а потом закрыл собой амбразуру.
Николай получил смертельное ранение и через несколько часов скончался на борту своей плавказармы (кстати, ее части до сих пор стоят в порту Николаевска-на-Амуре). Благодаря этому подвигу войска Рабоче-крестьянской Красной армии продвинулись вперёд и разгромили японских милитаристов в первом боестолкновении.
Позднее Николая прозвали «Дальневосточным Матросовым». Однако, подвиг его малоизвестен. Впрочем, как и сам «фуюаньский десант». Он как бы остался в тени больших сражений Великой Отечественной войны, произошедших на западных фронтах. Реконструкцию провели как раз для того, чтобы молодое поколение знало и гордилось подвигом дальневосточников.
— Николай Голубков похоронен в Хабаровске на улице Руднева, — рассказывает председатель Дальневосточной молодёжной военно-исторической организации «Амурский рубеж» Никита Кобзев. — Такие мероприятия мы для того и проводим, чтобы молодежь и взрослые, которые не знают о подвиге и о захоронениях, смогли выделить время и 3 сентября прийти, и возложить цветы, почтить память павших.
Роль Николая Голубкова исполнил участник военно-исторического клуба, студент третьего курса колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания 18-летний Семён Сапожников. По словам молодого человека, он смог прочувствовать на себе как сложно было будущему Герою Советского Союза.
— В те годы люди были довольно самоотверженные, и когда я читал его биографию… если честно, я очень сильно сомневаюсь, что у меня хватило бы смелости повторить в реальности такой подвиг, — признался Семён.
В реконструкции безусловно очень важны исторические детали, но и погружение в образ добавляет реализма. «Воины Ямато» раньше не знавшие ни слова по-японски, выучили несколько выражений, не ограничиваясь всем известным кличем «Банзай!», а один из реконструкторов так вжился в роль, что до крови поранил руку, когда перезаряжал пулемет. Так и пролилась кровь на нынешнем сражении.
Военно-историческая реконструкция «Подвиг в Фуюане» посвящена 79-ой годовщине окончания Второй мировой войны, и приурочили её к Окружному патриотическому форуму, который проходит в эти дни в Хабаровске. На него съехались представители 27 регионов с Урала, Сибири и Дальнего Востока. Педагоги смотрели реконструкцию, чтобы позже рассказывать своим ученикам.
— Я думаю, что такие реконструкции надо проводить чаще. Есть такое выражение, что мы никогда не забудем то, что прочувствовали. Можно прочитать учебник и все забудется, а после такой реконструкции ты как будто сам все прожил! Очень впечатляет! — поделилась участница форума София Рождественская.
Сохранит надолго впечатления от увиденного и детвора: многие юные зрители унесли с собой сувенир — остро пахнущую порохом патронную гильзу. На память.
В ряде дальневосточных регионов отмечается рост уловов в ходе лососевой путины текущего года. В то же время среди представителей отрасли резонанс вызвал закон о взимании платы за перезакрепление рыболовных участков. Основное нарекание связано с размером платы и установленными сроками ее внесения. В регионах планируется усилить работу в направлении развития марикультуры. Конфискованные активы крупных рыбопромышленников остаются невостребованными.
Дальневосточный бассейн лидирует по объемам уловов в стране. К 31 июля в макрорегионе добыто 2,2 млн тонн морских биоресурсов, тогда как общие уловы в РФ составили 2,97 млн тонн.
В частности, на фоне продолжающейся лососевой путины вылов тихоокеанских лососей 6 августа превысил 140 тыс. тонн, лидером традиционно является Камчатский край, где было добыто 95,3 тыс. тонн лососевых (68% от общего вылова). Объем вылова лососевых в Хабаровском крае составил 21,3 тыс. тонн (рост на 6,1% относительно аналогичного периода 2022 г.), в Сахалинской области – около 7,2 тыс. тонн (рост на 40,3%). В Магаданской области добыто 6,4 тыс. тонн лососевых, в Приморском крае – 1,8 тыс. тонн. В Чукотском АО уровень добычи в ходе путины составил 258 тонн.
В структуре вылова по видам лососевых первое место занимает горбуша – 97 тыс. тонн (69% от общей добычи). Далее следует нерка – 29,6 тыс. тонн (21,5%), кета – 13,7 тыс. тонн (8,5%), чавыча – 312 тонн (0,3%). Кижуча выловлено 57 тонн, симы – 39 тонн.
Следует отметить, что в текущем году рыбаки Хабаровского края, Приморского края и Магаданской области в связи с хорошими подходами и высоким уровнем заполнения нерестилищ получили в июле разрешение Росрыболовства[1] на увеличение в рамках лососевой путины текущего года объемов вылова горбуши, кроме того, был продлен срок вылова.
При этом во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) обеспокоены возможностью закрытия части предприятий по добыче рыбы и резкого роста отпускных цен на лососевые и икру в стране из-за введения платы за перезаключение договоров пользования участками промысла на новый срок без проведения торгов. Принятое в июле постановление правительства устанавливает правила расчета и взимание платы за перезакрепление рыболовных участков за действующими пользователями.
При перезакреплении участков для промышленной добычи анадромных видов рыб (включая тихоокеанских лососей) плата будет рассчитываться по особой формуле – как произведение расчетной суммы сбора за добываемые на участке виды рыбы, количества лет, на которое планируется заключить договор, и корректирующего удваивающего коэффициента. Платеж должен быть внесен не более, чем за два года[2]. При этом 40% платы подлежит внесению при заключении договора, 30% - не позднее года со дня заключения и 30% - не позднее двух лет со дня заключения. Закон о перезаключении договоров на участки и постановление о порядке взимания платы должны вступить в силу с 1 сентября текущего года.
По расчетам ассоциации, рыбодобытчикам придется заплатить суммарно в федеральный бюджет около 200 млрд рублей за 20 лет. При этом в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (президент – М.Козлов) отмечают, что многим предприятиям для перезаключения договора придется брать кредит, что повысит долговую нагрузку на отраслевой бизнес.
В связи с этим группа парламентариев (депутаты А.Гордеев, И.Яровая, В.Кашин, Н.Васильев, сенаторы А.Яцкин, А.Артамонов, А.Двойных, С.Митин, Б.Невзоров, В.Пономарев, А.Широков и Н.Федоров), среди которых есть два бывших министра сельского хозяйства РФ, в конце июля направила на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий рассрочку при внесении платы за перезаключение без торгов договоров на рыболовные участки. Предлагается 10% платы вносить при заключении договора пользования участком, 30% - не позже года с даты заключения договора, 30% - не позже двух лет и еще 30% - не позже трех лет с момента заключения.
В Минсельхозе прибыль в бюджет от реализации законопроекта оценивают в 91 млрд рублей. Ожидается, что внедряемые выплаты затронут более 8 тыс. рыбодобытчиков. Наибольшая часть договоров подлежит перезаключению в 2028 г. (66%).
Кроме того, в отраслевом сообществе недовольны тем, что сумма сбора за участки будет рассчитываться, исходя из среднегодового объема добычи водных биологических ресурсов на рыболовном участке за четыре года, предшествующих году заключения договора[3]. При этом за четыре последних года на Дальнем Востоке наблюдались высокие уловы лососевых, тогда как в настоящее время они идут на спад. Из-за этого будущие возможности предприятий по долгосрочным выплатам могут оказаться существенно ниже текущих. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) предлагают платить 25% платы в течение года, а остальные 75% разбить на 20 лет действия договора о закреплении участка. Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока[4] направил в адрес президента РФ В.Путина письмо с просьбой внести коррективы в процесс взимания выплаты.
Следует отметить, что пользователи участков для добычи анадромных рыб также будут нести обязательства по участию в социально-экономическом развитии территорий, заключая соответствующие соглашения с региональными властями. Размер обязательств при перезаключении договора без торгов составит не менее 10% и не более 20% платы за заключение договора. Перечень обязательств добытчиков перед регионом закреплен правительством – он, в частности, включает обязательства по благоустройству общественных пространств, развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, по реализации рыбопродукции в рамках региональных программ повышения доступности рыбных товаров, по участию в других программах социально-экономического развития региона, а также по переработке уловов на береговом заводе или в береговом цеху.
Что касается экспорта, то отмечается рост поставок в Китай. По итогам января-июля Приморское территориальное управление Росрыболовства оформило на экспорт в КНР 372,738 тыс. тонн дальневосточной рыбопродукции, в том числе более 18 тыс. тонн поставлено в июле (рост на 29,5% относительно июля 2023 г.). За семь месяцев года в Китай преимущественно экспортировался минтай (281,098 тыс. тонн), сельдь (62,738 тыс. тонн), крабы (19,029 тыс. тонн). При этом экспорт крабов в КНР имеют тенденцию увеличиваться – по итогам первого полугодия он вырос на 8,2% (764 партии на 16,3 тыс. тонн). Наиболее популярными экспортными категориями стали стригун-опилио (6,5 тыс. тонн), синий краб (4,6 тыс. тонн), камчатский краб (2,7 тыс. тонн), стригун-бэрди (1,9 тыс. тонн).
На Дальнем Востоке поставлен рекорд по выпуску филе сельди, к началу августа выпущено около 40 тыс. тонн. С начала года вылов сельди вырос на 18% относительно аналогичного периода прошлого года, до 292 тыс. тонн. На фоне сокращения вылова и импорта атлантической сельди отмечается рост внутреннего спроса на тихоокеанскую сельдь, стоимость которой в опте ниже, чем атлантической (на 15-20%). В настоящее время стоимость филе дальневосточной сельди в опте достигает 180-190 рублей за килограмм, но ожидается ее снижение из-за роста уловов. Также отмечается существенный рост вылова сардины иваси. По итогам первого полугодия 2024 г. в Дальневосточном бассейне добыто более 105 тыс. тонн, что более чем в два раза (218%) превысило показатель за аналогичный период 2023 г.
Тем временем в Камчатском крае в 2025 г. планируется запустить новый рыбомучной завод по производству кормовой рыбной муки и технического жира. Инвестором является камчатская компания ООО «Скит» (село Устьевое, Соболевский район)[5]. В 2023 г. компания уже построила икорный цех мощностью производства 600 тонн в год.
Между тем в Приморском крае планируется разработать проект по развитию аквакультуры, проанализировав деятельность пользователей марикультурных участков. Разработкой проекта займется краевое министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов. Он должен предусмотреть ряд мер, направленных на эффективное использование морской акватории Приморья для аквакультуры, а также развитие пастбищного рыбоводства.
На сегодняшний день в Приморье выращивается более 16% российской аквакультуры (второе место в стране[6]) и 95% аквакультуры на Дальнем Востоке (основные сегменты – лососевые, карповые, ценные морепродукты – устрицы, мидии, гребешки, иглокожие). В регионе сформировано порядка 350 рыбоводных участков общей площадью более 80 тыс. га для выращивания морской и пресной аквакультуры, они закреплены за 114 предприятиями. В то же время препятствием для инвестиций в данную сферу является высокая стоимость подготовки документации и прохождения государственной экологической экспертизы. В ДФО средняя величина затрат на данные цели превышает 5 млн рублей за участок.
Выпуск товарной аквакультуры в первом полугодии текущего года увеличила Иркутская область – в два раза относительно аналогичного периода прошлого года, до 76 тонн. Большую часть продукции составляет форель (73 тонны), три тонны - осетр. В регионе действует 28 рыбоводных хозяйств, выращивающих товарную рыбу и производящих рыбопосадочный материал (мальков).
Росрыболовство намерено продать изъятые у рыбопромышленника Д.Дремлюги квоты на вылов краба в Дальневосточном бассейне – квоты на вылов краба-стригуна опилио в Западно-Сахалинской подзоне, краба волосатого четырехугольного в Западно-Сахалинской подзоне, краба колючего в подзоне Приморье и Восточно-Сахалинской подзоне, краба равношипого в Южно-Курильской зоне и краба синего в Восточно-Сахалинской подзоне. Для аукциона, назначенного на 7 августа, начальная цена лота была снижена на 10%, с 2,44 млрд до 2,2 млрд рублей, но о результатах торгов не сообщалось. На июльском аукционе распределить доли не удалось, поскольку на него не заявилось участников.
По условиям аукциона, победитель торгов должен построить на российской верфи среднетоннажное судно, предназначенное для добычи краба, длиной свыше 50 м. Договор заключается на 15 лет.
В то же время плавбаза «Владивосток 2000», конфискованная у Д.Дремлюги по иску Генпрокуратуры, была все же продана на аукционе в июле за 274,5 млн рублей, что в семь раз меньше изначально предложенной на майском аукционе цены. Стартовая цена для июльского аукциона составила 211 млн рублей (в мае для актива была установлена цена в 2,1 млрд рублей). Покупателем стало ООО «Активбизнесконсалт» (коллекторская организация группы «Сбер»). Напомним, что на аукционы 15 мая, 31 мая и 19 июня не было подано ни одной заявки. На четвертом аукционе, организованном Росимуществом, цена была снижена в десять раз относительно первоначальной.
В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья отметили, что для эксплуатации плавбазы требуется наличие среднетоннажного рыбодобывающего флота, поставляющего добычу для переработки. В текущих условиях судно может быть переделано, в том числе для перевозки грузов, оно также может быть передано для работы в другой стране. Тем не менее пока новый владелец не сообщал о планах относительно актива.
Тем временем в июле во Фрунзенском районном суде Владивостока началось рассмотрение по существу второго уголовного дела в отношении рыбопромышленника О.Кана (покинул РФ в 2018 г. и находится в международном розыске), обвиняемого в организации преступного сообщества, контрабанде стратегически важных ресурсов (более 3 тыс. тонн живого краба) в Японию, Китай и Республику Корея на сумму в 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты таможенных платежей на сумму свыше 3,6 млрд рублей.
По версии следствия, О.Кан с сообщниками в 2014-19 гг. поставляли стратегически важные морские биоресурсы за рубеж, при вывозе краб декларировался к поставке подконтрольным О.Кану офшорным компаниям, а затем отгружался по цене, значительно превышающей заявленную. Доходы О.Кан, как полагает следствие, направлял на финансирование деятельности принадлежащих ему компаний и созданного им преступного сообщества. Также обвинение полагает, что рыбопромышленник, используя схему разделения единого крупного бизнеса на формально автономные организации и незаконно применяя систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уходил от уплаты налога на прибыль и НДС.
Защита О.Кана продолжает настаивать на его невиновности. В марте текущего года Арбитражный суд Приморского края признал ничтожными договоры о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов и постановил солидарно взыскать в пользу РФ с О.Кана, а также группы аффилированных с ним физических и юридических лиц ущерб водным биоресурсам на сумму 358,7 млрд рублей[7].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В лице подконтрольных территориальным управлениям Росрыболовства комиссий по регулированию добычи анадромных видов рыб (в Приморском крае, Хабаровском крае и Магаданской области).
[2] Для участков, используемых для промышленного вылова водных биоресурсов, за исключением анадромных видов рыб, а также участков для организации любительского рыболовства корректирующий коэффициент использоваться не будет.
[3] Если на участке предыдущие четыре года добыча не осуществлялась, будет использоваться средний объем вылова на двух граничащих участках, а если таковых нет, то на двух наиболее близких участках.
[4] В сформированный в 2020 г. Совет входят руководители рыбохозяйственных ассоциаций рыбодобывающих регионов Дальнего Востока. В состав с момента основания входят президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Г.Мартынов, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области М.Козлов, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын.
[5] Учредитель – Н.Шутов.
[6] По итогам 2023 г. в регионе было выращено 65,6 тыс. тонн аквакультуры. Первое место занимает Мурманская область, третье – Карелия.
[7] В ходе разбирательств по иску Генпрокуратуры в Пятом арбитражном апелляционном суде и ранее в Арбитражном суде Приморья представители рыбопромышленника утверждали, что О.Кан умер в 2023 г. в Великобритании, прокуратура и суд сочли информацию ложной.
Аграрии Дальнего Востока сталкиваются с проблемой неблагоприятных погодных условий в первой половине года, что отрицательно влияет на посевы. Тем не менее в текущем году существенно увеличены посевные площади некоторых культур (сои, кукурузы, риса) в ряде регионов. Продолжается развитие тепличных проектов в целях постепенного повышения уровня обеспеченности дальневосточных регионов овощной продукцией собственного производства.
В первом квартале текущего года только в трех дальневосточных регионах наблюдался рост в сельскохозяйственном производстве (Таблица 1) – в Магаданской области (+8,1%), Якутии (+5,3%) и Хабаровском крае (+1,4%). Основные сельхозпроизводители макрорегиона в начале года продемонстрировали отрицательную динамику, в частности Амурская область (индекс - 91,2%), Приморский край (79,7%), Забайкальский край (97%), Бурятия (99,9%).
Однако в регионах Дальнего Востока планируется продолжать увеличивать посевные площади и урожаи. Стоит отметить, что в последние годы темпы роста посевных площадей в ДФО опережали общероссийские – на Дальнем Востоке в прошлом году под сельхозкультуры было отдано 2,2 млн га (рост относительно 2014 г. составил 5,2%), тогда как по стране за последние десять лет этот рост составил 4,6%. В 2024 г. ожидается прирост дальневосточных посевных площадей еще на 76 тыс. га.
В Амурской области (на нее приходится более 50% посевных площадей в ДФО) в текущем году соей засеяно 900,1 тыс. га, что на 4% больше запланированного и выше прошлогоднего показателя на 22,3 тыс. га. Вместе с тем зерновые культуры засеяны только на 87,8% от плана (193,6 тыс. га), что на 1,3 тыс. га ниже уровня 2023 г. При этом под зерновые культуры в текущем году было отдано 232 тыс. га, что 34 тыс. га больше, чем в 2023 г. На сев текущего года в регионе влияли неблагоприятные погодные условия – из-за переувлажнения почвы работы начались на неделю позже запланированного, в начале апреля.
В Приморском крае (22% от дальневосточных посевных площадей) уборке ранних зерновых культур препятствуют циклоны и тайфуны, грозящие потерей урожая. В целях предотвращения потерь в текущем году посевные площади риса (влаголюбивая культура) увеличены на 41%, до 12,4 тыс. га, а посевы кукурузы выросли на 28%, до 101,2 тыс. га. Стоит отметить, что в Приморье сосредоточено 96% посевов дальневосточного риса, культура выращивается в Хорольском, Ханкайском и Черниговском муниципальных округах. По посевам кукурузы лидирует Михайловский муниципальный округ (17 тыс. га).
По зерновым на фоне погодных условий в Приморье в текущем году ожидается существенное сокращение урожая. В июне посевная кампания по зерновым в Приморье все же была прервана из-за значительного переувлажнения почвы. К 11 июня было засеяно только 97,6 тыс. га сои – 33% от запланированного, к 3 июля засеяно 43% от плана, 128 тыс. га. В целом подтопленными в крае в результате дождей оказались около 113 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур (ранние зерновые, соя, кукуруза) в 13 муниципалитетах. Наиболее сильно пострадали поля в Черниговском, Хорольском, Октябрьском, Ханкайском, Красноармейском, Анучинском, Пограничном, Яковлевском муниципальном округах, Дальнереченском, Спасском и Кировском районах.
В Забайкальском крае (8% посевных площадей Дальнего Востока) отмечается тенденция увеличения посевов масличных культур. В текущем году в регионе под зерновые отдано 110,2 тыс. га, под рапс – 14,8 тыс. га, под подсолнечник - 13,3 тыс. га, под кормовые культуры – 9,5 тыс. га. В крае планируется строительство линейного элеватора на территории Шилкинского района, около станции Солнцевая, его мощность должна составить 200 тонн. Инвестором выступит «Производственно-экспортная компания» (принадлежит компании «Новый сухопутный зерновой коридор»[1]). Напомним, что НСЗК владеет сухопутным зерновым терминалом мощностью перевалки до 8 млн тонн зерна в год в Забайкальске, около границы с КНР. Отведенные под сою площади расширяют в Хабаровском крае (примерно на 10%), до 37,4 тыс. га. В текущем году в крае намерены собрать 53,5 тыс. тонн сои (в 2023 г. собрано 49,9 тыс. тонн).
Тем временем в регионах сохраняются риски распространения вирусов сельскохозяйственных животных, наносящих урон поголовью. В июле в Пограничном муниципальном округе Приморского края был выявлен очаг африканской чумы свиней (АЧС). В пятикилометровой зоне заражения в селе Духовское были изъяты животные, организованы карантинные мероприятия. В зону наблюдения (10 км от очага) вошли села Бойкое, Богуславка и Жариково.
Напомним, что в минувшем году производство свинины в крае снизилось (на 3 тыс. тонн, до 73 тыс. тонн) из-за вспышек АЧС в свиноводческих комплексах «Русагро-Приморье» («Ленинский-1» и «Ленинский-2») и в частных подворьях. В «Русагро-Приморье» изъятое поголовье достигало 100 тыс. голов. При этом региональные власти при условии отсутствия вспышек вируса рассчитывали, что уже текущим летом возобновится экспорт свинины производства «Русагро-Приморье» в Китай (ограничения на поставки российской свинины в КНР действовали с 2008 г., запрет был официально снят в январе 2024 г.[2]).
В сфере тепличного овощеводства агропромышленный холдинг «Рост» С.Рукина[3] (одно из основных российских предприятий по производству овощей защищенного грунта) намерен инвестировать в реализацию проекта по строительству круглогодичных теплиц площадью 19,2 га в Бурятии (Гусиноозёрск, Селенгинский район). Объем инвестиций оценивается в 4,5-5 млрд рублей, ожидаемая производительность составляет 17 тыс. тонн овощей в год – в том числе 11,2 тыс. тонн огурцов и 5,2 тыс. тонн томатов. Проект в Бурятии станет для группы компаний первым на Дальнем Востоке. Открытие тепличного комплекса намечено на 2026 г.
На текущий момент круглогодичное производство овощей в республике отсутствует, уровень обеспеченности овощами местного производства составляет 58%. Ожидается, что запуск теплиц в Гусиноозёрске позволит увеличить данный показатель до 85%. При этом Дальний Восток в целом отличается невысоким уровнем самообеспеченности овощной продукцией – на начало текущего года он составлял только 42% (показатель в РФ за 2023 г. – 87%). Благодаря развитию тепличных проектов уровень обеспеченности Дальнего Востока овощами постепенно возрастает – в 2022 г. он составлял 38%.
Стоит отметить, что изначально комплекс «Гусиноозёрский» предполагалось начать строить в 2018 г., но реализация проекта откладывалась. В 2022 г. инвестором должна была выступить якутская компания «Звезда Арктики»[4] (которая учредила для этих целей ООО «УК «Экоинвест»), но строительство было приостановлено из-за проблем инвестора с привлечением кредитных средств.
Между тем АО Совхоз «Тепличный[5]» (резидент ТОР) на Сахалине рассчитывает в ближайшие годы (2024-27 гг.) инвестировать 5,1 млрд рублей в увеличение площади действующих теплиц, а также строительство розария, питомника открытого типа для выращивания кустарников и деревьев, ландшафтного центра, плодопитомника и комплекса для выращивания рассады однолетних и многолетних трав. Напомним, что в прошлом году совхоз «Тепличный» ввел в Сахалинской области в эксплуатацию тепличный комплекс на 2,9 га мощностью 10 тыс. тонн овощей в год, инвестировав 850 млн рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первый квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,2 |
Сибирский федеральный округ |
98,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
108,1 |
Республика Саха (Якутия) |
105,3 |
Хабаровский край |
101,4 |
Республика Бурятия |
99,9 |
Еврейская авт. область |
98,2 |
Камчатский край |
97,7 |
Забайкальский край |
97,0 |
Чукотский авт. округ |
93,3 |
Амурская область |
91,2 |
Сахалинская область |
89,9 |
Приморский край |
79,7 |
[1] Подконтрольна АО УК «РВМ» Капитал» - инвестиционная группа, принадлежащая бывшим советникам экс-главы «РЖД» В.Якунина – С.Орлову и Ф.Блинову, ООО «Управление Инвестициями» и НПФ «Благосостояние». Также доли в НСЗК принадлежат кипрским «Саленсид Холдингс Лимитед» и «Белпер Холдингс Лимитед», физлицу А.Татур.
[2] Был подписан протокол об инспекционных, карантинных и ветеринарно-санитарных требованиях к мясной продукции, экспортируемой в КНР. Поставки продукции разрешили российским компаниям «Тамбовский бекон», АПХ «Мираторг» и «Великолукский мясокомбинат».
[3] С.Рукин основал в 2013 г. холдинг «Технологии тепличного роста», переименованный в 2019 г. в «Рост». Прежде С.Рукин основывал в партнерстве с О.Тиньковым компанию «Международный бизнес-клуб», был создателем дилерского центра BMW «Авиамоторс».
[4] Подконтрольно якутским предпринимателям В.Гарипову и К.Гарипову.
[5] Принадлежит сахалинскому Минимущества.
На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.
В нескольких дальневосточных регионах должны быть построены крупные круглогодичные курортные зоны в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Курорты разместятся в Приморском крае, Бурятии и Иркутской области.
Курорт «Приморье» планируется разместить в Хасанском муниципальном округе[1] – в бухте Алеут (в 200 км к юго-западу от Владивостока). Территория в том числе будет охватывать Дальневосточный морской биосферный заповедник в заливе Петра Великого (единственный в России заповедник, площадь которого на 98% занимает акватория)[2], архипелаг Римского-Корсакова[3], остров Фуругельма (самый южный остров РФ, принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику, остров является местом отдыха перелетных птиц, занесенных в Красную книгу России, также на нем гнездятся крупные колонии некоторых видов морских птиц[4]) и озеро Хасан.
На территории приморского курорта планируется построить аквапарк, банный и термальный комплексы, медицинский центр, парк развлечений, школу водных видов спорта, семь гостиниц и апартаменты (всего 3 800 номеров). Площадь курорта составит около 150 га, включая 1,5 км пляжной зоны. Ожидается, что курорт будут посещать порядка 500 тыс. туристов в год. Общий объем частных инвестиций оценивается в сумму порядка 37 млрд рублей. Затраты на электроснабжение (порядка 6 млрд рублей) планируется обеспечить за счет федерального бюджета. Краевой бюджет намерен взять на себя расходы на водоснабжение и дорожную инфраструктуру.
Возведение курорта поделено на три этапа. Первый этап намечен на 2024-27 гг., объем инвестиций составит около 7,7 млрд рублей, по его завершении должно быть сдано 750 номеров. На втором этапе, в 2026-29 гг. планируется сдать 1460 номеров и привлечь 11,7 млрд рублей инвестиций. Третий этап должен быть реализован в 2028-31 гг., объем инвестиций в него оценивается в 10,5 млрд рублей, должно быть построено 1590 номеров. Первых туристов курорт должен принять летом 2028 г. На текущем этапе ведутся работы по передаче земли под курорт, разрабатывается его мастер-план, градостроительная документация и финансовая модель.
Курорт «Волшебный Байкал» будет расположен на обоих берегах озера Байкал. В Иркутской области в него войдут город Байкальск (Слюдянский район) с ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и туристический кластер под Иркутском «Байкальская слобода» вблизи архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (на территории одноименного поселка в Иркутском районе). Общая площадь курортной зоны в Прибайкалье составит около 1,2 тыс. га с протяженностью береговой линии 7 км. Сумма бюджетных вложений оценивается в 25 млрд рублей, а частных инвестиций – в 54 млрд рублей. В целом на территории курорта планируется создать 5,4 тыс. номеров.
В том числе в Байкальске предполагается создать благоустроенную набережную, новые парки. В районе «Тальцов» запланировано открытие курорта на 3,5 тыс. номеров, всесезонного аквапарка, спа и термального комплекса, создание рыбацкой и ремесленной деревень, яхтенной марины полного цикла, лыжной трассы, велотрассы, экотропы, обустройство пляжной зоны и возведение конгресс-центра. В порту Байкал предстоит создать зимнюю стоянку для крупных судов и реконструировать причальные сооружения. Кроме того, предстоит реконструировать ведущие к Байкалу автотрассы – «Иркутск – Листвянка» и часть федеральной дороги Р-258 (от Иркутска до Байкальска). Объекты предполагается вводить в эксплуатацию поэтапно с 2027 г. по 2035 г. Стоит отметить, что пока власти не называли потенциальных инвесторов в реализацию проектов в рамках всесезонных курортов.
В целях улучшения условий для развития туризма губернатор Иркутской области И.Кобзев поручил областному правительству разработать комплексный план придорожного сервиса на востребованных у туристов территориях – с выделением санитарных зон и площадок для сбора мусора. Глава региона в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) также подписал соглашение о развитии в регионе автомобильного туризма с президентом общенациональной Ассоциации автомототуризма С.Лобаревым. Представители ассоциации намерены провести автоэкспедицию по Иркутской области для создания первого пилотного проекта «Национального автомобильного маршрута». Маршрут планируется сделать всесезонным.
В Бурятии курорт будет расположен на участках особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Турка и Горячинск в Прибайкальском районе). Планируемые объекты включают термальные комплексы, клинику восточной медицины, бальнеологические и спа-центры.
На сегодняшний день ОЭЗ «Байкальская гавань» включает площадки «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». На площадке «Бухта Безымянная» резидент «Космос Отель Байкал» (АФК «Система») намеревается построить пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, включающий гостиницу, геотермальный спа, конгресс-холл, глэмпинг и банный комплекс. На участке «Пески» компания «Амар»[5] рассчитывает построить арт-парк с гостиницей, Центром эндемиков и юрточным городком, а компания «Молодость Байкал» - гостиничный и оздоровительный комплексы. Наконец, на участке «Турка» компания «Байкал Эрмитаж»[6] подготовила проект строительства пятизвездочного отеля с выставочным залом, медико-оздоровительным центром и яхт-клубом, а проект компании «Грин Флоу Байкал»[7] включает строительство отеля, оздоровительного комплекса и парковой зоны. Кроме того, компания «Путник Сибирь»[8] намерена возвести на участке отель с яхт-клубом и школой водных видов спорта.
В Приморском крае также предполагается увеличение номерного фонда отелей. Весной льготное кредитование на федеральном уровне было одобрено для четырех гостиничных проектов в Приморье – для реконструкции отеля «Арбат-Владивосток», строительства четырехзвездочного гостиничного комплекса в Некрасовском переулке, строительства гостиничного комплекса «Владивосток», а также строительства 28-этажного многофункционального комплекса с пятизвездочной гостиницей и офисно-деловым центром.
Между тем возведение первого этапа экспоцентра в Уссурийске (село Новоникольск) оценивается в 10 млрд рублей. Первый этап включает строительство выставочного комплекса, гостиницы на 300 номеров, физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м, международного научно-образовательного центра и бизнес-центра. При этом пока не уточняются инвесторы в проект.
Также продолжается создание инфраструктуры в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье». АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2025 г. намерено закончить строительство газопровода от газовой распределительной станции (ГРС) «Артём» к курорту для обеспечения резидентов игорной зоны природным газом. Начало подачи газа намечено на 2026 г.
При этом в ИРК отменены планы по созданию гольф-клуба. Корпорации развития Приморского края (КРПК) в мае были возвращены пять земельных участков в бухте Муравьиная, где прежде компания «Владивосток Гольф и Резорт»[9] рассчитывала построить гольф-клуб. Договор субаренды инвестор заключил с КРПК в 2021 г. (до 2023 г.). За временное пользование землями компания недоплатила корпорации 8,4 млн рублей, также была начислена неустойка в размере 1,9 млн рублей. В указанный срок арендатор не подготовил проектно-сметную документацию, не получил разрешение на строительство и не приступил к возведению объекта.
Еще одним новым планируемым туристическим проектом Приморского края является создание сафари-парка с амурскими тиграми на острове Русский (на берегу бухты Новик). Под его территорию на острове отводится 13 га, на которых предполагается создать условия для наблюдения за хищниками в близкой к природной среде обитания. Ожидается, что сафари-парк «Амурский тигр» сможет принимать до 800 человек в день в летний период, а в зимний период – до 600 человек в день. Реализация первого этапа проекта оценивается в 400 млн рублей. На территории сафари-парка также предполагается построить ресторан и образовательный центр с лекторием и кинозалом. Управлять сафари-парком будет ООО «Уссурийский тигр» – дочерняя организация центра «Амурский тигр» (создан Русским географическим обществом), занимающегося изучением, сохранением и восстановлением популяции тигров в России.
Что касается реализации туристических проектов и создания необходимой инфраструктуры в северных регионах, то в Магадане запланировано строительство морского туристического центра на западном побережье бухты Нагаева в рамках инвестиционного проекта «Морской фасад бухты Нагаева» (застройщик – ООО «Порт Марина»[10]). В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на документацию о его строительстве. Новое рекреационное пространство должно включать набережную, парковые зоны, туристическую инфраструктуру. В том числе проект предусматривает строительство причала для круизных судов, реконструкцию набережной. Ожидается, что пассажиропоток причала для круизных судов составит 11 680 человек в год.
В рамках дальневосточной субсидии Магаданская область получит финансирование для строительства подстанции и линии электропередачи, которая присоединит поселок Талая (Хасынский район, на склоне Колымского хребта), где расположен одноименный бальнеологический курорт, к централизованной системе энергоснабжения. В настоящее время проводятся работы по реновации курорта, после чего он должен принимать до 7 тыс. посетителей в год. Ранее работа санатория обеспечивалось при помощи дизель-генераторов.
В Якутии разрабатывается проект обустройства круглогодичной автодороги до туристической базы «Ленские столбы» (парк «Ленские столбы» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) - региональной автодороги «Умнас» в направлении «Тит-Ары – Тумул – Батамай» на территории Хангаласского района. В настоящее время до турбазы можно добраться только по автозимнику. Работы планируется завершить в 2027 г.
Тем временем в конце текущего года в Якутске планируется открыть Арктический центр эпоса и искусств на берегу озера Сайсары[11]. Площадь комплекса составит 33 тыс. кв. м. В нем разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Академический театр Саха. Общая вместимость залов должна превысить 1,5 тыс. мест. В том числе на территории комплекса будут расположены выставочная зона, большой и малый репетиционные залы, студия звукозаписи, кафе и ресторан. Строительство ведет федеральная группа «ВИС» И.Снегурова, также занимающаяся проектом Ленского моста.
В Камчатском крае планируется обустроить Кеткинское месторождение в целях поставки термальной воды для бальнеологических нужд рекреационного комплекса «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Работы будет вести компания «Тепло земли» (принадлежит Минимущества Камчатского края). В настоящее время власти Камчатки и инвестор ведут работу по подготовке договора. Кроме того, новый резидент ТОР «Камчатка» компания «Перекресток» намерена построить на территории комплекса «Зеленовские озерки» базу отдыха. Объем инвестиций в проект оценивается в 1 млрд рублей. Сдача объекта намечена на 2028 г. На территории в 12 га предполагается построить 59 гостевых домов с мини-бассейнами с термальной водой и четырехзвездочную гостиницу на 50 номеров, а также ресторан, аква-зону, детскую и спортивную площадки, парковую зону.
Осуществляется реконструкция исторических объектов, которые планируется включать в региональные туристические маршруты. Так, на Сахалине весной начались работы по восстановлению маяка Анива с сохранением первоначального облика (маяк не эксплуатируется с 2006 г.). Маяк выстой 31 м был построен в 1939 г., после чего ни разу не ремонтировался. Маяк должен стать туристическим объектом с экспозициями, расположенными во внутренних помещениях. Работы планируется завершить к концу текущего года. Ранее маяк был передан в региональную собственность Министерством обороны РФ.
Следует отметить, что актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности туристов, в первую очередь, тех, кто приобретает туры с посещением природных достопримечательностей в отдаленных районах, экстремальные туры. В частности, в конце марта на Камчатке погибли двое туристов, находившихся в составе группы из 11 человек, которую накрыла лавина в районе Красноармейского перевала. У туристов отсутствовало при себе специализированное лавинное оборудование, облегчающее поиск. Губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вводить меры финансовой ответственности для туристов, не предпринимающих необходимые меры предосторожности.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Граничит с КНР и КНДР.
[2] Место обитания более 5 тыс. видов растений и животных.
[3] Состоит из шести крупных островов и десятка мелких островков и скал. На архипелаге расположено самое крупное в заливе Петра Великого лежбище дальневосточных нерп.
[4] На острове расположены наиболее крупные из известных в мире колоний японского баклана и чернохвостой чайки.
[5] Учредители – ООО ИК «Верхняя Ангара» Н.Буйнова и сам бизнесмен Н.Буйнов.
[6] Учредитель – И.Бабаева.
[7] Владелец – А.Тертычный.
[8] Учредитель – К.Серебренников.
[9] 75% в компании принадлежит южнокорейскому предпринимателю Джонг Иль Су.
[10] Учредители – Корпорация развития Магаданской области и ООО «Маг-Си Интернешнл» известного магаданского бизнесмена М.Котова.
[11] Озеро расположено в южной части Якутска, считается сакральным местом народа саха.
Продолжаются работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба на фоне конкуренции грузоотправителей за провозные мощности в восточном направлении. В макрорегионе предполагается реализовать ряд крупных портовых проектов, в том числе связанных с развитием движения по Северному морскому пути. Модернизация аэропортовой инфраструктуры остается одной из основных задач в отрасли. Кроме того, предстоит обновление инфраструктуры пограничных переходов.
Пути железной дороги
Увеличение пропускной способности железных дорог в восточном направлении является одним из основных логистических проектов в условиях дефицита провозных мощностей. Правительство в апреле утвердило запуск третьего этапа инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Стоимость строительства оценивается в более чем 3,7 трлн рублей. График работ разработан на период до 2035 г. Он предполагает расширение провозной способности магистралей до 270 млн тонн в несколько этапов: до 180 млн тонн к концу 2024 г., до 210 млн тонн до 2030 г. и до 270 млн тонн к концу 2032 г. Напомним, что по итогам 2023 г. провозная способность достигла 173 млн тонн.
Строительство будет осуществляться на 24 участках в пределах Транссиба (12 участков) и БАМа (10 участков). Магистрали должны быть соединены двумя железнодорожными линиями («Комсомольск-Сортировочный (Хабаровский край) – Волочаевка» (Еврейская АО) и «Тында – Бамовская» (Амурская область)). Проект предусматривает строительство тоннелей-дублеров – Северомуйского (Бурятия), Кодарского (Забайкальский край), Кузнецовского (Хабаровский край), а также возведение моста через Амур в Хабаровском крае (Комсомольск-на-Амуре) и строительство сплошных вторых путей на БАМе, в том числе новых путей вокруг крупных узлов – Новая Чара (Забайкальский край), Таксимо (Бурятия), Лена (Иркутская область)[1]. Предварительная стоимость проектирования и строительства тоннелей и мостов оценивается в 498,8 млрд рублей, работы будет вести ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова.
В начале апреля ОАО «РЖД» подписало договоры генподряда с компанией «Бамтоннельстрой-Мост» на строительство трех тоннелей и моста через Амур. Завершение строительства Кодарского тоннеля намечено на конец 2030 г., строительство вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей, моста через Амур предполагается завершить до конца 2032 г. Финансирование проекта будет осуществляться на основе EPCF-контракта. Его условия предполагают, что «РЖД» рассчитаются с подрядчиком в течение десяти лет после сдачи объектов в эксплуатацию.
Вторые Северомуйский и Кодарский тоннели должны быть возведены на БАМе на участке от Тайшета (Иркутская область) до Тынды (Амурская область). Общая стоимость объектов на данном участке оценивается в 1,1 трлн рублей. Кузнецовский тоннель и мост через Амур будут построены на участке от Тынды до Ванино (Хабаровский край). Строительство на нем в целом оценивается в 1,58 трлн рублей. На Транссиб в утвержденном паспорте третьего этапа расширения Восточного полигона приходится 613 млрд рублей. В том числе предусмотрены мероприятия, на которых ранее настаивали грузоотправители – строительство обхода Хабаровска, развитие Находкинского узла («Восточный – Находка»), строительство обхода участка «Смоляниново – Находка» в Приморском крае, расширение мощности участка «Комсомольск – Волочаевка» со строительством 288,4 км второго пути.
Стоит отметить, что в феврале «Бамтоннельстрой-Мост» на БАМе завершил проходку нового Дуссе-Алиньского тоннеля протяженностью 1 824 м (Верхнебуреинский район Хабаровского края, участок «Ургал – Комсомольск-Сортировочный», пересекает хребет Дуссе-Алинь). Новый Дуссе-Алиньский тоннель строится параллельно действующему (построен в 1982 г.). Строительство направлено на увеличение пропускной способности данного отрезка пути до 25 пар поездов в сутки (с 16-17 пар при старом тоннеле).
Ограниченная провозная способность Восточного полигона влияет на поставки угля в восточном направлении. В феврале текущего года президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области (регионы, обладающие квотами на вывоз угля в приоритетном порядке) в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в данных соглашениях, провозятся на восток по железной дороге прежде большинства других грузов.
Квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн на Хакасию – 6,1 млн тонн, на Туву – 0,4 млн тонн. При этом вывоз по квотам с Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В 2024 г. из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
При этом известно, что из-за загруженности железной дороги в направлении Ванинско-Совгаванского узла[2] угледобывающая компания «Колмар» в середине марта (с 12 марта) приостановила работу двух обогатительных фабрик в Якутии и снизила загрузку третьей фабрики до 50% в связи с переизбытком угля на складах (около 1 млн тонн угля). В апреле компания планировала вывезти 573 тыс. тонн твердого топлива, но ОАО «РЖД» согласовало отгрузку только 428 тыс. тонн.
В то время как введение импортной пошлины на уголь в Китае привело к сокращению перевалки твердого топлива в дальневосточных портах[3], рост поставок в первом квартале года все еще фиксировался на дальневосточных железнодорожных пограничных переходах. Так, по итогам января-марта объем перевозки угля через пограничные переходы на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) составил 2 715 тыс. тонн. В том числе, через пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ» в Приморском крае экспортировано 894 тыс. тонн угля, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Через пограничный переход «Камышовая – Хуньчунь» в Амурской области на экспорт направлено 957 тыс. тонн, что почти в 1,7 раза превысило показатель первого квартала прошлого года. Через мостовой железнодорожный пограничный переход «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской АО поставки выросли в 2,5 раза, до 862 тыс. тонн угля.
Между тем Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС, объединяет железнодорожных перевозчиков скоропортящейся продукции) сообщает о сложностях транспортировки рефрижераторных контейнеров с продуктами в дальневосточном направлении. Большую часть (95%) перевозимых членами Ассоциации грузов составляют базовые продукты питания (в том числе мясо, рыба, фрукты и овощи). Динамика цен на данную продукцию отслеживается властями. Согласно правилам временной очередности перевозок грузов на сети «РЖД» такие товары должны относиться к грузам с высоким приоритетом.
В АСОПРС признают, что ОАО «РЖД» согласовывает заявки на перевозку продуктов питания почти в полном объеме, но при этом фактическая отправка рефконтейнеров и рефвагонов в значительной степени затруднена. Затраты на поддержание температурного режима ложатся на грузоотправителя. В АСОРПС отмечают, что при перевозке рефконтейнеров контейнерными поездами требуется наряд-заказ, который не описывает содержимое, в результате чего скоропортящиеся продукты все же объединяют с генеральными грузами, не давая им положенного приоритета. В АСОРПС просят правительство нормализовать ситуацию с выдачей наряд-заказов и повагонными отправками.
Медленный подсыл груженых контейнеров на Дальний Восток становится причиной дефицита рефконтейнеров и рефвагонов для вывоза рыбы из дальневосточных регионов, что в свою очередь ведет к росту стоимости рыбной продукции для потребителя. В апреле АСОРПС предлагала включить все рефрижераторные грузы в категорию приоритета 6.2 (перевозки социально значимых грузов по согласованному правительством перечню) без разбивки на коды, а также давать приоритет поездам из рефконтейнеров относительно обычных контейнерных поездов.
По данным «РЖД», за январь-апрель 2024 г. было перевезено 36,5 тыс. TEU рефконтейнеров, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом фиксируется рост перевозок на Восточный полигон – на 10%, до 12,8 тыс. TEU рефконтейнеров. В «РЖД» заявляют, что принимают к перевозке в восточном направлении максимально возможные объемы скоропортящихся грузов в контейнерах, при этом такие перевозки находятся на особом контроле.
Портовое хоязяйство
На Дальнем Востоке планируется реализация новых портовых проектов – направленных на перевалку угольных грузов, грузов, перевозимых по Северному морскому пути. Председатель совета директоров группы компаний «Дело» С.Шишкарев намеревается приобрести порт Корсаков в Сахалинской области (через принадлежащее ему ООО «Логин Дело»). В дальнейшем актив может быть передан ГК «Дело». При этом партнер ГК «Дело», «Росатом», по словам С.Шишкарева, предпочитает избегать рисков, связанных с обязательствами по развитию порта Корсаков. По этой причине планируется, что порт может быть приобретен компанией, полностью принадлежащей С.Шишкареву. ООО «Логин Дело», по словам С.Шишкарева, было создано для развития проектов, попадающих под санкционные риски, и проектов, сложных для согласования в рамках ГК «Дело», из-за вопросов окупаемости. Напомним, что Корсаков является базовым портом для «Сахалинского морского пароходства» (SASCO), которое в 2022 г. стало частью ГК «Дело»[4].
Корсаков принимает до 80% грузов региона. На сегодняшний день грузооборот порта составляет 2 млн тонн в год, но к 2030 г. его планируется увеличить до 4 млн тонн в год. С.Шишкарев рассчитывает также на создание транспортного логистического центра Северного морского пути на Сахалине, вместо варианта создания его в рамках Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) группы FESCO.
Работы по модернизации порта Корсаков[5] должны начаться в текущем году, они предусматривают обновление гидротехнических сооружений терминала для рыбопромыслового флота, углубление подходного канала для возможности захода крупнотоннажных судов, строительство рыбопромышленных объектов по переработке, хранению и отгрузке рыбной продукции.
Осенью прошлого года Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первую очередь реконструкции объектов портовой инфраструктуры Корсакова в рамках создания логистического технопарка Сахалинской области. Первая очередь предполагает реконструкцию четырех причалов Южного погрузочного района[6] (их суммарная протяженность составляет 521 м), строительство волнозащитного мола длиной 411 м для защиты причальной линии. На данные цели из федерального бюджета в 2024-27 гг. будет выделено 32,6 млрд рублей[7]. Первый этап реконструкции порта Корсаков должен завершиться в 2025 г., второй этап – в 2027 г.
Тем временем компания «Гидрострой» А.Верховского намерена в текущем году приступить к строительству в порту завода по глубокой переработке рыбы мощностью до 100 тыс. тонн готовой продукции в год. Кроме того, в текущем году в Корсакове предполагается начать строительство верфи композитного судостроения[8] (инициатор проекта – композитный дивизион госкорпорации «Росатом», «Юматекс»). Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Предприятие должно начать выпуск продукции в 2025 г., выйдя на проектную мощность в 2028 г. (выпуск до 50 судов в год).
Важным для дальнейшего развития гавани является включение Корсакова в число портов, субсидируемых для судозаходов в рамках каботажных рейсов по Северному морскому пути. Прежде из дальневосточных портов в число таких гаваней входили Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка и Владивосток. Механизм субсидирования предусматривает компенсацию компаниям-перевозчикам недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. Механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП был введен постановлением правительства[9] в марте 2022 г. Ежегодно на данные цели из федерального бюджета выделяется по 560 млн рублей. Пилотный рейс по СМП из Архангельска на Дальний Восток[10] запланирован на июль – август текущего года. Заход в Корсаков ожидается 10 августа.
Проект развития угольного терминала «Морской порт «Суходол»[11] в Приморском крае (территория порта Владивосток, Шкотовский район), предполагающий перевалку 12 млн тонн угля (234 судозахода в год) с возможным увеличением до 20 млн тонн в перспективе, получит федеральные средства в рамках инфраструктурной субсидии. К 2025 г. в бухте Суходол планируется построить глубоководный контейнерный терминал мощностью 3 млн TEU (второй этап проекта), а к 2027 г. – терминал зерновых грузов (третий этап проекта). Общий грузооборот порта должен превысить 70 млн тонн. В настоящее время «Суходол» работает в режиме угольного терминала – первая отгрузка угля в режиме пуско-наладочных работ произведена в ноябре прошлого года, круглосуточный грузопассажирский терминал работает с апреля текущего года.
Следует отметить, что по итогам первого квартала 2024 г. грузооборот морских портов Дальнего Востока сократился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 54,3 млн тонн. За январь-март объем перевалки сухих грузов в дальневосточных портах составил 33,7 млн тонн, снизившись на 9%, в то время как перевалка наливных грузов достигла 20,6 млн тонн, увеличившись на 2,8%. Грузооборот порта Восточный в январе-марте сократился на 4,5%, до 21,8 млн тонн. В Ванино грузооборот снизился на 29,1%, до 6,4 млн тонн. Рост грузооборота продемонстрировали порты Владивосток (на 9,9%, до 8,9 млн тонн), Находка (на 0,7%, до 7,1 млн тонн) и Пригородное (на 1,6%, до 3,7 млн тонн).
В январе-апреле 2024 г. грузооборот портов Дальневосточного бассейна вновь демонстрировал спад - на 3,2% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 75,1 млн тонн. В том числе объем перевалки сухих грузов снизился на 5,8%, составив 47,7 млн тонн, а перевалка наливных грузов выросла на 1,6%, до 27,4 млн тонн. На 2,5% сократился грузооборот порта Восточный (до 29,3 млн тонн), на 24,4% - порта Ванино (до 9,2 млн тонн), на 1,2% - порта Пригородное (до 4,8 млн тонн). Рост перевалки продемонстрировали порты Владивосток (на 11,8%, до 12,3 млн тонн), Находка (на 1,3%, до 9,6 млн тонн).
На спад перевалки сухих грузов повлияло в значительной мере сокращение перевалки угля. В январе-феврале наблюдалась задержка поставок дальневосточного угля в страны Азии – она достигала одного месяца из-за проблем с доставкой угольных грузов в порты по железной дороге после введения импортной пошлины на уголь в Китае. Импортная пошлина увеличила дисконт на российский уголь, а также сделала нерентабельными его поставки по более протяженным маршрутам (через порты Юга и Северо-Запада).
В крупных городах макрорегиона осуществляется работа по модернизации аэропортовой инфраструктуры. Готовность нового терминала международных воздушных линий в аэропорту Хабаровска в марте текущего года достигла 65%. Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г., все строительные работы должны завершиться в декабре текущего года (генеральный подрядчик – московское ООО «Ди Би Си Консультантс»[12]).
Пропускная способность нового терминала должна составить 600 пассажиров в час и около 1 млн пассажиров в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 6,1 млрд рублей (в том числе 3 млрд рублей составляет финансовая поддержка ВЭБ.РФ, 2,2 млрд рублей – средства АО «Хабаровский аэропорт», 800 млн рублей – средства федерального бюджета). Работы ведутся с осени 2021 г. Изначально завершение было намечено на второй квартал 2023 г., перенос сроков подрядчик объяснял пандемией и удорожанием из-за введения санкций (изначально объект оценивался в 5,2 млрд рублей). В 2023 г. пассажиропоток хабаровского аэропорта составил 2,3 млн человек, увеличившись на 17% относительно 2022 г.
Помимо того, власти региона в апреле также просили перенести на более ранние сроки финансирование реконструкции двух аэродромов – Херпучи (район им. Полины Осипенко) и Аян (Аяно-Майский район). В федеральной программе предусмотрено финансирование в 2028-30 гг. в размере около 3 млрд рублей.
Проект развития международного аэропорта Благовещенск (Игнатьево) в апреле был одобрен для финансирования за счет средств госкорпорации ВЭБ.РФ (ООО «АБС Благовещенск» - СП УК «Аэропорты регионов» и холдинга «Новапорт»). Общая площадь нового аэровокзального комплекса в Благовещенске должна превысить 25 тыс. кв. м, пропускная способность - не менее 600 пассажиров в час на внутренних воздушных линиях и 400 пассажиров в час – на международных. Объем финансирования ВЭБ.РФ составит 12,1 млрд рублей. По итогам 2023 г. международный аэропорт Благовещенск увеличил пассажиропоток на 8,5% по сравнению с 2022 г., до 914 тыс. человек.
В Улан-Удэ ведется строительство (с 2022 г.) нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий[13] международного аэропорта «Байкал»[14]. Общая площадь нового терминала должна составить 6,6 тыс. кв. м, планируемая пропускная способность внутренних рейсов аэровокзала – 1 млн пассажиров в год (600 пассажиров в час). Завершение строительства терминала намечено на сентябрь текущего года. Подрядчиком является московское ООО «Спектрум-Холдинг» (ГК «Спектрум»[15]). В прошлом году в аэропорту пассажиропоток составил более 715 тыс. человек, увеличившись на 13,8% относительно 2022 г.
Завершается строительство нового пассажирского терминала аэропорта Петропавловск-Камчатский площадью более 50 тыс. кв. м. Его пропускная способность должна составить 1 145 пассажиров в час. В конце апреля общая строительная готовность объекта составила 75%. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на конец текущего года. В 2023 г. аэропорт обслужил более 900 тыс. пассажиров (рост на 8% относительно 2022 г.).
Также более чем на 80% завершено строительство[16] взлетно-посадочной полосы протяженностью 3,4 км в международном аэропорту Южно-Сахалинск. Новая полоса позволит принимать все типы воздушных судов, она на 15 м шире существующей (ширина составит 60 м). В мае на ВПП было завершено оснащение радиолокационным оборудованием. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2025 г. По итогам 2023 г. аэропорт Южно-Сахалинска обслужил свыше 1,4 млн человек, что на 12% больше, чем годом ранее.
Автодорожная карта
В сфере дорожного строительства вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в апреле поручил Минфину и Минэкономразвития разработать критерии конкурентного отбора для частных инвесторов, готовых на условиях концессии участвовать в строительстве автодороги «Владивосток – Находка – порт Восточный» в Приморском крае. Автомобильная дорога протяженностью 146 км является частью международного транспортного коридора «Приморье-1»[17]. Напомним, что первый участок дороги протяженностью 18 км (обход Артёма) был открыт в августе 2016 г. В настоящее время продолжаются работы на участке от 18-го до 43-го км (до города Большой Камень).
Конкурсы на строительство первого и второго участков автодороги в 2013 г. и в 2016 г. выиграло ООО «Трансстроймеханизация» (дочерняя компания ОАО «Мостотрест», подконтрольного А.Ротенбергу)[18]. В соответствии с условиями контракта, строительные работы по второму участку должны были завершиться в декабре 2020 г., но сроки затянулись. Кроме того, в 2019 г. стоимость проекта выросла с 20,67 млрд рублей до 34,87 млрд рублей.
Дальнейший этап строительства дороги (около 100 км) предполагает еще шесть участков дороги (средней протяженностью 20 км), в том числе строительство участков в обход Большого Камня, в обход Фокино, подъезда к Находке и к порту Восточный, а также реконструкцию участков существующей дороги. Счетная палата РФ ранее (в 2022 г.) выражала сомнения в целесообразности продолжения строительства дороги с 43 км по 146 км, указывая на сложности рельефа (угроза оползней, необходимость возведения мостов через 112 рек, ручьев и протоков) и высокой стоимости. В СП тогда подсчитали, что средняя стоимость строительства 1 км участка дороги может обойтись в сумму около 3 млрд рублей. В качестве альтернативы в СП предлагали реконструировать действующую трассу «Артём – Находка – порт Восточный» (А-188).
Также предполагается продолжать реконструкцию пограничной инфраструктуры на российско-китайской границе. В текущем году планируется завершить реконструкцию автомобильного пункта пропуска «Марково – Хулинь» на границе РФ и КНР в Приморском крае (Лесозаводский городской округ, закрыт на реконструкцию в 2020 г.). Эксплуатация пограничного перехода должна начаться в 2025 г. В феврале строительная готовность перехода достигла 34%. После завершения работ его пропускная способность должна составить 150 транспортных средств в сутки (130 грузовых и 20 пассажирских автомобилей), что в шесть раз превысит показатель до реконструкции.
В частности, количество полос движения на переходе увеличится с четырех до восьми, из которых четыре полосы будут предназначены для грузового транспорта, две – для автобусов, также будут действовать две резервные полосы. После запуска обновленный переход будет работать ежедневно (ранее работал пять дней в неделю).
До 2026 г. планируется реконструировать автомобильный погранпереход «Турий Рог – Мишань» в Ханкайском муниципальном округе Приморского края. Проект его реконструкции готов, но работы не начинались. В настоящее время пункт пропуска продолжает действовать.
В марте возобновилось прерванное в августе 2023 г. пассажирское сообщение через автомобильный пункт пропуска «Полтавка – Дуннин» в Приморском крае (Октябрьский муниципальный округ). Во время летнего паводка в прошлом году пункт получил значительные повреждения, для устранения которых работа пункта была приостановлена. Грузовое сообщение на переходе возобновлено в декабре 2023 г.
В апреле президент РФ В.Путин поручил Минтрансу РФ в 2025 г. обеспечить завершение реконструкции еще двух автомобильных пограничных переходов в Приморском крае – Пограничный и Краскино. Монтажно-строительные работы на переходе Краскино (Хасанский муниципальный округ) продлятся до конца текущего года. По завершении модернизации он должен пропускать до 275 тыс. автомобилей в год, что в 9,5 раз превышает прежние показатели.
Завершение работ на пункте Пограничный (Пограничный муниципальный округ) также намечено на 2024 г. Обновленный переход сможет обеспечить пропуск в сутки до 1,3 тыс. транспортных средств (рост в 9 раз) и до 13,8 тыс. человек (рост в 5,5 раз). Строительная готовность пункта Краскино в апреле оценивалась в 41%, а Пограничного – в 34%. До конца года по поручению президента должны быть переданы в федеральную собственность ведущие к переходам автодороги. Их ремонт оценивается в 26 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Начальник ВСЖД В.Владимиров сообщал в начале текущего года о намерении разместить двухпутные разъезды от станции Лена до станции Таксимо.
[2] Там расположен собственный порт «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь».
[3] Перевалка сухих грузов, включая уголь, в первом квартале в дальневосточных портах снизилась на 9%, до 33,7 млн тонн.
[4] 58,5% SASCO находится у «Трансконтейнера» (на 100% принадлежит группе «Дело»). «Росатому» принадлежит 49% группы «Дело».
[5] В рамках данного проекта планируется консолидировать акции АО «Корсаковский морской торговый порт» под управлением Корпорации развития Сахалинской области.
[6] Являются частью производственного комплекса по перевалке генеральных грузов, рыбной продукции и водных биоресурсов.
[7] Застройщиком выступает ФГУП «Росморпорт».
[8] Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
[9] Постановление №397 от 18 марта 2022 г.
[10] «Архангельск – Сабетта – Корсаков – Восточный Порт – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск».
[11] Владельцы – акционеры кемеровского холдинга «СДС» В.Гридин и М.Федяев (по 25,1%), «РЖД-Инвестиционные проекты» (25%), «Центр развития портовой инфраструктуры» (24,79%).
[12] Учредители – Д.Абреу, С.Блайт, А.Гулак, Е.Блайт.
[13] Планируется, что после запуска нового терминала существующее здание аэропорта будет принимать международные рейсы.
[14] Аэропортом управляет ООО «Аэропорт Байкал» («Новапорт»).
[15] Постоянный подрядчик УК «Аэропорты регионов».
[16] Подрядчик – московское ООО «Региональная строительная компания».
[17] Трасса должна связать между собой три крупных порта – Владивосток, Находку и Восточный, южные районы Приморского края, обеспечить выход на федеральную автомобильную дорогу А-370 «Уссури» («Хабаровск – Владивосток») на 734-м км в районе поселка Угловое.
[18] С 2020 г. «Трансстроймеханизация» стала частью группы компаний «Нацпроектстрой» А.Ротенберга и ВЭБ.РФ.
Учёные ДВО РАН представили научные доказательства того, что ледяной дождь даже спустя три года влияет на пожароопасную обстановку — в частности на острове Русском. Результатами своих исследований они поделились с EastRussia.
В 2020 году весь мир облетели фотографии Владивостока, находящегося в ледяных оковах. На несколько дней дальневосточная столица прогрузилась в коммунальный коллапс. Толщина льда на проводах, ветвях деревьев, понтонах знаменитых мостов достигала двух см.
Как позже объяснили метеорологи, подобные осадки формируются, когда происходит инверсия температуры: на высотах одного-двух км воздух теплее 0℃, а у поверхности земли температура остается отрицательной -3...-5. Примерно это и случилось в конце ноября 2020 года. У берегов Приморья столкнулись южный циклон и отрог Сибирского антициклона.
Но если город, его жители достаточно быстро справились с последствиями аномального природного явления, то в лесах ледяной дождь оставил глубокий след и его влияние там ощущается до сих пор. А главная опасность, которую принесли с собой осадки три года назад – пожары, вероятность которых сейчас увеличилась в разы.
Группа дальневосточных учёных провела исследование воздействия ледяного дождя на леса острова Русский. Там, все территории, покрытые лесом, а их около девяти тыс. га, пострадали от этой природной аномалии.
«Цель нашей работы — не просто сказать, что после ледяного дождя много обломанных деревьев, а дать количественные, цифровые характеристики на уровне лесоводственной оценки, — говорит соавтор работы, научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов. — Мы определили запасы древесины обломанных частей деревьев, оценили, насколько сильно оказались повреждены кроны, посмотрели, как на повреждения влияли вид дерева и его размер».
Вместе с коллегами, главным научным сотрудником Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Дмитрием Замолодчиковым и студентами Приморского государственного аграрно-технологического университета, учёные выявили, казалось бы, парадоксальную взаимосвязь льда и участившихся пожаров: кроны не выдерживали слишком большой массы льда — ветви и стволы ломались, образуя большое количество валежника, который стал потенциальным топливом для пожаров.
Учёные работали экспресс-методом — в течение трех дней заложили десять пробных площадей по всей территории острова Русский, на которых описали древостой (растущие деревья) и валежник — то, что было обломано и упало. Затем был этап обработки данных, знакомства с исследованиями коллег из Северной Америки, где эти явления происходят чаще и с гораздо большим ущербом.
Авторы работы выяснили, что на Русском от облома ветвей в среднем пострадало 25% крон деревьев. Больше всего «досталось» липам и берёзам: у них раскидистые кроны. Меньше всего ледяной дождь зацепил низкорослые клены и грабы, которые укрылись под основным пологом древостоя.
«Мы также применили методы дистанционного зондирования, использовали так называемый "вегетационный индекс" (показатель, характеризующий состояние растительного покрова), — продолжает Александр Иванов. — Оказалось, что даже спустя два года средние значения этого индекса были ниже, чем до ледяного дождя. Основная древесная порода на Русском — дуб монгольский. Деревья восстанавливают кроны, но медленно. Важно, что такое нарушение структуры леса в целом снижает его устойчивость, делает его уязвимым к болезням и вредителям».
Учёный говорит, что к подобным явлениям погоды лесное хозяйство адаптировать сложно. Если от лесных пожаров может уберечь профилактика, постоянный контроль пожароопасных точек, то для защиты от ветровала и ледяных дождей таких инструментов нет.
«Мы не знаем, когда и где в следующий раз произойдет такое явление, — отмечает учёный. — И если, например, хвойные деревья лучше переносят ледяные дожди, то они же оказываются менее устойчивы к ветровалам. Есть зарубежные исследования, которые показывают, как структура леса влияет на устойчивость к ледяному дождю. То есть какими должны быть оптимальное расстояние между деревьями, размеры крон, видовой состав леса, чтобы ущерб оказался минимальным. Возможно, и нам скоро придётся всерьёз решать эти вопросы. В настоящее время важно вести качественный лесопатологический мониторинг состояния лесов на острове Русском».
После того как разрушительный ледяной дождь обрушился на Владивосток прошло уже более трех лет. Но учёные и по сей день не знают, какими будут его последствия.
«Необходимо устроить повторное обследование лесов и оценить, как изменилась ситуация, в каком состоянии находятся обломанные кроны и сами места сломов, сколов, обдиров коры — не поселились ли там патогены — грибы и насекомые, — говорит Александр Иванов. — Отличный принцип поведения человека по отношению к восстанавливающемуся лесу — "не мешать". Но у нас не получается, мы строим в лесу дороги и линии ЛЭП, делаем площадки, возводим дома, допускаем лесные пожары. А опыт восстановления лесов в Приморском крае очень небогатый и положительных примеров не так много».
Изучением проблем взаимодействия природных экосистем и климата занимается консорциум «Российские инновационные технологии мониторинга углерода" - "РИТМ углерода"», включающий ведущие научные организации страны. Проект курирует Минэкономразвития РФ. Одна из практических задач консорциума – разработать меры адаптации в природопользовании (и лесопользовании) к изменениям климата и его негативным последствиям.