Первые резиденты Сахалинского нефтегазового индустриального парка готовятся приступить к производству продукции и оказанию услуг. Компании «МеталлСервисНефтегаз» и «ВМС Инжиниринг» специализируются на изготовлении металлоконструкций, ремонте и обслуживании оборудования предприятий нефтегазовой отрасли.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе КРДВ, в рамках проекта компания «ВМС Инжиниринг» завершила строительство двух складов для хранения технологического оборудования и цеха по обслуживанию и изготовлению промышленных рукавов общей площадью около 1920 кв. метров. На территории объекта разместят парк станков для механообработки, промывки и очистки рукавов, а также сварочный пост и испытательные стенды.
Компания «МеталлСервисНефтегаз» также готовится начать выпуск строительных металлоконструкций, вспомогательного оборудования, специализированных резервуаров для нефтепродуктов, а также световых опор, ограждений и перил. Мощность производства составит 185,5 тонны готовой продукции ежемесячно.
В ближайшее время планируется запуск еще одного объекта резидента парка – «Айлэнд Дженерал Сервисес Логистика», работающего в сфере транспортно-логистических услуг для нефтегазовых компаний.
Как отметил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, когда из России ушли иностранные предприятия, регион оказался к этому готов, так как заблаговременно начали строительство Сахалинского нефтегазового индустриального парка.
«Российские компании пришли на смену иностранным, и нефтегазовая отрасль показала свою устойчивость. Резиденты будут решать важнейшую для экономики региона задачу по локализации нефтегазовых сервисов», – подчеркнул губернатор Валерий Лимаренко.
На территории Сахалинского нефтегазового индустриального парка реализуют проекты 11 резидентов ТОР «Сахалин». Инвесторы вкладывают более 7,2 млрд рублей.
В 2025 году страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этому знаковому юбилею и в ответ на многочисленные просьбы коммуникационное агентство PressPass переиздает настольную стратегическую игру «Аляска - Сибирь. Секретный аэродром», посвященную подвигу советских летчиков во время Великой Отечественной войны.
Игра создавалась в сотрудничестве с Музейным центром «Наследие Чукотки» и задумывалась как возможность познакомить подростков с малоизвестными фактами героической эпохи. В ее основе лежит история воздушной трассы Аляска – Сибирь, информация о которой оставалась засекреченной вплоть до 90-х годов. Даже сегодня этот удивительный эпизод отечественной истории известен немногим.
Игрокам предстоит повторить маршруты военных летчиков Советского Союза, которые в 1942–1945 годах перегоняли истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты из Фэрбанкса, что на Аляске до Красноярска. Происходило это в рамках договора между США и СССР по так называемому ленд-лизу: программе экономической и военной помощи в борьбе с фашизмом. Военная техника, продовольствие и прочие грузы поставлялись по трем основным маршрутам: через Баренцево море, по сухопутному коридору через Среднюю Азию и Дальний Восток. Воздушная трасса Аляска – Сибирь соединяла две страны через Аляску и Чукотку. Американские пилоты перегоняли технику через территорию США, а в Фэрбанксе эстафету принимали советские летчики. Далее маршрут пролегал через воздушное пространство Колымы, Якутии и Сибири и завершался в Красноярске.
9 октября 1941 года было принято секретное постановление о формировании воздушной трассы. К июню 1942 года СССР и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. И уже осенью 1942 года по Алсибу полетели первые самолеты: бомбардировщики Б-25 «Митчелл», бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители П-39 «Аэрокобра» и П-63 «Кингкобра», транспортные самолёты Си-47 «Дуглас», учебно-тренировочные самолёты Т-6 «Тексан» и гидросамолёты «Каталина».
Всего за 10 месяцев вдоль будущей воздушной трассы была создана сеть из 11 аэродромов, которые строились с нуля. Возводились также метеостанции, создавались узлы связи, уточнялись полетные карты
— Создание военной стратегической «настолки» стало для нас по-настоящему увлекательным опытом, — рассказывает Александра Агафонова, одна из разработчиков и тестировщиков игры. — В ходе работы разгорались жаркие споры: участники команды предлагали разные идеи, несколько раз полностью перерабатывали механику. «Не хочется делать очередную “бродилку”», — говорили одни. «Пусть ход определяет не кубик», — предлагали другие. В итоге родилась такая концепция: пусть игроки сражаются не друг с другом, а со стихией — погодными условиями.
Механика получилась совершенно уникальной. В основе стратегии лежит тактическое планирование: игроку предстоит грамотно выбирать последовательность перегонки самолетов из своего звена. Например, транспортный «Дуглас» может пролететь всю игровую карту за один раз, но ему необходимо выполнить важную миссию — доставить груз в определенные населенные пункты. А вот маленький истребитель «Аэрокобра» может преодолевать только короткие расстояния и сильнее зависит от погодных условий. Поэтому прежде чем сделать ход, игрок сверяется с метеосводкой, которая обновляется каждый раунд, а также проверяет, есть ли свободные посадочные площадки на ближайших аэродромах. Посадка — это всегда риск. Удалось ли самолёту приземлиться, в игре решает бросок кубика.
— Правила игры достаточно простые, — продолжает Александра, — но вместе с тем заставляют думать комплексно, учитывать множество факторов. Например, есть ограничения по вместимости аэродромов, так на запасном аэродроме может сесть только один самолет. И если он занят, игроку приходится выбирать другой, но тут надо учитывать расстояние до него, и, конечно же погоду. Нужный аэродром может оказаться в зоне неблагоприятных метеоусловий, и, в худшем случае, самолет может отправиться в исходную точку.
Как «работает» погода? Карта поделена на метеозоны по шкале от 2 до 6, и чем выше число, тем сложнее ситуация. Если аэродром вне этих зон — отличные новости! Можно садиться без проблем. Но если цель оказалась в зоне с плохой погодой, придется довериться судьбе и бросить кубик. Чтобы посадка прошла успешно, нужно выбросить число, равное или больше номера зоны.
Например, игрок решил приземлиться в зоне 4 («ливень»). Если на кубике выпало 4, 5 или 6 — посадка удалась! А вот если 1, 2 или 3 — увы, придётся вернуться в Фэрбанкс и попробовать еще раз.
Игра основана на реальных исторических событиях. Разработчики консультировались с детскими психологами, историками, специалистами в области авиации. Приглашенный эксперт помогал воссоздать обстановку военных лет, собирая крупицы информации об «Алсибе» — даже сегодня этих данных очень мало.
В комплект игры вошла историческая брошюра, рассказывающая об эпохе, героях-летчиках, их подвигах, трагических и удивительных случаях. На игровой карте и коробке среди нарисованных персонажей есть образ летчика с Чукотки. Его прототипом стал Тимофей Елков — кавалер ордена Красного Знамени, один из первых комсомольцев Уэлена и первый военный пилот чукотского происхождения. Он героически погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в июне 1944 года. В память о нем в поселке Угольные Копи установлен памятник.
Или вот другой реальный случай: в декабре 1942 года летчик Дьяков, перегонявший американский истребитель, совершил вынужденную посадку в районе Верхоянского хребта. Температура -40! Ему удалось найти кое-какие припасы в охотничьих зимовьях, затем еду ему сбрасывали с самолетов. В итоге после 34 дней в глухой тайге его нашли местные жители и вывезли на оленьих упряжках в «цивилизацию», самолет пришлось бросить.
— Когда игра, как мы думали, уже была готова, мы предложили поиграть в нее мальчишкам, — вспоминает Александра. — И они смогли ее улучшить! Точнее их замечания. Нашим юным тестировщикам показалось мало интриги и секретов. Поэтому пришлось вводить в игру систему радиограмм с засекреченными приказами и экстренными заданиями. Эти нововведения сделали процесс еще более динамичным, а финал — по-настоящему непредсказуемым.
В числе первых покупателей игры премьерного издания оказались – к удивлению разработчиков — реальные авиаторы: пилоты и авиаконструкторы. Экземпляры того тиража разлетелись моментально, и теперь к выходу в свет готовится ещё один выпуск. Будущим игрокам предлагается стать соучастниками процесса издания игры — стартовал сбор средств на краудфандинговой платформе. Здесь можно оформить предзаказ и получить игру дешевле, чем она будет в рознице, можно внести небольшую сумму и получить сувениры, связанные с игрой.
— Почему краудфандинг? Потому что мы любим пользоваться этим инструментом, — поясняет Александра. — У нас там лояльная аудитория, и плюс краудфандинг дает людям, которые ищут какие-то интересные проекты, поучаствовать в них, поддержать. Кроме того, мы издательство небольшое, и, хотя мы любим создавать игры — у нас есть и другие, например про шпиона на БАМе — это не основная наш деятельность, поэтому нам нужно стороннее финансирование.
За время войны по Алсибу военные летчики доставили около 8 000 боевых машин, которые внесли важный вклад в победу над врагом. 115 пилотов погибли во время этих перелетов. Память об их подвиге теперь живет и в проекте «Аляска – Сибирь. Секретный аэродром».
— После выхода игры мы получили мощную обратную связь, — рассказывает Александра. — Одни признавались, что они впервые услышали о существовании Алсиба, о его героях, другие заново открыли для себя географию дальневосточных рубежей нашей страны, а некоторые писали о том, что хотели бы посетить эти места славы лично. Такие отзывы для нас лучшая награда. Это значит, что нам удалось пробудить интерес к героическому прошлому нашей страны, протянуть ту самую нить памяти в наши дни.
В 2016 году улан-удэнка Арюна Цыбикова открыла первый бурятский этно-маркет «ZAM». И это не просто магазин, а площадка, в которой лучшие мастера Бурятии могут поделиться своими творениями. На сегодняшний день, это самый популярный магазин по продаже национальной одежды и атрибутики с множеством эксклюзивных картин и скульптур. Ассортимент товаров разнообразен, есть фирменные футболки, национальные костюмы, шопперы, худи и много чего ещё. Всего магазин представляет 17 наименований групп товаров.
Арюна запустила свой бизнес в 30 лет, восемь лет назад. Финансовую помощь оказали родители, у которых также есть собственное дело. Этно-маркет расположен прямо в центре города – в нескольких метрах от центральной площади в Улан-Удэ. Бизнес-идея пришла предпринимателю, когда она жила и работала в Москве. За это время девушка успела закончить Финансовый университет при Правительстве РФ, получить учёную степень и поработать в Администрации Президента РФ.
— Я ходила по коридорам власти, наблюдала за людьми, которые работают там десятилетиями и спрашивала себя: «Хочу ли я быть похожей на них?» и решила, что такая профессия мне не очень близка. Хотелось создать свою систему, в которой всё сделаю по-своему. Несмотря на то, что я стала кандидатом экономических наук, поступила на журфак в МГУ, и там во мне открылась творческая жилка. Начала сочинять стихи, фотографировала, писала статьи и уже не могла остановиться.
После ухода с госслужбы Арюна отправилась путешествовать за границу. Спустя два месяца, собравшись с мыслями, будущий предприниматель вернулась в Москву, где организовывала встречи с творческими людьми и проводила мастер-классы. Однако такой формат её не устраивал, поскольку каждую встречу приходилось создавать с нуля.
— За границей меня все спрашивали: «Ты китаянка?», тогда меня это очень задевало, и я им на пальцах объясняла, кто мы такие. Я хотела, чтобы у меня была футболка на которой будет надпись «Я из Бурятии», ну или что-то в этом роде. Полученный опыт в Москве помог мне осознать, что мне нравится общаться с творческими людьми, нравятся вещи ручной работы. Мне хотелось, чтобы атмосфера праздника была ежедневной. Тогда я начала думать о таком помещении, где мастера могли бы презентовать свои товары. Прописала в блокноте все бизнес-процессы, которые могла предугадать в тот момент. Приехав в Бурятию, уже знала, к кому обратиться, чтобы запустить собственное дело.
На открытие бизнеса Арюне потребовалось около полугода. Немало усилий было приложено к названию будущего бренда, ведь как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Хотелось, чтобы оно было короткое, громкое и легко запоминалось. Перебрав множество вариантов, выбор пал на ZAM, что в переводе с бурятского языка означает — «Путь».
— Мы совместно с преподавателями языковой кафедры и учёными составили список из бурятских слов. Очень долго мучились, исписали четыре А4 листа с двух сторон. Потом, когда уже надо заказывать вывеску, спросила себя, какие магазины я вообще знаю? Ну «ГУМ» и «ЦУМ». Вот, должно быть такое же и увидела в словаре «Зам». Смысл проекта – помогать мастерам на их творческом пути, предоставить им место, куда они могут приносить свои работы, а также подчёркивать ценность их труда. Для меня это очень важно, потому что каждый человек проходит свой жизненный путь.
А вот с подбором персонала вышло чуть попроще. В этно-маркет приходили волонтёры, которым нравилась идея магазина и помогали Арюне справляться с поставленными задачами. Вскоре эти люди стали первыми сотрудниками уникального проекта. Прибыль магазину приносит комиссия, взымаемая с мастеров, за проданные товары и реализация собственного ассортимента.
— Спустя время в Улан-Удэ после нас открылись и другие этно-маркеты, а это именно то, чего мы хотели. Каждый день появляются новые мастера — они уходят с нелюбимой работы и зарабатывают на своём хобби. Это значит, что у нас получилось запустить ту самую «волну», которая с подвигла мастеров и модельеров получать со своего любимого дела доход. Это большое благо для меня.
2020-й год стал для этно-маркета настоящей проверкой на прочность. Из-за пандемии коронавируса магазин пришлось закрыть. ZAM перестал приносить доход, а соответственно платить зарплату сотрудникам было нечем. Однако коллеги не стали увольняться, а наоборот всячески поддерживали идейного вдохновителя. Так, им пришла идея развозить персональные заказы по адресам. Также магазин вошёл в список пострадавших от ковида и получил возможность платить налоги по льготной ставке.
— Помню эту планёрку. Мы сели на подоконниках, я говорю своей команде: «Ребят, доходов нет, но зарплату вам я платить должна. У нас остались запасы, но потом их не станет. Если вы уволитесь, я всё пойму и не стану вас удерживать». Моя команда сказала, что останутся со мной и продолжат работать. Ребята ездили и доставляли интернет-заказы. Меня тогда это очень тронуло.
Арюна признается, что в силу своего характера, управление бизнесом долгое время давалось ей тяжело. Будучи руководителем, она чувствовала неуверенность в себе, стеснялась уточнять непонятные моменты у подчинённых, «терялась» в бюрократическом поле. Однако со временем ей удалось подавить психологическую нагрузку.
— Я не чувствовала себя хозяйкой бизнеса. Как будто я отвечала только за внешнюю сторону: пошуметь, раскрутить проект, привлечь клиентов, создать пиар в информационном поле. А внутренняя сторона бизнеса лежала на плечах менеджеров и бухгалтеров. Долгое время у меня было такое состояние, что я не имею прав на ZAM, поскольку деньги на развитие бизнеса дали мои родители, а я ничего не сделала. Сейчас я чувствую, что это мой бизнес и могу на него влиять.
В 2016 году ZAM запустили отдельный проект «Лекторий ZAM». Он представлял собой отдельный зал в котором проводились лекции по буддийской философии, семинары и мастер-классы. Каждый мог прийти туда со своей творческой идеей и поделиться ей с окружающими. Некоторые мероприятия проводились на платной основе. Спустя четыре года проект прекратил своё существование из-за низкой рентабельности.
— Творческое пространство «ZAM» было продолжением моих московских фестивалей. В основном там проводились лекции и мастер-классы. Это было хорошее наивное время, но спустя несколько лет, проект приносил только минусы, нескончаемый поток мороки. Поэтому его решили закрыть.
Ежедневно этно-маркет ZAM посещают от 100 до 300 человек в день. Средний возраст посетителей от 30 лет и выше. Однако средний возраст, заказывающих товары через социальные сети, варьируется в районе 18-35 лет. Доставка осуществляется в любую точку мира.
В планах у ZAM систематизировать работу этно-маркета и создать собственный интернет-магазин.
После повышения ключевой ставки покупатели недвижимости столкнулись с проблемами. Многие отложили покупку или вовсе отказались от нее из-за изменения требований к заемщикам, стоимости квадратных метров и т.д. Коснулось это и Дальнего Востока. Какая ситуация складывается на рынке недвижимости и как вести себя покупателям и продавцам жилья, рассказала полномочный представитель Российской гильдии риэлторов в ДФО Татьяна Клюс.
– Рынок недвижимости сейчас переживает непростые времена: покупательская способность снижена, ставки кредитования высокие, государственные программы меняют условия. Все эти изменения, конечно, коснулись и рынка недвижимости Дальнего Востока.
Понятно, что «Дальневосточная ипотека» помогает выживать рынку ДФО, но стоимость квадратного метра в строящемся жилье высокая и не укладывается в бюджет, выделяемый льготной программой. Соответственно покупателям нужны деньги и на первоначальный взнос, и на дальнейшую отделку квартиры, так как все квартиры в новостройках в основном продаются в сером или белом ключе. Пока снижение стоимости новостроек на рынке не наблюдается. Мы уже, конечно, видим выгодные предложения застройщиков в виде рассрочки платежа и оплаты траншами, но стоимость квадратного метра пока не снижается.
Что касается вторичного рынка жилья, то снижение стоимости вторичного жилья, конечно, наблюдается. Не очень быстро, но цена падает. На площадках, как правило, стоит завышенная цена, а внося предложение, покупатель занижает стоимость процентов на 15, и продавец соглашается на такое предложение. В основном покупают за наличный расчет, остаток, как правило, добирают потребительским кредитом или ипотекой, но на небольшую сумму.
Рынок индивидуального жилищного строительства пока встал, оформление ипотек по госпрограммам на ИЖС непростое и не все подрядчики соглашаются строить по условиям банка. Но надеемся, что наши партнеры в Сбербанке, сейчас отладят процесс выдачи ипотеки на ИЖС.
Делая анализ рынка и экономики в целом, хочу сказать, что откладывать покупку или продажу недвижимости не стоит. Если для вас актуально какое-то действие с недвижимостью, нужно делать здесь и сейчас. Сегодня можно выгодно купить квартиру на вторичном рынке, сделав предложение выгодное для вас. Для того, кто собирается продавать недвижимость, сегодня хорошее время в дешевом сегменте. Например, районы, которые плохо продавались в обычном рынке, сейчас продаются в первую очередь и практически без снижения стоимости.
Многие положили деньги под проценты, но анализируя экономику в целом, видно, что рубль дешевеет, а все вокруг дорожает, при этом недвижимость сохраняет капитал. Что касается новостроя и строительства ИЖС, здесь вообще снижение стоимости не ожидается, обязательно нужно использовать возможность ипотек с государственной поддержкой. Моя рекомендация клиенту: сейчас, конечно, нужно воздержаться от базовой ипотеки, но опять же есть варианты снижения ставки в банках, рефинансирования ипотеки, закрытие ипотеки после продажи недвижимости. Просто нужно обязательно все просчитывать и подобрать лучший вариант. Поэтому обращайтесь к профессионалам за консультацией.
В Якутии с 2021 года работает b2b маркетплейс Retaily – цифровой канал коммуникации производителей локальных продуктов с местными продуктовыми магазинами, региональными сетями, представителями сегмента HoReCa, бюджетными организациями – теми, кому регулярно необходимо пополнять запасы качественной продукции.
Генеральный директор компании Афанасий Захаров рассказал о том, как работает компания с годовым оборотом в 3 млрд рублей и в каких городах платформа появится в этом году.
– Афанасий, расскажите, почему вы стартовали именно с этого бизнес-проекта?
– В январе 2021 года в Якутске проходила обучающая программа, тогда крупнейший в республике хлебозавод АО «Якутский хлебокомбинат» заказал нам создать мобильное приложение для автоматизации процесса приема заявок от своих клиентов – продуктовых магазинов. Принимающие заказы сотрудники были очень загружены и стояла задача облегчить им работу, и тем самым повысить эффективность предприятия. В течение года стало понятно, что интерес к работе приложения растет и, четко понимая, что эта ниша свободна, мы в конце 2021 года начали развивать самостоятельный проект. Собрали команду, привлекли первые инвестиции от бизнес-ангелов и начали работать. Кроме хлебозавода, к нам подключились молокозавод, производители напитков, кондитерских, мясных изделий.
– Расскажите подробнее, как работает маркетплейс.
– Мы работаем в сегменте b2b (бизнес для бизнеса). Наши пользователи – это не физические лица, а юридические: продуктовые магазины, рестораны, кафе, магазины, детсады, школы, которые ежедневно заказывают у местных производителей продукты питания. Продуктовым магазинам достаточно зайти в приложение и выбрать нужного поставщика, заполнить форму онлайн и направить все необходимые документы поставщику. Вскоре можно начать заказывать, не выходя из своего магазина, по нашему каталогу. Ассортимент, главным образом, составляют продукты питания, но у продуктовых магазинов как правило есть и хозяйственные отделы – туалетная бумага, зубная паста и прочее, также упаковка. Главная задача сервиса — автоматизация приема заказов. Уже за первый месяц совместной работы мы помогаем организациям нарастить количество продаваемых товарных позиций на 10-15%. Заключить договоры с поставщиками можно прямо в приложении.
Ежегодно к нашей платформе подключаются десятки новых поставщиков (сейчас активных около 40). В команде работает десять человек. На разработку платформы ушло около трех-четырех месяцев, но это бесконечная процедура – функционал постоянно совершенствуется.
– Регистрация в приложении платная?
– Регистрация для магазинов абсолютная бесплатна. Нам платят поставщики в зависимости от объема реализованной продукции. Наши клиенты довольны сотрудничеством – обороты растут, расширяется ассортимент.
– В каких городах вы представлены и как о вас узнают клиенты?
– Мы работаем в восьми субъектах России. В 2022 году мы развивались только в Якутии, в 2023 году успешно запустились в Приморье, Бурятии, на Камчатке и в Иркутске. В прошлом году вышли на территорию центральной России – сейчас развиваемся в Екатеринбурге и Республике Удмуртия. В планах нарастить географию присутствия до 20 регионов. Продвигаем себя посредством основных продаж, выступаем на разных тематических форумах, активно участвуем в отраслевых выставках, также через холодные звонки.
– Может ли магазин, находящийся на Камчатке, заказать продукты из Якутии?
– Если поставщик крупный и имеет склады на территории разных субъектов Дальнего Востока, например, у нас есть «Владторг», – то покупатель с Камчатки может заказать продукцию из другого региона ДФО. Но в основном магазины покупают продукцию в тех регионах, где они находятся.
– В чем ваше отличие от других подобных проектов, в чем преимущество?
– Основной конкурентной разницей является то, что мы делаем упор именно на местных производителей продуктов питания – лидеров рынка, в отличие от наших конкурентов, которые работают преимущественно с топовыми крупными российскими дистрибьюторами. Мы самостоятельная компания, не аффилированная ни с кем.
– Много ли конкурентов в Якутии и в целом в ДФО?
– На Дальнем Востоке есть ряд маркетплейсов, но они работают в смежных сферах, у них немного другая бизнес-модель. Однако в России у нас около десятка конкурентов есть.
– Ваш оборот за 2024 год составил около 3 млрд рублей. Какой объем товаров удалось продать?
– В год реализуется около 20 млн товаров, совершается около 350 тыс. заказов. В сутки через наше приложение клиенты делают от 1 тыс. до 1,5 тыс. заказов. Ежесуточный оборот 10-15 млн рублей. 2200 магазинов-пользователей приложения на территории восьми субъектов, где мы находимся. У нас высокая частота пользования нашим приложением. Самые популярные позиции – это хлебные изделия, потому что хлеб нужен всем каждый день, также в топе кондитерские изделия.
– Планируете ли выход за пределы России?
– Сейчас наши клиенты – это российские региональные компании. При этом есть договоренности в странах СНГ – прошли переговоры в Казахстане, Белоруссии. Будем работать над тем, чтобы в этом году уже запуститься на территории наших соседних дружественных стран. Но в приоритете, конечно, Россия. Рынок огромный, работы очень много. Мы даже одного процента из того, что можем сделать, еще не сделали. Перспективу видим огромную и в нашей стране, и за ее пределами.
Корреспондент EastRussia прогулялся по китайским кафе и ресторанам столицы Дальнего Востока, чтобы гости Владивостока знали, куда направиться, пожелай они узнать настоящий вкус Китая.
Наши друзья из Поднебесной считают, что правильная еда может добавить в жизнь ярких красок, для китайцев красивый и богато накрытый стол – залог благополучных семейных и партнерских взаимоотношений, а также показатель их отношения к вам. Потому если вы работаете с китайскими партнерами, и большая часть ваших переговоров проходит за трапезой, это отнюдь не значит, что они тянут ваше время перед подписанием контракта. Просто «обед всегда по расписанию» – так считают китайские рестораторы Владивостока, хозяева «старейших владивостокских чифанек» и шеф-повара премиальных ресторанов.
Китайская кухня – одно из самых важных наследий китайской цивилизации, и сегодня она считается чуть ли не самой разнообразной и вкусной в мире. Всего в Китае признано официально 8 видов «великих кухонь» (в переводе на китайский «八大菜系»): сычуаньская, кантонская, хунаньская, шаньдунская, кухня цзянсу, кухня чжэцзян, фуцзянская и аньхойская. Но самым популярным в России направлением, которое относится уже к категории региональных кухонь, считается «дунбэйская» (от китайского слова 东北, что означает «северо-восток»). Территория северо-восточного Китая включает в себя 4 административных единицы: Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин и в каждой из них свои гастрономические особенности, однако все блюда подаются практически во всех китайских заведениях столицы Дальнего Востока, потому что русские люди, несмотря на кардинальные вкусовые различия, чаще всего предпочитают именно ее.
Примерно 30 лет назад в спальных и отдаленных районах Владивостока активно начали работать китайские предприятия, в частности появляться китайские рынки: самые известные располагались на улице Спортивная, в районе автовокзала на Второй речке, в «Китай-городе» на Снеговой. Там как раз и появились, сначала для «своих», потом для «местных», первые настоящие китайские «чифаньки» (от китайского слова «吃饭» - кушать), куда вне зависимости от уровня дохода и статуса приезжали отведать китайские блюда жители города.
Многие заведения работают до сих пор, например, «Добрыня и Аня», «Феникс» и «Золотой Век», которые находятся в районе Спортивной на улице Фадеева уже более 20 лет и принадлежат одной китайской семье из города Суйфэньхэ (пров. Хэйлунцзян). Ресторанами заведуют две сестры и младший брат Ли Сяолун (русское имя Леша), который поделился мнением, что бизнес весьма прибыльный вот уже много лет, что мотивирует его неустанно продолжать угощать гостей блюдами от поваров из Поднебесной. «У нас вкусные блюда, большие порции и мы часто радуем гостей скидками», – поделился китайский бизнесмен.
Такие заведения открывали историю китайских ресторанов в столице Приморья. Но несмотря на годы, главное остается неизменными – отзывы жителей Владивостока гарантируют, что блюда будут свежими и по-прежнему вкусными.
Новые китайские кафе во Владивостоке выглядят более современно, и обстановка отличается. Например, кафе «Мечта» открылось по улице Шепяткова в декабре 2024 года с панорамным видом на бухту Золотой рог. Кухня здесь также «дунбэйская», готовит повар из Харбина.
Наша рекомендация для сытного обеда – хрустящие и сочные баклажаны с мясом и сладким перцем, чашка риса и зеленый чай, а если компания большая – более двухсот блюд на выбор удовлетворят вкусы каждого. Также рекомендуют заказать шашлычки из свинины и харбинский салат. Место подойдет и для деловых встреч, если хочется вкусно покушать в спокойной обстановке, особенно днем в будни.
К слову — что хозяин кафе «Мечта» несколько лет назад открыл на кольце Инструментального завода еще одно китайское кафе – «Победа». Преимущества места – в близости к центру города и более просторном зале, где можно организовать большой банкет или деловой ужин, соединив столы. В «Победе» неоднократно были замечены китайские студенты или русские студенты-китаисты, а вкусовым предпочтениям такой аудитории стоит доверять.
Хочется обратить внимание на название китайских заведений – чаще всего это не просто случайное слово, но в него китайцы всегда вкладывают «глубинный смысл» («道理»), который несет особый посыл для гостей, а также может рассказать о ценностях самого хозяина. Порой названия несколько наивные на взгляд русского человека, но для китайцев важна философия.
Китайские кафе и рестораны очень ярко выделяются на фоне российской архитектуры и дизайна своими вывесками, названиями и крупными цифрами номеров телефона для оперативного заказа еды на вынос. Кстати, ровно так же выглядят рестораны в приграничном Китае, куда русские туристы раньше ездили на выходные покушать настоящую китайской еду, а теперь эта «роскошь» доступна во Владивостоке.
Так, например, недалеко от кольца Третьей рабочей работает кафе «Саша и Лена», названное в честь русских имен китайских хозяев – супружеской пары из Суйфэньхэ. Выглядит очень «по-китайски» и, разумеется, его невозможно не заметить. Китайские фонарики, много красного цвета в оформлении, аппетитные фотографии блюд на входе и надписи крупными буквами – все до того просто и искренне, что ошибиться невозможно – перед вами настоящее китайское кафе. ⠀
Внутри удобные диванчики на 5-7 человек, есть отдельная закрытая комната на 15 человек, что удобно для кулуарных разговоров и праздников. С кухни раздаются голоса китайских мастеров кулинарного искусства, уточняющих названия блюд для заказа у администратора – китаянки Люды, которая кричит им в ответ: «Пять гобаожоу здесь и один с собой!» и в то же время спокойным голосом ласково называет гостей «мои хорошие», приглашая сесть за стол. Часто кладет подарки новым гостям, чтобы возвращались. Блюда готовят отменно, за считанные минуты – на кухне работают повара из Китая с двадцатилетним стажем и настоящие аутентичные блюда «дунбэйской» кухни обеспечены.
В последние годы, после пандемийных перемен, китайский ресторанный бизнес начал постепенно перемещаться ближе к центру города, потому как спрос на китайскую кухню достаточно высокий.
Молодая китаянка Шао Энань 12 лет назад приехала во Владивосток из Харбина с мужем, который уже тогда присмотрел на Весенней (пригород Владивостока, 20 минут езды от аэропорта – прим.ред.) помещение для кафе «Толстый Панда». Позже пара решила, что нужно расширяться и в феврале 2023 года китайские повара переехали на Народный проспект в помещение, где раньше располагалась немецкая пивная. Интерьер остался прежним – 45 тяжелых деревянных столов, мечи с гербами на стенах, но сейчас это одно из самых популярных мест китайской кухни. Шао Энань рассказала, что сначала приходили только русские посетители, а сейчас часто приходят китайские студенты и китайцы, которые работают во Владивостоке, а в прошлом году приходили гости Восточного экономического форума. Название для ресторана придумали «Старый капитан» (в переводе на китайский «老船长»), и на это есть несколько причин: в Китае есть известная одноименная сеть ресторанов, что обеспечивает узнаваемость для китайской аудитории, а во-вторых, морское название напоминает, что мы – в городе у моря.
На вопрос, почему стоит выбрать именно их, Шао сказала: «У нас не только опытные повара с десятилетним стажем, но и мы, как хозяева, уже больше 10 лет в этом деле и сами изучали, что же такое настоящая «дунбэйская» кухня. Ведь и не каждый русский знает, что такое настоящая русская кухня и какой вкус у нее должен быть. Для этого нужно исследовать. Хотите еще простой тест, как узнать, что перед вами настоящий китайский ресторан? Закажите самое известное блюдо – мясо в кисло-сладком соусе «гобаожоу» и, если оно красное, это категорически неверно. Мясо должно быть белого цвета или слегка с желтоватым оттенком, как жареная карамель».
Еще одно известное заведение, которое посещают не только русские гости, но китайские туристические группы – «Авангард» в районе одноименного стадиона.
Хозяин – китаец Рома – ведет ресторанный бизнес во Владивостоке с 2010 года и до «Авангарда» у него было три кафе в разных точках центрального района города. Повара ресторана родом из города Юйшу провинции Цзилинь, но сначала работали в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга, а сегодня вернулись во Владивосток. «Нас легко запомнить по названию, но в названии есть и другой смысл – на протяжении всей работы мы стараемся совершенствоваться, быть не лучше других, а превосходить себя каждый день, чтобы быть в авангарде».
Приготовить три блюда у поваров займет меньше 15 минут, Рома рекомендует попробовать курицу с острым перцем, различные блюда с баклажанами, пельмешки и свежие морепродукты.
На удивление в «Авангарде» подают некоторые блюда корейской кухни, например, пибимпаб с жареным острым кальмаром, острый тушеный минтай или жареные рисовые пироги. Вы спросите зачем? Дело в том, что китайская кухня разнообразная и включает в себя корейские блюда, и готовят их в приграничном Яньбянь-корейском автономном округе на севере Китая.
Во Владивостоке китайский хого можно попробовать в районе «Китай-города» на улице Выселковая в кафе «Старый китайский саможар», а также в центре города на Арбате в «HOGO» и в Старом дворике Гума «One Hot Pot» на Светланской.
Принцип хого везде одинаковый – гости, собираясь компанией (чем больше, тем веселее) вместе готовят себе блюда, накладывая в стоящий посередине стола самовар с кипящим бульоном тонко-нарезанные мясные слайсы, морепродукты, древесные грибы и тофу, капусту и лук, лапшу или спаржу, а также различные соуса – все на ваше усмотрение, по времени приготовления ингредиентов всегда сориентирует персонал заведения. Разница вышеперечисленных мест лишь в том, что «Старый китайский самовар» находится в часе езды от центра и вас там встретит приветливая китайская бабушка, а китаец за столом может быть занят чисткой чеснока в промышленных масштабах, в то время как в центральных городских кафе будет более современный интерьер и удобное расположение для продолжения осмотра достопримечательностей Владивостока. Но впечатления от китайского самовара все же будут зависеть только от личного кулинарного мастерства гостя, потому как в данном случае поваром является он сам.
Гуляя по Владивостоку, вы можете дойти до Спортивной морской набережной в центре города и здесь мы рекомендуем наведаться в китайскую пельменную Zun Yan («цзунь ень»). Миру известны китайские пельмени шести видов: вонтоны, готи, баоцзы, сяо лун бао, шаомай, но мы говорим сейчас про цзяоцзы (от китайского «饺子»), напоминающие по размеру привычные нам вареники, в форме полумесяца чаще всего с начинкой из свинины с луком. В Zun Yan их готовит шеф-повар из Пекина и подаются они порциями в 12 или 15 штук. Рекомендуем попробовать цзяоцзы со свининой и черемшой с соевым соусом с добавлением мелко нарезанного чеснока, острой пасты и кунжутного масла.
К слову, пельменная Zun Yan во Владивостоке – это филиал одноименного ресторана Zun Yan по улице Арсеньева рядом с Домом-музеем путешественника Арсеньева и самым высоким небоскребом Дальнего Востока «Аквамарин». Аутентичная китайская кухня ждет гостей, но места лучше бронировать заранее, потому как часто гостями являются сами китайцы в составе туристических групп.
Во Владивостоке известны как минимум еще три заведения, куда целенаправленно привозят на обед или ужин китайских туристов, что также является гарантией качества местной кухни. Как правило это «Золотой Феникс» возле монумента Ленину в районе ж/д вокзала, гостинично-ресторанный комплекс «Корона» в районе Эгершельда на Верхнепортовой, а также «Дружба» на Светланской в районе Золотого моста.
Но если вдруг ваша цель во Владивостоке посетить не аутентичную «китайку», а дорогой ресторан с китайской атмосферой, то вашим выбором может стать ресторан «Миллионка» в районе бывшего одноименного китайского квартала в сердце Владивостока. Многие китайские гости города предпочитают обедать именно там из-за высокого сервиса и наличия свежих морепродуктов.
Но также рекомендуем посетить ресторан китайской кухни LOTUS Room в здании гостиничного комплекса Vladivostok Grand Hotel на Корабельной набережной – он открылся сравнительно недавно и заслуживает отдельного внимания, потому как на сегодняшний день – это первый настоящий китайский ресторан, который позиционирует себя как «премиальный», не как «кафешка» или «чифанька». Здесь подают традиционные блюда гуандунской кухни (провинция Гуандун, юг Китая – прим.ред.) от китайского шеф-повара Янь Чуаньху, который работает в России с 1991 года. По отзывам посетителей, блюда очень вкусные, а выглядят очень изысканно и эстетично. В зале стоят традиционные круглые крутящиеся столы для больших компаний и присутствует атмосфера приватности ввиду небольшого размера зала ресторана.
Что интересно, мастерству шеф-повара Янь Чуанху обучаются даже русские начинающие рестораторы Владивостока, один из них — Александр Абалешев планирует запустит проект «О МАЙ ДАК!» уже этой зимой в центре города. Главным блюдом станет знаменитая утка по-пекински (без которой не может обойтись ни один обзор про китайскую кухню). Это и будет «фишка» проекта — утка от русского повара с китайским кулинарным образованием. А пока мы ждем открытия, утку по-пекински рекомендуем попробовать в ресторане «Пекинская утка» на Всеволода Сибирцева в районе проспекта Красоты, равно, как и во всех вышеперечисленных местах.
Нужно отметить, что утка по-пекински (от китайского «北京烤鸭» - «бэйцзин каоя») считается особенно важным блюдом в Китае. Изначально насладиться ей было дозволено особям лишь королевских (императорских) кровей. По информации из исторических справок, оригинальный рецепт появился в 1330 году при дворе императора Жэньцзунь, перед приготовлением утку откармливали порядка 65 дней до эталонного веса в 3 килограмма, при подаче блюда повар разделывал утку в обязательном порядке при гостях, а на тарелки в те времена накладывали хрустящую утиную кожу чаще, чем само мясо, так как именно в ней содержатся полезные и питательные вещества.
Позже в 20 веке при председателе Мао Цзэдуне возник термин «утиная дипломатия», который подразумевает, что иностранные делегации всегда по прибытию в Китай пробуют утку по-пекински, что до сих пор является одним из способов для партийного руководства страны продемонстрировать верность Китая своим традициям несмотря на высокую скорость социально-экономического развития и непрерывного следования мировым трендам будущего.
Россия, как никакой другой сосед, разделяет любовь к традициям и ценит вкус настоящей китайской кухни. Приезжая во Владивосток есть возможность в настоящей китайской атмосфере попробовать все блюда «дунбэйской» кухни, приготовленные профессиональными китайскими поварами. Особенно рекомендуем забронировать стол в период празднования главного праздника Поднебесной – Праздника Весны или китайского Нового года, который наступит 29 января под знаком Деревянной Зеленой Змеи.
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.