Елизовский районный суд на Камчатке приговорил гендиректора столовой, где отравились более 40 рабочих, к штрафу. За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, женщина заплатит 280 тыс. рублей.
Инцидент произошел год назад - в декабре 2023. Строители, которые занимались возведением нового пассажирского терминала, были госпитализированы с отравлением после ужина в столовой общежития. Она находится на территории строящегося объекта.
Как сообщает следственное управление СКР по Камчатскому краю, суд установил, что гендиректор не обеспечила соблюдение работниками столовой правил гигиены и санитарных норм. Приговор в законную силу не вступил.
В 2016 году улан-удэнка Арюна Цыбикова открыла первый бурятский этно-маркет «ZAM». И это не просто магазин, а площадка, в которой лучшие мастера Бурятии могут поделиться своими творениями. На сегодняшний день, это самый популярный магазин по продаже национальной одежды и атрибутики с множеством эксклюзивных картин и скульптур. Ассортимент товаров разнообразен, есть фирменные футболки, национальные костюмы, шопперы, худи и много чего ещё. Всего магазин представляет 17 наименований групп товаров.
Арюна запустила свой бизнес в 30 лет, восемь лет назад. Финансовую помощь оказали родители, у которых также есть собственное дело. Этно-маркет расположен прямо в центре города – в нескольких метрах от центральной площади в Улан-Удэ. Бизнес-идея пришла предпринимателю, когда она жила и работала в Москве. За это время девушка успела закончить Финансовый университет при Правительстве РФ, получить учёную степень и поработать в Администрации Президента РФ.
— Я ходила по коридорам власти, наблюдала за людьми, которые работают там десятилетиями и спрашивала себя: «Хочу ли я быть похожей на них?» и решила, что такая профессия мне не очень близка. Хотелось создать свою систему, в которой всё сделаю по-своему. Несмотря на то, что я стала кандидатом экономических наук, поступила на журфак в МГУ, и там во мне открылась творческая жилка. Начала сочинять стихи, фотографировала, писала статьи и уже не могла остановиться.
После ухода с госслужбы Арюна отправилась путешествовать за границу. Спустя два месяца, собравшись с мыслями, будущий предприниматель вернулась в Москву, где организовывала встречи с творческими людьми и проводила мастер-классы. Однако такой формат её не устраивал, поскольку каждую встречу приходилось создавать с нуля.
— За границей меня все спрашивали: «Ты китаянка?», тогда меня это очень задевало, и я им на пальцах объясняла, кто мы такие. Я хотела, чтобы у меня была футболка на которой будет надпись «Я из Бурятии», ну или что-то в этом роде. Полученный опыт в Москве помог мне осознать, что мне нравится общаться с творческими людьми, нравятся вещи ручной работы. Мне хотелось, чтобы атмосфера праздника была ежедневной. Тогда я начала думать о таком помещении, где мастера могли бы презентовать свои товары. Прописала в блокноте все бизнес-процессы, которые могла предугадать в тот момент. Приехав в Бурятию, уже знала, к кому обратиться, чтобы запустить собственное дело.
На открытие бизнеса Арюне потребовалось около полугода. Немало усилий было приложено к названию будущего бренда, ведь как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Хотелось, чтобы оно было короткое, громкое и легко запоминалось. Перебрав множество вариантов, выбор пал на ZAM, что в переводе с бурятского языка означает — «Путь».
— Мы совместно с преподавателями языковой кафедры и учёными составили список из бурятских слов. Очень долго мучились, исписали четыре А4 листа с двух сторон. Потом, когда уже надо заказывать вывеску, спросила себя, какие магазины я вообще знаю? Ну «ГУМ» и «ЦУМ». Вот, должно быть такое же и увидела в словаре «Зам». Смысл проекта – помогать мастерам на их творческом пути, предоставить им место, куда они могут приносить свои работы, а также подчёркивать ценность их труда. Для меня это очень важно, потому что каждый человек проходит свой жизненный путь.
А вот с подбором персонала вышло чуть попроще. В этно-маркет приходили волонтёры, которым нравилась идея магазина и помогали Арюне справляться с поставленными задачами. Вскоре эти люди стали первыми сотрудниками уникального проекта. Прибыль магазину приносит комиссия, взымаемая с мастеров, за проданные товары и реализация собственного ассортимента.
— Спустя время в Улан-Удэ после нас открылись и другие этно-маркеты, а это именно то, чего мы хотели. Каждый день появляются новые мастера — они уходят с нелюбимой работы и зарабатывают на своём хобби. Это значит, что у нас получилось запустить ту самую «волну», которая с подвигла мастеров и модельеров получать со своего любимого дела доход. Это большое благо для меня.
2020-й год стал для этно-маркета настоящей проверкой на прочность. Из-за пандемии коронавируса магазин пришлось закрыть. ZAM перестал приносить доход, а соответственно платить зарплату сотрудникам было нечем. Однако коллеги не стали увольняться, а наоборот всячески поддерживали идейного вдохновителя. Так, им пришла идея развозить персональные заказы по адресам. Также магазин вошёл в список пострадавших от ковида и получил возможность платить налоги по льготной ставке.
— Помню эту планёрку. Мы сели на подоконниках, я говорю своей команде: «Ребят, доходов нет, но зарплату вам я платить должна. У нас остались запасы, но потом их не станет. Если вы уволитесь, я всё пойму и не стану вас удерживать». Моя команда сказала, что останутся со мной и продолжат работать. Ребята ездили и доставляли интернет-заказы. Меня тогда это очень тронуло.
Арюна признается, что в силу своего характера, управление бизнесом долгое время давалось ей тяжело. Будучи руководителем, она чувствовала неуверенность в себе, стеснялась уточнять непонятные моменты у подчинённых, «терялась» в бюрократическом поле. Однако со временем ей удалось подавить психологическую нагрузку.
— Я не чувствовала себя хозяйкой бизнеса. Как будто я отвечала только за внешнюю сторону: пошуметь, раскрутить проект, привлечь клиентов, создать пиар в информационном поле. А внутренняя сторона бизнеса лежала на плечах менеджеров и бухгалтеров. Долгое время у меня было такое состояние, что я не имею прав на ZAM, поскольку деньги на развитие бизнеса дали мои родители, а я ничего не сделала. Сейчас я чувствую, что это мой бизнес и могу на него влиять.
В 2016 году ZAM запустили отдельный проект «Лекторий ZAM». Он представлял собой отдельный зал в котором проводились лекции по буддийской философии, семинары и мастер-классы. Каждый мог прийти туда со своей творческой идеей и поделиться ей с окружающими. Некоторые мероприятия проводились на платной основе. Спустя четыре года проект прекратил своё существование из-за низкой рентабельности.
— Творческое пространство «ZAM» было продолжением моих московских фестивалей. В основном там проводились лекции и мастер-классы. Это было хорошее наивное время, но спустя несколько лет, проект приносил только минусы, нескончаемый поток мороки. Поэтому его решили закрыть.
Ежедневно этно-маркет ZAM посещают от 100 до 300 человек в день. Средний возраст посетителей от 30 лет и выше. Однако средний возраст, заказывающих товары через социальные сети, варьируется в районе 18-35 лет. Доставка осуществляется в любую точку мира.
В планах у ZAM систематизировать работу этно-маркета и создать собственный интернет-магазин.
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе упали ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. Электростанция Datteln 4 в Германии возобновила работу 5 февраля, однако значительного увеличения закупок угля не ожидается, поскольку планируется использовать текущие запасы. При этом в ближайшее время в Европе ожидается похолодание и снижение ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 573.55 долл./1000 м3 (+21.16 долл./1000 м3 к 29.01.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 52%. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 4.30 млн т. (без изменений к
29.01.2025 г.), но в ближайшие дни ожидается увеличения поставок в связи с прибытием новых партий из США и Колумбии.
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх и тестирует снизу отметку 100 долл./т. Поддержку котировкам оказало объявление Индией об увеличении бюджетных расходов на 10% с целью оказать поддержку производителям стали, цемента и сектору недвижимости, что говорит о вероятном восстановлении спроса на уголь из ЮАР.
Ж/д оператор Transnet ожидает, что благодаря частным инвесторам погрузка угля в адрес Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет до 77 млн т. в течение трех лет. И чтобы нарастить объемы поставок до проектной мощности в 81 млн т. потребуется 5 лет и 700 млн долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 106 долл./т. (без изменений к прошлой неделе). Торги возобновились 5 февраля, однако активность на спотовом рынке остается невысокой, поскольку Новогодние праздники продолжаются до 16 февраля. При этом некоторые участники рынка ожидают укрепления цен в связи с прогнозируемым похолоданием через 10 дней и постепенным восстановлением промышленной активности.
Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 25.58 млн т. (-0.38 млн т. к 29.01.2025 г.).
Власти КНР объявили о введении дополнительных 15% пошлин на уголь и СПГ из США, которые вступают в силу с 10 февраля. Таким образом, импортные пошлины на энергетический уголь из США увеличатся с 6% до 21%.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 87.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR также просела ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке, что обусловлено праздниками в Китае и снижением потребления. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах потребителей.
Министерство энергетики может привязать экспортные продажи угля к внутреннему ценовому бенчмарку (HBA) с целью увеличения бюджетных поступлений, хотя представители компаний опасаются, что данная инициатива навредит отрасли. При этом в случае отказа экспортеров придерживаться нового правила их лицензии могут быть отозваны. В провинции Джамби на острове Суматра произошло столкновение баржи с мостом, в результате чего власти призвали к перекрытию местных водных транспортных путей, однако данное событие не оказало существенного влияния на рынок.
Ввиду инициативы Трампа по выходу из Парижского соглашения власти Индонезии планируют пересмотреть целесообразность зеленого курса и отказа от угольной генерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 110 долл./т. на фоне общего нисходящего тренда. Во многих азиатских странах продолжаются праздники, что оказывает дополнительное давление на спотовый рынок.
Индекс австралийского металлургического угля HCC не изменился и составил 185-186 долл./т. ввиду ограниченной торговой активности. При этом на рынке сохраняется избыточное предложение, что в ближайшие недели может привести к падению цен ниже 180 долл./т. Неблагоприятная конъюнктура подтверждается тем, что конечные потребители перепродают свой материал (не менее 3-4 партий Panamax предлагаются на спотовом рынке).
Тем не менее повышение тарифов в КНР может поддержать спрос на австралийский материал, поскольку китайские импортные пошлины на коксующийся уголь из США увеличатся 10 февраля с текущих 3% до 18% (примерно на 14-21 долл./т.). При этом американский уголь будет составлять конкуренцию австралийскому в других странах АТР (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия), куда он может быть перенаправлен из-за повышения пошлин в Китае.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Индию в 2024 г. незначительно увеличился до 27.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.5% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Индией в 2024 г. составил 250.0 млн т. (+1.5 млн т. или +0.6% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Индии в 2024 г. осталась практически на уровне прошлого года и составила 10.8% (10.7% в 2023 г.).
Ожидаемому наращиванию экспорта российского угля в Индию препятствуют серьезные логистические проблемы, а также международные санкции, низкие мировые цены и высокие транспортные расходы, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Правительство РФ отложило реализацию проекта расширения угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) в порту Ванино с 2025 г. на 2030 г. из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, в отличие от прошлого года РЖД отказалось подписывать соглашение о вывозе угля с регионами, за исключением Кузбасса.
Данный проект предполагает увеличение мощности ВТУ с 12 млн т. до 24 млн т. в год. Терминал, принадлежащий компании Колмар и расположенный в бухте Мучке Хабаровского края, был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 г.
В 2024 году перевалка терминала упала до 8.0 млн т. угля (-3.6 млн т. или -31% к 2023 г.). ВТУ обеспечивает экспорт материала, поставляемого с угольных предприятий, расположенных в Якутии, включая Колмар, Стройсервис и Эльгауголь.
Повысить узнаваемость и создать безусловное доверие к товарам, произведенным в Хабаровском крае во всей России и за рубежом — такую цель ставят себе власти региона. Выражение «Сделано в Хабаровском крае» должно стать синонимом высочайшего качества, надежности, инновационности и креатива. В Хабаровске прошла выставка местных предпринимателей, чья продукция признана отвечающей требованиям зонтичного бренда.
Организаторы выставки поставили себе несколько целей – с одной стороны показать жителям региона продукцию, выпускаемую под брендом «Сделано в Хабаровском крае», с другой — дать производителям возможность получить обратную связь от покупателей.
В выставке приняли участие 40 предпринимателей. Для них были оборудованы места и за аренду трех дней платить было не нужно, участие – бесплатное. Но чтобы получить такое право, необходимо было побороться — из 166 заявок от предпринимателей прошли только 40. Это как представители МСП, так и и самозанятые.
– Отбор проходил во время заседания рабочей группы. Среди критериев, которые учитывались – это чистая репутация, то есть претендент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков и в его отношении не применяются процедуры банкротства. Также комиссия руководствовалась уникальностью, самобытностью, патриотизмом и любовью к родному краю, – рассказали EastRussia в центре «Мой бизнес», который является правообладателем товарного знака «Сделано в Хабаровском крае».
И да — все участники производят товары, продукты на исключительно территории Хабаровского края.
Жители Хабаровского края уже привыкли видеть пищевую продукцию местных производителей под брендом «Сделано в Хабаровском крае» на полках продовольственных магазинов и в сетевых супермаркетах. Но чтобы в сознании потребителя не укоренился стереотип, что бренд распространяется только на продукты питания, на ярмарке были представлены и одежда, и корма для животных, и продукция из переработанных материалов, а также изделия из кожи и бронзы и даже музыкальные инструменты – глюкофоны (глюкофон — перкуссионный музыкальный инструмент, тональный лепестковый барабан — прим. ред). Также в выставке приняли участие художники и издательство, которое выпускает книги местных авторов.
Многие действующие предприниматели пришли к открытию своего дела через выгорание. Так, случилось с хабаровчанкой Татьяной Масловой, владелицей компании «Новый лист бумажный». В прошлой жизни ей приходилось часто задерживаться на работе допоздна и в какой-то момент, не выдержав очередного перенапряжения, девушка уволилась. Ее главной целью стало найти не новую работу, а – хобби, которое стало бы мотивацией уходить со службы по расписанию и спешить навстречу любимому увлечению. Теперь она хозяйка бизнеса, который производит календари, открытки, конверты ручной работы из переработанной бумаги
– Бумажные отходы можно не выбрасывать, а дать им вторую жизнь. Мне приятно, что мои изделия радуют и вдохновляют людей! Сырье у меня есть всегда. Несут родные и друзья, да и я сама тружусь менеджером по документам. Чтобы создать открытку нужно измельчить старую бумагу, залить водой и перемешать блендером до состояния кашицы. После этого на специальных рамках работы сушатся, с них стекает вода и далее наступает моя любимая часть: оформление, – рассказывает хабаровчанка.
В тренде на экологичность и бывший телевизионный продюсер из Хабаровска Юлия Вишневская. Сначала сортировала и сдавала отходы на переработку, а потом ее осенило и она создала свое дело. Маленькое апсайкл-производство по приданию бутылкам нового функционала «Kiss me glass».
– В Хабаровске в пунктах приема вторсырья перестали принимать стеклянную тару, и я стала думать, что делать с бутылками. Я научилась работать с бутылкорезом, со стеклом и стали появляться одно за другим новые изделия. В ассортименте у меня сейчас стаканы, вазы, емкости для круп и сыпучих продуктов с крышкой, а также свечи. Их мы делаем в коллаборации с другим мастером. Продукция оказалась очень востребована, – поделилась Юлия Вишневская.
На выставке «Сделано в Хабаровском крае» также можно было встретить предпринимателей из числа коренных малых народов Севера с их уникальными изделиями. Например, Ольга Бельды, художница и вдова всемирно известного певца Кола Бельды, представила свои картины и репродукции. Она любит работать маслом, но такие работы доступны не всем из-за цены, поэтому она придумала выход. Фотографирует свои же картины, оформляет в рамке и таким образом появляется бюджетный вариант изображения. В экспозиции были представлены полотна с достопримечательностями Хабаровска, нанайскими сюжетами, и, конечно же, портреты самого Кола Бельды.
– Я здесь демонстрирую не только свое творчество, но также память о выдающемся артисте из числа КМНС. Также сейчас готовится книга воспоминаний людей со всего мира о Кола Бельды, – рассказала Ольга.
Еще одна представительница КМНС - Анна Донкан-Раитина, уроженка села Маяк Нанайского района. Уже много лет она живет в Хабаровске и делает изделия из кожи с национальным орнаментом: сумки, кошельки, футляры для очков. Говорит, они очень популярны у покупателей на западе страны. У тех, кто раньше жил в Хабаровском крае, а потом переехал, случается ностальгия и им не хватает чего-то родного.
– Все орнаменты мне передала мама. Хочется свои корни сохранить для будущего поколения. Мы должны помнить и поддерживать традиции, – считает Анна.
За три дня выставки ее посетили более 14 тыс. посетителей. А выручка с продаж составила более 1 млн рублей. Эта выставка – первая ласточка. Планы у бренда «Сделано в Хабаровском крае» – амбициозные. Выставки, подобные этой, ещё будут проводиться не только в Хабаровске, но и в различных районах региона. В будущем бренд планирует выйти и на международные рынки, а также открыть лицензированные точки зонтичного бренда. Две из них появятся в Хабаровске, и ещё одна — в Москве.
Зонтичный бренд «Сделано в Хабаровском крае» уже объединяет 80 предпринимателей региона. Они заключили соглашение, поэтому могут смело крепить на свои изделия заветный региональный знак качества. Число желающих присоединиться к бренду растет. В центр «Мой бизнес» ежедневно поступают звонки с вопросами о том, как часть частью бренда. А сделать это просто – необходимо заключить лицензионный договор на право использования товарного знака. Обязательные условия — юрлицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый должны быть зарегистрированы на территории Хабаровского края, иметь здесь производство и стоять на учете в одной из налоговых инспекций региона. В случае положительного исхода центр поможет с созданием сайта и выпуском полиграфической продукции и конечно же с продвижением — в крае, в стране и за рубежом. Так на днях Дмитрий Демешин во время визита в Белоруссию предложил открыть там магазины регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае». Посол России в Беларуси Борис Грызлов уже поддержал эту идею.
В текущем году Восточный полигон «РЖД» получит меньший объем финансирования. В связи с сокращением инвестиционной программы в госмонополии пересматривают приоритетность грузов на БАМе и Транссибе, что вызывает обеспокоенность регионов, ранее обладавших квотами на вывоз угля. В то же время со стороны грузоотправителей растет востребованность пограничных железнодорожных переходов через государственную границу, в связи с чем предполагается реализовать крупные проекты создания таможенно-логистических терминалов. В ряде аэропортов Дальнего Востока продолжается реализация проектов по модернизации и расширению пропускной способности. В Якутии начато возведение важного инфраструктурного проекта – моста через реку Лена.
Железная дорога и уголь
В сфере железнодорожного транспорта наиболее существенной проблемой остаются ограниченные провозные мощности Восточного полигона на фоне роста потока грузов в восточном направлении. «РЖД» намерены увеличивать перевозку высокодоходных грузов[1], отмечая необходимость финансирования новой инвестиционной программы, объем которой сокращен относительно 2024 г.
В 2025 г. ОАО «РЖД» сократило объем соглашений с регионами о вывозе угля. Так, «РЖД» обеспечат в текущем году вывоз не менее 54,1 млн тонн угля из Кузбасса[2], в то время как твердое топливо из других регионов будет вывозиться на условиях правил недискриминационного доступа (ПНД), но без отдельных приоритетов. Ранее в рамках приоритетной третьей очереди в 2024 г. вывозилось 99,3 млн тонн экспортного угля из шести регионов, включая Иркутскую область, Бурятию и Якутию.
Стоит отметить, что в 2024 г. уголь, вывозимый в рамках соглашений, составлял более 60% загрузки Восточного полигона. «РЖД» заинтересованы в сокращении этой доли, так как уголь отличается для компании низкой доходностью. Против сохранения квот для всех ранее обладающих ими регионов выступали Минэкономразвития и Минтранс, где полагали, что такая поддержка угольной отрасли угрожает финансовой устойчивости «РЖД», препятствуя развитию несырьевого экспорта в восточном направлении. В частности, по оценкам Минтранса, сохранение приоритета угля нанесло бы наибольший урон погрузке контейнеров и черных металлов, а также удобрений, зерновых и нефтяных грузов[3].
В то же время в Минэнерго, которым руководит бывший кемеровский губернатор С.Цивилев, предлагали заключить на 2025 г. соглашения о вывозе угольной продукции со всеми регионами, имеющими квоту в 2024 г., сохранив ее размер на уровне не ниже прошлогоднего или увеличив до 139 млн тонн. Отмечалось, что общая экспортная погрузка в восточном направлении растет незначительно (+0,4% по итогам января-ноября 2024 г.), что делает отказ от угля нецелесообразным. Тем не менее в правительстве была поддержано позиция «РЖД», Минтранса и Минэкономразвития.
Не охваченный указами президента экспортный уголь из других регионов в 2025 г. будет вывозиться в предпоследней категории очередности, а не в рамках третьей очереди, как ранее. На этом фоне вице-премьер А.Новак в январе поручил Минэнерго и Минтрансу провести совещания с представителями портов и «РЖД» для проработки оптимальной тарифной политики по вывозу угля.
Напомним, что для вывоза угля из Якутии в 2024 г. завершилось строительство[4] частной Тихоокеанской железной дороги («Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева), но она предназначена для продукции только Эльгинского каменноугольного месторождения (УК «Эльга»), соединяя месторождение с терминалом «Порт Эльга»[5] в Хабаровском крае (мыс Манорский). Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге в ноябре.
Протяженность Тихоокеанской железной дороги составляет 531 км, стоимость строительства – около 146 млрд рублей. На первом этапе пропускная способность железной дороги составляет 30 млн тонн в год. Второй этап планируется завершить в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
При этом на Тихоокеанской железной дороге возникают проблемы, связанные с авариями. Так, 6 января на 461 км Тихоокеанской железной дороги в Хабаровском крае произошел сход 39 полувагонов с углем состава, направлявшегося от Эльгинского месторождения до порта Эльга. По факту инцидента Восточным межрегиональным следственным управлением на транспорте была инициирована доследственная проверка по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Согласно предварительным данным причиной инцидента стало повреждение целостности рельсового полотна из-за движения грунтов при низких температурах. Ранее сход состава на этой дороге произошел 11 ноября накануне официального запуска движения, при обкатке полотна. При происшествии оказался поврежден тепловоз ТЭ8-001, произведенный группой «Синара» совместно с американской General Electric на Людиновском тепловозостроительном заводе (Калужская область).
В конце декабря 2024 г. советом директоров госмонополии была утверждена инвестиционная программы «РЖД» на 2025 г. Ее объем составляет 890,9 млрд рублей, что на 40,3% меньше инвестпрограммы 2024 г.[6] При этом инвестиции в Восточный полигон в текущем году, согласно программе, составят 116 млрд рублей, что почти в пять раз меньше, чем годом ранее (в 2024 г. – 360 млрд рублей). Главным образом средства предполагается направить на обновление путей и закупку подвижного состава. Провозная способность в 2025 г. будет сохранена на прежнем уровне, для Восточного полигона она составит 180 млн тонн[7]. В текущем году «РЖД» ожидает роста экспорта через Дальний Восток на 8,2% относительно 2024 г., до 166,2 млн тонн. Сокращение инвестиционной программы в «РЖД» объясняют ограниченными возможностями заимствований средств и обслуживания текущего кредитного портфеля в условиях высокой ключевой ставки.
В январе в «РЖД» назвали избыточный парк вагонов в качестве еще одного фактора, осложняющего перемещение грузов на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях. Избыток оценивается в примерно 400 тыс. вагонов. Неиспользуемые вагоны[8] на путях общего пользования замедляют участковую скорость перевозки на 1-2 км/ч, в частности, в 2024 г. участковая скорость на сети «РЖД» в целом снизилась до 35,7 км/ч (до уровня 1992 г.). В связи с этим в 2025 г. (с 1 января) порожний пробег вагонов проиндексирован на дополнительные 10% (установлен дополнительный коэффициент в размере 1,1 к тарифам на порожний пробег универсального подвижного состава и платформ после перевозки контейнеров[9]).
Погранпереходы
С весны 2024 г. осложнились возможности российского контейнерного экспорта через порты Дальнего Востока на фоне снижения на железнодорожной сети числа согласованных заявок на отправку контейнерных поездов в восточном направлении. В связи с этим экспортные маршруты крупных экспортеров Сибири перестраивались в сторону сухопутных пограничных переходов Забайкалья. В Забайкальском крае и Бурятии спрос со стороны грузоотправителей и увеличение экспортного потока[10] способствует разработке и реализации проектов новых пограничных транспортно-логистических комплексов.
Так, в Забайкальском крае на российско-китайской границе (погранпереход «Забайкальск – Маньчжурия») планируется построить железнодорожный контейнерный терминал («РЖД Бизнес Актив – Забайкальск») проектной мощностью до 250 тыс. TEU в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 12 млрд рублей. Для создания нового терминала в минувшем году были расширены границы ТОР «Забайкалье». Проектная компания «РИК-2» (ГК «Евросиб» Д.Никитина) намерена построить транспортно-логистический хаб площадью 500 га для автомобильного и железнодорожного транспорта в Забайкальском крае вблизи железнодорожной станции Мациевская (Забайкальский район). Он будет предназначен для обработки железнодорожных контейнерных грузов на импорт и экспорт, а также автомобильных контейнерных грузов. Объем инвестиций составит около 30 млрд рублей.
Также, в октябре 2024 г. был открыт новый таможенно-логистический терминал «Кяхта» на российско-монгольской границе в Бурятии, вблизи автомобильного пункта пропуска «Кяхта».
Авиационная инфраструктура
На Дальнем Востоке продолжается развитие аэропортовой инфраструктуры. В конце декабря 2024 г. запущено обслуживание рейсов в новом терминале внутренних воздушных линий аэропорта Магадана. Благодаря вводу нового объекта площадь аэровокзального комплекса Магадана увеличилась с 10,2 тыс. кв. м до 14,4 тыс. кв. м. Новый терминал оснащен двумя телескопическими трапами и автоматической системой обработки багажа. Пропускная способность аэровокзала рассчитана на 800 пассажиров в час (до 1 млн пассажиров в год). Модернизацию аэропорта осуществляет ООО «АБС Магадан» (совместное предприятие ООО «Новапорт Холдинг» и АО «Аэропорты регионов»).
В ноябре 2024 г. открылся новый пассажирский терминал международного аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ (холдинг «Новапорт»). С 21 ноября новый терминал начал принимать и отправлять внутренние и международные рейсы. Площадь нового терминала превышает 6,6 тыс. кв. м, пропускная способность составляет 400 пассажиров в час, он оборудован двумя телетрапами.
Объем инвестиций в данный проект составил 3,65 млрд рублей (генеральный подрядчик – московское ООО «Спектрум-Холдинг»[11]), включая льготное финансирование ВЭБ.РФ в размере 2,68 млрд рублей и финансирование по линии Минвостокразвития в размере 1,34 млрд рублей. Старый терминал аэропорта в Улан-Удэ продолжит работу, он будет обслуживать международные рейсы.
В конце прошлого года Росавиацией также было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию нового международного терминала аэропорта Хабаровск. До открытия в терминале требуется оснастить и запустить пункт пропуска через государственную границу РФ – 30 кабин паспортного контроля, пять из которых предназначены для маломобильных граждан. Официальный запуск аэровокзала запланирован на март 2025 г. Строительство нового терминала реализовало АО «Международный авиатерминал Хабаровск» (дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт»). Генеральным подрядчиком выступило ООО «Ди Би Си».
Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 6,1 млрд рублей. В том числе ВЭБ.РФ выделил 3,1 млрд рублей, включая 1,5 млрд рублей льготного финансирования, предоставляемого приоритетным инвестиционным проектам Дальнего Востока и Арктики. 0,8 млрд рублей составили средства из федерального бюджета на техническое оснащение воздушного пункта пропуска через госграницу. В новом терминале будут доступны два телетрапа, семь лифтов, семь эскалаторов, два уровня автоматизированной обработки багажа, одиннадцать стоек регистрации. После ввода терминала (пропускной способностью 600 тыс. человек в час) в эксплуатацию, площадь аэровокзального комплекса хабаровского аэропорта превысит 48 тыс. кв. м, пропускная способность достигнет 1,8 тыс. пассажиров в час. В январе текущего года хабаровское управление Росреестра поставил на кадастровый учет и зарегистрировало права на аэровокзальный комплекс. В настоящее время продолжается работа по техническому оснащению пункта пропуска через государственную границу РФ и его аттестации.
В Амурской области продолжается модернизация международного аэропорта Благовещенск (Игнатьево). В рамках обновления аэродромной инфраструктуры в ноябре была введена в эксплуатацию рулежная дорожка, соединяющая новую взлетно-посадочную полосу с новым перроном, оборудованы дополнительные стоянки для воздушных судов и спецплощадка для противообледенительной обработки. На 2025 г. намечен ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта площадью более 25 тыс. кв. м (что в 3,5 раза больше действующего) и пропускной способностью 600 пассажиров в час на внутренних линиях и 400 пассажиров в час – на международных.
К настоящему времени завершены работы по возведению железобетонных конструкций здания аэровокзального комплекса, смонтированы все железобетонные конструкции, осуществляется монтаж металлических конструкций здания, более чем на 40% произведен монтаж кровли, проводится монтаж профильных фасадных систем, выполняются работы по прокладке наружных сетей, доставлена и смонтирована блочно-модульная котельная.
Новый пассажирский терминал аэропорта Петропавловск-Камчатский (компания «Аэропорты регионов») планируется запустить весной текущего года. В конце декабря 2024 г. состоялось первое производственное тестирование систем и оборудования нового терминала. Напомним, что строительство осуществляет АО «Крокус Интернэшнл» (входит в Crocus Group А.Агаларова, которая также строит новые корпуса Камчатской краевой больницы). Площадь терминала превысит 50 тыс. кв. м, он будет оснащен пятью телескопическими трапами. Пропускная способность терминала составит 1 145 пассажиров в час.
Что касается развития небольших региональных аэропортов, то в 2025 г. планируется завершить реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Тиличики в Камчатском крае (Олюторский район, является самым северным аэропортом региона). На данные цели в федеральном бюджете предусмотрено порядка 1,7 млрд рублей. Подрядчиком в проекте реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта выступает ООО «УНР-524 Полимертепло» (Санкт-Петербург), стоимость контракта составляет 1,958 млрд рублей. Аэропорт нуждается в реконструкции после землетрясения в 2006 г., из-за которого расположенная на песчаной косе ВПП постепенно погружается в воду. В итоге в силу погодных условий и размокающей полосы аэропорт не принимает самолеты до 40 дней в году.
В текущем году также планируется подготовить проектно-сметную документацию по удлинению взлетно-посадочной полосы в аэропорту Северо-Курильска (остров Парамушир) в Сахалинской области. Строительные работы предполагается начать в 2026 г. Существующую ВПП длиной 625 м предполагается продлить на 500 м, что позволит принимать турбовинтовые самолеты вместимостью более 30 человек, таким образом, могут быть запущены регулярные авиарейсы в Южно-Сахалинск, что связано и с планируемым развитием туризма на данном острове.
В аэропорту также планируется обустроить топливозаправочный комплекс, расширить перрон, установить метеорологическое и навигационное оборудование. На сегодняшний день морское грузовое сообщение между Северо-Курильским городским округом и Сахалином осуществляется через порт Корсаков, тогда как морское и воздушное пассажирское – только через Камчатку[12]. Действующая ВПП может принимать только самолеты вместимостью до 19 пассажиров.
Крупным логистическим инфраструктурным объектом, строительство которого было запущено в ДФО в минувшем году, является мост через реку Лена в Якутии. Работы по возведению моста ведутся в республике с октября – осуществляется реализация второго этапа проекта, предполагающего возведение самого мостового сооружения (ранее велись подготовительные работы). К концу января 2025 г. на месте строительства 4,6-километрового моста (концессионер – «Восьмая концессионная компания», принадлежащая группе «ВИС»[13]) было завершено бетонирование буронабивных свай под первые опоры конструкции. Всего на левом берегу реки должно быть построено четыре опоры, еще три – в русле реки, остальные 19 – на правом берегу, где будет расположен автомобильный подход к мосту от федеральных трасс «Лена» и «Колыма».
В конце января получил положительное заключение Главгосэкспертизы третий этап строительства Ленского моста (он же - завершающий цикл строительства). В его рамках запланировано строительство дорог, устройство шумозащитных экранов, локальных очистных сооружений, системы водоотведения. Данный этап должен обеспечить связь моста с сетью местных дорог. Дополнительно на подходах к мосту в Якутске должны быть построены проезды к улицам Лесная, Молодежная общей длиной 788,22 м. Общая длина участка строительства автомобильной дороги в рамках третьего этапа составит 4,05 км. Кроме того, в рамках третьего этапа запланированы возведение моста через реку Хатыннах и установка шумозащитных экранов, ограждающих от строительного шума село Старая Табага.
Протяженность Ленского моста с автомобильными подходами (от села Старая Табага (Якутск) до села Хаптагай (Мегино-Кангаласский район)) должна составить 14,5 км (без них – 4,6 км), пропускная способность двухполосного пути – 5,3 тыс. автомобилей в сутки. Завершить строительство планируется в 2028 г. Напомним, что мост свяжет федеральные трассы правого берега Лены с автодорогой «Вилюй» на левом берегу. Вести строительство предполагается до конца 2028 г.
Стоит отметить, что в Якутии планируется создать мультимодальный логистический центр в Нижнем Бестяхе (Мегино-Кангаласский район). Соответствующее соглашение о сотрудничестве в ноябре подписали руководитель Росморречфлота А.Тарасенко и председатель правительства Якутии К.Бычков. Предполагается, что центр соединит железнодорожный, автомобильный, речной виды транспорта и оптимизирует логистику доставки и транзита грузов.
Работы по созданию грузового терминала в Нижнем Бестяхе (ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях», подконтрольное ПАО «Ленское объединенное речное пароходство») ведутся с 2020 г. Его инфраструктура должна включать три причала, три площадки переработки и хранения грузов, склад ГСМ, подъездные железнодорожные пути. Первая очередь терминала (строительство причальной набережной) была введена в 2022 г., полностью сдать объект планируется к 2030 г.
Тем временем в Еврейской АО в 2027-30 гг. планируется построить новый мост через реку Бира в Биробиджане. Строительством моста через Биру займется ООО «ИФР – Восток 1», а реконструкцией автодороги – ООО «ИФР – Восток 2». Обе компании, с которыми заключены концессионные соглашения, связаны с Р.Байсаровым («Бамтоннельстрой»). Действующий мост через Биру был построен в 1962 г., и на сегодняшний день он не соответствует текущим нагрузкам.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] У неугольных грузов доходность перевозок в 1,8 раза выше, чем у угля.
[2] Из Кузбасса «РЖД» намерены вывезти 15 млн тонн угля в первом квартале 2025 г., 13,3 млн тонн – во втором, 11,5 млн тонн – в третьем, 14,3 млн тонн – в четвертом.
[3] По оценкам Минтранса, в 2025 г. при сохранении приоритета угля не удалось бы вывезти 14,3 млн тонн грузов, в том числе 3,5 млн тонн контейнеров, 4,1 млн тонн черных металлов, 3,3 млн тонн удобрений, 1,6 млн тонн хлебных грузов и 200 тыс. тонн нефтяных грузов.
[4] Строительство осуществляло ООО «Эльга-Строй».
[5] Терминал «Порт «Эльга» в ноябре принял первый балкер. На терминале готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превышает 35%, причала №4 – 20%. На первом этапе объем грузооборота терминала составит 5 млн тонн в год, далее по завершении строительства всех причалов мощность должна увеличиться до 30 млн тонн в год (к 2026 г.) и до 50 млн тонн (к 2027 г.). Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в октябре 2024 г.
[6] В 2024 г. скорректированная инвестпрограмма «РЖД» составила 1 492,3 трлн рублей.
[7] В 2024 г. номинально завершился второй этап развития БАМа и Транссиба (работы будут продолжены и в 2025 г.) с достижением 180 млн тонн провозной способности.
[8] В составе излишнего парка 56% занимают полувагоны для перевозки насыпных минеральных грузов (в основном угля и руды).
[9] Согласно приказу ФАС под дополнительную индексацию подпадают полувагоны, крытые вагоны, универсальные, лесовозные и фитинговые платформы, специализированные платформы после перевозки контейнеров.
[10] Через железнодорожные погранпереходы с КНР в январе-сентябре 2024 г. перевезено 30,7 млн тонн грузов в экспортно-импортном сообщении, что на 15,7% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидером по российско-китайским грузоперевозкам является пункт пропуска в Забайкальске.
[11] Учредитель – В.Иванов.
[12] Аэропорт расположен в северной части Парамушира, более чем в 1 тыс. км от Южно-Сахалинска и в 312 км от Петропавловска-Камчатского.
[13] В 2023 г. из числа совладельцев вышла компания «РТ-Развитие бизнеса» (группа «Ростех»).
Зимой многие жители Дальнего Востока России стремятся отправиться в путешествие в жаркие страны, однако есть и любители морозного отдыха. Один из основных магнитов такого путешествия, безусловно, Харбин — столица провинции Хэйлунцзян. Его исторический центр отстроен русскими архитекторами и воплощает в себе сочетание культур двух стран. Общая площадь города составляет 53 тыс. км2, а население – около 10 млн. человек. Город славится своими туристическими продуктами по всему Китаю и зарубежом. О том, что стоит посетить, на что посмотреть и как сэкономить рассказал в интервью EastRussia руководитель туристического интернет проекта о Китае Visitchina.ru Константин Ягодин.
— Константин какие туристические места в Харбине вы посоветовали бы посетить в первую очередь?
— Моим самым излюбленным местом в Харбине является район Барокко. Он расположен в районе улицы Цзиньюй на севере, улицы Наньсюнь на юге, улицы Цзиньян на западе и Южной четвертой улицы на востоке. Этот район сочетает в себе архитектурный стиль, который возник в эпоху итальянского Возрождения в 17 веке и традиционный китайский стиль. Совмещая в себе красоты западной и восточной культуры, район Барокко является местом притяжения как внутренних туристов в Китае, так и приезжающих из-за рубежа. В районе расположено множество кафе и ресторанов в европейском стиле, на улицах часто проводятся открытые концерты и выступления, также район является местом притяжения
Вторым местом я бы выделил Харбинский Арбат (中央大街. Эта улица сохранила старую русскую архитектуру с сочетанием китайской традиционной культуры. Харбинский Арбат представляет собой пешеходную зону протяженностью 1,6 км.
Рядом располагается крупное архитектурное историческое сооружение, являющееся важным кусочком русской жизни в Харбине – Софийский собор.
Продолжая исследовать русский след в Китае, стоит отправиться в тематическую русскую усадьбу в Volga Manor. В ней отражена история наших соотечественников в Харбине, уклад их жизни, воплощены архитектурные идеи.
— Чем ещё может зацепить Харбин зимой? Есть ли какие-то уникальные проекты, которые мы можем увидеть только зимой и только в этом городе?
— Самым привлекательным событием является ежегодный фестиваль мир «Льда и снега». Это, как правило, несколько локаций, главная из которых — парк с уникальной выставочной зоной. В этом году в честь Азиатских игр там воссозданы пейзажи из 42 стран и регионов, входящих в Совет Азиатских игр, построено 24 ледяных горки, причем протяженность самой длинной из них составляет 500м! Общая площадь проекта составляет 1 млн. м2. Приобрести билеты возможно в кассе, стоимость 1 билета на взрослого человека – 328 юаней.
— Константин, с учётом вашего большого опыта поездок в Китай и непосредственно Харбин, какие бытовые советы вы можете дать путешественникам?
— В Китае невысокие цены на метро и другой общественный транспорт. Однако многие туристы боятся им пользоваться, так как не знают языка. Эту проблему поможет решить приложение MetroMan, которое к тому же работает без VPN. Для навигации по городу пригодится приложение Organic Maps (Omaps), так как Google карты у вас работать не будут.
Еще существует один лайфхак, который особенно ценят те, кто приезжает в Харбин на короткий срок. В Поднебесной очень распространены общественные бани — это комплексы в несколько этажей, там вы можете и поесть, и на массаж сходить, прилечь отдохнуть и поспать. При этом персонал вас тревожить не будет. В среднем, стоимость такого проживания обойдется вам в 150 юаней в день. Также, если вы владеете китайским или у вас есть знакомые в Китае, откажитесь от отеля в пользу апартаментов посуточно. Как показывает моя практика, это помогает сэкономить на проживании в два, а то и в три раза.
Помимо Харбина, также возможно отправиться в зимнее путешествие в такие приграничные города, как Цзямусы, Фуюань, Хэган, Тунцзян, Жаохэ и другие приграничные города провинции Хэйлунцзян. В каждом городе вы найдете туристические места, посвященные периоду льда и снега в провинции, посетите фестивали, насладитесь зимними сладостями и сможете посетить общественные бани. Нужно только помнить, что в Харбине, например, температура может опускаться до -35⁰C, а то и до -38⁰C!
Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.
– Строительный рынок Дальнего Востока в 2025 году будет балансировать между вызовами и возможностями. Высокая ключевая ставка и инфляция продолжают давить на себестоимость строительства: дорожают материалы, рабочая сила, кредиты. Однако это не повод ожидать снижения цен. Напротив, девелоперы пересматривают планы: новые проекты запускаются только при острой необходимости — например, в рамках комплексного развития территории или при наличии уже освоенного финансирования. Это означает, что к 2026 году объем предложения на рынке снизится, а спрос, напротив, вырастет — как только ЦБ уменьшит ставку, и вклады в банках перестанут быть столь привлекательными.
Спрос на жилье в ДФО сохраняется. Льготная ипотека под 2% все еще работает, но логистика бьет по карману: доставка материалов из центра добавляет к себестоимости 15-20%. При этом цены в Якутии или на Сахалине уже входят в топ-10 по стране, а во Владивостоке средняя стоимость «квадрата» составляет 200 тыс. рублей. Однако важно учитывать, что стоимость квадратного метра значительно варьируется в зависимости от сегмента.
Получить льготную ипотеку в 2025 году стало сложнее. Если в 2023 году минимальный первоначальный взнос по дальневосточной ипотеке составлял 10%, а затем 20%, и кредиты одобряли практически каждому заемщику, то к концу 2024 года условия ужесточились. Сейчас, например, федеральные банки существенно ограничили доступ к программе: с первоначальным взносом 20% ипотеку выдает только ВТБ, а Сбербанк и Дом.рф требуют минимум 50%. Вместе с этим сокращается доля одобряемых заявок. Кроме того, застройщикам приходится самостоятельно субсидировать ставку по ипотеке, что увеличивает их затраты. Эти расходы девелоперы вынуждены закладывать в цену жилья. Все это в свою очередь сказывается на спросе на недвижимость в регионе.
Что делать застройщикам? Концентрироваться на точечных проектах, оптимизировать издержки, предлагать рассрочки и гибкие условия для покупателей. А покупателям не стоит надеяться на снижение цен: себестоимость строительства не позволяет этому случиться, а в 2026 году дефицит предложения на рынке лишь усилит рост цен.
2025 год станет периодом естественного отбора для рынка: слабые игроки уйдут, а сильные укрепят свои позиции. Однако Дальний Восток остается территорией роста: господдержка, преференции ТОР и СПВ, а также масштабные инфраструктурные проекты создают основу для развития. Да, застройщикам придется адаптироваться к новым условиям, но именно те, кто сумеет это сделать, будут определять будущее региона на ближайшие десятилетия.