В ходе пленарной сессии на Восточном экономическом форуме глава государства Владимир Путин сообщил, что за 2023 год по Северному морскому пути было перевезено более 36 млн тонн грузов. Если в 2014 году объем составил порядка 4 млн, то на сегодняшний день это в пять раз больше рекорда советского времени. Такие показатели появились благодаря активному освоению месторождений и перенаправлению перевозок с запада на восток страны.
Сегодня в стране активно идет строительство ледоколов и модернизируются аварийно-спасательные центры, запланировано строительство новых терминалов. В частности, Республика Беларусь выразила заинтересованность в строительстве терминалов на Кольском полуострове. Также президент предложил партнерам по евроинтеграции присоединиться к коллегам из Минска.
Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» поделился с EastRussia опасениями по поводу нововведений в сфере международных автоперевозок.
С 1 марта 2025 года вступит в силу постановление нашего правительства, которое разрешит водителям из сопредельных государств находиться на территории России до 7 дней. Это решение может привести к серьезным дисбалансам на рынке международных автоперевозок, особенно в контексте российско-китайских транспортных отношений. Уже сегодня складывается неблагоприятная тенденция: для въезда российского водителя в Китай требуется сложная процедура, включающая аккредитацию через АСМАП, получение визы и специального разрешения от китайской стороны. Однако китайская сторона выдает крайне ограниченное количество таких разрешений, что фактически блокирует доступ российских перевозчиков на китайский рынок. В то же время китайским водителям предоставляются упрощенные условия для въезда в Россию, включая возможность находиться на территории страны до 7 дней.
Китайские перевозчики уже активно рекламируют свои услуги по доставке грузов из Китая в Москву, Екатеринбург и другие регионы России. Их тарифы значительно ниже: если российская фура берет за перевозку 140–170 тысяч рублей, то китайская — всего 80–90 тысяч. Это связано с различиями в налогообложении, уровне заработной платы и государственной поддержке китайских перевозчиков. Например, китайские транспортные компании получают льготные кредиты под 2–3,5%, что делает их услуги более конкурентоспособными. У нас же другой подход: российские перевозчики вынуждены работать в более жестких условиях, что ставит их в заведомо проигрышное положение.
Разрешение китайским водителям свободно передвигаться по России в течение 7 дней создает угрозу для отечественных перевозчиков. Китайские фуры, работающие на своих номерах, не обязаны оформлять ОСАГО, не платят в систему «Платон» и часто перевозят грузы с превышением допустимой массы (30–35 тонн вместо разрешенных 20–22 тонн). Это не только разрушает дорожную инфраструктуру, но и лишает бюджет доходов, которые могли бы быть направлены на ее восстановление. Кроме того, в случае поломки или нарушения ПДД китайскими водителями возникают проблемы с коммуникацией и контролем. Российские инспекторы не могут эффективно взаимодействовать с водителями, не знающими русского языка, а камеры фиксации нарушений не распознают китайские номера. Отсутствие четких штрафных санкций за превышение сроков пребывания делает новые правила легко обходимыми.
Уже сейчас на границе очереди состоят преимущественно из китайских машин, а российские водители остаются без работы. Это приведет к сокращению доходов не только перевозчиков, но и смежных отраслей — механиков, бухгалтеров, логистов. У нас есть предложения по решению этой проблемы. Например, можно перенять опыт Беларуси, где грузы, пересекающие границу, обязаны перегружаться на местных перевозчиков. Это позволит сохранить рабочие места и увеличить доходы бюджета. Технически такая процедура занимает 2,5–3 часа и не создает значительных задержек.
Я уже направил обращения в Госдуму и Министерство транспорта с просьбой пересмотреть новые правила и ввести меры защиты для российских перевозчиков. Без оперативного вмешательства ситуация может привести к полному коллапсу отрасли. Необходимо ввести четкие штрафные санкции за нарушения со стороны иностранных перевозчиков, а также обязать их оформлять страховку и соблюдать российские нормы по нагрузке на ось.
Если не принять мер, к 2026 году российские перевозчики могут полностью потерять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. Китайские водители, пользуясь упрощенными правилами, будут доминировать на маршрутах, ведущих вглубь России, что приведет к сокращению доходов отечественных компаний и росту социальной напряженности в отрасли. Ситуация требует немедленного вмешательства на государственном уровне, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить справедливую конкуренцию на рынке транспортных услуг.
Размер субсидий на авиаперевозки в стране на 2025 год заявляется примерно на 15% меньше в сравнении с прошлогодним. Тем не менее, говорят в Росавиации, финансирование может измениться в течение года, и перевозки по дотированным маршрутам возможно останутся на прежнем уровне. Однако проблемы отрасли все ощутимее: в частности, заметно выросли расходы на поддержание летной годности авиапарка, а выручка от маршрутов даже на субсидируемых направлениях не всегда покрывает затраты перевозчика.
Как известно, на федеральном уровне действуют три программы, утвержденные правительством РФ для повышения доступности авиасообщений. Это программы региональных воздушных перевозок и формирования региональной маршрутной сети (постановление №1242 от 25.12.2013), обеспечения доступности авиаперевозок отдельным категориям граждан (постановление №215 от 2.03.2018) и субсидирования полетов по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа (постановление №1172 от 13.07.2021). В 2024 году объем дотаций по ним суммарно составил 28,7 млрд руб.: субсидировались 422 маршрута, которые обслуживали 26 авиакомпаний. Согласно предварительной информации, по специальным тарифам перевезено не менее 5 млн человек.
В текущем году все три программы субсидирования сохраняются, хотя бюджетных средств заявляется пока меньше. На эти цели предусмотрено 24,6 млрд руб., но к концу года, Минфин может выделить дополнительные средств, и объем дотируемых перевозок не должен опуститься ниже показателей 2024 года, заверила проинформировала заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова. Собственно подобная ситуация наблюдалась по прошлогодней кампании: сперва по субсидируемым программам было предусмотрено чуть более 25 млрд руб., затем сумма увеличилась.
«Сейчас это оформляется [отдельными] решениями о предоставлении субсидий, в течение года мы проводим дополнительно несколько отборов при формировании экономии по каждой из трех субсидий», – уточнила замглавы Росавиации.
За последнее время внесен ряд изменений в правила субсидирования. Так, в рамках постановления №1242 перевозки планируют дотировать лишь в низкий сезон. В период высокого сезона (с мая по сентябрь) будут дотироваться маршруты, требующие из федерального бюджета не более 5% от общей суммы финансовой поддержки. При этом договор о предоставлении субсидий будет в первую очередь заключаться с авиакомпанией, которая осуществляла льготные перевозки по данному направлению в предшествующем году.
В то же время пока не нашла поддержки инициатива регионов о закреплении в федеральном бюджете субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок. В частности, Якутия, где авиатранспорт играет исключительную роль, несколько лет подымает этот вопрос перед федеральным центром.
Региональный бюджет дотирует такие полеты (на 2025 год республикой запланировано 1,2 млрд руб.), но его средств недостаточно. Так, Якутия может предусмотреть субсидирование только 9 кресел из 50 мест на самолете Ан-24 по арктическим направлениям и порядка 70% стоимости экономического тарифа по социально значимым маршрутам, сообщал ранее председатель якутского парламента Алексей Еремеев.
«В бюджете 2025 года отражено субсидирование межрегиональных авиаперевозок. Это хорошо, мы ими пользуемся, но речь идет о том, чтобы федеральный бюджет принял участие и во внутрирегиональных авиаперевозках. Почему? Потому что наша республика – это 1/5 часть Российской Федерации. Огромные расстояния, высокие тарифы: к примеру, по Колымской и Янской группе улусов возникает 30, 35, 40 тыс. руб.», – пояснял спикер.
С учетом текущего объема региональных субсидий, подсчитали в Якутии, для республики необходимо 3,7 млрд руб. из федерального бюджета. Между тем потребность в дополнительном субсидировании внутрирегиональных авиаперевозок есть и у других территорий на востоке России: Хабаровского края, Магаданской области, Красноярского края, Чукотки, отчасти Забайкалья.
В Росавиации рассматривали потребность в финансовой поддержке местных авиамаршрутов по разным регионам, где воздушный транспорт безальтернативен, рассказала Наталья Андрианова. Первоначально фигурировала сумма в 10 млрд руб., потом ее снизили до 1 млрд руб., чтобы приступить к федеральной поддержке полетов на внутрирегиональном уровне. Но даже при таком сокращении эта статья расходов не попала в бюджет.
В то же время вопрос окончательно не закрыт, будут повторно подготовлены предложения и расчеты. «В рамках следующего бюджетного цикла опять пройдем все ступени бюджетного процесса. В настоящее время такой программы субсидирования на федеральном уровне нет», – резюмировала представитель Росавиации.
Впрочем, в той же Якутии предлагали проработать альтернативное решение. Некоторые субъекты РФ не до конца осваивают авиаперевозки по межрегиональным субсидиям. Оставшиеся средства (озвучивалась сумма порядка 6-7 млрд руб.) при согласии Минфина могли быть перенаправлены на внутрирегиональную маршрутную сеть.
Между тем и на региональных маршрутах возникают сложности с организацией перевозок. Здесь не теряет актуальности проблема недостаточной индексации субсидий, выделяемых государством на осуществление льготных рейсов.
В частности, авиакомпания S7 («Сибирь») прекратила обслуживать направление Новосибирск – Анадырь (перевозки субсидировались в рамках постановления №1242), а на другом маршруте перевозчика Новосибирск – Певек резко выросли цены. Билет в одну сторону доходит до 75 тыс. руб., сетует представитель Совета Федерации от Чукотского автономного округа Анастасия Жукова.
Как отметил коммерческий директор S7 Group Константин Пьянков, параметры программы субсидирования не покрывали даже половины расходов, связанных с полетами в Анадырь. Тем не менее авиакомпания договорилась с окружной администрацией продолжать обслуживать это сообщение в 2023-2024 годах, а власти Чукотки обязались доплачивать из бюджета округа средства для покрытия всех затрат (постановление о субсидиях предусматривает подобную практику).
Однако по результатам 2023 года регион не заплатил ту сумму, которая причиталась. «Соответственно в 2024-м мы были вынуждены прекратить полеты в Анадырь и продолжили полеты в Певек на коммерческой основе. В течение прошлого года длительно урегулировали вопрос задолженности, в конце года она все-таки была погашена, и с сентября по октябрь мы полеты из Новосибирска в Анадырь выполняли. На 2025 год мы таких договоренностей о дополнительной плате за этот маршрут достигнуть не смогли к тому моменту, когда планировалось очередное расписание. Мы не планируем на неделю, месяц, минимум – на полгода», – рассказал Константин Пьянков.
В Росавиации считают, что у Чукотки есть возможность возобновить воздушное сообщение Новосибирск – Анадырь, договорившись по условиям софинансирования. Следующий отбор маршрутов и перевозчиков в рамках программы субсидирования тарифов будет ориентировочно проводиться в марте-апреле.
Что касается направления Новосибирск – Певек, то дороговизна билетов связана с тем, что большинство мест было заранее выкуплено недропользователями, которые завозят на Чукотку вахтовых специалистов, объяснил представитель S7. На текущий момент уже реализовано порядка 85% емкости рейсов на всю глубину продаж, уточнил он. По этой логике свободными местами являются наиболее дорогие.
Стоит сказать, сегодня государство, в целом соглашаясь с принципом динамического ценообразования, хочет понимать механизм тарификации услуг перевозчиков. За последний год ФАС получило немало обращений граждан по стоимости перелетов. «По каждому конкретному случаю дополнительно запрашиваем авиакомпанию (помимо того мониторинга, который есть у нас) об издержках, которые они несут на этих маршрутах, о тарифах, которые они выплачивают, в том числе регулируемых и нерегулируемых, аэропортам, о расходах на керосин и т.д.», – пояснила начальник управления регулирования транспорта Федеральной антимонопольной службы Адиля Вяселева.
В случае если выявлен необоснованный рост, ФАС выдает предупреждение о том, что нет экономического обоснования отклонению от первоначальной стоимости полета.
В этом году авиакомпании должны представить в антимонопольную службу на согласование т.н. коммерческие политики, своего рода пояснения, описывающие подходы при расчетах стартового тарифа на авиарейс. Эти данные могут быть взяты за основу при мониторинге цен на авиабилеты, реагировании на рост их стоимости. Предполагается, что доля продаж авиабилетов у перевозчиков, которым согласуют коммерческие политики, ниже экономически обоснованного тарифа составит не менее 60%, а доля продаваемых по максимальному тарифу – менее 2,5%.
Как считает генеральный директор Центра стратегических разработок на транспорте Антон Корень, главное – чтобы коммерческие политики не стали императивными к исполнению. При необходимости они должны быть гибкими в свете каких-либо изменений в процессе деятельности авиакомпаний.
Положительный социально-экономический эффект от любого регулирования цен и ценообразования магистральных несубсидируемых рейсов не очевиден, убежден глава Центра. К тому же важно не допустить снижения конкуренции на рынке. В условиях регулирования стоимости полетов и ограничения свободы авиакомпаний в ценообразовании (конкурентная борьба перевозчиков во многом ведется в ценовом сегменте) это может привести к снижению затрат на повышение эффективности бизнеса, к росту тарифов, включая экономически обоснованные.
«Полагаю, более значимым плюс эффективное и рациональное, что может быть реализовано в коммерческих политиках – это, прежде всего, снижение вероятности дефицита билетов, в том числе перед вылетом, когда надо лететь по экстренным ситуациям, например на лечение и т.д.», – подчеркивает эксперт.
По его словам, билеты на такой случай обязательно должны быть перед вылетом, хотя по какой цене – вопрос дискуссионный.
Относительно субсидируемых перевозок, отмечает Антон Корень, введение коммерческих политик не повлияет существенным образом на ценовую деятельность, поскольку здесь ценообразование идет от условий выделения субсидий. А на несубсидируемых рейсах вводить механизм регулирования цен все же нецелесообразно.
«Мы все еще на конкурентном рынке, и нужно не бороться с симптомами, а решать вопрос с парком воздушных судов. Будет доступный дополнительный флот – исключим дефицит провозных мощностей. Как результат, повысится конкуренция, авиаперелеты будут доступнее как по цене, так и в части доступных мест», – говорит директор Центра стратегических разработок на транспорте.
На начало марта 2022 года пассажирский парк в стране насчитывал 1163 воздушных судна, на текущий момент – 1138, проинформировала директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Вероника Ходырева. «Отмечу, что средняя загрузка на всех рейсах за 2024 год составляет 89,3%, и это на 1,7 п.п. выше прошлого года. Такая высокая загрузка свидетельствует о повышенном спросе на авиаперевозки», – комментирует чиновник.
В то же время поддержание летной годности флота, в первую очередь иностранного производства, обходится авиакомпаниям все дороже. Из-за санкций данная статья затрат составляет весомую долю себестоимости услуг перевозчиков. В частности, у «Аэрофлота» за 11 месяцев 2024 года к аналогичному периоду 2023-го расходы на поддержание летной годности выросли на 37%, уточнила Вероника Ходырева.
Аналогичных проблем не избежали местные авиакомпании. «Мы видим, что с каждым годом нарастает дефицит запчастей, существенно увеличивается их стоимость, дорожают ремонтные работы и растягиваются сроки их проведения, – говорит врио генерального директора «Хабаровских авиалиний» Антон Русин. – Все эти реалии нам сегодня приходится учитывать, готовиться к ним заранее, чтобы в будущем сохранить пассажирские авиаперевозки в крае на приемлемом уровне, обеспечить авиасообщение с северными районами, где нет альтернативных видов транспорта».
Определенную финансовую помощь отрасли оказывает государство, хотя размер господдержки постепенно снижается. «2022 год ознаменовал беспрецедентный объем субсидирования – это 174 млрд руб. В 2023 году объем субсидий составил 69 млрд, в 2024-м – 39,3 млрд», – сообщила Вероника Ходырева.
Ситуация же с пополнением флота зависит от того, насколько отечественный авиапром сможет ускорить вывод на рынок новых серий авиатехники в различных сегментах перевозок, справедливо отмечает Антон Корень.
Пока что сроки по основным перспективным сериям самолетов продолжают сдвигаться вправо. Так, серийное производство среднемагистрального лайнера МС-21 уже ждут не ранее 2026 года, о чем недавно заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Ранее вывести воздушное судно в серию планировалось в 2025 году.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» рассказал EastRussia о текущей ситуации с входящим грузооборотом в ДФО.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) не только стратегически важный транзитный регион, но и крупный центр потребления. Это подтверждает динамика входящего – не транзитного – грузооборота: во втором полугодии 2024 года «Деловые Линии» зафиксировали рост грузооборота более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Мы связываем этот тренд с опережающим экономическим развитием макрорегиона. Например, за 2024 год здесь начали работу почти 120 новых промышленных предприятий. Строятся объекты культуры и здравоохранения, созданы зоны опережающего развития. Внутренний туризм стал одним из драйверов экономики Дальнего Востока, а это инвестиции, строительство новой и модернизация уже существующей инфраструктуры. В результате за 2023 год ВРП региона вырос на 3,5% к предыдущему году и достиг 2,3 трлн руб. Итоги же 2024 года еще только предстоит подвести.
Анализ структуры входящего грузопотока показал интересную тенденцию: в этом году лидерами среди всех категорий, доставляемых на Дальний Восток отправлений, стали комплектующие для промышленного оборудования и автозапчасти – их доля составила около 22% от общего объема. Это подтверждает, что здесь вводятся в строй новые предприятия, которым нужны оборудование и комплектующие. А в целом макрорегион является крупнейшим логистическим центром, через который проходят не только внутрироссийские маршруты, но и глобальные, например, Транссиб и Северный Морской путь.
Если оценивать распределение входящих грузов по различным населенным пунктам, то крупные города по-прежнему остаются основными точками их притяжения. В число лидеров по доле грузооборота региона входят Владивосток (31,7%), Хабаровск (23,9%) и Благовещенск (12,2%). При этом основными источниками входящего на Дальний Восток грузопотока являются Москва, Новосибирск и Екатеринбург – промышленные и логистические центры, через которые перераспределяются потоки грузов.
Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказывает об основных вызовах и тенденциях, которые определяют развитие логистической отрасли края. Как бизнес адаптируется к сложным климатическим условиям региона, какие технологии внедряются для повышения эффективности и безопасности грузоперевозок, а также какие перспективы открываются перед логистикой Приморья в будущем.
Приморский край сталкивается с рядом вызовов, связанных с особенностями климата. Сложные климатические условия серьёзно влияют на организацию и эффективность логистических процессов. Непредсказуемость погоды в Приморье — серьёзное испытание для транспортной отрасли.
Один из наиболее значимых факторов — сезонность. Весна и лето в Приморье характеризуются высокой температурой и её резкими перепадами, что негативно сказывается на состоянии дорожного покрытия. Для защиты дорог в этот период вводятся ограничения на движение грузового транспорта, что, в свою очередь, усложняет планирование перевозок и увеличивает сроки доставки.
Межсезонье приносит в Приморский край сильные дожди, которые приводят к размыванию дорог и подтоплениям. В результате некоторые населённые пункты оказываются отрезанными от транспортной сети, что делает невозможной своевременную доставку грузов. Зимой обильные снегопады делают дороги непроходимыми, что значительно увеличивает риски аварий и задержек в пути.
Помимо сезонных изменений, Приморье подвержено воздействию экстремальных погодных явлений. Тайфуны, обрушивающиеся на регион, приводят к завалам на дорогах из-за падения деревьев, а также к масштабным подтоплениям, полностью парализующим движение. Эти факторы вынуждают логистические компании учитывать погодные условия при планировании маршрутов, что делает сроки доставки нестабильными и непредсказуемыми.
Для минимизации рисков, связанных с проблемным климатом, логистические компании в Приморье вынуждены принимать адаптационные меры. Среди них страхование грузов, использование специализированной техники для работы в сложных погодных условиях, а также увеличение времени на доставку с учётом задержек. Все это неизбежно отражается на стоимости логистических услуг.
Внедрение цифровых технологий позволяет повысит устойчивости логистики к климатическим вызовам в Приморье. Системы мониторинга погоды, онлайн-платформы для отслеживания грузов, а также инструменты для оптимизации маршрутов помогают компаниям более эффективно реагировать на изменения погодных условий, снижая риски задержек и потерь.
Кадровый дефицит — одна из наиболее острых проблем как для всей экономики Дальнего Востока, так и для логистической отрасли Приморского края. Нехватка кадров распространяется на водителей и на специалистов в области планирования, управления и анализа логистических процессов.
Региону особенно не достает опытных водителей-дальнобойщиков и водителей, специализирующихся на перевозках по сложным маршрутам. Это связано в том числе и с непростыми условиями работы: длительные рейсы, неблагоприятные погодные условия и необходимость работать в удаленных от цивилизации районах.
Молодые люди не стремятся связывать свою карьеру с транспортной сферой, что усугубляет дефицит кадров. Причин здесь несколько: например, неудобный график, всё те же крайне сложные трудовые условия и недостаточно высокая зарплата. С такими вводными компаниям трудно искать и удерживать сотрудников, которые обладают необходимой квалификацией и опытом работы.
Проблема дефицита кадров отрицательно сказывается на качестве транспортных услуг и безопасности. Например, недостаточная опытность сотрудников может приводить к серьезным ошибкам в планировании рейсов и авариям, что влечет за собой крупные финансовые потери для компаний и репутационные издержки.
По прогнозам экспертов, нехватка квалифицированных сотрудников в ближайшие годы будет сохраняться. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, в том числе и с использованием современных цифровых технологий для автоматизации процессов и снижения зависимости логистики от ручного труда. Например, роботы-погрузчики повышают эффективность и скорость работы, системы управления складом (WMS) автоматизируют учет товаров, контроль их движения, оптимизацию размещения и управление комплектацией заказов. Беспилотные автомобили с системами навигации и безопасности обеспечивают доставку грузов без помощи человека.
Развитие транспортной инфраструктуры — важная часть стратегии развития Приморского края и укрепления его позиций как ключевого транспортного узла на Дальнем Востоке. В последние годы регион активно работает над модернизацией транспортных сетей, чтобы справиться с растущим грузопотоком и обеспечить более эффективную и безопасную доставку грузов.
Власти Приморья уделяют особое внимание улучшению качества дорожных сетей. За период с 2018 по 2023 годы было построено и реконструировано 40 км дорог, а также восстановлено более 720 км региональных трасс. Один из ключевых проектов — строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный, которая должна стать важной транспортной артерией и соединить крупные порты с внутренними районами края. Реализация этого проекта позволит серьезно увеличить пропускную способность транспортной системы и снизить затраты на доставку грузов.
Помимо дорог, существуют проблемы и с пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. БАМ и Транссибирская магистраль, которые являются основными железнодорожными путями на Дальнем Востоке, не справляются с растущим объёмом грузоперевозок. Их текущая пропускная способность составляет 180 млн тонн, что значительно ниже необходимой. Для решения этой проблемы правительство утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба. В планах увеличение пропускной способности до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. В рамках проекта модернизации также будут построены дополнительные пути, соединяющие обе магистрали.
Развитие портовой инфраструктуры — ещё одно важное направление. Крупные порты, такие как Владивосток, Восточный и Находка, активно модернизируются, но небольшие порты всё еще нуждаются в дополнительных инвестициях.
Недостаток складских помещений на границе с Китаем приводит к задержкам в доставке грузов. Для решения этой проблемы в планах строительство новых логистических центров. Например, на территории ТОР «Приморье» для Ozon построят центр площадью 85 тыс. квадратных метров, для компании Wildberries — площадью 150 тыс. квадратных метров.
Без внимания также не остаются международные пропускные пункты. Их модернизация и улучшение состояния подъездных путей имеет критическое значение для развития торговых отношений с Китаем. В настоящее время ведётся реконструкция пунктов пропуска «Краскино» и «Пограничный».
Приморский край активно использует цифровые технологии для оптимизации логистических процессов. Цифровизация транспортировки грузов идет быстрыми темпами и затрагивает как морские, так и автомобильные перевозки.
Одно из ключевых направлений — внедрение электронного документооборота (ЭДО). Все больше приморских предприятий переходят на электронные транспортные накладные, счета-фактуры и другие документы, что упрощает взаимодействие между участниками рынка и сокращает риск ошибок из-за человеческого фактора. Активное внедрение ЭДО поддерживается на государственном уровне, что помогает формировать единые стандарты и повышать прозрачность логистических цепочек.
Системы мониторинга с использованием GPS-трекеров, NFC-меток и других технологий позволяют отслеживать местоположение грузов в режиме реального времени. Это повышает безопасность перевозок, позволяет прогнозировать прибытие груза и снижает риски убытков из-за опозданий.
Цифровизация морских портов является одним из приоритетов развития Приморья. В порту Владивостока внедряются цифровые решения, которые ускоряют обработку грузов и повышают безопасность. Например, система «единого окна» для онлайн-оформления документов и электронные навигационные пломбы.
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение цифровых технологий в логистику Приморского края сталкивается со сложностями. Низкий уровень информированности руководителей предприятий о преимуществах цифровизации и недостаточное доверие к решениям ИИ тормозят развитие отрасли. Сложности интеграции разных ИТ-инструментов друг с другом также создают дополнительные проблемы.
В ближайшие годы цифровизация логистики в Приморье продолжит свое развитие и затронет не только крупные предприятия, но и средний и малый бизнес. На российском рынке достаточно отечественных IT-инструментов, которые отвечают запросам современных предприятий. Спрос на решения, которые автоматизируют рутинные процессы и снижают расходы растёт, и он будет подстегивать процесс цифровизации. Государственная поддержка также создает благоприятные условия для перехода бизнеса на «цифру», поэтому прогнозы здесь позитивные.
На Дальнем Востоке активно растет нагрузка на логистику. В 2022 году произошла переориентировка транспортных потоков и стала расти значимость Дальнего Востока и в морских контейнерных перевозках, и в автомобильных. При этом во всех регионах округа — в частности, в Хабаровском крае — есть проблемы, мешающие развитию логистики. Это и климат, и несовершенство инфраструктуры, и слабое проникновение цифровизации. В каких направлениях двигаться и какие ошибки могут помешать автоматизации процессов, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».
Какие процессы в логистике можно автоматизировать
Сегодня можно провести автоматизацию практически любого логистического процесса: планирование поставок, управление складом и запасами, контроль и координация грузоперевозки, планирование маршрутов, и многое другое. Сделать это возможно как крупными комплексными решениями, так и более мелкими и узконаправленными. Есть несколько ключевых инструментов, которые повышают эффективность логистики и оптимизируют экономику бизнеса.
Первый инструмент — системы управления транспортом (TMS, Transportation Management System). Они помогают автоматизировать планирование, маршрутизацию и отслеживание транспорта, управление перевозчиками.
Второй инструмент — системы управления цепями поставок (SCM, Supply Chain Management). Они позволяют автоматизировать планирование, закупки, производство, логистику и дистрибуцию. Повышается прозрачность и прогнозируемость поставок.
Третий инструмент — системы управления складом (WMS, Warehouse Management System). Они автоматизируют управление складскими операциями, включая приемку, хранение, комплектацию и отгрузку товаров. Система все делает быстрее, чем сотрудник вручную. Происходит оптимизация использования складских площадей.
Хабаровскому краю и Дальнему Востоку в целом важно уделить особое внимание автоматизации логистических процессов именно на складах. Регион страдает от нехватки складов высокого класса, при этом активное развитие e-commerce и связей с Китаем создает огромную нагрузку на логистику. Оптимизация работы со складами становится одной из ключевых задач сохранения эффективности бизнеса в Хабаровске.
К числу необходимых инструментов для автоматизации логистических процессов также стоит отнести технологии автоматической идентификации — штрих-кодирование и RFID. Они необходимы для автоматизации учета товаров и контроля за их перемещением в режиме реального времени: например, во время транспортировки со склада на полки магазина.
А облачные платформы для логистики дают доступ к современным логистическим решениям без необходимости инвестировать в собственную ИТ-инфраструктуру. Это особенно важно для компаний, которых от автоматизации процессов останавливает финансовый барьер. Внедрение облачных платформ, развертка ИТ-решений на удаленных серверах обходится дешевле выстраивания инфраструктуры с нуля.
В первую очередь бизнесу необходимо определить цели автоматизации логистических процессов. Компания может хотеть повысить производительность труда или прозрачность грузоперевозок, снизить процент ошибок из-за человеческого фактора, уменьшить расходы. На этом же этапе необходимо понять, что именно в логистических процессах сейчас нуждается в оптимизации.
После того, как бизнес определился с целями и с проблемами, следует провести анализ бизнес-процессов и выяснить, почему все работает так, как работает.
По итогам этого анализа нужно понять, какие логистические процессы можно автоматизировать и как именно, насколько реально внедрить новые решения в текущую инфраструктуру, сколько ресурсов это потребует и так далее.
Важно учитывать особенности как сферы деятельности компании, так и региона. Хабаровский край выделяется сложной транспортной инфраструктурой и непростыми климатическими условиями — это создает дополнительные вызовы для логистики.
Если цифровая трансформация в компании еще не затрагивала логистику, начинать лучше с небольших изменений. Это позволит сотрудникам и руководству проще принять нововведения и адаптироваться к ним, а также создать меньшую нагрузку на бюджет. После внедрения систем автоматизации обязательно следует провести обучение сотрудников работе с новыми технологиями и процессами.
Поскольку один из основных барьеров к внедрению новых технологий — это нехватка денег, еще на этапе выбора ИТ-продукта и вендора бизнесу стоит рассмотреть варианты государственной поддержки. И на федеральном, и на региональном уровне сегодня есть немало субсидий и льгот для внедрения цифровых технологий в логистику.
Самая главная проблема — это отсутствие понятной и четкой цели и стратегии.
Бизнесу необходимо понимать, какие причины его подтолкнули к внедрению новых технологий, что именно они должны дать, почему и как. Например, собственник компании знает, что автоматизация снижает зависимость от рутинного ручного труда и решает ускорить логистические процессы с помощью цифровых систем. Но если он не определится, какие именно системы ему нужны и где, а просто внедрит технологии, есть вероятность, что логистика наоборот усложнится.
Вторая ошибка — неправильный выбор технологии, ИТ-решения для автоматизации конкретного процесса. Например, бизнес приобретает популярную систему, которая оказывается несовместима или плохо совместима с софтом, установленным в компании. Приходится или искать новый продукт или дорабатывать старый софт. И тот, и другой путь — потеря времени и денег.
Также у разных отраслей бизнеса могут быть специфические требования к системам автоматизации логистики — особенно в промышленности. И нередко в таком случае лучше присматриваться к узконаправленному софту, если такой существует.
Третья ошибка — отсутствие подготовки сотрудников к появлению новой технологии. Тем сотрудникам, которые будут взаимодействовать с внедренным продуктом, — например, с приложением для мониторинга перевозки, — нужно объяснить причину и цель изменений. А также провести для них обучение по использованию нового продукта и получить обратную связь.
Для успешной цифровизации логистики необходимо проанализировать, какие варианты автоматизации возможны в конкретной компании или на предприятии, что они дадут и какие проблемы решат. Подобрать оптимальные продукты и поставщиков. Только при вдумчивом, комплексном подходе возможна успешная автоматизация бизнес-процессов, которая повысит эффективность логистических процессов в Хабаровском крае.
На фоне проблем с импортной авиатехникой, занятой в обслуживании местных и региональных сообщений, еще большая нагрузка легла на самолеты советского производства, такие как Ан-2, Ан-24, Ан-26. Этот парк стал быстрее отрабатывать ресурс, которого и так остается немного. Однако медленная реализация проектов будущих лайнеров и угроза дефицита флота заставляет эксплуатантов просить власти о максимально возможном продлении срока службы старой техники отечественного образца.
Полагаясь на «Байкал», держать в уме Ан-2
Для единой дальневосточной авиакомпании уточнены объемы поставок воздушных судов в обозримом будущем. В 2024-2026 годах запланировано приобретение 39 единиц авиатехники отечественного производства: 8 самолетов SSJ New, 10 ЛМС-901 «Байкал», 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 Ми-171А3. Об этом сообщил на прошлой неделе замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков.
До 2030 года для местных авиалиний планируется дополнительно приобрести 95 «Байкалов», которые придут на смену биплану Ан-2, для чего строится сборочный цех в Комсомольске-на-Амуре, добавил чиновник. Планируется, что производитель поставит авиатехнику Государственной транспортной лизинговой компании, после чего та передаст их в финансовую аренду эксплуатанту.
«Совместно с авиакомпанией «Аврора», одним из основных будущих эксплуатантов самолета «Байкал» на Дальнем Востоке, готовим специальные требования под взлетно-посадочные полосы, наземную инфраструктуру для эксплуатации этих самолетов для того, чтобы обеспечить минимизацию затрат на обустройство новых аэродромов», – рассказал замминистра.
На Дальнем Востоке сейчас свыше 400 посадочных площадок, и анализ, проведенный с регионами, показал, что 175 из них необходима модернизация для приема новых легкомоторных лайнеров.
«Заменить на наш взгляд двухдвигательные самолеты L-410 или Ан-28 (могут брать на борт 19 и 18 пассажиров – прим. ред.) однодвигательным самолетом «Байкал», наверное, не совсем удастся, тем более вместимость «Байкала» будет в два раза меньше, – высказал мнение заместитель гендиректора АО «Авиакомпания “ИрАэро”» Сергей Крупнов. – L-410 эксплуатируются не только в Иркутской области, есть также Архангельский объединенный авиаотряд, Камчатское авиационное предприятие, ранее они эксплуатировались в Хабаровском и Красноярском крае».
И все же «Байкал» на сегодня выглядит наиболее продвинутым проектом. До конца текущего года ЛМС-901 должен получить сертификат типа на базовую версию лайнера, проинформировал замдиректора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Михаил Пересадин.
Между тем, полагает гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень, до начала массовых поставок «Байкала» пройдет не менее шести-семи лет. Чтобы не столкнуться с дефицитом парка, работающего в данном сегменте авиаперевозок, необходимо разработать механизм восстановления ресурса Ан-2 с применением инструментов господдержки. Таким образом можно поставить на крыло 40-50 самолетов, подсчитал эксперт.
Напомним, Ан-2 строился в СССР до начала 1970-х, после чего выпуск биплана продолжался по лицензии в Китае и Польше. Из Польши поступали запчасти к двигателю самолета, но в прошлом году прямые поставки прекратились, свидетельствует директор по развитию АО «Полярные авиалинии» Сергей Анциферов.
Конечно, альтернативой Ан-2 являются вертолетные перевозки, хотя себестоимость полета на этой технике несравнимо выше, но и с данными машинами возникают сложности. Так, для продления срока службы вертолетов Ми-8МТВ нужна замена хвостовых балок, говорит Сергей Анциферов: «Мы обратились к промышленности с заявкой на 19 хвостовых балок для нашего парка до 2030 года. Пока не получили ответа. На 2024 год балок нет, это надо учитывать». Кроме того, чтобы снизить зависимость от импортных запчастей, вертолетам Ми-8 требуется замена вспомогательной силовой установки Safir чешского производства на отечественную АИ-9. Здесь также вопрос остается открытым, уточнил менеджер.
Ахиллесова пята авиаотрасли
Не лучшим образом обстоит ситуация с самолетами, обеспечивающими региональные перевозки. В настоящий момент в таком парке насчитывается 150 машин советского производства, из которых 95-98 единиц техники – Ан-24 и Ан-26. Средний возраст самолетов составляет 50 лет.
«Из доклада ГосНИИ гражданской авиации следовало, что к 2030 году будет списана четверть этих самолетов. По нашему мнению, остановка этого парка наступит значительно раньше, а именно с 2028 года», – заявил Сергей Зорин, первый заместитель гендиректора ООО «Группа компаний “Истлэнд”» (в нее входит авиакомпания «Ангара»). Одна из причин высоких темпов списания – техника быстрее стала отрабатывать ресурс из-за перераспределения перевозок с иностранных лайнеров, таких как DHC-8, на отечественный флот.
Перевозчики делают ставку в обновлении парка на будущие самолеты Ил-114-300 и ТВРС-44. Однако первый не является полноценной заменой Ан-24, утверждает Сергей Зорин, поскольку он достаточно требователен к инфраструктуре, не на каждую полосу сможет совершить посадку, а создание «Ладоги», как представляется сегодня, не вполне синхронизировано с темпами выбытия Ан-24.
«В комплексной программе [развития авиатранспортной отрасли] указано, что с 2025 года должны поставляться первые суда, но в общении с заводом-изготовителем услышали, что в лучшем случае первые 10 штук ТВРС-44 появятся в 2027 году», – рассказал представитель «Истлэнда».
Поскольку в нынешних реалиях Ан-24/Ан-26 нет адекватной замены, авиаторы предлагают продлить им ресурс. Хотя в этом направлении немало препятствий. Сказывается высокая стоимость работ (капитальный ремонт оценивается около 200 млн руб.), что ставит под сомнение экономическую целесообразность их проведения. Влияет проблема доступа к украинской документации (одним из производителей Ан-24 являлся Киевский авиазавод), необходимой для поддержания летной годности самолета, и в особенности тот факт, что АО «Арамильский авиационный ремонтный завод», единственное предприятие в РФ, которое ремонтирует турбовинтовые двигатели АИ-24 для Ан-24/Ан-26, не справляется с потоком заказов. Компания работает как на гражданскую авиацию, так и на оборонку.
«Квоты, которые выделяются гражданским эксплуатантам, в 2,5 раза меньше, чем наша потребность по отработке ресурса. И это без учета двигателей, которые отказывают в процессе эксплуатации», – подчеркнул Сергей Зорин.
Действительно, основная проблема по Ан-24 связана с силовыми установками, подтверждает Сергей Крупнов. «В течение 2024-2025 годов нам нужно обслужить 24 двигателя. На сегодняшний день Арамильский завод подтвердил возможность ремонта лишь четырех двигателей в 2024-м и четырех в 2025-м», – проинформировал замгендиректора «ИрАэро».
Он также высказал опасение из-за возможных проблем с лайнерами Sukhoi Superjet, в конструкции которых применена франко-российская силовая установка SaM146. Как известно, ее выпуск стал невозможен после того, как из проекта вышли иностранные партнеры.
В новой версии SSJ New будут использованы отечественные двигатели ПД-8. Однако перейти на машины с российским агрегатом получится не столь быстро, уверен представитель «Ир Аэро». «По нашему мнению, темпы производства новых самолетов SSJ New с ПД-8 будут гораздо медленнее, чем та скорость, с которой Sukhoi Superjet с SaM146 будут останавливаться ввиду отсутствия авиационных двигателей», – говорит Сергей Крупнов.
Таким образом, не исключил он, в обозримом будущем, возможно уже в 2025 году, может образоваться разрыв в эксплуатируемом парке, когда SSJ будет не хватать.
Улетные цены
Для решения вопросов о продлении ресурса советской авиатехнике предлагается создать совместную группу с Росавиацией, Минпромторгом, хотя в федеральных ведомствах выступают все же за усиление контроля за сроками выпуска новых самолетов.
Вместе с тем в авиакомпаниях озвучивают еще одну важную проблематику – относительно ценообразования будущего парка. Стоимость «Байкала» уже оценивается порядка 300 млн руб., что почти в 2,3 раза выше первоначальной цены, сообщил Сергей Анциферов. Напомним, ранее недовольство удорожанием ЛМС-901 высказал вице-премьер Юрий Трутнев.
В немалую сумму обойдется эксплуатантам и флот для региональных сообщений. Поставки самолетов, которые придут на замену Ан-24/Ан-26, стартуют от 1,5 млрд руб. за каждую единицу, называют в «Полярных авиалиниях».
Стоимость ТВРС-44 уже превышает 2 млрд руб., в свою очередь уточнил Сергей Зорин. Это сопоставимо с ценой реактивных среднемагистральных самолетов, которые по вместимости в три-четыре раза больше «Ладоги».
Приобрести технику за такую цену будут способны лишь крупные компании, как «Аврора» и «КрасАвиа», которым затраты профинансирует бюджет, заявил первый замгендиректора «Истлэнда». «Никакой коммерческой составляющей в этом самолете может не быть, если цена останется той же самой. Тем более нужно учитывать, что для региональной авиации себестоимость летного часа выше за счет высоких аэропортовых сборов, ГСМ, а также расходов по транспортировке топлива – всю доставку авиаперевозчики берут на себя», – пояснил Сергей Зорин, добавив, что сильно заработать на новом самолете перевозчики не смогут, поскольку подавляющая часть аэропортов по регламенту не функционирует в ночное время.
«У ТВРС-44 будет выше стоимость летного часа, чем у существующих Ан-24/Ан-26. Соответственно это ляжет на стоимость билета либо на местные бюджеты в качестве субсидирования этих перевозок», – резюмировал менеджер.
Однако цена новых лайнеров смущает и авиапредприятия, контролируемые госструктурами. Исходя из сегодняшних цен, заявляемых разработчиками техники, необходимый объем инвестиций в обновление парка судов «Полярных авиалиний» до 2032 года превышает 15 млрд руб., подсчитали в авиакомпании. При этом, напомнил представитель отрасли, одной из трудностей при окупаемости вложений для дальневосточных перевозчиков является низкий пассажиропоток и платежеспособность населения на фоне высоких эксплуатационных затрат авиаторов.
Поэтому нужны особые меры поддержки со стороны государства. «Предлагается вариант решения вопроса в части установления повышающих поправочных коэффициентов в 1,5 раза в зависимости от стоимости воздушного судна к размеру субсидии, предоставляемой из федерального бюджета российским авиакомпаниям, осуществляющим внутрирегиональные и местные перевозки на территории ДФО, на финансирование обеспечения части затрат на уплату лизинговых платежей», – комментирует Сергей Анциферов.
Но и этого недостаточно с учетом удорожания воздушных судов. Возможно способствовать обновлению воздушного флота будет система долгосрочного авиационного лизинга с привлечением средств из Фонда национального благосостояния, дополнительные меры поддержки системы послепродажного обслуживания и софинансирование затрат в подготовку персонала к работе с новой авиатехникой, сказал представитель авиакомпании.