Юрий Трутнев:Вкладывать деньги в дальневосточный регион должны прежде всего частные инвесторы.
02.09.2015 18:00
Вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев считает, что мало кто из российских кредиторов и бизнесменов представляет себе потенциал восточной территории, пишет РБК.
С другой стороны — в регионе много инвестиционных проектов: команда вице-премьера нашла уже более 200. У государства есть федеральная целевая программа и Фонд развития Дальнего Востока. Идеей Трутнева стали территории опережающего развития (ТОР). Регион определяет площадку для привлечения бизнеса и защищает ее перед федеральным правительством. Инвесторы в ТОР получают льготы и единое окно для общения с государством. Сейчас таких ТОР утверждено три, на подходе еще шесть.
Только по якорным проектам ТОР и по инвестиционным проектам, которые поддерживаются за счет федеральной целевой программы, речь идет о суммах около 470 млрд руб. Примерно такой же объем инвестиций приходится на упомянутые 200 проектов. Цифры большие, но сейчас надо все сделать всё, чтобы это стало реальностью.
На сегодняшний день готово девять ТОР. Три из них прошли утверждение на правительстве, по остальным внесены документы в правительство. Естественно, все они обеспечены финансированием.
Что такое ТОР? Прежде всего — одно окно для бизнеса в общении с государством. Он в одной инстанции, в управляющей компании, должен получить и землю, и все необходимые разрешения, и налоговые преференции. Этот процесс тоже надо отладить. Поэтому сейчас, скорее всего, не стоит сильно спешить с созданием следующих ТОР. В этом году их будет еще, может быть, три-пять, но не 20.
В большей части ТОР — в шести из девяти — есть иностранные инвестиции. Чаще всего они связаны с производством строительных материалов. Инвесторы, очевидно, считают, что Дальний Восток будет строиться. Поэтому говорим о производстве битума, строительных конструкций, цемента.
Есть более сложные задачи, связанные с обеспечением рыночного финансирования крупных инфраструктурных проектов. Это касается прежде всего коридоров «Приморье 1 и 2» [для транзита грузов из северо-восточных провинций КНР к портам Владивостока и Находки], там есть еще кольцевая дорога вокруг Владивостока. Вот этим всем в ближайшие годы нужно будет заняться.
На вопрос — возможен ли перевод Фонда по развитию Дальнего Востока из-под контроля ВЭБа под контроль Минвостокразвития — полпред ответил:
«Где находится Фонд по развитию Дальнего Востока — в ВЭБе или под эгидой министерства — на мой взгляд, абсолютно все равно. Мы рассматривали оба варианта, потому что нам надо было быстро запустить фонд — это вопрос имиджевый, если мы пришли и фонд все еще не работает, тогда возникает вопрос: а мы как сами работаем?
Поэтому я руководству фонда сказал: „Коллеги, у вас текущий 2015 год, форум впереди. Первое — вы обязаны на форуме выйти с проектами, уже принятыми к финансированию. Второе — до конца года вы должны направить на Дальний Восток половину капитала. Если это выполняется, мы вам жмем руку и двигаемся вместе дальше. Если это не выполняется, тогда нам надо менять руководство Фонда по развитию Дальнего Востока и принимать какие-то хирургические решения“. Но думаю, что мы без этого обойдемся. Мы уже рассматривали на правительственной комиссии три проекта: золотодобыча на Камчатке, мусоропереработка на Сахалине и мост через Амур. Решение принято, сейчас должен состояться совет фонда».
Относительно сроков готовности космодрома Восточный и причин такого длительного строительства, Юрий Трутнев сказал:
«Нужно полностью перестроить строительную отрасль Дальнего Востока. У нас проблема не только с космодромом, но и с гостиницами и океанариумом. И вообще с большинством крупных строек, которые идут на Дальнем Востоке. Рынок деформирован, если не сказать разрушен. Большая заслуга в этом принадлежит предыдущему руководству Спецстроя. Почему-то большую часть работ выполняли они, конкуренция была убита, компаний нет, рынка нет. А как выполняла свои функции эта организация, это все в газетах читали.
Отрасль сейчас надо просто восстанавливать, создавать. У нас сейчас начинается очень большая работа по созданию инфраструктуры по ТОР. А строить кто будет? Для нас абсолютно недопустимо, чтобы мы начали этот процесс, и у нас получилось что-нибудь а-ля те объекты, которые я перечислил: что стройка встала, а деньги украли. Этого допустить невозможно».
Теги: