Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Alcohol coordinates: expert of the National Research University “Higher School of Economics” Andrei Korotaev - on modern trends in fertility, mortality, migration and the quality of human capital in the Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Alcoholic coordinates

Leading expert on the demography of the Higher School of Economics of the Higher School of Economics Andrei Korotaev - about the current trends of fertility, mortality and migration in the Far East

Questions about the trends characteristic of the current demographic situation in the Far East, the correspondent of EastRussia asked the head of the scientific and training laboratory for monitoring the risks of socio-political destabilization of the Higher School of Economics, professor, doctor of historical sciences Andrei Korotaev.

Alcoholic coordinates
Photo: ASB63 / Shutterstock.com

- Andrey Vitalievich, the demographic situation in the Far East since the beginning of the year demonstrates quite good dynamics. Natural increase is growing, like the rate of outflow of population is decreasing. In your opinion, what played a key role in this issue?

- In my opinion, that growth, which, according to official statements, demonstrates today these figures in the Far East, corresponds to the real state of affairs. But, at the same time, if we take, for example, the increase in natural growth in a given macroregion, due to a decrease in mortality in it, then it is not an exceptional phenomenon in the background of the whole of Russia. Because the reduction in mortality is characteristic today not only for the Far East, but for the whole of Russia. And it, in turn, is explained quite trivially - its positive role here was played by the fact that in Russia, at last, EGAIS began to work effectively - the Unified State Automated Informational System of Rosalkogregulirovaniya, which resulted in a noticeable decrease in the consumption of alcohol in the country. First of all, the consumption of cheap and low-quality illegal alcohol products decreased.

- How can you describe the whole picture of the demographic development in the Far East today?

- The main thing that distinguishes the demographic development of the Far East against the background of the whole of Russia is the birth rate in the macroregion. This figure is significantly higher than the average Russian. And for some regions there are also distinctive indicators: the Republic of Sakha (Yakutia) with the birth rate of 2,26, and the Sakhalin region, whose fertility rate is 2,02. And if the indicator of Yakutia is not surprising - for the Yakuts are characterized by active demographic processes, then the Sakhalin region, inhabited mainly by Russians, this figure is impressive. It exceeds even the birth rate of France, which we are guided by in the demographic development of Russia. But at the moment, I can not give any intelligible explanation of the reason for the excess of the birth rate in the Far East over the average Russian.

Another point that should be noted in the Far East is that the expected life expectancy is much less than the average Russian, but mortality, at the same time, is higher imperceptibly. The latter is due to the so-called "big earth" effect - people leave the Far East to retire to Central Russia - to "big land", which makes the population of the macroregion younger. The combination of fertility and death rates in the Far East leads to the fact that, in turn, its natural increase is slightly higher than the average Russian.

Meanwhile, the picture of the demographic development in the Far East is somewhat clouded by the fact that of all the Russian macroregions, it is still characterized by the most unfavorable migration situation - since ancient times and to this day it is distinguished by a systematic migration outflow, and it is significant. Moreover, regarding the migration outflow from the Far East, it should be clearly understood that, due to the fact that its population is small, even if it is a question of leaving tens of thousands of people a year from the Far East, it is still a strong blow for him.

- Those main points that today distinguish the demographic development of the Far East, were characteristic of him before?

- If we talk about the excess of its birth rate over the average Russian - then this was the case in the very same 1990 year. That is, the question of the systematic excess of the birth rate of the Far East over the average Russian, this is not a recent trend. With regard to some excess of its mortality over the average in Russia, this is also not new, since for many years, even since pre-revolutionary times, there has been a pattern of increasing mortality from south to north and from west to east. Due to the fact that alcohol consumption is increasing in the same direction in Russia.

Meanwhile, the migration outflow became inherent in the Far East not so long ago - after 1991. Because earlier, during the Soviet Union, there was a pronounced migration influx in this macro-region. As a result of the effectiveness of the so-called "northern money" - increased wages in the northern regions of Russia, in particular, the Far Eastern ones. These "northern money" were extremely popular among the population, since, in fact, to go to the North, including the Far East, was then almost the only way to get rich legally. Of course, at the present time, for the purpose of making big money, they are going, for example, to Moscow or the Yamalo-Nenets Okrug. But, in my opinion, from this point of view, the Far East today is in vain deprived of attention - in terms of job opportunities, it still remains quite attractive. Despite the fact that wages within it, as compared with Soviet times, fell to the average Russian level, and in some of its places even lower.



- And whether the measures taken by the federal government played a role in the current positive dynamics of the demographic indicators of the Far East - the introduction of tools for advanced development, the same "Far Eastern hectare"?

- The fact that the package of measures of the Ministry of Eastern Development turned out to be quite powerful, and, as a result, played its role here, while it seems to be a rather plausible hypothesis. At least, its role in reducing the migration outflow. And, to some extent, in the gap between the birth rate of the Far East and the average Russian, which has become greater than the former. Let's say about the first - reduction of migration outflow in the Far East. This trend, apparently, was influenced by the project of the Far Eastern hectare. It should be noted that land measures in Russia, in principle, work well - they contribute to demographic development. Even the same decision taken at the time to allocate plots to families with three children had its positive consequences - despite its seemingly irrationality. After all, the allocated plots were completely inconvenient - as such, the real opportunity to use these plots for those families to whom they were allocated was often not available. But, apparently, the very fact of the allocation of land plots had a psychological impact on these families.

But I would not hurry yet with the conclusions, since the time of the beginning of the work of the Minsk region - the beginning of the development of measures for the Far East - it took very little time. Only three years. And demographic processes, including in the Far East, are long-term processes. That is, the impact of these or other factors on them can be identified only after a while. Especially in the case of the Far East - in its demography because of the small population, the role of short-term fluctuations is especially great.

- Which regions of the Far East today are most effectively working with their demographic development - with their population?

- If you look at the period starting from the 2013 year, this is Primorsky Krai - it has made quite good progress in reducing mortality, although, at the same time, the situation with its birth rate leaves much to be desired. Also it should be noted the work of the Sakhalin region - its measures for stimulating the birth rate proved to be very effective. But, at the same time, with the mortality of her case is not very good - here the region clearly needs to make extra efforts. The Republic of Sakha (Yakutia) attracts attention - in its immense growth of birth rate, undoubtedly, not only the ethnic factor played an important role, but also an effective local system of measures to support the birth rate. About it you can say even more - it can rightly be called one of the best in the Far East.

- Tell us a few words about the concept of the demographic development of the Far East, how will it look and will it be effective?

- The future concept seems to be quite effective, mainly due to the measures to stimulate fertility and reduce mortality included in it. In addition, it also inspires great confidence in its set of measures to eliminate the migration outflow of the Far East and even turn it into an influx. At the same time, all measures included in the Concept are scientifically based, based on either Russian or international experience measures. That is, the measures are more or less proven. And a number of them - a set of measures to reduce mortality - is recommended directly by the World Health Organization.

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Алкогольные координаты

Ведущий эксперт по демографии НИУ “Высшая школа экономики” Андрей Коротаев – о современных трендах рождаемости, смертности и миграции на Дальнем Востоке

Вопросы о тенденциях, характерных для современной демографической ситуации на Дальнем Востоке, корреспондент EastRussia задал заведующему научно-учебной лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ Высшая школа экономики, профессору, доктору исторических наук Андрею Коротаеву.

Алкогольные координаты
Фото: ASB63 / Shutterstock.com

– Андрей Витальевич, демографическая ситуация на Дальнем Востоке с начала года демонстрирует неплохую динамику. Укрепляется естественный прирост, вроде как сокращаются темпы оттока населения. На Ваш взгляд, что сыграло в этом вопросе ключевую роль?

– На мой взгляд, тот рост, который, согласно официальным заявлениям, демонстрируют сегодня данные показатели на Дальнем Востоке, соответствует реальному положению дел. Но, в то же время, если брать, к примеру, увеличение естественного прироста в данном макрорегионе, обусловленное снижением в нём смертности, то каким-то исключительным явлением на фоне всей России оно не является. Потому как снижение смертности характерно сегодня не только для Дальнего Востока, а для всей России. И оно, в свою очередь, объясняется довольно тривиально – свою положительную роль здесь сыграло то, что в России, наконец, начала эффективно работать ЕГАИС – Единая государственная автоматизированная информационная система Росалкогольрегулирования, следствием чего стало заметное снижение потребления в стране алкоголя. В первую очередь сократилось потребление дешевой и некачественной нелегальной спиртной продукции.

– Как в целом Вы сегодня можете обрисовать картину демографического развития на Дальнем Востоке?

– Главное, что отличает демографическое развитие Дальнего Востока на фоне всей России, – это рождаемость в макрорегионе. Этот показатель существенно выше  среднероссийского. Причем для некоторых регионов характерны и вовсе отличные показатели – речь о Республике Саха (Якутия) с показателем рождаемости 2,26, и Сахалинской области, показатель рождаемости которой 2,02. И если показатель Якутии неудивителен – для якутов характерны активные демографические процессы, то у Сахалинской области, населяемой в основном русскими, этот показатель впечатляет. Он превышает даже показатель рождаемости Франции, на который мы ориентируемся в демографическом развитии России. Но на данный момент какого-либо внятного объяснения тому, с чем связано такое превышение рождаемости на Дальнем Востоке над среднероссийской, я дать не могу.

Другой момент, который следует отметить на Дальнем Востоке – то, что ожидаемая продолжительность жизни заметно меньше среднероссийской, но смертность, в то же время, выше незаметно. Последнее объясняется так называемым эффектом «большой земли» – люди уезжают с Дальнего Востока на пенсию в Центральную Россию – на «большую землю», что делает население макрорегиона более молодым. Сочетание показателей рождаемости и смертности на Дальнем Востоке приводит к тому, что, в свою очередь, его естественный прирост несколько выше среднероссийского.

Тем временем несколько омрачает картину демографического развития на Дальнем Востоке тот факт, что из всех российских макрорегионов для него по-прежнему характерна самая неблагополучная миграционная ситуация – с давних времен и по сей день его отличает систематический миграционный отток, и при том значительный. Причем, касательно миграционного оттока с Дальнего Востока, следует четко понимать, что, в силу того, что его население – малочисленно, то даже если речь идёт о выбытии с Дальнего Востока десятков тысяч человек в год, все равно это для него – сильный удар.

– Те основные моменты, которые сегодня отличают демографическое развитие Дальнего Востока, были характерны для него и раньше?

– Если говорить о превышении его рождаемости над среднероссийской – то это имело место еще в тот же самом 1990-м году. То есть речь о систематическом превышении рождаемости Дальнего Востока над среднероссийской, это не тренд последнего времени. Что касается некоторого превышения его смертности над среднероссийской – это также не ново, так как уже сколько лет – еще с дореволюционных времен – налицо закономерность, заключающася в увеличении с юга на север и с запада на восток смертности в России. В связи с тем, что в этом же направлении в России увеличивается и потребление алкоголя.

Тем временем миграционный отток стал присущ Дальнему Востоку не так давно – после 1991 года. Потому как ранее, во время Советского Союза, в данном макрорегионе имел место ярко выраженный миграционный приток. Являющийся следствием эффективности так называемых «северных денег» – повышенной зарплаты в северных регионах России, в частности – дальневосточных. Эти «северные деньги» были крайне востребованы у населения, так как, по сути, поехать на Север, в том числе и Дальнего Востока, было тогда чуть ли не единственным способом легально разбогатеть. Разумеется, в настоящее время с целью большого заработка едут, к примеру, в Москву или Ямало-Ненецкий округ. Но, на мой взгляд, с этой точки зрения Дальний Восток сегодня зря обделяют вниманием – в плане возможностей работы он по-прежнему остается достаточно привлекательным. Несмотря на то, что зарплаты в его пределах, по сравнению с Советскими временами, упали до среднероссийского уровня, а в некоторых его местах – даже ниже.

– А сыграли ли свою роль в современной положительной динамике демографических показателей Дальнего Востока меры, предпринятые федеральным правительством – внедрение инструментов опережающего развития, тот же самый “дальневосточный гектар”?

– То, что пакет мер Минвостокразвития оказался довольно мощным, и, как следствие, сыграл здесь свою роль, пока представляется довольно правдоподобной гипотезой. По крайней мере, его роль в сокращении миграционного оттока. И, в какой-то степени, в разрыве между рождаемостью Дальнего Востока и среднероссийской, который стал больше прежнего. Скажем про первое – сокращение миграционного оттока на Дальнем Востоке. На эту тенденцию, по всей видимости, оказал свое влияние проект дальневосточного гектара. Следует отметить, что земельные меры в России в принципе хорошо работают – они вносят свой вклад в демографическое развитие. Даже то же самое принятое в свое время решение о выделении участков семьям с тремя детьми имело свои положительные последствия – несмотря на свою, казалось бы, иррациональность. Ведь выделяемые участки были сплошь неудобные – как таковой реальной возможности воспользоваться этими участкам у тех семей, которым они выделялись, зачастую  не было. Но, видимо, на эти семьи оказал свое психологическое воздействие сам факт выделения земельных участков.

Но я бы не спешил пока с выводами, так как со времени начала работы Минвостокразвития – начала разработки им мер для Дальнего Востока – прошло совсем мало времени. Только три года. А демографические процессы, в том числе и на Дальнем Востоке – процессы долгие. То есть воздействие тех или иных факторов на них можно выявить только спустя время. Тем более в случае Дальнего Востока – в его демографии из-за малочисленного населения роль краткосрочных флуктуаций особенно велика.

– Какие регионы Дальнего Востока сегодня эффективнее всего работают со своим демографическим развитием – со своим населением?

– Если смотреть на период, начиная с 2013-го года, то это Приморский край – он достиг неплохих успехов в снижении смертности, хотя, в то же время, ситуация с его рождаемостью оставляет желать лучшего. Также следует отметить работу Сахалинской области – очень эффективными показали себя её меры по стимулированию рождаемости. Но, при этом, со смертностью её дела не очень хороши – здесь региону явно требуются приложить дополнительные усилия. Обращает на себя внимание Республика Саха (Якутия) – в её огромном росте рождаемости, безусловно, сыграл свою роль не только этнический фактор, но и эффективная местная система мер поддержки рождаемости. Про неё можно сказать даже более – её по праву можно назвать одной из самых лучших на Дальнем Востоке.

– Скажите несколько слов о разрабатываемой Концепции демографического развития Дальнего Востока – как она будет выглядеть и будет ли она эффективной?

– Будущая концепция представляется достаточно эффективной, главным образом – за счет включенных в неё мер стимулирования рождаемости и снижения смертности. Помимо того, внушает также большое доверие набор её мер по ликвидации миграционного оттока Дальнего Востока и даже превращения его в приток. При этом все меры, включенные в Концепцию – это научно-обоснованные, опирающиеся либо на российский, либо на международный опыт, меры. То есть меры более-менее проверенные. Причем ряд из них – комплекс мер по снижению смертности – рекомендован непосредственно Всемирной организацией здравоохранения.