Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ЕАО: итоги года

Бедная сирота ДФО?

ЕАО: итоги года

Еврейская АО традиционно считается одним из самых экономически слабых и проблемных регионов ДФО. В этом году в ней впервые после долгого перерыва пройдут прямые губернаторские выборы, и до сих пор нет ясности, сохранит ли Александр Винников свою должность или президент назначит в феврале нового врио губернатора.

Слабая основа

Стоит напомнить, что оценка эффективности региональной власти за 2013 год, проводимая правительством РФ, поставила Еврейскую АО на последнее место среди всех субъектов федерации. Прежде всего, регион тянет вниз социальная сфера, именно по ее развитию он занял последнее место, а по динамике развития – предпоследнее. Что касается экономических показателей, то по уровню развития экономики Еврейская АО была скорее середнячком (47-е место), но динамика развития была оценена правительством опять же крайне негативно (78-е место). В 2014 году тенденции социально-экономического развития Еврейской АО выглядели крайне неоднозначно. С одной стороны, отмечался промышленный рост. За январь-август 2014 года Еврейская АО заняла второе место после Чукотки, еще одного отстающего и нестабильного региона ДФО, по динамике роста промышленного производства. С другой стороны, в сельском хозяйстве отмечались отрицательные тенденции. За первое полугодие 2014 года регион стал лидером спада сельскохозяйственного производства в ДФО (что отчасти связано с наводнением 2013 года).

Неудивительно, что столь маленький регион обладает в ДФО самым небольшим бюджетом. Причем его доходы примерно в два раза меньше, чем у Чукотки, еще больше Еврейская АО отстает от Магаданской области. Также Еврейская АО входит в группу наиболее дотационных регионов ДФО и относится к числу самых дотационных регионов страны. По результатам января-октября 2014 года, ее собственные доходы составили 54,6% бюджетных доходов, остальное «добавил» федеральный центр. О слабом развитии экономики свидетельствует низкая доля налога на прибыль в собственных доходах – только 20,4%. Наиболее велики поступления от подоходного налога (42,8%). При этом неплохо выглядит значимость поступлений от налога на имущество организаций (12,3%) и налогов на совокупный доход (6,8%). Тем не менее, налоговая база Еврейской АО выглядит явно слабой.

Что касается финансовой зависимости региона от федерального центра, то она, в самом деле, велика. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составляют 24,3% бюджетных доходов автономной области. Кроме того, центр неплохо поддерживает ее субсидиями и субвенциями. По доле субсидий в бюджетных доходах Еврейская АО оказалась лидером ДФО (8,5%), по доле субвенций является одним из лидеров, вместе с Амурской областью (6,1%).

Динамика бюджета – одно из достижений

Как и некоторые другие регионы ДФО, Еврейская АО испытала спад бюджетных доходов, вызванный, главным образом, уменьшением федеральной помощи (за тот же период, т.е. январь-октябрь 2014 года). Особенно резким был спад субсидий (на 23,5%), что обусловлено снижением финансирования, связанного с ликвидаций последствий наводнения 2013 года. Но немного уменьшились и дотации (напротив, субвенции заметно выросли – почти на 20%).

Рост собственных доходов регионального бюджета был очень неплохим – на 8,3%, но этого оказалось недостаточным, и в целом доходы упали на 5,5%, что негативно повлияло на финансирование социально значимых направлений. Однако динамика бюджетной ситуации в Еврейской АО может быть названа одним из ее достижений. Например, по налогу на добычу полезных ископаемых регион продемонстрировал наилучший в ДФО рост поступлений (в полтора раза). Столь же впечатляющим оказался и рост поступлений от налога на имущество организаций (более чем на 40%). Выросли поступления и от наиболее важных для регионального бюджета налогов – подоходного и на прибыль.

Однако нехватка собственных доходов и недостаточная помощь из федерального бюджета делают финансовое положение Еврейской АО по-прежнему очень сложным. В частности, по итогам 2013 г. она занимала третье место в ДФО по уровню долговой нагрузки (58,7%). Дефицит бюджета на 1 октября 2014 года составил впечатляющие 22,6%. Несмотря на снижение доходов, Еврейская АО, как и многие другие субъекты федерации, не снижала расходы (они выросли на 11,4%), в т.ч. для того, чтобы выполнить требования того же федерального центра, хотя они не были обеспечены финансами. Она стала лидером в ДФО по росту расходов на здравоохранение (почти в 6,8 раз), и доля этих расходов (13,9%) оказалась среди наилучших в ДФО. Более того, Еврейская АО стала абсолютным лидером ДФО по доле расходов на социальную политику (самая большая статья – 33,1%), которые выросли более чем на 85%. Во многом это было обусловлено помощью, которая оказывалась пострадавшим от наводнения.

Но ситуация с другими расходными статьями выглядит, наоборот, тревожной. Еврейская АО нарастила расходы на образование, которые составили 22,6% бюджетных расходов. Но этих расходов явно недостаточно, и по их доле Еврейская АО является одним из аутсайдеров ДФО. Кроме того, регион тратит мало средств на культуру (2,4%), что тоже является одним из худших показателей по федеральному округу.

Куда пойти лечиться?

Выше мы уже отмечали, что, согласно правительственным оценкам, социальная сфера в Еврейской АО является чуть ли не наихудшей в России. Регион стал тратить заметно больше денег на здравоохранение, что является, безусловно, крайне важным. Например, по показателю обеспеченности врачами Еврейская АО занимает последнее место в ДФО. В то же время уже в 2013 году в Еврейской АО почти довели зарплату в сфере здравоохранения до средней по региону. В 2014 году регион стал одним из лидеров в ДФО по расходам на здравоохранение в расчете на душу населения. Проводится политика, направленная на привлечение врачей льготными условиями работы в регионе. Тем не менее, усилия властей Еврейской АО на этом направлении не были оценены федеральными властями. В частности, была проведена выездная проверка Росздравнадзора, за которой последовала критика в адрес региональных властей.

В образовательной сфере Еврейской АО ситуация, впрочем, тоже была неблагоприятной, и при этом средств на нее явно не хватало. В 2013 году регион отличался одними из самых низких по ДФО зарплат в сфере образования. При этом он характеризуется невысокой обеспеченностью учителями. В то же время власти прилагали усилия, чтобы улучшить эту ситуацию, несмотря на нехватку средств. В 2014 году зарплаты в сфере как образования, так и здравоохранения уже превысили среднюю по региону. В 2014 году одним из успехов региональных властей считается улучшение ситуации с обеспеченностью детскими садами.

Больше всего бросается в глаза фактический отказ Еврейской АО от бюджетного финансирования ЖКХ (всего 3,8% бюджетных расходов). Это резко контрастирует с другими, особенно – северными регионами ДФО. Повысить расходы на ЖКХ в 2014 году регион не смог. В регионе немного ветхого и аварийного жилья, что является безусловным плюсом в условиях нехватки средств. Но в то же время Еврейская АО – лидер ДФО по доле убыточных организаций ЖКХ. Немного средств остается у Еврейской АО на статьи национальной экономики (12,3% расходов). В частности, она является одним из аутсайдеров ДФО по доле расходов на дорожное хозяйство (6,3%). Расходы на экономику в целом и дороги в частности в 2014 году пришлось урезать.

При этом бюджет Еврейской АО расходует заметную часть средств (8,5%) на общегосударственные вопросы. Эти показатели выше средних по ДФО, но лидером Еврейская АО не является. Однако первое место в ДФО она занимает по доле расходов на содержание главы региона и глав муниципальных образований (1,1%). Как и многие небольшие регионы, Еврейская АО характеризуется повышенной долей чиновников в экономически активном населении (третье место в ДФО). Но при существенных расходах на первых лиц, зарплаты рядовых чиновников невелики. Что касается доли расходов на СМИ (0,23%), то она выглядит скорее средней.

Таким образом, заметное улучшение ситуации с собственными доходами регионального бюджета не решает пока социально-экономические проблемы Еврейской АО. В результате не удается обеспечить сбалансированность в расходной политике, когда многие статьи остаются явно недофинансированными.

Что тормозит прорыв

Для изменения сложившейся ситуации Еврейская АО очень нуждается в прорывных инвестиционных проектах. В недавнее время один такой проект у региона появился. Он связан с развитием горнодобывающей промышленности (добыча железной руды на Кимканском и Сутарском месторождениях) и строительством коммуникаций для экспорта добываемой продукции в Китай (мост через реку Амур и железная дорога). Реализация этого проекта могла бы существенно улучшить показатели промышленного производства и нарастить поступления в областной бюджет. Наряду с этим проектом, существуют также перспективы добычи железомарганцевых руд на Южнохинганском месторождении, возможно освоение месторождения графита Союзное. Вторым по значимости для привлечения инвестиций можно считать агропромышленный комплекс, одну из традиционных специализаций Еврейской АО. В частности, региональные власти намерены создать крупный агропромышленный парк в Смидовичском районе.

В то же время прошлый год не стал успешным с точки зрения привлечения инвестиций в регион. По данным за первое полугодие 2014 года, Еврейская АО испытала спад инвестиций. Регион отличается крайне малым объемом прямых иностранных инвестиций (они достигли пика в 2011 году и потом опять снизились).

В этих условиях региональные власти пытаются изменить инвестиционный климат к лучшему. В прошлом году ими был создан совет по улучшению инвестиционного климата. Законодательное собрание приняло закон о льготном налоговом режиме для инвесторов. Что касается международного сотрудничества, то неплохо продвигается работа китайских предприятий в АПК Еврейской АО. Региональные власти проводили переговоры с израильской компанией LR Group на предмет строительства молочного комплекса в Смидовичском районе. Сотрудничество в сельском хозяйстве обсуждалось также с представителями КНДР.

Но не исключено, что на реализацию инвестиционных проектов в данный момент стала негативно влиять неопределенность с судьбой региональной власти в связи с губернаторскими выборами 2015 года. Еврейская АО, как и другие регионы ДФО, находилась в центре пристального внимания федерального центра. Одним из крупных событий прошлого года стал визит Дмитрия Медведева, что было большим знаком внимания, учитывая, что область совсем не избалована посещениями первых лиц государства. Важнейшую роль в отношениях с федеральным центром играла ликвидация последствий наводнения 2013 года. Власти Еврейской АО, понимая свою ответственность перед федеральными властями (в частности, в регионе с инспекционными поездками бывал Юрий Трутнев), активно старались решать проблемы подтопленцев, расширяли меры их поддержки. Губернатор Александр Винников ввел ответственность своих заместителей за те или иные вопросы, связанные с наводнением.

Однако влияние региональной власти в центре, несмотря на ее старания, все равно не выглядело устойчивым. Губернатор стал постоянно подвергаться критике со стороны ОНФ, что явно было связано с приближением выборов и отсутствием однозначного решения о продлении полномочий Александра Винникова. Так, предметом критики были и ситуация вокруг обеспечения жильем подтопленцев, и высокие тарифы ЖКХ в регионе. Стоит добавить, что «масла в огонь» подливали местные строительные и коммунальные компании, представители которых выходили на акции протеста, обвиняя региональные власти в невыполнении свих обязательств и призывая к отставке губернатора.

Тем временем потребность в федеральной поддержке оставалась у Еврейской АО очень высокой, и власти использовали имеющиеся возможности для ее получения. Ключевой инвестиционный проект региона – Кимканское и Сутарское месторождения железной руды вошел в предварительный список приоритетных инвестиционных проектов, рассмотренный Минвостокразвития, но во второй группе, где потребовалось устранить замечания. Еврейская АО заинтересована и в продолжении федеральной поддержки строительства моста Нижнеленинское – Тунцзян. Свой проект территории опережающего развития она, как и следовало ожидать, предложила в АПК (на базе сел Волочаевка и Даниловка Смидовичского района). Однако этот проект находится явно не на первых позициях с точки зрения Минвостокразвития. Кроме того, областные власти хотят добиться федеральной поддержки для проведения мероприятий по защите от новых наводнений: средства необходимы для строительства защитных сооружений на Амуре.

Из крупных экономических субъектов главную роль в определении экономических перспектив Еврейской АО в настоящее время играет российско-британская группа Petropavlovsk Павла Масловского и Питера Хэмбро. В регионе она представлена компанией IRC Ltd, 45,39% которой принадлежат «Петропавловску». Именно эта компания реализует проект Кимкано-Сутарского ГОКа. Однако события прошлого года свидетельствуют о том, что рассчитывать на быструю реализацию этого проекта не приходится. Первоначальные планы по запуску ГОКа в Облученском районе в 2014 г. были пересмотрены и перенесены на 2015 год. Формальной причиной называется отставание от графика работ китайских партнеров. В то же время большую огласку получили финансовые проблемы группы Petropavlovsk, которая оказалась на грани банкротства. Это тоже негативно влияет на реализацию проекта и может привести к его остановке (напомним, что угроза остановки уже работающего железорудного ГОКа возникала в прошлом году у группы Petropavlovsk в Амурской области).

Политическая неопределенность

Несколько более благоприятными выглядят перспективы инфраструктурных проектов, в которые вкладывается российское государство. Прежде всего, Российский фонд прямых инвестиций, являющийся дочерней структурой Внешэкономбанка, создал с китайской компанией CIC Российско-китайский инвестиционный фонд, который должен финансировать строительство моста через Амур. Ожидаются капиталовложения со стороны ОАО «РЖД», которое получило средства федерального бюджета и ФНБ на модернизацию Транссиба. В частности, начинается реконструкция старого Облученского тоннеля.

Политический фон происходящих событий оставался тем временем неблагоприятным. Ближе к истечению срока полномочий Александра Винникова в публичной сфере стала распространяться информация о том, что Кремль все-таки проведет замену руководителя Еврейской АО. В качестве возможных кандидатов на замену стали фигурировать спикер законодательного собрания Анатолий Тихомиров, мэр Биробиджана Андрей Пархоменко, первый вице-премьер правительства Хабаровского края Александр Левинталь. Все это, разумеется, создавало нервозную обстановку в региональных элитах.

Отрицательно на политической ситуации в регионе сказывались противоречия в отношениях между исполнительной властью и общественностью. В частности, критику вызвало формирование общественного совета при управлении ЖКХ и энергетики, в состав которого были включены преимущественно чиновники и работники отрасли. Часть местных деятелей культуры выразила протест, когда начальник областного управления культуры поставила их подписи под обращением к президенту России в поддержку его позиции по Украине, не получив их согласия. Отрицательный имидж власти создавали и коррупционные скандалы, фигурантами которых стали первый заместитель губернатора Дмитрий Проходцев и вице-премьер Сергей Кривошеев, обвиненные во взяточничестве.

Конфликтные ситуации возникали и на муниципальном уровне, тем более что в сразу четырех районах области в сентябре 2014 года прошли выборы глав. В частности, ушел в отставку глава Биробиджанского района Евгений Сухарев, который подвергался критике со стороны местной общественности и, как считается, не устраивал губернатора. Его 20-летнее правление закончилось скандалами и выходом Евгения Сухарева из «Единой России». В новых выборах участия он уже не принимал. Стоит заметить, что выборы нового главы «столичного» района Еврейской АО прошли относительно спокойно, и их выиграл заместитель Евгения Сухарева по сельскому хозяйству Евгений Кочмар, выдвинутый «Единой Россией». Кандидаты «партии власти» уверенно победили в Октябрьском и Смидовичском районах. Однако в Ленинском районе все-таки случился раскол элиты: действующий глава Сергей Лаврук выиграл выборы в качестве самовыдвиженца, опередив своего первого заместителя Виктора Князева, выдвинутого «Единой Россией».

В дальнейшем, однако, областными властями было принято решение об укреплении властной вертикали, и упомянутые выше выборы стал последними. Теперь в районах и городских поселениях введена модель сити-менеджера. Прямые выборы остались на перспективу в областном центре Биробиджане.

Таким образом, политическая неопределенность наложила большой отпечаток на ситуацию в Еврейской АО. Но в самое ближайшее время наступит ясность по вопросу о губернаторе региона и, соответственно, основном кандидате на предстоящих в сентябре выборах. Тем временем регион продолжает крайне нуждаться в прорывных инвестиционных проектах. С этой точки зрения ему очень нужно завершение реализации проекта Кимкано-Сутарского ГОКа, где, к сожалению, стали возникать заминки. Позитивную роль может сыграть также реализация инвестиционных проектов в АПК, где регион имеет шанс создать свою единственную территорию опережающего развития. Если по этим проектам будет происходить реальное продвижение, то область сможет увереннее развиваться и решать свои бюджетные проблемы, которые в своем нынешнем виде создают риски роста социальной напряженности.

Ранее на EastRussia.ru представлены итоги 2014 года Хабаровского края, Чукотки, Якутии, Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области.