Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Igor Melamed: Many of the megaprojects of the Far East are unrealizable in principle - EastRussia | News Amur region

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The Edge of Reality

Igor Melamed: Many of the megaprojects of the Far East are unrealizable in principle

The Edge of Reality
Special project TORA and Free Port

In an interview with EastRussia.ru, Igor Melamed, the general director of the CJSC International Center for the Development of the Regions (ICRD), explained why to release the Far Eastern youth from military service, which the Singaporeans had been waiting for in Primorye for three years and why the EAO could gain a key role in relations with the Middle Kingdom .

- Igor Ilyich, you have long been involved in the problems of the Far East, led the development of a number of regional integrated development programs. Tell me, do you yourself feel the dynamics in the region over the years?

- Of course. Today we have a completely different Far East, especially after the APEC-2012 summit. Earlier, roughly speaking, it was treated like this: there is Sakhalin with its oil and gas projects. And there is everything else - gray, incomprehensible, uninteresting. And among the local population there was such pessimism! Say, we are all abandoned, at the expense of the Chinese survive. Today, the attitude towards the Far East has changed radically, as has the outlook of the Far Easterners themselves. When real investments began in the regions, repairs and construction of roads, power lines began - people felt it. Began to equip high-tech medical centers. And it's not just about Primorye, but about the entire Far East.

The events that took place in the region were both an incentive for investments and an opportunity to openly demonstrate achievements. For example, in 2009 we organized the Russia-EU summit in Khabarovsk and showed the Europeans a real Far Eastern Russia. And the APEC Summit in Vladivostok became an event of the whole country.

- What is the main thesis in the strategy for the development of the Far East?

- The main thesis, which is incorporated in the Strategy for the Development of the Far East, is very simple: special measures of customs, tariff, tax and budgetary policies should be implemented on this territory. The colossal drawback is that we have not managed to fit the social policy into the Strategy. This is a kind of nonsense. Nobody wanted to take on social obligations, although they are there and are asking for it. So, if we want the population to remain in the Far East, then a special social policy is needed. Let's say that, for example, to consolidate youth in the region, let's not take graduates of the Far Eastern universities into the army, if they stay to work in their specialty. There are many such ideas. There was an idea to provide housing in the Far East to children in orphanages. But the Interior Ministry immediately spoke out against the proposal, saying that in this way we will create a criminal situation in the region.

- How to attract staff at the moment - because the implementation of projects requires more than one dozen people?

- According to the Strategy, about 1,5 million people were required to implement the projects that were planned for these years. And with people in fact, everything is simple. There are 4 factors that influence whether a person lives here or not. The first is the opportunity to have a job, and a long-term one, so that a person can "settle down", knew that for his children there will also be work. The second is housing. Housing in Russia is a key moment. If it is possible to obtain housing in some quicker, simplified, cheaper order, this is a very important factor. Third, of course, the level of services. Well, who will go to a place where there is nowhere to give a child a good education or get qualified medical help? And the last thing is the mobility of the population. There are very few people in the Far East. And when the mosaic economy is read - there is a project, here the project - people are not enough. For example, to make the largest copper deposit of Udakan work, the minimum will be required for 8 thousand shift workers and 5, and even 10, for thousands of personnel. So, we need a settlement for 15-20 thousand people with an attendant infrastructure, but who will build it?

If we hang it on the owner of the deposit, then it's easy for him to master it. Contain the city - who is in a position ?! Although, in addition to the owner, nobody needs this city any more. The state does not aspire to take such obligations for the time being. Even on the cosmodrome "Vostochny" and that is, problems with housing.

- What is the way out of this situation?

- There are outputs. It was Shuvalov's proposal (Igor Shuvalov - First Deputy Prime Minister - Ed.) create a "Far Eastern capital", that is, to give the population rights to land on 30 acres. The idea itself is not bad. To create a land market, the corresponding bank, which would take these shares as collateral for loans, arrange a turnover of land, resell this land. That is, to issue, as we have said, a land voucher, these 30 acres as a Far Eastern capital, like the parent capital that a person has the right to spend, for example, on housing.

However, everything needs a mechanism - this idea was taken quite literally and "strangled". Immediately, for example, the question arose: who is the infrastructure for them? Accordingly, who bears the costs?

Each time, many questions are limited to certain half measures. We have already started large projects in the Far East, that today the primary task is to link this all, to provide with resources, including infrastructure, human resources, so that these projects begin to give impact. Well, Mechel built 321 km of a private railway from the Elginsky coal field - the field is ready for operation, but you can not take anything out - the BAM is packed.

- Is it possible to say that the development of the Baikal-Amur Mainline will be the locomotive of the development of the entire Far East: the construction of skydiving railways will contribute to the development of production facilities and other centers, including in Yakutia and the Irkutsk region?

- It's true. The throughput of the railway is one of the three main factors limiting the development of our Far Eastern regions. On the so-called "Eastern Range", as railway workers say, about 2800 km of bottlenecks. And when the next bottleneck expands, it does not increase the bandwidth twice. Simply the most narrow place has disappeared, there was another, the next narrowest passage place. The Far East is so dependent on these two threads of railways (BAM and Transsib - approx. red.) that, as soon as we start to look at some project, first of all we consider: are we going to bring anything there? Or we must first expand a few hundred kilometers of the road and then, maybe, something we will bring. And what schemes have to be invented to implement these projects! You can write the same novels. Here is the project "Eastern Petrochemical Company", which "Rosneft" implements in the Nakhodka area. To build, they need 7 million tons of building cargo (metal, cement) per year, and this is a real problem! And next to it is planned the second large plant of Gazprom for LNG production, this is 10 million tons of cargo. 17 million tons - already out of bounds.

At us on the railway line to Hassan along this branch, where a bunch of ports are going to develop, today there are 9 pairs of trains per day, that is we can transport 8 million tons of coal. And in plans before 2020 year we will 16 steam trains pass. We pledge that we will have one port, a second port, for 10 million tons of grain to be exported. It's all fantastic. In reality, we will be able to export the entire volume of cargo only if we start shipping through China, our railway can not cope.



- And what are the other two main limiting factors?

- The second factor is energy, which is simply not available in some areas. And these are the most important areas. For example, the north of the Irkutsk region, where the cascade of Vitim HPPs was previously planned. Nobody has built it here. The Transsib is electrified, but it takes all its power. When the ESPO (the East Siberia-Pacific Ocean oil pipeline) was built, the power transmission line was built only for themselves, since nobody wanted to incur unnecessary expenses.

Well, the third factor, which I already mentioned, is labor resources.

- Your opinion, why do foreign investors not in a hurry to invest their funds in the Far East?

- Why do you think that you are not in a hurry? We have many projects, it's just that we are preparing some slow certain things. What good are the TORs, the creation of which is now actively discussed? They are able to remove some of the administrative barriers that hamper the implementation of the project. Here is a living example: for several years in a row a project was being prepared to produce in Primorsky Krai, in the Bay of Five Hunters, semi-submersible platforms for oil production. Partners are Singaporeans. Our foreign colleagues waited for three years until they were taken to the land, and then the project resolved itself. Well, you can not take three years off the ground ...

- If there were TORs, would such a situation not happen?

- In this respect, TORs, no doubt, are useful. Land removal, administrative barriers, acceleration of customs work. These are all things necessary. It's another matter that a reasonable question arises: why is this all necessary to be removed from the legislation? Let's change the legislation so that we do not need to make withdrawals from it for the implementation of projects.

If certain measures were taken in time in the Bay of Five Hunters, then we would get a good plant. Now I do not know if our hands will reach these semisubmersible platforms. Although they are very necessary for the same Sakhalin, where there is a large amount of drilling work, in other places on the shelf.

In fact, in the Far East such TORs already exist. Make withdrawals need not just some abstract sites, but where the project is launched, where there are investors, Russian and foreign, and where it really needs to help people lift restrictions.

- Igor Ilyich, your center has separately registered the Development Strategy of the Jewish Autonomous Region. How is it different from other subjects of the Far East?

- Yes, we wrote Strategies for the Jewish and Amur regions, documents on Primorsky Territory will soon be updated. As for the Jewish region, then, of course, it is not so powerful in industrial terms, but from the point of view of development potential it can become, perhaps, a key region in the development of the Far East, especially in relations with China. We do not have a single major bridge along the 3000 km of the border with China along the Amur. There are border crossings through the Primorsky Territory and through Zabaikalsk, there are several entrances to China via the Amur, which operate in a ferry mode (for example, near Blagoveshchensk). In Khabarovsk, the automobile bridge across the island of Great Ussuri in China was put into operation. At the same time, very high expectations are associated with the prospective construction of the Nizhneleninskoye-Tongjiang railway bridge in the EAO. This bridge, the construction of which has already been decided, should become a link: it intensifies the exchange of goods and technologies, and many others. Only it should be built in a good version, just 25-30 million tons of cargo. This is the main element of a real relationship with China. Because EAO is a great place for dairy farming, growing soybeans, and also implementing a number of projects that can be implemented on our side together with China.

- Lately, much has been said about the "eastern" vector of Russia's development. Do you think this is a response to sanctions against our country or do we really need cooperation, for example, with China?

- Sanctions and politics on the Pacific coast of Russia - these are absolutely unrelated things. Russia's Pacific policy began with the East Siberia-Pacific Ocean oil pipeline in 1999, when it was first seriously discussed what to do with the Vankor oil and gas field, the largest in Eastern Siberia. At the same time, the idea was formulated that its development should be the "first swallow" in the eastern policy of Russia. Before that, we, of course, exported a certain amount of oil to China, and not only to China, but such a significant step that the "trumpet" went to the Far East clearly indicated the thesis: "Russia looks seriously at the East." To this pipe we have connected the deposits of Yakutia and others, to which God's hands would reach the time when. The same Talakan, Upper Chona. Now - on the turn of gas projects. We have the same giant deposits - Kovykinskoye gas field (Irkutsk region), Chayandinskoye oil and gas field (Yakutia). The perspective on them is also connected with the eastern direction.

In addition, an important point is the launch of Sakhalin oil and gas projects, because Sakhalin is a real breakthrough in Russia: these are the first offshore projects that Russia has been implementing with the whole world.

Although, for the sake of justice, I note that the intensification of relations with China, which is observed in recent weeks, is already largely connected with sanctions.

- Do you think that the West should still be afraid of such a reorientation of Russia to the east?

- Without a doubt. I'm not saying any official point of view right now. The official was expressed by the Chairman of the Government of Russia in Sochi ("The West is not the worst for our country" - wrote Russian Prime Minister Dmitry Medvedev on his Facebook page on the results of the forum "Sochi - 2014" approx. red.). I mean the popular opinion in the world, especially in Latin America, that there is a developing world and a developed world. Russia as a leader in the developing world does not need the Western world.

Information:

CJSC "International Center for the Development of Regions" - until 2002, the International Fund for the Development of the Regions - was founded in 1995 to attract investments in the economy of the regions, the development of a regional investment policy, federal targeted and regional development programs for the subjects of the Russian Federation. Among the developments of the Center are several editions of the federal program "Economic and Social Development of the Far East and the Baikal Region", several socio-economic strategies for the development of the Far Eastern Federal District, including the "Development Strategy until 2025" (approved in 2009).

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Грань реальности

Игорь Меламед: Многие из мегапроектов Дальнего Востока нереализуемы в принципе

Грань реальности

В интервью EastRussia.ru генеральный директор ЗАО «Международный Центр Развития Регионов» («МЦРР») Игорь Меламед рассказал, зачем освобождать дальневосточную молодежь от службы в армии, чего сингапурцы ждали в Приморье три года и почему ЕАО может получить ключевую роль во взаимоотношениях с Поднебесной.

– Игорь Ильич, Вы давно занимаетесь проблематикой Дальнего Востока, руководили разработкой целого ряда региональных комплексных программ развития. Скажите, Вы сами чувствуете динамику в регионе за эти годы?

– Конечно. Мы сегодня совсем другой Дальний Восток получили, особенно после саммита АТЭС–2012. Раньше, грубо говоря, рассматривалось так: есть Сахалин с его нефтяными и газовыми проектами. И есть все остальное – серое, непонятное, малоинтересное. Да и среди местного населения там такой пессимизм был! Дескать, мы, всеми брошенные, за счет китайцев выживаем. Сегодня отношение к Дальнему Востоку кардинально поменялось, как и мировоззрение самих дальневосточников. Когда пошли настоящие вложения в регионы, начался ремонт и строительство дорог, линий электропередач – это почувствовали люди. Стали оборудоваться высокотехнологичные медицинские пункты. И речь ведь не только о Приморье, но и обо всем Дальнем Востоке.

Мероприятия, которые проводились в регионе, были и стимулом для вложений, и возможностью открыто продемонстрировать достижения. Например, в 2009 году мы организовали саммит Россия-ЕС в Хабаровске и показали европейцам настоящую дальневосточную Россию. А Саммит АТЭС во Владивостоке стал событием всей страны.

– Каков же главный тезис в Стратегии развития Дальнего Востока?

– Главный тезис, который заложен в Стратегии развития Дальнего Востока, очень простой: на этой территории должны действовать особые меры таможенной, тарифной, налоговой и бюджетной политики. Колоссальным минусом мы считаем, что так и не удалось вписать в Стратегию социальную политику. Это некий нонсенс. Взять на себя социальные обязательства никто не захотел, хотя они там и напрашиваются. Так, если мы хотим, чтобы население оставалось на Дальнем Востоке, то нужна особая социальная политика. Скажем, чтобы, например, закрепить молодежь в регионе, давайте не будем брать выпускников дальневосточных вузов в армию, если они останутся работать по специальности. Таких идей достаточно много. Была идея предоставлять жилье на Дальнем Востоке воспитанникам детских домов. Но органы внутренних дел сразу высказались против предложения, сказав, что таким образом мы создадим в регионе криминогенную обстановку.

– Каким же образом привлекать кадры в данный момент – ведь на реализацию проектов требуется не один десяток тысяч человек?

– Согласно Стратегии, для реализации проектов, которые были запланированы на эти годы, требовалось примерно 1,5 млн человек. А с людьми на самом деле все просто. Есть 4 фактора, которые влияют, живет здесь человек или нет. Первое – возможность иметь работу, причем долговременную, чтобы человек смог «осесть», знал, что и для его детей будет тоже работа. Второе – это жилье. Жилье в России – ключевой момент. Если можно в каком-то более быстром, упрощенном, дешевом порядке получить жилье, это очень важный фактор. Третий, конечно, уровень услуг. Ну кто поедет в то место, где негде дать ребенку хорошее образование или получить квалифицированную медицинскую помощь? И последнее – это мобильность населения. На Дальнем Востоке очень мало людей. И когда начитается мозаичная экономика – там проект, здесь проект – людей не хватает. К примеру, чтобы крупнейшее медное месторождение Удакан заработало, самое минимальное потребуется 8 тысяч вахтовиков и еще 5, а то и 10, тысяч человек обслуживающего персонала. Значит, нам нужен поселок на 15-20 тысяч человек с сопутствующей инфраструктурой, но кто его строить будет?

Если мы будем вешать это на собственника месторождения, то ему его просто осваивать невыгодно. Содержать город – кто ж в состоянии?! Хотя, кроме собственника, больше никому этот город не нужен. Государство на себя не очень пока рвется брать такие обязательства. Даже по космодрому «Восточный» и то есть проблемы с жильем.

– Какой выход Вы видите из этой ситуации?

– Выходы есть. Было предложение Шувалова (Игорь Шувалов – первый вице-премьер – прим.ред.) создать «дальневосточный капитал», то есть выдавать населению права на участки земли по 30 соток. Идея сама по себе неплохая. Создавать рынок земли, соответствующий банк, который бы принимал эти паи в качестве обеспечения кредитов, устраивал оборот земли, перепродавал эту землю. То есть выпустить, как мы говорили, земельный ваучер, эти 30 соток засчитывать как капитал дальневосточника, вроде материнского капитала, который человек имеет право тратить, например, на жилье.

Впрочем, ко всему нужен механизм – эту неплохую идею восприняли абсолютно буквально и «задушили». Сразу, к примеру, возник вопрос: кто инфраструктуру к ним подводит? Соответственно, кто несет затраты?

Каждый раз многие вопросы ограничиваются определенными полумерами. У нас столько уже начатых больших проектов на Дальнем Востоке, что сегодня первоочередная задача – увязать это все, обеспечить ресурсами, в том числе инфраструктурными, людскими, чтобы эти проекты начали давать отдачу. Ну вот «Мечел» построил 321 км частной железной дороги от Эльгинского угольного месторождения – месторождение подготовлено к эксплуатации, но вывезти-то ничего нельзя – БАМ-то забит.

– Можно ли сказать, что развитие БАМа будет являться локомотивом развития всего Дальнего Востока: строительство рокадных железных дорог будет способствовать и развитию производств, и прочих центров, в том числе в Якутии, Иркутской области?

– Это правда. Пропускная способность железной дороги – один из трех главных факторов, ограничивающих развитие наших дальневосточных регионов. На так называемом «Восточном полигоне», как говорят железнодорожники, примерно 2800 км узких мест. И когда расшивается очередное узкое место, то это не увеличивает пропускную способность в два раза. Просто самое узкое место исчезло, возникло другое, следующее самое узкое пропускное место. Дальний Восток настолько зависим от этих двух ниток железных дорог (БАМ и Транссиб – прим. ред.), что, как только начинаем смотреть какой-то проект, в первую очередь считаем: а мы вообще туда что-нибудь привезем? Или надо сначала расшить несколько сотен километров дороги и тогда, может быть, что-нибудь довезем. И какие схемы приходится выдумывать, чтобы реализовывать эти проекты! Это же романы писать можно. Вот есть проект «Восточная нефтехимическая компания», который «Роснефть» реализует в районе Находки. Чтобы построить, им надо 7 млн тонн строительных грузов (металлоконструкции, цемент) в год, а это настоящая проблема! А рядом с ним запланирован второй большой завод «Газпрома» по производству СПГ, это еще 10 млн тонн грузов. 17 млн тонн - уже запредельное количество.

У нас на железнодорожном направлении на Хасан по этой ветке, где кучу портов собираются развить, сегодня ходит 9 пар поездов в сутки, то есть мы можем перевезти 8 млн тонн угля. А в планах до 2020 года мы будем 16 пар поездов пропускать. Мы закладываем, что у нас там будут один порт, второй порт, по 10 млн тонн зерна вывозить. Это все фантастика. В реальности мы весь объем грузов сможем экспортировать только, если через Китай начнем возить, наша железная дорога не справится.

– А какие еще два главных ограничивающих фактора?

– Второй фактор – энергетика, которой в некоторых районах просто нет. Причем это важнейшие районы. Например, север Иркутской области, где ранее планировался каскад Витимских ГЭС. Никто его здесь так и не построил. Транссиб электрифицирован, но всю мощность забирает себе. Когда строили ВСТО (нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»), то линию электропередач построили только для себя, так как никому не хотелось брать на себя лишние расходы.

Ну и третий фактор, о котором я уже говорил, трудовые ресурсы.

– Ваше мнение, почему иностранные инвесторы не спешат вкладывать свои средства в Дальний Восток?

– Почему вы считаете, что не спешат? У нас много проектов, просто на самом деле мы несколько медленно определенные вещи готовим. Чем хороши ТОРы, создание которых сейчас активно обсуждается? Они способны снять некоторые административные барьеры, которые тормозят реализацию проекта. Вот вам живой пример: несколько лет кряду готовился проект по выпуску в Приморском крае, в бухте Пяти охотников, полупогружных платформ для добычи нефти. Партнеры – сингапурцы. Наши иностранные коллеги три года ждали, пока им землю отведут, а потом проект сам собой рассосался. Ну нельзя ж три года землю отводить…

– Если бы были ТОРы, такой ситуации бы не случилось?

– В этом плане ТОРы, без сомнения, полезны. Отведение земли, административные барьеры, ускорение работы таможни. Это все вещи необходимые. Другое дело, что возникает резонный вопрос: почему это все надо делать изъятием из законодательства? Давайте изменим законодательство для того, чтобы нам для реализации проектов не надо было делать из него изъятия.

Если в бухте Пяти охотников вовремя были бы приняты определенные меры, то мы бы получили хороший завод. Сейчас я не знаю, дойдут ли у нас руки до этих полупогружных платформ. Хотя они очень нужны тому же Сахалину, где большой объем буровых работ, в других местах на шельфе.

По сути, на Дальнем Востоке такие ТОРы уже существуют. Делать изъятия нужно не просто на некоторых абстрактных площадках, а там, где проект запущен, где есть инвесторы российские и иностранные и где действительно надо помогать людям снимать ограничения.

– Игорь Ильич, ваш центр отдельно прописал Стратегию развития Еврейской автономной области. Чем она отличается от остальных субъектов Дальнего Востока?

– Да, мы писали Стратегии для Еврейской и Амурской областей, в скором времени будут обновляться документы по Приморскому краю. Что касается Еврейской области, то, конечно, она не такая мощная в промышленном отношении, зато с точки зрения потенциала развития может стать, пожалуй, ключевым регионом в развитии Дальнего Востока, особенно во взаимоотношениях с Китаем. У нас вдоль 3000 км границы с Китаем по Амуру нет ни одного крупного моста. Есть погранпереходы через Приморский край и через Забайкальск, есть несколько входов в Китай через Амур, которые работают в переправном режиме (например, под Благовещенском). В Хабаровске ввели в эксплуатацию автомобильный мост через остров Большой Уссурийский в Китай. При этом очень большие ожидания связаны с перспективным строительством железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян в ЕАО. Этот мост, по строительству которого уже принято решение, должен стать связующим звеном: он интенсифицирует обмен и товарами, и технологиями, и многим другим. Только его следует построить в хорошем варианте, сразу на 25–30 млн тонн грузов. Это основной элемент реальных взаимоотношений с Китаем. Потому что ЕАО – прекрасное место для молочного животноводства, выращивания сои, а также воплощения в жизнь целого ряда проектов, которые можно реализовать на нашей стороне вместе с Китаем.

– В последнее время много говорят о «восточном» векторе развития России. Как Вы считаете, это ответ на санкции в отношении нашей страны или нам действительно необходимо сотрудничество, к примеру, с Китаем?

– Санкции и политика на тихоокеанском побережье России – это вещи абсолютно не связанные. Тихоокеанская политика России началась с нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в 1999 году, когда впервые серьезно обсуждалось, что делать с Ванкорским нефтегазовым месторождением – крупнейшим в Восточной Сибири. Тогда же была сформулирована идея, что его освоение должно быть «первой ласточкой» в восточной политике России. И до этого мы, конечно, вывозили определенное количество нефти в Китай, и не только в Китай, но такой значимый шаг, что на Дальний Восток пошла «магистральная труба», четко обозначил тезис: «Россия смотрит на Восток серьезно». К этой трубе у нас подсоединяются месторождения Якутии и прочие, до которых руки бы дошли Бог весть когда. Те же Талакан, Верхняя Чона. Сейчас – на очереди газовые проекты. У нас же гигантские месторождения – Ковыкинское газовое месторождение (Иркутская область), Чаяндинское нефтегазовое месторождение (Якутия). Перспектива по ним тоже связана с восточным направлением.

Кроме того, важный пункт – запуск сахалинских нефтегазовых проектов, потому что Сахалин – это настоящий прорыв России: это первые проекты на шельфе, которые Россия реализовывала вместе со всем миром.

Хотя, справедливости ради, замечу, что та интенсификация отношений с Китаем, которая наблюдается в последние недели, уже во многом связана и с санкциями.

– Как Вы считаете, Западу все-таки стоит опасаться такой переориентации России на восток?

– Без сомнения. Я сейчас не говорю какую-то официальную точку зрения. Официальная была высказана Председателем Правительства России в Сочи («Запад не самое страшное для нашей страны» - написал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook по итогам форума «Сочи – 2014» - прим. ред.). Я имею в виду популярное в мире, особенно в странах Латинской Америки, следующее мнение: есть развивающийся мир и развитый мир. Россия в качестве одного из лидеров развивающегося мира западному миру уж никак не нужна.

Справка:

ЗАО «Международный Центр Развития Регионов» - до 2002 года Международный Фонд Развития Регионов – был основан в 1995 году с целью привлечения инвестиций в экономику регионов, разработки региональной инвестиционной политики, федеральных целевых и региональных программ развития субъектов Российской Федерации. В числе разработок Центра - несколько редакций целевой федеральной программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", несколько социально-экономических стратегий развития ДФО, в том числе и "Стратегия развития до 2025 года" (утверждена в 2009 году).