Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Labor mobility: how the labor mobility program works in a single Primorye Territory - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Import of professionalism

How the workforce mobility program works in a particular region

Import of professionalism
Photo: Screenshot from https://trudvsem.ru/mobility
In 2016, the enterprises under construction in Primorsky Krai began to receive budgetary compensation for the costs of attracting specialists from outside the region. Staff for the needs of investors on the spot is already being prepared, but this takes time, and projects are starting now. Relatively small by the standards of the regional budget, the costs of subsidies to employers for the latter are extremely effective: the state, according to their calculations, helps the business save up to 30% of expenses for high-quality employees moving to the Far East. In "Rusagro-Primorye" with the help of the labor mobility program it was possible to hire most of the top management. The demand for a new mechanism for attracting cadres is obvious: in 2017, the program will include the enterprises of Dobroflot.

No billions of investments in production will work without qualified personnel, and they are traditionally not enough in the Far East - even in the most densely populated Primorsky Krai. In fact, there are practically no unnecessary workers in the macroregion. According to the Department of Labor and Social Development of Primorye, on December 2 registered unemployment is only 1,29%, and 13,6 thousand unemployed people account for 34,8 thousand vacancies. At the same time, in the region, according to the "IBS Examination", there is a gradual flow of labor into the most dynamically developing industries.

In the long run, employers will also have a hard time. Due to the fact that the birth rate in the RF subject has been growing steadily since the beginning of the 2000-ies, the number of school leavers will grow in the coming years. However, in the structure of admission to vocational education establishments, according to the "IHS Expertise", there will continue to be a disproportion, alarming for the economy. On non-production specialties, universities will continue to receive up to 60% of entrants, to schools and technical schools - up to 40%. And the inertial scenario of development of events assumes that by 2032 the labor market of Primorye, while maintaining current trends, will be missing about 30 thousand people at all levels of education.

That is why the state in 2015 launched a program to increase labor mobility, which makes it possible to compensate businesses for part of the costs of attracting specialists from other regions of the country - from the subjects of the Russian Federation with an excess of labor in the subjects with its deficit. In the Far East, the Kamchatka and Khabarovsk Territories, the Amur, Magadan and Sakhalin Regions and the Chukotka Autonomous District are included in the Far East in addition to Primorye. The conditions for obtaining state support are determined by an agreement with the employer implementing the investment project. The businessman should not have any debts to the budgets or the collective, and the state takes on the costs of attracting the employee only partially: in what amounts, each region establishes.

In Primorsky Krai, explained in the Department of Labor and Social Development, the mobility program provides for the provision of financial support to an arriving worker in 2016 in the amount of up to 292,5 thousand rubles. Of these, 225 thousand rubles is state support, at least 67,5 thousand rubles are the employer's own funds. In 2017, the state support will also 225 thousand rubles, but it is planned that the employer will have to spend at least 75 thousand rubles for the arriving workers. The total amount of financial support for each employee will increase to 300 thousand rubles. Funds begin to be reimbursed after the first three months of employment. The employee in exchange for assistance undertakes to work for at least three years, the employer does not reduce staff during the period of receipt of the subsidy. In 2016, from the budget of the Russian Federation, compensation for employers was supposed to be sent to 29,4 million rubles, from the regional budget - 12,6 million rubles. respectively. At 2017, the support for employers for the employment of 187 workers in the framework of the program provides for 42,075 million rubles.

The program to promote labor mobility started in Primorye this year. So far, she has three members: OOO Rusagro-Primorye, Primorsky Plant Europlast and Shipbuilding Complex Zvezda. Rusagro is one of the largest pork producers in Russia, in Primorye, the company is building pig farms in Mikhailovsky's advanced development area, which will begin to produce products as early as 2019. Thanks to the technologies used, Rusagro pork will be much cheaper than imported pork, the producer promises. The Primorsky division of the Europlast group creates another high-tech production in the Nadezhdinskaya TOR - PET preforms and polymer caps used in the production of plastic bottles. The first stage of the plant is already working. The shipbuilding complex "Zvezda" in the Big Stone will specialize in high-tech vessels, at the first stage - supply vessels, including the ice class. Pilot order shipyard plans to pass in 2019 year, already now in its construction of the shipyard and the production of equipment for it involved more than a thousand people.

For all these enterprises, highly qualified specialists are needed, which are simply not yet available in Primorye. The Director of the Department of Labor and Social Development of the Territory, Liliya Lavrentieva, emphasizes that educational institutions are already starting to train such workers from among the coastal students, but this takes time. To attract already trained specialists to the Far East is not an easy task, requiring the support of the state. People, for example, will go to the east of the country, if you promise them housing. But not all companies implementing investment projects have the capabilities of the supervisor of the shipbuilding complex Zvezda, the oil company Rosneft, which builds six apartment buildings in the Bolshoi Kamen for shipyard specialists and has already passed the first 68 apartments in November. But in the framework of the program to increase the mobility of labor resources, the employer can compensate the costs incurred by the worker and his family for settling in a new place. Funds may be used to provide travel, housing, including the payment of interest on mortgage loans, training and retraining of the employee and his family members.

"Rusagro-Primorye" and "Seaside plant" Europlast "as part of the mobility program already employed 10 qualified specialists from the Moscow, Tambov regions, the Udmurt Republic and other regions of Russia, some of them moved with their families, they say in the Department of Labor and Social Development. LLC "SSK" Zvezda "plans to employ until the end of this year about 20 people. In 2017, the list of participants is expanding. It will also include JSC "Yuzhmorrybflot", LLC "Livadia Repair and Shipbuilding Plant", LLC "Krasny Vympel". These enterprises are part of the Dobroflot group of companies and will implement large-scale projects: the creation of a logistics center, the reconstruction of a tin can factory and ship repair facilities. In total, next year within the program it is planned to attract 187 workers from the surplus regions of Russia.



"State subsidies cover about 30% of our annual costs for employees involved. This is a very good effect, "- counted in" Rusagro-Primorye. " The enterprise would have to attract specialists from outside Primorye in any case: its projects are specific, and the local market of applicants with such skills can not offer, the company admits. "But without compensation, the load on our budget would be more significant, and it would in any case negatively affect the effectiveness of the business," they say in Rusagro-Primorye.

According to the company, the main cost items for attracting labor resources from other regions of the Russian Federation are apartment rent and compensation for travel expenses to the place of vacation. As part of the relocation, the employer also reimburses the cost of tickets and pays for the transportation of baggage. In 2016, nine people were attracted by the program’s subsidies, all of which were employees of rare specialties. “This is, firstly, our construction managers: the head of the estimate and contract department, the head of the technical supervision team. This niche in the local personnel market “fails”; it is difficult to find people with good experience in Primorye. This is also the entire top management: construction director, financial director, personnel director, heads of procurement and engineering departments, and head of automated control systems, ”they are listed in Rusagro-Primorye.

In 2017, the company expects to begin to attract not top, but highly specialized employees - the program will begin to receive line staff. Initially, the company announced for the next year the need for 17 employees, but now in "Rusagro-Primorye" they understand that "more is needed". "We will close vacancies in this volume in any case, because today we have a clear development strategy. When we began to work on the program for the current year, this understanding was not yet, RusAgro-Primorye recognizes. Therefore, we had to coordinate the changes in the list of employees that we planned to bring for this year in a strict order. Here, thanks to the specialists of the Department of Labor and Social Development, they went to meet us, showing great contact and client-oriented attitude. "

At the same time, it would be more convenient for employers to work with a program to increase labor mobility if they were not "restricted in job requirements and education of applicants", which are now fixed in the application. "Relatively speaking, we decided that we will bring 20 people. But in the process priorities have changed, and we did not need builders, but, for example, zoo engineers. If we were allowed to submit data only by the number of specialists, without taking into account their positions and specialties, this would make the tool more flexible, "Rusagro-Primorye stresses.

In the administration of Primorsky Krai with the wishes of employers are familiar and ready to work on their implementation. Mechanisms of the program need not only refinement, but also in a wider application, agree in the profile department. At the federal level, officials emphasize, changes have already been made in the legislation that will give an opportunity to become participants of the program "to all employers of Primorsky Krai developing the economy, provided that they lack the necessary specialists in the regional labor market."

According to the Director General of Changellenge, a member of the NP "Labor Market Experts" Andrei Alyasov, “the overall situation with personnel in the Primorye Territory is good today - there is an influx of fresh personnel. Another thing is that the demand in the region for them is not big enough and extremely limited. If we say what should be the program of labor mobility in the Primorsky Territory, taking into account this specificity, then it should deal with specific specialties. At the same time, the employer should also participate in compensation for the costs of moving a new employee in Primorye, as well as in the framework of the classical public-private partnership - that is, in proportion 50 / 50 ”, the expert believes.

"First time - within one or two years - the cost of moving the workers to a greater extent should be compensated by the state," said independent expert HR expert Alexander Sivogrivov, "So, as it is now in Primorye. Should reduce its share of participation in this compensation, or at least bring it to 50% .As the first time - it's clear, it gives the company time to develop - to start making real money, but then the business should take care of its employees. "



EastRussia Help
The vacancies of organizations in the Far East, which are participants in the program for increasing labor mobility, are published on the portal of Rostrud "Work in Russia" (trudvsem.ru). Here you can already get acquainted with 1300 offers of employers-participants of the program. For example, the enterprises of the Khabarovsk Territory PJSC "Amur Shipyard" and JSC "Uralugol" require miners, fitters, fitters, turners. In the Arkhangelsk region, JSC PJSC "Sevmash" needs pipelines, electric welders, etc. In Permsky Krai - machine drivers of underground self-propelled machines, riggers, electromechanics, power engineers are waiting at the "Eurochemusol potash plant", etc.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Импорт профессионализма

Как работает программа мобильности трудовых ресурсов в отдельно взятом регионе

Импорт профессионализма
Фото: Скриншот с сайта https://trudvsem.ru/mobility
В 2016 году строящиеся предприятия в Приморском крае начали получать бюджетные компенсации затрат на привлечение специалистов из-за пределов региона. Кадры для нужд инвесторов на месте уже готовят, но на это нужно время, а проекты стартуют уже сейчас. Относительно небольшие по меркам регионального бюджета расходы на субсидии работодателям для последних – крайне эффективная помощь: государство, по их подсчетам, помогает бизнесу сэкономить до 30% расходов на высококлассных сотрудников, переезжающих на Дальний Восток. В «Русагро-Приморье» с помощью программы трудовой мобильности удалось нанять большую часть топ-менеджмента. Востребованность нового механизма привлечения кадров очевидна: в 2017 году в программу войдут предприятия «Доброфлота».

Никакие миллиарды инвестиций в производство не заработают без квалифицированных кадров, а их на Дальнем Востоке традиционно не хватает — даже в самом густонаселенном Приморском крае. Лишних рабочих рук в макрорегионе сейчас фактически нет. По данным департамента труда и соцразвития Приморья, на 2 декабря регистрируемая безработица составляет всего 1,29%, причем на 13,6 тыс. безработных приходится 34,8 тыс. вакансий. При этом в регионе, по данным «ИБС Экспертиза», идет постепенный переток рабочей силы в наиболее динамично развивающиеся отрасли.

В долгосрочном периоде работодателям также придется нелегко. Благодаря тому, что рождаемость в субъекте РФ с начала 2000-х годов неуклонно росла, в ближайшие годы будет расти численность выпускников школ. Однако в структуре приема в учреждения профессионального образования, по данным «ИБС Экспертиза», продолжит сохраняться диспропорция, тревожная для экономики. На непроизводственные специальности в вузы будут по-прежнему поступать до 60% абитуриентов, в училища и техникумы — до 40%. И инерционный сценарий развития событий предполагает, что к 2032 году на рынке труда Приморья при сохранении действующих тенденций будет не хватать около 30 тыс. человек по всем уровням образования.

Именно поэтому государство в 2015 году запустило программу повышения мобильности трудовых ресурсов, которая позволяет компенсировать бизнесу часть затрат на привлечение специалистов из других регионов страны — из субъектов РФ с избытком рабочей силы в субъекты с ее дефицитом. На Дальнем Востоке к последним помимо Приморья отнесены Камчатский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области и Чукотский автономный округ. Условия получения государственной поддержки определяются соглашением с работодателем, реализующим инвестиционный проект. У предпринимателя не должно быть никаких долгов перед бюджетами или коллективом, а затраты на привлечение работника государство берет на себя лишь частично: в каких объемах, устанавливает каждый регион.

В Приморском крае, объясняют в департаменте труда и социального развития, программой мобильности предусмотрено оказание финансовой поддержки прибывающему работнику в 2016 году в размере до 292,5 тыс. рублей. Из них 225 тыс. рублей — это государственная поддержка, не менее 67,5 тыс. рублей — собственные средства работодателя. В 2017 году государственная поддержка будет также 225 тыс. рублей, но планируется, что работодатель должен будет потратить на прибывших работников не менее 75 тыс. рублей. Общая сумма  финансовой поддержки на каждого работника увеличится до 300 тыс. рублей. Средства начинают возмещаться по истечении первых трех месяцев трудоустройства. Работник в обмен на помощь обязуется проработать минимум три года, работодатель — не сокращать в период получения субсидирования персонал. В 2016 году из бюджета РФ на компенсации работодателям предполагалось направить 29,4 млн руб., из бюджета региона — 12,6 млн руб. соответственно. На 2017 год на оказание поддержки работодателям для трудоустройства 187 работников в рамках программы предусмотрено 42,075 млн. руб.

Программа содействия трудовой мобильности стартовала в Приморье в этом году. Пока у нее три участника: ООО «Русагро-Приморье», «Приморский завод „Европласт“» и «Судостроительный комплекс „Звезда“». «Русагро» — один из крупнейших производителей свинины в России, в Приморье компания строит свинокомплексы в территории опережающего развития «Михайловский», которые начнут давать продукцию уже в 2019 году. Благодаря используемым технологиям свинина «Русагро» будет гораздо дешевле импортной, обещает производитель. Приморское подразделение группы «Европласт» создает в ТОР «Надеждинская» еще одно высокотехнологичное производство — ПЭТ-преформ и полимерных крышек, используемых в производстве пластиковых бутылок. Первая очередь завода уже работает. Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне будет специализироваться на высокотехнологичных судах, на первом этапе — судах снабжения, в том числе ледового класса. Пилотный заказ верфь планирует сдать в 2019 году, уже сейчас в ее строительстве судоверфи и производстве оборудования для нее задействовано более тысячи человек.

На все эти предприятия нужны высококлассные специалисты, которых попросту пока еще нет в Приморье. Директор департамента труда и соцразвития края Лилия Лаврентьева подчеркивает, что образовательные учреждения уже начинают заниматься подготовкой таких работников из числа приморских студентов, но на это нужно время. Привлечь уже подготовленных специалистов на Дальний Восток — задача непростая, требующая поддержки государства. Люди, например, поедут на восток страны, если пообещать им жилье. Но не у всех компаний, реализующих инвестпроекты, есть возможности куратора судостроительного комплекса «Звезда» — нефтяной компании «Роснефть», которая строит в Большом Камне шесть многоквартирных домов для специалистов верфи и уже сдала первые 68 квартир в ноябре. Зато в рамках программы повышения мобильности трудовых ресурсов работодатель может компенсировать затраты работника и его семьи на обустройство на новом месте. Средства могут быть направлены на обеспечение проезда, жильем, включая уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, обучение и переобучение работника и членов его семьи.

«Русагро-Приморье» и «Приморский завод «Европласт» в рамках программы мобильности уже трудоустроили 10 квалифицированных специалистов из Московской, Тамбовской областей, Удмуртской Республики и других регионов России, часть из них переехали с семьями, говорят в департаменте труда и социального развития. ООО «ССК «Звезда» планирует трудоустроить до конца текущего года около 20 человек. В 2017 году список участников расширяется. В него также войдут АО «Южморрыбфлот», ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод», ООО «Красный Вымпел». Эти предприятия входят в группу компаний «Доброфлот» и будут реализовывать масштабные проекты: создание логистического центра, реконструкцию жестяно-баночной фабрики и судоремонтных мощностей. Всего в будущем году в рамках программы планируется привлечь 187 работников из трудоизбыточных регионов России.

«Субсидии государства покрывают около 30% наших годовых расходов на привлеченных сотрудников. Это очень хороший эффект»,— подсчитывают в «Русагро-Приморье». Привлекать специалистов из-за пределов Приморья предприятию пришлось бы в любом случае: его проекты — специфичные, а местный рынок соискателей с такими навыками предложить не может, признают в компании. «Но без компенсаций нагрузка на наш бюджет была бы значительнее, и на эффективность бизнеса это в любом случае повлияло бы отрицательно»,— говорят в «Русагро-Приморье».

По данным компании, основные статьи затрат на привлечение трудовых ресурсов из других субъектов РФ — это аренда квартир и компенсация расходов по проезду к месту отпуска. В рамках релокации работодатель также компенсирует расходы на билеты и оплачивает расходы по перевозке багажа. В 2016 году с помощью субсидий программы привлечено девять человек, причем все это — сотрудники редких специальностей. «Это, во-первых, наши руководители-строители: начальник сметно-договорного отдела, руководитель группы технического надзора. Эта ниша на местном кадровом рынке «проваливается», найти людей с хорошим опытом в Приморье сложно. Это также весь топ-менеджмент: директор по строительству, финансовый директор, директор по персоналу, начальники отдела закупок и инженерно-технического отдела, начальник отдела автоматизированных систем управления»,— перечисляют в «Русагро-Приморье».

В 2017 году компания рассчитывает начинать привлекать уже не топовых, а узкоспециализированных рядовых работников — через программу начнет поступать линейный персонал. Первоначально предприятие заявило на будущий год потребность в 17 работниках, но уже сейчас в «Русагро-Приморье» понимают, что «нужно больше». «Мы закроем вакансии в этом объеме в любом случае, потому что на сегодня сформирована четкая стратегия развития. Когда мы начинали прорабатывать участие в программе на текущий год, такого понимания еще не было,— признают в «Русагро-Приморье».— Поэтому пришлось в рабочем порядке в жесткие сроки согласовывать изменения в списке работников, которых мы запланировали привезти на этот год. Здесь спасибо специалистам департамента труда и социального развития, они пошли нам навстречу, проявив большую контактность и клиентоориентированность».

В то же время, работодателям было бы удобнее работать с программой повышения мобильности трудовых ресурсов, если бы их «не ограничивали в требованиях к должностям и образованию соискателей», которые сейчас фиксируются в заявке. «Условно говоря, мы решили, что привезем 20 человек. Но в процессе приоритеты поменялись, и оказались нужны не строители, а, например, зооинженеры. Если бы нам разрешили подавать данные только по количеству специалистов, без учета их должностей и специальностей, это сделало бы инструмент более гибким»,— подчеркивают в «Русагро-Приморье».

В администрации Приморского края с пожеланиями работодателей знакомы и готовы работать над их реализацией. Механизмы программы нуждаются не только в доработке, но и в более широком применении, согласны в профильном департаменте. На федеральном уровне, подчеркивают чиновники, уже подготовлены изменения в законодательство, которые дадут возможность стать участниками программы «всем работодателям Приморского края, развивающим экономику, при условии отсутствия необходимых им специалистов на краевом рынке труда».

По мнению генерального директора Changellenge, члена НП "Эксперты рынка труда" Андрея Алясова, “в целом ситуация с кадрами в Приморском крае сегодня хорошая – имеет место приток свежих кадров. Другое дело, что спрос в регионе на них недостаточно большой и крайне ограниченный. Если же говорить, какой должна быть программа трудовой мобильности в Приморском крае с учётом данной специфики, то она должна касаться конкретных специальностей. При этом участвовать в компенсации затрат переезда нового сотрудника в случке Приморья работодатель и государство должно участвовать также, как это происходит в рамках классичесского государственно-частного парнертства – то есть в пропорции 50/50”, – считает эксперт. 

"Первое время – в течение одного-двух лет – затраты на переезд компенсировать работнику в большей степени должно государство, – считает независимый эксперт HR-эксперт Александр Сивогривов. – То есть, как оно и имеет место быть сейчас в Приморье. Но далее же оно должно уменьшить своё долю своего участия в данной компенсации или же как минимум довести ее до 50%. Так как первое время - понятное дело, оно даёт время компании развиться – начать реально заработать, но далее-то бизнес должен сам заботиться о своих работниках". 



Справка EastRussia
Вакансии организаций на Дальнем Востоке, являющиеся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, опубликованы на портале Роструда «Работа в России» (trudvsem.ru). Здесь уже можно ознакомиться с 1300 предложениями работодателей-участников программы. Так, например, на предприятия Хабаровского края ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Уралуголь» требуются горнорабочие, слесари-монтажники, токари. В Архангельской области в АО ПАО «Севмаш» необходимы трубопроводчики, электросварщики и др. В Пермском крае – машинистов подземных самоходных машин, такелажников, электромехаников, энергетиков ждут на «Еврохимусольском калийном комбинате» и т.д.