Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Камчатский край: итоги – 2015, тенденции – 2016

East Russia продолжает цикл аналитических публикаций, посвященный итогам прошлого года и анализу ситуации текущего года в социально-экономической и политической сферах жизни регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири

Камчатский край пока еще трудно назвать успешным и процветающим регионом. Тем не менее, события последних месяцев дают основания говорить о постепенной, хотя и медленной реализации различных точечных проектов, которые в своей совокупности создают региону более внятную перспективу.


Камчатский край: итоги – 2015, тенденции – 2016

Ростислав Туровский

Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный редактор East Russia
При этом Камчатка, в силу особенностей своего географического положения, остается регионом весьма уязвимым в социально-экономическом плане. Находясь в огромной зависимости от центра и федеральной помощи, она, в то же время, успешно пользуется этим положением, добиваясь благоприятных решений и получая большие средства.

ТОР «Камчатка» как прообраз камчатской перспективы

Одним из успехов региона стало утверждение правительством ТОР «Камчатка», а также принятие решений о финансовой поддержке двух проектов в сфере пищевой промышленности и двух золотопромышленных проектов. ТОР «Камчатка» интересна тем, что представляет собой комплексный проект, собрав под одним «зонтиком» множество различных «субпроектов», относящихся к разным отраслям. По сути, это не просто ТОР, а прообраз камчатской перспективы. В структуре ТОР находятся семь площадок, она включает такие блоки, как туристско-рекреационный, портово-промышленный, авиационно-транспортный и агропромышленный. Тем самым можно говорить и о попытках развития туристической отрасли, и об укреплении инфраструктурного узла, включающего в первую очередь порт Петропавловска-Камчатского. Особое внимание также уделяется обеспечению транспортно изолированного региона собственными продуктами питания.

В этой же логике были предложены и утверждены два небольших инвестиционных проекта, имеющих, однако, сугубо локальное значение. Один из них предполагает создание в регионе свиноводческого комплекса, им занимается ЗАО «Агротек Холдинг». Планируется, что комплекс начнет свою работу с 2019 г. Второй поддержанный центром проект — это новый пивоваренный завод, который планирует построить уже существующее ООО «Камчатский пивоваренный завод».

Для Камчатки, учитывая ее бюджетные ограничения, важно, чтобы в регион на ее проекты поступали крупные федеральные средства, а также оживился бы, наконец, приток частных инвестиций, обходящих регион стороной. С этой точки зрения ТОР «Камчатка» сулит наибольшие перспективы. Он предполагает привлечение 28,1 миллиардов рублей частных инвестиций, а также 5,7 миллиардов рублей федеральных средств. В 2016 г., например, центр должен выделить средства на объекты электросетевой инфраструктуры площадки «Паратунка». Со своей стороны региональный и муниципальные бюджеты взяли на себя обязательства вложить в ТОР 2,7 миллиардов рублей. Учитывая важность ТОР для региона, можно ожидать, что эти средства будут выделены.

Однако агропромышленные проекты, попавшие в число приоритетных, не так уж много добавляют к проекту ТОР, и при иных обстоятельствах могли бы стать ее частью. Бюджетные инвестиции в них предельно малы — всего 157 миллионов рублей на свиноводческий комплекс и 72 миллиона рублей на пивоваренный завод. Частные инвестиции в первом случае составят 1,85 миллиардов рублей, во втором — 1,1 миллиардов рублей.

«Золотые» ГОКи края и федеральная поддержка действующей инфраструктуры

Гораздо более перспективными в этой связи видятся проекты по добыче золота на севере края, получившие федеральную поддержку. По сути, в крае растет принципиально новый сегмент налогоплательщиков — крупные горнодобывающие предприятия. Так, ГОК «Аметистовый» был запущен в сентябре 2015 года компанией «Интерминералс». Объем инвестиций в проект составил 16 млрд рублей, ежегодный объем налоговых отчислений — 700 млн руб. Объем производства — 4 тонны золота в год. Компания получила льготный займ на строительство дороги от Фонда развития Дальнего Востока.

ГОК «Озерновский» компании «СиГМа» — начато строительство. Объем инвестиций в проект составляет 12 млрд рублей. Налоговые поступления за период освоения месторождения превысят 13 млрд рублей. ГОК «Озерновский» получает государственную инфраструктурную поддержку в объеме 1,2 млрд рублей.

В то же время, события прошлого года лишний раз напомнили о неоднозначном состоянии существующей в регионе инфраструктуры, хотя свою заботу о ней продемонстрировали крупные федеральные чиновники, что является несомненным плюсом. Например, глава президентской администрации Сергей Иванов держит на контроле затянувшуюся реконструкцию аэропорта, которой занимается структура федерального Спецстроя, уже сорвавшая ранее оговоренные сроки. Сергей Иванов во время пребывания на Камчатке выступил с критикой процесса реконструкции аэропорта, что несколько стимулировало этот процесс. Сейчас ожидается, что работы будут завершены в мае с.г.

Нуждаются в реконструкции и причалы порта в Петропавловске-Камчатском, которыми тоже ведает федеральная структура — ФГУП «Росморпорт». В этом случае внимание на проблему обратил Юрий Трутнев. Важность реконструкции портовых сооружений велика в связи с амбициозными планами по развитию туризма и также по превращению Петропавловска в реально работающий узел Северного морского пути. Для этого необходимо, чтобы порт был способен принимать и круизные суда, и ледоколы, но это потребует еще немалой работы и средств.

Пока, таким образом, о каких-либо мегапроектах на Камчатке говорить не приходится. Но, возможно, в этом есть и свои плюсы, поскольку нет ни завышенных ожиданий, ни критики несбыточного прожектерства. Отношения региона с центром выглядят весьма спокойными и конструктивными, и есть реальная возможность запустить целую группу малых и средних проектов, которые в первую очередь нужны самому региону.



Самый дотационный регион Дальнего Востока

Прошлый год тем временем продемонстрировал заметный рост инвестиций — на 26,5% (за январь-ноябрь 2015 г.). Это уже можно считать хорошим признаком, хотя объемы инвестиций далеко уступают другим регионам Дальнего Востока (также Камчатка отличается крайне малым объемом прямых иностранных инвестиций). Отмечался в 2015 г. и небольшой рост промышленности — на 2%. Однако камчатская экономика по-прежнему отличается неустойчивостью. Например, сельское хозяйство, хотя власти региона и делают ставку на рост самообеспечения, пока не дает хороших результатов. В этой отрасли произошел спад на 5,4%. Бросается в глаза также сокращение объемов строительных работ — на 7,6%.

В результате в регионе сохраняется заметный уровень социальной напряженности, который время от времени дает о себе знать во всплесках социального недовольства и акциях протеста. Среди поводов для недовольства остаются высокие цены и тарифы. В начале 2016 г. жители Камчатки даже обратились с петицией к президенту по поводу тарифов на ЖКХ. Прошлый год не способствовал повышению уровня жизни на Камчатке. Напротив, реальные денежные доходы упали на 5,1%. Оборот розничной торговли сократился на 2,8%. Цены на товары и услуги в декабре прошлого года поднялись на 12,6% в сравнении с ценами в декабре 2014 г. При этом цены на продовольствие выросли за тот же период на 14,8%. Поэтому регион продолжает страдать от инфраструктурных ограничений и дорогостоящей электро- и теплоэнергии. Все это не может не сказываться на настроениях граждан.

Помогает Камчатке в этой объективно тяжелой ситуации, в первую очередь, федеральный центр, и здесь надо заметить, что поддержка носит мощный и действенный характер. Камчатка стала, как известно, одним из крупнейших получателей федеральной финансовой помощи, входя в первую десятку. На сегодня это — самый дотационный регион Дальнего Востока, финансово самый зависимый от центра (доля трансфертов в бюджете — чуть более 60%). В прошлом году он получил почти 40 миллиардов рублей федеральных трансфертов, уступая по этому показателю лишь Якутии. Мало где в России встречаются случаи, когда только один и самый главный вид федеральной помощи — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составляют более половины бюджетных доходов (52,4% за прошлый год). Но при слабой собственной налоговой базе других вариантов здесь не просматривается.

В то же время устойчивая федеральная поддержка дает региональным властям возможность сформировать вполне сбалансированный бюджет. В прошлом году центр не стал урезать Камчатке трансферты, как это произошло во многих других регионах, и это уже можно считать победой. Объем трансфертов чуть вырос на 0,2%. Сохранился и прежний уровень дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (рост на 1%). Субсидий регион получил даже больше, чем раньше (на 6%), что является хорошим признаком, поскольку центр в целом стал урезать субсидии, идущие в регионы.

При сохранении прежнего уровня федеральной поддержки регион очень хорошо наращивал собственные доходы, тем самым чуть-чуть повышая финансовую самостоятельность. Налоговые и неналоговые доходы региона выросли на 11,55%. Налицо рост доходов, поступающих от бизнеса: налога на прибыль — на 11,8%, налогов на совокупный доход — на 16%, налога на имущество организаций — на 15,2%, налога на добычу полезных ископаемых — на 51,7%. Несмотря на неоднозначную ситуацию с доходами населения, существенный рост показал подоходный налог — на 10,1% (Камчатка стала вторым в ДФО регионом по темпам прироста поступлений от подоходного налога после Сахалина). Это позволяет говорить об усилении в регионе его собственных налогоплательщиков, потребность в которых крайне велика. Впрочем, пока, как и в других экономически слабых регионах, в собственных доходах региона слишком явно доминирует подоходный налог (59%), тогда как доля налога на прибыль составляет лишь 9,5% (еще 7,7% дают налоги на совокупный доход и 7,5% налог на имущество организаций).



Таким образом, финансовое положение Камчатки даже немного улучшилось и стало выглядеть более оптимистичным. Это позволило избежать одной из острейших проблем Дальнего Востока — высокой долговой нагрузки. По вопросу о долгах Камчатка стала просто образцовым регионом. В результате государственный долг региона сократился более чем на 15%, и это стало наилучшим темпом снижения госдолга по всей стране. Правда, немного вырос муниципальный долг — на 3,8%. Камчатка не имела необходимости брать крупные бюджетные кредиты у центра и, напротив, их погашала. В итоге объем долгов по бюджетным кредитам упал на 42,2% (второй показатель позитивной динамики в стране и лучший в ДФО). Отношение государственного и муниципального долга к собственным доходам региона составило умеренные 27%.

В условиях отсутствия сильной оппозиции, проблемой любых выборов становится только низкая явка избирателей

В этих условиях Камчатка смогла немного нарастить свои расходы — на 3,1%, что было особенно важно в связи с проведением досрочных губернаторских выборов (дефицит бюджета оказался очень небольшим, −1,8%). Вероятно, электоральный сезон и признаки недовольства в обществе повлияли на то, что региональные власти сделали явную ставку на социальные расходы. В частности, на здравоохранение было выделено на 9,85% больше средств, чем в 2014 г., на образование — на 8,65% (наилучшая динамика на Дальнем Востоке), на социальную политику — на 8,9%. Правда, как и во многих регионах, были сокращены и без того небольшие траты на культуру (на 1%), физкультуру и спорт (на 19,3%). На настроения немногочисленных сельских жителей мог повлиять рост расходов на сельское хозяйство и рыболовство — на 4,8%. В общей сложности непосредственно социальные статьи составили чуть более половины всех расходов.

С другой стороны, рост социальных расходов нуждался в компенсации за счет каких-либо «жертв». Снижены были траты регионального бюджета на ЖКХ, которое в условиях Камчатки, кстати, сильно зависит от бюджетных вливаний (на 4,45%). Немного «пострадали» и дороги (сокращение на 5,4%). Вероятно, на это повлияли и скандалы по поводу нарушений в ОАО «Камчатавтодор». Кроме того, власти сэкономили на себе: затраты на общегосударственные вопросы упали на 6,5% (хотя Камчатка, вместе еще с некоторыми регионами ДФО, остается среди российских лидеров по доле бюджетных расходов на эти вопросы). Однако каких-либо «катастрофических» сокращений в регионе не было, поскольку финансово-бюджетная ситуация оставалась спокойной и прогнозируемой. Примечательно, что при снижении расходов на ЖКХ Камчатка все равно оказалась на Дальнем Востоке лидером по реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Однако многие застарелые финансовые проблемы остаются в регионе нерешенными и периодически оказывают негативное влияние на его повестку. Одной из них является уровень энерготарифов, на которые по-прежнему идет бюджетное финансирование. Периодически вспыхивает вопрос о ценах на ГСМ, и в прошлом году властям опять приходилось обращать на него внимание. Так, губернатор Владимир Илюхин сам обращался в краевую прокуратуру с просьбой проверить обоснованность цен на бензин. Проверка выявила нарушения, допускаемые Независимой нефтегазовой компанией (ННК), владельцем Хабаровского НПЗ. В отношении цен на бензин дело заводило краевое управление Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, говорить о каком-то кардинальном решении проблемы и снижении цен не приходится. Разве что власти пытаются их сдерживать, оказывая давление на поставщиков.



"Рыбный интерес"

Отдельным вопросом в краевой повестке является продвижение интересов рыбной отрасли, одной из специализаций региона, с которой связаны многие ведущие бизнес-игроки. Не случайно региональные власти и непосредственно Владимир Илюхин занимают именно по «рыбным» вопросам самую активную позицию на федеральном уровне, стремясь повлиять на законотворческий процесс. В частности, Владимир Илюхин выступает за изменение позиций федерального законодательства, которое с 2010 г. признало прибрежное рыболовство общенациональным. Для защиты местных игроков он предлагает приоритетное закрепление квот за прибрежными регионами, в связи с чем обращался к главе российского правительства Дмитрию Медведеву. Камчатка также выступает за запрет дрифтерного промысла, который нанес в свое время огромный ущерб именно этому региону (когда им на протяжении 20 века занимались японцы). В этом она нашла поддержку со стороны Юрия Трутнева, и в результате в Госдуму был внесен законопроект. Впрочем, как и все остальные проблемы Камчатки, эти тоже не находят быстрых решений.

Косвенное отношение к рыбной отрасли имел, кстати, и острый конфликт в Камчатском государственном технологическом университете, находящемся в ведении Росрыболовства. Педагогический коллектив университета избрал нового ректора — Юлию Морозову. В свою очередь, Росрыболовство не согласилось с решением вуза и предложило другого ректора. Коллектив выступил резко против и начал пикеты у Росрыболовства. С помощью региональных властей удалось найти компромиссную фигуру — советника губернатора Сергея Левкова. Этот конфликт имеет, конечно, временный характер, но лишний раз свидетельствует о социальной напряженности.

В то же время губернаторские выборы прошли на Камчатке без особых проблем. Выборы были досрочными, и Владимир Илюхин получил добро Кремля на их проведение. Уровень конкуренции снизился в связи с тем, что в выборах отказался участвовать известный критик региональных властей, представитель «Справедливой России» Михаил Пучковский. Он предпочел не обращаться к «Единой России» за помощью при преодолении муниципального фильтра, тогда как поддержки своих однопартийцев для этого было недостаточно. После этого, в условиях отсутствия сильной партийной оппозиции, проблемой выборов могла стать только низкая явка. В результате камчатские выборы на российском фоне стали ярким примером сочетания очень высокой поддержки губернатора (75,5%) с крайне низкой активностью населения (31,9%). Протестный электорат поделили между собой малопопулярные местные лидеры КПРФ (Михаил Смагин, почти 10%) и ЛДПР (Валерий Калащников, 8,1%). По итогам выборов остался в должности и член Совета Федерации от исполнительной власти Борис Невзоров, известная и крупная фигура местной элиты.

Параллельно с выборами краевые власти провели и кадровые перемены в ключевых муниципальных образованиях. Достаточно долго решался вопрос о новом сити-менеджере Петропавловска-Камчатского, когда Елена Панченко была вынуждена покинуть свой пост после скандалов вокруг плохого качества уборки снега в городе. Пост был вакантен почти полгода — только во второй половине года было принято и утверждено решение о переходе в краевую столицу на пост сити-менеджера Д.Зайцева, руководившего администрацией соседнего Елизовского района. В Елизовском же районе новым главой администрации стал бывший заместитель Дмитрия Зайцева Роман Василевский. Также сменился глава администрации собственно городского поселения Елизово, где перемены тоже носили плавный характер (позицию занял бывший заместитель главы Дмитрий Шипицын). В конечном итоге в ключевых муниципальных образованиях приступили к работе новые главы администраций, о результатах которых судить еще рано.



Продвижение «точечных» проектов — как позитивный сдвиг

Таким образом, прошлый год не дал ответа на вопрос о способности Камчатки перейти от режима выживания (обильно спонсируемого федеральным центром) к режиму устойчивого развития. Позитивным сдвигом стало продвижение регионом ряда «точечных» проектов, основная часть которых объединена в ТОР «Камчатка», а также получение государственной поддержки сразу двумя крупнейшими золотодобывающими проектами в регионе. Однако прежняя острота социальных проблем на Камчатке сохраняется, и в этой связи внимание и центра, и региональных властей должно быть, вероятно, обращено на поиск тех точек роста, которые способны принести качественно иные результаты и позволить Камчатке занять определенную перспективную нишу в российской экономике и, возможно, в АТР.