Поделиться
Хабаровский край в 2016-м: преодолевая старые и новые трудности
Поделиться

Ростислав Туровский о векторе развития восточных регионов России

В прошедшем году Хабаровский край начал демонстрировать более внятные перспективы своего развития. Заметной тенденцией стало формирование в регионе ряда точек роста – в прибрежной зоне и Комсомольске-на-Амуре, которые получали поддержку со стороны как федерального, так и краевого правительства. Пока еще рано говорить о каких-либо прорывах, но по итогам года, несмотря на отсутствие крупных достижений, социально-экономическая ситуация в регионе давала умеренные поводы для оптимизма.


khabkrai.ru
Позитив или падение

Если говорить об основных социально-экономических показателях, то слабо выраженные позитивные тенденции продемонстрировала промышленность, где произошел рост на 2,4%. Но по остальным показателям, напротив, отмечался спад. В частности, обеспечить растущий приток инвестиций в регион по-прежнему не удается: объемы инвестиций упали на 4,1% (по итогам января-сентября 2016 г.). Аналогично и строительные работы уменьшились – на 3,3%. Наиболее негативные тенденции характеризовали сельское хозяйство со спадом производства на 7,3%. Причем власти Хабаровского края не уделяли АПК должного внимания, что усугубило положение дел в этой сфере, которая так и не стала приоритетной. Таким образом, новые проекты в Хабаровском крае еще не привели к каким-либо значимым результатам, и об опережающем развитии региона говорить не приходится.

Неудивительно, что и социальная ситуация в Хабаровском крае оставляла желать лучшего. Произошло снижение реальных денежных доходов населения на 4,8% (по итогам января-ноября 2016 г.). Правда, обороты розничной торговли остались на том же уровне (незначительное сокращение на 0,9%). Однако не может не настораживать рост задолженности по заработной плате: по этому показателю, по данным на 1 декабря 2016 г., Хабаровский край занял третье место в стране.

На оптимистический лад настраивает поддержка региона со стороны федерального центра, которая сочетается с неплохой собственной финансово-бюджетной ситуацией. Правда, опередить «вечного соперника» - Приморский край по объемам бюджетных доходов по-прежнему не удается. По итогам года доходы краевого консолидированного бюджета составили 101,8 миллиардов рублей, из них 84,8 миллиардов рублей – собственные налоговые и неналоговые доходы. Основную часть средств Хабаровский край зарабатывает сам (более 80%), но и поддержка центра для него имеет важное значение. По итогам прошлого года, Хабаровскому краю удалось добиться роста федеральных трансфертов на 2,1%, главным образом – за счет притока дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (на 26,8%). Однако объемы федеральных субсидий все равно резко уменьшились (на 22,8%), упали и субвенции (на 3,9%).

При всей выросшей значимости федеральных дотаций, рассчитывать на постоянный приток федеральной финансовой помощи Хабаровскому краю не стоит, учитывая и общие тенденции ужесточения финансовой политики федерального правительства. Поэтому более важное значение имеют для него собственные доходы, и здесь есть повод для оптимизма, поскольку эти доходы выросли на 13,8% (в целом доходы краевого бюджета увеличились на 12%). Главным «секретом успеха» оказался отличный рост поступлений от налога на прибыль – на 64,1% (динамика была наилучшей на Дальнем Востоке и восьмой по стране в целом). Но поступления от подоходного налога (составляющие около трети бюджетных доходов Хабаровского края) выросли не так существенно – только на 4,9%. Стоит заметить, что в структуре бюджетных доходов Хабаровского края, в связи с наличием нефтеперерабатывающих заводов и других крупных предприятий, заметную роль играют также акцизы и налог на имущество организаций.

Прирост бюджетных доходов был разумно использован властями Хабаровского края для увеличения социальных расходов. Однако накопленные проблемы, связанные с высокой долговой нагрузкой и бюджетным дефицитом, не позволили обеспечить существенный прирост финансирования. Несмотря на то, что краевые власти весьма осторожно увеличивали расходы (они выросли только на 4,2%), бюджет был все равно сведен с заметным дефицитом. Размер государственного долга составил, по итогам 2016 г., 36,1 миллиардов рублей, что стало вторым показателем в ДФО. При этом Хабаровский край лидировал в ДФО по объемам банковских кредитов и занимал второе место после Амурской области по объемам бюджетных кредитов. Муниципальный долг, состоящий в основном из бюджетных кредитов, составил 3,2 миллиарда рублей. Причем государственный долг еще и вырос за год на 17,1% - по темпам роста Хабаровский край разделил в ДФО первое место с Якутией (муниципальный долг удалось сократить на 5,5%). Таким образом, долги остаются серьезной проблемой Хабаровского края, и не видно попыток ее решить. Фактически регион, несмотря на рост бюджетных доходов, демонстрирует нехватку средств на основные статьи, чем вызваны сохранение и бюджетного дефицита, и солидной задолженности.

В то же время нельзя сказать, что расходная политика Хабаровского края выглядит хорошо сбалансированной. Так, при и без того повышенной доле расходов на общегосударственные вопросы, эти расходы выросли еще на 7,1% (составив почти 10% бюджетных расходов). Напротив, резко упали расходы на сельское хозяйство (на 12,4%), опустившись до минимального в ДФО уровня – всего лишь 0,8% от всего объема бюджетных расходов. Сельское хозяйство стало объектом слишком уж жесткой экономии бюджетных средств, в то время как его состояние оставляло желать лучшего. Интересно, что при этом власти Хабаровского края уделяют подчеркнутое внимание программе раздачи «дальневосточных гектаров» и даже ввели должность министра-уполномоченного, на которую перешла министр культуры Н.Якутина. Сэкономили краевые власти и на дорожном хозяйстве, расходы на которое тоже являются небольшими (снижение расходов составило 11,7%).

Однако при наличии отмеченной несбалансированности бюджетной политики, расходы на социальные нужды и ЖКХ краевые власти постарались увеличить. Выполняя социальные обязательства, они, в отличие от других регионов, предпочли остаться в долгах, чем проводить болезненные сокращения. В частности, на здравоохранение в 2016 г. было направлено на 7,4% больше средств, на образование – на 3,7%, на социальную политику – на 8,7%. Что касается ЖКХ, расходы на которое многие регионы урезали, то власти Хабаровского края эти расходы увеличили на 5,5%. Но, несмотря на вполне бережное отношение к социальным расходам, региональные власти все равно подвергались критике со стороны КПРФ. Возмущение коммунистов вызвало лишение льготников бесплатного проезда в общественном транспорте. В этой связи КПРФ, давно испытывающая нелюбовь к губернатору, даже проводила сбор подписей за снятие с должности В.Шпорта и роспуск краевой думы.

Рост на полюсах
 
Пока край пытается справиться с грузом накопившихся финансовых и социально-экономических проблем, особые надежды возлагаются на ускоренное развитие двух основных полюсов роста – прибрежной зоны (Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре) и Комсомольска-на-Амуре.

На побережье основная ставка делается на внедрение особых экономических режимов – свободного порта и ТОР. При этом, несмотря на попытки спасения «старого» режима особой экономической зоны в Советской Гавани, сделать это не удалось. В рамках федеральной кампании по закрытию неэффективных ОЭЗ, этот режим в Советской Гавани был ликвидирован. Правда, одновременно с этим неприятным событием в городе появился перспективный инвестиционный проект – сахарный завод таиландской компании Sutech Engineering, способный стать отраслевым лидером на Дальнем Востоке. С 2017 г. ожидается начало строительства этого завода.

Но ключевое значение для прибрежной зоны приобретает развитие соседнего с Советской Гаванью портового поселка Ванино. На Ванино был распространен режим свободного порта, и пока Ванино выглядит самым вероятным претендентом на статус второго по объемам инвестиций свободного порта – после Владивостока. Краевые власти со своей стороны демонстрировали огромное внимание Ванино и его потенциальным проектам. В уже существующей логике развития Ванинского порта ключевую роль здесь призваны играть угольные терминалы – новые проекты групп Г.Тимченко и Р.Байсарова, связанные с добычей этими же ФПГ угля в Якутии и Туве соответственно. Наряду с этим в Ванино должны появиться новый глиноземный терминал «Русала», терминал для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ). Но наряду с выполнением традиционной транзитной функции, Ванино вполне может стать и крупной промышленной зоной. В частности, были озвучены планы строительства завода по производству метанола (СУЭК и японская Marubeni), деревоперерабатывающего завода компании «Аркаим», рыборазводного завода. Если эти проекты будут реализованы, то Ванино превратится в крупный промышленный центр, один из ведущих в Хабаровском крае.

Пока, впрочем, ситуацию в Ванино подпортили некоторые текущие проблемы. Одной из них является экология. Жители поселка активно протестуют против практики работы действующего угольного терминала, ведущей к выбросу в атмосферу угольной пыли. Загрязнение угольной пылью стало предметом жалоб жителей и причиной для проверок, проводимых транспортной прокуратурой. ОАО «Ванинский морской порт» (которое подконтрольно группе «Мечел») поставили перед необходимостью устранить нарушения. Понятно, что жители Ванино не ожидают ничего хорошего от строительства новых, еще более мощных угольных терминалов: властям и бизнесу придется заблаговременно решать экологические проблемы. Кроме того, обозначился конфликт между «Мечелом» и ФПГ О.Дерипаски, в результате которого «Русал» и намерен построить отдельный глиноземный терминал, чтобы не зависеть от собственников основного порта.

Сам режим свободного порта настолько понравился властям Хабаровского края, что в регионе появились весьма странные инициативы о распространении этого режима на внутренние районы. Говорилось о включении в структуру свободного порта Хабаровска и прилегающих районов – Хабаровского, Вяземского, Бикинского, имени Лазо. Впрочем, режим свободного порта в его российском «прочтении» и без того сильно отличается от мировых аналогов. Поэтому его использование в районах, удаленных от моря, выглядит все-таки маловероятным.

Интересным процессом стало продвижение ТОР в Николаевске-на-Амуре, третьей по счету в Хабаровском крае (эта ТОР прошла одобрение на правительственной комиссии). Николаевск-на-Амуре является изолированным и депрессивным городом и нуждается, конечно, в стимулах для развития. Хотя он расположен вблизи от моря, но свободный порт создавать решили только в Ванино. Николаевску-на-Амуре достался статус ТОР с акцентом на переработке рыбы и судоремонте, то есть на традиционной специализации этой территории. В городе и его окрестностях предполагается построить рыбоперерабатывающий комплекс (ООО «Ухта-пром»), развивать переработку рыбы на мощностях ЗАО «Николаевская-на-Амуре ремонтно-эксплуатационная база флота» и ООО «ТОТ», а также реанимировать судоремонтный завод для ремонта как морских, так и речных судов.

В то же время проект вывода Николаевска-на-Амуре из депрессивного состояния наверняка столкнется с трудностями. В частности, здесь требуется решить проблему энергоснабжения объектов, а для этого нужны государственные инвестиции. Да и плохая транспортная доступность Николаевска-на-Амуре останется проблемой при привлечении в этот город инвестиций.

Одновременно с формированием пула инвесторов для новой ТОР, в Хабаровском крае стала проясняться ситуация и с теми двумя ТОР, которые возникли ранее. Вокруг ТОР «Хабаровск» возникали проблемы, вызванные разногласиями между городскими властями и некоторыми инвесторами, в связи с чем в ситуацию приходилось вмешиваться Ю.Трутневу. Зато быстро начал работу тепличный комплекс, где инвестором является японская компания JGC Evergreen.

ТОР «Комсомольск» развивалась в более спокойном режиме. Одной из ее основных специализаций может стать переработка леса, что очень важно в постепенном процессе превращения Хабаровского края в лидера данной отрасли на Дальнем Востоке. Одним из участников этого процесса является крупный лесопромышленный холдинг RFP Group. На новых предприятиях планируется развернуть производство пиломатериалов, жидкой целлюлозы и др. Кроме того, в этой ТОР появилась рекреационная составляющая, имеющая, впрочем, локальное значение (горнолыжный комплекс «Холдоми»).

Наряду с ТОР, стимулом для развития Комсомольска-на-Амуре, второго по величине города Хабаровского края, выходцем из которого является губернатор В.Шпорт, призван стать план комплексного социально-экономического развития города. В 2016 г. этот план был утвержден главой российского правительства Д.Медведевым. Но как и с любым планом, от его формулирования до реализации времени должно пройти немало. Даже согласование конкретных мероприятий и их финансирования затянулось на долгие месяцы (реализация плана должна стартовать с реконструкции автомобильной дороги между Комсомольском и Хабаровском – самого дорогостоящего проекта, а также строительства комплекса обезжелезивания и деманганации, реконструкции драматического театра).

Ключевые игроки в процессе подготовки плана развития Комсомольска-на-Амуре определились. В федеральном правительстве для этого создана рабочая группа. В правительстве Хабаровского края появился прибывший из Москвы специальный вице-премьер Д.Волков, выходец из столичных бизнес-кругов и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Но не исключено, что финансирование плана (где главная нагрузка ложится на федеральный бюджет) будет еще урезаться, как это происходит и с государственными программами. При этом важно, чтобы все три его направления (развитие промышленного центра, формирование благоприятной городской среды, инфраструктура) развивались сбалансировано. Очевидно, что самым дорогостоящим элементом плана будет реконструкция автомобильной дороги, которая следует в Ванино (тогда как большинство работ пока планируется завершить до 2020 г., работы по этой автодороге будут вестись до 2025 г.). И в целом явно затянувшиеся согласования уже не позволяют говорить о том, что план будет реализован целиком и полностью. Кроме того, у города есть немало других проблем, требующих решения, например, - банкротство речного порта. Тем не менее, оживление экономики, благоустройство города и формирование транспортного коридора от Хабаровска до Ванино будут иметь стратегическое значение и для Комсомольска, и для региона в целом.

Перерабатывать и добывать
 
В связи с развитием Комсомольска-на-Амуре, да и не только его Хабаровский край приобретает возможности для оживления своего традиционного машиностроения и металлургии. Ожидается, что все-таки начнет выходить из кризиса судостроение, представленное заводами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, предприятиями Объединенной судостроительной корпорации. Оба завода рассчитывают на государственные заказы, в т.ч. оборонные. Кроме того, Хабаровский судостроительный завод будет заниматься постройкой двух грузопассажирских судов для перевозок с Сахалина на Курильские острова. Также эти заводы полагаются на планируемое строительство новых судов для рыбопромышленников.

Позитивной новостью стало появление покупателя имущества многострадального завода «Амурметалл» - единственного на Дальнем Востоке предприятия черной металлургии, расположенного в том же Комсомольске-на-Амуре. После срыва ряда аукционов, имущество по минимальной цене купила хабаровская группа «Торэкс». Есть также вероятность, что завод войдет в состав ТОР.

Все более актуальным вопросом становится превращение Хабаровского края в крупный центр лесопереработки. Для этого у региона есть все предпосылки. Созданием лесопромышленного кластера занимается Внешэкономбанк, что позволяет говорить о реалистичных перспективах. Предполагается, что суммарные инвестиции банка составят около 40 миллиардов рублей. В основе кластера будут три предприятия – «Аркаим» в Ванино, предприятие RFP Group в Амурске и «Азия-лес» (BM Group) в поселке Березовый на БАМе. Причем проект «Азия-лес» получил уже адресную правительственную поддержку: на его инфраструктуру государство готово выделить около 850 миллионов рублей. С «Аркаимом» пока связано больше всего проблем, поскольку год назад там было введено внешнее управление. Тем не менее, несмотря на долги, компания ищет партнеров в Китае и надеется запустить крупный инвестиционный проект. Приход китайского капитала в лесопромышленный комплекс Хабаровского края может, пожалуй, наряду с вложениями ВЭБ, создать реальные перспективы для развития отрасли, а также экспорта ее продукции. В том же Амурске теперь предполагается и строительство целлюлозно-бумажного комбината, которым может заняться компания China Chengtong Holdings Group.

В направлении более глубокой переработки традиционного для Хабаровского края сырья может развиваться и рыболовство. Пока регион с этой точки зрения недооценивают, и позиции основных отраслевых лоббистов Приморья, Сахалина и Камчатки всегда были сильнее. Однако в прошлом году Хабаровский край показал рекордный улов лососевых, став, наряду с Камчаткой, одним из главных бенефициаров запрета дрифтерного промысла. Перспективы для развития рыбопереработки приобретает Николаевск-на-Амуре, что может быть взаимосвязано с созданием ТОР. Причем в Николаевском районе в прошлом году уже открылся крупнейший в регионе рыбокомбинат.

Добыча угля и цветных металлов в Хабаровском крае тоже уступает ряду других дальневосточных регионов, но и здесь появляются новые перспективы. Позитивным итогом федеральной поддержки добычи угля на Ургальском месторождении (компания СУЭК) становится расширение производства, в частности, за счет ввода в строй разреза Правобережный. Ожидается, что добыча угля вырастет здесь в два раза за пять лет.

На расширение объемов производства может рассчитать и Амурский горно-металлургический комбинат в городе Амурске. Собственник комбината - компания «Полиметалл» намерена перерабатывать в Хабаровском крае сырье со своего золоторудного месторождения Кызыл в Казахстане. Таким образом, не только Комсомольск-на-Амуре, но и расположенный неподалеку Амурск получают хорошие стимулы для развития.

Среди новых добывающих производств наиболее интересным выглядит освоение Малмыжского золото-медного месторождения (Нанайский район), подконтрольного западному капиталу - канадской IG Copper (51%) и американской Freeport McMoRan (49%). Несмотря на антироссийские санкции, эти компании настроены вполне решительно, и российское правительство одобрило допуск их предприятия «Амур Минералз» к работе на месторождении. Правда, этот проект вряд ли будет быстро реализован, а его владельцы, судя по всему, намерены еще искать финансовые ресурсы. Но в любом случае перспектива становится достаточно очевидной.

Наконец, Хабаровский край остается российским лидером в развитии добычи олова, резко сократившейся в нашей стране после распада СССР (и фактического прекращения этой добычи в Якутии). Занимается этим компания «Селигдар», выводящая на проектную мощность рудник Молодежный и обогатительную фабрику в Солнечном районе. Она же ведет добычу на Правоурмийском месторождении в Верхнебуреинском районе. Впрочем, объемы добычи невелики, и пока Россия продолжает зависеть от импорта сырья.

Как мы отмечали выше, планы по формированию в Хабаровском крае системы полюсов роста требуют немалых вложений в транспортную инфраструктуру. Такая потребность существует и непосредственно в Хабаровске. Здесь стартовал проект строительства объездной дороги, и для этого было подписано концессионное соглашение с консорциумом, в который входят Газпромбанк, «Сибмост» (Новосибирск, группа семьи Кошкиных) и группа ВИС петербургского происхождения (известная сотрудничеством с «Газпромом»). Строительство оценивается в 41,1 миллиардов рублей и должно быть завершено за четыре года.

Несомненным интересом региона является и завершение модернизации хабаровского аэропорта, которой занимается международный консорциум, где ключевым игроком является японская группа Sojitz. В ближайшие три года планируется реконструировать терминал внутренних авиалиний. Со своей стороны федеральное правительство приняло решение о выделении на реконструкцию аэропорта средств из ФНБ. И, кстати, центральную роль Хабаровска на Дальнем Востоке только подчеркнуло решение о создании здесь логистического хаба «Почты России», на который Фонд развития Дальнего Востока должен выделить 1,8 миллиардов рублей.

Повышение напряженности
 
Общественно-политическая ситуация в Хабаровском крае тем временем не претерпела больших изменений, а социальная напряженность давала о себе знать и влияла на развитие электорального процесса. В частности, Хабаровский край отличился наибольшим на Дальнем Востоке падением явки (она была самой низкой на Дальнем Востоке, составив 36,9%). Повлияло на выборы и отсутствие кандидата «Единой России» в одном из двух одномандатных округов: там Кремль сделал ставку на депутата Госдумы от ЛДПР С.Фургала (в другом округе выборы выиграл местный депутат и бизнесмен из «Единой России» Б.Гладких). Наряду с его победой это привело и к росту показателей голосования за партийный список ЛДПР. Против губернатора, как уже сказано, активно выступали коммунисты, но их рейтинг, правда, от этого не вырос. Тем не менее, «Единая Россия» получила в Хабаровском крае свой худший результат на Дальнем Востоке – 37,3% голосов. Результат ЛДПР (25%) оказался третьим по регионам России, коммунистам достались 16,5% голосов.

В целом на общественные настроения и их отношение к власти не могли не влиять коррупционные скандалы, хотя они и не получили федерального резонанса, как это было в других регионах ДФО. Но при всем при том в Хабаровском крае «пострадал» за коррупцию весь строительный блок краевого правительства, где были арестованы вице-премьер С.Игнатович и министр А.Скоморохов. Пришлось заменить и спикера законодательной думы: вместо арестованного в 2015 г. В.Чудова им стал его заместитель и тоже представитель «Единой России» С.Луговской. Кроме того, напряженные отношения в элитах влияли на позиции опытного мэра Хабаровска А.Соколова, но ему удалось сохранить должность (предполагалось, что мэра «уйдут», выдвинув его в депутаты Госдумы). В Комсомольске-на-Амуре, кстати, местная оппозиция выступала за отставку мэра города А.Климова, но это тоже ни к чему не привело.

Таким образом, социально-политическая ситуация в Хабаровском крае характеризовалась повышенной напряженностью и заметным уровнем протестных настроений. Текущие результаты социально-экономического развития региона явно не удовлетворяют граждан, поскольку каких-либо изменений здесь не наблюдается. Более того, некоторые проекты вызывают свое недовольство, связанное с несоблюдением экологических требований. Региональные власти в целом справляются с финансовой ситуацией, но средств не хватает для удовлетворения всех насущных потребностей большого региона. При этом положительные перспективы у региона и его отдельных городов есть, и они уже начинают реализовываться. Но, конечно, должно пройти несколько лет, чтобы эти перемены привели к зримым результатам.
Ростислав Туровский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов