Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Who is eating Kamchatka fish?

Which water bioresources and where exactly does it export abroad? Kamchatsky Krai

Kamchatka has been and remains the largest producer of fish and other sea-related products in the Far East, and therefore inevitably is one of the main exporters of aquatic biological resources abroad. The region traditionally saturates not only the domestic market with white and red fish, but also satisfies part of the needs of its Asian neighbors. However, export from Kamchatka consists not only of biological resources, and the markets for the latter are constantly expanding.


Who is eating Kamchatka fish?
Photos: infographics EastRussia
Undoubtedly, the main export item of Kamchatka is associated with its natural potential - it is fish and seafood. According to customs statistics, in 2016, about 240 thousand tons of aquatic biological resources (WBR) were exported outside the region for export. Their cost - $ 515,9 million - accounted for 90% of the total annual export of Kamchatka ($ 570,52 million). Exports of Kamchatka for the year increased by 15,7 million dollars (+ 2,8%) compared to 2015, imports - by 24,9 million (+ 39,3%), but the trade balance remained positive - 482,3, USD XNUMX million

More than 360 species of ichthyofauna live in the sea area of ​​Kamchatka and its rivers. In the process of industrial and other types of fishing, five species of Pacific salmon and more than 30 species of marine objects are caught, of which 14 are marine fish. The main objects of the fishery are pollock, cod, herring, flounder, halibuts, sea bass, greenlap, Pacific salmon, crabs, squid. In the waters of the Kamchatka rivers and adjacent seas, about 2 million tons of fish are caught annually (including 150–250 thousand tons of salmon), up to 20 thousand tons of crab.

The fishing industry of Kamchatka forms from one third to half of the industry in the entire Far East. According to Rosrybolovstvo, in 2016, Far Eastern fishermen (FEFD) harvested almost 3,12 million tons of marine biological resources. The catch of pollock in the Far East amounted to 1,74 million tonnes, herring - 398,9 thousand tonnes, cod - 87,7 thousand tonnes, crabs - 57 thousand tonnes. The Kamchatka Krai fishery producers extract about 1 million tonnes of aquatic biological resources per year ( in 2016 - 1,06 million tons), of which about 85% of catches are in the adjacent seas and Kamchatka rivers. The total catch in Russia, according to preliminary data, is 4,75 million tons.

In the Kamchatka Territory there are more than 500 enterprises engaged in fishery activities with a year-round or seasonal production cycle, about 220 of which catch aquatic biological resources.

The largest of them are PJSC “Okeanrybflot”, production cooperative “Kolkhoz im. V. I. Lenin ”, LLC Pollux, LLC Vityaz-Avto.

It should be noted that the fish processing enterprises of the Kamchatka Territory are among the most modern in Russia. For the production of high-quality export products, advanced technologies are used, borrowed from the West. In particular, the products under the Maridel brand of the Vityaz-Auto company were initially supplied exclusively for export - to South Korea and Japan, but practically did not enter the domestic market.
The region's mining fleet numbers more than 650 large, medium and low tonnage vessels. More than 190 fish processing plants with a year-round or seasonal production cycle have been built and operate in the region, of which 17 produce canned fish. The total daily capacity of the factories is more than 12 thousand tons of frozen products, 1200 tubes of canned food (tubes - thousand conditional cans. - Approx. ed.).

According to the structure of exports of the Bank of Russia from the Kamchatka Krai, statistics as a whole are consistent with data on total catches. The bulk of exports for the past year was frozen raw fish - 217,7 thousand tons of these products were exported with a total cost of just over 400 million dollars.

The leader in terms of export volumes in this category is pollock (151 thousand tons for $ 143,5 million), the second position is for salmon (32,8 thousand tons for 127,2 million), the third - for cod (12,3 thousand tons by almost 37 million). Red fish are exported mainly sockeye salmon (about 70%) and pink salmon (about 25%). The main consumer of salmonids is Japan (more than 80% of Kamchatka red fish were delivered there last year).

Last year, 9,7 thousand tons of fish liver, caviar and milk were exported outside the peninsula - for 62 million dollars, 79,6 million of export proceeds were given by the Kamchatka crab. Low-processed products passing through customs declarations under the item “fish fillets and other fish meat (including minced meat), fresh, chilled or frozen” brought Kamchatka another $ 34,7 million - about 14,9 thousand tons were sold abroad Fishmeal can be attributed to the same category - about 17,12 thousand tons were exported from Kamchatka last year for a total of $ 17,85 million.

The routes of aquatic biological resources from Kamchatka are logical - the main consumers are the countries of the Asia-Pacific region. Kamchatka seafood for $ 230,5 million in 2016 was consumed by South Korea, by 163,7 million - by China, by 114 million - by Japan, by 1,6 million - by Vietnam, by 1 million - by the USA, by 906 thousand - Thailand, products for 193 thousand dollars - Indonesia. At the same time, aquatic biological resources of the Kamchatka Territory were also exported to the Netherlands (by 2,4 million dollars), Germany (1 million dollars), Great Britain (243,7 thousand dollars) and even France (155 thousand dollars). ... The supply of fish and seafood to the Netherlands and the UK did not begin until 2016.

All other items of Kamchatka's exports for 2016 did not exceed 10% of the value of export. Of these, two thirds are raw materials for metallurgy: 28 thousand tonnes of ferrous scrap (5 mln.) And 133,7 thousand tonnes of nickel concentrate (27,75 mln. USD).

At the end of last year, non-resource non-energy exports from the Kamchatka Territory amounted to 93,6% of the total - this is $ 530 million. Non-raw energy exports are another 0,4%. The export of raw materials from Kamchatka last year amounted to about $ 30 million, or 6%. At the same time, the share of raw materials exports from the subject over the past four years has been gradually growing: in 2013 it was only 1,7% (and the share of non-resource non-energy exports - 97,85%), in 2014 - 1,74%, in 2015 - already 2,99%. At the same time, the share of Kamchatka in all-Russian exports is growing: since 2014, when it was 0,11%, the indicator increased to 0,2% at the end of 2016.

In general, the largest importing countries of products from Kamchatka in 2016 were the Republic of Korea ($ 243,52 million - 42,7%), China (203,14 million - 35,6%) and Japan (114,62 million - 20,1%). The Netherlands (5 million - 2,41%) and Vietnam (0,42 million - 1,62%) round out the top 0,28 importers. The value of exports to South Korea increased by $ 17,5 million over the year. The main export items: frozen fish - 50,8%, crustaceans - 30,2%, fish fillets and other fish meat - 13,3% of the export value. Exports to China fell by 19,4 million (8,7%). The main export items are: frozen fish - 80,5%, nickel ores and concentrates - 13,7%, flour from meat, fish, crustaceans, and molluscs - 5,5%. Exports to Japan increased in 2016 by 11,4 million (11,1%). The main export items are frozen fish - 94,4%, crustaceans - 4,7%.



Comment
Vladimir Ilyukhin, Governor of the Kamchatka Territory:
- The main part of Kamchatka export is traditionally fish and seafood. Their share in the total volume of foreign trade reaches 90%. Here the partners of Kamchatka, due to the geographical location of the peninsula, are the countries of the Asia-Pacific region. These are the Republic of Korea, China, Japan. At the same time, in 2016 the region also sent goods to the Netherlands, Vietnam and the USA.

For the most part, low-grade products are exported. However, now we are focusing on the development of production capacities. Including using the mechanisms of the territory of advanced development and the Free Port of Vladivostok. The first steps in this direction have already been made. So, within the framework of the TOP, a large project involving investments from the Republic of Korea is now being implemented by the company 415 City. In Petropavlovsk-Kamchatsky, a modern fish processing plant and a factory for the production of tin cans are being built. The company plans to supply the products both to the domestic market and to export.

In addition, a project to create a transport and logistics center is being implemented in the regional center under the Free Port regime. The initiator is the Seroglazka Terminal company, which actively cooperates with the world leader in the field of container transportation - the Danish company Maersk Line. The project provides for the creation of a terminal for integrated services for sea vessels. It will ensure the transshipment of Kamchatka fish products for further shipment to the Russian market, as well as direct export deliveries of refrigerated containers to ports in Asia, Europe, and the United States, without calling other ports of the Far East.

If we talk about other components of Kamchatka's exports, we also send abroad nickel concentrate and ferrous scrap. In the future, it is planned to supply coal from the Krutogorovskoye deposit in Kamchatka. The Indian company Tata Power is planning to implement this project on the peninsula.

I would also like to note our cooperation with the Russian Export Center, which provides financial and non-financial support to exporters. REC representatives visited the peninsula last year and met with our entrepreneurs. Business has expressed interest in this cooperation. In addition, the Government of the Kamchatka Territory is now also working to create mechanisms to support exporters at the regional level. I am sure that, together, such assistance will make it easier for our entrepreneurs to do business.

Published in the journal "Russian exporter"
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Кто ужинает камчатской рыбой?

Какие водные биоресурсы и куда именно вывозит за границу Камчатский край

Камчатка была и остается крупнейшим на Дальнем Востоке производителем рыбной и прочей связанной с морем продукции, а поэтому неизбежно является одним из основных экспортеров водных биоресурсов за рубеж. Регион традиционно насыщает белой и красной рыбой не только внутренний рынок, но и удовлетворяет часть потребности азиатских соседей. Однако экспорт с Камчатки состоит не только из биоресурсов, а рынки сбыта последних постоянно расширяются.


Кто ужинает камчатской рыбой?
Фото: инфографика EastRussia
Безусловно, главная статья экспорта Камчатки связана с ее природным потенциалом — это рыба и морепродукты. По данным таможенной статистики, за 2016 г. за пределы региона на экспорт было вывезено около 240 тыс. т водных биоресурсов (ВБР). Их стоимость — 515,9 млн долл. — составила 90 % от суммарного годового экспорта Камчатки (570,52 млн долл.). Экспорт Камчатки за год вырос на 15,7 млн долл. (+2,8 %) по сравнению с 2015 г., импорт — на 24,9 млн (+39,3 %), но сальдо торгового баланса осталось положительным — 482,3 млн долл.

В морской акватории Камчатки и ее реках обитает более 360 видов ихтиофауны. В процессе промышленного и других видов рыболовства добываются пять видов тихоокеанских лососей и более 30 видов морских объектов, из них 14 составляют морские рыбы. Основные объекты промысла — это минтай, треска, сельдь, камбалы, палтусы, морские окуни, терпуги, тихоокеанские лососи, крабы, кальмары. В водах камчатских рек и прилегающих морей ежегодно добывается около 2 млн т рыбы (в т. ч. 150–250 тыс. т лосося), до 20 тыс. т краба.

Рыбопромышленная отрасль Камчатки формирует от трети до половины объемов отрасли всего Дальнего Востока. По данным Росрыболовства, в 2016 г. дальневосточные рыбаки (ДФО) добыли почти 3,12 млн т морских биоресурсов. Вылов минтая на Дальнем Востоке составил 1,74 млн т, сельди — 398,9 тыс. т, трески — 87,7 тыс. т, крабов — 57 тыс. т. Рыбопромышленники Камчатского края добывают около 1 млн т водных биоресурсов в год (в 2016-м — 1,06 млн т), из них около 85 % уловов — в прилегающих морях и камчатских реках. Суммарный объем вылова в России, по предварительным данным, — 4,75 млн т.

В Камчатском крае функционируют свыше 500 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, около 220 из которых осуществляют вылов водных биологических ресурсов.

Крупнейшие из них — ПАО «Океанрыбфлот», производственный кооператив «Колхоз им. В. И. Ленина», ООО «Поллукс», ООО «Витязь-авто».

Следует отметить, что рыбоперерабатывающие предприятия Камчатского края являются одними из самых современных на территории России. Для производства качественной экспортной продукции применяются передовые технологии, заимствованные с Запада. В частности, продукция под брендом «Маридель» компании «Витязь-авто» изначально поставлялась исключительно на экспорт — в Южную Корею и Японию, а на внутренний рынок практически не поступала.
Добывающий флот края насчитывает более 650 крупно-, средне- и малотоннажных судов. В регионе построено и действует более 190 рыбоперерабатывающих заводов с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, из которых 17 осуществляют выпуск рыбных консервов. Суммарная суточная мощность заводов — более 12 тыс. т мороженой продукции, 1200 туб консервов (туб — тыс. условных банок. — Прим. ред.).

По структуре экспорта ВБР из Камчатского края статистика в целом совпадает с данными по общим уловам. Большую часть экспорта за прошлый год составила мороженая рыба-сырец — вывезено 217,7 тыс. т этой продукции общей стоимостью чуть более 400 млн долл.

Лидер по объемам вывоза в данной категории — минтай (151 тыс. т на 143,5 млн долл.), вторая позиция — у лососевых (32,8 тыс. т на 127,2 млн), третья — у трески (12,3 тыс. т почти на 37 млн). Из красной рыбы на экспорт отправляются в основном нерка (около 70 %) и горбуша (около 25 %). Основной потребитель лососевых — Япония (более 80 % камчатской красной рыбы за прошлый год поставлено именно туда).

Рыбной печени, икры и молок вывезено за прошлый год за пределы полуострова 9,7 тыс. т — на 62 млн долл., 79,6 млн экспортной выручки дал камчатский краб. Продукция низкой степени переработки, проходящая по таможенным декларациям по статье «филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые», принесла Камчатке еще 34,7 млн долл. — за рубеж продано около 14,9 тыс. т. К этой же категории можно отнести рыбную муку — за прошлый год с Камчатки ее вывезено порядка 17,12 тыс. т на общую сумму 17,85 млн долл.

Пути водных биоресурсов с Камчатки логичны — основными потребителями являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Камчатских морепродуктов на 230,5 млн долл. за 2016 г. потребила Южная Корея, на 163,7 млн — Китай, на 114 млн — Япония, на 1,6 млн — Вьетнам, на 1 млн — США, на 906 тыс. — Таиланд, продукции на 193 тыс. долл. — Индонезия. В то же время водные биоресурсы Камчатского края также экспортировались в Нидерланды (на 2,4 млн долл.), Германию (1 млн долл.), Великобританию (243,7 тыс. долл.) и даже Францию (155 тыс. долл.). Поставки рыбы и морепродуктов в Нидерланды и Великобританию начались только в 2016 г.

Все прочие статьи экспорта Камчатки за 2016 г. не превысили 10 % от стоимостного объема вывоза. Из них две трети — это сырье для металлургии: 28 тыс. т лома черных металлов (5 млн долл.) и 133,7 тыс. т никелевого концентрата (27,75 млн долл.).

По итогам прошлого года несырьевой неэнергетический экспорт из Камчатского края составил 93,6 % от суммарного — это 530 млн долл. Несырьевой энергетический экспорт — это еще 0,4 %. Экспорт сырья с Камчатки за прошлый год составил около 30 млн долл., или 6 %. При этом доля сырьевого экспорта из субъекта на протяжении последних четырех лет постепенно растет: в 2013 г. она составляла всего 1,7 % (а доля несырьевого неэнергетического экспорта — 97,85 %), в 2014-м — 1,74 %, в 2015-м — уже 2,99 %. Одновременно растет доля Камчатки в общероссийском экспорте: с 2014 г., когда она составляла 0,11 %, показатель вырос до 0,2 % по итогам 2016-го.

В целом крупнейшими странами-импортерами продукции с Камчатки за 2016 г. стали Республика Корея (243,52 млн долл. — 42,7 %), КНР (203,14 млн — 35,6 %) и Япония (114,62 млн — 20,1 %). Замыкают топ-5 импортеров Нидерланды (2,41 млн — 0,42 %) и Вьетнам (1,62 млн — 0,28 %). Стоимость экспорта в Южную Корею за год выросла на 17,5 млн долл. Главные статьи экспорта: рыба мороженая — 50,8 %, ракообразные — 30,2 %, филе рыбное и прочее мясо рыб — 13,3 % от стоимости экспорта. Экспорт в Китай упал на 19,4 млн (8,7 %). Основные статьи экспорта: рыба мороженая — 80,5 %, руды и концентраты никелевые — 13,7 %, мука из мяса, рыбы, ракообразных, моллюсков непищевая — 5,5 %. Экспорт в Японию увеличился за 2016 г. на 11,4 млн (11,1 %). Главные статьи экспорта: рыба мороженая — 94,4 %, ракообразные — 4,7 %.



Комментарий
Владимир Илюхин, Губернатор Камчатского края:
– Основную часть камчатского экспорта традиционно составляют рыба и морепродукты. Их доля в общем объеме внешней торговли доходит до 90 %. Здесь партнерами Камчатки, в силу географического расположения полуострова, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это Республика Корея, Китай, Япония. Вместе с тем в 2016 году край также отправлял товары и в Нидерланды, и во Вьетнам, и в США.

В большинстве своем на экспорт уходит продукция низкой степени переработки. Однако сейчас мы делаем акцент на развитие производственных мощностей. В том числе используя механизмы территории опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в рамках ТОР крупный проект с привлечением инвестиций из Республики Корея сейчас осуществляет компания «Город 415». В Петропавловске-Камчатском строятся современный рыбоперерабатывающий завод и завод по производству жестяно-баночных изделий. Продукцию компания планирует поставлять как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Кроме того, сейчас в краевом центре в рамках режима Свободного порта реализуется проект по созданию транспортно-логистического центра. Инициатор — компания «Терминал Сероглазка», которая активно сотрудничает с мировым лидером в сфере контейнерных перевозок — датской компанией Maersk Line. Проект предусматривает создание терминала по комплексному обслуживанию морских судов. Он позволит обеспечить перевалку камчатской рыбопродукции для дальнейшей отправки на российский рынок, а также прямые экспортные поставки рефконтейнеров в порты Азии, Европы, США, без захода в другие порты Дальнего Востока.

Если говорить о других составных частях камчатского экспорта, то мы также отправляем за границу никелевый концентрат, лом черных металлов. В перспективе планируются поставки угля с Крутогоровского месторождения Камчатки.  Реализовать данный проект на полуострове планирует индийская компания «Тата Пауэр».

Отдельно отмечу наше сотрудничество с Российским экспортным центром, который оказывает финансовую и нефинансовую поддержку экспортеров. Представители РЭЦ в прошлом году побывали на полуострове и встречались с нашими предпринимателями. Бизнес высказал заинтересованность в данном сотрудничестве. Кроме того, Правительство Камчатского края сейчас также работает над созданием механизмов поддержки экспортеров на уровне региона. Уверен, что вкупе такая помощь облегчит ведение бизнеса нашим предпринимателям.

Опубликовано в журнале "Российский экспортер"