Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We are the only region recovering tin mining"

The head of the region, Governor Vyacheslav Shport, told in an interview to EastRussia about the concrete results achieved by the economy of Khabarovsk Krai and on what projects they work there today,

"We are the only region recovering tin mining"
Photo: TASS
The Khabarovsk Territory is one of the most industrially developed regions in the Russian Far East. According to preliminary estimates, in the outgoing 2016, the industrial production index increased by more than 2015% compared to 2. Positive dynamics were achieved primarily due to the growth in the volume of production of goods and services in engineering, agriculture, logistics and fish processing.

- Vyacheslav Ivanovich, the Khabarovsk Territory has traditionally been famous for engineering. How effective has this industry proved to be in the outgoing year?
- Here we have something to rejoice, summing up the results of the year. Under the eyeballs loaded with long-term government orders Komsomolsk-on-Amur aviation plant them. Yu.A. Gagarin, a branch of the company "Sukhoi". A contract for the supply of thirty Sukhoi Superjet aircrafts to Aeroflot was completed by civil aircraft construction: seventeen of them were produced this year, and next year the volumes will more than double - up to 39 aircraft. This will be a record indicator of the plant in its entire history. In the field of civil shipping in July 2016, the regional enterprise "Khabarovskvodtrans" accepted from Khabarovsk shipbuilding plant the executed order - high-speed passenger vessel "70 Victory Years", which will transport passengers along the Amur River. By the way, the liner was successfully presented at the II Eastern Economic Forum, and on its board was visited by Russian President Vladimir Putin. As a result, the passenger companies of Kamchatka, Sakhalin, Yakutia and neighboring China have already agreed to buy liners of this type.

- What are the results of the mining industry?
- We are the only region in the country where domestic tin mining is being restored. As you know, this industry declined in the post-Soviet years. By the fall of this year, the Russian company Rusolovo reanimated and put into operation the “Solar concentrator” in the village of Gorny, which is located in the very center of the Khabarovsk Territory. Gold mining in the region is also on the rise: a mining and processing plant was built at the Svetloye deposit in the Okhotsk region nine months earlier than planned, and the first 300 kg of gold has already been mined here. Reaching the design capacity will allow to receive up to a ton of precious metal annually. Moreover, in June 2016 of the year, the Russian-American company Amur Minerals began the development of the Malmyzhsky gold-copper deposit in the Nanaisk region. The investment planned for the next five years is about $ 1,5 billion, and more than 2,5 thousand jobs will be created in the region.

- This year the long-term development plan of Komsomolsk-on-Amur was adopted. For the first time a separate city paid so much attention at the federal level. How is the implementation of the plan going?
- This is a key task, which we started to work on this year and will be engaged in until 2025 year. In particular, there are three directions for the development of Komsomolsk-on-Amur. This is the formation of the industrial and engineering center of the Far East, the modernization of social, transport and engineering infrastructure, as well as the creation of modern public urban spaces. In 2016, it is planned to complete the construction of the first facility - a complex of deironing and demanganation of groundwater. In cooperation with the Ministry of Education and Science, the Interregional Competence Center was opened, the only one in the Far East, and in Komsomolsk-on-Amur there was a children's technopark "Kvantorium." To implement the project, more than 56 million rubles was allocated from the federal budget. Among the large construction projects for 2017 year is the reconstruction of the drama theater, the embankment, the creation of the Engineering School.

- In July this year, the Russian government decided to extend the free Vladivostok port from Primorye to other coastal areas of the Far East, including the entire territory of the Vanino Municipal District of the Khabarovsk Territory. Are there already residents here?
- Yes, it was a very timely decision of the government. In terms of logistics, we can even compete with our southern neighbor, Primorsky Krai, where whole and 15 municipal areas are included in the tax and other preferences of the free port. The first resident of the SPV in the Khabarovsk Territory, of course, was the Far Eastern port of Vanino. The company plans to build a specialized terminal for transshipment of coal cargo: the fuel will be supplied from the Elegestsky coal deposit in the Republic of Tyva. The company plans to reach the design capacity of 15 million tons in five years, and the volume of investments will be more than 20 billion rubles. 18 companies with a cumulative total investment of 72 billion rubles are next in line to those who wish to become SPV residents in the Vaninsky district of the Khabarovsk Territory.



- Already a year and a half has passed since the signing of agreements on the creation of territories for outpacing socio-economic development (TACER) - Khabarovsk and Komsomolsk. How far did the first residents go to create real production?
- Today, the first phase of the greenhouse complex with an area of ​​2,5 ha and a capacity of about 1 thousand tons per year was put into operation in TOSER Khabarovsk. The investor was the Russian-Japanese company JGC Evergreen, and the amount of investments from the Japanese amounted to 500 million rubles, or 80% of all investments. Recently in Japan, we signed a memorandum on increasing the complex twice. Another investor - LLC "Agrarian Technologies of the Future" - with the support of the Japanese company MIRAI built a plant for the production of salad crops without a primer. The amount of investments is $ 8 million, and the productivity will be at least 400 t of salad per year. Also in August of this year in TOSER "Khabarovsk" on the site "Rakitnoye" a stone wool plant was opened, the domestic corporation "TechnoNIKOL", which invested in the construction of the enterprise 2 billion rubles, became the founder.

- And how active are the residents of the second TOSER - Komsomolsk?
- Here, for the time being, two sites of three really work: Amursk and Amurlitmash. At the first two residents have already begun to create woodworking industries: the Amur Forest Industrial Company and the Amur Industrial Center. On the second - the company-resident "Epsilon-2" plans to build a production complex for the production of parts for the needs of aircraft construction. Another resident - LLC "Komsomol meat-packing plant" - is going to place here an enterprise for the production of dairy products and canned meat. For the "Parus" site, we are developing additional measures to support investors. In general, today 22 companies have the status of a resident in two TSEIR Khabarovsk Territory. In aggregate, they have already invested about 4,5 billion rubles, created about 300 jobs, paid more than 100 million rubles in taxes. Altogether, 52 applications with announced investments of the order of 65 billion rubles were received from the Far East Development Corporation from those wishing to become residents of TOSER Khabarovsk and Komsomolsk.

- How is the implementation of the federal law on the "Far Eastern hectare"?
- Since June of this year, the provision of land plots to citizens began. First, in the "pilot" Amur region, and from 1 October 2016 year the program has earned throughout the Khabarovsk Territory. Total for these purposes can be used up to 45 million hectares, or 57% of the edge area. Today, more than one and a half thousand applications have been accepted, about 600 citizens received land, more than 200 contracts were sent to citizens for signing. People make out previously used land plots plus take a hectare for new development. We have several interesting projects, for example, the creation of a medical center in Amursk, the organization of a seasonal climbing wall, the center of Slavic culture and traditions in the Komsomolsky district, the construction of a ski resort in the Mykolayiv district. We expect that from February 2017, when one hectare of land in the Far East will be received by residents of the whole of Russia, the influx of applications for Khabarovsk hectares will increase significantly.


Help
In 2017, the government of the Khabarovsk Territory intends to extend the TACER regime to other territories of the region, except for the cities of Khabarovsk and Komsomolsk-on-Amur. So, about three billion rubles of private investments are planned to be invested in the economy of the Mykolaivsky municipal district. Eight projects for the construction and reconstruction of fish processing plants, the creation of bases for the repair of sea and river vessels, and the transport and logistics center are scheduled for implementation here. It is also planned to develop the sports infrastructure of the mountain-skiing complex "Kholdomi" in Sunny municipal district, the creation here of a full-fledged Far Eastern training base for the preparation of the national team for alpine skiing and snowboarding.

Published in the tab "East of Russia"
(Joint project of the newspaper Izvestia and EastRussia)

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Мы — единственный регион, где восстанавливается добыча олова»

О том, каких конкретных ре­зультатов достигла экономика Хабаровского края и над какими проектами там работают сегодня, рассказал в интервью EastRussia глава региона, губернатор Вячеслав Шпорт

«Мы — единственный регион, где восстанавливается добыча олова»
Фото: ТАСС
Хабаровский край — один из самых индустриально развитых субъектов Федерации на Даль­нем Востоке России. По пред­варительным оценкам, в уходя­щем 2016 году индекс промыш­ленного производства по срав­нению с 2015-м вырос более чем на 2%. Положительной динами­ки удалось достичь в первую очередь за счет роста объемов производства товаров и услуг в сфере машиностроения, сель­ского хозяйства, логистики и рыбопереработки.

— Вячеслав Иванович, Хаба­ровский край традиционно сла­вился машиностроением. На­сколько эффективной пока­зала себя эта отрасль в уходя­щем году?
— Здесь нам есть чему радо­ваться, подводя итоги года. Под завязку загружен долгосрочны­ми госзаказами Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина, филиал ком­пании «Сухой». По линии граж­данского авиастроения завер­шен контракт на поставку «Аэ­рофлоту» тридцати самолетов Sukhoi Superjet: семнадцать из них произведены именно в этом году, а в следующем году объ­емы вырастут более чем в два раза — до 39 самолетов. Это бу­дет рекордным показателем за­вода за всю его историю. В обла­сти гражданского судоходства в июле 2016 года краевое предпри­ятие «Хабаровскводтранс» при­няло от Хабаровского судостро­ительного завода исполненный заказ — скоростное пассажир­ское судно «70 лет Победы», ко­торое будет перевозить пасса­жиров по реке Амур. Кстати, лайнер был успешно представ­лен на II Восточном экономиче­ском форуме, и на его борту по­бывал президент России Влади­мир Путин. В итоге приобрести лайнеры подобного типа уже со­гласились пассажирские компа­нии Камчатки, Сахалина, Яку­тии и соседнего Китая.

— А каковы результаты гор­нодобывающей промышлен­ности?
— Мы — единственный регион в стране, где восстанавливает­ся отечественная добыча оло­ва. Как вы знаете, эта отрасль пришла в упадок в постсовет­ские годы. К осени текущего года российская компания «Ру­солово» реанимировала и вве­ла в эксплуатацию «Солнеч­ную обогатительную фабрику» в поселке Горный, который на­ходится в самом центре Хаба­ровского края. Золотодобыча в крае также на подъеме: на де­вять месяцев ранее заплани­рованного срока был постро­ен и начал работу горно-обога­тительный комбинат на место­рождении Светлое в Охотском районе, и здесь уже добыты первые 300 кг золота. Выход на проектную мощность позволит получать до тонны драгоцен­ного металла ежегодно. Более того, в июне 2016 года россий­ско-американская компания «Амур Минералс» приступила к освоению Малмыжского зо­лотомедного месторождения в Нанайском районе. Планиру­емый на ближайшие пять лет объем инвестиций в этот про­ект — около $1,5 млрд, и в крае будет создано дополнительно более 2,5 тыс. рабочих мест.

— В этом году был принят долгосрочный план разви­тия Комсомольска-на-Амуре. Впервые отдельному горо­ду уделено столько внимания на федеральном уровне. Как идет работа по реализации плана?
— Это ключевая задача, рабо­тать над которой мы начали в этом году и заниматься кото­рой будем вплоть до 2025 года. В частности, предусмотре­но три направления развития Комсомольска-на-Амуре. Это формирование индустриально­го и инженерного центра Даль­него Востока, модернизация со­циальной, транспортной и ин­женерной инфраструктуры, а также создание современных общественных городских про­странств. В 2016 году плани­руется завершить строитель­ство первого объекта — ком­плекса обезжелезивания и де­манганации подземных вод. В сотрудничестве с Минобрна­уки открыт Межрегиональ­ный центр компетенций, един­ственный на Дальнем Восто­ке, а в Комсомольске-на-Амуре появился детский технопарк «Кванториум». На реализа­цию проекта из федерально­го бюджета было выделено бо­лее 56 млн рублей. В числе круп­ных строек на 2017 год — ре­конструкция драматического театра, набережной, создание Инженерной школы.

— В июле этого года пра­вительство России реши­ло распространить режим cвободного порта Владивосток с Приморья на другие при­брежные территории Дальне­го Востока, в том числе на всю территорию Ванинского муни­ципального района Хабаров­ского края. Здесь уже есть ре­зиденты?
— Да, это было очень своевре­менное решение правитель­ства. В плане логистики мы можем посоревноваться даже с нашим южным соседом — При­морским краем, где в режим налоговых и прочих преферен­ций свободного порта включе­ны целых 15 муниципальных районов. Первым резидентом СПВ в Хабаровском крае, разу­меется, стал Дальневосточный Ванинский порт. Компания пла­нирует строительство специа­лизированного терминала для перевалки угольных грузов: топливо будет поставляться с Элегестского угольного место­рождения в Республике Тыва. Выйти на проектную мощность 15 млн т предприятие планиру­ет через пять лет, а объем инве­стиций составит более 20 млрд рублей. На очереди еще 18 ком­паний с совокупным объемом инвестиций 72 млрд рублей, желающих стать резидентами СПВ на территории Ванинско­го района Хабаровского края.

— Уже полтора года прошло с момента подписания согла­шений о создании террито­рий опережающего социаль­но-экономического разви­тия (ТОСЭР) — «Хабаровск» и «Комсомольск». Насколько далеко продвинулись первые резиденты в создании реаль­ных производств?
— Сегодня в ТОСЭР «Хаба­ровск» введена в эксплуата­цию первая очередь теплично­го комплекса площадью 2,5 га и производительностью около 1 тыс. т в год. Инвестором вы­ступила российско-японская компания JGC Evergreen, а сумма инвестиций со стороны японцев составила 500 млн рублей, или 80% от всех вложений. Недавно в Японии мы подпи­сали меморандум об увеличе­нии комплекса в два раза. Дру­гой инвестор — ООО «Аграрные технологии будущего» — при поддержке японской компании MIRAI построил завод по про­изводству салатных культур безгрунтовым способом. Сум­ма вложений — $8 млн, а про­изводительность составит не менее 400 т салата в год. Так­же в августе этого года в ТО­СЭР «Хабаровск» на площадке «Ракитное» открылся завод по производству каменной ваты, учредителем выступила оте­чественная корпорация «Тех­ноНИКОЛЬ», которая вложила в строительство предприятия 2 млрд рублей.

— А насколько активно ведут себя резиденты второй ТОСЭР — «Комсомольск»?
— Здесь пока реально рабо­тают две площадки из трех: «Амурск» и «Амурлитмаш». На первой уже приступили к созданию деревообрабатыва­ющих производств два рези­дента: Амурская лесопромыш­ленная компания и Амурский промышленный центр. На вто­рой — компания-резидент «Эп­силон-2» планирует построить производственный комплекс по выпуску деталей для нужд авиастроения. Другой рези­дент — ООО «Комсомольский мясокомбинат» — собирает­ся разместить здесь предприя­тие по производству молочной продукции и мясных консер­вов. Для площадки «Парус» мы разрабатываем дополнитель­ные меры поддержки инвесто­ров. В целом сегодня 22 ком­пании имеют статус резиден­та в двух ТОСЭР Хабаровского края. В совокупности они уже инвестировали около 4,5 млрд рублей, создали около 300 ра­бочих мест, уплатили более 100 млн рублей налогов. Все­го же в Корпорацию развития Дальнего Востока от желаю­щих стать резидентами ТОСЭР «Хабаровск» и «Комсомольск» поступило 52 заявки с заявлен­ными инвестициями порядка 65 млрд рублей.

— Как идет реализация феде­рального закона о «дальнево­сточном гектаре»?
— С июня этого года началось предоставление земельных участков гражданам. Сначала в «пилотном» Амурском районе, а с 1 октября 2016 года програм­ма заработала по всему Хаба­ровскому краю. Всего для этих целей можно использовать до 45 млн га, или 57% площади края. Сегодня принято более полутора тысяч заявок, землю получили около 600 граждан, еще более 200 договоров на­правлено гражданам для под­писания. Люди оформляют ра­нее используемые земельные участки плюс берут гектар под новое освоение. У нас есть не­сколько интересных проектов, например, под создание меди­цинского центра в Амурске, ор­ганизацию сезонного скалодро­ма, центра славянской культу­ры и традиций в Комсомоль­ском районе, строительство горнолыжной базы в Никола­евском районе. Мы ожидаем, что с февраля 2017 года, когда получить один гектар земли на Дальнем Востоке смогут жите­ли всей России, приток заявок на хабаровские гектары значи­тельно увеличится.


Справка
В 2017 году правительство Хабаровского края наме­рено распространить режим ТОСЭР и на другие террито­рии региона, кроме городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Так, около трех миллиардов рублей частных инвестиций планируется вло­жить в экономику Николаев­ского муниципального рай­она. Здесь намечены к реа­лизации восемь проектов по строительству и реконструк­ции рыбоперерабатывающих комбинатов, созданию баз по ремонту морских и реч­ных судов, транспортно-логи­стического центра. Запла­нировано также развитие спортивной инфраструктуры горнолыжного комплекса «Холдоми» в Солнечном муни­ципальном районе, создание здесь полноценной дальнево­сточной тренировочной базы для подготовки национальной сборной по горным лыжам и сноубордингу. 

Опубликовано во вкладке «Восток России»
(совместный проект газеты «Известия» и EastRussia)