Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

We do not give out, but sell money

Aleksey Chekunkov, General Director of the Far East Development and Baikal Region Development Fund, told East Russia about the first projects that will finance the FRDF and the specifics of the work of the state investor



We do not give out, but sell money

- Alexey Olegovich, a year ago you headed the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region. What have you managed to do during this time, and did the recent Eastern Economic Forum help you in any way? You were one of the most prominent and popular speakers on it ...

- For the VEF Foundation it has become a kind of final exam from school - an entrance exam to the university. That is, a kind of border. Deputy Prime Minister, Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Far Eastern Federal District, Yuri Petrovich Trutnev, publicly gave the foundation the task to fix an intermediate stage of work. During the year, the fund's team worked intensively on projects, we carried them through internal “gateways” - the Board of Directors, due diligence. In July, Prime Minister Dmitry Anatolyevich Medvedev signed a decree defining new rules for investing the fund's resources, removing a lot of excessive restrictions, and establishing the need to consider all projects by the government. This decision allowed us to reach a fundamentally different level of competence and responsibility. The fund received a unique leverage to ensure the quality of projects and their support, and just a month after the investment rules were changed, the first three projects were considered by a government subcommittee. In parallel, ten more projects were approved by the investment committee of the Board of Directors. The main result of the work done is that a portfolio of projects has been formed and publicly recorded. The WEF undoubtedly accelerated the process of making some key decisions, and also strengthened the Far East agenda in the government and in business circles.

- Please tell us more about the agreements that you managed to sign at the forum?

- We signed the first three investment agreements on projects, which were approved by the government subcommittee and the Board of Directors, a few days before the opening of the VEF. These are detailed documents that indicate the amounts and terms of transactions, basic conditions, principles of investment protection, etc. The total cost of the first three projects is 23 billion rubles, the volume of the fund's investments is 4,8 billion rubles. In addition, directly at the forum, we signed a number of agreements defining the basic conditions for the fund's participation in projects initiated by the Eastern Mining Company, Vladivostok Sea Fishing Port, Tigers Realm Coal, GK Energia, TX Sumotori. Agreements were reached on the implementation of joint projects with the regions. In particular, a co-investment agreement was signed with the Sakhalin Oblast. Its essence is that on Sakhalin, for each ruble of the fund's investments, the region will invest a ruble of regional funds. The fund provides funds to project initiators at 10,5%, and the Sakhalin authorities - at 0%. Such a co-investment mechanism will reduce the average cost of capital by half - to 5% per annum in rubles. Today we are already participating in the project to create a modern infrastructure for the management of solid municipal waste in Sakhalin, initiated by the Eco-System company, and we are also conducting a comprehensive examination of the project to create a transport infrastructure for the development of the Solntsevsky coal deposit.

- Do you rely more on Russian or foreign investors?

- We welcome any investors. Thanks to the fact that the development agenda of the Russian Far East was raised to a qualitatively new level even before the Eastern Economic Forum, our closest neighbors - Korea, China and Japan - have become more active. A very interesting competitive dynamic has emerged between these countries. But Chinese banks or institutional investors won't start writing billions of dollars in checks for us just because they have trillions — they won't automatically. Asian investors are very demanding. Including, from the point of view of the rules for preparing projects, investment rules. They work absolutely according to international standards. The distinction between Eastern and Western investors has long since disappeared. These are not some specific, state-owned investors. These are already organizations that are full-fledged, full-fledged, and somewhere advanced players in the global investment market. You cannot come to them with something very promising, but unfinished. Entrepreneurs are the main consumers of capital accumulated in the world in the form of savings and financial assets. This capital is estimated at more than $ 50 trillion, of which about $ 30 trillion is concentrated in Asia. Translated from English, credit is the trust that the manager of capital gives to consumers. They, in turn, must be able to intelligently dispose of capital so that a new economic asset appears, and the money returns with a profit. In our country, credit is often translated as debt, and these are fundamentally different things. And, unfortunately, there are not so many qualified consumers of capital in our country - entrepreneurs. Therefore, the agenda that we will try to develop on the part of the fund is related, among other things, to the development of entrepreneurship. By entrepreneurs, we mean people who can fulfill the role of engines, locomotives of projects. The class of such entrepreneurs in our country is just beginning to form. And it is in the Far East, by the way, that there is a favorable environment for this.

- Why?

- Here the friction coefficient in the economy is objectively lower, there are few companies, everyone knows each other and is always in sight. At the same time, the state is showing great attention to the region. Due to this, everything that medium and large business is traditionally afraid of is surmountable in new projects in the Far East. Projects in TOPs will not have the notorious corruption problems. Tax preferences are introduced, visa restrictions are removed. But the main thing is that Far Eastern entrepreneurs are within easy reach of the gigantic market of the APR countries.

- Do the processes that are currently taking place in the Chinese economy affect the financial markets? And is it possible at all to make long-term plans for 10-20 years ahead amid dramatic changes in resource prices and difficulties in forecasting market conditions?

- They say that paranoid people survive in the modern economy. We are all a little less paranoid about the resource curse, the idea that resource prices are cyclical. The rapid growth of China and Asia dulled the acuteness of resource cycles due to the fact that for the first time in history, such a huge number of people changed their consumption so radically, switched from bicycles to mopeds, then to cars, bought refrigerators and TVs. The surge in consumption led to an increase in oil prices, which rose 15 times in ten years. However, this dynamic cannot continue indefinitely. First, a decrease in consumption growth rates inevitably leads to a slowdown in economic growth. Second, the supply of resources is growing. The shale revolution is already a reality, especially in gas production. One cannot discount the fact that Iran will strengthen its position on the hydrocarbon market in the near future. And the production cost there is much lower than ours - it is enough to compare the climate in the desert and in the Far North. Third, the energy efficiency of the global economy is growing. In some countries, renewable sources - sun, wind, water - already account for a significant share of generation. In my opinion, under the new conditions the importance of state policy is growing, and there is no longer any need to rely on the notorious "hand of the market" - this is returning to the question of how to make long-term plans under the new conditions. Let me explain using the example of railways. We have the largest country in the world. I am sure that the railway in our country simply cannot be a commercial enterprise. It should be seen rather as a public good. In order for our natural resources, which are closer to the Yenisei than to the Pacific Ocean or the western borders, to be developed and supplied to foreign markets, tariffs must be subsidized. And now the tariff is such that a couple of thousand kilometers kill the logistics of any project. The population that lives in Siberia and the Far East is often economically irrelevant. This situation needs to be changed. Entrepreneurs should be able to get an ultra-transparent railway tariff, and not “on an exceptional basis” or in the form of a discount, but on a general, normal basis, practically online. This is a very difficult economic and mathematical problem, but it can be solved. Then serious investments can come to the territories connected by the railway, where there is cheap energy, natural resources, educated population.

- Projects supported by your foundation are under special control of the government and relevant ministries. Do you feel the influence of "high politics" in the distribution of funds?

- It is important to understand: we do not distribute money, we sell it. The money that the fund allocates has a price. The fund's return on investment is defined as the average OFZ rate over the past 36 months with a coefficient of 1.2, and today is about 10,5% per annum. Any project involves the participation of two parties - us as the "seller" of funds and the initiator of the project - as their "buyer". The conditions that we set are quite strict, the requirements for guarantees and financial security are also. For the opposite side, starting a project together with us is a responsible decision. And although the fund's money is somewhat cheaper than bank loans, it is not "free" at all, it is not so easy to take it. That is why the list submitted to the government for consideration included projects with the maximum degree of readiness of the second party to enter the deal “here and now”. They have been in work for a long time, funds have already been invested in them - sometimes quite a lot. And the discussion itself went on in detail and in detail, during many hours of discussions on the platform of the Ministry for the Development of the Russian Far East, the Ministry of Finance and others. A positive decision was made only when we were able to prove that the money was reliable and returnable.

- But after all, not all projects at the start were successful - it is enough to recall the very bridge over the Amur ...

- In political terms, this project can be considered a priority. That is why we finally managed to reach those conditions that were not originally in the project - which is why, in fact, it did not really move. One of the main sticking points was the funding structure. We convinced our partners in the project - the Russian Direct Investment Fund (RDIF) - to provide one hundred percent shareholder investment coverage, to refuse to attract debt financing. Now, whatever the market situation, in any case, we will not owe the bank anything, and we do not risk losing the object. Maybe our money will return slower than expected, but the bridge will work, the economy will receive tangible benefits, the logistics burden will decrease ... I would not like to repeat the mistake of the same Mechel, which is now suffering losses not because it has poorly calculated the prospects. but because the economy can sometimes remain depressed for a little longer than you have money. And you lose the asset because you owe the bank. If there is no such debt, you will just start making a profit a little later.

- How are the shares of the Fund and RDIF distributed in this project? How and when do you plan to get out of it?

- There are three scenarios for exiting this project. Basic - to endlessly own your stake in it, which is 25% (the remaining 75% are held by Russian-Chinese funds managed by RDIF), and receive dividends. The second is to sell the stake over time to a strategic buyer. The third is to securitize, that is, to issue some long-term infrastructure bonds, take the proceeds from their issuance, and give the proceeds from the operation of the bridge to investors. This option is only possible in many years, when the logistics are stable and the cash flow for crossing the bridge is guaranteed.

- How do you plan to develop a project to create a transport infrastructure for the development of gold mining in the Kamchatka Territory?

- The initiator of the project, the Gold of Kamchatka company, does not work in the region locally, but develops a large cluster of deposits on the peninsula, each of which is not very large. The total amount of reserves is about 500 tons of gold, but each individual deposit "weighs" about 30-50 tons. Separately, they are "at the limit of unattractiveness" for the gold mining industry, and together they are already of interest. The development of such a cluster of deposits is profitable only if the logistics are well established and the price of gold is high enough. Now prices have fallen, and you can only get to the deposits by helicopter. If we connect them with new roads to the infrastructure of the peninsula, then the cost of producing each ounce can be reduced by almost half. So far, the initiator has invested 10 billion rubles in the project, built a gold recovery plant, another 12 billion is required for the further development of the project. And this is the very case when a development institution should participate in the project. The gold market will not always be as depressed as it is now. Gold is an eternal value, especially against the background of the constant "war of currencies" and the abuse of paper money by the governments of different states. Up to 50% of Russian gold reserves are concentrated in the Far East, so the extraction of this metal must be actively pursued - not only in Kamchatka, but also in Magadan, Chukotka, and the Khabarovsk Territory.

- The third project, which was discussed during the WEF, is the antipode of gold mining. This is the disposal of solid household waste. Do you intend to participate only in the pilot version on Sakhalin or in the next ones too? The company is already working in different regions, after Sakhalin it announced its intentions to build waste processing plants in the Khabarovsk Territory and Yakutia.

- The project to create an infrastructure for the management of solid waste in Sakhalin is interesting because it combines three important factors for us as a development institution. The first is that the project will legally be clothed in the form of a concession. It is a priority for us, and we are making great efforts to ensure that there are as many concession projects as possible. This takes the burden off budget systems and provides investors with predictable business. A concession is a strong legal framework for the implementation of any heavy infrastructure projects, especially given the changes in legislation passed in 2015. The second aspect is the cardinal changes that have taken place in the sectoral legislation. The amendments made to the federal law "On production and consumption waste" placed the responsibility for waste disposal and storage on regional authorities, and not on municipalities, as before. And now this is the area of ​​responsibility of the governors. In addition, from January 1, 2017, it will become impossible to store unsorted waste. This means that by this time in each region a solid waste management system and the corresponding infrastructure should be created - landfills, factories. The governors are directly interested in such projects, similar to the Sakhalin one. And the third factor is the presence in the project of a "locomotive" represented by the Eco-System company, which has been working in the industry for six years. She has respected shareholders, a strong financial partner - Sberbank, professional management. As an investor, we are not afraid to give them a "credit of trust", the funds are reliably protected. In the future, this experience can already be replicated and improved. At the same time, we can act not only as an investor, but also as an intellectual partner who is able to formulate the terms of a concession agreement, build a constructive dialogue with the regional authorities, and guarantee the transparency of all procedures.

- Are there any other promising projects based on concession forms in the "short list" of your fund?

- Yes, we signed a trilateral agreement with the administration of the Chukotka Autonomous Okrug and Tigers Realm Coal on the construction 37-kilometer highways from the port to the coal deposit. The total cost of the project is 8 billion rubles, of which 1,5 billion we plan to invest in the road. Deposits of other minerals are located along it. I think the return will be quite high - not only for a specific subsoil user, but also for other investors.

- And the possible risk?

- It is important that the Chukotka Autonomous Okrug will act as a partner in this project, with which we will formulate the terms of the concession agreement. Legal risks are primarily associated with the risk of solvency. Concession, in essence, is the sale of an infrastructure facility in installments to the region. And at some point the region will have to pay for the object. And first - to conclude investment agreements with enterprises, investors. Which, in turn, must firmly promise the regional authorities that they will fulfill their part of the obligations, will reach a certain volume of production, ensuring the use of the infrastructure facility. The concession participation of the regional authorities is of particular importance: they act as a guarantor. In those regions where the concession model is not used, we plan to use the mechanism of budget guarantees. By increasing the availability of financing, we, at the same time, strive to guarantee the return on investments, to ensure their maximum protection, using a wide range of appropriate instruments, including guarantees and sureties.
June 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мы не раздаем, а продаем деньги

Алексей Чекунков, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, рассказал в интервью East Russia о первых проектах, которые будет финансировать ФРДВ и о том, в чем специфика работы государственного инвестора



Мы не раздаем, а продаем деньги

— Алексей Олегович, год назад вы возглавили Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Что удалось сделать за это время, и помог ли вам в чем-то прошедший недавно Восточный экономический форум? Вы были на нем одним из самых заметных и популярных спикеров...

— Для фонда ВЭФ стал своего рода выпускным экзаменом из школы — вступительным в университет. То есть, неким рубежом. Вице-премьер, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Петрович Трутнев публично давал фонду задание зафиксировать промежуточный этап работы. В течение года команда фонда интенсивно работала над проектами, мы проводили их через внутренние «шлюзы» — Совет директоров, комплексную экспертизу. В июле премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев подписал постановление, которым были определены новые правила инвестирования средств фонда, снята масса избыточных ограничений, установлена необходимость рассмотрения всех проектов правительством. Это решение позволило нам выйти на принципиально другой уровень компетенции и ответственности. Фонд получил уникальный рычаг для обеспечения качества проектов и их поддержки, и уже буквально через месяц после изменения правил инвестирования первые три проекта были рассмотрены правительственной подкомиссией. Параллельно еще десять проектов были одобрены инвесткомитетом Совета директоров. Главный итог проделанной работы — сформирован и публично зафиксирован портфель проектов. ВЭФ, безусловно, ускорил процесс принятия некоторых ключевых решений, а также усилил дальневосточную повестку в правительстве, в бизнес-кругах.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о тех соглашениях, которые удалось подписать на форуме?

— Первые три инвестиционных соглашения по проектам, которые были одобрены правительственной подкомиссией и Советом директоров, мы подписали за несколько дней до открытия ВЭФа. Это подробные документы, в которых указаны суммы и сроки сделок, основные условия, принципы защиты инвестиций и т.д. Общая стоимость первых трех проектов составляет 23 млрд рублей, объем инвестиций фонда — 4,8 млрд рублей. Кроме того, непосредственно на форуме мы подписали ряд соглашений, определяющих базовые условия участия фонда в проектах, инициаторами которых выступают Восточная Горнорудная Компания, Владивостокский морской рыбный порт, Tigers Realm Coal, ГК «Энергия», ТХ «Сумотори». Достигнуты договоренности о реализации совместных проектов с регионами. В частности, подписано соглашение о соинвестировании с Сахалинской областью. Суть его в том, что на Сахалине на каждый наш рубль инвестиций фонда область будет вкладывать рубль региональных средств. Фонд предоставляет средства инициаторам проектов под 10,5%, а сахалинские власти — под 0%. Такой механизм соинвестирования позволит снизить среднюю стоимость капитала вдвое — до 5% годовых в рублях. Сегодня мы уже участвуем в проекте создания на Сахалине современной инфраструктуры по обращению твердыми коммунальными отходами, инициатором которого выступает компания «Эко-Система», а также проводим комплексную экспертизу проекта создания транспортной инфраструктуры для развития Солнцевского угольного месторождения.

— Вы рассчитываете в большей степени на российских инвесторов или на иностранных?

— Инвесторам мы рады любым. Благодаря тому, что повестка развития российского Дальнего Востока была поднята на качественно новый уровень еще до Восточного экономического форума, наши ближайшие соседи — Корея, Китай и Япония — активизировались. Между этими странами наметилась очень интересная конкурентная динамика. Но китайские банки или институциональные инвесторы не начнут нам выписывать чеки с миллиардами долларов только потому, что у них есть триллионы — этого автоматически этого не случится. Азиатские инвесторы очень требовательны. В том числе, с точки зрения правил подготовки проектов, правил инвестирования. Они работают абсолютно по мировым стандартам. Различия между восточными и западными инвесторами уже давно стерлись. Это не какие-то там специфические, окологосударственные инвесторы. Это уже организации, которые являются полноценными, полноправными, а где-то передовыми игроками мирового рынка инвестиций. Приходить к ним с чем-то очень перспективным, но недоделанным, нельзя. Главными потребителями капитала, накопленного в мире в виде сбережений, финансовых активов, являются предприниматели. Этот капитал оценивается более чем в 50 трлн долларов, из которых в Азии сосредоточено около 30 трлн долл. В переводе с английского кредит — это доверие, которое распорядитель капитала оказывает потребителям. Они, в свою очередь, должны уметь капиталом умно распорядиться, чтобы появился новый экономический актив, а деньги вернулись с прибылью. У нас же кредит чаще переводится как долг, а это фундаментально разные вещи. И, к сожалению, пока в нашей стране не так много квалифицированных потребителей капитала — предпринимателей. Поэтому повестка, которую мы будем стараться развивать со стороны фонда, связана, в том числе, с развитием предпринимательства. Под предпринимателями мы понимаем людей, которые могут выполнить роль двигателей, локомотивов проектов. Класс таких предпринимателей в нашей стране только начинает формироваться. И именно на Дальнем Востоке, кстати, для этого благоприятная среда.

— Почему?

— Здесь объективно меньше коэффициент трения в экономике, мало компаний, все друг друга знают и всегда на виду. При этом государство проявляет огромное внимание к региону. За счет этого все то, чего традиционно боится средний и крупный бизнес, в новых проектах на Дальнем Востоке преодолимо. У проектов в ТОРах не будет пресловутых коррупционных проблем. Вводятся налоговые преференции, снимаются визовые ограничения. Но главное — дальневосточным предпринимателям рукой подать до гигантского рынка стран АТР.

— Сказываются ли на финансовых рынках те процессы, которые идут сейчас в китайской экономике? И можно ли вообще строить долгосрочные планы на 10-20 лет вперед в условиях драматических изменений цен на ресурсы и сложностей с прогнозированием конъюнктуры рынков?

— Говорят, что в современной экономике выживают параноики. Все мы немного не параноидально относились к ресурсному проклятью, к идее, что цены на ресурсы цикличны. Бурный рост Китая и Азии притупил остроту ресурсных циклов за счет того, что впервые в истории такое огромное количество людей так радикально меняли потребление, пересаживались с велосипедов на мопеды, потом на автомобили, покупали холодильники и телевизоры. Всплеск потребления привел к росту цен на нефть, которая подорожала за десять лет в 15 раз. Однако такая динамика не может продолжаться бесконечно. Во-первых, снижение темпов роста потребления неизбежно приводит к замедлению темпов экономического роста. Во-вторых, предложение ресурсов растет. Сланцевая революция это уже реальность, особенно в газодобыче. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в ближайшем будущем свои позиции на рынке углеводородов усилит Иран. А себестоимость добычи там гораздо ниже, чем у нас — достаточно сравнить климат в пустыне и на Крайнем Севере. В-третьих, растет энергоэффективность мировой экономики. В некоторых странах на возобновляемые источники — солнце, ветер, воду — уже приходится существенная доля генерации. На мой взгляд, в новых условиях возрастает значение государственной политики, полагаться на пресловутую «руку рынка» уже не приходится — это возвращаясь к вопросу о том, как в новых условиях строить долгосрочные планы. Поясню на примере железных дорог. У нас самая большая страна в мире. Я уверен, что железная дорога в нашей стране просто не может быть коммерческим предприятием. Ее следует рассматривать, скорее, как общественное благо. Чтобы наши природные богатства, которые находятся ближе к Енисею, чем к Тихому океану или западным рубежам, разрабатывались и могли поставляться на внешние рынки, тарифы должны быть субсидируемыми. А сейчас тариф такой, что пара тысяч километров убивают логистику любого проекта. Население, которое проживает в Сибири и на Дальнем Востоке, зачастую оказывается экономически нерелевантным. Эту ситуацию необходимо менять. Предприниматели должны иметь возможность получить ультрапрозрачный железнодорожный тариф, причем не «в порядке исключения» или в виде скидки, а на общих, нормальных основаниях, практически онлайн. Это очень сложная экономико-математическая задача, но она решаема. Тогда на связанные железной дорогой территории, где есть дешевая энергия, природные ресурсы, образованное население, могут прийти серьезные инвестиции.

— Проекты, которые поддерживает ваш фонд, находятся на особом контроле у правительства и профильных министерств. Ощущаете ли вы влияние «высокой политики» при распределении средств?

— Важно понять: мы деньги не раздаем, а продаем. У денег, которые выделяет фонд, есть цена. Доходность инвестиций фонда определяется как средняя ставка по ОФЗ за последние 36 месяцев с коэффициентом 1.2, и составляет сегодня около 10,5% годовых. Любой проект предполагает участие двух сторон — нас как «продавца» средств и инициатора проекта — как их «покупателя». Условия, которые мы предъявляем, достаточно жесткие, требования гарантий и финансового обеспечения — тоже. Для противоположной стороны начать совместно с нами тот или иной проект — ответственное решение. И хотя деньги фонда несколько дешевле банковских кредитов, они вовсе не «бесплатные», их не так-то легко берут. Именно поэтому в список, представленный на рассмотрение в правительство, были включены проекты с максимальной степенью готовности второй стороны к выходу на сделку «здесь и сейчас». Они давно находились в работе, в них уже были вложены средства — порой достаточно немалые. Да и само обсуждение шло детально и подробно, в ходе многочасовых дискуссий на площадке Минвостокразвития, Минфина и др. Положительное решение принималось только тогда, когда нам удавалось доказать: деньги надежные и возвратные.

— Но ведь не все проекты на старте были успешными — достаточно вспомнить тот самый мост через Амур...

— В политическом плане этот проект можно считать приоритетным. Именно поэтому нам и удалось выйти в итоге на те условия, которых изначально в проекте не было, — отчего, собственно, он толком и не двигался. Одним из основных камней преткновения была структура финансирования. Мы убедили наших партнеров по проекту — Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — дать стопроцентное акционерное покрытие по инвестициям, отказаться от привлечения заемного финансирования. Теперь, какой бы ни была конъюнктура рынка, в любом случае банку мы ничего должны не будем, и не рискуем потерять объект. Может быть, наши деньги вернутся медленнее, чем ожидалось, но мост будет работать, экономика получит ощутимую пользу, логистическая нагрузка снизится...Не хотелось бы повторять ошибку того же «Мечела», который терпит сейчас убытки не потому, что плохо рассчитал перспективы, а потому что экономика порой может оставаться в депрессивном состоянии чуть дольше, чем у тебя есть деньги. И ты теряешь актив, потому что должен банку. Если такого долга нет, ты просто чуть позже станешь получать прибыль.

— Как распределяются доли Фонда и РФПИ в этом проекте? Как и когда вы планируете выходить из него?

— Существует три сценария выхода из этого проекта. Базовый — бесконечно владеть в нем своей долей, которая составляет 25% (остальные 75% у российско-китайских фондов под управлением РФПИ), и получать дивиденды. Второй — продать долю со временем стратегическому покупателю. Третий — секьюритизировать, то есть выпустить некие долгосрочные инфраструктурные облигации, доходы от их выпуска забрать себе, а выручку от эксплуатации моста отдавать инвесторам. Этот вариант возможен только через много лет, когда логистика будет стабильной и денежный поток за проезд по мосту станет гарантированным.

— А как планируется развивать проект создания транспортной инфраструктуры для развития золотодобычи в Камчатском крае?

— Инициатор проекта — компания «Золото Камчатки» — работает в регионе не локально, а разрабатывает большой куст месторождений на полуострове, каждое из которых не очень крупное. Общая сумма запасов составляет около 500 тонн золота, но каждое отдельное месторождение «весит» около 30-50 тонн. По отдельности они «на пределе непривлекательности» для золоторудной отрасли, а вместе уже представляют интерес. Разработка такого куста месторождений выгодна, только если хорошо налажена логистика и цена на золото достаточно высока. Сейчас цены упали, а добраться до месторождений можно лишь вертолетом. Если же соединить их новыми дорогами с инфраструктурой полуострова, то себестоимость добычи каждой унции может снизиться почти в два раза. Пока что инициатор вложил в проект 10 миллиардов рублей, построил золотоизвлекательную фабрику, еще 12 миллиардов требуется для дальнейшего развития проекта. И это тот самый случай, когда в проекте должен участвовать институт развития. Рынок золота не всегда будет в таком депрессивном состоянии, как сейчас. Золото — это вечная ценность, тем более на фоне постоянной «войны валют» и злоупотребления бумажными деньгами со стороны правительств разных государств. На Дальнем Востоке сосредоточено до 50% российских запасов золота, поэтому добычей этого металла надо активно заниматься — не только на Камчатке, но и в Магадане, на Чукотке, в Хабаровском крае.

– Третий проект, о котором говорилось в ходе ВЭФа, — антипод золотодобыче. Это утилизация твердых бытовых отходов. Вы намерены участвовать только в пилотном варианте на Сахалине или в следующих тоже? Компания уже сейчас работает в разных регионах, после Сахалина объявила о намерениях строить мусороперерабатывающие предприятия в Хабаровском крае и Якутии.

— Проект создания инфраструктуры по обращению с ТБО на Сахалине интересен потому, что соединяет в себе три важных для нас, как для института развития, фактора. Первый — то, что юридически проект будет облечен в форму концессии. Для нас она является приоритетной, и мы прилагаем большие усилия к тому, чтобы концессионных проектов стало как можно больше. Это снимает нагрузку с бюджетных систем, а инвесторам обеспечивает предсказуемость бизнеса. Концессия — сильная правовая база для реализации любых тяжелых инфраструктурных проектов, особенно с учетом изменений в законодательстве, принятых в 2015 году. Второй аспект — кардинальные изменения, которые произошли в отраслевом законодательстве. Поправки, внесенные в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», возложили ответственность за утилизацию и складирование мусора на региональные власти, а не на муниципалитеты, как раньше. И теперь это зона ответственности губернаторов. Кроме того, с 1 января 2017 года станет невозможно складировать неотсортированный мусор. Это значит, что к этому времени в каждом регионе должна быть создана система управления ТБО и соответствующая инфраструктура — полигоны, заводы. Губернаторы в таких проектах, аналогичных сахалинскому, напрямую заинтересованы. И третий фактор — наличие в проекте «локомотива» в лице компании «Эко-Система», которая шесть лет работает в отрасли. У нее уважаемые акционеры, сильный финансовый партнер — Сбербанк, профессиональный менеджмент. Нам как инвестору не страшно выдавать им «кредит доверия», средства надежно защищены. В дальнейшем такой опыт уже можно будет тиражировать и совершенствовать. При этом мы можем выступать не только инвестором, но и интеллектуальным партнером, который способен сформулировать условия концессионного соглашения, выстроить конструктивный диалог с региональной властью, гарантировать прозрачность всех процедур.

— Есть ли в «шорт-листе» вашего фонда какие-то еще перспективные проекты, основанные на концессионных формах?

— Да, мы подписали трехстороннее соглашение с администрацией Чукотского автономного округа и компанией Tigers Realm Coal о строительстве 37-километровой автодороги от порта до угольного месторождения. Общая стоимость проекта — 8 млрд рублей, из них 1,5 млрд мы планируем вложить именно в дорогу. Вдоль нее расположены месторождения и других полезных ископаемых. Думаю, отдача будет достаточно высокой — не только для конкретного недропользователя, но и для других инвесторов.

— А возможный риск?

— Важно, что партнером в этом проекте будет выступать Чукотский автономный округ, с которым мы сформулируем условия концессионного соглашения. Юридические риски в первую очередь связаны с риском платежеспособности. Концессия, по своей сути, это продажа объекта инфраструктуры в рассрочку региону. И в какой-то момент регион должен будет оплачивать объект. А прежде — заключить инвестсоглашения с предприятиями, инвесторами. Которые, в свою очередь, должны твердо пообещать региональным властям, что они свою часть обязательств выполнят, выйдут на определенный объем производства, обеспечивающий использование объекта инфраструктуры. Концессионное участие властей региона приобретает особое значение: они выступают как гарант. В тех регионах, где концессионная модель не используется, мы планируем использовать механизм бюджетных гарантий. Повышая доступность финансирования, мы, одновременно, стремимся гарантировать возвратность инвестиций, обеспечить их максимальную защиту, используя широкую линейку соответствующих инструментов, включая гарантии и поручительства.