Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
RES: Towards the sun and the wind - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Towards the sun and the wind

19 on 21 June in Yakutsk will host II International Conference "Renewable energy in isolated systems of the Russian Far East"

Towards the sun and the wind

On the development of renewable energy in the Far Eastern Federal District, successes and trends - Alexei Kaplun, Deputy General Director for Strategy and Investments of RAO Energy Systems of the East.

- Alexey Alexandrovich, a year ago the First International Conference "Renewable Energy in Isolated Systems of the Far East of Russia" was held and you announced a comprehensive program of "RAO ES of the East" on the development of renewable energy. How is this work going? Is the company ready to move from pilot projects to the widespread introduction of new technologies for renewable generation?

- We began to implement this program and in general we already understand what, where and how we will build. In the process of elaborating the question - with whom we will cooperate on our projects, and here we have a lot of proposals both inside the country and from abroad. Of course, we continue to add extra touches to the program, and therefore the most active phase of its implementation will begin closer to the fall this year.

- Tell us, please, in more detail - what is this program, how many objects are planned to be built and where will they be located?

- The program provides for two main areas - solar generation and wind generation. We are also considering biotechnologies and mini-HPPs, but having estimated their economic efficiency, they came to the conclusion that they will not become mass in the Far East, most likely - some one-time projects. But the sun and the wind already have serious potential in various regions of the Far Eastern Federal District. At present, we are compiling a list of potential renewable energy projects in Primorsky Krai, Yakutia, Chukotka, Sakhalin, Kamchatka and Khabarovsk Krai.

- Why are these regions attractive, what renewable energy facilities do they need?

- The greatest potential we see in Yakutia, there are quite serious opportunities associated with solar energy (obtaining electricity or heat from solar energy - approx. red). Primorye are solar stations and wind turbines, Kamchatka - windmills and mini-hydroelectric power stations. We associate Sakhalin with wind generation, the first project is under implementation. Chukotka is mainly wind generation.

- Last year a large project was announced - a solar station in the Yakut village of Batagai. At what stage is this project now?

- We are designing. Taking into account the fact that a large station beyond the Arctic Circle is the first project of its kind in the country, we connected not only our designers, but also specialists from Germany, a country with solid competences in the construction of solar parks. Now we are actively working on the site, we are watching and assessing the construction and installation works. We understand how this should work in permafrost conditions and try to make it so that this project is the most interesting for us from the point of view of efficiency and payback.

- In which year do you plan to enter the station?

- Now we are talking about 2015.

- What difficulties arise in the implementation of such projects?

- We are limited by the inaccessibility of some territories of the Far East. There are many projects that are interesting from the point of view of natural potential and the economy, but physically in the territories with which they are connected, you can get only a few days a year. This is a serious restriction for the implementation of projects that require the movement of labor, the supply of equipment and materials. Such complexities force us to "invent our own bicycle" for almost every project. But the more interesting it is to work. So, we faced a significant rise in the cost of construction and installation work on the installation of solar panels in permafrost conditions and thought about how to solve this problem - began to consider the option of placing panels on the roofs of administrative buildings and other ways of technological optimization.

- "RAO ES of the East" concluded a number of agreements with the regions, providing for joint work on the introduction of renewable energy. Do the regions help you in the implementation of relevant projects?

- Concluding agreements, we are striving to solve two important tasks. The first is related to investments. If we involve an investor, then he must clearly understand the mechanism and timing of the return of his investments. Now the tariff setting is carried out for a year. Proceeding from the fact that we have the general principle of energy efficiency as the basis of the project economy, that is, saving on the fuel component in the tariff, we must receive this savings within five to ten to fifteen years, depending on the project. To do this, we need to agree with the region - "yes, we are together on this path and fix a fuel component for a certain payback period of the project." Therefore, we should sign agreements with those regions that understand the essence of such a project, agree with it, and then from year to year we will receive the planned savings in order to pay back the investment and not disappoint the investor.

Our second task was formed at the initial stage of work on the program, when we focused on our diesel stations. At the same time, the municipal stations that need to be reconstructed, which can be used in project implementation, fell into the company's sphere of interest. But after all, we cannot implement projects at municipal facilities. Accordingly, we need to move to another plane - to go through a concession, or in other ways to get this property for rent, so that in the future we can modernize it and together with the region implement renewable energy projects that will allow both us and the region to receive tangible benefits. We are following this path with Yakutia, discussing this option with Primorye, Kamchatka and Khabarovsk. This is quite a promising direction, it allows us to expand the areola of the program, including at the expense of municipalities.

These are the two tasks that we seek to accomplish by entering into agreements with the regions. For example, we build the station in Batagay on the basis of such an agreement - we agreed to co-finance the project. Moreover, we are already discussing with our partners a few more stations that will be implemented on the principle of shared financial participation.

- What other sources of funding for the program are you considering?

- Completely different: it can be both investment funds and individual investors who are interested in this type of business. This may be a state that contributes to the implementation of our program through regional energy efficiency programs - some of the funds allocated to them can be directed to the development of renewable energy. This is what, in particular, we are currently negotiating with Primorye. Of course, bank financing is also necessary, our program is considered by VEB and other banks.

- Who are your main partners in the work on renewable generation projects. What requirements do you have for them?

- Here we start from technology. And if we have already decided on the solar panels with the typical technology that we will use, there can be several such technologies for wind generation. For example, the natural conditions of Kamchatka differ from the conditions of Yakutia: in one case it is necessary to take into account a strong gusty wind in the main equipment, in the other case - arctic execution. Somewhere we will use equipment that will require the participation of cranes, and in other places there must be jack-up equipment, as in some areas these cranes simply do not bring. Each project is purely individual, and therefore it is impossible to approach everyone with the same standard, and it is wrong. This explains why we are negotiating with a large number of potential partners, whose equipment is suitable for the implementation of certain projects. In March, we signed an agreement with Japanese companies Mitsui & Co and Komai Haltec Inc., together with whom we will work on a project to install wind turbines in Ust-Kamchatsk. Japanese colleagues are well aware that if they manage to "perfectly" with this task, they will have a serious market. Equally interesting are their neighbors - we signed several agreements with Chinese companies and recently with Korean partners. We see great interest on the part of foreign companies in the development of renewable energy in the Far East. We have very serious prospects that attract potential foreign partners.



- And who else from foreign manufacturers, in addition to representatives from countries of the Asia-Pacific region, is interested in a partnership on renewable energy projects implemented by RAO Energy Systems of the East?

- Geography is very wide: for windmills, we are actively working with the French, somewhere there is Danish equipment, somewhere - German. At the negotiating stage is cooperation with American colleagues from Nortern Power Systems. We are open to cooperation with all, if for us it will be economically interesting and technically justified. Therefore, we will consider proposals from different manufacturers - European, American, and Asian. We will compare them by technology, cost and capabilities.

- Did the recent political events affect your relations with European partners?

- No, all people are reasonable, they understand that politics is politics, and business is business.

- The activity of foreign colleagues is obvious. And what about the Russian producers, are you ready to work with them?

- As regards Russian producers as a whole, we have a situation that is the reverse of that which has developed with foreign ones. If in the second case we have some to choose from - proposals are sufficient: we are dealing with countries that have certain technologies in both solar and wind generation, we plan to test these technologies and determine whether they fit us or not, because there are many nuances: for example , Solar panels must withstand Yakut frosts to -60 ° C, and not all manufacturers are able to meet these requirements. The same is for windmills - they are in Japan and Korea, but how they will work in our climate is still unclear. But in the case of Russian producers, everything is somewhat more complicated and we have no rich choice. We are actively looking for potential Russian partners who can supply us with either finished products or their components - inverters, storage elements, although, for our project in Novikovo on Sakhalin, we use Danish windmills that have been renovated at the Tulgan Electromechanical Plant near Orenburg . In addition, RAO Energy Systems of the East closely cooperates with scientific institutes and works in the field of R & D to understand what technologies can be useful to us and what equipment is suitable for Russian operating conditions. In accordance with the results, we formulate the requirements for the equipment, which we further distribute to the manufacturers we are going to work with.

- By mentioning biogeneration, you said that this technology will not be used in the territory of the Far Eastern Federal District. Why?

- As for the natural potential of the Far East, here you can talk about different types of biofuels: timber products, garbage, peat. The only problem is - besides the natural potential, there must be an economic potential, but it is not. The fact is that in those territories where there is a sufficient amount of biofuel and there is an infrastructure for its processing and preparation, the economy does not allow to compete with the big energy: traditional generation does not leave any energy facilities on biofuel any chance. And in isolated areas either there are no resources, or there is no infrastructure for their qualitative preparation, and therefore everything needs to be created from scratch, which for us, of course, can not be economically expedient. That is why we assume that as individual solutions for individual tasks, individual biofuel projects with separate economic and tariff solutions are possible. But as a system, unlike solar and wind generation, we are not currently considering them.

- What changes are necessary for legislation to develop a business related to renewable energy in the regions and in Russia as a whole?

- The isolated regions of the Far East differ from the European part of Russia with respect to renewable energy projects in that, with a slightly higher specific cost compared to traditional energy, they can be economically efficient and do not require government subsidies. In the case of renewable energy, we went a different way - we do not ask for subsidies from the state and the regions, but we say to them: “Colleagues, the fuel is now expensive, and we are engaged in energy efficient projects and save a certain part of the fuel. Due to this, in the future, when we recoup our costs, you can either lower the tariff or stabilize it. ” That is, it is now extremely important for us that the fuel component in the tariff be preserved, we need long-term tariffs, and with this the state can help us.

- Last year, the First International Conference "Renewable Energy in Isolated Systems of the Far East of Russia" was held. How do you evaluate its results and what do you expect from the second conference?

- Last year, the conference was held at a very good level, largely due to the fact that we were greatly assisted by the Yakut government and personally by the President of Yakutia, Yegor Borisov. This year, interest in the event on the part of potential equipment suppliers and other companies operating in this market has noticeably increased. We ourselves have something to show and share, there is an experience that we have accumulated including over the past year. Our colleagues also have interesting developments. I think that the Second International Conference "Renewable Energy in Isolated Systems of the Far East of Russia" will be no less interesting and useful for participants than the previous one.

Information:

In 2012, OAO RAO Energy Systems of the East announced the launch of a program for the implementation of renewable energy projects in the Russian Far East. This program is based on the successful operation of a series of pilot renewable energy projects, which proved the main thing: it is here, in isolated settlements, in isolation from the infrastructure, that renewable energy sources can be economically effective today.

2013 year became a reference point for RES in the Far Eastern Federal District. Leaders of a number of subjects of the federation joined the initiative of power engineers, signing agreements on the development of renewable energy. In fact, an infrastructure has been created for the market of renewable energy projects in isolated areas of the Far East and the Far North.

The interview was published in Fires in the East magazine for 6 / 2014.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Навстречу солнцу и ветру

С 19 по 21 июня в Якутске пройдет II Международная конференция «Возобновляемая энергетика в изолированных системах Дальнего Востока России»

Навстречу солнцу и ветру

О развитии возобновляемой энергетики в ДФО, успехах и тенденциях - заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям ОАО «РАО Энергетические системы Востока» Алексей Каплун.

- Алексей Александрович, год назад состоялась Первая Международная конференция «Возобновляемая энергетика в изолированных системах Дальнего Востока России» и Вы анонсировали комплексную программу «РАО ЭС Востока» по развитию возобновляемой энергетики. Как идет эта работа? Готова ли компания перейти от пилотных проектов к повсеместному внедрению новых технологий возобновляемой генерации?

- Мы начали реализовывать эту программу и в целом уже понимаем, что, где и как будем строить. В стадии проработки вопрос – с кем мы будем сотрудничать по нашим проектам, и здесь у нас имеется масса предложений как внутри страны, так и из-за рубежа. Безусловно, мы продолжаем вносить дополнительные штрихи в программу, а потому наиболее активная фаза ее реализации начнется ближе к осени в этом году.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее – что представляет собой эта программа, сколько объектов планируется построить и где они будут находиться?

- Программа предусматривает два основных направления – солнечная генерация и ветряная генерация. Мы также рассматриваем биотехнологии и мини-ГЭС, но, оценив их экономическую эффективность, пришли к выводу, что массовыми на Дальнем Востоке они не станут, вероятнее всего – какие-то разовые проекты. А вот солнце и ветер уже сейчас имеют в различных регионах ДФО серьезный потенциал. В настоящее время мы формируем перечень потенциальных проектов возобновляемой энергетики в Приморском крае, Якутии, на Чукотке, Сахалине, Камчатке и в Хабаровском крае.

- Чем привлекательны именно эти регионы, какие объекты возобновляемой энергетики им нужны?

- Наибольший потенциал мы видим в Якутии, там довольно серьезные возможности, связанные с гелиоэнергетикой (получением электрической или тепловой энергии за счет солнечной энергии – прим. ред). Приморье – это солнечные станции и ветрогенераторы, Камчатка – ветряки и мини-ГЭС. Сахалин мы связываем с ветряной генерацией, первый проект находится в стадии реализации. Чукотка – это в основном ветрогенерация.

- В прошлом году был анонсирован большой проект – солнечная станция в якутском поселке Батагай. В какой стадии сейчас этот проект?

- Мы ведем проектирование. С учетом того что большая станция за полярным кругом – это первый проект такого рода в стране, мы подключили к нему не только наших проектировщиков, но и, в частности, специалистов из Германии – страны, имеющей солидные компетенции в части строительства солнечных парков. Сейчас активно работаем над площадкой, смотрим и оцениваем строительно-монтажные работы. Мы понимаем, как это должно работать в условиях вечной мерзлоты и пытаемся сделать так, чтобы этот проект был наиболее интересен нам сточки зрения эффективности и окупаемости.

- В каком году планируете ввести станцию?

- Сейчас мы говорим о 2015-м.

- Какие сложности возникают в процессе реализации таких проектов?

- Мы ограничены труднодоступностью некоторых территорий Дальнего Востока. Есть немало проектов, интересных с точки зрения природного потенциала и экономики, но физически на те территории, с которыми они связаны, можно добраться лишь несколько дней в году. Это серьезное ограничение для реализации проектов, требующих движения рабочей силы, поставки оборудования и материалов. Подобные сложности заставляют нас «придумывать свой собственный велосипед» практически для каждого проекта. Но тем интереснее работать. Так, мы столкнулись с солидным удорожанием строительно-монтажных работ по установке солнечных панелей в условиях вечной мерзлоты и задумались о том, как решить эту проблему – стали рассматривать вариант размещения панелей на крышах административных зданий и другие способы технологической оптимизации.

- «РАО ЭС Востока» заключило с регионами ряд соглашений, предусматривающих совместную работу по внедрению возобновляемой энергетики. Помогают ли вам регионы в реализации соответствующих проектов?

- Заключая соглашения, мы стремимся решить две важные задачи. Первая связана с инвестициями. Если мы привлекаем инвестора, то он должен четко понимать механизм и сроки возврата своих инвестиций. Сейчас тарифообразование осуществляется на год. Исходя из того, что у нас в основу экономики проекта заложен общий принцип энергоэффективности, то есть экономия на топливной составляющей в тарифе, мы должны получать эту экономию в течение пяти-десяти-пятнадцати лет, в зависимости от проекта. Для этого нужно договориться с регионом – «да, мы вместе идем по этому пути и на определенный период окупаемости проекта фиксируем топливную составляющую». А потому нам следует подписывать соглашения с теми регионами, которые понимают суть подобного проекта, согласны с ним, и тогда из года в год мы будем получать запланированную экономию, чтобы окупить инвестиции и не разочаровать инвестора.

Вторая наша задача сформировалась на начальной стадии работы над программой, когда мы сфокусировались на наших дизельных станциях. Тогда же в сферу интересов компании попали и требующие реконструкции муниципальные станции, которые могут быть использованы в реализации проектов. Но ведь мы не можем реализовывать проекты на муниципальных объектах. Соответственно, нам необходимо переходить в другую плоскость – идти через концессию, либо другими способами получать это имущество в аренду, чтобы в дальнейшем мы могли его модернизировать и совместно с регионом реализовывать проекты ВИЭ, которые позволят и нам и региону получать осязаемые выгоды. По этому пути мы идем с Якутией, обсуждаем такой вариант с Приморьем, Камчаткой и Хабаровском. Это довольно перспективное направление, оно позволяет нам расширять ареол действия программы, в том числе за счет муниципальных образований.

Таковы две задачи, которые мы стремимся решить, заключая соглашения с регионами. Например, станцию в Батагае мы строим на основе такого соглашения – мы договорились софинансировать проект. Более того, мы уже обсуждаем с нашими партнерами еще несколько станций, которые будем реализовывать на принципе долевого финансового участия.

- Какие еще источники финансирования программы вы рассматриваете?

- Совершенно разные: это могут быть и инвестиционные фонды, и отдельные инвесторы, которых интересует этот вид бизнеса. Это может быть и государство, способствующее реализации нашей программы через программы энергоэффективности регионов – часть выделяемых на них средств может быть направлена на развитие возобновляемой энергетики. Это то, о чем, в частности, мы сейчас ведем переговоры с Приморьем. Безусловно, необходимо и банковское финансирование, нашу программу рассматривает «ВЭБ» и другие банки.

- Кто ваши основные партнеры в работе над проектами возобновляемой генерации. Какие требования вы к ним предъявляете?

- Здесь мы отталкиваемся от технологий. И если по солнечным панелям мы уже определились с той типовой технологией, которую будем применять, то в отношении ветряной генерации таких технологий может быть несколько. Например, природные условия Камчатки отличаются от условий Якутии: в одном случае необходимо в основном оборудовании учитывать сильный порывистый ветер, в другом случае – арктическое исполнение. Где-то мы будем использовать оборудование, которое потребует участия подъемных кранов, а в других местах должно быть самоподъемное оборудование, поскольку на некоторые территории эти подъемные краны просто не привезти. Каждый проект сугубо индивидуален, а потому подходить ко всем с единой меркой невозможно, да и неправильно. Именно этим объясняется то, что мы ведем переговоры с большим количеством потенциальных партнеров, чье оборудование подойдет для реализации тех или иных проектов. В марте мы подписали соглашение с японскими компаниями Mitsui & Co и Komai Haltec Inc., вместе с которыми будем работать над проектом по установке ветряков в Усть-Камчатске. Японские коллеги прекрасно понимают, что если с этой задачей они справятся на «отлично», то обретут серьезный рынок сбыта. Не меньший интерес проявляют и их соседи – мы подписали несколько соглашений с китайскими компаниями и вот недавно – с корейскими партнерами. Мы наблюдаем большую заинтересованность со стороны зарубежных компаний в развитии возобновляемой энергетики на территории Дальнего Востока. У нас очень серьезные перспективы, которые привлекают потенциальных зарубежных партнеров.

- А кто еще из зарубежных производителей, помимо представителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, заинтересован в партнерстве по проектам ВИЭ, которые реализует «РАО Энергетические системы Востока»?

- География весьма широка: по ветрякам мы активно работаем с французами, где-то стоит датское оборудование, где-то – немецкое. В стадии переговоров находится сотрудничество с американскими коллегами из компании «Nortern Power Systems». Мы открыты для сотрудничества со всеми, если для нас это будет экономически интересно и технически оправданно. Поэтому будем рассматривать предложения от разных производителей – и европейских, и американских, и азиатских. Будем сравнивать их по технологиям, стоимости и возможностям.

- Сказались ли последние политические события на ваших отношениях с европейскими партнерами?

- Нет, все люди разумные, понимают, что политика политикой, а бизнес бизнесом.

- Активность зарубежных коллег очевидна. А как обстоит дело с российскими производителями, готовы ли вы работать с ними?

- В отношении российских производителей в целом у нас наблюдается ситуация, обратная той, что сложилась с зарубежными. Если во втором случае нам есть из кого выбирать – предложений достаточно: мы имеем дело со странами, располагающими определенными технологиями и в солнечной и в ветряной генерации, планируем тестировать эти технологии и определять – подходят они нам или нет, ведь существует много нюансов: к примеру, солнечные панели должны выдерживать якутские морозы до -60°С, и далеко не все производители в состоянии соответствовать этим требованиям. То же самое по ветрякам – они стоят в Японии и Корее, но как они будут работать в нашем климате – пока непонятно. А вот в случае с российскими производителями все несколько сложнее и богатого выбора у нас нет. Мы активно ищем потенциальных российских партнеров, которые могут поставлять нам либо уже готовые изделия, либо их комплектующие – инверторы, накопительные элементы, хотя, впрочем, для нашего проекта в поселке Новиково на Сахалине мы используем датские ветряки, прошедшие реновацию на Тюльганском электромеханическом заводе под Оренбургом. Кроме того, «РАО Энергетические системы Востока» плотно сотрудничает с научными институтами и ведет работу в области НИОКР, чтобы понимать, какие технологии могут быть нам полезны и какое оборудование подходит для российских условий эксплуатации. В соответствии с результатами мы и формулируем требования к оборудованию, которые в дальнейшем распространяем на тех производителей, с которыми собираемся работать.

- Упоминая биогенерацию, Вы сказали о том, что на территории ДФО массовой эта технология не станет. Почему?

- Что касается природного потенциала Дальнего Востока, здесь можно говорить о разных типах биотоплива: продукты лесопереработки, мусор, торф. Проблема одна – помимо природного потенциала, должен быть экономический, а его нет. Дело в том, что на тех территориях, где есть достаточное количество биотоплива и имеется инфраструктура для его переработки и подготовки, экономика не позволяет конкурировать с большой энергетикой: традиционная генерация не оставляет энергообъектам на биотопливе никаких шансов. А в изолированных районах либо нет ресурсов, либо нет инфраструктуры для их качественной подготовки, а потому все нужно создавать с нуля, что для нас, конечно, не может быть экономически целесообразным. Именно поэтому мы допускаем, что в качестве разовых решений под отдельные задачи возможны отдельные проекты на биотопливе с отдельными экономическими и тарифными решениями. Но как систему, в отличие от солнечной и ветровой генерации, мы их в настоящий момент не рассматриваем.

- Какие изменения необходимы законодательству, чтобы развивать бизнес, связанный с ВИЭ в регионах и в России в целом?

- Изолированные районы Дальнего Востока отличаются от европейской части России в отношении проектов ВИЭ тем, что при несколько больших по сравнению с традиционной энергетикой удельных затратах они могут быть экономически эффективны и не требуют субсидирования государством. В случае с ВИЭ мы пошли по-другому пути – мы не просим дотаций у государства и регионов, а говорим им: «Коллеги, топливо нынче дорого, а мы занимаемся энергоэффективными проектами и экономим определенную часть топлива. За счет этого в будущем, когда мы окупим наши затраты, вы сможете либо снизить тариф, либо стабилизировать его». То есть сейчас нам крайне важно, чтобы топливная составляющая в тарифе сохранялась, нам необходимы долгосрочные тарифы, и в этом государство может нам помочь.

- В прошлом году прошла Первая Международная конференция «Возобновляемая энергетика в изолированных системах Дальнего Востока России». Как вы оцениваете ее результаты и чего ожидаете от второй конференции?

- В прошлом году конференция прошла на очень хорошем уровне во многом благодаря тому, что нам была оказана огромная помощь со стороны якутского правительства и лично президента Якутии Егора Борисова. В этом году заметно возрос интерес к мероприятию со стороны потенциальных поставщиков оборудования и других компаний, которые работают на этом рынке. Нам самим есть, что показать и чем поделиться, есть опыт, который мы накопили в том числе и за последний год. У наших коллег тоже есть интересные наработки. Думаю, что Вторая Международная конференция «Возобновляемая энергетика в изолированных системах Дальнего Востока России» будет не менее интересной и полезной для участников, чем предыдущая.

Справка:

В 2012 году ОАО «РАО Энергетические системы Востока» объявило о старте программы реализации проектов ВИЭ на Дальнем Востоке России. В основе этой программы – успешная эксплуатация серии опытных объектов возобновляемой энергетики, доказавшая главное: именно здесь, в изолированных поселках, в отрыве от инфраструктуры, ВИЭ могут быть экономически эффективными уже сегодня.

2013 год стал точкой отсчета для ВИЭ в Дальневосточном федеральном округе. К инициативе энергетиков присоединились руководители ряда субъектов федерации, подписав соглашения о развитии возобновляемой энергетики. По сути, создана инфраструктура для рынка проектов ВИЭ в изолированных зонах Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Интервью опубликовано в журнале "Огни на Востоке" за 6/2014.