Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Попасть в цель

Юрий Трутнев: «Мы обязаны создать условия лучше, чем у наших соседей»

Попасть в цель

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев дал большое интервью телекомпании «Россия 24».

В интервью «Россия 24» Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал мнение, что в концепции, когда Россия делает такой разворот на Восток и обращает внимание не только на Восток своей страны, но и на своих восточных партнеров, следует ускоренно двигаться вперед, потому что вокруг ДФО «находятся наиболее динамично развивающиеся страны мира, это Китай, Южная Корея, Япония, Сингапур».

«Мы посмотрели опыт всех этих стран, как они развивались, как они добивались ускорения темпов экономического роста. И те инструменты, которые сейчас предложены Правительству, которые разработаны, они основаны на лучшем конкурентом опыте. Что это значит? Это значит, что мы обязаны создать для нашего бизнеса лучшие условия, чем у наших соседей», - сказал он.

По мнению Ю.Трутнева, «нельзя победить, играя вполовину хуже, чем соседи. Можно только или лучше, или не победить. Поэтому мы выбрали несколько инструментов». Основным документом станет Закон о территориях опережающего развития, который будет принят в ноябре.

«Закон по территориям опережающего развития уже в Госдуме, мы с ним работаем. И внушает определенный оптимизм, что сегодня многие территории и многие отрасли, глядя на этот Закон, говорят: «А можно нам задействовать подобную оболочку». Вот я уже не раз такой тезис слушал. Поэтому Закон ждут. Мы понимаем, за счет чего он будет работать», - поделился Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО.

Ю.Трутнев пояснил, почему так важен этот документ. «У нас на Дальнем Востоке продолжается отток населения, потому что нет постоянного роста предприятий, - сказал он. - Потому что совершенно очевидно, что лучше всего было бы развивать Дальний Восток, если создать в нем такую же транспортную, энергетическую и прочую социальную инфраструктуру, как существует в европейской части. Проблема только в том, что количество денег, которое на это необходимо, ну, его просто даже приблизительно нет ни в каких бюджетах, это триллионы рублей».

Он продолжил, что для развития ДФО такой экстенсивный путь не даст ответа на вызовы. 

«Мы исходим из того, что, в рамках всех предложенных инструментов, мы инвестируем государственные средства целевым образом под конкретные проекты, под людей-инвесторов, которые уже выбрали точку, нашли источники финансирования, понимают, чем они будут заниматься. То есть мы, по сути, дела помогаем им вручную эти проекты собирать. Мы снимаем инфраструктурные ограничения, административные барьеры, помогаем строить инфраструктуру. То есть помогаем им преодолеть уровень безубыточности проекта», - заявил он в интервью «России 24».

Именно «точечное развитие» - инвестирование под конкретные проекты лежит в основе развития многих мировых экономик. Как пояснил Ю.Трутнев, «так развивается весь мир. Вот абсолютно все страны, которые сегодня достигли успехов в экономическом развитии, шли через точечное развитие, шли через создание экономического потенциала в определенных точках».

«Невозможно построить предприятия вот так ковром по всей стране. Они все равно находятся там, где есть или полезные ископаемые, или природные ресурсы, или коммуникации, или рынки. Кстати, рынок на Дальнем Востоке очень серьезный. Рядом объем импорта названных мною стран АТР – 6,6 десятых триллиона долларов. Так что, если мы сможем там работать конкурентно, а я уверен в том, что мы это сможем, то мы вполне в состоянии определенную часть этого рынка занять», - высказал он свою точку зрения.

Полпред в ДФО пояснил, что инвестиционных проектов на Дальнем востоке очень много («мы за год просмотрели более 400 инвестиционных проектов») и разъяснил суть Закона о территориях опережающего развития.

«Закон о территориях опережающего развития, это 3 блока. Первый блок, это блок налоговых преференций. У нас возникает льготирование по налогу на прибыль до 5% от сегодняшней действующей ставки. Далее, по соцстраху, там 7,6 десятых процента. Возникает механизм ускоренного возврата НДС, льготы по налогу на добычу полезных ископаемых – первые 2 года ноль, а потом там постепенное повышение. Льготируется налог на землю, налог на имущество. То есть достаточно широкий набор льгот. Это первое», - сказал он.

«Второе. Это упрощение административных процедур. Снижаются сроки проверки, вводится механизм свободной таможенной зоны, упрощенный порядок предоставления земельных участков. Тоже достаточно широкий набор процедур, который упрощает бизнесу жизнь и снижает издержки. И, наконец, третья и последняя составляющая, это строительство инфраструктуры территории опережающего развития за счет государства. Естественно, эта инфраструктура будет зависеть от того, на чем будет специализироваться территория опережающего развития», - выделил Ю.Трутнев. 

Он разъяснил также разницу между особой экономической зоной и территорией опережающего развития: «Особые экономические зоны создавались как достаточно жесткая оболочка, где, скажем так, нормировался вид деятельности, начальный объем инвестиций. То есть была такая оболочка и целый ряд других параметров».

«Вкладывать государственные средства, не понимая до конца полученный результат, было бы ошибкой. Поэтому мы специально регламентировали принятие решения о создании зоны на уровне решений Правительства Российской Федерации. Поэтому последовательность следующая. Вот сейчас пока 14 отобранных. Мы уже с ноября месяца, мы не будем ждать Закон, мы уже с ноября месяца начинаем работу комиссии, рассчитываем по критериям эффективности. Те проекты, которые оказываются в верхней части, мы приглашаем на комиссию и убеждаемся в том, что этот проект точно ни что-то придуманное, а вот то, что будет на земле происходить. Людям, извините за такой странный механизм, в глаза людям смотрим, убеждаемся в том, что они действительно серьезно готовы взяться за реализацию этого проекта. Делаться все это будет публично. Комиссия достаточно представительная. После этого мы вносим документ на рассмотрение Правительства, принимаем решение, и территория опережающего развития начинает действовать. Причем одновременно начинают, включаются и механизмы преференций, и мы начинаем строить инфраструктуру», - отметил Ю.Трутнев.

Ю. Трутнев уверен, что «наша задача, главный вообще критерий создания территории опережающего развития, - это наличие якорного инвестора, наличие компаний или группы компаний, который в этой точке хочет создать новое предприятие. Если таковая есть, мы проверяем, убеждаемся в том, что она финансово состоятельна, она понимает, чем будет заниматься. Что вложения в инфраструктуру для ее запуска, достаточно эффективны для государства. Для этого создана специальная комиссия в Правительстве. И после этого мы включаем зеленый сигнал светофора, все это едет. У нас нет жестких ограничений. Это гибкая и максимально комфортная для бизнеса оболочка. Вот, наверное, принципиальная разница».

При этом Ю.Трутнев подчеркнул, что «какого-то закрытого перечня не существует. То, что мы сегодня везде показываем как перечень предварительного отбора, это просто результат предварительной работы. Было бы глупо год сидеть, ждать, когда выйдет Закон, а потом начинать проекты отбирать. Поэтому мы действовали параллельно, мы и по полю бегали и закон создавали. Как только выйдет Закон, у нас уже есть с чем выходить. Но перечень абсолютно открыт», - подытожил Полпред в ДФО.