Поделиться
Рыбные пробки во Владивостоке
Поделиться

Тысячи тонн камчатской рыбопродукции застряли во Владивостокском порту

Нехватка холодильных мощностей, реф.секций и высокие железнодорожные тарифы в пик сезона вновь привели к коллапсу в главном транспортном узле дальневосточных рыбаков.

«Пробки» во Владивостокском порту стали новой преградой на пути дальневосточной рыбы на российский рынок. В условиях санкций региональные рыбопромышленники практически отказались от экспортных поставок, перенаправив свою продукцию в российские сети. Правда, когда и по какой цене дальневосточная рыба дойдет до прилавков в центральной России остается только гадать. Владивостокский порт вновь не справляется с пиковой нагрузкой.

Десятки транспортных судов ожидают своей очереди на рейде в порту Приморья, – мощностей для хранения рыбы катастрофически не хватает и за каждый день простоя судов промышленники вынуждены платить втридорога. Ажиотаж на холодильники в порту вновь привел к росту цен за хранение. Владельцы мощностей стали применять прогрессивные ставки. Впрочем, найти холодильники – пол дела. Отправить рыбу в центральную Россию в этом году стало крайне сложно. И дело даже не в возросших тарифах на перевозку у посредников РЖД в высокий сезон. Свободных составов и рефрижераторных секций нет. Поезда, которые уходят с Дальнего Востока на Урал и в Москву битком забитые дальневосточной рыбой, идут обратно через раз. Говорят, из-за санкций, объем перевозок в обратном направлении резко сократился.

«После ввода санкций мы решили перенаправить основные потоки своей продукции на внутренний рынок, – рассказывает исполнительный директор рыбоперерабатывающей компании «Озерновский РКЗ-55» Кирилл Волков – Сейчас все холодильники во Владивостоке забиты, выгружаться некуда. Нам удалось договориться со своими давними партнерами и найти место для хранения. Но с 1 октября «Далькомхолод» вводит прогрессивную плату за хранение продукции. В зависимости от срока цена возрастет с 35 до 60 рублей за тонну. С учетом наших объемов, суммы немаленькие».

Как и многие поставщики, в «Озерновском РКЗ-55» сейчас пытаются решить, как вывозить рыбу в центральную Россию. «С подвижным составом тоже серьезные проблемы. Пока нам выделили 3 секции, а нужно еще 15. К тому же цена в пик сезона заметно возросла. Если в минтаевую путину доставка одной секции стоит в среднем 1,3 млн рублей, то сейчас – 1,9 млн», – говорит Кирилл Волков.

С такой проблемой ежегодно сталкиваются все без исключения промышленники, отправляющие рыбу на внутренний рынок. Только теперь объем поставок вырос в разы, буквально забетонировав воронку на пути дальневосточной рыбы. Ряд камчатских компаний спешно подыскивают в Приморье места под строительство собственных холодильных мощностей. Те, кто поставляет рыбу до Урала, пытаются вывезти ее автотранспортом.

Проблема доставки и хранения дальневосточной рыбы стала одной из тем для обсуждения и на прошедшем во Владивостоке конгрессе рыбаков. Председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко считает, что разрешить ситуацию можно лишь повысив конкуренцию на рынке как между портами и холодильниками, так и между компаниями-перевозчиками. «Разговоры о высоких ценах идут ежегодно и обостряются в период массового хода лососей и поставок их через порты Приморья. Причем поднимаются ставки и у портовиков, и у транспортников. С одной стороны, тому есть действительно объективные причины. Экономические. С другой – надо понимать, что все это накладывается на стоимость конечной продукции. И при этом мы, рыбаки, от этого ничего не получаем. А обвиняют в дороговизне именно нас! – сказал Сергей Тимошенко в интервью fishnews. – Нам либо надо платить за простой парохода, либо за холодильник, либо везти. И везде по повышенным тарифам. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы цена не росла. Ведь только при конкурентной цене наш товар будет пользоваться спросом. Лишь обеспечив реальную конкуренцию, мы сможем нормально и эффективно работать на рынке, без передергивания».

В качестве основной альтернативы при поставках дальневосточной рыбы промышленники все чаще начинают рассматривать Северный морской путь. Несколько лет назад у Камчатки уже был опыт поставки местной рыбопродукции в Петербург по Севморпути. Три судна доставили в северную столицу более 20 тысяч тонн лосося. Однако стоимость ледокольной проводки тогда зашкалила. И хотя цена на привезенную рыбу оказалась ниже, чем в центральной России, поставщики сработали на грани рентабельности. Северный морской путь оказался самым быстрым способом доставки, но довольно дорогим из-за тарифов «Атомфлота».

«Сейчас «Атомфлот» перешел на иную систему тарификации. Она более выгодна для поставок рыбы. Мы доводим до сведения поставщиков рыбы информацию о том, что условия поменялись, что делает более приемлемым и более выгодным эти поставки, – заявил накануне заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. – Северный морской путь – это очень хороший инструмент, для того чтобы по нему везти рыбу, тем более в период лососевой путины, когда работает восточное побережье Камчатки. Остается решить вопрос со сбытом». В Росрыболовстве говорят, что размер платы за ледокольную и ледовую лоцманскую проводку судна по Севморпути теперь определяется реальным объемом фактически оказанных услуг с учетом вместимости судна, его ледового класса, расстояния, на которое осуществляется проводка, и периода навигации. Там надеются, что расширение возможностей по доставке рыбопродукции напрямую из районов промысла в европейскую часть России через порты Мурманска и Санкт-Петербурга создаст конкуренцию железнодорожному маршруту. Однако, желающих отправить рыбу с Камчатки Севморпутем в этом году пока не нашлось. Эксперты говорят, что на отладку логистики у компаний уйдет немало времени.

«Проблема с хранением рыбопродукции в Приморье и высокими железнодорожными тарифами стоит не первый год, но сейчас на нее обратили внимание», – говорит председатель рыболовецкого Колхоза им. Ленина Сергей Тарусов. Свою продукцию одно из старейших и крупнейших камчатских предприятий продает посредникам во Владивостоке, минуя проблемы с доставкой и хранением. «Мы не в состоянии сами вести рыбу в центральную часть страны. Это требует серьезных затрат и усилий. Поэтому продаем все с колес во Владивостоке. Сейчас туда подходит судно с 5 тысячами тонн нашей белорыбицы, – говорит Сергей Тарусов. – Но Северный морской путь – это другое дело. Если движение по Севморпути будет отлажено, то стоимость доставки будет низкой, а сроки – сжатыми. Конечно, для нормальной работы в Петербурге можно и нужно строить терминалы и другую инфраструктуру, развивать рынки сбыта. Но это большой город с хорошими возможностями для развития. К тому же, значительную часть продукции оттуда можно доставлять автотранспортом. Севморпуть решил бы существующие проблемы».

Впрочем, такой позитивный настрой разделяют далеко не все рыбопромышленники. К примеру, руководство компании «Корякморепродукт» сомневается в том, что в ближайшее время удастся наладить нормальный процесс поставок рыбы по Севморпути. «Увеличение поставок по трассе северного морского пути создаст такую же воронку в Петербурге, как и сейчас во Владивостоке. Свободных холодильных мощностей там тоже нет», – говорит представитель компании Владимир Абакумов.

К проблеме доставки дальневосточной рыбы в центральную Россию сейчас активно включаются федеральные чиновники. Правда, пока дальше слов дело не идет, а все предлагаемые меры – это глубокая перспектива. Порт Владивостока стал еще одной стеной на пути импортозамещения в России. Долгое время дальневосточные, в том числе и камчатские рыбоперерабатывающие предприятия проигрывали зарубежным компаниям в конкурентной борьбе на российском рынке. Норвежская семга хоть и искусственная, зато поставки стабильные круглый год и размер партий регулируемый. Санкции дали дорогу дикому дальневосточному лососю. Наши компании, уже привыкшие поставлять рыбу на экспорт, обратили внимание на российский рынок. И хотя таможенная и налоговая политика в стране пока стимулирует только экспортные поставки, высокий спрос и цена на рыбу в стране, наконец, расставили все по местам. Осталось решить проблему с «пробками».

Справка

Налоговый и Таможенный кодекс в России, несмотря на государственную задачу по импортозамещению, стимулируют только экспорт рыбы. При поставке за рубеж промышленникам компенсируют НДС, хотя при поставках рыбы на внутренний рынок, НДС с них напротив, взымают. При этом, ставки сборов для тех, кто экспортирует и для тех, кто поставляет рыбу в российские субъекты – одинаковые. В условиях вступления России в ВТО ситуация только усугубилась. Выполняя свои обязательства, с 1 сентября Российская Федерация еще раз снизила вывозные таможенные пошлины на мороженую рыбу и ракообразных.

Опубликовано в газете "Рыбак Камчатки" (информационный партнер EastRussia.ru)
Елена Рыбакова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов