Поделиться
Свободному порту негде развернуться
Поделиться

В Приморском крае начались судебные споры по земле для инвесторов

Как стало известно EastRussia, 31 января Арбитражный суд Приморского края начнет рассматривать по существу первый за историю существования АО «Корпорация развития Дальнего Востока» («КРДВ») иск в защиту интересов инвесторов. «КРДВ» требует признать незаконным отказ управления муниципальной собственности города Владивостока в предоставлении в аренду земельного участка одному из резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Защищать инвесторов от чиновников корпорация имеет право давно, но первый случай представился только в конце 2016-го. Подробности грядущего разбирательства и обеспеченности проектов СПВ землей изучила EastRussia.

shutterstock.com
Защита интересов инвесторов в суде — одно из базовых полномочий АО «Корпорация развития Дальнего Востока», управляющей компании территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Оно было зафиксировано еще в 2015 году в законодательстве РФ о новых «инструментах развития» — федеральных законах о ТОР и СПВ. Инвесторы, разумеется, уже не раз спорили с чиновниками. Но пока обходились без помощи корпорации.

Например, в ноябре 2016 года ООО «ДэлКар» обжаловало в арбитраже отказ управления муниципальной собственности (УМС) администрации города Владивостока в предоставлении земельного участка. «ДэлКар» планирует вложить 80 млн рублей в складской комплекс класса «А» площадью 4,7 тыс. кв. метров. Суд, впрочем, иск инвестора к муниципалитету не удовлетворил. По каким основаниям — пока не ясно: 25 января опубликована лишь резолютивная часть решения. Мотивировка станет известна чуть позже.

И вот к защите прав инвесторов впервые подключилось АО «КРДВ». Поводом стал отказ УМС администрации Владивостока в предоставлении без проведения торгов в аренду сроком на 25 лет земельного участка ООО «О. Русский». Компания, как сообщили в пресс-службе администрации Приморья, планирует заняться развитием морского туризма. Инвестор анонсирует вложение не менее 417,8 млн руб. и создание 118 новых рабочих мест. Решение о наделении ООО статусом резидента СПВ было принято на третьем наблюдательном совете Свободного порта под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. Соглашение о предоставлении статуса резидента подписано с ООО «О. Русский» 29 марта 2016 года. Оно действует до 12 октября 2085 года. Резидент СПВ, напомним, получает от государства в обмен на вложения налоговые и иные финансовые льготы и упрощение порядка прохождения административных процедур.

Развитие морского туризма в Приморье — тема, обсуждавшаяся не однажды. В декабре 2015 года на тематическом форуме, организованном Владивостокским госуниверситетом экономики и сервиса (ВГУЭС), замглавы департамента привлечения прямых инвестиций Минвостокразвития Сергей Лесков посетовал: 3 млн пассажиров проходят по круизным маршрутам мимо столицы Приморья. Лайнеры не заходят во Владивосток «не только из юридических трудностей»: ни морской вокзал, ни сопутствующая круизная инфраструктура не готовы их принять.

ООО «О. Русский», объясняется на сайте проекта, планирует приобрести 50 новых судов класса Jet Capsule — это самая маленькая в мире футуристическая каплевидная яхта на 12 человек. Компания готова уже в 2017 году купить пять таких судов и предоставлять их услуги в местах массового летнего отдыха Свободного порта Владивосток в бухте Золотой Рог, а в дальнейшем —  закупить еще 45 яхт и сдавать их в аренду в городах-участниках Чемпионата мира-2018 по футболу. В планах инвестора также организация регулярной морской прогулки от Корабельной набережной до океанариума и обратно на пассажирском судне Ocean Rocket 70.

Для стоянки круизных судов нужна база — как раз ее компания и попросила в аренду у мэрии Владивостока. «О. Русский» претендует на предоставление в аренду без торгов земельного участка площадью 41,01 тыс. кв. м в городе Владивостоке — по ул. Татарской, 38. Согласно данным публичной кадастровой карты РФ, разрешенными видами использования данного участка являются спортивные комплексы, яхт-клубы и лодочные станции, его кадастровая стоимость — 288,75 млн руб. УМС администрации Владивостока в августе 2016 года компании-инвестору в земле отказало. В октябре иск в защиту прав компании подала «Корпорация развития Дальнего Востока».

Справка EastRussia. Уставный капитал ООО «О. Русский» в размере 20 тыс. руб., по данным Kartoteka.ru, на 95% принадлежит ПАО «Давос Аква» (владелец 40 млн руб. капитала ПАО — Юрий Рябко), на 5% — гендиректору компании Владимиру Харченко. Господин Рябко также возглавляет региональную федерация триатлона Приморского края, является совладельцем нескольких коммерческих компаний, включая ЗАО «Давос».

Получить землю под инвестиционный проект всегда было непросто, признают собеседники EastRussia в бизнес-среде. Но закон об СПВ должен был существенно упростить эту процедуру, говорит один из предпринимателей. Сейчас по законодательству путей получения земли у инвесторов, зарегистрированных в Свободном порте, два: либо через Минвостокразвития и управляющую компанию, либо на уровне региона или муниципалитета — если земельный участок относится к так называемой зоне территориального развития. При этом резиденту можно предоставить сокращенный перечень документов, а срок рассмотрения его заявления по нынешним меркам крайне мал — всего 30 дней. «Основания для отказа перечислены в законе, и они логичны. Среди ключевых — испрашиваемый участок уже имеет собственника или арендатора, законно используется в иных целях, есть нестыковки в документах государственного учета земельного участка по площади, категории земель или предназначению»,— объясняет EastRussia один из предпринимателей.

Между тем, говорит руководитель консультационного центра по поддержке малого и среднего бизнеса при реготделении «Деловой России» Дмитрий Боярко, за последний год резиденты свободного порта столкнулись с массовыми отказами в предоставлении земли. По его данным, из 121 резидента заявки на получение участков подали 68. Из них в профильный департамент Приморского края подано 13, одобрено — 10, в мэрию Владивостока — 55 и 6 соответственно. «Статистика — вещь, как известно, упрямая. Возникает вопрос – почему администрация края активно поддерживает проекты, реализующиеся в рамках Свободного порта Владивосток, и заботится об инвестиционном имидже региона, а городские власти не готовы идти на контакт и пытаются удержать земельные участки у себя. При этом все понимают, что именно земля — основа большинства проектов в рамках Свободного порта, и без ее получения деятельность вестись не будет. А иностранцы смотрят на реальное положение дел на местах, оценивают эффективность участия в проектах национального бизнеса, и по таким данным принимают решение об инвестировании. В данном случае они видят — даже местный бизнес землю получить не может. Соответственно, под вопросом оказывается и иностранное участие»,— говорит Дмитрий Боярко.

Вопросов по новым льготным режимам у бизнеса «достаточно много», признает он. «Они касаются выделения земли, налоговых и таможенных платежей, ряда иных аспектов работы таких проектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность. При этом вопрос о земле — один из первых среди задаваемых резидентами, если вообще не основной»,— отмечает Дмитрий Боярко. «Власти должны как можно скорее навести в этой сфере порядок», считает он. «Со своей стороны „Деловая Россия“ дает органам власти всю информацию о таких „проблемных точках“»,— заверяет он.

Отметим, что само законодательство о Свободном порте Владивосток уже не раз подвергалось критике юридического сообщества как несовершенное. И несмотря на то, что защита интересов резидентов Свободного порта является одной из функций управляющей компании, по факту даже она «имеет ряд полномочий, которые могут существенно осложнить работу резидентов», отмечается в публикации директора юридической школы Дальневосточного федерального университета Владимира Курилова и Натальи Присекиной в декабрьском выпуске бюллетеня Арбитражного суда Дальневосточного округа, посвященном защите прав инвесторов. «В частности, управляющая компания осуществляет рассмотрение заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности и оценку бизнес-плана. При этом критерии оценки не установлены, установлены только требования к форме приказом Минвостокразвития. Не установлена ответственность управляющей компании за неисполнение соглашений с резидентами свободного порта Владивосток. Не формализованы пределы контроля управляющей компании за выполнением условий соглашения резидентами СПВ»,— перечисляют юристы. 

В управлении муниципальной собственности администрации города Владивостока оперативно прокомментировать ситуацию с выдачей земли резидентам Свободного порта Владивосток EastRussia не успели.
Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов