Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Туризм в Приморье «выезжает» на китайцах

Приморский край – безусловный лидер по туризму на Дальнем Востоке

Туризм в Приморье «выезжает» на китайцах
Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
Развитие Дальнего Востока не обошло стороной и одну из таких важных составляющих как туристическая сфера. Консолидированными усилиями многих заинтересованных сторон за два года была сформирована базовая платформа для дальнейшего роста привлекательности туризма как для российских и иностранных граждан, так и для потенциальных инвесторов. Наибольший успех в плане развития туризма на Дальнем Востоке сегодня демонстрирует Приморский край. Регион сегодня аккумулирует свыше 70% потока иностранных туристов, посещающих Дальний Восток. Не менее ярко выражено и лидерство во внутреннем туризме: свыше 50% российских туристов в ДФО приезжают именно в Приморье.

По словам директора департамента туризма Приморского края Константина Шестакова, основная часть иностранных туристов в Приморье – это гости из азиатских стран. “Ключевые страны – это Китай, Южная Корея и Япония. Туристов из Китая, конечно же, больше всего – с начала года их количество превысило 350 тыс. человек, – рассказывает Шестаков. – По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот поток вырос на треть. При этом рост количества туристов из КНР, посещающих наш край в рамках соглашения о безвизовом обмене, был еще больше – порядка 65-70% от прошлогодних показателей. Прослеживается хорошая четко выраженная динамика на протяжении последних двух лет".

Второй по объему въездной туристский поток в Приморье обеспечивает Южная Корея. Показатели эти далеки от китайских, но их динамика выше. Рост, по сравнению с прошлым годом, по итогам 9 месяцев 2016 года, составляет более 62%. Всего за 9 месяцев Приморье посетили более 41 тыс. человек из Республики Корея. Замыкают тройку лидеров туристы из Японии.

"Европейский поток нас порадовал, – говорит Шестаков, – он уже исчисляется в тысячах человек. Рост турпотока, например, из Германии составил 184%. Еще большее расстояние приходится преодолевать туристам из Австралии, но и здесь мы видим хороший рост: 154% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Для нас это очень важно и знаково: это говорит о том, что региональная и федеральная политика продвижения туристских продуктов региона действительно работает. Есть уверенность, что динамика роста будет сохраняться и в дальнейшем".

Как отмечает руководитель Ростуризма Олег Сафонов, Приморский край играет в развитии туризма на Дальнем Востоке одну из ключевых ролей. "Приморье является воротами нашей страны в Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморье – это Свободный порт, упрощенный визовый режим позволяет без лишних формальностей прибывать во Владивосток, а дальше появляется уникальная возможность путешествовать и по другим регионам Дальнего Востока, – утверждает господин Сафонов. – Рост турпотока в Приморье к сентябрю составил 65% по сравнению с прошлым годом, это только по линии китайских туристов. Идёт увеличение туристов и из Южной Кореи, из Гонконга, цифры очень хорошие, на конец года будут ещё больше".

По мнению властей, в частности, высказанном на прошедшем с успехом ежегодном туристском форуме во Владивостоке – Приморью удалось позиционировать себя в АТР как туристский хаб Дальнего Востока. Сформированы комплексные туристические программы, реализуются проекты по экологическому туризму в Хасанском районе Приморья, туристам предлагаются новые маршруты на севере края, морские экскурсии.


Китайский акцент в туризме
Особый акцент в сфере развития туризма сделан на въездной туризм, рассчитанный на иностранцев: незначительные расстояния связывают Приморье и Южную Корею, Японию, Китай. Именно на них и «делается» основной объем иностранных туристов. К китайской речи и мельканию туристских автобусов с группами во Владивостоке все уже давно привыкли. Да и сами туристы из Поднебесной во Владивостоке уже давно чувствуют себя как рыба в воде. Об особенностях и пристрастиях китайцев, посещающих Приморье корр «EastRussia» рассказывает представитель туристической компании из Хуньчуня товарищ Цин Чао, с русским именем Пётр.

– Действительно, за последние два-три года, специфика российско-китайского туризма претерпела значительные изменения. В первую очередь в направленности туристических потоков. Сегодня основной поток туристов – это китайские граждане, желающие посетить Владивосток, Хабаровск, Камчатку. Российской стороной за эти годы сделано очень многое в плане рекламы туризма: проводятся международные выставки, организован безвизовый обмен, идет большой поток информации о достопримечательностях и экскурсионных турах в Россию, конечно, не только во Владивосток. Если говорить о деятельности нашей компании, то мы сегодня работаем совместно с муниципалитетом города Хуньчуня, департаментом туризма. Формирует группы департамент – он работает с коллективными заявками предприятий, кооперативов.

По словам Цин Чао, сегодня многое в Приморье меняется в лучшую сторону для китайских туристов, и многие едут по второму-третьему, десятому разу. Эту тенденцию подтверждает и департамент туризма Приморского края: в последнее время туристы из Китая все чаще стали приобретать подарочные карты приморских магазинов. Это косвенный признак того, что приезд гостей не носит единичный характер.

Что привлекает китайских туристов? По мнению Цин Чао, сработали сразу несколько факторов. Юань окреп, и сегодня экономически выгодно многие продукты и товары везти из России домой. "Это не только сувениры, конечно, но и продукты питания, сладости, конфеты, например, ювелирные изделия, меха, часы, – говорит эксперт. –  Сейчас у нас многие открывают магазины с продуктами из России – традиционно они считаются качественными, натуральными и очень полезными. Да и китайскому туристу в Приморье значительно проще адаптироваться: есть множество компаний, частных лиц, представляющих интересы китайцев, оказывающие содействие на весь период пребывания в России – от услуг по проживанию, аренды автомобилей, организации туристических маршрутов".

Цин Чао приводит китайскую шутку: «где поселился китаец, через неделю поселится еще 10 китайцев». «Есть в этой шутке и доля правды, – говорит он, – во Владивостоке, Уссурийске много китайских ресторанов и кафе с персоналом из Китая: повара, официанты. Китайский турист предпочтет пообедать именно в таком заведении. Конечно, он попробует и русский борщ, но это для него экзотика – как и для русского человека гунбао, тофу, чуньцзюань… Формируя китайскую группу мы стараемся работать  с китайским представителем здесь, во Владивостоке. Конечно, это выгоднее: китайский экскурсовод меньше возьмет за экскурсию, китайский ресторан сделает хорошую скидку, наш представитель найдет катер для прогулок и стоимость аренды его будет значительно ниже, чем предлагают русские компании.  В конечном счете – мы сможем дешевле продать тур своим гражданам».

Представитель китайской туриндустрии отмечает: группы из КНР формируются по интересам: есть шопинг, есть и экскурсии – Владивосток и его окрестности, прогулки по морю с дегустацией натуральных свежих морепродуктов, есть ресторанное направление – русская кухня. «У нас есть партнеры – владельцы кафе и ресторанов, с которыми мы взаимовыгодно сотрудничаем в этом направлении», – говорит он.


Китайцы: богатые и не очень
Уловив общий тренд популярности и почуяв выгоду, приморские предприниматели стараются сделать пребывание иностранных туристов более комфортным и дружественным. Все больше появляется вывесок и рекламы на китайском и корейском языках, квалифицированных гидов, владеющих китайским разговорным. Сегодня все без исключения банки Приморья обменивают юани, и все большее количество точек питания обзаводится меню на китайском языке. Традиционно во Владивостоке китайские туристы селятся в отеле «Азимут», «Владивосток», «Гавань», где, несмотря на демократичные для китайцев расценки, уровень комфорта вполне соответствует их требовательным запросам.

Помимо шопинга и экскурсионных программ, прогулок по морскому заливу, китайцы активно осваивают игорный курорт, расположенный неподалеку от Владивостока. Формированием групп в казино занимаются агентские компании, как на территории Китая, так и в России.  Китайцы достаточно азартны и суммы, потраченные за рулеткой тоже весьма внушительны. Игровой зал единственного пока казино, особенно в выходные дни, бывает переполнен.

Организовано с недавнего времени посещение группами из Китая Приморского океанариума. Как правило, группы заказывают себе автобус и выкупают билеты заранее, поскольку желающих посмотреть на экспозиции открытого чуть более месяца назад  океанариума еще очень и очень много.

По оценкам департамента туризма Приморского края, туристов из Поднебесной можно условно разделить на два класса – в зависимости от трат, в которые им обходится посещение края. "Первый – условно назовем его эконом-класс – сама поездка в Приморье обойдется такому туристу от 350 до 500 юаней, – рассказывает Константин Шестаков. – У нас на территории региона за три дня и две ночи он в среднем тратит от 150 до 200 долларов за время пребывания".

Второй “класс”, по мнению Шестакова, достаточно динамично растет в последнее время, причем рост связан с развитием авиа-туристических направлений. "Это более платежеспособные и состоятельные туристы, – рассказывает глава турдепартамента Приморья. – как правило они представляют центральную и южную части Китая. Для них с учетом перелета вся сумма туристического продукта составляет уже 5000 юаней – это примерно 740 долларов. И средний чек такого туриста за те же три дня две ночи составляет уже 4000-5000 долларов. Таких туристов становится все больше, и это уже обеспеченные и состоятельные люди. Их предпочтения – достаточно дорогие отели, соответствующего класса рестораны, они предпочитают авиа-туры. Такие туристы заказывают морские прогулки на яхтах, могут позволить себе приобрести ювелирные украшения, посещают магазины косметики и одежды, а также предпочитают дорогую кухню. В таком салоне косметики средний чек туриста составляет порядка 12-13 тысяч рублей за одно посещение".

Что касается туристов из Японии и Республики Корея, то, по данным департамента туризма Приморья, это в основном индивидуальные туристы со своими особыми пожеланиями. Среди них есть большие любители гастрономических туров, ценители дикой природы, ценители искусства, специально приезжающие на выступления Мариинского театра оперы и балета. "Такие туристы формируют группы по интересам, для них уже готовы специализированные туры, средняя стоимость которых без учета перелетов может составлять, в зависимости от тура, от 2 до 3 тыс. долларов в среднем", – говорит Константин Шестаков.

В целом, если сравнивать цифры по странам, то на курортах только одной (причем самой северной) из провинций Южной Кореи – Канвондо за год, отдыхает около 1 млн китайских туристов; на знаменитом же курорте острова Чеджу – самом южном из островов Кореи – более 2 млн в год. Так что формирование туризма как отрасли в Приморье только набирает обороты. И проведенная работа – некий трамплин для успешного освоения отрасли, тем более, что интерес со стороны иностранных туристов из стран АТР очень и очень высок. По словам экспертов, тенденция по увеличению турпотока не только сохранится, но и приумножится.


Олимпийский рост
По мнению Инессы Бабич, председателя Совета Бизнес-Клуба «Диалоги», основными определяющими внутренними факторами развития рынка туристических услуг являются природно-географические особенности и климатические условия региона, уровень развития производительных сил, структура и уровень благосостояния населения, состояние развития туристической инфраструктуры, транспортных сетей, уровень жизни в обществе, образовательный и культурный уровень населения. Самое главное – это умение правильно распорядиться естественными преимуществами региона. Природа региона уникальна и привлекает тысячи туристов каждый год.

Еще один важный шаг для привлечения туристов – создание новых якорных центров притяжения. Здесь имеется в виду создание туристических кластеров, полностью удовлетворяющих потребностям туристов. Кроме того, очень мощным инструментом привлечения иностранных туристов является брендинг территорий, принципы которых используют для привлечения туристов и инвестиций.

Отметим, Приморский край претендует на роль туристского хаба на Дальнем Востоке, аккумулирующим и перераспределяющим турпотоки в другие российские регионы и страны АТР. Этому способствует как проект «Восточное кольцо России», так и соглашение  об упрощенном визовом режиме Свободного порта Владивосток. И если китайцы достаточно терпимо относятся к незатейливости зачастую российского сервиса, то южнокорейского или тем более японского туриста сложно будет заманить в тур по «Восточному кольцу России», не обеспечив должный уровень комфорта и сервисных услуг, в том числе и безопасность пребывания.

В Администрации Приморья смотрят на этого более оптимистично. Директор департамента международного сотрудничества Алексей Старичков уверен, что уже к концу года цифра посетивших Приморье туристов перевалит за полмиллиона, а  Владивосток, как европейский город в Азии, уже превращается в культурную столицу Северо-Востока. По мнению чиновника, увеличению потока туристов  способствует в будущем проведение Олимпийских Игр в Корее в 2018 году, в Токио в 2020-м и Пекине – в 2022 году. Это уникальная возможность выстроить  транспортные коридоры в макрорегионе. Южнокорейское правительство совместно с представителями администрации Приморья уже работает над созданием нового паромного сообщения между корейскими, японскими, китайским  и российскими портами. Запуск новой морской пассажирско-грузовой линии планируется в 2017 году.  Безусловно, такая активность Южной Кореи перед началом своих домашних зимних олимпийских игр в 2018 году понятна и, конечно, взаимовыгодна для Приморья. В олимпийской провинции Канвондо сейчас также заинтересованы в увеличении своей туристической привлекательности, и государство вкладывает в проекты развития огромные средства, стараясь развить некогда отсталую в экономическом и в плане туризма свою самую большую и самую северную провинцию страны. Помимо затрат на строительства спортивных сооружений и инфраструктуры, в том числе и транспортной, включая реконструкцию  международного аэропорта, новую железную скоростную дорогу и автомагистраль между Сеулом и Канныном – столицей провинции Кангвон – Корея финансирует  возобновление работы некогда убыточной паромной линии Зарубино – Сокчо и организацией дополнительного паромного сообщения в рамках предстоящих Игр.



Справка EastRussia
По данным Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, по итогам 9 месяцев 2016 года край посетили почти 449 тысяч иностранцев, что на 23% выше показателей аналогичного периода в 2015 году. Пик турпотока пришелся на третий квартал – за три месяца в Приморье побывали более 217 тысяч иностранных гостей. При этом, первое место по объему въездного туристского потока занимают граждане КНР – почти 334 тысячи человек за 9 месяцев 2016 года, это на 27% выше аналогичного периода 2015 года. Если сравнивать с показателями, предоставленными Ростуризмом – то это около трети всего туристского потока из КНР в Россию.