Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We have a lot of potential, and most importantly, business believed in it"

Vitaly Selyukov on the turn of the tourism industry in the Khabarovsk Territory into the domestic market

Khabarovsk Territory is a region with the richest nature, convenient logistics and developed industry, the combination of which opens up great prospects for the development of tourism. What achievements 2016 brought the year and how to tackle the medium-term tasks facing the industry, said Deputy Minister of Culture - Head of the Khabarovsk Krai Tourism Department Vitaly Selyukov to EastRussia.

"We have a lot of potential, and most importantly, business believed in it"
Photo: shutterstock
- The last few years have brought a lot of difficulties to Russian tourism. In Khabarovsk territory coped with them?
- Until recently, the tourist business of the Khabarovsk Territory was mainly engaged in organizing recreation for residents of the region abroad: this was up to 98-99% of the market. But with the 2013 year, the regional state program for the development of domestic and inbound tourism began to operate. And it has borne fruit: the tourist business "turned around". As a result of 2016, 226 companies operated in the industry, including 97 tour operators - these are companies that themselves form a tourism product in the form of a package of services. Of these, 87% worked in the inbound and outward directions. Travel agents who sell the product as intermediaries have a similar indicator - about 45%. This is a significant reversal of the market.

- How did this affect tourist flows?
- There are more foreign tourists, in 2016 year the indicator grew by 15% to the level of 2015 year - we were visited by 36 thousand guests from abroad. Citizens of China arrived 23,2 thousand people - 24% more, the Republic of Korea - 8,3 thousand people, 38% more. Of the Russian regions, Khabarovsk territory was visited by 520 thousand people, this is 13,3% more than a year ago. The figures are good - growth, although it is also due to external factors, for example, the fall of the ruble, which provoked the influx of foreigners. But I do not belittle the merits of the tourism companies involved in the construction of new facilities, the certification of new interesting routes - we now have 72. These routes, I stress, are not creativity of officials. It was our message to business - to create. Of course, we helped: they collected tourist companies, drove them to this or that district of the region, showed events and places.

- Was this "turn" difficult?
- Of course, it’s not easy to create your own product. Especially if before the company worked only at the exit, earning a commission. A tour is both a docking of transport, and a selection of hotels, and a search for "highlights" for the route. A big responsibility and a difficult task is to interest a person. Of course, outbound tourism is still developing: last year 135 thousand people left the region, which is 13,5% more than in 2015, most of them to China. But in fact, and domestic tourism - it is cost effective. In 2016, tourism services in the region were rendered to 1,31 billion rubles, hotel services - to 2,7 billion rubles. This is about 0,3-0,5% of the annual turnover of all branches of the Khabarovsk Territory. But this is a very good indicator, if we compare it with the turnover of even five years ago. Contribution of the industry to the budget of the regional budget - 192,5 mln rub. It employs more than 5,2 thousand people.

- As one large plant in scale, right?
- Yes, probably. But the plant is easier to manage - it's still a single object.

- Does it help the industry from the federal budget?
“In 2015, we defended the financing of the Big Ussuri Island - Shantar Islands tourism cluster. This is the largest in length object of this kind - under 1,3 thousand. Km. Usually a cluster is a point, and for a long time we had to justify the need for just such a configuration — along the Amur and at sea. But it is objectively necessary. We think for the future. Today there are no cruise ships on the river, and there is no cruise tourism as such. The potential is huge, but you need to recreate the coastal cruise infrastructure - without it, ships will not be able to run.

- And they will appear?
- The question rests on the means. Once there were seven cruise ships on the river, but the last one, the Vasily Poyarkov motor ship, was put out of operation three years ago. At one time, according to our order, we were preparing a project for a modern cruise ship specially for the Amur. The cost came from 500 million to 2 billion rubles. This is not quite what we wanted. We need vessels such as "Erofeya Khabarova", where there are also cabins, a wardroom, a bar, and an upper deck. After all, the cruise duration is up to seven days, and people should be able to spend them as comfortably as possible. The edge also has the opportunity to arrange cross-border tours to China - along the Sungari. And my dream is for people to have the opportunity to change planes in Nikolaevsk-on-Amur to sea-river vessels and go to other subjects of the Far Eastern Federal District or abroad. But there is no private investor yet, and the money is very long - the payback is up to 17 years, plus, to gain profitability, you need to have from three to six vessels. The state will not invest in it, there are enough worries and enough.

- To equip the coast - this is also a huge investment. The work is divided into stages?
- Total financing of cluster facilities - 632,5 million rubles. There are several of them. It is from the south to the north - the complex "Zaimka", the quay of Khabarovsk, the Voronezh complex, the village of Sikachi-Alan. So we will reach Nikolaevsk-on-Amur, in the lower reaches. The end point is Onghachan Bay in the Sea of ​​Okhotsk, the famous "maternity hospital for whales". There is a base camp for the reception of tourists. While it is designed for comfortable living 50 people: houses, baths, watchtower for watching the sea. From there, radial tours are organized for people who want to visit the Shantar archipelago.

- Fifty people - and what, enough?
- So far, enough, because the big problem is the transport accessibility of those places, and the short-lived season, August-September. The transfer to Ongachan is possible only by helicopters through the settlements of Briakan or Berezovy. The cost of a flight hour is from 140 thousand rubles. But only from Briakan, where refueling is carried out, to the bay - almost two hours of flight. Accordingly, tours are expensive - only for transport each participant needs to spend from 100 thousand rubles. Meals, equipment, work of guides, use of boats - additional costs. But Shantars is something that is worth seeing.

- Have you already started developing funds for cluster development?
- The first tranche came in 2016 year - 177 million rubles. We started from the embankment. The work is serious: everything is opened, strengthened, rotundas are put, new lanterns are laid, new pavers are laid, networks are laid. There will be a fountain, and in general the entire embankment will be transformed - next is planned a new hotel, food facilities. Now the task is to get money for the next stage. A quay wall will be built for cruise ships, and motor and sailing yachts will be moored here, because the development of a cruise cluster is unthinkable without yachts. I want everything to be beautiful. This place should become a river facade of Khabarovsk.

- And around the Big Ussuri Island, too, it will be possible to go on a yacht, as we have long been promised?
- We hope this project will take place sometime. Now the ready infrastructure to moor and store vessels is at Zaimka. Perhaps it will be possible to resolve the issue of organizing a temporary checkpoint at the river station “Zaimki” until a stationary point is built on the island itself - on the border. The owner of the complex would invest in the checkpoint on the island, but due to the uncertainty with the refund mechanism, the project is unprofitable.

- Is it all for foreigners?
- Not at all. The stage has already passed when we handed over our walkways to metal or wood, and to foreign guests in carpets. All are equally important to us. Moreover, now tourists, no matter where they come from, leave about the same means. Rush demand from Chinese citizens for cosmetics, branded clothing, gold, food products due to the fall of the ruble exchange rate - this is all temporary. This is what came and goes. And we focus primarily on those who are interested in our culture, customs, nature. For these, we have developed an 72 route along the edge, and this is not the limit.



- Khabarovsk - the traditional point of attraction. Beyond it, what to see?
- There is a lot of work to increase the tourist attraction of the second largest city in the region - Komsomolsk-on-Amur. There must also be a tourist and recreational cluster, which will consist of four sites in the city itself and the fifth in the neighboring Solnechny district - the complex "Kholdomi", our main ski facility. This is a place of recreation for the residents and visitors. The total cost of the project is about 4,8 billion rubles. Financing in the amount of 927 million rubles. Within the framework of the implementation of a comprehensive development plan, the city will be allocated by the federal center. Still about 3,7 billion rubles. Should make extrabudgetary injections. Also 2,8 billion rubles. Will be allocated through the Ministry of Construction for the reconstruction of the embankment of Komsomolsk-on-Amur. These amounts have already been fixed in the government decree. This allows us to hope that the city will receive a new impulse of development from the point of view of tourism.

- Industrial tourism, as they say, is claimed by guests from Asia, but this is just one of the advantages of Komsomolsk-on-Amur?
- And not only him. Today we are busy with Chegdomyn, there is a SUEK facility - Urgalugol. The object is interesting, but difficult: it is not very convenient to get there, there are no hotels as such, no restaurants. But we see that there are interested. For example, schoolchildren from other districts of the region - for them this may become an element of local history, and, maybe, even the definition of a future profession. The cost of such a route "Chegdomyn - the edge of black gold" starts from 2,8 thousand per person - it is quite affordable.

- Do you want to watch only enterprises and equipment?
- In 2016, the workshop of four leading enterprises of the region - Komsomolsk-on-Amur aircraft plant, Komsomolsk refinery, Amurmetal OJSC and PJSC "Amur Shipyard" - visited more than 9 thousand people, of which 5,1 thousand are schoolchildren. To use the potential to the full, everything should be linked to events that attract guests. The Far Eastern Congress of Engineers showed itself well in this respect. Since 2018 year on even-numbered years Komsomolsk-on-Amur is scheduled to hold Komsomol Air and Space Salon - in September, when the Khabarovsk region has the best weather.

- Is the city ready for such a large-scale event?
- Yes, we see that so far - not at all. Moscow Aviation and Space Salon receives up to a million visitors. In Komsomolsk-on-Amur, with all the recreation centers and motels, there are about 950 hotel rooms. This is extremely small. In Khabarovsk, for comparison, at the same time you can place about 5 thousand people, and new hotels are being built. In 2017-2018, three facilities of three or four stars on 400 rooms, including a Hilton hotel, will be delivered.

- The air show will bring event tourism to the inter-regional scale, but for now these events are more likely district ones?
- There are a lot of events in municipalities that can attract more tourists - provided they are promoted. In Sovgavansky district, for example, in March, the festival of ice fishing “Silver smelt” takes place, in Vyazemsky - the jam festival. There is a festival of indigenous creativity, the first pink salmon festival, the gastronomic festival Fish Amour Fest. The festival of musical orchestras Amur Waves is traditionally held in Khabarovsk in May.

- What other places in the Khabarovsk Territory can generate a constant incoming tourist traffic?
- We have a unique potential region. And the great river, and countless lakes, and endless taiga, and access to the Sea of ​​Okhotsk and the Sea of ​​Japan. There are even mud springs in Vaninsky and Sovgavansky districts, much better in quality than the Chinese ones, where only thousands of people travel annually to the 15 only from the region. Of course, all this needs to be used very carefully, without destroying natural ecosystems - they simply will not be digested by millions of people. For example, about 200 people officially pass through the Shantar Islands during the season. But there are unofficial visitors, unorganized - "savages." Similarly, helicopters are hired and fly over the ridge from the Amur Region, from Yakutia to the Tuguro-Chumikansky District, and onto the Maya River - a tributary of Aldan of rare beauty. Mercilessly beat out the river, animals, and there after all you do not control - for hundreds of kilometers around there is no one. Our task is to transform tourism from “wild” into organized one: this means safety, taxes, and jobs for local residents.

- Ecotourism - is it necessarily a cheap flight to distant corners?
- We have a beautiful nature everywhere, we also look at nearby municipalities. For example, in the Nanaian district, which is close to Khabarovsk, the manoma of Manoma is already working - in honor of the same river, the tributary of Anyui. In the same area, the "Mezhdurechye" project is being implemented at a cost of about 300 million rubles. It will be a complex of three recreation centers. One of them is already built for reception of wealthy tourists in the area of ​​the village of Nizhnyaya Manoma. The investor is ready to build two more, already an economy class. On one of the bases, up to 100 people can be accommodated, and negotiations are conducted with the nearby national park "Anyui", so that it allows horse and foot routes on its territory, and sets up watchtowers for monitoring animals.

- Especially protected natural areas are going to such cooperation, are they happy for tourists?
- Difficulties were - at first. But a civilized, organized tourism is also interesting for the special territories themselves. They can get money from this, for example, sell licenses for recreational fishing - on the principle of "caught and released." We are still at the very beginning of this path, but a number of joint projects already exist. In the province there are eight ecological trails in the territories of specially protected areas. Observation of nature is a very promising type of tourism. Particular attention of foreigners is attracted, for example, the route from Komsomolsk-on-Amur to Lake Bologna, where during the spring migration, up to 150 thousand species of birds accumulate. The lake is also famous for its island Yadasen, where in the X-XV centuries stood the fortress of the Jurchen. On the island ran the path of a shaman.

- In short, the potential of the industry is great. Are there enough funds for development?
- I will say this: if we talk about support from the budget, of course, the industry is not looking at all in the first place: social organization, industry, defense, and so on. The situation in the economy became more complicated - and then the volume of funds for the profile federal target program was inevitably reduced. And even from the regional budget, we can still issue relatively small subsidies in the tourist sector. But more important. Examples with hotels under construction, with private financing of the complex development plan of Komsomolsk-on-Amur and the tourist cluster show that investors believe in the industry. No one will want to dig in the sand. And for 2013-2016 years we were able to attract about 1,4 billion rubles. Extrabudgetary investments. People invest, build, try to develop. And there are many of them, these are not units. So, the prospects are good. You just have to work.
August 14: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«У нас большой потенциал, и главное — в него поверил бизнес»

Виталий Селюков о развороте отрасли туризма в Хабаровском крае на внутренний рынок

Хабаровский край — регион с богатейшей природой, удобной логистикой и развитой промышленностью, сочетание которых открывает большие перспективы по развитию туризма. Какие достижения принес 2016 год и как решать стоящие перед отраслью среднесрочные задачи, рассказал EastRussia заместитель министра культуры — начальник управления по туризму Хабаровского края Виталий Селюков.

«У нас большой потенциал, и главное — в него поверил бизнес»
Фото: shutterstock
— Последние несколько лет принесли российскому туризму много сложностей. В Хабаровском крае с ними справились?
— До недавнего времени туристический бизнес Хабаровского края занимался в основном организацией отдыха жителей региона за границей: на это работало до 98-99% рынка. Но с 2013 года начала действовать краевая госпрограмма развития внутреннего и въездного туризма. И это принесло плоды: туристический бизнес «развернулся». По итогам 2016 года в отрасли действовало 226 компаний, в том числе 97 туроператоров — это компании, которые сами формируют туристический продукт в виде пакета услуг. Из них 87% работало на въездном и внутреннем направлениях. У турагентов, которые продают продукт как посредники, аналогичный показатель — около 45%. Это существенный разворот рынка.

— Как это повлияло на туристические потоки?
— Иностранных туристов становится больше, в 2016 году показатель вырос на 15% к уровню 2015 года — нас посетило 36 тыс. гостей из-за рубежа. Граждан КНР приехало 23,2 тыс. человек — на 24% больше, Республики Корея — 8,3 тыс. человек, на 38% больше. Из российских регионов Хабаровский край посетили 520 тыс. человек, это на 13,3% больше, чем годом ранее. Цифры хорошие — рост, хотя он обусловлен и внешними факторами, например, падением курса рубля, спровоцировавшим приток иностранцев. Но я не умаляю заслуг туристических компаний, занимавшихся строительством новых объектов, сертификацией новых интересных маршрутов — их у нас теперь 72. Эти маршруты, подчеркну, не творчество чиновников. Это был наш посыл бизнесу — создавать. Конечно, мы помогали: собирали туркомпании, везли их в тот или иной район края, показывали события и места.

— Тяжело шел этот «поворот»?
— Конечно, ведь создать свой продукт — это непросто. Особенно если раньше компания работала только на выезд, зарабатывая на комиссии. Тур — это и стыковка транспорта, и подбор гостиниц, и поиск «изюминок» для маршрута. Большая ответственность и сложная задача — заинтересовать человека. Разумеется, выездной туризм по-прежнему развивается: за прошлый год из региона выехали 135 тыс. человек, что на 13,5% больше, чем в 2015-м, большая часть — в Китай. Но на самом деле и внутренний туризм — это экономически выгодно. В 2016 году туристических услуг в крае оказано на 1,31 млрд руб., услуг гостиниц — на 2,7 млрд руб. Это около 0,3-0,5% от годового оборота всех отраслей Хабаровского края. Но это очень неплохой показатель, если сравнить с оборотами даже пятилетней давности. Вклад отрасли в копилку бюджета края — 192,5 млн руб. Она дает работу более 5,2 тыс. человек.

— Как один большой завод по масштабам, правильно?
— Да, наверное. Но заводом проще управлять — это все-таки единый объект.

— Из федерального бюджета какая-то помощь отрасли оказывается?
— В 2015 году мы защитили финансирование туристического кластера «Большой Уссурийский остров — Шантарские острова». Это самый большой по протяженности объект подобного рода — под 1,3 тыс. км. Обычно кластер — это точка, и нам долго пришлось обосновывать необходимость именно такой конфигурации — вдоль Амура и в море. Но она объективно необходима. Мы думаем на перспективу. Сегодня на реке нет круизных судов, и круизного туризма как такового нет. Потенциал огромный, но нужно воссоздать береговую круизную инфраструктуру — без нее нельзя будет запускать теплоходы.

— А они появятся?
— Вопрос упирается в средства. Когда-то по реке ходили семь круизных судов, но последнее из них, теплоход «Василий Поярков», выведено из эксплуатации три года назад. В свое время по нашему заказу готовили проект современного круизного судна специально для Амура. По стоимости вышло от 500 млн до 2 млрд руб. Это не совсем то, что мы хотели. Нам нужны суда типа «Ерофея Хабарова», где есть и каюты, и кают-компания, и бар, и верхняя палуба. Ведь длительность круиза — до семи дней, и люди должны иметь возможность провести их максимально комфортно. У края также есть возможность устраивать трансграничные туры в Китай — по Сунгари. А моя мечта — чтобы люди имели возможность пересаживаться в Николаевске-на-Амуре на суда типа река-море и выходить в другие субъекты ДФО или за границу. Но частного инвестора пока нет, и деньги это очень длинные — окупаемость до 17 лет, плюс к тому, для выхода на рентабельность нужно иметь от трех до шести судов. Государство вкладывать в это не будет, забот и так хватает.

— Обустроить берега — это тоже огромные вложения. Работа разбита на этапы?
— Суммарное финансирование объектов кластера — 632,5 млн руб. Их несколько. Это — с юга на север — комплекс «Заимка», набережная Хабаровска, комплекс «Воронеж», село Сикачи-Алян. Так дойдем и до Николаевска-на-Амуре, в низовья. Конечная точка — бухта Онгачан в Охотском море, знаменитый «родильный дом китов». Там создается базовый лагерь для приема туристов. Пока он рассчитан на комфортное проживание 50 человек: домики, бани, вышка для наблюдения за морем. Оттуда организуются радиальные туры для людей, желающих посетить Шантарский архипелаг.

— Пятьдесят человек — и что, хватает?
— Пока хватает, потому что большая проблема — это транспортная доступность тех мест, да и сезон недолгий, август-сентябрь. Заброска в Онгачан возможна только вертолетами через населенные пункты Бриакан или Березовый. Стоимость полетного часа — от 140 тыс. руб. А только от Бриакана, где осуществляется дозаправка, до бухты — почти два часа полета. Соответственно, туры дорогие — только на транспорт каждому участнику нужно потратить от 100 тыс. руб. Питание, снаряжение, работа гидов, использование лодок — дополнительные расходы. Но Шантары — это то, что стоит увидеть.

— Средства на развитие кластера уже начали осваивать?
— Первый транш пришел в 2016 году — 177 млн руб. Начали с набережной. Работы серьезные: все вскрывается, укрепляется, ставятся ротонды, новые фонари, укладывается новая брусчатка, прокладываются сети. Будет фонтан, и вообще вся набережная преобразится — рядом запланирована новая гостиница, объекты питания. Сейчас задача — получить средства на следующий этап. Будет построена причальная стенка под круизные суда, и здесь же будут швартоваться моторные и парусные яхты, потому что развитие круизного кластера немыслимо без яхт. Хочется, чтобы все было красиво. Это место должно стать речным фасадом Хабаровска.

— И вокруг Большого Уссурийского острова тоже можно будет на яхте пройти, как нам давно обещают?
— Мы надеемся, этот проект когда-то состоится. Сейчас готовая инфраструктура для того, чтобы швартоваться и хранить суда, есть на «Заимке». Возможно, получится решить вопрос с организацией на речном вокзале «Заимки» временного пункта пропуска, пока не построен стационарный пункт на самом острове — на границе. Собственник комплекса вложил бы средства и в пункт пропуска на острове, но из-за неопределенности с механизмом возврата средств проект невыгоден.

— Это все для иностранцев?
— Вовсе нет. Прошел уже тот этап, когда мы своим сходни подавали металлические или деревянные, а зарубежным гостям — в коврах. Для нас одинаково важны все. Тем более что сейчас туристы, независимо от того, откуда они, оставляют примерно одинаковые средства. Ажиотажный спрос со стороны граждан КНР на косметику, брендовую одежду, золото, продукты питания из-за падения курса рубля — это все временное. Это то, что как пришло, так и уйдет. А мы ориентируемся прежде всего на тех, кому интересны наша культура, обычаи, природа. Для таких мы и разработали 72 маршрута по краю, и это еще не предел.

— Хабаровск — традиционная точка притяжения. За его пределами есть, что посмотреть?
— Ведется большая работа по повышению туристической привлекательности второго по величине краевого города — Комсомольска-на-Амуре. Там тоже должен появиться туристско-рекреационный кластер, который будет состоять из четырех площадок в самом городе и пятой в соседнем Солнечном районе — комплекса «Холдоми», нашего главного горнолыжного объекта. Это место рекреации для самих жителей и приезжих. Суммарная стоимость проекта — около 4,8 млрд руб. Финансирование в размере 927 млн руб. в рамках реализации комплексного плана развития города выделит федеральный центр. Еще около 3,7 млрд руб. должны составить внебюджетные вливания. Также 2,8 млрд руб. будет выделено по линии Минстроя на реконструкцию набережной Комсомольска-на-Амуре. Эти суммы уже зафиксированы в правительственном постановлении. Это позволяет надеяться, что город получит новый импульс развития и с точки зрения туризма.

— Промышленный туризм, как говорят, востребован гостями из Азии, а ведь это как раз одно из преимуществ Комсомольска-на-Амуре?
— И не только его. Мы сегодня занялись и Чегдомыном, там есть объект СУЭК — «Ургалуголь». Объект интересный, но сложный: добираться не очень удобно, гостиницы как таковые отсутствуют, ресторанов нет. Но мы видим, что есть заинтересованные. Например, школьники из других районов края — для них это может стать элементом краеведения, и, может быть, даже определения будущей профессии. Стоимость такого маршрута «Чегдомын — край черного золота» начинается от 2,8 тыс. на человека — это вполне доступно.

— На предприятия и технику только дети хотят смотреть?
— В 2016 году цеха четырех ведущих предприятий края — Комсомольского-на-Амуре авиазавода, Комсомольского НПЗ, ОАО «Амурметалл» и ПАО «Амурский судостроительный завод» — посетили более 9 тыс. человек, из них 5,1 тыс. — это школьники. Для использования потенциала в полной мере все должно быть увязано с событиями, которые привлекают гостей. Хорошо себя в этом плане показал Дальневосточный конгресс инженеров. С 2018 года по четным годам в Комсомольске-на-Амуре намечено проводить Комсомольский авиакосмический салон — в сентябре, когда в Хабаровском крае самая хорошая погода.

— Город к такому масштабному событию готов?
— Да, мы видим, что пока — не во всем. Московский авиакосмический салон принимает до миллиона посетителей. В Комсомольске-на-Амуре со всеми базами отдыха и мотелями — около 950 гостиничных номеров. Это крайне мало. В Хабаровске, для сравнения, единовременно можно разместить порядка 5 тыс. человек, и новые гостиницы строятся. В 2017-2018 годах будут сдаваться три объекта класса три-четыре звезды на 400 номеров, в том числе отель сети Hilton.

— Авиасалон выведет событийный туризм на межрегиональный масштаб, а пока это мероприятия скорее районные?
— В муниципалитетах немало событий, которые могут привлекать больше туристов — при условии их продвижения. В Совгаванском районе, например, в марте проходит фестиваль подледного лова «Серебряная корюшка», в Вяземском — фестиваль варенья. Есть фестиваль творчества коренных народов, праздник первой горбуши, гастрономический фестиваль Fish Амур Fest. В Хабаровске в мае уже традиционно проводится фестиваль музыкальных оркестров «Амурские волны».

— Какие еще места в Хабаровском крае могут генерировать постоянный входящий турпоток?
— У нас уникальный по потенциалу регион. И великая река, и бесчисленное количество озер, и бескрайняя тайга, и выход в Охотское и Японское моря. Есть даже грязевые источники в Ванинском и Совгаванском районах, гораздо лучше по качеству, чем китайские, куда только из края ежегодно выезжают на грязи до 15 тыс. человек. Конечно, все это нужно задействовать очень осторожно, не разрушая природные экосистемы — они миллионы человек просто «не переварят». Например, через Шантарские острова за сезон официально проходят около 200 человек. Но есть и неофициальные посетители, неорганизованные — «дикари». Точно так же нанимают вертолеты и летят через хребет из Амурской области, из Якутии в Тугуро-Чумиканский район, на реку Мая — приток Алдана редкостной красоты. Нещадно выбивают реку, животных, а там ведь не проконтролируешь — на сотни километров вокруг нет никого. Наша задача — туризм из «дикого» превращать в организованный: это и безопасность, и налоги, и рабочие места для местных жителей.

— Экотуризм — это обязательно недешевый полет в дальние уголки?
— У нас везде красивейшая природа, мы смотрим и на близлежащие муниципалитеты. Например, в Нанайском районе, который близок к Хабаровску, уже работает усадьба Манома — в честь одноименной речки, притока Анюя. В этом же районе реализуется проект «Междуречье» стоимостью около 300 млн руб. Это будет комплекс из трех баз отдыха. Одна из них уже построена для приема состоятельных туристов в районе поселка Нижняя Манома. Инвестор готов строить еще две, уже эконом-класса. На одной из баз смогут разместиться до 100 человек, и ведутся переговоры с близлежащим национальным парком «Анюйский», чтобы он разрешил по своей территории конные и пешие маршруты, поставил вышки для наблюдения за животными.

— Особо охраняемые природные территории идут на такое сотрудничество, они рады туристам?
— Сложности были — поначалу. Но цивилизованный, организованный туризм — это интересно и для самих особых территорий. Они могут от этого получать средства, например, продавать лицензии на рекреационную рыбалку — по принципу «поймал и отпустил». Мы еще в самом начале этого пути, но ряд совместных проектов уже есть. В крае действует восемь экологических троп на территориях особо охраняемых зон. Наблюдение за природой — очень перспективный вид туризма. Особое внимание иностранцев привлекает, например, маршрут из Комсомольска-на-Амуре на озеро Болонь, где во время весенней миграции скапливается на отдых до 150 тыс. видов птиц. Озеро знаменито и своим островом Ядасен, где в X-XV веках стояла крепость чжурчженей. По острову пролегал путь шамана.

— Словом, потенциал у отрасли большой. А средств для развития достаточно?
— Скажу так: если говорить о поддержке из бюджета, на отрасль, конечно, смотрят далеко не в первую очередь: впереди «социалка», промышленность, оборона и так далее. Осложнилась ситуация в экономике — и тут же неизбежно сократился объем средств на профильную федеральную целевую программу. Да и из краевого бюджета мы пока можем относительно небольшие субсидии выдавать по туристическому направлению. Но важно другое. Примеры со строящимися гостиницами, с частным финансированием мероприятий комплексного плана развития Комсомольска-на-Амуре и туристического кластера показывают, что инвесторы в отрасль верят. Никто же не захочет закапывать деньги в песок. И за 2013-2016 годы мы смогли привлечь около 1,4 млрд руб. внебюджетных инвестиций. Люди вкладываются, строятся, пытаются развиваться. И их много, это не единицы. А значит, перспективы хорошие. Нужно только работать.