Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The fish will not sail to the East

The reform of the law on fishing is designed to solve the problems of the industry

The Russian Far East has huge marine biological resources. On Kamchatka alone, about 20% of all Russian fish is mined. However, the catch does not fall not only in the central regions of the country, but also on the shelves of coastal subjects. Almost all the fish caught is exported. Change the current situation should urgent measures taken by the authorities.

The fish will not sail to the East

Rostislav Turovsky

Doctor of Political Sciences, Professor of HSE, Scientific Editor East Russia

The Far East provides about 82% of fish production in Russia, but the industry has recently accumulated a lot of problems that require a quick solution. The fact is that the Far East is in many respects only a raw material base, moreover - mainly for foreign countries, whereas in the macroregion itself there are not enough facilities for fish processing. According to official statistics, about 90% of all fish produced is exported, mainly to Asian countries. For example, for seven months 2016 year, only 352 thousand tons of fish from 1 863,6 thousand tons caught in the internal regions of the country were sent, which means that the remainder was exported from the country.

The federal and regional authorities are seriously concerned about the current situation, and the last year marked significant changes in the development of the fishing industry. Lack of investment, depreciation of existing funds, shortage of capacity for processing and storage, export orientation to the detriment of the domestic market — initiatives that are currently being implemented should help solve all these problems.

Of fundamental importance for the industry were amendments to the Federal Law “On Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources”, which were adopted in the spring of 2016. They aim to attract investment and the exclusion of the quota "rentier" from the industry. The principle of long-term resource securing was introduced, which assumes that quota shares will be fixed not on 10 years, as was done from the 2008 year, but on 15 years. In addition, the threshold for the development of aquatic bioresources has been raised for two consecutive years from 50% to 70% of the volume of allocated quotas. This measure is intended to fight quota "rentiers" - enterprises that do not have their own fleet, are not engaged in catching fish, but receive and resell quotas for its catch.

Do you want to catch - the order

After long discussions, a legislative norm was adopted on investment quotas - the so-called " "Quotas under the keel", which is designed to stimulate the construction of vessels of the fishing fleet, as well as - onshore enterprises for processing aquatic biological resources. It is planned to allocate 20% of quotas for investment purposes, which may include the purchase of new fishing vessels built at Russian shipyards, as well as the creation of domestic fish processing facilities. This initiative is designed to solve the problem of serious depreciation of the Far Eastern fishing fleet, which is up to 80%, and also to load Russian shipyards. At the same time, there is a risk that the redistribution of quotas will hit small fishermen who can not invest in ships because of their high cost and may lose their quotas. In addition, large domestic shipbuilding enterprises currently do not have free capacities, the operating shipyards are loaded with orders for several years ahead. Nevertheless, there are good options for the development of shipbuilding and directly in the Far East (one of the latest initiatives appeared on Sakhalin - in the city of Nevelsk), and in other regions of the country (at the enterprises of the industry leader - the United Shipbuilding Corporation), but in the interests of the Far East.

The law also proposes to establish that the fishing space is unified, and the choice between industrial and coastal fishing is carried out by the user independently. However, within the limits of coastal fishing ashore must deliver exclusively cooled fish - it is prohibited to deliver frozen coastal fish, which usually goes not to the domestic market, but is exported abroad for processing. The opinions of experts on this initiative diverge. It is alleged that it will negatively affect coastal fishing. At the same time, these measures will allow changing the status of coastal fishermen, who in fact were engaged in sending frozen fish abroad. Now they are forced to go into industrial fishing, and the regions of the Far East will be able to access more available chilled fish. On the one hand, the consequences of adopting the law can indeed be painful for some players in the fish market, but on the other hand, without these steps, a qualitative change in the fishing industry is impossible.

The problem of lack of investment can be solved by cooperation with foreign companies, primarily Japanese and Korean ones. In particular, in exchange for fishing quotas, Asian partners are invited to build fish processing facilities in the Far East, or to invest in the acquisition of Russian vessels. At the moment, the idea is being actively discussed by the Russian and Japanese sides. The criticism of this approach is that it does not solve the problem of providing the domestic market with fish, since the resulting products are likely to be exported. At the same time, it can be effective in attracting investments and solve the problem of the production of fish products with high added value, will bring additional income to the industry.

The fish will be returned to the country

In order to increase the availability of fish products for the population and reduce its cost, important steps are also taken. Among the latest innovations is the creation of an electronic fish exchange in the Sakhalin region, which allows consumers participating in auctions to obtain fish products directly from suppliers. As a result, the fishery companies managed to sell 420 tons of aquatic biological resources for the sum of 230 million rubles, which is generally considered a positive result. The full-scale activity of the exchange should be launched by the year of 2020 after the modernization of the Korsakov port - a large logistics complex will be created there. It is worth noting that the positive example of Sakhalin wants to extend to other fishing regions of the country.

To promote the provision of the population with chilled fish at low prices should also already mentioned coastal fishing, the development of which is one of the priorities of federal and regional authorities. Sakhalin has become a pilot region, where from the summer of this came into force the new rules for regulating fisheries in the coastal zone. First, a simplified diagram of the catch report was introduced. According to the changes, fishermen registered in the Sakhalin region, who conduct coastal fishing only in the six-mile zone of Sakhalin and the Kuril Islands on vessels up to 24 meters in length, can now fill the fishing log already on the shore, at the landings designated by the regional government. Secondly, in order to develop a multi-species fishery for small-size fleets, the so-called by-catch increase was increased. (For which a total allowable catch is established) from 2% to 10% (except for mammals, crabs of all species and shrimp), and restrictions on the by-catch of unintentional species have been removed. In addition, since 2019, fishermen engaged in coastal fishing can claim state support in the form of additional quotas.

Among the positive changes is the ban on drift-net fishing introduced from 1 January 2016 year-fishing for nets in the upper layers of the water. Drift in the Russian waters was actively used by Japanese and Korean fishing companies, which intercepted a significant part of the salmon from Russian coastal enterprises. In addition, because of this variant of fishing, it was not possible to go to spawning, which threatened the complete destruction of the spawning grounds, and hence the cessation of fishing. The result of the restrictions is already visible. As a result of the ban increased the approach of pink salmon in the Sea of ​​Okhotsk, and Magadan fishermen received a catch quota of 2,3 times the original. As a result, the fishing for this type of fish increased by 2014% to 145 thousand tons compared to 60,6.

The driver of the development of the Far East fishing industry complex should be a fish cluster, the creation of which in 2013 was initiated by Russian President Vladimir Putin. Initially, the idea of ​​localizing the entire cluster in the Primorye Territory in Sukhodol Bay was developed, but this idea had to be abandoned. In the winter of 2016, Rosrybolovstvo presented a new concept of a fish cluster, which will include four divisions in the Primorsky Territory, the Sakhalin Region (and as a separate zone - the Kuril Islands), the Kamchatka Territory. At the same time, the leading role is still assigned to the Primorsky Krai, where five major investment projects are planned to be implemented: the Vladivostok wholesale distribution center, which will solve the acute problem of congestion of refrigeration capacities; Flagship factory for producing pollock fillets; Enterprise for the production of frozen fish semi-finished products; Multipurpose fish processing complex for small enterprises within the framework of TOP "Nadezhdinskaya"; An innovation-scientific park with a business incubator and a venture fund. According to preliminary estimates of the Federal Agency for Fisheries, the project will provide an inflow of private investments in the amount of 17 billion rubles, an annual contribution to the GDP will be 4 billion rubles, tax revenues - 1,6 billion rubles. In addition, 1300 new jobs will be opened.

The development of the fishing industry complex and attraction of investments are also connected with the mechanisms of TOP - by the end of the year, a TOP "Kuriles", having fishing specialization, can be created on Sakhalin. In addition, the Khabarovsk Krai authorities sent an application for the creation of the "Nikolaevsk" TOR, in which residents will be engaged in fish processing, shipbuilding and logistics. It should be noted that over the past year, two fish processing enterprises have opened in the Nikolaevsky district of the Khabarovsk Territory, one of which is the largest in the Far East (investments amounted to 1 billion rubles), which contributed to the emergence of the initiative to create a new territory for advanced development. Separate projects in the field of fish processing will be implemented in the framework of other TOP.

In addition, four residents of the newly created free port of Vladivostok will be engaged in "fish" projects for a total investment of about 3 billion rubles, which will create about 866 jobs. For example, the company Khoral ”will create a high-tech production for the processing of fish (sardines and mackerel), the company“ Corporation Prim Hunchun ”will create a complex for the processing and storage of marine products; Vladivostok Fish Terminal envisages the construction of a specialized refrigeration complex for the storage and transshipment of fish products, Sealife will build a plant for the cultivation of the Far Eastern trepang, scallop and mussels. Thus, new development institutions created in the Far East are largely focused on the development of the fishing industry and create tax and other preferences for enterprises.

Increasing own fish processing facilities through the construction and modernization of enterprises instead of sending raw materials to other countries, as well as providing the domestic market with products at moderate prices are the main priorities for the development of the fishery industry in the Far East. Over the past year, a number of legislative initiatives have been adopted, which significantly and for the better changed the regulation of the industry, and also created incentives for attracting private investments in the implementation of various investment projects. However, it takes a lot of time and effort to implement radical changes and obtain concrete results.

November 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Рыба не уплывет на Восток

Реформа закона о рыболовстве призвана решить проблемы отрасли

Российский Дальний Восток обладает огромными морскими биологическими ресурсами. На одной только Камчатке добывается около 20% всей российской рыбы. Однако улов не попадает не только в центральные регионы страны, но и на прилавки прибрежных субъектов. Практически вся выловленная рыба уходит на экспорт. Изменить сложившуюся ситуацию должны срочные меры, принятые властями.

Рыба не уплывет на Восток

Ростислав Туровский

Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный редактор East Russia

Дальний Восток обеспечивает около 82% рыбного производства в России, однако в отрасли за последнее время накопилось множество проблем, требующих быстрого решения. Дело в том, что Дальний Восток является во многом лишь сырьевой базой, притом – в главной степени для зарубежных стран, тогда как в самом макрорегионе не хватает мощностей для рыбопереработки. Согласно официальной статистике, около 90% всей добываемой рыбы уходит на экспорт, преимущественно в страны Азии. Например, за семь месяцев 2016 года во внутренние регионы страны было отправлено лишь 352 тысячи тонн рыбы из выловленных 1 863,6 тысяч тонн, а значит, оставшаяся часть вывезена из страны.

Федеральные и региональные власти серьезно обеспокоены складывающейся ситуацией, и последний год отметился серьезными сдвигами в развитии рыбной промышленности. Нехватка инвестиций, износ действующих фондов, дефицит мощностей для переработки и хранения, ориентированность на экспорт в ущерб внутреннему рынку – решению всех этих проблем должны содействовать реализуемые в настоящее время инициативы.

Принципиальное значение для отрасли имели поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые были приняты весной 2016 года. Они ставят своей целью привлечение инвестиций и исключение из отрасли квотных «рантье». Был введен принцип долгосрочного закрепления ресурсов, который предполагает, что доли квот будут закреплять не на 10 лет, как это делалось с 2008 года, а на 15 лет. Кроме того, повышен порог освоения водных биоресурсов в течение двух лет подряд с 50% до 70% от объема выделенных квот. Данная мера призвана бороться с квотными «рантье» – предприятиями, которые не имеют собственного флота, не занимаются добычей рыбы, но получают и перепродают квоты на ее вылов.

           

Хочешь ловить – строй

После долгих дискуссий была принята законодательная норма об инвестиционных квотах – т.н. «квотах под киль», которая призвана стимулировать строительство судов рыбопромыслового флота, а также - береговых предприятий по переработке водных биоресурсов. Предполагается распределять 20% квот на инвестиционные цели, которые могут включать закупку новых рыболовецких судов, построенных на российских верфях, а также создание отечественных объектов рыбопереработки. Данная инициатива призвана решить проблему серьезного износа дальневосточного рыболовецкого флота, который составляет до 80%, а также загрузить российские судостроительные верфи. В то же время сохраняется риск, что перераспределение квот ударит по мелким рыбопромышленникам, которые не смогут инвестировать в суда из-за их высокой стоимости и могут потерять свои квоты. Кроме того, у крупных отечественных судостроительных предприятий на данный момент нет свободных мощностей, действующие судоверфи загружены заказами на несколько лет вперед. Тем не менее, есть неплохие варианты развития судостроения и непосредственно на Дальнем Востоке (одна из последних инициатив появилась на Сахалине – в городе Невельск), и в других регионах страны (на предприятиях отраслевого лидера - Объединенной судостроительной корпорации), но в интересах Дальнего Востока.

В законе также предлагается установить, что промысловое пространство является единым, и выбор между промышленным и прибрежным ловом осуществляется пользователем самостоятельно. Однако в рамках прибрежного рыболовства на берег должна доставляться исключительно охлажденная рыба - запрещается доставка замороженной прибрежной рыбы, которая обычно идет не на внутренний рынок, а вывозится за рубеж для переработки. Мнения экспертов по поводу данной инициативы расходятся. Утверждается, что она негативно повлияет на прибрежное рыболовство. В то же время, данные меры позволят изменить статус прибрежных рыболовов, которые по факту занимались отправкой за рубеж замороженной рыбы. Теперь они вынуждены уйти в промышленное рыболовство, а регионам Дальнего Востока будет доступен больший объем доступной охлажденной рыбы. C одной стороны, последствия принятия закона действительно могут быть болезненными для некоторой части игроков рыбного рынка, но с другой – без этих шагов невозможно качественное изменение рыбопромышленной отрасли.

Проблему недостатка инвестиций может решить сотрудничество с зарубежными компаниями, прежде всего – японскими и корейскими. В частности, в обмен на квоты на вылов рыбы азиатским партнерам предлагается построить рыбоперерабатывающие мощности на Дальнем Востоке, либо вложить средства в приобретение российских судов. На данный момент идея активно обсуждается российской и японской сторонами. Критика данного подхода заключается в том, что он не решает проблемы обеспечения рыбой отечественного рынка, так как полученная продукция с большой вероятностью пойдет на экспорт. В то же время, он может быть эффективным для привлечения инвестиций и решит проблему производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, принесет отрасли дополнительные доходы.

Рыбу вернут в страну

В целях повышения доступности рыбной продукции для населения и снижения ее стоимости также предпринимаются важные шаги. Среди последних нововведений стоит отметить создание электронной рыбной биржи в Сахалинской области, которая позволяет потребителям, участвующим в аукционах, получить рыбную продукцию напрямую от поставщиков. В результате за год рыбопромышленным компаниям удалось реализовать 420 тонн водных биологических ресурсов на сумму 230 млн рублей, что в целом считается положительным итогом. Полномасштабную деятельность биржа должна развернуть к 2020 году после модернизации Корсаковского порта – там будет создан большой логистический комплекс. Стоит отметить, что позитивный пример Сахалина хотят распространить и на другие рыбодобывающие регионы страны.

Способствовать обеспечению населения охлажденной рыбой по невысоким ценам также должно уже упомянутое прибрежное рыболовство, развитие которого является одним из приоритетов федеральных и региональных властей. Сахалин стал пилотными регионом, где с лета этого вступили в силу новые правила регулирования рыболовства в прибрежной зоне. Во-первых, была введена упрощенная схема отчета об уловах. Согласно изменениям, зарегистрированные в Сахалинской области рыбаки, которые ведут прибрежный промысел только в шестимильной зоне Сахалина и Курильских островов на судах длиной до 24 метров, теперь могут заполнять промысловый журнал уже на берегу, в местах выгрузки, определенных областным правительством. Во-вторых, в целях развития многовидового промысла для маломерного флота увеличен прилов т.н. одуемых объектов (для которых установлен общий допустимый улов) с 2% до 10% (кроме млекопитающих, крабов всех видов и креветок) и сняты ограничения по прилову неодуемых видов. Кроме того, с 2019 года рыбаки, занимающиеся прибрежным рыболовством, смогут претендовать на государственную поддержку в виде дополнительных квот.

Среди положительных изменений стоит выделить введенный с 1 января 2016 года запрет на дрифтерную ловлю – ловлю рыбы сетями в верхних слоях воды. Дрифтом в российских водах активно пользовались японские и корейские рыболовецкие компании, перехватывавшие значительную часть лососей у российских береговых предприятий. Кроме того, из-за такого варианта ловли у рыбы не было возможности пойти на нерест, что грозило полным опустошением нерестилищ, а значит – прекращением промысла. Уже сейчас виден результат ограничений. В результате запрета увеличился подход горбуши в Охотском море, и магаданские рыбаки получили квоту на вылов в 2,3 раза больше первоначальной. В итоге промысел данного вида рыбы увеличился по сравнению с 2014 годом на 145% до 60,6 тыс. тонн.

Драйвером развития дальневосточного рыбопромышленного комплекса должен стать рыбный кластер, создание которого еще в 2013 году инициировал президент России В.Путин. Изначально разрабатывалась идея локализации всего кластера в Приморском крае в бухте Суходол, однако от этой идеи пришлось отказаться. Зимой 2016 года Росрыболовство представило новую концепцию рыбного кластера, который будет включать в себя четыре дивизиона в составе Приморского края, Сахалинской области (и как отдельной зоны – Курил), Камчатского края. При этом ведущая роль все равно отводится Приморскому краю, где планируют реализовать пять крупных инвестиционных проектов: оптово-распределительный центр «Владивосток», который позволит решить острую проблему перегруженности холодильных мощностей; флагманский завод по выпуску филе минтая; предприятие по выпуску замороженных рыбных полуфабрикатов; многоцелевой рыбоперерабатывающий комплекс для малых предприятий в рамках ТОР «Надеждинская»; инновационно-научный парк с бизнес-инкубатором и венчурным фондом. По предварительным расчетам Росрыболовства, проект обеспечит приток частных инвестиций в объеме 17 млрд. рублей, ежегодный вклад в ВВП составит 4 млрд. рублей, налоговые поступления - 1,6 млрд. рублей. Кроме того, будет открыто 1300 новых рабочих мест.

К развитию рыбопромышленного комплекса и привлечению инвестиций также подключаются механизмы ТОР – до конца года на Сахалине может быть создана ТОР «Курилы», имеющая рыбопромышленную специализацию. Кроме того, власти Хабаровского края отправили заявку на создание ТОР «Николаевск», в которой резиденты будут заниматься рыбопереработкой, судостроением и логистикой. Стоит отметить, что за последний год в Николаевском районе Хабаровского края открылось два рыбоперерабатывающих предприятия, одно из которых является крупнейшим на Дальнем Востоке (инвестиции составили 1 млрд. рублей), что и способствовало появлению инициативы по созданию новой территории опережающего развития. Отдельные проекты в сфере рыбопереработки будут реализованы в рамках других ТОР.

Кроме того, четыре резидента недавно созданного свободного порта Владивосток будут заниматься «рыбными» проектами на общую сумму инвестиций около 3 млрд. рублей, что позволит создать около 866 рабочих мест. Например, компания Хорал» создаст высокотехнологичное производство по переработке рыбы (сардины и скумбрия), компания «Корпорация Прим Хуньчунь» займется созданием комплекса по переработке и хранению морской продукции; «Владивостокский рыбный терминал» предполагает строительство специализированного холодильного комплекса по хранению и перевалке рыбной продукции, «СиЛайф» построит завод по разведению дальневосточного трепанга, гребешка и мидий. Таким образом, новые институты развития, создаваемые на Дальнем Востоке, во многом ориентированы на развитие рыбной отрасли и создают предприятиям налоговые и иные преференции.

Наращивание собственных рыбоперерабатывающих мощностей за счет строительства и модернизации предприятий вместо отправки сырья в другие страны, а также обеспечение внутреннего рынка продукцией по умеренным ценам являются главными приоритетами развития рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока. За последний год был принят ряд законодательных инициатив, которые значительно и в лучшую сторону изменили регулирование отрасли, а также создали стимулы для привлечения частных вложений при реализации различных инвестиционных проектов. Однако для осуществления коренных преобразований и получения конкретных результатов потребуется еще достаточно много времени и усилий.