Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Рыба не уплывет на Восток

Реформа закона о рыболовстве призвана решить проблемы отрасли

Российский Дальний Восток обладает огромными морскими биологическими ресурсами. На одной только Камчатке добывается около 20% всей российской рыбы. Однако улов не попадает не только в центральные регионы страны, но и на прилавки прибрежных субъектов. Практически вся выловленная рыба уходит на экспорт. Изменить сложившуюся ситуацию должны срочные меры, принятые властями.

Рыба не уплывет на Восток

Ростислав Туровский

Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный редактор East Russia

Дальний Восток обеспечивает около 82% рыбного производства в России, однако в отрасли за последнее время накопилось множество проблем, требующих быстрого решения. Дело в том, что Дальний Восток является во многом лишь сырьевой базой, притом – в главной степени для зарубежных стран, тогда как в самом макрорегионе не хватает мощностей для рыбопереработки. Согласно официальной статистике, около 90% всей добываемой рыбы уходит на экспорт, преимущественно в страны Азии. Например, за семь месяцев 2016 года во внутренние регионы страны было отправлено лишь 352 тысячи тонн рыбы из выловленных 1 863,6 тысяч тонн, а значит, оставшаяся часть вывезена из страны.

Федеральные и региональные власти серьезно обеспокоены складывающейся ситуацией, и последний год отметился серьезными сдвигами в развитии рыбной промышленности. Нехватка инвестиций, износ действующих фондов, дефицит мощностей для переработки и хранения, ориентированность на экспорт в ущерб внутреннему рынку – решению всех этих проблем должны содействовать реализуемые в настоящее время инициативы.

Принципиальное значение для отрасли имели поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые были приняты весной 2016 года. Они ставят своей целью привлечение инвестиций и исключение из отрасли квотных «рантье». Был введен принцип долгосрочного закрепления ресурсов, который предполагает, что доли квот будут закреплять не на 10 лет, как это делалось с 2008 года, а на 15 лет. Кроме того, повышен порог освоения водных биоресурсов в течение двух лет подряд с 50% до 70% от объема выделенных квот. Данная мера призвана бороться с квотными «рантье» – предприятиями, которые не имеют собственного флота, не занимаются добычей рыбы, но получают и перепродают квоты на ее вылов.

           

Хочешь ловить – строй

После долгих дискуссий была принята законодательная норма об инвестиционных квотах – т.н. «квотах под киль», которая призвана стимулировать строительство судов рыбопромыслового флота, а также - береговых предприятий по переработке водных биоресурсов. Предполагается распределять 20% квот на инвестиционные цели, которые могут включать закупку новых рыболовецких судов, построенных на российских верфях, а также создание отечественных объектов рыбопереработки. Данная инициатива призвана решить проблему серьезного износа дальневосточного рыболовецкого флота, который составляет до 80%, а также загрузить российские судостроительные верфи. В то же время сохраняется риск, что перераспределение квот ударит по мелким рыбопромышленникам, которые не смогут инвестировать в суда из-за их высокой стоимости и могут потерять свои квоты. Кроме того, у крупных отечественных судостроительных предприятий на данный момент нет свободных мощностей, действующие судоверфи загружены заказами на несколько лет вперед. Тем не менее, есть неплохие варианты развития судостроения и непосредственно на Дальнем Востоке (одна из последних инициатив появилась на Сахалине – в городе Невельск), и в других регионах страны (на предприятиях отраслевого лидера - Объединенной судостроительной корпорации), но в интересах Дальнего Востока.

В законе также предлагается установить, что промысловое пространство является единым, и выбор между промышленным и прибрежным ловом осуществляется пользователем самостоятельно. Однако в рамках прибрежного рыболовства на берег должна доставляться исключительно охлажденная рыба - запрещается доставка замороженной прибрежной рыбы, которая обычно идет не на внутренний рынок, а вывозится за рубеж для переработки. Мнения экспертов по поводу данной инициативы расходятся. Утверждается, что она негативно повлияет на прибрежное рыболовство. В то же время, данные меры позволят изменить статус прибрежных рыболовов, которые по факту занимались отправкой за рубеж замороженной рыбы. Теперь они вынуждены уйти в промышленное рыболовство, а регионам Дальнего Востока будет доступен больший объем доступной охлажденной рыбы. C одной стороны, последствия принятия закона действительно могут быть болезненными для некоторой части игроков рыбного рынка, но с другой – без этих шагов невозможно качественное изменение рыбопромышленной отрасли.

Проблему недостатка инвестиций может решить сотрудничество с зарубежными компаниями, прежде всего – японскими и корейскими. В частности, в обмен на квоты на вылов рыбы азиатским партнерам предлагается построить рыбоперерабатывающие мощности на Дальнем Востоке, либо вложить средства в приобретение российских судов. На данный момент идея активно обсуждается российской и японской сторонами. Критика данного подхода заключается в том, что он не решает проблемы обеспечения рыбой отечественного рынка, так как полученная продукция с большой вероятностью пойдет на экспорт. В то же время, он может быть эффективным для привлечения инвестиций и решит проблему производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, принесет отрасли дополнительные доходы.

Рыбу вернут в страну

В целях повышения доступности рыбной продукции для населения и снижения ее стоимости также предпринимаются важные шаги. Среди последних нововведений стоит отметить создание электронной рыбной биржи в Сахалинской области, которая позволяет потребителям, участвующим в аукционах, получить рыбную продукцию напрямую от поставщиков. В результате за год рыбопромышленным компаниям удалось реализовать 420 тонн водных биологических ресурсов на сумму 230 млн рублей, что в целом считается положительным итогом. Полномасштабную деятельность биржа должна развернуть к 2020 году после модернизации Корсаковского порта – там будет создан большой логистический комплекс. Стоит отметить, что позитивный пример Сахалина хотят распространить и на другие рыбодобывающие регионы страны.

Способствовать обеспечению населения охлажденной рыбой по невысоким ценам также должно уже упомянутое прибрежное рыболовство, развитие которого является одним из приоритетов федеральных и региональных властей. Сахалин стал пилотными регионом, где с лета этого вступили в силу новые правила регулирования рыболовства в прибрежной зоне. Во-первых, была введена упрощенная схема отчета об уловах. Согласно изменениям, зарегистрированные в Сахалинской области рыбаки, которые ведут прибрежный промысел только в шестимильной зоне Сахалина и Курильских островов на судах длиной до 24 метров, теперь могут заполнять промысловый журнал уже на берегу, в местах выгрузки, определенных областным правительством. Во-вторых, в целях развития многовидового промысла для маломерного флота увеличен прилов т.н. одуемых объектов (для которых установлен общий допустимый улов) с 2% до 10% (кроме млекопитающих, крабов всех видов и креветок) и сняты ограничения по прилову неодуемых видов. Кроме того, с 2019 года рыбаки, занимающиеся прибрежным рыболовством, смогут претендовать на государственную поддержку в виде дополнительных квот.

Среди положительных изменений стоит выделить введенный с 1 января 2016 года запрет на дрифтерную ловлю – ловлю рыбы сетями в верхних слоях воды. Дрифтом в российских водах активно пользовались японские и корейские рыболовецкие компании, перехватывавшие значительную часть лососей у российских береговых предприятий. Кроме того, из-за такого варианта ловли у рыбы не было возможности пойти на нерест, что грозило полным опустошением нерестилищ, а значит – прекращением промысла. Уже сейчас виден результат ограничений. В результате запрета увеличился подход горбуши в Охотском море, и магаданские рыбаки получили квоту на вылов в 2,3 раза больше первоначальной. В итоге промысел данного вида рыбы увеличился по сравнению с 2014 годом на 145% до 60,6 тыс. тонн.

Драйвером развития дальневосточного рыбопромышленного комплекса должен стать рыбный кластер, создание которого еще в 2013 году инициировал президент России В.Путин. Изначально разрабатывалась идея локализации всего кластера в Приморском крае в бухте Суходол, однако от этой идеи пришлось отказаться. Зимой 2016 года Росрыболовство представило новую концепцию рыбного кластера, который будет включать в себя четыре дивизиона в составе Приморского края, Сахалинской области (и как отдельной зоны – Курил), Камчатского края. При этом ведущая роль все равно отводится Приморскому краю, где планируют реализовать пять крупных инвестиционных проектов: оптово-распределительный центр «Владивосток», который позволит решить острую проблему перегруженности холодильных мощностей; флагманский завод по выпуску филе минтая; предприятие по выпуску замороженных рыбных полуфабрикатов; многоцелевой рыбоперерабатывающий комплекс для малых предприятий в рамках ТОР «Надеждинская»; инновационно-научный парк с бизнес-инкубатором и венчурным фондом. По предварительным расчетам Росрыболовства, проект обеспечит приток частных инвестиций в объеме 17 млрд. рублей, ежегодный вклад в ВВП составит 4 млрд. рублей, налоговые поступления - 1,6 млрд. рублей. Кроме того, будет открыто 1300 новых рабочих мест.

К развитию рыбопромышленного комплекса и привлечению инвестиций также подключаются механизмы ТОР – до конца года на Сахалине может быть создана ТОР «Курилы», имеющая рыбопромышленную специализацию. Кроме того, власти Хабаровского края отправили заявку на создание ТОР «Николаевск», в которой резиденты будут заниматься рыбопереработкой, судостроением и логистикой. Стоит отметить, что за последний год в Николаевском районе Хабаровского края открылось два рыбоперерабатывающих предприятия, одно из которых является крупнейшим на Дальнем Востоке (инвестиции составили 1 млрд. рублей), что и способствовало появлению инициативы по созданию новой территории опережающего развития. Отдельные проекты в сфере рыбопереработки будут реализованы в рамках других ТОР.

Кроме того, четыре резидента недавно созданного свободного порта Владивосток будут заниматься «рыбными» проектами на общую сумму инвестиций около 3 млрд. рублей, что позволит создать около 866 рабочих мест. Например, компания Хорал» создаст высокотехнологичное производство по переработке рыбы (сардины и скумбрия), компания «Корпорация Прим Хуньчунь» займется созданием комплекса по переработке и хранению морской продукции; «Владивостокский рыбный терминал» предполагает строительство специализированного холодильного комплекса по хранению и перевалке рыбной продукции, «СиЛайф» построит завод по разведению дальневосточного трепанга, гребешка и мидий. Таким образом, новые институты развития, создаваемые на Дальнем Востоке, во многом ориентированы на развитие рыбной отрасли и создают предприятиям налоговые и иные преференции.

Наращивание собственных рыбоперерабатывающих мощностей за счет строительства и модернизации предприятий вместо отправки сырья в другие страны, а также обеспечение внутреннего рынка продукцией по умеренным ценам являются главными приоритетами развития рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока. За последний год был принят ряд законодательных инициатив, которые значительно и в лучшую сторону изменили регулирование отрасли, а также создали стимулы для привлечения частных вложений при реализации различных инвестиционных проектов. Однако для осуществления коренных преобразований и получения конкретных результатов потребуется еще достаточно много времени и усилий.