Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Life at the conclusion does not end

After the Bilibino NPP is shut down, two thirds of the personnel plan to continue working on it

Life at the conclusion does not end
Photo: rosatom.ru
Already in the first half of the next year, nuclear fuel will be loaded and the reactors of the nuclear power unit Akademik Lomonosov will be launched - a source of energy for the floating power plant, the operation of which is planned in Chukotka in the foreseeable future. On the signing of the December 26 Act on the readiness of this unit to load nuclear fuel, the press service of the State Corporation Rosatom of Rosenergoatom Concern reported. In turn, in spite of the near-term shutdown of its power units, Bilibino NPP in Chukotka in the last months of the outgoing year exceeded its plans for electricity generation. So, in November 2016-year its power units produced 19,625 million kWh of electricity, which is 4% higher than the planned value. Thus, Bilibino NPP at 105% fulfilled the November plan for electricity supply.

Due to the fact that recently more and more actively speak about the future decommissioning of Bilibino NPP, this station is increasingly treated only as a station of the past. This kind of living archaism. And this is when Bilibino NPP not only demonstrates today overfulfillment of monthly plans, but also continues to work reliably and stably. And, as Kseniya Shubkina, leading public relations specialist of Rosenergoatom's branch of Bilibino Nuclear Power Plant, reported to EastRussia, while planned repairs of power units are carried out in accordance with the approved schedule, dispatch schedules for electricity and heat supply are fully implemented. And that's not all - the station continues to work to improve the safety of its power units in extreme environmental impacts. So, in the recent past for the station was purchased and delivered heavy vehicles, diesel plants and much more equipment. All this, one way or another, testifies today that Bilibino NPP today is a fully functioning mechanism with a well-servicing staff. About the latter, as well as the company's participation in the social life of Chukotka, I would like to say separately, as it was told about it for the whole time of Bilibino NPP's existence, unlike its unique design. With that there is much to tell.


The human face of the station
Let's start with general figures. Currently, the station employs about 740 people. It is noteworthy that when they come to its friendly team, many specialists remain there for many years. This is evidenced, for example, by the fact that only 20% of the station's employees have been working at it for less than three years, while 80% have a long work experience. As you can see, the younger generation willingly goes to work at a nuclear power plant, while the adult generation does not seek to retire from it. That is, of course, not all, but many retirees today continue and are ready to work at the enterprise and pass on their knowledge to the younger generation. At the same time, it should be noted that representatives of different age categories work at the Bilibino NPP today. Over 50 years old at the station - about 22,8% of employees, a large proportion are employees aged 30 to 39 years - 33,3%. True, the average age of an employee of the Bilibino NPP is growing every year. But this is not surprising - in their own settled in Chukotka, the station staff (from among those who went north in the Soviet years) still work there, while young people are less willing to go to the region today.

If we talk about how things are with the qualifications of modern workers at the Bilibino NPP, then there is no doubt about it. The station not only received, but trained a large number of highly qualified specialists. The training of plant specialists is ensured by the experience gained at the plant and the commitment to the principles of safety culture. It should be noted that preparation for the position of one or another candidate is a long process, one might say continuous. For example, it takes at least three years to prepare for the position of a leading engineer for the operation of an NPP power unit. In the process of preparation, you need to master five specialties, pass more than ten exams and, in the end, get a license from Rostechnadzor. At the same time, the matter is not limited to preparation for the position - in addition to it, the personnel of the station annually undergo maintenance of qualifications according to special programs. The same nuclear power plant operating engineer must prove his knowledge every two years.


The further destiny
Considering that before the start of decommissioning the Bilibino NPP, in fact, there is not much time left, the question involuntarily comes to mind about what will happen to its specialists in the foreseeable future. After all, they are not only accustomed to the station, practically fused with it into a single whole, but, with all their highly qualified and uniqueness, they are specialists of a very narrow profile. Directly at the power plant, the EastRussia correspondent was rushed to calm down, explaining that the need for people at the Bilibino NPP will be relevant for a very long time, since there are two reasons for this. Namely, the fact that work on decommissioning the nuclear power plant will begin only in the very distant future - in the region of 2040, and even the anticipatory shutdown of its power units is also just ahead - is scheduled for the period from December 2018 to December 2021. Another fact is that the decommissioning of such an object as a nuclear power plant itself is a very long process. According to the rules and regulations of nuclear power, a nuclear power plant unit shut down for decommissioning continues to be in operation until the spent nuclear fuel is removed from the plant. Accordingly, for this period, all personnel requirements remain. At the same time, after they have worked out, the fuel assemblies will be stored for a long time in the near-reactor cooling pools, and subsequently they will need to be removed to the central regions of the country for reprocessing. In addition, in the future, there will be large and long-term work on the decontamination and dismantling of equipment, as well as the processing of radioactive waste. Naturally, during all these processes, personnel of various specialties will be in demand, and it will even be necessary to replace those who, for whatever reason, leave the station. Also, the attention of the EastRussia correspondent in the press service of the Bilibino nuclear power plant was drawn to the fact that the statistics, which of the employees of the Bilibino nuclear power plant expects what after its complete decommissioning, what plans, what is interested, is. Therefore, as back in 2014, on a variety of issues related to the upcoming decommissioning of the station, an appropriate questionnaire was conducted with its personnel. Moreover, these statistics are remarkable in many ways. So, for example, 63,7% of the plant's personnel plan to continue working at the Bilibino NPP after the shutdown.


And sociality is not alien
Bilibino NPP is one of the enterprises taking an active part in the social life of the Chukotka Autonomous Region. So, starting from the 2010 year, a total of 18 million rubles were allocated for charity events in Bilibino at the request of the beneficiaries, another 3 million is planned to be allocated in the 2017 year. If we talk about social projects with the participation of the Bilibino NPP, then, for example, she took an active part in the construction of the Temple of St. Seraphim of Sarov. Moreover, even now Bilibino NPP continues to help the Temple, annually allocating funds to it to pay for utilities. Another illustrative example of the company's social project is the construction of an indoor skating rink in the town of Bilibino. The example is also exemplified by the project of the so-called Atom class carried out within the framework of the educational initiative “Rosatom School” with the financial support of Concern Rosenergoatom JSC and the Bilibino NPP. This is the solemn open 1 of September 2016 of the year in Bilibino school class with the most modern laboratory equipment and computer equipment: digital laboratories, laptops with specialized software, demonstration devices in mechanics, molecular and quantum physics, electrodynamics, digital measuring complex.

At the same time, the company also tries not to forget about the indigenous people of Bilibino. She cooperates with the Association of Indigenous Minorities of Chukotka and takes part in financing activities aimed at preserving and developing the traditional culture of the indigenous peoples of Chukotka living in the Bilibino region. For example, in 2015 she provided assistance to the Bilibino Museum of Local Lore.


Experts are calm
In turn, the expert community is not bothered today with the fate of its employees after the withdrawal of the Bilibino nuclear power plant.

"The decommissioning of Bilibino NPP does not mean a big loss for the population of Chukotka. Since the number of jobs provided by the station to the region is small. As for people working at the station today - highly qualified specialists, it seems expedient that in the future a certain part of them work at the APEC, for which they were properly trained and re-qualified. Which, in turn, is quite realistic. True, this is advisable, of course, provided they have the appropriate desire. After all, it is understandable that it does not belong to all those workers of the station who have been working on it for thirty or more years. But in general, in order to avoid unnecessary social tension among the personnel of Bilibino NPP, it is more than meaningful for the authorities of Chukotka and Rosatom to raise the question of the possibility of a smooth transition in the future of its employees to "float", - said the director of the Center for Energy and Security Anton Khlopkov to EastRussia .

Moreover, experts see the employees of the Bilibino NPP after its withdrawal not only on the "floating". “The nuclear power plant in Bilibino is undoubtedly a place where, along with high technologies, the most highly qualified personnel that Chukotka has today is concentrated. And all of his competencies, which he uses today at the Bilibino NPP, will subsequently be able to be used by him both on the "floating", and at any other NPP in Russia. That is, the workers of the Bilibino nuclear power plant will remain in demand in the future for sure, "the head of the Department of Economic and Social Geography of Russia at the Geographical Faculty of Moscow State University. M.V. Lomonosov Vyacheslav Baburin.

Thus, apparently, Bilibinka, having adequately worked her way out as a source of energy, has brought up workers for Russia for all time. That is, on the conclusion of its exploitation, in a sense, it will continue to live.


EastRussia Help

Bilibino NPP is the only nuclear power plant located in the permafrost zone. The decision to build the station was made in 1965. The power units were commissioned in 1974-1976. The installed electric capacity of the Bilibino NPP is 48 MW with simultaneous heat supply to consumers up to 67 Gcal / h. When the air temperature drops to –50 ° C, the NPP operates in a heating mode and develops a heating capacity of 100 Gcal / h while reducing the generated electric power to 38 MW.

At present, Bilibino NPP is implementing a program to prepare for decommissioning power units in terms of creating infrastructure and backup power supply sources. At the same time, large-scale work is underway to prepare for the shutdown. As for the first direction of work of the Bilibino NPP, within the framework of it, for example, an examination of the project of the Diesel generator station of autonomous power supply of the Bilibino NPP is being carried out, the commissioning date of which is 2018. It should be noted that one of the plans for the Bilibino NPP for 2016 was the commissioning of the Bilibino NPP Base Fuel Storage, designed to meet the fuel demand of autonomous power supply sources at the station's industrial site.



September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Жизнь на выводе не заканчивается

После останова Билибинской АЭС на ней планируют продолжить работу две трети персонала

Жизнь на выводе не заканчивается
Фото: rosatom.ru
Уже в первом полугодии следующего года начнется загрузка ядерного топлива и пуск реакторов атомного энергоблока "Академик Ломоносов" – источника энергии для плавучей электростанции, эксплутация которой запланирована на Чукотке в обозримой перспективе. О подписании 26-го декабря акта о как таковой готовности данного энергоблока к загрузке ядерного топлива соообщила пресс-служба Госкоропорации "Росатом" концерна "Росэнергоатом". В свою очередь, при этом, несмотря на близящийся останов своих энергоблоков, Билибинская АЭС на Чукотке в последние месяцы уходящего года перевыполняла планы по выработке электроэнергии. Так, в ноябре 2016-года её энергоблоки выработали 19,625 млн кВт-ч электроэнергии, что на 4% выше запланированного значения. Таким образом, Билибинская АЭС на 105% выполнила план ноября по отпуску электроэнергии.

В связи с тем, что в последнее время все более и более активно говорят про грядущий вывод из эксплуатации Билибинской АЭС, к данной станции все больше относятся не иначе, как к станции прошлого. Этакому живому архаизму. И это тогда, когда Билибинская АЭС не только демонстрирует сегодня перевыполнение месячных планов, но и продолжает работать надежно и стабильно. И, как сообщила корреспонденту EastRussia ведущий специалист по связям с общественностью филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Билибинская атомная станция" Ксения Шубкина, при этом плановые ремонты энергоблоков проводятся в соответствии с утвержденным графиком, диспетчерские графики поставки электричества и тепла выполняются в полном объеме. И это еще не всё – на станции продолжается работа по повышению безопасности её энергоблоков при экстремальных природных воздействиях. Так, в недавнем прошлом для станции была закуплена и доставлена тяжелая автотехника, дизельные установки и многое другое оборудование. Все это, так или иначе, свидетельствует сегодня о том, что Билибинская АЭС сегодня – это в полной мере функционирующий механизм с хорошо обслуживающим его персоналом. О последнем, а также об участии предприятия в социальной жизни Чукотки, хотелось бы сказать отдельно, так как об этом за все время существования Билибинской АЭС было, в отличие от её уникальной конструкции, было рассказано немного. При том, что здесь есть что рассказать.


Человеческое лицо станции
Начнем с общих цифр. В настоящее время на станции трудится порядка 740 человек. Примечательно, что приходя в её дружный коллектив, многие специалисты остаются в нём на долгие годы. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что только 20% сотрудников станции работают на ней меньше трех лет, тогда как 80% – имеют высокий стаж работы. Как видно – молодое поколение охотно идет работать на атомную станцию, а взрослое поколение не стремится уйти с неё на пенсию. То есть, конечно, не все, но многие пенсионеры сегодня продолжают и готовы трудиться на предприятии и передавать свои знания младшему поколению. Следует в то же время отметить, что на Билибинской АЭС сегодня работают представители разных возрастных категорий. Старше 50 лет на станции – примерно 22,8% сотрудников, большую долю составляют сотрудники в возрасте от 30 до 39 лет – 33,3%. Правда, средний возраст сотрудника Билибинской АЭС с каждым годом растет. Но это не удивительно – в свое осевший на Чукотке персонал станции (из числа тех, кто поехал на север в Советские годы) до сих пор на ней работает, в то время, как молодежь менее охотно едет сегодня в регион.

Если же говорить о том, как обстоят дела с квалификацией современных работников Билибинской АЭС, то в ней можно не сомневаться. Станция не просто получила, а воспитала большое количество специалистов высочайшей квалификации. Подготовка специалистов станции обеспечивается благодаря накопленному на станции опыту и приверженности принципам культуры безопасности. Следует отметить, что подготовка на должность того или иного  кандидата – процесс длительный, можно сказать непрерывный. К примеру, чтобы подготовиться на должность ведущего инженера по эксплуатации энергоблока АЭС, необходимо не менее трех лет. В процессе подготовки нужно освоить пять специальностей, сдать более десяти экзаменов и, в конце концов, получить лицензию Ростехнадзора. При этом подготовкой на должность дело не ограничивается – помимо неё, персонал станции ежегодно проходит поддержание квалификации по специальным программам. Тот же самый инженер по эксплуатации энергоблока АЭС должен каждые два года подтверждать свои знания.


Дальнейшая судьба
Учитывая, что до начала вывода из эксплуатации Билибинской АЭС, на самом деле, осталось не так уж много времени, на ум невольно приходит вопрос о том, что же будет в обозримой перспективе с её специалистами. Ведь они не только, привыкши к станции, практически срослись с ней в единое целое, но, при всей своей высококвалифицрованности и уникальности, являются специалистами очень узкого профиля. Непосредственно на электростанции корреспондента EastRussia поспешили успокоить, объяснив, что потребность Билибинской АЭС  в людях будет актуальна ещё очень долго, так как на то есть две причины.  А именно тот факт, что работы по выводу из эксплуатации АЭС начнутся только в очень отдаленном будущем – в районе 2040 года, и даже предваряющий останов её энергоблоков еще тоже только впереди – намечен на период с декабря 2018 по декабрь 2021 года. Другой же факт – это то, что и непосредственно сам вывод из эксплуатации такого объекта как атомная станция – это очень длительный процесс. Согласно правилам и нормам атомной энергетики, блок атомной станции, остановленный для вывода из эксплуатации, продолжает находиться в эксплуатации пока со станции не будет вывезено отработанное ядерное топливо. Соответственно, на этот период все требования к персоналу сохраняются. При этом тепловыделяющие сборки после того, как отработают, ещё длительное время будут храниться в приреакторных бассейнах выдержки, а впоследствии их необходимо будет вывозить в центральные районы страны на переработку. Помимо того, в будущем будут иметь место большие и долгосрочные работы по дезактивации и демонтажу оборудования, а также переработке радиоактивных отходов. Естественно, что во время всех этих процессов будет востребован персонал самых различных специальностей, и даже нужна будет замена тех, кто по каким-либо причинам покинет станцию. Также внимание корреспондента EastRussia в пресс-службе Билибинской АЭС обратили на то, что статистика, кто из сотрудников Билибинской АЭС чего ожидает после полного вывода её из эксплуатации, что планирует, в чём заинтересован, есть. Потому, как еще в 2014 году по самым разным вопросам, связанным с предстоящим выводом станции из эксплуатации с её персоналом проводилось соответствующее анкетирование. Причем, эта статистика во многом примечательна. Так, к примеру, 63,7% процента персонала станции планируют продолжить работу на Билибинской АЭС и после останова.


И социальность не чужда
Билибинская АЭС относится к числу предприятий, принимающих активное участие в социальной жизни Чукотского автономного округа. Так, начиная с 2010 года, на благотворительные мероприятия в Билибино по заявкам благополучателей было выделено в общей сложности 18 млн рублей, ещё 3 млн запланировано выделить в 2017 году. Если говорить о социальных проектах с участием Билибинской АЭС, то, к примеру, она принимала активное участие в строительстве Храма Преподобного Серафима Саровского. Причем и сейчас Билибинская АЭС продолжает помогать Храму, ежегодно выделяя ему средства на оплату коммунальных услуг. Другой показательный пример социального проекта компании – проект по строительству в городе Билибино крытого катка. Показателен и пример и реализованного в рамках образовательной инициативы «Школа Росатома» при финансовой поддержке АО «Концерн Росэнергоатом» и Билибинской АЭС проекта так называемого Атомкласса. Речь о торжественном открытом 1 сентября 2016 года в Билибино школьного класса с самым современным лабораторным оборудованием и компьютерной техникой: цифровыми лабораториями, ноутбуками со специализированным программным обеспечением, демонстрационными приборами по механике, молекулярной и квантовой физике, электродинамике, цифровым измерительным комплексом.

При этом компания также старается не забывать и о коренных жителях Билибино. Она сотрудничает с Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки и принимает участие в финансировании мероприятий, которые направлены на сохранение и развитие традиционной  культуры коренных народов Чукотки, проживающих на территории Билибинского района. К примеру, в 2015 году ею была оказана помощь Билибинскому краеведческому музею.


Эксперты спокойны
В свою очередь, у экспертного сообщества сегодня не вызывает беспокойства дальнейшая после вывода Билибинской АЭС судьба её работников.

«Вывод из эксплуатации Билибинской АЭС не означает большой потери для населения Чукотки. Так как количество рабочих мест, предоставляемых станцией региону – невелико. Что же касается работающих сегодня на станции людей – высококвалифицированных специалистов, то видится целесообразным, чтобы в будущем определенная часть из них работала на ПТЭС, для чего были должным образом доучены и переквалифицированы. Что, в свою очередь, вполне реально. Правда, это целесообразно, конечно, при условии наличия у них соответствующего желания. Ведь понятное дело, что оно есть не у всех тех работников станции, которые трудятся на ней тридцать и более лет. Но в целом, чтобы избежать излишней социальной напряженности среди персонала Билибинской АЭС, более, чем имеет смысл постановка властями Чукотки и Росатомом вопроса по возможности максимально гладкого перехода в будущем её служащих на «плавучку», – заверил корреспондента EastRussia директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков.

Причем эксперты видят сотрудников Билибинской АЭС после её вывода не только на «плавучке». «Атомная электростанция в Билибино – вне сомнения место, где вместе с высокими технологиями сосредоточен и самый высококвалифицированный персонал, что есть сегодня на Чукотке. И все свои компетенции, которые применяются им сегодня на Билибинской АЭС, впоследствии смогут быть им использованы на как на «плавучке», так и на любой другой АЭС в России. То есть работники Билибинской АЭС востребованным в будущем останутся совершенно точно», – пояснил корреспонденту EastRussia заведующий кафедры экономической и социальной географии России Географического Факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Бабурин.

Таким образом, судя по всему, Билибинка, достойно отработав свой век как источник энергии, воспитала для России работников на все времена. То есть, по выводе своем из эксплуатации, в некотором смысле жить она все равно продолжит.


Справка EastRussia

Билибинская АЭС — единственная атомная электростанция, расположенная в зоне вечной мерзлоты. Решение о строительстве станции было принято в 1965 году. Энергоблоки введены в эксплуатацию в 1974—1976 годах. Установленная электрическая мощность Билибинской АЭС – 48 МВт при одновременном отпуске тепла потребителям до 67 Гкал/ч. При снижении температуры воздуха до –50°С АЭС работает в теплофикационном режиме и развивает теплофикационную мощность 100 Гкал/ч при снижении генерируемой электрической мощности до 38 МВт.

В настоящее время Билибинская АЭС реализует программу по подготовке к выводу из эксплуатации энергоблоков в части создания инфраструктуры и резервных источников электроснабжения. В то же время проводится и широкомасштабная работа по подготовке к останову. Что касается первого направления работы Билибинской АЭС, то в рамках него, к примеру, проводится экспертиза проекта Дизель-генераторной станции автономного энергоснабжения Билибинской АЭС, срок ввода в эксплуатацию которой - 2018 год. Отметим, что одним из планов в отношении Билибинской АЭС на 2016 год был объявлен ввод в эксплуатацию Базового склада топлива Билибинской АЭС, предназначенного для обеспечения потребности в топливе автономных источников энергоснабжения промплощадки  станции.