Агроагрегаторы в Хабаровском крае: Возможность для фермеров или упущенная выгода?
Попасть на полки крупных продуктовых ретейлеров для фермеров не просто. Сетям требуются объёмы, качество, соблюдение сроков поставки, строго прописанная упаковка, тар и тому подобное. Мелкий сельхозпроизводитель просто не может выполнить все условия – у него, порой, нет времени и сил даже на заполнение документов по полученным грантам. В то же время супермаркеты — это гарантированный сбыт. В России стали появляться агроагрегаторы — по сути, «прокладки» между аграриями и сетями. Сейчас федеральная компания «Х5Груп» сотрудничает с 5 такими агроагрегаторами, один из которых недавно появился и в Хабаровском крае.
Оформление сельхозкооператива «Хабаровский агропродукт» вступило в заключительную фазу. Его создание — результат почти годовой работы сельскохозяйственного фонда Хабаровского края, компании «Х5Груп» и фермера Евгения Киселева, который и будет работать напрямую с сельхозпроизводителями. Фонд помогает в создании специального программного обеспечения для электронного документооборота, разработки товарной номенклатуры и других вопросах, которые могут возникнуть у членов кооператива.
— Мы по пути создания агроагрегатора прошли, наверно, чуть больше половины, — говорит Константин Могильный, руководитель центра инжиниринга краевого сельскохозяйственного фонда. — С «Пятёрочкой» стали работать потому, что это, в общем-то, от них исходила инициатива. Получается, эта федеральная сеть больше заинтересована в поставках от местных фермеров, чем та же «Невада» («Эником Невада групп» – крупный дальневосточный дистрибьютор продуктов питания, развернувший сеть супермаркетов «Самбери» и магазинов «Раз, два» в формате «у дома» — прим. авт.), например. Нет, с «Самберями» у нас, конечно, колхозники работают, напрямую или через посредников, но от них, например, предложения создать агроагрегатора не поступало.
Задача агроагрегатора — собрать выращенную продукцию по сельхозпредприятиям края, привести ее в соответствие с требованиями, которые выдвигают торговые сети, и передать им товар в оговоренные сроки. У кооператива должны быть свои склады, свои овощехранилища. За качество и количество продукции, будь то овощи, или молоко, агрегатор отвечает перед торговыми сетями, с которыми заключает договор. И, получается, все связанные с этим риски несет тоже он.
— Вот смотрите, — продолжает Константин Могильный. — Например, в сеть нужно поставить 1000 тонн раннего картофеля. Кооператив «Хабаровский агропродукт» включает пока трех фермеров, и закрыть этот объем собственными силами не может. Он заключает договоры с другими сельхоз товаропроизводителями, но в случае, если у кого-то из них случился неурожай — сейчас, к примеру, в Черняево часть картошки утонула из-за дождей, а значит, фермер соберет меньше, чем рассчитывал, — так вот, агроагрегатор должен где-то в другом месте срочно докупить эту картошку, и закрыть обязательство перед торговыми сетями. То есть риски не у фермера за недопоставленный объем, а у кооператива. Понятно, что за бесплатно такую ответственность никто на себя брать не будет. И кооператив будет иметь процент за свою работу. Какой именно – это еще решается. Но представьте, что на нем будут и транспортные расходы, и фасовка в сетки того же картофеля, в общем, работы будет много.
В идеале, рассуждают в сельхозфонде, агроагрегатор должен быть в помощь мелким аграриям. Чтобы они могли сосредоточиться на выращивании овощей и коров, а кооператив будет консолидировать мелкотоварные партии и реализовывать их, в том числе в торговые сети.
— Самая главная проблема у нас — это сбыт, — говорит Евгений Киселев. — Я вот сейчас копаю раннюю картошку. С поля ухожу в 11-12 ночи, в 3 утра уже встаю, чтобы поехать на овощную базу и сдать продукт. И там мне еще надо поторговаться — за 30 или за 40 рублей возьмут мои овощи перекупы. Как в таких условиях фермеру еще заниматься бухгалтерией, отчитываться по грантам, если он их взял? Бухгалтера у мелких производителей, как правило, своего нет, это дополнительные расходы. При создании агроагрегатора эта работа ложится на его плечи. В этом году мы в тестовом режиме заходим в «Пятёрочку», нам дают 3 месяца, чтобы понять — сможем ли обеспечивать бесперебойную поставку, успеем ли собрать, подготовить, довезти. Многие, конечно, опасаются, что забирать продукцию будем по минимальной цене. И это так. Потому что должно быть четкое понимание, что такое оптовая торговля и что такое продажа собственной продукции конечному потребителю. То есть если я, как фермер, произведу, условно говоря, килограмм картошки, пойду на ярмарку выходного дня, на рынок, к соседям — я им продам эту картошку по 70 рублей за килограмм, меня это устроит. Но если мы говорим про агроагрегатора, то это уже бизнес, здесь включаются другие участники, и оптовая цена будет ниже, скорее всего, в 2 раза. Зато ты ее точно продашь, а не останешься с гнилой картошкой на руках и убытками.
В Совете Федерации закон, регулирующий сбыт фермерской продукции, назвали серьезной поддержкой малого агробизнеса. Он получил одобрение на пленарном заседании Совета 2 августа. Законом впервые устанавливается термин «фермерская продукция» — это товары, произведенные сельскохозяйственными производителями, относящимися к малым предпринимателям. Те, кто создают агроагрегаторов, могут получить поддержку на государственном уровне. Нормы вступят в силу 1марта 2025 года.
Торговая сеть «Пятёрочка» сегодня работает с пятью агроагрегаторами, сообщила руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова. На днях компания объявила о начале работы с агрологистическим кооперативом «Агропродукт», который станет первым агрегатором для реализации фермерской продукции в республике Марий Эл. Сейчас этот кооператив сотрудничает с 18 фермерами. Предприятие располагает складом для предпродажной подготовки картофеля площадью 1150 м², а также складом для капусты площадью в 700 квадратных метров. В смену оператор обрабатывает порядка 100 тонн продукции, площадка для отгрузки может вместить около 150 тонн. В этом году «Агропродукт» уже отгрузил в торговую сеть «Пятёрочка» 220 тонн белокочанной капусты. Также работают кооперативы в Тульской и Липецкой областях.
Хабаровский агроагрегатор планирует зайти в сеть в сентябре-октябре. Евгений Киселев поставит в «Пятёрочку» картофель, тыкву, белокочанную капусту, укроп и петрушку. В этом году, говорит фермер, будет действовать предварительный договор без фиксированной стоимости, то есть действовать будут исходя из цены, которая формируется на момент поставки товара в торговые сети. А дальше — будет видно.
— Конечно, у них жёсткие условия, работают по евростандартам: поддоны, паллеты, упаковка картофеля сетками до 25 килограмм, тыквы — 10 килограмм, столько же морковки, — говорит фермер. — Небольшие сетки мы уже нашли, наша задача — везти продукцию к ним в логистический центр, а там уже будут распределять по магазинам. Понятно, что все 105 магазинов «Пятерочки» мы не обеспечим нашими овощами, будет как-то выборочно, наверное, поставляться. Все это еще прорабатывается. Главное, чтобы уверенность была в завтрашнем дне. Возвращаемся к элементам плановой экономики советской. То есть все должно быть стабильно, а не так, что сегодня много, завтра нет ничего. Вот укроп, например, когда его нет в продаже — цена взлетает до 500 рублей за килограмм, а когда его много — падает до 200. Производители должны правильно рассчитывать свои силы, понимать, что садить, в каких объемах. И тогда будет меньше нервов и больше качественного продукта для наших потребителей.
Торговая сеть «Пятёрочка» заинтересована в местных производителях. С кем-то уже работают по прямым договорам: например, в магазинах представлена продукция молокоперерабатывающих предприятий «Молочный край», «Переяславского молочного завода», МЖК «Хабаровский». Для крупных сельхозпредприятий есть проект «Агроконтракт» — без участия агроагрегатора, говорит руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова.
— Работа с локальным поставщиком — это в первую очередь возможность дифференцировать наш ассортимент. И к тому же люди любят и выбирают местную продукцию. Мы ее помечаем на полках стопперами «Выбирай Хабаровское». Встраивать местного производителя будем постепенно: пока поработаем в обычном договоре поставки — фермеры вырастили, подтверждают нам выращенную продукцию, объём, мы подтверждаем, что готовы забрать. Сейчас ведём переговоры не только с Евгением Киселевым — в регионе может быть несколько агрегаторов, по разным видам продукции. Нам интересно, когда предприятие выпускает для нас продукт по СТМ — с нашей собственной торговой маркой. У нас это бренд «Красная цена». Вообще фермеры не очень охотно идут на сотрудничество, но кто хотел, тот уже заключил с нами договор. Например, компания «Хангрупп» из Хабаровска за год работы с нами в 10 раз увеличила свой оборот.
Агрегатор — это трехсторонний проект, в нем есть участие правительства. Правительство, заметив инвестиционные перспективы, может помочь агроагрегатору с капитальным ремонтом овощехранилища, может субсидировать, многие из которых построены ещё в советские времена и уже не отвечают современным требованиям по температурным режимам, например.
Мы можем заказывать фермеру вырастить определенный сорт картошки или моркови, и нам это интересно, заказывать по сортам. У нас есть свой семенной фонд, и мы сотрудничаем с федеральным семенным фондом, и если фермеру нужно — мы запрашиваем там семена и фермеру их бесплатно предоставляем — это в рамках агроагрегатора. В рамках стратегического партнерства, которое рассчитано на взаимодействие с агроагрегатором на срок от трех лет – мы рассматриваем возможность инвестиций в строительство овощехранилища. «Пятёрочка» строит свой распределительный центр в Хабаровске, закончить планируем в конце 2025 года. Туда агрегатор сможет привозить свою продукцию, но у него должно быть хранилище, которое должно пройти наш аудит.
Самое главное, говорит Екатерина Гаврилова, настроить фермеров работать «в долгую» с торговой сетью, существовать в плановой экономике, ведь только так регион сможет выйти на самообеспеченность, например, овощами. Если торговая сеть выступит гарантом сбыта и полки производителю, в регионе могут появиться масштабные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, которые будут работать на крупные объемы.
— Это принципиально важный шаг, изменить парадигму отношений, — продолжает Гаврилова. — Будут появляться молодые фермеры, которым будет интересно работать, у которых есть и силы, и желание, которые будут видеть крупного партнера, который работает в прозрачных схемах, где всё можно отследить, всё фиксировано — это тоже очень важно. Конечно — быстрые деньги это хорошо, но если мы хотим прийти к рынку, к действительно полноценному рынку с местной продукцией, то нам надо работать в правовом законном прозрачном поле.
Инга Трошина
Сельскохозяйственная сессия стала одной из самых насыщенных в повестке IX Восточного экономического форума. Участники обсудили проблемы агропромышленного комплекса и поделились предложениями, руководители сельхозпредприятий озвучили амбициозные планы на Дальнем Востоке.
Дальний Восток созрел
Все территориям ДФО необходимо не только увеличить самообеспеченность продуктами питания, но и раскрыть свой экспортный потенциал, отметила модератор, первый заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Ирина Жачкина, открывая профильную сессию.
«По нашим оценкам, Дальний Восток уже выращивает 30% всей сои в Российской Федерации, достигнут уровень продбезопасности по зерну и бобовым, но задел по другим культурам остается ещё большой. Например, самообеспеченность молоком в ДФО составляет порядка 54%, мясом – ниже 50%, аналогично по овощам и бахчевым культурам. Категория фреш сегодня — это зона роста и развития», — сообщила Ирина Жачкина.
Дальний Восток имеет серьёзное конкурентное преимущество — границу с Китаем протяжённостью 700 километров. На территориях, прилегающих к приграничной зоне, проживает более 50 млн человек. Это ещё один стимул развернуть производство продукции категории фреш для экспорта восточным соседям.
Дискуссию символично открывал представитель бизнеса, генеральный директор ООО «Спорос» Денис Цесаренко. В Забайкальском крае он создал аграрное предприятие и семеноводческую компанию. Сейчас она углубленно занимается процессами селекции и работает с сортами, которые благодаря короткому периоду вегетации можно использовать на Севере, в Сибири и Центральной России.
Будущее аграрного комплекса предприниматель связывает с развитием семеноводства и поднятием залежных земель (бывшая пахота, брошенная на несколько лет).
«Наши земли в Забайкалье находятся в 100, 200 километрах от погранперехода. Соответственно, цены очень конкурентные. И этот потенциал далеко не исчерпан. В Забайкальском крае остаются сотни тысяч залежных земель, которые можно вовлекать в оборот и выращивать набор культур на экспорт в Китай. А урожайность, по нашим оценкам, не уступает центральной части России», — рассказал Денис Цесаренко.
В следующем году «Спорос» запустит новый проект в Хабаровском крае – молочную ферму и молокозавод. По словам докладчика, удалённость региона объективно не является барьером, и главный совет, который можно дать производителям, — не бояться расстояний.
Не пугает сложная логистика и компанию УК «Содружество». Сегодня это один из сильнейших федеральных игроков в секторе переработки масличных культур. Директор предприятия Павел Зарьков поделился амбициозными планами на Дальнем Востоке.
«В дополнение к производственным площадкам в Калининградской и Курской областях пришло время осваивать Дальний восток — по своему сырьевому потенциалу регион созрел для того, чтобы здесь можно было повторить такой же комплексный стратегический подход», — рассказал Павел Зарьков.
Компания реализует крупный проект в Амурской области, которая сегодня является одним из лидеров по валовому сбору масличных культур. Развитие планируется в пяти направлениях. «Первое — это перерабатывающий завод. Помимо завода мы так же находимся в процессе реализации двух агрологистических центров в Приморском крае и ЕАО, то есть проект в Амурской области направлен на весь Дальний Восток. Также в наших инвестиционных планах — увеличить парк вагонов-зерновозов и цистерн для доставки продукции на Урал и в Сибирь, потому что нужно решать проблемы логистики», — озвучил Павел Зарьков.
Кроме того, инвестор присматривается к возможным площадкам, где можно будет построить портовый специализированный терминал для экспорта масла. Сейчас единственный вариант — это поставки сухопутным путём либо в танк-контейнерах или флекситанках, что не совсем походит для объёмов конкретного производства.
«И пятое звено — работа над качеством продукции. Сою потребляют животноводческие хозяйства, которым нужен протеин, поэтому на Амурском форуме «АмурЭкспоФорум-2024» мы подписали соглашение с амурским НИИ и собираемся в этом направлении очень глубоко работать в качестве заказчика для производства семян с целевыми качественными характеристиками», — рассказал Павел Зарьков.
Также в планах компании – строительство жилья и целевое обучение работников. Ожидается, что с выходом на целевые мощности предприятие покроет 12-15% дальневосточного рынка в своём сегменте.
«Русагро» начинает поставки свинины в Китай
Продолжает дальневосточную экспансию и группа «Русагро», которая стала одним из первых крупных инвесторов в аграрно-промышленном комплексе Дальнего Востока. Здесь она реализует четыре направления бизнеса – масложировое, мясное, сахарное и растениеводческое.
На территории ТОР «Михайловская» инвестор развивает крупный мясной кластер и рассчитывает выйти на 75 тысяч тонн переработки свинины в год. Поставлять продукцию планируется не только на внутренний рынок, но и в Китай.
«Рассчитываем в этом году получить все необходимые разрешения для экспорта в КНР. В дальнейшем планируем поставлять на китайский рынок и комбикорма», — поделился планами заместитель генерального директора по корпоративному развитию ГК «Русагро» Александр Тарасов.
Развивается и растениеводческое направление группы. Сегодня из её земельного банка в 700 тысяч гектаров 100 тысяч сосредоточены в Приморье. «Климатические условия — это вопрос технологий», — подчеркнул докладчик. Решить его можно с помощью мелиоративных систем.
«При системном подходе к мелиорации можно получить определённый буст к производству культур, которые сегодня не так популярны на Дальнем Востоке, но раньше активно здесь выращивались», — отметил Александр Тарасов.
Хорошие ниши
От лица государственных органов выступил заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Андрей Разин. На Дальнем Востоке аграрный комплекс показывает уверенные результаты, акцентировал он. Так, ожидается, что к 2030 году производство масличных культур в регионе увеличится до 2,5 млн тонн в год. В приоритете – соя и кукуруза, но в ДФО растёт интерес и к нишевым культурам — например, лён набирает популярность, так как вырос спрос на льняное волокно.
«Лён и другие лубяные культуры вполне могут занять хорошую нишу в структуре севооборота дальневосточных регионов», — считает Андрей Разин.
Кроме того, Приморье — практически второй регион России по количеству площадей риса. Эти объёмы, уверен замминистра, можно увеличить ещё как минимум в два раза и ежегодно вводить дополнительно 15 тысяч гектаров.
С учетом открытия новых рынков, развития транспортной инфраструктуры увеличиваются возможности для экспорта. Открылись новые погранпереходы в Китай. Севморпуть должен стать ещё одним каналом движения товаров. Решаются проблемы железнодорожной инфраструктуры, которая сегодня испытывает огромную нагрузку в связи с поворотом на Восток.
«Хотим мы или нет, но ситуация заставляет очень быстро развиваться железнодорожные мощности. Ещё несколько лет, и решатся логистические проблемы», — заявил Андрей Разин.
Он также отметил, что Дальний Восток — единственный из регионов, где сохранена поддержка тепличного хозяйства в части субсидирования КАПЕКСов (капитальные затраты, которые компания инвестирует в расширение бизнеса). Производителям доступны льготные кредиты, увеличены сроки кредитования, что особенно важно при высокой ключевой ставке Центробанка.
Также в министерстве занимаются вопросами мелиорации, которые, по общим оценкам, без господдержки не решить. Прорабатывается возможность заключения концессионных соглашений в том числе для строительства и развития мелиоративных систем.
«Мы также решили вопрос с поставками в Китай свиноводческой продукции. Первые объёмы уже отправлены из центральной России. И в этой части восточные регионы нашей страны имеют большие преференции с точки зрения логистики», — рассказал замминистра.
Примечательно, что к Дальнему Востоку присматриваются и другие крупные федеральные игроки. Старший вице-президент группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрий Антонов впервые посетил Восточный экономический форум. Сегодня компания является одним из крупнейших производителей мяса птицы, в России она занимает порядка 15% рынка и активно представлена за рубежом, в том числе покрывает до 10% импортного рынка Саудовской Аравии. Также «Ресурс» производит баранину, молоко и другую продукцию глубокой переработки.
«Дальний Восток мы всегда рассматривали как крупнейший географический хаб. С точки зрения развития бизнеса в ДФО сейчас изучаем рынок колбасных изделий и молочных продуктов. Пока стоит задача диверсифицироваться географически. Думаю, что приезд сюда делегации группы «Ресурс» позволит более чётко увидеть, что происходит в регионе и оценить те направления, где мы сможем реализоваться полностью. Возможно это будет и мясная переработка», — поделился Дмитрий Антонов.
Планы расширения на Дальнем Востоке озвучил и директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Василий Пушкин.
«У «Пятёрочки» уже 200 магазинов на Дальнем Востоке, и планы расширения грандиозные. До 2026 года количество «пятёрочек» должно достигнуть практически 600. Планируется открыть еще 400 магазинов и развивать современный формат ритейла на территории», — рассказал докладчик.
При этом с точки зрения сельхозотрасли X5 Group испытывает проблемы работы с поставщиками, отметил он.
«Мы столкнулись с постепенным увеличением дефицита местной производимой продукции. Это касается большинства категорий товаров растениеводства и животноводства, в том числе яйца, мяса птицы и овощей. Практически по всем категориям сейчас испытываем дефицит в поставках от местных производителей», — сообщил Василий Пушкин.
X5 Group намерена внести свой вклад в развитие сельского хозяйства на Дальнем Востоке, где видит колоссальные возможности для товаропроизводителей. Причём по словам Василия Пушкина, зачастую это местные фермеры, которые сегодня не могут обеспечить качественного предложения с точки зрения массового потребления.
Поэтому X5 Group намерена выступить оператором для сбыта фермерской продукции и развивать в ДФО систему агроагрегаторов.
«Один из агроагрегаторов уже на днях мы запустим в Хабаровском крае. Он позволит работать с фермерами на местах по растениеводству, предоставляя им услуги по работе с сетями. Это и электронный документооборот, и фасовка товаров под требования сетей, и калибровка, то есть полный комплекс услуг», — сообщил Василий Пушкин.
Также компания готова контрактовать урожай и животноводческую продукцию наперед для обеспечения стабильных объёмов поставок. Сегодня ритейлер работает с более чем 3 тыс. субъектами малого и среднего предпринимательства в России. Эта цифра говорит сама за себя, подчеркнул Василий Пушкин. В то же время он не уточнил, сколько из этого количества приходится на Дальний Восток.
Важной информацией поделился заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков. Он затронул проблемы оленеводства. Хотя это довольно специфическая отрасль, она отражает ситуацию и в других направлениях сельского хозяйства, отметила Ирина Жачкина.
Докладчик подчеркнул необходимость развивать оленеводство не только как культурно-хозяйственный комплекс, но и отрасль, которая может обеспечить работой жителей территорий с суровым климатом и вносить свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности.
«При дефиците говядины 40% в рационе россиян продукция оленеводства может его замещать. Перспективно и производство глубокой переработки от бадов до лекарственных средств», - рассказал Анатолий Широков.
Сегодня комитет занимаемся проработкой финансовых и управленческих решений, которые могут дать толчок северному оленеводству. При этом в отрасли есть серьёзные проблемы, и рентабельность предприятий по разведению оленей довольно низкая.
Отсутствует система современных убойных комплексов. Низкий уровень сырья из оленины связан с тем, что основная масса добывается путём тундрового забоя, при котором очень трудно сохранить санитарные свойства продукции.
«Проблема состоит в том, что оленеводство регулируется только законодательством регионов или муниципалитетов. Есть регионы с хорошим производством оленей, где не хватает пастбищ. А есть регионы, которые обладают пастбищным потенциалом, но производство там пришло в упадок. Это говорит о том, что отрасли необходимо регулирование на федеральном уровне. Одновременно акторами таких решений должны стать Минсельхоз и Минвостокразвития», — обозначил Анатолий Широков.
По его словам, требуется разработка специальных мероприятий по обеспечению роста качества поголовья и качественного забоя оленей. Нужно создавать современные забойные комплексы на исторически сложившихся перекрёстках маршрутов кочевок оленьих пастбищ с радиусом 100-200 километров рядом с опорными населёнными пунктами.
В ходе сессии участники выдвинули большое количество предложений. Павел Зарьков подчеркнул необходимость развития глубоководной терминальной инфраструктуры, которая позволит увеличить объёмы экспорта.
Генеральный директор ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Игорь Московцев отметил важность создания современных распределительных центров.
Денис Цесаренко считает, что агропромышленному комплексу требуются новые меры поддержки инвесторов. Также необходимо стимулировать релокацию ценных кадров на Дальний Восток. Нехватка человеческого капитала — одна из главных проблем производителей, и финансовая поддержка может стимулировать приток специалистов.
Павел Зарьков ратует за «более чёткий и явный сигнал в части мер господдержки по компенсации расходов на инфраструктуру». Начиная бизнес на Дальнем Востоке, менеджмент компании не ожидал, что капитальные затраты по этой статье окажутся столь велики.
Андрей Разин уверен, что в свете поворота на Восток аграрный сектор способен успешно справляться с вызовами.
«Сегодня мы точно видим, что регионы Востока находятся на треке дальнейшего роста. Я уверен, что пример таких сильных и мощных российских игроков для многих станет хорошим стимулом. Есть только один предрассудок — о том, что Дальний Восток дальний, на самом деле он не дальний, а действительно комфортный с точки зрения бизнеса», — заключил замминистра.
Отметим, что по официальным данным, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в ДФО ниже средних значений по стране на 20–30%, а самообеспеченность овощами, молочной и мясной продукцией составила от 42 до 54% в 2023 году.
Департамент содействия международной торговле (DITP) при Министерстве Коммерции Таиланда выпустил электронный каталог тайских предпринимателей и субъектов малого и среднего бизнеса.
Электронный каталог предоставляет возможность российским импортёрам, бизнесменам и предпринимателям, заинтересованным в импорте различных видов тайской продукции и услуг, получить прямой доступ к контактам тайских предпринимателей и предприятий и связаться с ними для проведения бизнес-переговоров.
Для получения доступа к электронному каталогу с различными категориями тайских товаров и услуг от предпринимателей и предприятий Таиланда посетите веб-сайт http://thaitrade.ru/?p=2820 или https://ditp-sme-e-catalogue.com/home
Для получения дополнительной информации или помощи в установлении деловых контактов можно связаться с коммерческим офисом Торгового представительства Посольства Королевства Таиланд в Москве по электронной почте moscow@thaitrade.ru или по телефону +7 (499) 653-5989.
Попасть на полки крупных продуктовых ретейлеров для фермеров не просто. Сетям требуются объёмы, качество, соблюдение сроков поставки, строго прописанная упаковка, тар и тому подобное. Мелкий сельхозпроизводитель просто не может выполнить все условия – у него, порой, нет времени и сил даже на заполнение документов по полученным грантам. В то же время супермаркеты — это гарантированный сбыт. В России стали появляться агроагрегаторы — по сути, «прокладки» между аграриями и сетями. Сейчас федеральная компания «Х5Груп» сотрудничает с 5 такими агроагрегаторами, один из которых недавно появился и в Хабаровском крае.
Оформление сельхозкооператива «Хабаровский агропродукт» вступило в заключительную фазу. Его создание — результат почти годовой работы сельскохозяйственного фонда Хабаровского края, компании «Х5Груп» и фермера Евгения Киселева, который и будет работать напрямую с сельхозпроизводителями. Фонд помогает в создании специального программного обеспечения для электронного документооборота, разработки товарной номенклатуры и других вопросах, которые могут возникнуть у членов кооператива.
— Мы по пути создания агроагрегатора прошли, наверно, чуть больше половины, — говорит Константин Могильный, руководитель центра инжиниринга краевого сельскохозяйственного фонда. — С «Пятёрочкой» стали работать потому, что это, в общем-то, от них исходила инициатива. Получается, эта федеральная сеть больше заинтересована в поставках от местных фермеров, чем та же «Невада» («Эником Невада групп» – крупный дальневосточный дистрибьютор продуктов питания, развернувший сеть супермаркетов «Самбери» и магазинов «Раз, два» в формате «у дома» — прим. авт.), например. Нет, с «Самберями» у нас, конечно, колхозники работают, напрямую или через посредников, но от них, например, предложения создать агроагрегатора не поступало.
Задача агроагрегатора — собрать выращенную продукцию по сельхозпредприятиям края, привести ее в соответствие с требованиями, которые выдвигают торговые сети, и передать им товар в оговоренные сроки. У кооператива должны быть свои склады, свои овощехранилища. За качество и количество продукции, будь то овощи, или молоко, агрегатор отвечает перед торговыми сетями, с которыми заключает договор. И, получается, все связанные с этим риски несет тоже он.
— Вот смотрите, — продолжает Константин Могильный. — Например, в сеть нужно поставить 1000 тонн раннего картофеля. Кооператив «Хабаровский агропродукт» включает пока трех фермеров, и закрыть этот объем собственными силами не может. Он заключает договоры с другими сельхоз товаропроизводителями, но в случае, если у кого-то из них случился неурожай — сейчас, к примеру, в Черняево часть картошки утонула из-за дождей, а значит, фермер соберет меньше, чем рассчитывал, — так вот, агроагрегатор должен где-то в другом месте срочно докупить эту картошку, и закрыть обязательство перед торговыми сетями. То есть риски не у фермера за недопоставленный объем, а у кооператива. Понятно, что за бесплатно такую ответственность никто на себя брать не будет. И кооператив будет иметь процент за свою работу. Какой именно – это еще решается. Но представьте, что на нем будут и транспортные расходы, и фасовка в сетки того же картофеля, в общем, работы будет много.
В идеале, рассуждают в сельхозфонде, агроагрегатор должен быть в помощь мелким аграриям. Чтобы они могли сосредоточиться на выращивании овощей и коров, а кооператив будет консолидировать мелкотоварные партии и реализовывать их, в том числе в торговые сети.
— Самая главная проблема у нас — это сбыт, — говорит Евгений Киселев. — Я вот сейчас копаю раннюю картошку. С поля ухожу в 11-12 ночи, в 3 утра уже встаю, чтобы поехать на овощную базу и сдать продукт. И там мне еще надо поторговаться — за 30 или за 40 рублей возьмут мои овощи перекупы. Как в таких условиях фермеру еще заниматься бухгалтерией, отчитываться по грантам, если он их взял? Бухгалтера у мелких производителей, как правило, своего нет, это дополнительные расходы. При создании агроагрегатора эта работа ложится на его плечи. В этом году мы в тестовом режиме заходим в «Пятёрочку», нам дают 3 месяца, чтобы понять — сможем ли обеспечивать бесперебойную поставку, успеем ли собрать, подготовить, довезти. Многие, конечно, опасаются, что забирать продукцию будем по минимальной цене. И это так. Потому что должно быть четкое понимание, что такое оптовая торговля и что такое продажа собственной продукции конечному потребителю. То есть если я, как фермер, произведу, условно говоря, килограмм картошки, пойду на ярмарку выходного дня, на рынок, к соседям — я им продам эту картошку по 70 рублей за килограмм, меня это устроит. Но если мы говорим про агроагрегатора, то это уже бизнес, здесь включаются другие участники, и оптовая цена будет ниже, скорее всего, в 2 раза. Зато ты ее точно продашь, а не останешься с гнилой картошкой на руках и убытками.
В Совете Федерации закон, регулирующий сбыт фермерской продукции, назвали серьезной поддержкой малого агробизнеса. Он получил одобрение на пленарном заседании Совета 2 августа. Законом впервые устанавливается термин «фермерская продукция» — это товары, произведенные сельскохозяйственными производителями, относящимися к малым предпринимателям. Те, кто создают агроагрегаторов, могут получить поддержку на государственном уровне. Нормы вступят в силу 1марта 2025 года.
Торговая сеть «Пятёрочка» сегодня работает с пятью агроагрегаторами, сообщила руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова. На днях компания объявила о начале работы с агрологистическим кооперативом «Агропродукт», который станет первым агрегатором для реализации фермерской продукции в республике Марий Эл. Сейчас этот кооператив сотрудничает с 18 фермерами. Предприятие располагает складом для предпродажной подготовки картофеля площадью 1150 м², а также складом для капусты площадью в 700 квадратных метров. В смену оператор обрабатывает порядка 100 тонн продукции, площадка для отгрузки может вместить около 150 тонн. В этом году «Агропродукт» уже отгрузил в торговую сеть «Пятёрочка» 220 тонн белокочанной капусты. Также работают кооперативы в Тульской и Липецкой областях.
Хабаровский агроагрегатор планирует зайти в сеть в сентябре-октябре. Евгений Киселев поставит в «Пятёрочку» картофель, тыкву, белокочанную капусту, укроп и петрушку. В этом году, говорит фермер, будет действовать предварительный договор без фиксированной стоимости, то есть действовать будут исходя из цены, которая формируется на момент поставки товара в торговые сети. А дальше — будет видно.
— Конечно, у них жёсткие условия, работают по евростандартам: поддоны, паллеты, упаковка картофеля сетками до 25 килограмм, тыквы — 10 килограмм, столько же морковки, — говорит фермер. — Небольшие сетки мы уже нашли, наша задача — везти продукцию к ним в логистический центр, а там уже будут распределять по магазинам. Понятно, что все 105 магазинов «Пятерочки» мы не обеспечим нашими овощами, будет как-то выборочно, наверное, поставляться. Все это еще прорабатывается. Главное, чтобы уверенность была в завтрашнем дне. Возвращаемся к элементам плановой экономики советской. То есть все должно быть стабильно, а не так, что сегодня много, завтра нет ничего. Вот укроп, например, когда его нет в продаже — цена взлетает до 500 рублей за килограмм, а когда его много — падает до 200. Производители должны правильно рассчитывать свои силы, понимать, что садить, в каких объемах. И тогда будет меньше нервов и больше качественного продукта для наших потребителей.
Торговая сеть «Пятёрочка» заинтересована в местных производителях. С кем-то уже работают по прямым договорам: например, в магазинах представлена продукция молокоперерабатывающих предприятий «Молочный край», «Переяславского молочного завода», МЖК «Хабаровский». Для крупных сельхозпредприятий есть проект «Агроконтракт» — без участия агроагрегатора, говорит руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова.
— Работа с локальным поставщиком — это в первую очередь возможность дифференцировать наш ассортимент. И к тому же люди любят и выбирают местную продукцию. Мы ее помечаем на полках стопперами «Выбирай Хабаровское». Встраивать местного производителя будем постепенно: пока поработаем в обычном договоре поставки — фермеры вырастили, подтверждают нам выращенную продукцию, объём, мы подтверждаем, что готовы забрать. Сейчас ведём переговоры не только с Евгением Киселевым — в регионе может быть несколько агрегаторов, по разным видам продукции. Нам интересно, когда предприятие выпускает для нас продукт по СТМ — с нашей собственной торговой маркой. У нас это бренд «Красная цена». Вообще фермеры не очень охотно идут на сотрудничество, но кто хотел, тот уже заключил с нами договор. Например, компания «Хангрупп» из Хабаровска за год работы с нами в 10 раз увеличила свой оборот.
Агрегатор — это трехсторонний проект, в нем есть участие правительства. Правительство, заметив инвестиционные перспективы, может помочь агроагрегатору с капитальным ремонтом овощехранилища, может субсидировать, многие из которых построены ещё в советские времена и уже не отвечают современным требованиям по температурным режимам, например.
Мы можем заказывать фермеру вырастить определенный сорт картошки или моркови, и нам это интересно, заказывать по сортам. У нас есть свой семенной фонд, и мы сотрудничаем с федеральным семенным фондом, и если фермеру нужно — мы запрашиваем там семена и фермеру их бесплатно предоставляем — это в рамках агроагрегатора. В рамках стратегического партнерства, которое рассчитано на взаимодействие с агроагрегатором на срок от трех лет – мы рассматриваем возможность инвестиций в строительство овощехранилища. «Пятёрочка» строит свой распределительный центр в Хабаровске, закончить планируем в конце 2025 года. Туда агрегатор сможет привозить свою продукцию, но у него должно быть хранилище, которое должно пройти наш аудит.
Самое главное, говорит Екатерина Гаврилова, настроить фермеров работать «в долгую» с торговой сетью, существовать в плановой экономике, ведь только так регион сможет выйти на самообеспеченность, например, овощами. Если торговая сеть выступит гарантом сбыта и полки производителю, в регионе могут появиться масштабные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, которые будут работать на крупные объемы.
— Это принципиально важный шаг, изменить парадигму отношений, — продолжает Гаврилова. — Будут появляться молодые фермеры, которым будет интересно работать, у которых есть и силы, и желание, которые будут видеть крупного партнера, который работает в прозрачных схемах, где всё можно отследить, всё фиксировано — это тоже очень важно. Конечно — быстрые деньги это хорошо, но если мы хотим прийти к рынку, к действительно полноценному рынку с местной продукцией, то нам надо работать в правовом законном прозрачном поле.
За последний год в России резко увеличилось присутствие китайского бизнеса. Количество компаний из КНР, зарегистрированных в РФ, возросло почти на 25%. При этом меняется характер бизнеса: торговлю товарами заменяет более углубленное сотрудничество в сфере инноваций, смарт-технологий, подготовки специалистов. Перспективы дальнейшего сотрудничества, проблемы его развития и пути решения этих вопросов обсудили участники сессии «Китайский бизнес в России: новые горизонты и преимущества локализации» на Восточном экономическом форуме.
«Цифра товарооборота России и Китая – это очередные рекорды. По итогам 2023 года он вырос на 23% – до 240 млрд. Но если смотреть на товарооборот за первое полгода 2024 года, то мы увидим немного другую картину – всего лишь 117 млрд и рост всего лишь на 2%. Поэтому мы должны понять, какой есть дополнительный потенциал для раскрытия сотрудничества и за счет чего можно вынести наши взаимоотношения на новый уровень», — рассказал первый заместитель председателя правления ПАО Сбербанк Александр Ведяхин.
По его словам, одним из инструментов решения этих вопросов может стать выход на электронные B2B площадки. Одну из них разработали в Китае, она позволяет представить свой бизнес иностранным предпринимателям, при этом там размещены как русские, так и китайские компании.
«Я уже почти 30 лет живу и работаю в России и за эти годы видел много положительных, интересных вещей и очень много отрицательных. Есть несколько проблем: языковой барьер, культурные отличия и самое главное – отсутствие доверия. Эти и другие факторы сдерживают развитие российско-китайской торговли. Я верю, что только с помощью современных инструментов возможно решить эти проблемы. Поэтому, чтобы любой предприниматель из России или Китая мог спокойно и удобно везти эффективный бизнес, умную торговлю мы создали нашу компанию. Я считаю, что нынешняя российская торговля находится во временах кнопочных телефонов, а нужно переходить к уровню смартфонов», — рассказал председатель совета директоров компании Qifa Сунь Тяньшу.
«Нужно чаще проводить такие экономические форумы как Восточный или Петербургский, причем не только в России, но и в Китае, чтобы китайские предприниматели узнали современную Россию и начали инвестировать в нее. Уже есть хорошая тенденция — все больше китайских компаний смотрят в сторону России. Нужно использовать этот шанс, активно выходить на китайский рынок, на промышленность, на региональные компании», — отметил Сунь Тяньшу.
Одним из основных торговых партнеров для Китая в России давно стал Приморский край. Как рассказал глава регионального Минэкономразвития Андрей Блохин, по итогам 2023 года товарооборот Приморья и Китая достиг 9 млрд долларов. В этом году ожидается показатель в 10 млрд долларов. Однако цифры могли быть еще больше, если бы не законодательные препоны.
«Еще в 2008 году президентом было принято решение о развитии Дальнего Востока. Прошло столько времени, а что изменилось? Если говорить про погранпереходы, которые должны были построить в 2012 году, то их до сих пор не построили. Дорог, как не было, так и нет, а это очень важная составляющая, чтобы мы перед нашими соседями выглядели лучше. Переход Краскино – Хуньчунь китайская сторона перестроила несколько раз и уже сделала пункт пропуска на 24 полосы. А у нас две или четыре полосы. Из-за этого постоянные очереди из грузовиков, товары не доставляются. Региональным властям по любым вопросам нужно обращаться в Москву. У наших соседей в Китае больше возможностей на региональном уровне решать такие вопросы. Поэтому, мне кажется, настало время дать регионам соответствующие полномочия, чтобы развивать межрегиональное и международное сотрудничество», — заявил зампред Заксобрания Приморского края Джамбулат Текиев.
Наблюдавшаяся в последние годы уверенная динамика роста товарооборота между соседними странами со II квартала сменила свой вектор. Совокупный объем продаж между РФ и Китаем за 7 месяцев достиг $136,6 млрд. Относительно показателя годовой давности он вырос незначительно – всего на 1,6%. Причем май и июнь характеризовались отрицательной динамикой, а июльский результат сравнялся по объему с прошлогодним значением. Для сравнения, рост товарооборота за январь-июль 2023 года к аналогичному периоду 2022-го составлял более 37%.
От роста к замедлению
За 7 месяцев 2024 года экспортные поставки из РФ в Китай к прошлогоднему уровню увеличились на 3,9%, до $75 млрд, а из КНР в Россию снизились на 1,1%, до $61,6 млрд. Хотя российский экспорт остается в положительной зоне, в помесячной динамике он сокращается с весны.
Ситуация в двусторонней торговле, прежде всего, объяснима проблемой осуществления денежных расчетов. «Бизнес оказался в непростой ситуации. Экспортер говорит, я хочу экспортировать, но из-за проблем с платежами, не готов входит в это», – рассказал вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер.
То же самое относится и к китайским поставщикам. Номенклатура экспортируемой в Россию продукции, которая попадает в санкционные списки, все расширяется. И хотя российский рынок для КНР очень интересен, все же он не приоритетный, чтобы оказаться под ударом вторичных санкций, рассуждает исполнительный директор ООО «Синорусс» Евгения Дмитриева. Китайские власти дали понять своим резидентам, что никого ограничивать в сотрудничестве с Россией не будут, как и заставлять. Просчитывать риски и нести ответственность за результат тем не менее предложено самим компаниям и инвесторам.
В то же время вопрос находится в большой зависимости от политики банковских структур. Открывать в Китае NRA-счета (счет физического или юридического лица-нерезидента – прим. ред.) россиянам становится все сложнее и дороже, свидетельствует председатель Русско-Азиатского делового совета Максим Кузнецов. «Причем даже те [китайские] банки, которые готовы открывать, их не открывают, потому что их осталось мало, они физически перегружены тем объемом, который у них есть», – констатирует эксперт.
Финансисты также боятся за нарушение санкционного режима попасть в SDN-лист, объясняет директор Центра по внешней торговле (при Минпромторге РФ) Константин Ким: «Это влечет за собой потерю зарубежных рынков, а во-вторых влечет за собой ограничение фондирования. Многие китайские предприятия, банки фондируются в евро, долларах. Зачастую акционеры этих предприятий являются американскими, европейскими гражданами и компаниями».
Банки вышли на тернистый путь
Очередное ужесточение комплаенс-процедур со стороны финансовых учреждений Китая произошло в середине лета. Даже небольшие региональные банки КНР, которые до того относительно нормально работали с российским бизнесом, стали все чаще отказывать в осуществлении расчетов. Уже к августу, уточнил Артур Леер, не менее 80% трансграничных платежей либо возвращались, либо просто не проходили.
Кроме того, появилось выражение «грязный юань», то есть валюта, заходящая в Китай со стороны России. Теперь банки КНР хотят быть уверены в отсутствии российского следа при проведении финансовых операций. «Здесь есть разные варианты, каким образом это скрыть, не показывать российское происхождение», – сказал Константин Ким.
Несмотря на сложности межбанковского взаимодействия, филиалы отечественных банков в Китае расширили свое присутствие. «Мы продолжаем открывать счета в ВТБ Шанхай. Сейчас немного спал тот ажиотаж, который был недавно, когда наблюдались огромные очереди. Спрос был настолько велик, что в 20 раз превышал наши ресурсы, – отметила руководитель службы поддержки и развития внешнеэкономической деятельности ВТБ Галина Олейникова. – Сейчас набрали китайских сотрудников, арендовали помещения, поэтому счета открываются в нормальном, спокойном режиме».
При этом платежи по территории Китая с филиалом российской организации идут без каких-либо задержек, заверила она. «Возникает у ряда [китайских] банков вопросы, но большая часть банков платежи принимает, и мы эти банки рекомендуем своим клиентам», – сказала Г. Олейникова.
Присутствует также региональная специфика. В некоторых регионах Китая схема с взаиморасчетами функционирует сравнительно стабильно, проинформировал Олег Петраш, заместитель генерального директора по развитию Heihe Huayun International Logistics (имеет офис в Благовещенске): платежи в/из РФ осуществляются.
«Если расчеты идут в юанях, и китайские импортеры покупают в России, здесь все гораздо легче. Платежи у них уходят и доходят до российских банков, но только в юанях», – уточнил он.
О. Петраш рекомендует взаимодействовать с небольшими банками и контрагентами из приграничных китайских провинций, сотрудничать с негосударственными компаниями, которые не столь опасаются вторичных санкций, а также, если речь касается топливно-энергетической сферы, работать с частными фирмами, получившими авторизацию у крупных холдингов.
Подкрепление для рубля и юаня
В последнее время много говорится о поиске альтернативных решений для финансового обеспечения торговых связей, правда этот процесс не скорый. Еще в 2022 году Ассоциация экспортеров и импортеров предлагала в рамках экспериментального правового режима дать бизнесу возможность осуществлять трансграничные платежи с применением криптовалюты. Нынешним летом соответствующий законопроект был одобрен Госдумой.
«Есть определенное движение, но участники ВЭД, которые используют криптовалюту, действуют на свой страх и риск, потому что нормативное регулирование цифровых финансовых активов у нас достаточно сырое, и правоприменительная практика может быть весьма разной», – комментирует Максим Кузнецов.
Пока реализовать данную возможность российские предприниматели могут с ограниченным кругом действия, добавляет Артур Леер. Проводить расчеты криптовалютой получится не везде, сложности возникнут с тем же Китаем, где она не сильно приветствуется. «Но нам нужно как-то этот механизм педалировать», – указывает представитель объединения экспортеров и импортеров.
Определенным выходом представляется широкое распространение клиринговых (безналичных) расчетов, бартерных схем. Правда, взаимозачет поставок на эквивалентные суммы может быть затруднен проблемой дисбаланса между экспортом и импортом, говорит Константин Ким. «Нужно обсуждать возможность осуществления клиринговых операций [по схеме] не страна – страна, а страна – группа стран», – резюмирует директор Центра по внешней торговле.
В качестве партнеров по бизнесу Максим Кузнецов рекомендует присмотреться к другим странам АТР, чьи банки более лояльны к взаиморасчетам с Россией, чем в Китае, например, к Индии, государствам АСЕАН. «Но каждый новый поставщик – это каждый раз риск. Всех азиатских поставщиков и контрагентов необходимо тщательно проверять и контролировать финансовые и юридические риски в текущих условиях», – предупреждает он.
В целом тенденция такова: закупки т.н. чувствительной продукции усложняются и требуют все большего творческого подхода, заключил эксперт.
Владивостокская таможня отмечает рост автомобильного импорта с момента введения санкций в августе 2023-го года — в июне количество машин, преимущественно ввозимых из Японии и Южной Кореи, достигло 25 тысяч. Почему несмотря на санкции автоимпорт активно растёт, выясняло EastRussia.
Автоблокада с Востока
За 1 полугодие 2024 года Владивостокская таможня оформила 118 тысяч автомобилей физических лиц для личного пользования. В июне количество ввозимых авто увеличилось и достигло 25 тысяч.
«Отмечается помесячный рост с момента введения автомобильных санкций (с августа). Для сравнения, в прошлом, в 2023 году, в июле был поставлен рекорд в 30 тысяч оформленных автомобилей», — сообщила агентству представитель таможни.
Последние годы автоимпорт из Восточной Азии находится под серьёзным давлением. В августе 2023 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами объёмом более 1,9 литра, гибридных машин и электрокаров. В декабре того же года к санкциям присоединилась Южная Корея, ограничившая вывоз в РФ автомобилей с моторами объёмом от 2 литров.
Серьёзным испытанием для импортёров стали ограничения, введённые российской стороной. В частности, повышение ставок утилизационного сбора в августе 2023-го года согласно постановлению правительства №1118. Однако несмотря на все эти барьеры статистика Владивостокской таможни уже приблизилась к досанкционным показателям прошлого года.
Для ограниченного бюджета
Среди причин участники рынка выделяют несколько факторов. Во-первых, сегодня у россиян практически нет вариантов приобрести бюджетный автомобиль, кроме как в странах Восточной Азии, поясняет директор компании Carwin Дмитрий Забора. Китайский автопром относится к другому ценовому сегменту, и новые машины в автосалонах стоят не меньше 2 млн рублей. Политика КНР препятствует вывозу из страны дешёвых подержанных автомобилей, а б/у рынок автопрома из Поднебесной ещё не сформировался в России. Таким образом, для тех, кто располагает суммой до 800 тыс. — 1,5 млн рублей, основные каналы поставок замкнулись на Японии и Южной Корее.
«Конечно, введение санкций ограничило выбор, но немало бюджетных моделей из Японии по-прежнему доступны. Кроме того, сегодня из Азии везут очень много машин европейских брендов», — рассказал Дмитрий Забора.
К примеру, большим спросом у российских покупателей пользуется Honda Stepwagon c двигателем объёмом 1,5 литра. Цены на такие машины 2015-2016 гг выпуска стартуют от 1,4 млн рублей. Популярны так же Honda Freed и Fit. Привезти из Японии автомобиль Honda Freed 2009 года выпуска можно за 800 тысяч рублей, а 2020-2021 гг - за 1,5-1,6 млн рублей. Honda Fit стоит от 850 тысяч рублей за модель 2013 года выпуска. Последнее четвёртое поколение 2020-2021 года обойдётся от 1,1 млн рублей. Из кросоверов лидируют Honda Vezel и мини-кросовер Toyota Raize стоимостью до 1,5-1,8 млн рублей.
Что касается европейских брендов, из Японии и Южной Кореи везут большое количество различных моделей от Volkswagen Passat B7 2012-2013 гг. до BMW 218i 2015-2017гг, которые с двигателем 1,5 турбо могут стоить порядка 1,1 млн рублей.
По словам импортёров, спрос на б/у автомобили из Восточной Азии растёт по всей России, включая её западную часть. Следуя этому тренду, некоторые салоны, которые раньше специализировались на новых автомобилях, стали продавать иномарки с пробегом.
Дорогами реэкспорта
И следующая причина, по которой Владивостокская таможня фиксирует прирост, это ограничения, введённые в отношении стран Таможенного союза (ЕАЭС), где перевозчики растаможивали автомобили, чтобы сэкономить на пошлинах. Такой оценкой делится автоэксперт, представитель одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко. Пониженные таможенные пошлины на территории Евразийского экономического союза создавали лазейку для импортёров, которые отправляли машины через Кыргызскую Республику, Беларусь и Казахстан. Но с 1 апреля 2024-го года вступил в силу новый порядок расчёта размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС, который фактически закладывает недоплаченные налоги и сборы в сумму утилизационного сбора. Соответственно, большой поток автоимпорта из Южной Кореи, ранее проходивший, в частности, через Киргизию, теперь напрямую отправляется в порт Владивосток.
«Правительство приняло корректировки к документу по утилизационному сбору — это заставило тех, кто «хитрил» и завозил машины в Россию через страны ЕАЭС, изменить логистику. Соответственно, Владивосток сразу стал основным портом, куда поступают автомобили из Республики Кореи, которые раньше в большинстве своём везли через Кыргызстан», — поясняет Денис Максименко.
Этой весной авторынок ощутил скачок спроса в преддверии нововведений, отмечает руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Сумотори-Авто» Павел Зайцев.
«Покупатели стремились реализовать отложенный спрос. На сегодня ситуация выровнялась, и я не могу сказать, что ограничения в отношении стран Таможенного союза стали большим потрясением для рынка», — комментирует он.
Примечательно, что по данным аналитического агентства «Автостат», заградительные меры серьёзно изменили статистику. Ещё в марте через Кыргызстан проходило порядка 20 процентов автоимпорта, в июне показатель сократился до 0,6 процента. Доля Казахстана составляет около 2 процентов, Республики Беларусь — 1,7 процента.
«Но на самом деле, не все страны выпали из этой схемы. Через Беларусь машины как везли, так и везут — автомобили поставляют из Эмиратов или Южной Кореи — на Западе России корейский автопром пользуется особо повышенным спросом. Кыргызстан под большим вопросом — сейчас импортёры ищут лазейки, пробуют схемы с оформлением машин на физических лиц, пробные партии проходят таможню. Однако уже возникли «нюансы» - в российской таможне запросили подтверждение стоимости автомобилей у киргизских таможенников», — рассказал один из брокеров.
Рынок в поисках «серых схем»
Импортёры ищут обходные пути. Причём сегодня появилась возможность завозить в Россию даже подсанкционные машины с объёмом двигателя более 1,9 литра.
«Перевозчики, брокеры нашли способы обходить запреты через третьи страны, которые не попали под санкционную политику. Например, сначала автомобиль ввозят в Малайзию, а потом отправляют в Россию. Стоимость привоза существенно выросла, но пока поставки стабильны», — сообщил один из перевозчиков.
Среди таких «третьих стран» — Китай, Монголия и Малайзия. Схема, по словам предпринимателей, рабочая – «вывез машину в другую страну, поменял получателя, а дальше вези в Россию, иногда даже пароход перегружать не надо». Однако многие импортёры относятся к ней настороженно.
«В первую очередь, надо понимать, что обход санкций — это уголовно наказуемо со всеми вытекающими последствиями. Да, отправка в Малайзию не запрещена, но если это отправка вначале в Малайзию с целью последующей отправки в Россию, то вы уже нарушаете японское законодательство. И давайте представим, что контролирующие органы заподозрили экспортера в обходе санкций. Они арестовывают на время груз в порту, идут в компанию, поднимают документацию, проверяют переписку с клиентами — в итоге приостанавливают работу компании, арестовывают счета и имущество», — комментирует Дмитрий Забора.
Та же Малайзия последние 10 лет покупала только траки в символических объёмах, и такое количество гибридов и автомобилей с двигателями от 1.9 литра может показаться подозрительным, отмечает он. Возникнет вопрос, откуда компания получила за них деньги.
«Кроме того, страна-посредник может запретить реэкспорт в Россию, как совсем недавно сделала Грузия. А ведь автомобили — это третий по величине экспортный товар Грузии в РФ», — комментирует Дмитрий Забора.
Однако другие источники агентства выражают мнение, что схема рабочая, и до сих пор «осечек не давала».
Что касается санкций против Мосбиржи, которые в июне наделали немало шума, на автоимпорте они никак не отразились, рассказывают предприниматели. Временно большая часть банков прекратили принимать валютные переводы в Японию или ставили завышенный курс (до 65 рублей за 100 иен), однако вскоре вернулись к обычному курсу 59 рублей за 100 иен.
Отметим, что в 2023 году Владивостокская таможня оформила 226 тысяч автомобилей для личного пользования. После введения автомобильных санкций в августе импорт рухнул до 8 тысяч машин. По всем прогнозам, в этом году статистика догонит досанкционные показатели.