Экономическое чудо Дальнего Востока должно опираться на развитие биотехнологий и биоинженерии, а также запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств уверены ученые ДВФУ и предлагают биоэкономическую модель для ряда регионов ДФО.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
Для хабаровского шеф-повара Ильи Кожевникова участие в Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 г. было уже третьим по счету. Но впервые на форуме он работал не как представитель команды поваров от Хабаровского края, а как шеф-повар по приглашению крупнейшей на Дальнем Востоке и одной из ведущих крабопромысловых компаний России «Русский краб». За 9 сентябрьских дней Илье Кожевникову в одиночку пришлось приготовить около 1000 порций разных блюд из рыбы и морепродуктов для первых лиц государства и региона!
Впервые на Восточный экономический форум Илью Кожевникова пригласили в 2016 г., когда мероприятие проводилось всего лишь во второй раз. Тогда при Комитете торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края была организована команда местных поваров, готовых во всей красе представить вкусные блюда из местных ингредиентов. В состав команды, кроме Ильи Кожевникова, вошли Алексей Шилов, Евгений Паластин и Федор Антипьев. В специально построенном павильоне «Улица Дальнего Востока» хабаровские повара вчетвером готовили для гостей форума.
Работать было непросто: традиции организации питания для высоких гостей на острове Русский только зарождались, по ходу решалось много организационных проблем, не была отлажена уборка мусора на кухне, даже руки перед готовкой мыли в простейших умывальниках! Но повара из всех дальневосточных регионов хотели удивить своими блюдами, работали «на износ», очень старались. Тогдашний губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт как мог поддерживал земляков-поваров.
– Мы тогда привезли из Троицкого 300 кг самой разной рыбы, – вспоминает Илья Кожевников. – В основном это были толстолобы, ленки, сазаны, хариусы. И кулинарной фишкой хабаровской команды было приготовление рыбы в шарабане.
Во второй раз Илья Кожевников отправился на ВЭФ в 2017 г. Команда была больше, да и павильон Хабаровского края выделялся немалыми размерами. Борьба блюд среди всех дальневосточных поваров была нешуточной, каждый павильон зазывал к себе гостей и старался поразить гастрономическими изысками.
Интересно, что высоких гостей на ВЭФ кормят только в первые 3 дня форума. Далее, после закрытия форума, на остров Русский разрешают приезжать всем желающим для ознакомления с представленными выставочными павильонами разных регионов. Но у поваров от этого работы только прибавляется, ведь за день через павильоны проходит более 1000 человек, и все желают попробовать что-то вкусненькое.
В 2023 г. у Ильи Кожевникова был совсем другой формат работы на Восточном экономическом форуме. Так как он был приглашенным шеф-поваром от компании «Русский краб», то работал на отдельной площадке, куда приезжали высокие гости после основных мероприятий.
Было очень непросто: начиная с заказа продуктов (а во Владивостоке традиционно перед ВЭФ пустеют продовольственные склады - всё отправляется на остров Русский) и заканчивая организацией гастрономического процесса в одиночку.
Рабочий день у Кожевникова начинался в 5 утра – надо приготовить 5 блюд на завтрак. Потом – заготовки для обеда: в ежедневном обеденном меню 3-4 блюда. Самому приходилось делать всё: и картофель чистить, и овощи нарезать, и зелень перебирать. А сколько труда требовала филигранная работа с морской рыбой и морепродуктами! Однажды буквально за 12 часов с момента вылова привезли с Сахалина свежего тунца весом 25 кг. И каждый день нон-стопом доставляли свежего гребешка, креветки, морских ежей, трепангов, камбалу, скумбрию, трубача.
– В первые дни у меня постоянно руки были порезанными! – говорит Илья Кожевников. – Зато сейчас закрытыми глазами могу разделать краба, в легкую делаю приморское коронным «трепангом-пятиминуткой», готов удивить талой из гребешка, а сами гребешки вскрываю за секунду. Мне было очень приятно, когда гости передавали слова благодарности за вкусные блюда. А некоторые даже удивлялись, почему я до сих пор работаю в Хабаровске и у меня до сих пор нет звезды Michelin?
Передача всех блюд гостям производилась через официантов. И, что удивительно, никаких специальных дегустаторов для проверки еды перед подачей высоким персонам не было! По мнению Ильи Кожевникова, тут свою роль сыграла тщательный предварительный отбор поваров. Проверку они прошли, сотрудники ФСО им доверяли и не беспокоились за качество конечного продукта на столах.
Напряженная работа на ВЭФ у Илья Кожевникова продолжалась 9 дней. Он в море-то впервые окунулся только после окончания всей работы. Но совершенно не жалеет: опыт приобретен огромный, уверенность в своих силах появилась еще большая, а, значит, можно смело браться и за новые амбициозные проекты!
В Дальневосточном ФО планируется создание новых газоперерабатывающих производств – в Амурской области и Приморском крае. Проблемный вопрос газификации дальневосточных регионов предполагается решать в том числе с помощью СПГ и создания необходимой инфраструктуры. На базе действующих месторождений газа Дальнего Востока также хотят создавать производства, ориентированные на внутреннее потребление.
В частности, АО «АЛРОСА-Газ» рассчитывает построить установку комплексной подготовки газа (УКПГ) на Среднеботуобинском нефтегазоконденсатном месторождении в Якутии (Мирнинский район). В проект предполагается инвестировать более 18 млрд рублей, в том числе 10 млрд рублей составляет стоимость самой установки, 8,6 млрд рублей – модернизации газодобывающих мощностей. Строительство предполагается начать в 2024 г. Установка требуется для газоснабжения будущей Новоленской ТЭС «Интер РАО» (мощность – 550 МВт) в Ленском районе, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2028 г.
УКПГ с ТЭС должен связать газопровод протяженностью 200 км. На Новоленскую ТЭС будет поставляться газ в объеме 800-1000 млн куб. м в год, что в пять раз превысит объем поставок, осуществляемых «АЛРОСА-Газ» потребителям в настоящее время. ТЭС будет в том числе снабжать электроэнергией крупные промышленные предприятия – Ковыктинское газоконденсатное месторождение «Газпрома», Иркутский завод полимеров ООО «Иркутская нефтяная компания», месторождение золота Сухой Лог ПАО «Полюс», а также Восточный полигон ОАО «РЖД».
Между тем «Газпром гелий сервис» в сентябре запустил первый в Амурской области (Свободненский район) объект автономной газификации – малотоннажный комплекс по сжижению природного газа (КСПГ). Его производительность составляет 1,5 тонны СПГ в час (12,6 тыс. тонн в год).
Сжиженный природный газ планируется доставлять в специальных криогенных автоцистернах на тягачах на площадку системы приема, хранения и регазификации и в дальнейшем направлять на газовую котельную в микрорайоне Амурсельмаш в Белогорске. Газовая котельная призвана заменить действующую мазутную котельную, которая обеспечивает теплом и горячей водой 37 многоквартирных домов, два детских сада, школу и дом культуры. С помощью СПГ в районе предполагается организовать заправку собственного транспорта «Газпром гелий сервис» и техники Амурского ГПЗ. СПГ также планируется поставлять на космодром «Восточный» для газификации его объектов.
В Белогорске ведется строительство системы приема, хранения и регазификации (СПХР), где будет осуществляться подготовка газа с комплекса СПГ для использования на первой газовой котельной Амурсельмаша.
После оценки эффективности работы котельной в Белогорске, областное правительство рассчитывает рассмотреть возможности перевода на СПГ других котельных региона. В связи с этим при создании КСПГ предусмотрена возможность в два раза нарастить производительность комплекса – до 3 тонн в час (25,2 тыс. тонн в год).
Аналогичный проект также предполагается реализовать в Приморском крае в ТОР «Надеждинская», но с большей производительной мощностью – 7 тонн СПГ в час. С помощью КСПГ планируется автономно газифицировать социально значимые объекты, использовать газ в качестве моторного топлива для магистрального, муниципального транспорта и специальной техники.
Также в сентябре компания «Газпром СПГ Технологии» представила свой проект по созданию в Свободненском районе еще одного комплекса по сжижению природного газа и инфраструктуры для заправок СПГ с целью перевода транспорта на газ к концу 2025 г. Малотоннажный комплекс будет производить до 5 тонн в час и более 40 тыс. тонн в год. В проект предполагается инвестировать не менее 4 млрд рублей. Таким образом, с учетом двух производств в регионе будет выпускаться порядка 52 тыс. тонн СПГ в год.
В сфере производства гелия в сентябре подписано трехстороннее соглашение между КРДВ, правительством Якутии и ООО «ДББ» о строительстве комплекса по производству гелия на базе Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения (АО «АЛРОСА-Газ») в Мирнинском районе. Мощность установки должна составить 4 млн куб. м в год. Начало производства намечено на 2025 г., а выход на производственные мощности запланирован на 2028 г. Проект должен быть реализован в рамках ТОР «Якутия».
Напомним, что в 2021 г. более крупное производство гелия началось на Амурском газоперерабатывающем заводе «Газпрома» (первая гелиевая установка мощностью 20 млн тонн в год). Проектная мощность ГПЗ по гелию составляет 60 млн куб. м в год (после запуска всех трех предусмотренных проектом установок). На данный показатель предприятие должно выйти в 2025 г. (в настоящее время работают две установки по производству гелия, вторая была введена в текущем году).
Все еще обсуждается вопрос реализации сложного проекта по газификации Камчатского края. Газификация региона силами «Газпрома» предусмотрена в утвержденной правительством в августе дорожной карте газификации Камчатки до 2025 г.
Правительство поручило «Газпрому» до конца первого квартала 2024 г. заключить договор о поставках в Камчатский край сжиженного природного газа с проекта «Сахалин-2» (акционеры – «Газпром», японские компании Mitsui и Mitsubishi, продолжается процесс вхождения в проект «НОВАТЭКа»).
Потребности Камчатки в газе оцениваются в 1 млрд куб. м в год. В самом регионе отсутствует необходимая для такого объема ресурсная база (действуют небольших два месторождения). При этом регулируемые тарифы делают поставки в регион СПГ убыточными. По этой причине «Газпром» и «НОВАТЭК» долго не соглашались обеспечивать Камчатку газом, мотивируя это дефицитом свободных объемов.
В частности, «НОВАТЭК» в качестве условия для выделения необходимых объемов газа называл обеспечение новой сырьевой базой, претендуя на Тамбейское месторождение на Ямале и долю в проекте «Сахалин-2» британско-нидерландской компании Shell. Глава компании Л.Михельсон при наличии дополнительной ресурсной базы оценивал возможность поставки газа на Камчатку в 400-500 млн куб. м по регулируемой цене. Тем не менее компания не добилась желаемого.
Согласно «дорожной карте», Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС и «Газпром» до конца текущего года должны определить источники финансирования для компенсации разницы между экономически обоснованной ценой на СПГ, его транспортировки и газификации и регулируемой оптовой ценой, устанавливаемой ФАС. В первом квартале 2024 г. предстоит изменить ряд положений государственного регулирования оптовых цен на СПГ для нужд всех потребителей края, а до третьего квартала 2025 г. следует определить оптовую цену на регазифицированный СПГ для края.
На сегодняшний день оптовая цена на газ в Петропавловске-Камчатском установлена на уровне 7,3 тыс. рублей за 1 тыс. куб. м. С июля 2024 г. она будет индексирована на 8%. Рыночная цена регазифицированного СПГ (при текущих ценах на СПГ в Северо-Восточной Азии ) будет превышать 30 тыс. рублей за 1 тыс. куб. м. Межтарифная разница составит порядка 11 млрд рублей в год при объеме поставок в 0,5 млрд куб. м.
Стоит напомнить, что «НОВАТЭК» ранее частично взял на себя обязательство по созданию на Камчатке приемной инфраструктуры для СПГ. Компания должна во втором-третьем квартале 2025 г. построить морскую часть комплекса приема СПГ в бухте Раковая Авачинской губы. Комплекс включает плавучую регазификационную установку, причальные сооружения и челночные суда-газовозы.
Из федерального бюджета на создание приемной инфраструктуры, согласно распоряжению правительства, направят 12 млрд рублей. Построенные объекты береговой инфраструктуры затем предполагается выкупить у «НОВАТЭКа» и передать «Газпрому» - единому оператору газификации по концессионному соглашению. «НОВАТЭК» оценивает строительство регазификационной установки в 12,5 млрд рублей, а строительство челноков-газовозов – в 16,2 млрд рублей.
Одновременно «НОВАТЭК» строит в регионе СПГ-терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) для перевалки экспортного СПГ с арктических газовозов на обычные суда. В начале текущего года в компании заявляли о планах ввести терминал до конца года. В июле на Камчатку было доставлено из Южной Кореи плавучее хранилище СПГ для перегрузки СПГ на экспортные суда.
Из собственных камчатских запасов на территории региона ведется разработка двух месторождений – Кшукского и Нижне-Квакчикского (Соболевский район). Их отработку осуществляет ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Следует отметить, что попытки запустить добычу на них предпринимались еще в 90-е гг. прошлого века, но были приостановлены из-за недостатка финансирования. К проекту вернулись в 2007 г. (уже с участием «Газпрома»), добыча ведется с 2010 г. Газ направляется камчатским ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, газовой котельной в Петропавловске-Камчатском. Ежегодный объем добычи составляет порядка 400 млн куб м газа и 14 тыс. тонн конденсата. Уровень газификации Камчатского края на сегодняшний день не превышает 60%.
Что касается планов газификации в других регионах, то вице-премьер А.Новак в июле поручил Минэнерго внести в правительство дорожную карту мероприятий по газификации Северобайкальска в Бурятии с учетом планов по строительству завода по производству СПГ в Усть-Куте Иркутской области, а также обеспечения транспортировки СПГ из Усть-Кута («Иркутская нефтяная компания») в Северобайкальск автомобильным и железнодорожным транспортом, определения источников финансирования мероприятий по газификации комплекса теплоснабжения города. При этом ИНК пока только изучает возможность реализации СПГ-проекта. Предполагаемые объемы переработки – до 250 млн куб. м метана в год.
В рамках реализации проекта газификации Северобайкальска запланировано строительство двух газовых котельных вместо угольных, сооружение системы приема, хранения и регазификации газа, а также сетей газораспределения и проведение капитального ремонта сетей тепловодоснабжения города.
Перспективное газопотребление Улан-Удэ оценивается в 1,48 млрд куб. м в год. «Газпром» планирует строительство газопровода-отвода от погранперехода Наушки до Улан-Удэ и далее до Читы общей протяженностью 700 км (250 км до Улан-Удэ) в рамках планируемого экспортного газопровода «Сила Сибири-2». А.Новак поручил «Газпрому» разработать план-график газификации Бурятии до 2032 г., в том числе с учетом возможности перевода объектов по производству электрической энергии на природный газ. Летом текущего года «Газпром» представил предварительно согласованную схему газификации Бурятии, в которую вошло 572 населенных пункта (в 21 районе).
В Забайкальском крае единый оператор газоснабжения региона – «Газпром» – ведет корректировку генеральной схемы газоснабжения и газификации края до 2032 г. с определением перспектив развития и источников газоснабжения, в том числе способов перевода на газ объектов электроснабжения. В Чите в рамках федерального проекта «Чистый воздух» с конца 2024 г. за счет средств федерального бюджета планируется газифицировать 13 193 домовладения. Перспективное газопотребление Читы оценивается в 736 млн куб. м в год в первый год поставки и далее должно вырасти до 1,3 млрд куб. м в год (с десятого года поставки).
На Сахалине в 2023-24 гг. предполагается построить три газораспределительные станции (ГРС) для газификации Поронайского, Макаровского и Смирныховского районов. В частности, до конца текущего года должно завершиться строительство ГРС «Леонидово» и «Макаров». В 2024 г. должна быть построена ГРС «Победино». За счет СПГ планируется газифицировать районы на западном побережье острова – Невельский, Холмский и Томаринский (в силу их удаленности от газопровода проекта «Сахалин-2»). Завершение газификации Сахалинской области намечено на конец 2025 г. На сегодняшний день уровень газификации региона составляет 57%.
В сфере угледобычи рост добычи угля продолжается в Чукотском АО. По итогам января-июля результат составил 962,7 тыс. тонн, на 16% превысив показатель за аналогичный период прошлого года. ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal) на месторождении Фандюшкинское поле получило за отчетный период 874,2 тыс. тонн каменного угля, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Тем временем ОАО «Шахта Угольная» на Анадырском буроугольном месторождении произвело 88,5 тыс. тонн бурого угля, что в три раза больше, чем в январе-июле прошлого года.
В Якутии в текущем году планируется отправить на экспорт 26 млн тонн угля. В первом квартале текущего года отгрузка якутского угля на экспорт составила 6,1 млн тонн, из которых 4,4 млн тонн пришлось на Эльгинское месторождение ООО «Эльгауголь» («ЭЛСИ»). Тем не менее по итогам первого полугодия зафиксировано сокращение экспортных отгрузок угля из Якутии по железной дороге – на 0,8% по отношению к первому полугодию 2022 г., до 12,6 млн тонн. При этом в августе в «ЭЛСИ» отчитались о строительстве 200 км Тихоокеанской железной дороги, предназначенной для перевозки эльгинского угля в строящийся порт «Эльга» в Хабаровском крае, откуда он будет направляться на экспорт. Общая протяженность железной дороги составит 500 км, ввод в эксплуатацию намечен на 2026 г.
На Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» О.Мисевры завершает в Углегорском районе строительство угольного конвейера протяженностью 23 км для транспортировки угля с Солнцевского разреза до морского порта Шахтерск, откуда уголь будет отправляться на экспорт. С помощью конвейера предполагается снизить нагрузку на дороги общего пользования и сократить негативное влияние на атмосферу (монтаж ведется с конца 2020 г.). Строительная готовность конвейера ожидается 1 ноября текущего года, после чего начнутся пусконаладочные работы. Плановая строительная готовность складов порта и угольного разреза ожидается к 1 декабря. Полный запуск должен состояться в третьем квартале 2024 г.
В августе была сдана в эксплуатацию вторая подстанция «Майская» для снабжения магистрального угольного конвейера. Подстанция расположена вблизи угольного терминала, на ней установлены два трансформатора по 16 МВА. Ранее в эксплуатацию была запущена первая подстанция для снабжения объекта – «Конвейерная-1». Производственный план угольного морского порта Шахтерск на 2023 г. предусматривает отгрузку угля в объеме 14,1 млн тонн (в 2022 г. – 11,04 млн тонн).
Следует отметить, что добычей угля на Сахалине рассчитывает заняться еще один инвестор – АО «Крокус» (входит в девелоперскую Crocus Group А.Агаларова) планирует приступить к геологоразведочным работам на небольшом участке «Юбилейный» Константиновского буроугольного месторождения (Углегорский район). Лицензию на разработку месторождения компания получила в текущем году, предложив за участок 29,767 млн рублей. Балансовые запасы месторождения (по категории C2) составляют 53,749 млн тонн, прогнозные ресурсы для открытых работ – 8 млн тонн (по категории Р2).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.