Экономическое чудо Дальнего Востока должно опираться на развитие биотехнологий и биоинженерии, а также запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств уверены ученые ДВФУ и предлагают биоэкономическую модель для ряда регионов ДФО.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В российской экономике происходят интересные процессы. С одной стороны, очевидно уже, что по результатам 2023 года будет хороший рост, который никто не прогнозировал. В начале года МВФ осторожно показал рост около 1%, затем прогноз увеличился до 2%. Далее Президент сказал, что экономика России вырастет больше, чем на 2%. На региональном уровне и, в частности, на Дальнем Востоке наблюдаются аналогичные тенденции.
Возникает естественный вопрос на сколько эти тенденции зависят от инвестиций, макроэкономических условий, курса национальной валюты, конъюнктуры рынков, геополитики и других экстерналий.
Ответ одновременно и сложен, и прост: в целом развитие экономики зависит от существующих и проявляющихся экономических закономерностей и учета их в проводимой экономической политике.
Если говорить о возможностях роста, то, конечно, они есть и существенно больше даже чем 4%. По состоянию наших производственных мощностей экономика может расти с темпом 10% в год. И если бы в стране и на Дальнем Востоке было бы обеспечено кредитование импортозамещения, то многим компаниям не пришлось заниматься поиском денег, а можно было бы заняться производством собственной продукции, т.к. потенциал импортозамещения огромен.
На новом этапе развития дальневосточной части Российской Федерации сделан только первый шаг. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[1] определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов[2], государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
Реализации новой государственной политики по развитию наукоемкого и высокотехнологического сектора экономики в Дальневосточном Федеральном округе препятствуют сложившийся ресурсный характер экономики Дальнего Востока и дефицит дешевых кредитов, необходимых для инвестиций. Для развития экономики Дальнего Востока нужны инвестиции, а для инвестиций нужны кредиты. Импортозамещение, инновации и технологический суверенитет – все это невозможно без целенаправленной, ориентированной на инвестиции в производственный сектор, новые технологии и расширение выпуска продукции денежно-кредитной политики.
Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) ДФО составил в 2019 г. 5971,5 млрд. руб.[3] Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» - 1 582,4 млрд. руб., «Транспортировка и хранение» - 794,2 млрд. руб.; «Оптовая и розничная торговля» - 656,9 млрд. руб.; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 519,5 млрд. руб.; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» - 412 млрд. руб., которые в совокупности составляют более 66% ВРП макрорегиона.
При отсутствии мер по частичной реструктуризации экономики ДФО на период до 2030 г. ожидаемые темпы реального роста ВРП не превысят 1,6% несмотря на ожидаемую высокую инвестиционную активность.
Моделирование также показывает, что совокупный рост объемов экономики макрорегиона, например, в 3,5 раза к 2035 г. может быть обеспечен 5% ежегодным приростом выручки в секторе «Транспортировка и хранение». А вот сектору добывающей промышленности для того, чтобы добиться аналогичного роста экономики макрорегиона, надо ежегодно наращивать свои объемы на 10%, а строительству на 17%.
Чтобы обеспечить прорывное развитие Дальнего Востока необходима экономическая модель, основанная не на использовании экстенсивных факторов роста и сложившейся за десятилетия структуры, а на новых отраслях экономики, обладающими значительным мультипликативным эффектом.
Государство должно указать бизнесу в каких новых секторах развития экономики оно заинтересовано и обеспечить соответствующую КДП, поддерживающую это развитие[4].
Одним из таких направлений может стать новая биоэкономическая модель. Основная часть сектора сельского хозяйства ДФО размещается в Амурской области и Приморском крае. В этих регионах сосредоточено около 57% выпуска всей сельскохозяйственной продукции и 40% рыбохозяйственной деятельности. Причем почти вся высокотехнологическая, используемая при производстве продуктов растениеводства, продукция до последнего времени импортировалась и только в последние годы благодаря группе дальневосточных компаний, а также ДВФУ, ДальГАУ и ДВО РАН, стала меняться в лучшую сторону. Поэтому естественным является разработка экономической модели, на основе которой может быть создана новая отрасль дальневосточной экономики, включающая: развитие биотехнологий и биоинженерии; запуск наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств; старт глубокой биотехнологической переработки возобновляемых дальневосточных ресурсов (кукурузы и сои) всех технологических уровней. Такой отраслью может стать «Биоэкономика», которая создается с целью получения импортозамещающей биотехнологической продукции, востребованной на мировых рынках (кормовых витаминов, защищённых аминокислот, пробиотиков, антибиотиков, кормовых белков и продуктов) и разработки на их основе кормовой базы России для развития сельского хозяйства (растениеводства, птицеводства, животноводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности.
На ее основе может быть разработана новая биоэкономическая модель экономики Дальнего Востока, но она может создаваться не в любом регионе ДФО. Для ее реализации область или/и край должны обладать рядом существенных преимуществ: соответствующих географических условий (положительной среднегодовой температурой, наличием необходимых земельных и водных ресурсов, наличием инфраструктуры), приграничным положением, кадровым, ресурсным и финансовым потенциалом. Такими факторами на Дальнем Востоке обладают регионы: Приморский край и Амурская область.
Биоэкономическая модель (цикл) считается эффективной, когда богатства, созданные в процессе освоения природных ресурсов, превышают обязательства, возникшие в связи с их изъятием[5].
Новая биоэкономическая модель развития экономики ДФО станет эффективной, если будет работать не с изымаемыми, а порождаемыми на микроуровнях и возобновляемыми природными ресурсами, используя при этом зеленые и голубые технологии биоэкономики. Национальные богатства, созданные на территории российского Дальнего Востока, с помощью такой модели будут значительно превышать обязательства, возникшие при изъятии природных ресурсов по старой модели.
Содержанием новой отрасли «Биоэкономики» является усиление продовольственной безопасности и снижение импортозависимости кормовой базы России за счёт создания и запуска наукоёмких высокотехнологичных ресурсосберегающих и экологически безопасных производств импортозамещающей биотехнологической продукции (кормовых витаминов, защищённых кормовых аминокислот, антибиотиков, пробиотиков, кормовых белков и продуктов), являющейся продукцией высшего технологического передела возобновляемых дальневосточных сельскохозяйственных ресурсов (кукурузы и сои) для развития сельского хозяйства растениеводства, птицеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства, аквакультуры), пищевой и фармакологической промышленности, ориентированных на внутренний рынок и завоевание соответствующих сегментов рынка АТР.
А.Л. Абрамов
Научный руководитель
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ, к.т.н., профессор
Н.Н. Матвиенко
Заведующий лабораторией
Центра математических методов
народнохозяйственного прогнозирования и программирования
ПИШ ИББиПС и ИМКТ ДВФУ
[1] Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. №2464-р
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»
[4] Абрамов А. Л., Матвиенко Н. Н. Человеческий капитал в системе национального богатства // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2(103). С. 43–55
[5] Абрамов А.Л., Матвиенко Н.Н., Осипов П.Е. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока: задачи кризисного периода и эколого-экономический подход (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 50–65.
В Улан-Удэ прошло открытое совещание «Наша Бурятия». В первом его блоке руководители министерств и других государственных ведомств подвели итоги и обсудили актуальные вопросы развития республики. Во второй части представители власти вместе с экспертами, отраслевиками и бизнес-сообществом представили свои идеи и проекты, которые в будущем могут послужить улучшению качества жизни населения и дадут новый импульс экономике региона.
Ранее подобное масштабное мероприятие проходило единожды – в феврале 2020 года, участие в нем приняли около двух тысяч человек. Тогда по итогам открытого совещания было сформировано и обозначено почти 1100 идей по 12 направлениям стратегических сессий: «Общественные инициативы», «Образование - новые возможности», «Здоровая Бурятия», «Мой бизнес - ресурсы для развития», «АПК: новые решения», «Индустрия туризма», «Повышение рождаемости и поддержка семей с детьми», «Молодость. Спорт». «Бурятия - культурный центр российского Востока», «Экология», «Развитие инфраструктуры для комфортной жизни» и «Цифровая экономика».
За четыре года реализовано полностью, частично реализовано и находятся на стадии воплощения 803 проектные идеи (624 – реализовано, 179 – на стадии реализации). «Когда в прошлый раз, 5 лет назад, мы такое же мероприятие делали, мы тоже, когда собрали все предложения, даже представить не могли, сколько мы сможем в итоге сделать. Нас пугали масштабы, пугали объемы необходимого финансирования, пугала трудность задач, но большую часть этих вопросов мы решили. Поэтому и сейчас, имея этот опыт, мы уверены, что также большую часть того, что люди предлагают, мы за этот период решим», — отметил глава Бурятии Алексей Цыденов
В этот раз на втором открытом совещании разбирались следующие темы: подведение итогов реализации национальных проектов, представление новых инициатив, обсуждение стратегических направлений развития Бурятии.
По словам зампреда правительства – министра экономики Бурятии Екатерины Кочетовой, за шесть лет объем собственных доходов Бурятии вырос на 66%.
— Инструменты, применяемые правительством Бурятии, не только способствовали притоку инвестиций — за шесть лет их объем вырос в два раза, но и позволили нарастить доходы бюджета, — отметила министр.
Как сообщает пресс-служба правительства Бурятии, действующий специальный режим территорий опережающего развития дает инвесторам широкий ряд льгот и преференций: пониженные ставки по налогу на прибыль или полностью нулевая ставка, освобождение от налога на имущество. В цифрах – это более 4 млрд рублей налоговых льгот, из которых 732 млн уже фактически предоставлены.
В 11 районах республики и Улан-Удэ созданы специальные зоны с налоговыми льготами и поддержкой для бизнеса — территории опережающего развития «Бурятия». На этих площадках работают 22 резидента, готовые вложить в новые предприятия более 52 млрд рублей и трудоустроить 2 400 человек. Сегодня уже создано 642 рабочих места и вложено почти 7 млрд инвестиций. На ближайшие три года планируется 14 новых проектов с инвестициями свыше 35 млрд рублей. Это позволит создать еще пять тысяч рабочих мест, подмечает Екатерина Кочетова.
За 2024 год доходы консолидированного бюджета составили 123,5 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2019 года. Об этом в рамках совещания сообщил зампред правительства Бурятии Всеволод Мухин. По его словам, значительно возросла и финансовая поддержка из федерального бюджета, благодаря реализации нацпроектов и вхождению республики в состав Дальневосточного федерального округа. Объем инвестиций возрос с 43 млрд в 2019 году до 61,8 млрд рублей в 2024 году.
В сфере агропромышленного комплекса поддержка со стороны государства растет ежегодно. Как сообщил министр сельского хозяйства Бурятии Амгалан Дармаев, за шесть лет на развитие фермерства в республике направлено 5,5 млрд рублей. С 2024 года поддержка увеличилась на 42,8% и составила 1 млрд 23 млн рублей.
«Столько в ключевую отрасль Бурятии не вкладывалось никогда» — отметил Амгалан Дармаев.
Вливание федеральных денег внушительно повлияло на увеличение посевных площадей — на 12,3 тысяч гектаров. Для их обслуживания приобретено почти 1400 единиц техники и оборудования, треть суммы затрат на которое возместило государство. Впрочем, не только средства и техника, но и благоприятные погодные условия дали свои плоды. Так, достигнуты рекордные урожаи по зерновым культурам, картофелю и овощам.
Объем отгруженной продукции полезных ископаемых увеличился в 2,6 раза, а налоговые поступления выросли в два раза, достигнув 7,2 млрд рублей за последние шесть лет, сообщил в своем докладе зампред правительства Бурятии Иван Альхеев.
— Это позволило не только модернизировать существующие производства, но и запустить новые проекты. Благодаря грамотной инвестиционной политике и поддержке государства добывающая отрасль продолжит оставаться локомотивом экономического роста, создавая новые рабочие места и улучшая качество жизни в регионе, — подчеркнул зампред.
Об успехах социальной сферы за последние шесть лет в республике отчиталась зампред правительства — министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова. Так, с 2019 по 2024 годы на демографическое развитие направлено 80 млрд рублей, из них на выплаты семьям при рождении детей направлено 14,7 млрд.
— Более 8 тысяч человек смогли повысить доход, благодаря программе социального контракта. Мы — одни из лидеров в Дальневосточном федеральном округе по количеству многодетных семей. В соответствии с указом главы Бурятии реализуются такие меры поддержки как организация бесплатного питания в школах, бесплатный проезд и обеспечение лекарствами, — сообщила Евгения Лудупова.
К слову, глава Бурятии Алексей Цыденов свою программную речь посвятил улучшению демографической ситуации в республике. Исходя из его слов, для правительства Бурятии данное направление стало приоритетным:
«Сегодня стоит вопрос сохранения нас как народа. Еще несколько лет назад коэффициент рождаемости был выше 2,3, каждая женщина рожала двух и более детей. Минимальный уровень для сохранения народа — это 2,3. Сейчас в Бурятии коэффициент рождаемости 1,6. С каждым следующим годом нас становится меньше, а нас должно быть много. Бабушки, дедушки тоже не должны отходить в сторону, как и наши бабушки, дедушки растить своих внуков, помогать своим молодым, быть одной большой семьей. Мы как народ должны быть! Экономика, стройки, больницы, все что угодно — это все для того, чтобы нас было больше»
По словам Евгении Лудуповой, на территории республики построено 37 новых современных школ и 46 детских садов; капитально отремонтировано 150 школ и 18 детсадов. Построено 239 спортивных объектов. Отремонтировано и создано 178 учреждений культуры, среди которых 93 сельских дома культуры, 14 детских школ искусств.
Кроме того, построено 8 поликлиник, 61 ФАП, 21 врачебная амбулатория. Также приобретено 448 машин скорой помощи и санитарного транспорта, которые отправились во все районы Бурятии.
За последние шесть лет общее количество преступлений в Бурятии снизилось на 13%. На 38 % уменьшилась преступность среди несовершеннолетних, на 23 % сократилась рецидивная преступность, заявил зампред правительства Бурятии Вячеслав Сухоруков.
Наиболее эффективной мерой по снижению различных видов преступлений, чиновник отметил внедрение АПК «Безопасный город».
«Сегодня более 900 камер видеонаблюдения объединены в единую систему, доступную правоохранительным органам. Постоянно увеличивается число устройств, оснащенных элементами искусственного интеллекта, способными распознавать и идентифицировать лица. Система успешно предотвращает правонарушения и помогает оперативно раскрывать преступления»
По словам Сухорукова, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 2020 года снизилось почти на 40 %. С марта 2024 года введены ограничения на продажу алкоголя в жилых домах, что затронуло более 440 магазинов (около 17 %). Большинство предпринимателей своевременно выполнили требования закона.
Новый антиалкогольный закон в Бурятии начал действовать с 1 марта. На территории республики теперь запрещена розничная продажа алкоголя в нежилых помещениях многоквартирных домов. Уставной капитал розничных магазинов для получения лицензии на алкогольную продукцию повысился с 60 000 рублей до 300 000 рублей. Также поменялось время продажи спиртного: запрет действовал с 21:00 до 09:00, а сейчас - с 20:00 до 11:00. Нарушение закона карается существенными административными штрафами. В связи с этим многие алкогольные маркеты прикрыли свою деятельность, сдавая свои помещения в аренду.
При этом в республике нарастает проблема с IT-преступлениями. В 2024 году зарегистрировано свыше шести тысяч случаев телефонного мошенничества, когда в 2020 году показатель был вдвое меньше.
«Сумма похищенных средств за прошлый год вызывает тревогу – это 673,24 млн рублей. Менее четверти этих преступлений совершается на территории России. Большинство мошенников действуют дистанционно, преимущественно с территории Украины и других государств, что делает проведение следственно-оперативной работы практически невозможным», — подчеркнул Вячеслав Сухоруков
Региональные правоохранительные органы ведут постоянную работу по противодействию телефонному мошенничеству. За январь-февраль прошлого года мошенники похитили у жителей республики 95 млн рублей, а за аналогичный период этого года – 55 млн рублей. Снижение составило более 40 %.
Итоги развития строительной, дорожной и транспортной отрасли республики за последние шесть лет привел зампред правительства Евгений Луковников. За отведенный период сдано более 200 соцобъектов: школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта. Все это было возведено благодаря нацпроектам «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Культура».
Введено в эксплуатацию свыше 2000 квадратных метров жилья, из них более 567 тысяч квадратных метров сдано в многоквартирных домах. Новое жилье построено не только в Улан-Удэ, но и в районах республики.
По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Бурятии отремонтировали и построили более 2,1 тысяч км дорог и 117 мостов. На обновление дорожной сети направили 90,6 млрд рублей.
Несмотря на все рекорды, насущные проблемы все же есть. В их числе многострадальное строительство третьего моста через реку Уда в Улан-Удэ. Его начали строить весной 2020 года. По изначальному плану работы должны были завершить в 2024-м. Однако сроки не раз переносили. Стоит отметить, что транспортный переход через реку Уда включает в себя не только мост, но и надземный пешеходный переход, тоннель под железной дорогой и две развязки. Общая протяженность моста — более четырех километров. Стоимость объекта составила – 7,5 млрд рублей.
Евгений Луковников пообещал, что долгожданный объект будет готов в 2027 году.
«С 2019 года по настоящее время нам ежегодно бросали вызовы. Сегодняшняя ситуация не позволила полностью профинансировать данный объект в установленные сроки. Поэтому лимиты основного финансирования сдвинуты до 2027 года. Мы планируем закончить работы в 2027 году. Мост будет построен – это наша обязанность и показатель, который мы должны достичь»
В открытом совещании «Наша Бурятия» приняло участие около 2400 человек, сформировано свыше 1000 идей на стратегических сессиях по 15 направлениям. Все они были связаны со строительством дорог, мостов, развития опорных населенных пунктов, ЖКХ, туризм, образования и т.д. В ближайшее время правительство Бурятии начнет работу с поступившими предложениями.
Глава Бурятии Алексей Цыденов в программной речи рассказал о дальнейших планах развития республики. Главная задача правительства — реализация мастер-плана по реновации исторической центральной части Улан-Удэ.
В текущем году в Улан-Удэ по мастер-плану начнут строить жилой комплекс из 15 корпусов высотой от 5 до 16 этажей. Новые жилые дома появятся на месте ветхих зданий. После реализации проекта жилая площадь увеличится почти до 200 тысяч квадратных метров. При этом объекты культурного наследия сносить не будут.
Всего в мастер-план Улан-Удэ предусмотрено 42 мероприятия. Помимо масштабной застройки в центре города возведут театр песни и танца «Байкал», национальный музей, школу на 760 обучающихся, межвузовский кампус. В изменения также включат общее благоустройство территории, развитие транспорта, переход на электроотопление и глобальная замена коммунальных сетей.
«В рамках мастер-плана, утвержденного президентом России, мы сделаем наш город, нашу республику лучше. Президент не просто утвердил, а приехал сюда к нам и утвердил то, каким наш город будет в ближайшие шесть лет. Наши задачи — развитие общественного транспорта, решение транспортных вопросов. Мы строим путепроводы, увеличили количество автобусов, трамваев. Делаем город красивым. Сносим старое жилье и строим новое современное. Строим национальный музей и театр «Байкал». Делаем кампус мирового уровня для нашей молодежи, чтобы они жили здесь, чтобы они видели свое будущее здесь. Чтобы они были счастливыми здесь, у себя дома, и чтобы они здесь рожали детей, и чтобы нас становилось больше».
На европейском рынке угля продолжилось укрепление индексов выше 98 долл./т. Поддержку ценам оказал рост газовых котировок на фоне геополитической неопределенности, а также сокращение запасов на складах ARA. Кроме того, поставки из Колумбии оказались под угрозой из-за диверсии на ж/д линии, ведущей от разреза Cerrejon до экспортного терминала в Puerto Bolivar. Восстановительные работы ведутся, однако сроки окончания ремонта пока неизвестны.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 470.64 долл./1000 м3 (+15.60 долл./1000 м3 к 05.03.2025 г.). Кроме того, запасы в хранилищах Европы продолжили снижаться до 36%, что обусловлено активным отбором газа. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.69 млн т. (-0.11 млн т. или -2.4% к 05.03.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался вверх выше 88 долл./т. после достижения 4-летнего минимума. При этом среднекалорийный материал подешевел в связи с низким спросом со стороны Индии, где складские запасы остаются на высоком уровне.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet ответил отказом на требование профсоюза повысить зарплаты на 10% и предложил лишь 5%, в связи с чем ожидается забастовка, которая приведет к остановке перевозок угля в экспортном направлении. В настоящий момент задействован двухнедельный перерыв, по истечении которого стороны должны в последний раз попытаться прийти к соглашению. Компания Grindrod заявила, что занимается ремонтом 13 локомотивов из Сьерра-Леоне и вскоре запустит их на сети Transnet в рамках программы участия частных инвесторов в ж/д инфраструктуре.
Добывающая компания Exxaro Resources предупредила акционеров, что прибыль по итогам 2024 г. упала на 44% из-за снижения цен на уголь. Показатель EBITDA ожидается на уровне 0.52-0.62 млрд долл., что на 16-30% ниже по сравнению с 2023 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно подросли выше 97 долл./т. в связи с невысокой активностью покупателей, которые по-прежнему полагают, что снижение котировок продолжится благодаря высоким складским запасам в портах. При этом некоторую поддержку рынку оказывает проведение технического обслуживания не некоторых шахтах, что приводит к ограничению предложения. Однако давление сохраняется в связи с приближением окончания отопительного сезона в северных регионах КНР в середине марта.
Запасы в 9 крупнейших портах остаются вблизи исторического максимума на уровне 31.29 млн т. (-0.11 млн т. к 05.03.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.19 млн т. (+0.05 млн т.), потребление сократилось с 817 тыс. т. до 788 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR поднялся до 85.50 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 49.50 долл./т. на фоне умеренного спроса в Китае. Участники рынка по-прежнему сталкиваются с неопределенностью из-за применения внутренних индонезийских ценовых индексов, которые имеют более высокие уровни по сравнению с международными.
Индонезийское правительство рассматривает возможность поднять налог на добычу угля на 1%, что приведет к увеличению себестоимости производства.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил выше отметки 100 долл./т. после достижения 4-летнего минимума Частичную поддержку также оказал циклон Alfred, из-за которого некоторые порты были вынуждены временно прекратить погрузочные работы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC обвалился ниже 180 долл./т. из-за избыточного предложения и низкого спроса. Интерес со стороны индонезийских покупателей сократился, а китайские потребители все больше переориентируются на местный уголь.
Низкий спрос подтверждается недавней перепродажей китайскими и другими азиатскими конечными потребителями нескольких партий американского угля, который уже находился в пути. В связи с этим некоторые трейдеры отказались от поставок коксующегося материала премиальных марок.
Девять угольных компаний Кузбасса приостановили добычу
На девяти угледобывающих предприятиях Кузбасса приостановлена производственная деятельность.
Добычу угля остановили 3 шахты и 6 разрезов:
• шахта Инская;
• шахта Ольжерасская-Новая (Мечел);
• шахта Талдинская-Западная-2 (СУЭК);
• разрез Бунгурский;
• разрез 8 марта (Энергоснаб);
• разрез Сибкоул;
• разрез Задубровский Новый;
• разрез Евтинский Новый;
• разрез Киселёвский (МелТэк).
Причиной приостановки предприятий стала сложная ситуация на угольном рынке из-за санкций, падения цен и невозможности доставить требуемые объемы через Восточный полигон в страны АТР.
В результате кризисной ситуации компании вынуждены сокращать объемы добычи, инвестиции, а в некоторых случаях и приостанавливать добычу. Высокие ж/д тарифы и повышенная ключевая ставка также оказались серьезным вызовом для угольной отрасли.
Общая задолженность по заработной плате в угольной отрасли Кузбасса достигла 347 млн рублей перед 852 работниками.
В январе-феврале 2025 г. предприятия региона добыли 33.4 млн т. (-0.7 млн т. или -2.2% к январю-февралю 2024 г.). По итогам 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.).
Эльгауголь запустила 11 обогатительных фабрик
Угольная компания Эльгауголь ввела в эксплуатацию все запланированные обогатительные фабрики на Эльгинском месторождении в Якутии. Совокупная мощность всех 11 фабрик составляет 38.5 млн т. в год (+7 млн т. или +22.2% к 2024 г.).
Эльгинский угольный проект включает в себя месторождение коксующегося угля, а также терминал, расположенный в 30 км от посёлка Чумикан, мощностью 30 млн т. в год и способный принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Также компания в прошлом году запустила первый грузовой состав с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км, соединяющей месторождение с экспортным терминалом.
В 2024 г. Эльгауголь добыла 28.6 млн т. угля (+7.2 млн т. или 33.3% к 2023 г.). По итогам января-февраля 2025 г. добыча составила 5.6 млн т. (+1.9 млн т. или +66.7% к январю-февралю 2024 г.). Рост производства не имеет прямой корреляции с объемом экспорта, поскольку месторождения в регионе характеризуются труднообогатимыми углями, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
США отменили исключения для энергетических сделок с российскими санкционными банками
Дональд Трамп не продлил действие лицензии 8L Министерства финансов США, позволявшей иностранным компаниям проводить платежи за российские энергоресурсы через некоторые банки, находящиеся под санкциями. Лицензия утратила силу 12 марта 2025 г.
Эта лицензия была исключением из санкционного режима, давая возможность зарубежным контрагентам проводить расчеты с такими российскими финансовыми учреждениями, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк и Центральный банк России для оплаты поставок нефти, газа и угля.
Кроме того, на фоне отказа от продления лицензии Трамп также принял меры по расширению экспорта американского сжиженного природного газа. В январе 2025 года он отменил введенный при предыдущей администрации запрет на выдачу новых лицензий на поставки СПГ в страны, не имеющие соглашений о свободной торговле с США.
Решение осложнит торговые расчеты за российские энергоресурсы, особенно для стран, которые ранее пользовались этим механизмом, и может спровоцировать рост цен на нефть, газ и уголь, поскольку альтернативные способы расчетов сложнее и дороже. Также возможны изменения в цепочках поставок и рост стоимости транзакций.
Таким образом, с 13 марта 2025 г. любые платежи за российские энергоресурсы через санкционные банки стали невозможны, что может повлиять на международные энергетические рынки.
В дальневосточных регионах продолжают действовать механизмы поддержки жилищного строительства, в том числе в данных целях увеличен уровень возмещения банкам. Меры влияют на рост объемов льготного жилищного кредитования. Тем не менее стоимость жилья в макрорегионе является одной из наиболее высоких в стране, несмотря на отставание Дальнего Востока по ряду социальных показателей. Проблемными вопросами также являются растущие цены на электроэнергию и низкий уровень газификации. В ряде регионов откладываются сроки возведения крупных социальных объектов.
По итогам 2024 г. показатели Дальневосточного ФО по динамике доходов населения в целом отстают от общероссийских – 6% против 8,4%. Лидерами по росту реальных денежных доходов населения (Таблица 1) стали Амурская область (+9,8%), Еврейская АО (+8,9%) и Приморский край (+8,1%). При этом в Амурской области и Еврейской АО рост в значительной степени обусловлен эффектом низкой базы. Наиболее низкими темпами роста доходов населения отличаются Камчатский край (+0,1%, худший результат в России) и Чукотский АО (+1%, третий с конца результат в России).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, январь-декабрь 2024 г., в % к соответствующему периоду 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
108,4 |
Сибирский федеральный округ |
107,3 |
Иркутская область |
107,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
106,0 |
Амурская область |
109,8 |
Еврейская авт. область |
108,9 |
Приморский край |
108,1 |
Республика Саха (Якутия) |
107,2 |
Забайкальский край |
107,0 |
Республика Бурятия |
105,7 |
Сахалинская область |
105,3 |
Магаданская область |
105,3 |
Хабаровский край |
103,3 |
Чукотский авт. округ |
101,0 |
Камчатский край |
100,1 |
В декабре 2024 г. наибольший рост заработной платы на Дальнем Востоке (Таблица 2) продемонстрировали Забайкальский край (+28,1%), Магаданская область (+22,8%) и Хабаровский край (+21%). Аутсайдером по данному показателю вновь является Камчатский край (+10,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
121,9 |
Сибирский федеральный округ |
117,9 |
Иркутская область |
117,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
117,5 |
Забайкальский край |
128,1 |
Магаданская область |
122,8 |
Хабаровский край |
121,0 |
Чукотский авт. округ |
119,9 |
Еврейская авт. область |
118,5 |
Сахалинская область |
118,4 |
Амурская область |
117,1 |
Республика Бурятия |
115,9 |
Республика Саха (Якутия) |
114,4 |
Приморский край |
114,2 |
Камчатский край |
110,8 |
Темпы роста потребительских цен в январе 2025 г. (Таблица 3) превысили общероссийские (+1,2%) в Амурской области (+1,6%), Хабаровском крае (+1,6%), Камчатском крае (+1,4%), Иркутской области (+1,4%) и Забайкальском крае (+1,3%).
Таблица 3. Потребительские цены на товары и услуги, январь 2025 г., в % к декабрю 2024 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,2 |
Сибирский федеральный округ |
101,5 |
Иркутская область |
101,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,2 |
Амурская область |
101,6 |
Хабаровский край |
101,6 |
Камчатский край |
101,4 |
Забайкальский край |
101,3 |
Сахалинская область |
101,2 |
Еврейская авт. область |
101,2 |
Приморский край |
101,1 |
Чукотский авт. округ |
101,1 |
Республика Бурятия |
101,1 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Магаданская область |
100,9 |
Самый высокий уровень безработицы на Дальнем Востоке (Таблица 4) в ноябре 2024 г. – январе 2025 г. сохраняется в Якутии (5,3%), Забайкальском крае (4,9%) и Бурятии (4,1%). Также уровень безработицы превышает общероссийский (2,4%) в Иркутской области (3,1%). Наиболее низкий уровень безработицы фиксируется в Амурской области (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2024 г. - январь 2025 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
75 977,2 |
Сибирский федеральный округ |
2,8 |
8 290,5 |
Иркутская область |
3,1 |
1 170,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 166,4 |
Республика Саха (Якутия) |
5,3 |
529,9 |
Забайкальский край |
4,9 |
492,9 |
Республика Бурятия |
4,1 |
431,1 |
Приморский край |
2,3 |
964,7 |
Еврейская авт. область |
2,1 |
79,9 |
Камчатский край |
1,9 |
168,6 |
Сахалинская область |
1,8 |
270,7 |
Магаданская область |
1,7 |
77,9 |
Хабаровский край |
1,7 |
711,1 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,8 |
Амурская область |
1,1 |
409,8 |
Важным решением последнего времени в сфере социальных программ стало увеличение Минфином РФ уровня возмещения банкам по программе «Дальневосточная и арктическая ипотека» для поддержки выдачи льготных ипотечных кредитов в условиях текущей кредитно-денежной политики. Уровень возмещения для российских банков на весь срок действия льготных ипотечных кредитов был увеличен до 3 процентных пунктов по кредитам, выданным с 7 февраля по 6 августа 2025 г. на приобретение жилья в многоквартирных домах. По кредитам, выданным в этот же период на индивидуальное жилищное строительство, уровень возмещения увеличивается до 3,5 п.п. Прежде компенсация выпадающих расходов банков по дальневосточной ипотеке на ИЖС и многоквартирные дома рассчитывалась как ключевая ставка, увеличенная на 1,5 п.п.
Решение направлено на повышение маржинальности льготных ипотечных продуктов и заинтересованности банков в том, чтобы участвовать в льготных программах. Рентабельность льготных программ для банков стала снижаться на фоне роста ключевой ставки, тогда как предлагаемое субсидирование не компенсировало выросшие затраты.
По итогам 2024 г. объем выдачи кредитов по «Дальневосточной ипотеке» составил 232,6 млрд рублей, увеличившись на 21% относительно 2023 г. (на фоне сокращения выдач по ипотеке в рамках остальных льготных программ). Лидером по выдаче дальневосточных ипотек в 2024 г. среди банков[1] стал Сбер (больше половины годового объема) – 156 млрд рублей (рост на 6,5% относительно 2023 г.). Известно также, что в ВТБ количество сделок по дальневосточной ипотеке выросло на 60% относительно 2023 г. Среди регионов лидерами по объемам выдачи стали Приморский край (53 млрд рублей), Якутия (36 млрд рублей) и Хабаровский край (31 млрд рублей).
Всего в регионах Дальнего Востока в 2024 г. оформлено 92,1 тыс. договоров ипотеки на сумму 378,7 млрд рублей. Общая задолженность дальневосточных заемщиков на 1 января 2025 г. составила 1,4 трлн рублей (рост с начала 2024 г. – 11,8%). При этом по данным СберИндекса в ноябре 2024 г. четыре дальневосточных региона вошли в первую десятку российских регионов по стоимости жилья (квадратного метра) в новостройках – Сахалинская область (на четвертом месте[2], 189,9 тыс. рублей за кв. м), Якутия (шестое место, 185,3 тыс. рублей за кв. м), Амурская область (восьмое место, 181,5 тыс. рублей за кв. м) и Приморский край (десятое место, 167,6 тыс. рублей за кв. м). На тринадцатом месте находится Забайкальский край (162,4 тыс. рублей за кв. м), а на пятнадцатом месте – Хабаровский край (156,2 тыс. рублей за кв. м).
Строительство новых крупных объектов в сфере образования в регионах сталкивается с проблемами с финансированием и выбранными ранее концессионерами. В феврале в Хабаровском крае было расторгнуто концессионное соглашение на строительство университетского кампуса в Хабаровске. Концессионером выступает ООО «Кампус 2025» (входит в состав «Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации» (ВАНК) [3]. Ранее с требованием расторгнуть заключенное в 2023 г. концессионное соглашение между ООО «Кампус 2025» и министерством образования и науки края обратилась в суд региональная прокуратура. После принятия иска к рассмотрению, суд наложил обеспечительные меры, запретив любые работы, а также денежные переводы по проекту. Надзорное ведомство полагает, что с момента заключения концессионного соглашения и во время его реализации у концессионера отсутствовали собственные и заемные денежные средства в требуемом объеме. Кроме того, краевое Минимущество в 2024 г. расторгло договор аренды земельного участка на улице Карла Маркса, где и предполагалось возвести кампус.
Предполагалось, что хабаровский кампус будет включать два девятиэтажных корпуса общежития общей площадью 54 тыс. кв. м на 2 500 человек (635 номеров), многоуровневый паркинг на 148 машино-мест. В корпусах, согласно проекту, также планируется разместить поликлинику на 200 посещений в смену, детский сад на 30 мест, столовую, кафетерий, торговые помещения, зоны отдыха.
Также структуры ВАНК должны были построить в Хабаровске три школы - концессии на их строительство отменены по решению суда. Власти края тем временем заявляют о поисках нового концессионера. Центральный районный суд Хабаровска рассмотрит уголовное дело о мошенничестве при строительстве объектов образования в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях (школ и детских садов в Чите, Хабаровске, Акше, Борзе, Владивостоке и Вольно-Надеждинском) и при газификации Читы, расследование которого завершилось в конце февраля. По версии надзорных органов, фигурантами дела, связанными с ВАНК, было присвоено около 900 млн рублей бюджетных средств в 2022 г. с помощью заключения ряда мнимых договоров поставок материалов и оборудования для строительства общеобразовательных школ и для газификации в рамках концессионных соглашений.
Помимо Хабаровского края университетские кампусы планируется построить в Забайкальском и Камчатском краях, Сахалинской области. Правительство Забайкальского края в феврале подписало с пятью крупными работающими на территории региона бизнес-структурами соглашения о сотрудничестве при строительстве межвузовского кампуса в Чите[4]. Объем финансирования в рамках соглашений составляет 3,2 млрд рублей (в 2026-28 гг.) В число компаний вошли «Дальцветмет» («Мангазея Майнинг» С.Янчукова), «Корпорация Мостстройтранс» (учредитель М.Чочуа[5]), «Норникель» («Интеррос» В.Потанина), «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова), Highland Gold В.Свиблова. На территории кампуса в Чите планируется разместить здание учебно-лабораторного корпуса с технопарком, IT-парком, центром генных исследований, конгрессно-выставочный комплекс с интерактивным музеем и актовым залом, общежитие, гостиницу, спорткомплекс с бассейном и ледовой ареной, стадион.
В начале года одной из обсуждаемых проблем стал рост цен на электроэнергию в дальневосточных и байкальских регионах, связанный с введением трех диапазонов потребления электроэнергии для населения[6] (в зависимости от объемов потребления) с 1 января 2025 г. После расчета стоимости потребления электроэнергии последовал рост недовольства жителей регионов увеличившимися платежами (в первую очередь, для жителей домов с электроотоплением), выросло количество обращений в муниципальные и региональные органы власти с просьбой пересмотреть принцип расчета. Стоит отметить, что востребованность электроотопления в восточных регионах страны велика в связи с низким уровнем газификации.
В итоге в конце февраля новое постановление правительства расширило возможность применения сезонного коэффициента к максимальному значению потребления электроэнергии для граждан, проживающих в домах, оборудованных электроотопительными установками, в отсутствие альтернативных источников теплоснабжения. Повышающий коэффициент 1,8 для граждан, проживающих в жилых или садовых домах, оборудованных электроотопительными установками, по решению региональных властей может применяться в любом регионе в течение всего отопительного сезона (в каждом регионе разные сроки) вне зависимости от диапазона потребления. Новое постановление также предполагает пересчет стоимости электроэнергии с начала 2025 г. для граждан, проживающих в домах с электроотоплением.
Ранее применение коэффициента допускалось только в регионах, уровень газификации которых составляет менее 5% (к таковым, в частности, относятся Амурская область, Еврейская АО, Иркутская область, Забайкальский край, Бурятия, Магаданская область). При этом применение коэффициента было невозможным для Приморского края (уровень газификации 23,44%) и Хабаровского края (уровень газификации 63%)[7]. Стоит отметить, что для Дальневосточного ФО характерен наиболее низкий уровень газификации среди всех федеральных округов – 24%, что связано со слабо развитой трубопроводной магистральной и газораспределительной инфраструктурой, отсутствием газоперерабатывающей инфраструктуры.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В программе участвуют Сбер, ВТБ, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Банк ДОМ.РФ, Дальневосточный банк, КБ УБРиР, Московский кредитный банк, Ланта Банк, Банк Долинск, СКБ Приморья «Примсоцбанк», Банк СГБ, АО ВБРР, Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Алмазэргиэнбанк.
[2] После Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Алтай.
[3] Владелец – О.Кадиев.
[4] В нем должны проходить занятия студентов, аспирантов и ординаторов Забайкальского государственного университета, Читинской государственной медицинской академии, Забайкальского аграрного института, Забайкальского института железнодорожного транспорта и Читинского института Байкальского государственного университета.
[5] Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» в 2002-12 гг.
[6] Первый диапазон (льготный) включает от 0 до 3,9 тыс. киловатт-часов в месяц. Цена на электроэнергию для него устанавливается согласно предельным показателям для каждого региона и ежегодно индексируется. Второй диапазон (от 3,6 до 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает, что плата не может опуститься ниже экономически обоснованного тарифа. Третий диапазон (свыше 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает цены не ниже, чем при уровне напряжения 220–380 Вт (как для коммерческих потребителей). Изменения не касаются жителей многоквартирных домов.
[7] Самый высокий уровень газификации в ДФО наблюдается в Сахалинской области (55%), Якутии (43%) и Камчатском крае (22%).
Как искусственный интеллект помогает государственным и муниципальным служащим эффективнее работать с обращениями граждан? Основатель цифрового ассистента «Обращайся» Петр Бурцев рассказывает о трансформации платформы, внедрении ИИ и планах развития на ближайшие годы.
— Петр, добрый день. «Обращайся» начиналась как уникальная среда, объединяющая функции соцсети, онлайн-приемной органов власти, правового консультанта, маркетплейса и новостной ленты. Как платформа трансформировалась к 2025 году?
— За это время мы претерпели несколько важных концептуальных изменений. Ранее основной фокус был на взаимодействии граждан с государством, но теперь мы концентрируемся на помощи госслужащим и муниципалитетам в обработке обращений. Наша цель — ускорить подготовку ответов на запросы граждан, повысить их качество и оперативность.
Сегодня «Обращайся» — это экосистема сервисов, которые облегчают работу чиновников. Платформа автоматизирует многие процессы, снижает нагрузку на сотрудников и обеспечивает межмуниципальное сотрудничество. Фактически, мы создаем деловую сеть с инструментами для обработки обращений.
— Как именно ИИ внедряется в вашу систему?
— Мы используем российские нейросети, такие как GigaChat, а также собственную разработку. Наша модель AI размещена на наших серверах и работает с векторными базами данных. Она самообучаемая и помогает специалистам формировать ответы на обращения, анализируя законодательство и прошлые кейсы.
— Можете привести конкретные примеры применения нового функционала «Обращайся» в работе органов власти?
— Сегодня наша система используется в более чем 300 муниципальных учреждениях. Она помогает сотрудникам в подготовке текстов, служебных записок, предложений и ответов на обращения организаций. Например, в конце 2024 года мы начали развертывание системы в Республике Бурятия и сразу получили положительные отзывы от муниципальных служащих.
Также активно работает муниципальная практика в Якутске: приложение установлено в территориальных администрациях города. Сотрудники используют AI для ускоренной подготовки ответов, что снижает нагрузку и повышает соблюдение сроков.
— Как происходит обработка обращений граждан через вашу систему?
— Мы не заменяем портал «Госуслуги», который работает с административными запросами, но берем на себя нерегламентированные вопросы жизнеобеспечения. Например, если в подъезде отключили свет, наша система позволяет быстро наладить взаимодействие между управляющей компанией, управой и энергослужбой, чтобы дать заявителю развернутый и оперативный ответ.
— Вы разрабатываете собственную модель AI?
— Да. Мы создаем специализированную AI-модель, но поможет существенно сократить время на подготовку ответов. Рабочее название модели — «Туллук» (туллук по якутски- снегирь — прим. ред.), но оно, скорее всего, изменится.
— На каких вычислительных мощностях базируется ваша платформа?
— Сейчас мы используем облачные серверы российских провайдеров, таких как reg.ru и хранилища ВКонтакте. Данные пользователей остаются на наших серверах, не передаются в AI-модели сторонних компаний. В будущем планируем полностью перейти на собственные серверы.
— На каких условиях будет распространяться новый функционал «Обращайся»?
— Мы предлагаем подписочную модель, которая остается доступной для муниципалитетов. Также рассматриваем партнерство с крупными корпорациями, такими как Сбербанк и Яндекс, поскольку они развивают свои AI-платформы и заинтересованы в профессиональных пользователях.
— Для каких уровней власти ваш сервис будет особенно полезен?
— Мы фокусируемся на малых городах и крупных муниципальных округах. Основные пользователи — министерства, работающие с гражданами: здравоохранение, соцзащита, образование, культура, сельское хозяйство. Например, уже есть интерес со стороны министерства сельского хозяйства Республики Бурятия.
Мы также подписали соглашение со Всероссийской Ассамблеей развития территорий и территориального общественного самоуправления. В ближайшее время система будет запущена в семи регионах России: Калужской, Рязанской, Пермской областях, Республике Коми, Бурятии и Якутии. Мы видим огромный потенциал для масштабирования этой модели на всю страну.
— То есть ваша модель ИИ не будет публичной?
— Нет, это будет специализированная AI-модель для государственных и муниципальных служащих, помогающая автоматизировать подготовку ответов на обращения граждан. Сейчас специалисты тратят на это огромное количество времени, и наша задача — максимально упростить их работу.
— Как ваш сервис справляется с потоком обращений из разных источников?
— Сегодня чиновники получают обращения по разным каналам: через сайт, соцсети, звонки, бумажные письма. Это создает перегрузку. Мы разрабатываем инструмент, который автоматически сортирует и распределяет обращения, чтобы их обработка была быстрее и эффективнее.
Гражданин хочет получить ответ не через 30 дней, а в течение нескольких часов. Мы стремимся к тому, чтобы это стало возможным, и работаем над инструментами, которые позволят оперативно реагировать на обращения, исключая бюрократические проволочки.