Поделиться
Бюллетень EastRussia: электроэнергетика Дальнего Востока
Поделиться

Актуальная ситуация и планы по развитию электроэнергетики ДФО – отраслевой аналитический обзор EastRussia

Реализация крупных проектов в сфере энергетики связана с масштабными промышленными объектами, в том числе в горнодобывающей отрасли. При этом в «Росатоме» выступают за более широкое использование атомной энергетики, в первую очередь в Арктической зоне, что тем не менее вызывает разногласия. Список подлежащих модернизации объектов электроэнергетики на Дальнем Востоке может быть расширен, но сроки проведения работ увеличиваются.

_

Дочерняя компания госкорпорации «Росатом» - АО «Чукотатомэнерго» (резидент Арктической зоны РФ) рассчитывает в течение десяти лет инвестировать более 150 млрд рублей в строительство модернизированных плавучих энергоблоков для Баимского горно-обогатительного комбината в Чукотском АО. Минвостокразвития оценивает потребность предприятия в четыре таких блока. Запуск первых двух планируется в первом квартале 2027 г., запуск третьего блока – в первом квартале 2028 г., четвертого блока – в середине 2031 г.

Кроме того, в июне Минвостокразвития и «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве и договорились об условиях концессионного соглашения для создания атомной станции малой мощности (АСММ) с реакторной установкой РИТМ-200Н в Якутии, в поселке Усть-Куйга (Усть-Янский район). Станция будет снабжать электроэнергией месторождение золота Кючус ПАО «Селигдар». Строительство будет осуществляться в рамках программы «Дальневосточная концессия». По проекту было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, и завершились инженерные изыскания, ведется работа по оформлению земельных участков. Ввести станцию в промышленную эксплуатацию предполагается в 2028 г.


Сборка Ритм-200
фото: Алексей Башкиров, «Страна Росатом»

В целом «Росатом» предлагает расширить использование АСММ, создав в Арктической зоне РФ (на Дальнем Востоке - в Якутии и Чукотском АО) девять кластеров по добыче золота, серебра, меди, свинца и цинка. В регионах предлагается проводить геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета (на сумму 40 млрд рублей), а использование АСММ или плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) сделать условием. Тем не менее экологи обеспокоены тем, что на АСММ будет установлен новый тип реактора РИТМ-200Н (изначально реакторы РИТМ-200 являются ледокольными), что делает станции экспериментальным проектом и повышает риски.

По-прежнему не определен полностью проект покрытия энергодефицита в Иркутской области. В июле правительственная комиссия по энергетике рекомендовала назначить «Интер РАО» единственным строителем новой ТЭС на севере региона, в том числе для энергоснабжения расширенных участков БАМа и Транссиба. Изначально проект строительства станции планировалось выбрать на открытом конкурсе по наименьшей цене, но в Минэнерго рекомендовали отказаться от проведения конкурса, определив в качестве исполнителя «Интер РАО».

Проект «Интер РАО» предполагает строительство двух энергоблоков на газовых турбинах. Проектом предусмотрены три варианта – создание станции мощностью 480 МВт на турбинах модели 6F.03 (производство ООО «Русские газовые турбины»[1] - СП «Интер РАО» и General Electric), станции мощностью 460 МВт на турбинах ГТЭ-170 (производства АО «Силовые машины») и станции на 460 МВт на турбинах MGT-70 (производство иранской компании Mapna). Запуск намечен на июль 2028 г. Вложения в строительство планируется окупить с помощью обязательных платежей потребителей в стране.


Ротор газовой турбины 6F.03
фото: «Русские газовые турбины»

Пока не определено точное местоположение будущей станции. Рассматриваются Бодайбинский или Мамско-Чуйский районы Иркутской области, Мирнинский район Якутии или Муйский район Бурятии. Проектом предусмотрены также строительство резервного топливного хозяйства и двух магистральных газопроводов.

Напомним, что на строительство новой генерации в Иркутской области прежде претендовали En+ с проектом Тельмамской ГЭС, «Росатом» с проектом малой АЭС на девяти установках РИТМ-200Н (общей мощностью 495 МВт) и компания «Т Плюс» с проектом ТЭС на газовых турбинах ГТЭ-170 «Силовых машин» (или же на паровых турбинах производства «Уральского турбинного завода»). Для реализации проекта En+ потребовалось бы до десяти лет. Ввод в эксплуатацию АЭС мог произойти в 2030-33 гг. Однако весной 2022 г. «Системный оператор» (диспетчер энергосистемы) проводил конкурс проектов новой ТЭС, на котором «Интер РАО» стало единственным участником с ценой выше рыночных аналогов. Затем компания отозвала заявку после возникновения проблем с поставкой турбин General Electric, и конкурс в итоге был объявлен не состоявшимся.

Пока точная стоимость строительства электростанции не указывается. Прежде в «Интер РАО» ее оценивали в 64,9 млрд рублей. Правительственная комиссия поручила Минэнерго разработать необходимые проекты постановлений для определения условий оплаты энергомощности новой станции. Основную нагрузку планируется возложить на потребителей, планирующих увеличить спрос в регионе – ОАО «РЖД» (максимальное потребление может вырасти до 284 МВт/ч в 2031 г.), «Полюс Сухой Лог» (252 МВт/ч к 2031 г.), «Иркутская нефтяная компания» (215 МВт/ч к 2031 г.) и «Газпром» (56,5 МВт/ч к 2031 г.).

Тем временем в «Сообществе потребителей энергии» полагают необходимым снизить доходность по проекту или отменить ее, провести публичный независимый технологический и ценовой аудит, в силу отсутствия конкурса и необходимости привлечения инвестора. Предварительно стоимость проекта оценивается в 60 млрд рублей (без НДС и без учета инфраструктуры).

При этом пока что нет ни одного идеального решения с поставками турбин. Под вопросом находится вариант реализации проекта с применением газовых турбин «Силовых машин», так как на сегодняшний день отсутствует готовое к коммерческой эксплуатации оборудование, для выполнения проекта в обозначенные сроки потребуется закончить проектирование в текущем году. Вариант с турбинами «Русских газовых турбин» зависит от наличия возможности поставить оборудование в нужном объеме и обеспечить его соответствующим сервисом, учитывая участие General Electric, перспектива которого маловероятна. Иранские турбины прежде не поставлялись в РФ, в связи с чем отсутствует опыт их установки, эксплуатации и обслуживания, повышая тем самым риски.

Продолжаются работы по подключению к сетевой инфраструктуре действующих промышленных объектов. В Амурской области ПАО «ФСК ЕЭС» в июне приступило к строительству объектов энергетической инфраструктуры для подключения к магистральным сетям Амурского ГХК «СИБУР Холдинг» (Свободненский район). Предстоит построить переключательный пункт 500 кВ «Химкомбинат» и четыре линии электропередачи общей протяженностью 12,4 км. В результате газохимический комплекс должен получить 301 МВт мощности. Также в июне в Свободном началось техническое переоснащение подстанции 220 кВ «Свободненская» мощностью 47,5 МВт.

В мае текущего года «ФСК ЕЭС» подключила к магистральным сетям электроснабжения Инаглинский ГОК (УК «Колмар») в Якутии. Объем инвестиций составил порядка 2,5 млрд рублей. В частности, построены высокоавтоматизированная подстанция 220 кВ «Налдинская» и две воздушные линии 220 кВ общей протяженностью 14 км. На открытое распределительное устройство 220 кВ были заведены заходы от действующей ЛЭП, обеспечивающей связь с Нерюнгринской ГРЭС.

Масштабным проектом в сфере электроэнергетики также является обеспечение энергетической инфраструктурой Восточного полигона «РЖД». Летом текущего года «РЖД» завершили второй этап модернизации наиболее крупной тяговой подстанции Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) – Хабаровск-2, обеспечивающей электроснабжение грузовых поездов (в том числе сдвоенных и повышенной массы) на участке «Волочаевка – Хабаровск – Кругликово» (длиной более 100 км). На станции были завершены пуско-наладочные работы, введен в эксплуатацию второй силовой трансформатор мощностью 40 МВт с увеличенным сроком службы (30 лет).

Модернизация позволяет сократить интервал между попутно следующими поездами с 16 до 10 минут и повысить пропускную способность с 81 до 130 пар поездов по направлению к пограничным переходам и портам Приморского края. Продолжаются работы по монтажу третьего трансформатора, завершающие обновление тяговой подстанции в Хабаровске.

Также в целях увеличения объема грузоперевозок в порты Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае рассматривается возможность электрификации 700 км железной дороги на участках «Волочаевка II – Комсомольск-на-Амуре» и «Комсомольск-на-Амуре - Ванино – Советская Гавань». В том числе предполагается построить высоковольтную воздушную линию 220 кВ «Комсомольская – Ванино» и реконструировать линию «Селихино - Ванино».


Тяговая подстанция
фото: ОАО «РЖД»

В августе ПАО «ФСК ЕЭС» приступило к модернизации закрытого распределительного устройства (ЗРУ) 10 кВ магистральной подстанции 220 кВ «Дарасун» мощностью 146 МВА в Забайкалье, которая питает в том числе тяговый железнодорожный транзит (расположена вблизи городского поселения Дарасун Карымского района и железнодорожной станции Транссиба). Инвестиции в модернизацию должны составить 168 млн рублей, а завершить работы планируется в 2024 г.

В «Россетях» тем временем отмечают повышение стоимости работ по электрификации второго этапа модернизации Восточного полигона - с 200 млрд до 250 млрд рублей. Источники финансирования для данных работ еще не определены. Генеральный директор «Россетей» А.Рюмин отмечал, что «Россети» направляли заявку на получение средств из Фонда национального благосостояния, также в качестве возможных источников рассматривались дополнительный рост тарифа, внесение средств в уставной капитал или государственная субсидия.

«Россети» также попросили перенести сроки ввода трех ЛЭП по 500 кВ для Восточного полигона, входящих в Байкальский кластер – «Нижнеангарская – Усть-Кут №1» с подстанцией «Нижнеангарская», «Нижнеангарская – Усть-Кут №2» и «Нижнеангарская - Таксимо» с подстанцией «Таксимо». Президент В.Путин одобрил возможность переноса сроков на девять месяцев.

Стоимость строительства данных объектов составляет 114,8 млрд рублей. В рамках планируемого расширения провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн тонн к 2024 г. «Россетям» предстоит построить 25 энергообъектов, из них к настоящему времени введены 13 объектов. План-график работ на Восточном полигоне предполагает, что первая ЛЭП будет поставлена под напряжение в сентябре 2023 г., а остальные - в сентябре 2024 г. Тем не менее сроки ввода объектов в эксплуатацию (получение заключения Ростехнадзора) отличаются – сентябрь 2024 г., декабрь 2025 г. и декабрь 2026 г. соответственно.

В «Россетях» в качестве причины переноса сроков называют санкционные ограничения, поскольку ряд производителей оборудования уведомили госхолдинг о невозможности поставки импортных комплектующих и оборудования. В частности, американская компания General Electric не будет поставлять комплектующие для выключателей 500 кВ. Между тем российское ООО НПП «Экра»[2] заявляет о задержке и невозможности изготовления вторичных систем, требующихся для подстанции «Нижнеангарская».

В июле вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил о недостаточном объеме инвестиций в модернизацию энергетического комплекса ДФО, отметив высокую степень износа теплоэнергетических сетей, в первую очередь, в Якутии, Магаданской области, Приморском и Забайкальском краях.

ПАО «РусГидро» в течение ближайших десяти лет планирует направить на модернизацию теплосетей 39 млрд рублей. Ю.Трутнев в свою очередь заявляет о необходимости в пять раз большего объема финансирования для данных целей. Установленная Минэнерго система тарифообразования предполагает, что тарифы на коммунальные платежи не могут расти более чем на 4% в год, в то время как рост стоимости тонны угля в 2022 г. по сравнению с 2021 г. составил 74% (с 4,8 тыс. до 8,4 тыс. рублей). По мнению Ю.Трутнева, следует разработать механизм субсидирования для недопущения покрытия убытков за счет населения.

Тем временем правительственная комиссия по вопросам электроэнергетики рекомендовала расширить список проектов модернизации ТЭС на Дальнем Востоке, включив в него проекты расширения угольных Нерюнгринской ГРЭС (450 МВт) в Якутии и Партизанской ГРЭС (280 МВт) в Приморском крае ПАО «РусГидро», проекты модернизации девяти блоков Приморской ГРЭС (1,5 ГВт) «Сибирской генерирующей компании» (СГК) в Приморском крае (Лучегорск). Проекты будут окупаться за счет повышенных платежей потребителей электроэнергии в западной части РФ, на Урале и в Сибири.

Стоимость проектов пока не называлась, но в 2021 г. капитальные расходы оценивались в сумму примерно 166 млрд рублей. В соответствии с правилами оптового энергетического рынка, новые объекты могут быть добавлены в перечень программы модернизации только после технологического и ценового аудита, заключения госэкспертизы.

СГК рассчитывает запустить четыре энергоблока Приморской ГРЭС до конца 2023 г., два блока – в конце 2024 г., три блока – в конце 2025 г. Правительственной комиссией был одобрен состав работ на Приморской ГРЭС, аудит которой еще не проводился. На Нерюнгринской ГРЭС новый блок «РусГидро» намерено построить к концу 2025 г., блок Партизанской ГРЭС – к концу 2026 г. В то же время в «Сообществе потребителей энергии» настаивают на необходимости проведении независимого и публичного аудита, в целях оптимизации проектов модернизации.

Следует отметить, что «РусГидро» столкнулось с трудностями при строительстве четырех дальневосточных станций. Холдингу повторно пришлось проектировать энергоблоки на Хабаровской ТЭЦ-4, Якутской ГРЭС-2 и Артемовской ТЭЦ-2, где планировалось ставить турбины модели 6F.03 «Русских газовых турбин». Решение было принято в связи с необходимостью менять основное оборудование. На Хабаровскую ТЭЦ-4 планируется установить новую газотурбинную установку, на Артемовскую ТЭЦ-2 - парогазовую установку с использованием четырех газовых турбин мощностью до 160 МВт. Сроки запуска Хабаровской ТЭЦ-4 сдвигаются на два года, Артемовской ТЭЦ-2 - на год (для обеих станций - до 2027 г.).

На Якутской ГРЭС-2 предполагается поставить паросиловую установку (ПСУ) с двумя паровыми турбинами по 80 МВт. Ее ввод сместится на два года - до конца 2027 г. Также предполагается отложить запуск Владивостокской ТЭЦ-2 на ПСУ - один блок должен быть введен в 2023 г., второй блок - в 2025 г., третий - в 2027 г.


Владивостокская ТЭЦ-2
фото: «РусГидро»

В «РусГидро» все же рассматривали вариант приобретения иранских газовых турбин, учитывая, что турбины российского производства менее мощные, а заводы по их производству уже загружены. Технология ПСУ считается устаревшей, но ее использование для ТЭЦ, имеющих критическое значение для энергоснабжения регионов, оправдывается требованиями обеспечивать безопасность энергоснабжения.

Следует отметить, что в Минэкономразвития планируют ввести новую методику оценки эффективности субсидирования тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке[3] - она будет основана на показателях ста наиболее крупных компаний каждого субъекта ДФО, таких как динамика инвестиций компаний, количество сотрудников и объем потребления электроэнергии. Не будут учитываться такие показатели, как динамика валового регионального продукта (ВРП) и индекс промышленного производства.

На сегодняшний день разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифами покрывает оптовый энергорынок (западная часть страны, Сибирь, Урал) через специальную надбавку на энергомощность. За четыре последних года выплаты оптового рынка превысили 142,7 млрд рублей, в 2022 г. потребителям на оптовом рынке предстоит заплатить еще 33,6 млрд рублей. Свернуть действие данного механизма предполагается к 2028 г.

Новую методику не одобряют промышленные потребители, полагая, что она измеряет степень привлекательности льготного тарифа, но не его экономическую отдачу. В частности, показатель прироста занятости расценивается как избыточный, так как он противоречит планам инвестировать в эффективные технологии и автоматизацию производства. В Минэкономразвития объясняют выбор показателей предположением о том, что определенные эффекты от механизма снижения цен рассматриваются заинтересованными ведомствами в качестве более приоритетных.

В то же время в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) рассматривают ВРП и индекс промышленного производства как слишком обобщенные показатели, тогда как механизм снижения цен не влияет на всех дальневосточных потребителей и не оказывает существенного влияния на динамику данных показателей в регионах с небольшой субсидией (Забайкальский край, Бурятия). В регуляторе полагают, что оценка эффективности более целесообразна для самых энергоемких предприятий в изолированных районах, поскольку для них снижение цен имеет наибольшую инвестиционную привлекательность. В «Совете рынка» называют важными факторами повышение энергоэффективности производства, изменение технологий и продуктовой линейки предприятий, а также конъюнктуру рынка сбыта.

Тем временем наиболее крупный участник энергетического рынка Дальнего Востока – «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК) консолидирует активы. В июле текущего года в ее состав вошли Благовещенская ТЭЦ мощностью 404 МВт (Амурская область) и ТЭЦ в Советской Гавани[4] мощностью 126 МВт (Хабаровский край, введена в эксплуатацию в 2020 г. для замещения мощности Майской ГРЭС). Ранее они эксплуатировались ДГК в рамках договоров аренды и эксплуатации с «РусГидро» (принадлежали дочернему обществу холдинга – АО «РАО Энергетические системы Востока»). В феврале текущего года в состав ДГК вошла также ТЭЦ «Восточная» в Приморском крае.

Что касается внедрения зеленой энергетики, то ПАО «РусГидро» запустило в июне в Верхоянске гибридный энергокомплекс мощностью 3,7 МВт, который включает дизельную электростанцию, солнечную генерацию и системы аккумулирования энергии. В рамках соглашения между «РусГидро» и правительством Якутии предполагается реализовать в регионе шесть пилотных проектов по модернизации дизельной генерации с использованием солнечной энергетики. Первым реализованным проектом является введенный в сентябре прошлого года энергокомплекс в Табалахе Верхоянского района. Строительство четырех станций в Момском районе планируется завершить до конца текущего года.

 

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

 



[1] Завод в Ярославской области. До 2019 г. «Интер РАО» принадлежало 25% предприятия, «Объединенной двигателестроительной корпорации» «Ростеха» - 25%, 50% было у GE. Весной 2019 г. «Интер РАО» приобрело акции ОДК, увеличив долю в «Русских газовых турбинах» до 50%. У GE остались 49%, у «Интер РАО» при этом есть опцион на выкуп остальных акций.

[2] Специализируется на производстве релейной защиты и автоматики. Базируется в Чебоксарах, подконтрольна Н.Дони, А.Наумову и О.Саевичу.

[3] Механизм снижения цен был запущен в 2017 г.

[4] Крупнейший источник энергии для Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла.



Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: актуальная ситуация в сфере дальневосточной логистики

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор туристической отрасли Дальнего Востока

На федеральном уровне предлагается увеличивать финансирование и расширять существующие механизмы для поддержки туристической отрасли на Дальнем Востоке, в том числе в части снижения стоимости логистических затрат. При этом существенных инвестиций требует создание туристической инфраструктуры.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор авиастроительной отрасли Дальнего Востока

Крупные проекты в авиационной отрасли могут столкнуться с переносом сроков в связи с влиянием санкций. Власти рассчитывают оказать самолетостроению дополнительную поддержку, для данных целей потребуется дополнительное финансирование.

Читать полностью
Поделиться
Путешествие на другую планету: блогеры завершили экспедицию по БАМу

Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.

Читать полностью
Поделиться
Посещение Дальнего Востока должно стать уникальным опытом для туристов

По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).

Читать полностью
Поделиться
Китайским инвесторам в российских ТОР нужна инфраструктура

Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Субсидирование ж/д доставки рыбы — долгожданное решение для рыбаков ДФО

Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Читать полностью
Поделиться
Разворот России на Восток — это психологический и интеллектуальный курс

Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток — наше общее будущее»

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточники спросили — Президент решил

Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.

EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.

Читать полностью
Поделиться
Макроэкономический ландшафт Дальнего Востока к 2030 году

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Больше материалов