Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор авиастроительной отрасли ДФО
Поделиться

В гражданском самолетостроении планируется запустить в серийное производство новые пассажирские лайнеры с моторами российского производства. Параллельно серьезной проблемой становится осуществление технического обслуживания SSJ 100, поставленных перевозчикам.

ТГ-канал #кобзевнасвязи

SSJ-100 – проблемы и перспективы

Глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Ю.Слюсарь летом сообщал, что первый полет SSJ 100 с компонентами преимущественно[1] российского производства (Sukhoi Superjet New) должен состояться в середине 2023 г. Российско-французские двигатели SaM-146 в них планируется заменить на ПД-8 (АО «ОДК – Авиадвигатель»). Генеральный директор корпорации «Иркут» А.Богинский анонсировал поставку первых двух самолетов с новыми двигателями до конца 2023 г., тогда как Ю.Слюсарь говорил об их серийном производстве в 2024 г. (с объемом поставки около 20 самолетов в год).

Летом в холдинге «Росэлектроника» (ГК «Ростех») сообщали об успешной разработке электронных компонентов для связного оборудования SSJ 100 и МС-21. Компоненты прошли испытания в составе бортовой аппаратуры связи и были признаны пригодными для эксплуатации в гражданской авиации. При этом первый заместитель главы ОАК В.Артяков отмечал, что в SSJ New сохранятся отдельные импортные компоненты. Напомним, что разработка модификации SSJ New оценивалась в 120 млрд рублей.


В производственном центре корпорации «Иркут» (ОАК, Комсомольск-на-Амуре) в производстве находятся пять фюзеляжей SSJ New в различной степени готовности, один планер был передан Центральному аэрогидродинамическому институту им. Жуковского (ЦАГИ) для проведения наземных испытаний. Производственный план на 2023 г. предусматривает сборку двух серийных машин.

В сентябре Минпромторг предложил до конца текущего года предоставить порядка 5,14 млрд рублей на выпуск МС-21 и SSJ 100. Ассигнования в виде имущественного взноса должен получить «Ростех», далее они будут направлены в уставной капитал ОАК. Согласно стратегии развития транспортной отрасли РФ до 2030 г., на рынок должны поступить к этому времени 142 SSJ New и 270 МС-21-310.

Между тем у авиаперевозчиков возникают проблемы с эксплуатацией SSJ 100 в связи с усложнившимися условиями технического обслуживания лайнеров. В ноябре «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заявила о намерении в одностороннем порядке расторгнуть лизинговые контракты на поставку лайнеров SSJ 100 с авиакомпанией «Якутия». Самолеты ГТЛК рассчитывает передать другим авиакомпаниям – «ИрАэро» и «Азимут», которым поступало соответствующее предложение (финансовые условия не раскрываются). Свое намерение в ГТЛК объясняли нарушениями платежной дисциплины со стороны «Якутии». Известно, что ГТЛК рассматривает возможность передать новому арендатору три самолета возрастом семь и восемь лет (в компоновке на 103 кресла), при этом для одного из них предстоит завершить техническое обслуживание до конца года.

В целом «Якутия» располагает четырьмя SSJ 100 от ГТЛК – два из них задействованы на маршрутах, еще два находятся вне летной годности (для одного из них компания намерена ее восстановить). Помимо SSJ 100 от ГТЛК, «Якутия» ранее имела в парке также один SSJ 100 от «ВЭБ Лизинг», но он утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 г.


фото: авиакомпания «Якутия»

Потенциальный интерес к лайнерам «Якутии» проявили только в авиакомпании Red Wings (ее парк включает 17 SSJ 100). В октябре 2021 г. Минпромторг и ГТЛК уже заявляли о возможности изъять SSJ 100 у «Якутии», в случае если компании не удастся решить проблемы обслуживания. Так, глава Минпромторга Д.Мантуров говорил о несвоевременном обслуживании самолетов.

ГТЛК планирует провести технический аудит неисправных самолетов SSJ 100 «Якутии» с целью определения возможности их приведения в состояние летной годности и оценки стоимости данных работ. В «Якутии» при этом сообщали о принятии технических решений по восстановлению одного из самолетов совместно с ПАО «Иркут» и «Объединенной двигателестроительной корпорацией». У другого лайнера повреждена горячая часть двигателей, ремонт которой может осуществить только компания PowerJet на расположенных во Франции мощностях. Задержки с обслуживанием в «Якутии» объясняли техническими дефектами судна, которые были выявлены в 2018 г. и потребовали проведения дорогостоящих внеплановых ремонтов двигателей. Также в «Якутии» указывали, что проблему с ремонтом усугубили пандемия и санкционные ограничения (поставщик двигателей SaM146 – PowerJet остановил производство).

В ноябре комиссия ГТЛК подтвердила, что авиакомпания «Якутия» разукомплектовала два из четырех взятых в лизинг SSJ 100. На самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и ряд других ключевых агрегатов[2]. В ГТЛК и «Иркуте» признают, что восстановить данные лайнеры в условиях санкций невозможно, но их все же планируется изъять у перевозчика.

В целом же российские авиакомпании по итогам текущего года должны получить 10 лайнеров SSJ 100, из которых только семь являются полностью новыми машинами, а три из них – ремаркетированные (уже использовались другими перевозчиками). При этом количество в десять самолетов в два раза меньше, чем было изначально анонсировано Минпромторгом (в марте сообщалось о 19 лайнерах). Пока что сообщалось о поставке в середине ноября только одного из этих лайнеров.

В Минпромторге подчеркивали, что для запланированного количества самолетов полностью хватало импортной комплектации. Новые лайнеры планируется поставить авиакомпаниям «Азимут», «Россия» и Red Wings. В 2021 г. эксплуатанты получили 24 новых лайнера SSJ 100, в 2020 г. было поставлено 12 машин, а меньше всего – в 2019 г. (восемь самолетов). Хотя в «Иркуте» не объявляли о причинах сокращения поставок в текущем году, эксперты отрасли отмечают, что в компании столкнулись с существенными проблемами после прекращения поставок импортных комплектующих в результате санкций.

При этом известно, что «Азимут» в текущем году впервые получит (от «ПСБ-Лизинга») самолет SSJ 100 с подержанными двигателями, взятыми из подменного пула (резерва для всех эксплуатантов SSJ 100). Двигатели имеют небольшой налет. В 2023 г. авиаперевозчикам планируется поставить еще десять SSJ 100, часть из них также с двигателями из подменного пула. При этом в 2019 г. подменный пул включал 17 двигателей SaM146, но авиаперевозчики отмечали их нехватку (а для «Аэрофлота» компанией PowerJet был создан отдельный пул). Известно, что с 2019 г. количество подменных двигателей не увеличилось. Из 314 планируемых до 2030 г. к выпуску двигателей ПД-8 284 двигателя предполагается установить на новые лайнеры SSJ 100, но оставшихся 30 не будет достаточно для замены на уже эксплуатируемом флоте и формирования подменного пула.


Следует отметить, что проблемным вопросом также являются происшествия с лайнерами SSJ 100, хотя производители не выявляли технических неисправностей. Тем не менее представители погибших и пострадавших пассажиров[3] во время авиакатастрофы 2019 г. с SSJ 100 в московском аэропорту Шереметьево (следовал по маршруту «Москва - Мурманск») потребовали компенсацию в размере 26 млн евро от международных корпораций (французская Safran Landing Systems, российско-французская PowerJet, французские Liebherr-Aerospace Toulouse SAS и Thales Avionics Lcd SAS, европейское подразделение американской Leach International Europe, американская Curtiss-Wright Corp.), поставлявших комплектующие для сгоревшего после неудачной аварийной посадки самолета. К производителю SSJ 100 ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» материальных претензий не предъявлялось.

 

МС-21 – разбег взят

Что касается лайнеров МС-21, то на расширение их производства правительство выделило осенью текущего года 15 млрд рублей. Средства предназначены для закупки современного оборудования для заводов ОАК в 2022-25 гг. ОАК намерена обеспечить серийное производство не менее чем 36 лайнеров в год. Ранее «Аэрофлот» подписал соглашение о поставке 210 самолетов МС-21 и 89 SSJ New до 2030 г. 


фото: ТГ-канал #кобзевнасвязи

Следует отметить, что правительство приняло решение направить 44 млрд рублей «Объединенной двигателестроительной корпорации» в течение двух лет на расширение производства авиационных двигателей. Так, должны быть выпущены около 50 двигателей ПД-8 для SSJ 100 и 14 двигателей ПД-14 для МС-21.

«Байкал» - движение есть, но по двигателю вопросы

Продолжается работа над запуском в производство самолетов, которые должны стать заменой старых моделей «Ан» на региональных маршрутах. При этом сроки работы могут также увеличиться. В августе вице-премьер Ю.Трутнев сообщал о планах сформировать госзаказ на строительство новых воздушных судов ЛМС-901 («Байкал») взамен выбывающих из эксплуатации Ан-2 и Ан-3 (на Дальнем Востоке на сегодняшний день используется 41 самолет такого типа). В Росавиации предварительно оценивали сроки завершения сертификации нового самолета – до конца 2023 г. Предполагается, что основным заказчиком должна стать единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» (ей планируется поставить 105 самолетов).


Тогда же в августе Ю.Трутнев поручил Минпромторгу и Минтрансу проанализировать сроки всех этапов сертификации самолета в базовой комплектации. При этом для обеспечения эксплуатации новых самолетов необходимо создать и восстановить еще 196 посадочных площадок в регионах.

В том числе для реализации проекта были расширены границы ТОР «Комсомольск» в Хабаровском крае, где ООО «Байкал-Инжиниринг» (АО «Уральский завод гражданской авиации») намерено создать авиационный центр региональной и беспилотной авиации. В рамках центра предполагается проводить сборку, сервисное обслуживание, а также подготовку пилотов и инженерных кадров. На сегодняшний день известно, что первые ЛМС-901 должна получить красноярская авиакомпания «КрасАвиа». С ней был подписан контракт на поставку десяти самолетов в 2025-29 гг.

Первый полет «Байкала» состоялся в январе текущего года – с использованием мотора General Electric H80-100. Тем не менее пока не решен вопрос по замене двигателя производства американской General Electric для «Байкала», что ставит под вопрос возможные сроки его серийного производства. В настоящее время продолжается разработка двигателя для данного самолета ВК-800, но его выпуск ожидается не ранее, чем через два года.

 

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia


[1] По данным ОАК, порядка 97%.

[2] Генеральный директор «Якутии» А.Винокуров сообщил, что один самолет был разобран в 2018 г., а второй – в 2021 г.

[3] В авиакатастрофе погиб 41 человек (на борту находилось 83 человека).



Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Рабочая лошадка для неба

Более 750 ед. вертолетной техники предполагается произвести при поддержке государства в рамках Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Это позволит перебороть опережающие темпы старения парка, но реализация вопроса столкнулась с трудностями. Часть новых проектов зависла в свете импортозамещения, да и сами перевозчики сегодня не сильно желают обновлять свой парк, во многом из-за опережающего роста цен на авиатехнику, отчасти надеясь на продление ресурса старого доброго вертолета Ми-8. Сообщения же о возможном выводе из эксплуатации легендарной машины недавно взбудоражили отраслевое сообщество.

Читать полностью
Поделиться
Чтобы небо не опустело

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор лесной промышленности ДФО

Читать полностью
Поделиться
Путешествие на другую планету: блогеры завершили экспедицию по БАМу

Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.

Читать полностью
Поделиться
Посещение Дальнего Востока должно стать уникальным опытом для туристов

По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).

Читать полностью
Поделиться
Китайским инвесторам в российских ТОР нужна инфраструктура

Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Субсидирование ж/д доставки рыбы — долгожданное решение для рыбаков ДФО

Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Читать полностью
Поделиться
Разворот России на Восток — это психологический и интеллектуальный курс

Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток — наше общее будущее»

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточники спросили — Президент решил

Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.

EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.

Читать полностью
Поделиться
Макроэкономический ландшафт Дальнего Востока к 2030 году

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Больше материалов