В горнодобыче наблюдается смена владельцев ряда крупных активов. Тем временем средние и мелкие золотодобывающие предприятия рассчитывают на расширение поддержки со стороны государства, с учетом роста производственных затрат, существующих ограничений на рынке
Недропользователи заявляют о проблемах в связи с санкционными ограничениями и рассчитывают на поддержку государства. Летом возникли сложности при продаже золота за границу в связи с введением санкционных ограничений и эмбарго на золото рядом стран.
Запрет на импорт российского золота ввели США, Канада, Великобритания, Япония. Представители отрасли предпринимают попытки лоббировать свои интересы в текущих условиях. В июле в Ассоциации недропользователей Магаданской области (председатель – крупный магаданский золотопромышленник и депутат областной думы А.Басанский ) предлагали скорректировать механизм государственного регулирования оборота золота - допустить приобретение Банком России золота у недропользователей напрямую по рыночной (мировой) цене.
Золотодобытчики в РФ продают золото коммерческим банкам, которые могут отправлять его на экспорт или же перепродавать внутри страны. Так, в 2020-21 гг. основная часть драгметалла поставлялась на экспорт. Для ряда крупных банков на рынке драгметаллов, попавших под санкции, были закрыты экспортные каналы, что снизило ликвидность рынка золота. Банк России в конце февраля возобновил покупку золота на внутреннем рынке.
Также магаданские депутаты предложили разрешить недропользователям продавать физическим лицам слитки, произведенные на аффинажных заводах из добытого ими золота, без начисления налога на добавленную стоимость. Аналогичная мера действует с 1 марта 2022 г. в отношении банковских организаций, которые также могут продавать золотые слитки физлицам без НДС независимо от помещения слитков в банковские хранилища.
Кроме того, предлагается не осуществлять регистрации с физлицами договоров купли-продажи слитков или допустить условие регистрации договора в уведомительном порядке, поскольку регистрация занимает длительное время и ставит недропользователей в заведомо неконкурентное положение относительно банков. Ожидается, что обеспечивать прозрачность товарооборота слитков на всех его этапах, своевременность и полноту налогообложения доходов от сделки будет Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них ((ГИИС ДМДК) .
Проблемы прежде всего касаются средних и малых предприятий по добыче золота, поскольку цены на золото, по которым банки ведут закупки, не позволяют обновлять материальную базу. В этих условиях ожидается поглощение более мелких предприятий, а также уход части игроков с рынка. Небольшие компании не имеют возможности получить генеральную лицензию на экспорт.
В сложившейся ситуация продолжаются продажи, передачи и перерегистрации активов. «Полиметалл» (Polymetal Int) в июле сформировал специальный комитет совета директоров для оценки возможной продажи российских активов менеджменту (что предполагает сохранение актива под контролем компании) или же третьим лицам.
Разделение активов (российских и казахстанских) служит для восстановления акционерной стоимости компании, базы инвесторов, снижения рисков текущей деятельности. Наиболее крупным иностранным акционером группы ИСТ на сегодняшний день является американский фонд BlackRock (9,91%).
«Полиметаллу» принадлежат Дукатский и Омолонский хабы в Магаданской области, Амурский гидрометаллургический комплекс, месторождения Светлое, Албазино, Кутын в Хабаровском крае, месторождение Майское в Чукотском АО, месторождение Нежданинское в Якутии. По итогам первого полугодия 2022 г. «Полиметалл» сократил производство золота на 7% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. – до 697 тыс. унций в золотом эквиваленте. На российских предприятиях было добыто 453 тыс. унций, на казахстанских – 244 тыс. унций в золотом эквиваленте. Недропользователь сообщал о сокращении отгрузки золотого концентрата с Нежданинского месторождения и с казахстанского Кызыла на фоне карантинных ограничений в КНР.
Снижение производства золотого эквивалента на активах «Полиметалла» в РФ составило 2%. Так, на 6% сократилось производство на Дукате, 23% составило снижение на Албазино, на 14% снизилось производство на Омолоне, на 19% - на Светлом и на 60% - на Майском. Выручка компании в первом полугодии сократилась на 18%, до 1 048 млн долларов США (605 млн долларов в РФ и 443 млн долларов в Казахстане).
Следует отметить, что в сентябре «Полиметалл» ввел в эксплуатацию ГОК на Кутыне (Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края) мощностью 3 тонны золота в год . До конца текущего года планируется произвести на объекте 40 тыс. унций. В 2023-30 гг. средний выпуск оценивается в порядка 100 тыс. унций (более 3 тонн) золота в год. Отработку месторождения предполагается вести до 2028 г. Суммарное производство золота в период отработки Кутына должно составить 17,8 тонн. Объем инвестиций в освоение оценивается в 80 млн долларов (в геологоразведку и создание инфраструктуры было вложено около 55 млн долларов).
Упорная руда Кутына будет перерабатываться на флотационной фабрике компании «Ресурсы Албазино» «Полиметалла» (в районе им. Полины Осипенко) с последующим автоклавным выщелачиванием на Амурском ГМК. Рудные запасы для отработки открытым способом на Кутыне составляют 12 млн тонн руды и 35 тонн золота. Добавочные минеральные ресурсы Кутына для отработки открытым и подземным способами оцениваются в 2,5 млн тонн и 13 тонн золота.
«Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) в июле завершила выкуп долей крупнейших акционеров АО «Сусуманзолото» и его дочерних предприятий . Стоимость сделки не сообщалась. «Сусуманзолото» является самой крупной в РФ компанией по добыче россыпного золота. Ей принадлежит 61 лицензия на право пользования недрами на территории Сусуманского, Тенькинского, Хасынского и Ягоднинского районов Магаданской области. В число дочерних предприятий «Сусуманзолото» входят ООО «Карьер Челбанья», ООО «Астра», ООО «Чай-Урья золото», ООО «Герба», ООО «Дражник» (добыча на россыпях). Добычу рудного золота осуществляют, в частности, ЗАО «Омчак» в Забайкальском крае (месторождение Верхняя Алия, Балейский район) и ООО «Электрум Плюс» в Магаданской области (месторождение Ветренское, Тенькинский район). По итогам 2021 г. недропользователь произвел 6,6 тонн золота.
Компания «УГМК-Инвест» в сентябре получила разрешение на приобретение долей в дочерних предприятиях золотодобывающей группы «Петропавловск» (Petropavlovsk Plc). Стоимость сделки составила 619 млн долларов США, включая денежное вознаграждение в размере 380,5 млн долларов, погашение обязательств перед УГМК на 202,5 млн долларов, вознаграждение временным управляющим в объеме 30 млн долларов, а также 6 млн долларов на непредвиденные расходы. Средства будут направлены на покрытие долгов «Петропавловска» (основным кредитором является «УГМК-Инвест»).
УГМК получила контроль над добычными и производственными активами группы – 100% Албынского рудника, 19,37% Покровского рудника, компанию Eponymousco, через которую Petropavlovsk контролирует еще 80,01% Покровского рудника, компанию Petropavlovsk Cyprus Ltd, владеющую контролем в Маломырском руднике, и 75% в компании «Тэми» (проект освоения месторождения золота Эльга).
Между тем ПАО «Высочайший» (GV Gold) в конце лета нарастило с 51% до 63% долю в проекте «Красный» (Бодайбинский район), который является совместным предприятием со шведской компанией Kopy Goldfields. Компания приобрела 540 дополнительных акций в Bodaibo Holding Ltd (зарегистрирована на Кипре), которой принадлежит 100% ООО «Красный». Kopy Goldfields проводит в пределах золоторудного месторождения Красное геологоразведочные работы. Запасы оцениваются в 0,26 млн унций.
Запуск месторождения в эксплуатацию намечен на 2025 г. На первом этапе предполагается перерабатывать 1 млн тонн руды в год с получением 30 тыс. унций золота. В дальнейшем мощность предприятия может быть увеличена до 3 млн тонн ежегодно с извлечением 110 тыс. унций драгметалла. Красное планируется ввести в разработку одновременно со Светловским золоторудным месторождением «Высочайшего», которое также расположено в Бодайбинском районе.
Продажи касаются не только золоторудных активов. Так, британская компания Amur Minerals Corporation в августе заключила соглашение о продаже своей дочерней структуры Irosta Trading Ltd, которой принадлежит проект по освоению никелево-медно-сульфидного месторождения Кун-Манье в Амурской области (Зейский район, на границе с Тугуро-Чумиканским районом Хабаровского края). Покупателем стало ООО «Беринг Металс» (Bering Metals), подконтрольное В.Свиблову. Стоимость сделки составляет 35 млн долларов.
Запасы Кун-Манье составляют 144,2 млн тонн руды, в которой содержится 1,1 млн тонн никеля и 304 тыс. тонн меди. Потенциальный срок отработки месторождения оценивается в 25 лет при условии производительности до 11,2 млн тонн руды в год. К концу 2017 г. было подготовлено ТЭО проекта строительства горно-обогатительного комбината на месторождении, но далее проект не развивался.
В регионах ДФО не отмечается прироста добычи золота, в лучшем случае, показатели остаются на уровне прошлого года. В частности, по итогам января-августа 2022 г. недропользователи Магаданской области произвели 33,3 тонн золота, что соответствует результату за аналогичный период 2021 г. Объем добычи рудного золота за восемь месяцев года составил 20,8 тонн, на россыпях добыли 12,5 тонн. Тем не менее в регионе за отчетный период увеличился выпуск серебра - на 18%, достигнув 480,3 тонн.
На Колыме реализуются в том числе и новые проекты. В июле ООО «Эвенская ГРК» завершило строительство золотоизвлекательной фабрики на месторождении Сопка Кварцевая (Северо-Эвенский район) мощностью до 1 млн тонн руды в год. Объем добычи на месторождении прогнозируется на уровне 700 кг золота и 18 тонн серебра в год.
В качестве ресурсной базы ЗИФ также рассматриваются месторождения Дальнее, Ороч и Ирбычан. Их запасы прежде отрабатывал «Полиметалл», но в 2018 г. добыча была прекращена в связи с истощением запасов руды с высоким содержанием драгметалла. В марте 2020 г. активы были проданы за 800 млн рублей.
В сентябре с.г. ВТБ и ООО «Рудник Тэутэджак» (концерн «Арбат» А.Басанского) подписали соглашение о финансировании запуска месторождения Тэутэджак в Тенькинском городском округе. Золотоизвлекательную фабрику на месторождении планируется запустить в конце текущего года. После выхода на полную мощность на фабрике планируется перерабатывать до 1 млн тонн руды в год. Ежегодный объем производства должен составить 2,5-2,7 тонн золота и 2,6-2,9 тонн серебра. Запасы рудного золота месторождения оцениваются в 16,596 тонн, а запасы серебра – в 12,2 тонны.
В Амурской области уровень производства золота в январе-сентябре также соответствовал аналогичному периоду прошлого года - было произведено 13 254,2 кг. На 11% увеличилась добыча на россыпях, но производство рудного золота снизилось на 6%. В частности, сократили производство предприятия ГК «Петропавловск». Албынская ЗИФ сократила выпуск в 14 раз – до 34 кг драгметалла, поскольку там была завершена отработка участка «Албын». Добыча снижалась на Маломырском руднике, а также на Березитовом руднике компании Nordgold.
Что касается добычи алмазов, то АК «АЛРОСА» решила вернуться к отработке трубки «Мир» (Мирнинский район Якутии), реализовав проект по строительству объектов рудника «Мир-Глубокий» за 120 млрд рублей. Строительство нового рудника планируется начать в 2024 г., получение первой руды ожидается не ранее 2030 г. В 2021 г. «АЛРОСА» завершила геологоразведочные работы до отметки минус 1 300 м, подтвердив запасы глубоких горизонтов и придя к выводу о рентабельности освоения. Запасы месторождения «Мир» на текущий момент оцениваются в 200 млн карат.
Тем временем инвесторы крупного медного проекта рассчитывают на дополнительную государственную поддержку. В ООО «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова) отмечают необходимость введения налоговых льгот для освоения Удоканского месторождения в Забайкальском крае (Каларский район), что связано с изменившимися параметрами финансовой модели проекта. На них повлияли снижение мировых цен на медь (с марта 2022 г.) и высокие финансовые риски.
«Удоканская медь» продолжает строительство конвейера протяженностью 2,8 км между карьером и ГМК «Удокан» (производительностью 2 тыс. тонн в час). Он должен обеспечить транспортировку 15 млн тонн руды в год для производства 135 тыс. тонн меди в год (первая очередь), после запуска второй очереди производительность должна увеличиться до 40 млн тонн руды ежегодно, а выпуск меди - достигнуть 470 тыс. тонн в год. В Удоканский проект уже было инвестировано 100 млрд рублей, вторая очередь проекта предусматривает инвестиции в размере 289 млрд рублей. В сентябре «РусГидро» и «Удоканская медь» (USM Holdings) договорились об энергоснабжении второй очереди проекта.
Между тем ООО «Восток ГеоСервис» В.Свиблова планирует построить горно-обогатительный комбинат на Култуминском полиметаллическом месторождении в Газимуро-Заводском районе Забайкалья. Его мощность может составить 10 млн тонн руды в год. Первый этап разработки проекта запланирован на 2022-33 гг., ГОК должен быть запущен не позднее 2029 г.
Прежде лицензия на разработку Култуминского месторождения принадлежала ГМК «Норильский никель» (месторождение расположено в 85 км от Быстринского месторождения «Норникеля»), компания отказалась от нее, посчитав слишком низкой инвестиционную привлекательность актива. «Восток ГеоСервис» приобрел лицензию на аукционе в феврале текущего года за 2,638 млрд рублей. Запасы Култуминского месторождения (С1+С2) оцениваются в 125,38 тонн золота, 977,7 тонн серебра, 632,8 тыс. тонн меди и 24,4 млн тонн железа. Прогнозные запасы (по категории Р1) оцениваются в 134,6 тонн золота, 487,08 тыс. тонн меди и 6 млн тонн железа. В сентябре было подписано соглашение между КРДВ, правительством Забайкальского края и В.Свибловым о развитии инфраструктуры для строительства ГОКа.
Рассматривается возможность активизации оловодобычи в Якутии. «Росгеология» предложила вновь запустить добычу на Депутатском месторождении олова (Усть-Янский район), запасы которого оцениваются в 255,8 тыс. тонн (составляет 12,1% от общего объема запасов олова в РФ). Данное месторождение активно разрабатывалось с 1951 г., а после распада СССР у него трижды менялись владельцы. С 2014 г. лицензией на объект владело АО «Горно-обогатительный комплекс «Депутатский», в июле 2021 г. лицензия была досрочно аннулирована Роснедрами, так как фактически добыча на месторождении не велась с 2009 г. (она была остановлена в связи с банкротством компании «Сахаолово»).
«Росгеология», в частности, предлагает провести на объекте геологоразведку запасов с получением эксплуатационных запасов по категории С1 в размере 50 тыс. тонн и оценить прогнозные ресурсы с получением запасов категории С2 в аналогичном объеме. В холдинге также рассматривают возможность проведения поиска и оценки месторождений олова в Хабаровском крае и Бурятии в целях прироста запасов до 60 тыс. тонн (С1+С2). Общий прирост запасов при условии проведения всех работ в «Росгеологии» оценивают в 160 тыс. тонн олова. На проведение геологоразведочных работ в течение четырех лет может потребоваться порядка 2 млрд рублей.
Основной объем запасов олова в стране приходится на Якутию - 764,4 тыс. тонн. Из 213 известных месторождений на данный момент эксплуатируются только четыре объекта - Перевальное, Правоурмийское и Фестивальное месторождения в Хабаровском крае, россыпь Ручей Тирехтях в Якутии. Тем не менее в первом полугодии текущего года ПАО «Русолово» (холдинг «Селигдар») сократило производство олова в концентрате на территории Хабаровского края на 10% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. – до 1 254 тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова
В рыбопромышленной отрасли не прекращаются дискуссии вокруг реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Второй этап предполагает изъятие в 2023 г. у действующих рыбопромышленных предприятий и дальнейшее перераспределение через аукцион оставшихся 50% квот на добычу краба, 24% квот на рыбу (минтай, палтус, сельдь), 100% квот на добычу морских гребешков, трубачей, морских ежей, трепангов и последующую реализацию данных квот через аукционы. Старые квоты были закреплены за предприятиями до 2033 г. Они предоставляют право на добычу более чем 62 тыс. тонн водных биоресурсов ежегодно.
В целях компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестиционных квот предполагается дополнительно наделить их 4% общих допустимых уловов (ОДУ) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Законопроект, вызывающий разногласия в отрасли, был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко и внесен в Госдуму правительством в конце июля текущего года. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 января 2023 г.
В июле Сахалинская областная дума направила обращение председателю Совета Федерации В.Матвиенко с просьбой поддержать предложение о доработке законопроекта по реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Депутаты указали на опасения представителей рыбопромышленной отрасли Сахалинской области в том, что реализация второго этапа программы приведет к сокращению количества рыбоперерабатывающих предприятий в регионе (в том числе градообразующих), сокращению количества рабочих мест и налоговых поступлений в областной бюджет.
В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО, руководитель – М.Козлов) наибольшую проблему видят в изъятии 100% квот на добычу гребешка и трубача, которые составляют основу промысла на Курильских островах. В АРСО настаивают на доработке законопроекта.
Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока ранее также обратился в администрацию президента РФ с предложением учесть позицию дальневосточных рыбопромышленных предприятий при рассмотрении законопроекта. В Совете предложили отложить проведение крабовых аукционов до 2035 г., исключить из инвестквот добычу моллюсков. Также отраслевые организации ДФО настаивали на рассмотрении законопроекта только после проведения Счетной палатой РФ анализа результатов реализации первого этапа программы.
В июле с открытым письмом к президенту В.Путину обращалась Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП), прося не принимать законопроект о реализации второго этапа программы инвестквот без проведения оценки результатов первого этапа. В АРПП отмечали, что решение должно быть основано на долгосрочном научном прогнозировании состояния запасов водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Также в ассоциации настаивают на безусловном исполнении государством обязательств по ранее заключенным на пятнадцатилетний период договорам о закреплении за пользователями долей квот.
Обращение в администрацию президента также направляла «Опора России» - с просьбой провести детальный анализ влияния запланированного второго этапа программы на малые и средние предприятия. Глава организации А.Калинин указывал на то, что действующие пользователи квот лишатся права на ежегодный вылов 25,8 тыс. тонн моллюсков и 58,8 тыс. тонн крабов, а в целом ресурса могут лишиться 116 предприятий, из которых 74 относятся к малому и среднему бизнесу (в том числе 17 – к градообразующим предприятиям).
Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) общие затраты бизнеса в рамках второго этапа программы оценили в 471 млрд рублей. В ВАРПЭ продолжали высказываться о необходимости отложить второй этап в текущих условиях, отмечая, что законопроект был разработан без учета влияния на отрасль санкций. Несоответствие законопроекта текущим экономическим реалиям также отмечали в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
В августе ВАРПЭ и губернатор Магаданской области С.Носов направили председателю Госдумы В.Володину письма с просьбами отложить принятие законопроекта и провести по нему широкую отраслевую дискуссию с участием представителей всех прибрежных регионов Дальнего Востока.
С.Носов подчеркнул, что магаданские власти неоднократно направляли в федеральное правительство отрицательные отзывы на законопроект. Он отметил, что очередное перераспределение части водных биоресурсов приведет к снижению сырьевой обеспеченности большинства хозяйствующих субъектов Колымы, в то время как для участия в новых аукционах и инвестпроектах у магаданских компаний зачастую отсутствуют свободные финансовые ресурсы из-за значительной закредитованности.
Власти Магаданской области заявляли о фактическом ограничении конкуренции из-за нового этапа программы, поскольку сырьевые ресурсы будут перераспределены в пользу крупных игроков. По расчетам областного правительства, на втором этапе программы уменьшение исторической части квот минтая, сельди, крабов и трубачей, закрепленных за магаданскими предприятиями, составит свыше 26% от действующих в настоящее время, в пересчете на рыночную стоимость продукции потери оцениваются в более чем 7 млрд рублей. Также из-за недозагруженности производственных мощностей на 300 единиц сократится количество рабочих мест.
Кроме того, высказывались опасения по поводу затруднений при реализации магаданскими предприятиями инвестиционных проектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. К В.Володину с просьбой об организации отраслевой дискуссии по законопроекту также обратились губернатор Хабаровского края М.Дегтярев, губернатор Камчатского края В.Солодов и губернатор Сахалинской области В.Лимаренко.
В то же время с таким мнением солидарны не все участники рынка. За скорейшую реализацию второго этапа программы выступают в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). В ассоциации полагают, что отказ от реализации программы лишит отрасль стимула к развитию перерабатывающих мощностей и обновлению флота, а тем самым будет дано преимущество основному конкуренту РФ в промысле минтая – США (в США перерабатывается порядка 85% собственного улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью). Законопроект также поддерживают в Росрыболовстве, где оценивают в 300 млрд рублей объем инвестиций в строительство порядка 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов и 10 перерабатывающих заводов.
В связи с запретом в 2022 г. на промысел камчатского краба в США (Аляска) квоты на его добычу распределяются только в РФ (27,5 тыс. тонн, или 94% мирового объема) и Норвегии (1,8 тыс. тонн). В условиях ограниченности ресурса компании готовы платить более высокую цену за квоты, учитывая также перспективу увеличения ресурса за счет миграции или роста популяции. Так, в августе ООО «Восход» Н.Кожемяко приобрело на аукционе квоту на ежегодный (до 2037 г.) вылов в Западно-Сахалинской подзоне 150 тонн краба за 1,65 млрд рублей (стартовая цена – 78,22 млн рублей, конечная цена лота превысила начальную в 21 раз).
В ВАРПЭ в целях повышения налоговой отдачи добычи краба предложили повысить ставки сборов за пользование водными биоресурсами в отношении крабов. В случае внесения таких изменений в Налоговый кодекс, суммарная годовая ставка сборов на крабов составит 13,5 млрд рублей в год. Таким образом, всего за оставшийся срок действия квотных договоров (до 2033 г.) в консолидированный бюджет РФ будет перечислено не менее 202 млрд рублей[1]. Кроме того, в ВАРПЭ предлагают возможность введения «инвестиционного налога» - законодательно закрепленного обязательства компаний, добывающих более 1 тыс. тонн краба, за период до 2033 г. построить новые суда на российских верфях (из расчета одно судно на каждую тысячу тонн краба).
Тем временем добытчики краба видят новые риски для экспорта живого камчатского краба. Сезон активной добычи данного ресурса начался в сентябре, основной экспорт осуществляется в КНР, через таможенный пункт «Краскино» в Приморском крае. При этом пропускная способность данного пункта ограничена – действуют четыре линии контроля, но инфраструктура изношена, и в связи с постоянными ремонтами стабильно работает только одна линия. В связи с этим в июле текущего года очередь на пункте пропуска достигала 110 автомобилей (примерно пять дней ожидания), с началом активного экспорта она может увеличиться до 150 грузовых автомобилей.
Дополнительную нагрузку создадут отгрузки через данный пункт продукции краболовов из Северного бассейна, столкнувшихся с проблемой сбыта после запрета поставок морепродуктов в США и страны ЕС в рамках санкций. В ФТС заявляют, что в настоящее время через пункт пропуска «Краскино» в среднем оформляется свыше 80 грузовых транспортных средств в оба направления.
Живой краб главным образом пользуется спросом в КНР. «Краскино» является для данной продукции приоритетным пунктом пропуска, поскольку он расположен вблизи приморских портов, после поставки через которые на китайской стороне продукция может в максимально короткие сроки быть доставлена в приемные пункты со свежей морской водой.
Каждый день простоя влечет снижение товарной ценности продукта, оно может достигать 50% (в зависимости от вида крабов и температурных условий). В 2021 г. через «Краскино» было перевезено 13,6 тыс. тонн живого краба (общий экспорт живых и мороженых крабов из РФ за год оценивался в 75 тыс. тонн). После закрытия рынков США и ЕС сопоставимыми по объемам потребления и платежеспособности покупателями краба остаются Китай, Япония и Республика Корея. На рынке к тому же может возникнуть конкуренция из-за планов по поставке крабов из Северного бассейна.
При этом экспорт живого краба морским путем стал почти невозможным после введения Китаем ограничений, связанных с COVID-19. Кроме того, для осуществления таких поставок необходимо отвлекать суда от промысла на срок до 10-12 дней. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) полагают, что складывающаяся ситуация ведет к снижению прибыли участников рынка.
Президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков предполагает, что решению проблемы может способствовать строительство нового пограничного перехода, рассчитанного на потенциальный рост грузопотока. Ранее крупные краболовные компании выражали готовность взять на себя строительство дополнительной инфраструктуры в рамках перехода и построить отдельную полосу для скоропортящейся продукции с применением механизма государственно-частного партнерства. Однако идея не встретила поддержки правительства.
Неудачная путина
В Камчатском крае 20 сентября завершилась лососевая путина. В текущем году было выловлено порядка 133 тыс. тонн лососей, что составляет только 67% от первоначального прогноза. Путина в регионе оказалась самой неудачной за последние десять лет. Высокие показатели вылова были зафиксированы только на восточном побережье полуострова - в Камчатском заливе и реке Камчатке, где подходы нерки превысили ожидаемые в два раза. Общий вылов лососей на этих участках превысил 61 тыс. тонн. На западе Камчатки улов составил 67,5 тыс. тонн, что на 86 тыс. тонн ниже показателей предыдущего (четного) года. При этом по объемам вылова тихоокеанских лососей Камчатка традиционно является лидером среди регионов.
Следует отметить, что в июле президентом был подписан законопроект об ограничении вывоза авиатранспортом немаркированной лососевой икры из Камчатского края, что предпринято с целью сокращения незаконного оборота водных биоресурсов и браконьерской деятельности на реках полуострова. Норма начнет действовать с 1 ноября текущего года и предусматривает запрет на перемещение гражданами с территории края более 10 кг икры непромышленного изготовления (без заводской упаковки, содержащей маркировку и данные об изготовителе, импортере) в личном багаже и в ручной клади. До конца текущего года также может быть введена цифровая маркировка[2] лососевой икры и осетровых рыб.
Более удачными оказались результаты путины на Сахалине. В регионе уловы лосося выросли на 70% по отношению к 2020 г. Было выловлено около 73 тыс. тонн красной рыбы. По состоянию на 13 сентября текущего года вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 247 тыс. тонн. Положительная динамика добычи зафиксирована в Магаданской области, где добыто 4,42 тыс. тонн (рост на 90% к уровню аналогичного периода 2020 г.). Рост на 8% зафиксирован в Хабаровском крае – до 32 тыс. тонн, и в Чукотском АО (на 80%, до 3,4 тыс. тонн). 703 тонны лососевых добыто в Приморском крае.
Между тем предполагается создание новых рыбоперерабатывающих производств и модернизация предприятий. Летом текущего года АФК «Система» приобрела 75% долей в капитале ООО «Кристалл Фиш» и 10% долей в ООО «Хангар», специализирующихся на добыче и переработке красной рыбы (покупателем выступила структура АФК «Система» - ООО УК «Камчатка проект»[3]). В компании намерены сформировать в Камчатском крае крупный рыбопромышленный холдинг.
Обе компании расположены на западном побережье Камчатки, вблизи активов ООО «Заря», приобретенного «Системой» в 2021 г. Рыбопромышленной холдинг «Восход» с собственной добычей, переработкой, хранением и трейдингом должен быть создан на базе трех данных предприятий. Общий объем вылова оценивается в 27-35 тыс. тонн в год. В настоящее время в пользовании у компании «Кристалл Фиш» находятся четыре рыболовных участка, а также ей принадлежат четыре промысловых судна. Компании «Хангар» принадлежат четыре рыболовных участка, пять судов, новый перерабатывающий завод мощностью 180 тонн в сутки (запуск намечен на текущий год). Следует отметить, что «Система» рассчитывает нарастить долю в «Хангаре» выше контрольной.
В компании «Заря» «Системе» принадлежит 90% (были приобретены за 6,2 млрд рублей). «Заря» специализируется на вылове красной рыбы – объем вылова составляет свыше 20 тыс. тонн в год. При этом на рынке лососевых «Заря» занимает порядка 10% на Камчатке и 5% - в РФ. В 2021 г. выручка компании составила 4,43 млрд рублей, а чистая прибыль – 1,92 млрд рублей. В ООО «Хангар» в прошлом году выручка составила 348,45 млн рублей, чистая прибыль – 60,05 млн рублей. Наконец, компания «Кристалл Фиш» получила выручку за 2021 г. в 591,79 млн рублей, чистая прибыль составила 341,28 млн рублей.
Новый рыбоперерабатывающий завод «Командор» был открыт в поселке Октябрьский Камчатского края. Объем инвестиций в создание производства составил 1,9 млрд рублей. Завод является дочерним предприятием «Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина» и был построен в рамках программы инвестиционных квот. Мощность нового предприятия составляет 223 тонны продукции из минтая, 40 тонн рыбной муки и 30 тонн рыбьего жира.
Кроме того, компания «Корякморепродукт» в рамках ТОР «Камчатка» намерена модернизировать существующий рыбоперерабатывающий завод вблизи устья реки Хайлюля в районе села Ивашки (Карагинский район). Объем инвестиций в проект составляет порядка 190 млн рублей. Мощности предприятия должны быть увеличены на 120 тонн в сутки, благодаря новому оборудованию будет производиться глубокая переработка нерки, кеты и горбуши. Проект планируется реализовать к 1 июля 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По действующим ставкам сборы составляют только 458,6 млн рублей в год или 6,9 млрд рублей за 15 лет.
[2] Национальная система цифровой маркировки была введена в РФ с 2019 г. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
[3] Сумма сделки не раскрывается (доли были приобретены у физических лиц).
В регионах Дальнего Востока по-прежнему сохраняется проблема высокого уровня безработицы (в наибольшей степени она выражена в Бурятии, Забайкалье и Якутии), что сопровождается ростом цен (Таблица 2) и характерной для страны в целом отрицательной динамикой реальных денежных доходов. В частности, в семи регионах ДФО (Забайкалье, Бурятия, Якутия, Магаданская, Амурская и Сахалинская области, Еврейская АО) и в Иркутской области уровень безработицы (Таблица 4) в мае-июле текущего года превышал среднероссийский показатель. Рост реальных денежных доходов во втором квартале года (Таблица 1) был зафиксирован только в четырех субъектах ДФО.
На федеральном уровне принимаются решения по развитию механизмов поддержки жителей Дальнего Востока. Механизм «Дальневосточной ипотеки», направленный на стимулирование строительства, улучшение жилищных условий и борьбу с оттоком населения макрорегиона, в текущем году подвергался дальнейшему расширению. В июне программа «Дальневосточная ипотека» была распространена на педагогов и медиков. Представители данных профессий, проработавшие не менее пяти лет на Дальнем Востоке, получили возможность взять ипотеку под 2% годовых в рамках программы. При этом не учитываются их возраст и семейное положение. Напомним, что кредиты ранее были доступны только семьям, где возраст супругов не превышает 35 лет, родителям-одиночкам с ребенком до 18 лет, а также участникам программы «Дальневосточный гектар» и региональных программ трудовой мобильности.
Также правительство продлило возможность получения льготной ипотеки на вторичном рынке в Чукотском АО и Магаданской области – до 31 декабря 2024 г. В трехлетнем бюджете РФ на эти цели предусмотрено свыше 40 млрд рублей (в том числе 9 млрд рублей должно быть выделено в текущем году).
Кроме того, в сентябре президентом В.Путиным было поддержано предложение главы Минвостокразвития А.Чекункова о продлении действия программы «Дальневосточной ипотеки» до 2030 г. Соответствующие документы должны быть подготовлены правительством. В «ДОМ.РФ» оценивают, что продление программы позволит дополнительно выдавать по 20-25 тыс. ипотечных кредитов ежегодно. Следует отметить, что в большинстве регионов Дальнего Востока сохраняется положительная динамика по вводу нового жилья (Таблица 5).
К настоящему времени программой льготной ипотеки в ДФО воспользовались свыше 1,1 тыс. учителей и врачей. Наибольшее количество одобренных кредитов отмечается в Якутии (491 кредит на 2,6 млрд рублей), Приморском (166 кредитов на 760 млн рублей) и Хабаровском краях (130 кредитов на 56 млн рублей). Общая сумма льготных ипотечных кредитов в рамках программы по ДФО превысила на сегодняшний день 203 млрд рублей.
По количеству выданных ипотечных кредитов в рамках дальневосточной программы в целом также лидируют Приморский край (14,1 тыс. кредитов на 61,7 млрд рублей), Якутия (10,5 тыс. кредитов на 46,8 млрд рублей), Хабаровский край (6,8 тыс. кредитов на 28,4 млрд рублей). На поддержку программы льготной дальневосточной ипотеки правительством в сентябре было выделено дополнительно 4,6 млрд рублей – средства направляются на поддержание льготной ставки для участников программы.
Тем временем в рамках программы «Дальневосточный гектар» ведется работа по обеспечению инфраструктурой (автодорогами, электричеством) агломераций гектаров (поселений, сформированных скоплениями гектаров). В Камчатском крае такая работа осуществляется в четырех агломерациях в Елизовском районе – в границах поселка Вулканный, СНТ «Ромашка», поселка Кеткино и местности Сухая речка. В Приморском крае планируется обеспечить инфраструктурой агломерацию в районе деревни Лукьяновка Шкотовского района и в границах села Духовское Пограничного района.
Летом были приняты решения об открытии новых субсидируемых авиамаршрутов для жителей восточных регионов. В частности, несколько маршрутов были запущены в Байкальском регионе. С 18 июля работают субсидируемые авиарейсы компании «ИрАэро» из Иркутска в Улан-Удэ, Таксимо и Нижнеангарск в Бурятии, в Читу и Чару в Забайкальском крае. Цена авиабилета в Читу составляет 5,23 тыс. рублей (в одну сторону), в Улан-Удэ – 2,8 тыс. рублей. Стоимость билета в Нижнеангарск была установлена в размере 4,6 тыс. рублей, в Таксимо - 6,4 тыс. рублей, а в Чару - 7,6 тыс. рублей. Полеты в Читу и Улан-Удэ осуществляются на лайнерах SSJ 100, в остальные населенные пункты – на Ан-24.
В регионах предстоит осуществлять выплату ущерба, нанесенного стихийными бедствиями – паводками и тайфунами. При этом предполагается распространить на другие регионы опыт Амурской области в данной сфере – региональный механизм предполагает причисление на специальный счет в банке (по типу счетов эскроу) средств, выделяемых гражданам на приобретение нового жилья или на капитальный ремонт пострадавшего. Механизм позволяет осуществлять проверки приобретаемого жилья. Впервые он был применен в Приамурье в ходе устранения последствий ЧС в 2019-21 гг., с помощью него для пострадавших граждан были приобретены 327 жилых помещений, 621 помещение было отремонтировано.
В Приморском крае после прошедших паводков в текущем году были введены региональные выплаты в размере 50-100 тыс. рублей при утрате имущества первой необходимости, 200-400 тыс. рублей для компенсации вреда здоровью и 1 млн рублей в случае гибели члена семьи в результате ЧС. Также введена выплата единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей. Кроме того, последствия прошедшего в крае в начале сентября тайфуна оцениваются в сумму порядка 3 млрд рублей, в том числе для выплат пострадавшим власти региона ожидают поддержки из федерального бюджета, а после соответствующего обращения в регионе был введен режим ЧС федерального уровня.
Продолжается создание социальной инфраструктуры в регионах ДФО с применением механизма «Дальневосточная концессия». Напомним, что она предполагает возмещение от 50% до 100% сметной стоимости объекта в течение 10-15 лет после ввода его в эксплуатацию. В Сахалинской области с использованием этого механизма в 2024-25 гг. предполагается построить пять поликлиник (объем инвестиций – 10 млрд рублей) – три в Южно-Сахалинске и по одной – в Углегорске и Холмске (инвестор – компания «К1 Концессия»).
В Чукотском АО до конца текущего года предполагается построить инфекционный корпус в поселке Угольные Копи (компании «Авивир» и «ЧукотСоцСтрой»). Объем инвестиций составляет порядка 100 млн рублей. С использованием механизма также планируется построить психонаркологический корпус окружной больницы в Анадыре и районную больницу в поселке Провидения. В Приморском крае с помощью концессии застройщик «DNS Девелопмент» рассчитывает построить социальные объекты – школы и детские сады в новом микрорайоне «DNS Сити» (Надеждинский район), начало возведения которого намечено на 2023 г. В том числе запланировано строительство двух школ (на 880 мест каждая) и двух детских садов (на 525 мест каждый). Объем инвестиций оценивается в порядка 6 млрд рублей.
Ряду субъектов летом было одобрено выделение дополнительных средств на развитие социальной инфраструктуры. Так, Приморский край в 2022 г. получит 179,8 млн рублей, а в 2023 г. – 119,2 млн рублей для строительства центра культурного развития в городе Большой Камень и благоустройства территории в Арсеньеве.
В Хабаровском крае 300,9 млн рублей в 2022 г. и 608,9 млн рублей в 2023 г. будут направлены на строительство лечебного комплекса для центральной районной больницы в Николаевске-на-Амуре и на приобретение медицинского оборудования, автомобилей скорой помощи для Ванинской центральной районной больницы. Кроме того, в Комсомольске-на-Амуре предполагается возобновить строительство межрайонного онкологического диспансера, завершить третий и четвертый этапы строительства регионального центра развития спорта (центр сложнокоординационных видов спорта и центр игровых видов спорта и единоборств).
Наконец, Еврейской АО предназначено 274,8 млн рублей в 2022 г. и 375,6 млн рублей в 2023 г. на приобретение новых автобусов и медицинской техники, модернизацию 20 фельдшерско-акушерских пунктов, проведение капитального ремонта школы №2 в Облучье и осуществление благоустройства в Биробиджане. Что касается инфраструктурных кредитов на развитие социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке, то Еврейской АО был одобрен кредит в размере 418,7 млн рублей на строительство жилья в рамках госпрограммы по переселению в поселке Смидович и застройку многоквартирными жилыми домами земельных участков в Биробиджане.
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, второй квартал 2022 г., в % к соответствующему периоду 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
98,1 |
Сибирский федеральный округ |
97,4 |
Иркутская область |
98,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
98,1 |
Чукотский авт. округ |
105,3 |
Камчатский край |
104,5 |
Республика Саха (Якутия) |
101,5 |
Республика Бурятия |
100,6 |
Амурская область |
100,0 |
Забайкальский край |
99,7 |
Магаданская область |
97,3 |
Хабаровский край |
95,7 |
Сахалинская область |
95,9 |
Еврейская авт. область |
95,9 |
Приморский край |
95,2 |
Таблица 2. Индекс потребительских цен на товары и услуги, июль 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,0 |
Сибирский федеральный округ |
111,5 |
Иркутская область |
112,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
110,2 |
Республика Бурятия |
111,9 |
Забайкальский край |
111,9 |
Еврейская авт. область |
111,0 |
Сахалинская область |
110,1 |
Хабаровский край |
110,1 |
Приморский край |
110,1 |
Камчатский край |
110,0 |
Амурская область |
109,7 |
Республика Саха (Якутия) |
109,2 |
Магаданская область |
108,7 |
Чукотский авт. округ |
102,0 |
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июнь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
112,2 |
|
Сибирский федеральный округ |
112,0 |
|
Иркутская область |
111,5 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
112,7 |
|
Камчатский край |
130,3 |
|
Республика Бурятия |
119,5 |
|
Забайкальский край |
118,6 |
|
Амурская область |
112,5 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,4 |
|
Еврейская авт. область |
111,3 |
|
Приморский край |
110,1 |
|
Сахалинская область |
108,5 |
|
Хабаровский край |
106,6 |
|
Чукотский авт. округ |
106,5 |
|
Магаданская область |
104,5 |
|
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, май-июль 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,9 |
74 808,7 |
Сибирский федеральный округ |
4,4 |
8 303,3 |
Иркутская область |
5,0 |
1 147,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
5,0 |
4 176,0 |
Забайкальский край |
8,8 |
518,5 |
Республика Бурятия |
8,3 |
430,5 |
Республика Саха (Якутия) |
6,3 |
501,7 |
Магаданская область |
4,7 |
85,2 |
Сахалинская область |
4,4 |
275,0 |
Амурская область |
4,3 |
402,5 |
Еврейская авт. область |
4,2 |
75,9 |
Приморский край |
3,5 |
970,0 |
Камчатский край |
3,1 |
177,1 |
Хабаровский край |
2,7 |
709,3 |
Чукотский авт. округ |
1,3 |
30,4 |
Таблица 5. Строительство жилых домов, с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-июль 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
138,1 |
Сибирский федеральный округ |
140,6 |
Иркутская область |
106,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
134,8 |
Амурская область |
685,2 |
Магаданская область |
394,7 |
Забайкальский край |
343,6 |
Чукотский авт. округ |
149,9 |
Республика Саха (Якутия) |
142,0 |
Камчатский край |
133,0 |
Приморский край |
119,4 |
Хабаровский край |
105,4 |
Еврейская авт. область |
100,4 |
Сахалинская область |
97,0 |
Республика Бурятия |
94,8 |
В Дальневосточном ФО предполагается увеличивать инвестиции в развитие новых сельскохозяйственных производств, при этом обсуждается возможность предоставления дополнительной государственной поддержки аграриям, с учетом специфики макрорегиона. Между тем некоторые крупные проекты сталкиваются с трудностями на фоне ограничения поставок оборудования, семян, племенного материала.
Также Минсельхозу было поручено проработать меры, направленные на увеличение производства картофеля и овощей в ДФО. Они, в частности, могут включать возможность получения производителями субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на капитальный ремонт овощехранилищ и на приобретение техники и оборудования для производства картофеля и овощей. На сегодняшний день Дальний Восток обеспечен овощами не более чем на 38%[1], мясом – на 32%, молоком – на 54%.
Предложения относительно поддержки дальневосточных сельхозтоваропроизводителей включают увеличение до 50% размера возмещения части затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Потребность объясняется удорожанием проектов на Дальнем Востоке более чем на 30% из-за роста стоимости логистических услуг, дефицита строительных материалов, климатических особенностей. Предполагается, что мера позволит повысить конкурентоспособность дальневосточных аграриев.
Увеличивать производство овощной продукции в дальневосточных регионах предполагается с помощью расширения мощностей тепличных комплексов. Минвостокразвития совместно с Минсельхозом, Минэкономразвития и Минпромторгом по поручению Ю.Трутнева должны представить в правительство согласованные предложения по увеличению предельного значения стоимости единицы мощности объектов тепличных комплексов для возмещения части затрат на их создание и модернизацию с учетом фактических затрат на строительство в удаленных регионах Дальнего Востока.
В рамках ТОР «Хабаровск» в 2023 г. планируется построить теплицы по выращиванию томатов ООО «ТК «Хабаровский» площадью 11 га и теплицы по выращиванию томатов и огурцов ООО «ТК «Приамурье» на площади 7,4 га. Общий объем инвестиций по двум проектам составляет порядка 35 млн рублей. В Оловяннинском районе Забайкальского края предполагается создать тепличный комплекс «Ясногорский». К настоящему времени заключен договор земельного участка, строительные работы должны начаться в текущем году, а ввод в эксплуатацию намечен на 2024 г.
Создание круглогодичного тепличного комплекса запланировано и в Бурятии (Гусиноозерск, ООО «ТК «Гусиноозерский») – площадью 10,5 га мощностью 10 тыс. тонн овощей в год. Объем инвестиций должен составить 2,3 млрд рублей. Следует отметить, что данный проект сталкивался со сложностями – изначально он был более масштабным (9,2 млрд рублей инвестиций), но в минувшем году было принято решение реализовать пока только первую очередь. При этом строительство комплекса началось в 2018 г., но затем проект был заморожен из-за отсутствия у инвестора средств и отказов в кредитовании (связанных в том числе с масштабностью проекта, не соответствующего потребностям регионального рынка). В текущем году земельные участки для реализации проекта были включены в состав ТОР «Бурятия».
На Сахалине резидент ТОР «Южная» - совхоз «Тепличный», запускает новые теплицы на площади 2,9 га с целью увеличить производство овощей на 2 тыс. тонн в год – до 10 тыс. тонн. Объем вложений инвестора составляет 1 млрд рублей. На Камчатке осенью текущего года должно начаться строительство комплекса по выращиванию овощей в защищенном грунте ООО «Тепличный комплекс «Камчатский» мощностью 2,6 тыс. тонн огурцов и томатов в год в агропромышленном парке «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Инвестор намерен вложить порядка 2,8 млрд рублей. Запуск производства намечен на 2024 г. в рамках ТОР «Камчатка».
Наконец, проект ООО «Арктик Атом-Сервис» в чукотском Певеке включает создание теплицы мощностью 220 тонн овощей в год и продуктового комбината по переработке овощной продукции мощностью 440 тонн продуктов питания и напитков в год. Комплекс предполагается запустить в эксплуатацию в 2024 г., а объем инвестиций должен составить 812 млн рублей.
Напомним, что дополнительной мерой поддержки развития тепличного направления стала компенсация компаниям на Дальнем Востоке 20% затрат на строительство.
При этом в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики выступили с инициативой формирования АгроТОР – единого земельного массива площадью от 10 тыс. га с проведением мелиорации за счет средств федерального бюджета на территории Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области, Бурятии и Еврейской АО. Минвостокразвития по поручению главы правительства М.Мишустина предстоит совместно с Минсельхозом и властями дальневосточных регионов определить перспективные для производства на территории ДФО виды сельскохозяйственной продукции и представить предложения по уровням компенсации затрат на создание и модернизацию объектов, связанных с ее производством и хранением, а также по необходимым объемам финансирования на эти цели. При этом в правительстве Хабаровского края предложили вернуть в федеральную собственность системы мелиорации, в силу высоких затрат на их восстановление для регионов.
В целях расширения возможности хранения производимой овощной продукции в регионах реализуются проекты по созданию логистических комплексов. В частности, в Приморском крае компания «Тейт Продюс» построила новый холодильный склад на 2 500 тонн продукции в рамках ТОР «Надеждинская». Инвестиции в проект составили 164,4 млн рублей.
В Сахалинской области планируется создать к четвертому кварталу 2023 г. складской комплекс с овощехранилищем площадью 12 тыс. кв. м, рассчитанный на хранение 15 тыс. тонн продукции (ООО «Сахалинский промышленный парк»). Объем инвестиций в проект составит 5,8 млрд рублей. Первая очередь проекта включает строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, оптово-распределительного центра по хранению продукции мощностью 15 тыс. тонн, производственного корпуса по переработке сельскохозяйственной продукции, овощехранилища мощностью в 1 тысячу тонн. Рассматривается возможность создания овощехранилища и в Мильковском районе Камчатского края (предложение было озвучено зампредом краевого правительства Р.Василевским). Тем не менее детали данного проекта и потенциальный инвестор пока не определены.
В то же время ряд проектов в агропромышленной отрасли был приостановлен. Так, в Приморье приостановлена реализация проекта ООО «ХАПК Грин Агро» по строительству животноводческого комплекса на 10 тыс. голов. «Грин Агро» в прошлом году произвело в регионе 47 тыс. тонн молока, план на текущий год – 68 тыс. тонн. Первый этап проекта в Ханкайском районе уже реализован – поголовье дойного стада достигло 2,55 тыс. голов. Новые поставки скота были запланированы из Дании, но остановлены с учетом санкционных ограничений. Группа «Мерси Агро Приморье» намеревалась инвестировать 10,7 млрд рублей в создание производства в рамках ТОР «Михайловский» к концу 2028 г. – строительство шести свинокомплексов, из которых построены три больших и один малый. Однако дальнейшее развитие и этого проекта приостановлено в связи со сложностями при поставках импортного оборудования.
Между тем птицефабрика «Уссурийская» (г. Артем, производство – около 150 млн яиц и 325 тонн куриного мяса в год), приобретя в рамках модернизации производства комплект нового оборудования в КНР, пока не смогла приступить к его монтажу из-за закрытой границы. Реконструкция может быть начата в 2023 г. Изначально предприятие заказывало запчасти для действующего оборудования в Германии, но они не были отправлены в связи с санкционными ограничениями, компании возвращены средства. Руководство предприятия отмечает, что эффективность аналогичного оборудования из КНР на производстве еще предстоит оценить, после чего и принимать решения о новых закупках. Проект реконструкции предприятия включает создание нового кормового цеха и логистического центра для сортировки и переработки яиц.
При этом по состоянию на 1 января 2022 г. в хозяйствах всех категорий Приморского края насчитывалось 57,5 тысяч голов крупного рогатого скота (сокращение на 4,6% к началу 2021 г.), из них 28,5 тысяч коров (сокращение на 7%). В то же время поголовье свиней увеличилось за данный период в 2,3 раза – до 330,5 тыс. голов.
На фоне возникающих сложностей в Сахалинской области на дополнительную поддержку местных сельхозпроизводителей решено выделить из областного бюджета 218,7 млн рублей. Так, в связи с ростом стоимости минеральных удобрений размер возмещения расходов за счет средств областного бюджета в регионе увеличен с 30% до 50%. Сахалинские аграрии, которые приобрели семенной материал (травы кормовых культур, высокопродуктивные семена картофеля) или минеральные удобрения в текущем году, смогут возместить расходы за счет субсидии из областного бюджета до момента посева, а после завершения посевной кампании - получить окончательный расчет. Кроме того, для животноводческих хозяйств увеличены субсидии на содержание коров и быков-производителей, в два раза вырос размер возмещения на реализацию мясного молодняка с живой массой не менее 450 кг.
Тем не менее в регионах в текущем году запускаются новые агропромышленные предприятия и происходит расширение производства. В июне на камчатской птицефабрике «Пионерское» (Елизовский район) был запущен новый птичник, позволяющий достичь уровня производства в 65 млн яиц в год (увеличение на 10 млн). В Иркутской области на базе хозяйства ООО «Молочная река» открыта полностью роботизированная молочно-товарная ферма. Согласно планам, ферма должна производить свыше 1 тыс. тонн молока в год. Проект стал пилотным, в целом в регионе запланировано создание еще семи аналогичных ферм. На сегодняшний день поголовье ООО «Молочная река» насчитывает 520 коров.
Тем временем правительство рассматривает возможность введения отдельной экспортной квоты зерновых для дальневосточных регионов. При этом в июле были начаты пуско-наладочные работы на зерновом железнодорожном терминале «Забайкальск-Маньчжурия» в Забайкальском крае (ООО «Забайкальский зерновой терминал»[2]). С помощью терминала предполагается осуществлять раздельное хранение и перевалку до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 9,5 млрд рублей (из них на сегодняшний день уже вложено более 8 млрд рублей).
Что касается проектов переработки, то в Амурской области запланировано создание нового завода глубокой переработки сои ООО «УК «Содружество» мощностью 1,5 тыс. тонн в сутки. Начало строительства намечено на 2023 г., а запуск производства – на 2025 г. Ожидается, что завод сможет перерабатывать порядка 40% приамурской сои. Приамурские производители сои в августе текущего года обращались к Ю.Трутневу с просьбой отменить заградительную пошлину на экспорт сои (ее действие заканчивается 31 августа, вероятно, оно будет продлено). Производители указывают на снижение закупочных цен на сою на внутреннем рынке с 58 до 29 тыс. рублей за тонну при существенном увеличении производственных расходов – росте стоимости пестицидов в 2,5 раза, а импортных семян, запчастей для техники и расходуемых материалов – в два раза.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Средний по РФ показатель по овощам – 86,3%, по мясу – 100,1%, по молоку – 84%.
[2] Группа компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК, 65% - у закрытого паевого инвестиционного фонда «РВМ «Отраслевой» («РВМ Капитал» С.Орлова), 10% - у А.Татур).
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.