Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туротрасли ДФО — весна 2025
Поделиться

Как развивается туристическая инфраструктура на Дальнем Востоке: новые курорты, отели и проекты

В регионах Дальнего Востока рассчитывают на дальнейшее увеличение туристического потока благодаря новым проектам, направленным на создание всесезонных курортов, строительство гостиничных комплексов различных категорий и модернизацию туристической инфраструктуры. При этом задействуются преференциальные экономические режимы и федеральные средства в рамках программы по созданию сети федеральных курортов. Дальневосточные предприятия планируют развивать направление промышленного туризма.

Глэмпинг на Камчатке. автор/источник фото: Bborriss.67/Shutterstock

Дальневосточные регионы продолжают подводить туристические итоги минувшего года. О росте туристического потока в прошлом году отчитались в марте власти Бурятии. Республику в 2024 г. посетили более 600 тыс. туристов, что на 7,8% больше, чем в 2023 г. Напомним, что Бурятия наряду с Иркутской областью участвует в федеральном проекте «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которого на территории двух регионов планируется создать круглогодичный курорт «Волшебный Байкал». В Бурятии в него вошло восемь инвестиционных проектов с общим объемом частных вложений в 99 млрд рублей, планируется создать туристическую инфраструктуру вместимостью 4,6 тыс. номеров.

Кроме того, в республике новый всесезонный курорт «Гора Бычья» планируется построить на территории ОЭЗ «Байкальская гавань» в 25 км от озера Байкал (вблизи села Нестерова в Прибайкальском районе). Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 46 млрд рублей. Проект предусматривает строительство горнолыжных трасс протяженностью более 40 км, системы канатных подъемников и гостиничной инфраструктуры, спа-комплекса, создание трекинговых маршрутов, велодорожек. В текущем году инвестор ООО «МВК Гора Бычья»[1] намерен приступить к изысканиям, первая очередь курорта может быть запущена в 2027 г.

Тем временем в Иркутской области ВЭБ.РФ планирует создать всесезонный курорт на площадке бывшего Байкальского ЦБК (город Байкальск, Слюдянский район, входит в ОЭЗ «Ворота Байкала»), что предусматривает строительство гостиниц, инфраструктуры водного транспорта, ресторанов, парков, общественных пространств, конгресс-центра, пешеходных и веломаршрутов. Гостиничная инфраструктура предполагает возведение двух отелей – категории четыре и пять звезд (на 600 номеров). Общий объем инвестиций оценивается в 40 млрд рублей (они также включают инвестиции в строительство жилого комплекса). Соглашение о строительстве отелей ВЭБ.РФ подписал в марте с Azimut Hotels А.Клячина – их запуск намечен на первый квартал 2030 г. (общая сумма инвестиций – 8 млрд рублей).

Также в сфере развития гостиничной инфраструктуры в дальневосточных регионах Главгосэкспертиза выдала в апреле положительное заключение на проект строительства гостиничного комплекса класса четыре звезды на 148 номеров в Якутске. Общая площадь отеля должна превысить 9 тыс. кв. м. Комплекс единовременно рассчитан на 300 человек (до 50 тыс. человек в год). Кроме того, в рамках проекта предполагается построить конференц-зал, ресторан и тренажерный комплекс, парковку на 60 автомобилей. Оператором отеля станет Cosmos Hotel Group В.Евтушенкова. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,5 млрд рублей.

Проектный эскиз гостиницы в  Якутске. изображение: УК «Центр»

Cosmos Hotel Group в Дальневосточном ФО планирует также к 2027 г. открыть отель категории пять звезд Cosmos Collection Baikal Resort в Бурятии. Он должен расположиться на участке «Бухта Безымянная» в ОЭЗ «Байкальская гавань» и будет включать коттеджи с номерами, глэмпинг, спа-центр, конгресс-центр, клинику тибетской медицины, физкультурно-оздоровительный комплекс, банный комплекс и эко-парк. Кроме того, в 2027 г. отель на 121 номер Cosmos Hotel Group предполагается открыть в Магадане – на побережье бухты Нагаева. Его площадь должна составить 5 тыс. кв. м, он будет включать конференц-зал и спа-центр. Магаданский проект рассчитан на 40 тыс. постояльцев ежегодно.

На территориях природных достопримечательностей макрорегиона получают развитие проекты глэмпингов. В Камчатском крае ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция»[2] планирует создать глэмпинг с банным и термальным комплексами на площадке туристическо-рекреационного центра «Зеленовские озерки» (Елизовский район) в рамках ТОР «Камчатка». Проект реализует ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция – Камчатка»[3], его стоимость составит 299,4 млн рублей. Открыть новый объект планируется в 2026 г. Глэмпинг будет расположен вблизи Пиначевского месторождения сероводородных вод.

В Сахалинской области на вершине горы Большевик (Южно-Сахалинск) предполагается к концу текущего года построить всесезонный глэмпинг с 14 модульными домами (на 21 номер) в рамках ТОР «Сахалин» (территория спортивно-туристического комплекса «Горный воздух»). Инвестором выступает ООО «Гостиничная управляющая компания «Аббвиль»[4], намеревающаяся вложить в проект 80 млн рублей.

Напомним, что в рамках курорта «Горный воздух» продолжается реализация различных отраслевых проектов. В частности, компания с южнокорейским капиталом «Город Строй»[5] в статусе резидента ТОР намерена запустить гостиничный комплекс «Хилл Топ» категории пять звезд у подножия горы Большевик, рассчитанный на 205 номеров. Проект предусматривает создание водно-оздоровительного комплекса с тремя бассейнами, спа-центра, ресторанов.

Между тем на особо охраняемой природной территории «Птичья гавань» в Иркутской области планируется в текущем году построить экологическую тропу. На территории гнездятся виды птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Иркутской области. Озерно-болотный комплекс площадью 200 га расположен в пойме реки Иркут в Ленинском муниципальном округе Иркутска.

Что касается работы игорной зоны в Приморье, то чистая прибыль казино Tigre de Cristal в ИРК «Приморье» (оператор казино ООО «Джи 1 Интертейнмент»[6]) в 2024 г. выросла на 68,1%, составив 2,1 млрд рублей. Выручка казино увеличилась за прошлый год на 22,5% относительно 2023 г., составив 4,9 млрд рублей. Зимой 2023-24 гг. Tigre de Cristal посетили 96 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем за предыдущий зимний сезон.

Напомним, что в прошлом году гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited пыталась продать приморский актив структурам О.Дерипаски (ООО «Дальневосточный актив»[7]), было подписано предварительное соглашение в январе прошлого года. Тем не менее стороны не пришли к окончательному соглашению, и сделка не состоялась (ООО «Дальневосточный актив» в одностороннем порядке расторгло соглашение в феврале 2024 г.). Стоимость актива предварительно оценивалась в 116 млн рублей.

В целом ИРК «Приморье» в 2024 г. посетили 763,2 тыс. человек, что на 17% больше, чем в 2023 г. Пиковая посещаемость в 2024 г. приходилась на ноябрь (70,7 тыс. человек) и сентябрь (67,5 тыс. человек). По количеству посетителей ИРК среди иностранных туристов лидирует Узбекистан – 6,2% посетителей (более 47,2 тыс. человек). За последние пять лет приморскую игорную зону посетили более 2,5 млн человек.

Промышленный туризм

Новые проекты разрабатываются в сфере промышленного туризма, который рассматривается в качестве перспективного направления для регионов, где действуют крупные производства. В Приморском крае в Спасске-Дальнем предполагается открыть для посещения туристами четыре местных предприятия – пилотными площадками станут цементный завод «Спасскцемент», деревообрабатывающие компании «СЛПК-групп» и «ФорестГранд», предприятие пищевой промышленности «Дальпищепром» (производство консервированной продукции). В настоящее время туристические компании региона разрабатывают экскурсионные программы на предприятиях для различных возрастных групп.

 Во время вертикализации можно «подтолкнуть» ракету. фото: Евгений Ким

В Амурской области в прошлом году космодром «Восточный» установил рекорд по количеству туристов – его посетили около 10 тыс. человек, что в три раза больше, чем в 2022 г. (данные за 2023 г. не приводятся). На космодроме туристы могут посетить стартовую площадку, технический комплекс и понаблюдать за запуском ракеты-носителя «Союз». В целом приамурские промышленные предприятия за 2024 г. приняли 59 тыс. посетителей, что на 240% больше, чем в 2021 г., когда Амурская область присоединилась к образовательной программе «Открытая промышленность». Среди предприятий, открытых для посещения туристов с экскурсиями, – золотодобывающий комплекс на Соловьёвском месторождении (АО «Прииск Соловьёвский», Тындинский район) и Амурский газохимический комплекс («СИБУР», Свободненский район).

Между тем в Приморском крае Приморская астрономическая обсерватория PrimAstro[8] (Уссурийск) намерена получить статус резидента СПВ с проектом строительства нового планетария и создания интерактивного музея и глэмпинга (либо гостиницы). Компания уже реализует программу развития научного туризма – в обсерватории проводятся лекции, интерактивные туры, индивидуальные и групповые экскурсии. На территории PrimAstro (4 га) в Уссурийске в настоящее время расположены планетарий для просмотра полнокупольных фильмов и восемь телескопов для наблюдения за объектами Солнечной системы.

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.




[1] Село Турка (Прибайкальский район), учредители – М.Грудинин, Л.Тягачев.

[2] Москва, учредители – В.Лобов, А.Кравцов, В.Шуленин.

[3] Учредители - ООО «Глэмпинг-клуб «Экспедиция», Р.Селютин.

[4] Южно-Сахалинск, учредители – И.Захаров, А.Полушко, В.Румачик.

[5] Учредитель – Хюн Док Су.

[6] Гонконгская компания Summit Ascent Holdings Limited (через Oriental Regent Limited).

[7] Учредителями ООО «Дальневосточный актив» в равных долях выступают ООО «Восток финанс» (гендиректор – Д.Афиногенов, который параллельно руководит Ассоциацией игорных зон России) и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски.

[8] Единственная частная астрономическая обсерватория Приморья, основана астрофизиком А.Маткиным, который ранее работал в Уссурийской научной астрофизической обсерватории.


текст: Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов