Дальневосточные предприятия судостроительного комплекса сталкиваются с проблемой поставки комплектующих. Необходимость поиска замены и перепроектирования увеличивает сроки строительства и ведет к удорожанию проектов.
Для поддержки отрасли предполагается стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях в рамках программы инвестиционных квот, которая пока оказывает слабое влияние на судостроительную отрасль макрорегиона. Также предполагается расширить строительство специализированных судов для навигации по Северному морскому пути, что, тем не менее, также связано с рядом ограничений, касающихся поставок оборудования.
Рыболовный флот
Одним из основных для развития отрасли и загрузки предприятий судостроения является механизм инвестиционных квот. Однако данный механизм пока в силу ряда причин оказывал слабое влияние на отрасль на Дальнем Востоке.
Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) сохраняют обеспокоенность из-за возможности существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовных судов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет от 18 до 61%. Ситуация усугубляется на фоне санкций и невозможности импортировать ряд элементов, таких как поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы. В связи с этим может возникнуть необходимость полного перепроектирования строящихся судов.
Опасения ВАРПЭ не разделяют в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). Там отмечают, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов приходятся на 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – на 2025 г. В ассоциации подчеркивают, что задержки в связи со сбоями в поставках оборудования и необходимостью перепроектирования уже учтены – из-за этого нормативный срок на постройку рыбопромысловых судов продлен с пяти до семи лет.
Тем временем Минпромторгом, Росрыболовством и «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) разработан график сдачи рыбопромысловых судов и судов-краболовов в 2023 г. Из него следует, что в текущем году планируется сдать 19 судов – это превышает количество, построенное за весь период с 2009 г. Цифра может оказаться завышенной, поскольку всего с начала реализации механизма инвестквот в 2019-22 гг. было построено десять судов, а за десять лет до этого – только пять судов.
До середины февраля текущего года было закончено строительство трех новых крупных судов. Однако они построены не на Дальнем Востоке. Так, на предприятиях ОСК завершено строительство большого морозильного траулера «Механик Маслак» для «Русской рыбопромышленной компании» («Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург), морозильного траулера «Дмитрий Кожарский» для «Группы компаний ФОР» и траулера «Белое море» для «Архангельского тралового флота» (Выборгский судостроительный завод, Ленинградская область).
Также планируется сдача еще 16 среднетоннажных и крупнотоннажных судов (шесть рыбопромысловых судов и десять краболовов) – большинство заказов также не относится к дальневосточным предприятиям. Во втором квартале года должны быть сданы два средних рыболовных траулера («Пелла», Отрадное, Ленинградская область) для АО «Эридан» и АО «Стрелец» (входят в АО «Северная флотилия», принадлежащее УК «Норебо»), краболовное судно-живовоз (Онежский ССЗ, принадлежащий ФГУП «Росморпорт», Петрозаводск) для ГК «Русский краб» и два средних краболова (Хабаровский ССЗ в Хабаровске (ОСК) и «Верфь братьев Нобель» (концерн «Калашников») в Рыбинске Ярославской области) для магаданской «Маг-Си Интернешнл» и для ООО «Аква-Инвест» (Находка).
Краболов «Омолон», построенный Хабаровским судостроительным заводом для магаданской компании «Маг-Си Интернешнл», на ходовых испытаниях
фото: ТГ-канал Хабаровского судостроительного завода
Пик сдачи судов приходится на третий квартал года, когда должно быть сдано девять судов, в том числе четыре рыбопромысловых и пять краболовных судов. Краболовные суда строят Хабаровский ССЗ (для «Маг-Си Интернешнл») и «Восточная верфь» (Владивосток, для хабаровской компании «Дальневосточное побережье»).
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев утверждает, что график был выверен заказчиками и верфями. Сроки сдачи находятся на контроле руководства ОСК. В ОСК в свою очередь допускают уточнение сроков сдачи отдельных судов в связи с проблемами поставок судового комплектующего оборудования и необходимостью поиска альтернативных предложений.
Тем временем первое построенное на Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ) краболовное судно 1 декабря прошлого года приступило к ходовым испытаниям в Приморье (оно принадлежит магаданской «Маг-Си Интернешнл»). Краболов был построен в мае 2022 г. Второй краболов для магаданского заказчика был завершен на ХСЗ в августе.
В связи с проблемой незначительного участия дальневосточных предприятий в программе инвестиционных квот в правительстве намерены вводить дополнительные меры стимулирования. По данным Минвостокразвития объем инвестиций в Дальний Восток в рамках программы инвестиционных квот составил только 15% от общего объема инвестиций в рамках первого этапа инвестиционных квот.
Глава Минвостокразвития А.Чекунков в феврале предложил в нормативных правовых актах правительства (речь идет об уже действующих постановлениях правительства №648 «О закреплении и предоставлении доли квоты» и №633 «О требованиях к объектам инвестиций») в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот закрепить требование о строительстве судов в регионах промысла. В таком случае рыбопромысловые суда для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне будут строиться на судостроительных предприятиях ДФО.
Минсельхоз, Минвостокразвития и Минпромторг по поручению вице-премьера Ю.Трутнева должны проанализировать потребности отрасли в обновлении рыбопромыслового флота и совместно с дальневосточными судостроительными предприятиями представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов. При этом Минпромторг предлагает увеличить субсидирование затрат на строительство судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока до 28% стоимости заказа (но не более 520 млн рублей). В ведомстве рассчитывают, что мера позволит нивелировать увеличившиеся расходы на строительство судов, вызванные ростом стоимости материалов и оборудования. Проект соответствующего постановления правительства, подготовленный Минпромторгом, проходит согласование в федеральных министерствах.
Кроме того, Минпромторг разработал проект постановления правительства по предоставлению субсидий дальневосточным судостроительным организациям на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов. Предполагается, что мера будет стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях за счет выравнивания условий. Росрыболовству Минпромторг направил предложения по изменению постановления правительства «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» и уменьшению длины малотоннажного рыбопромыслового судна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с 25 м до 23 м. Незначительное изменение длины судов направлено на расширение количества участвующих в инвестиционных проектах предприятий. Также в Минсельхоз направлено предложение Минпромторга реализовать инвестиционный лизинговый проект для финансирования строительства судов за счет привлечения средств Фонда национального благосостояния под 1,5% годовых.
Крупнотоннажное судостроение: ледоколы и танкеры
Поддержка строительства судов для Северного морского пути (СМП) рассматривается в качестве еще одного способа развития отрасли. В марте в правительство был внесен план по строительству гражданских судов для СМП до 2035 г. Актуальная потребность оценена в 44 судна. Так, вице-премьер А.Новак сообщил о рассматриваемом вопросе строительства до 2030 г. шести дополнительных ледоколов для СМП за счет средств инвесторов – данные ледоколы планируется использовать для работы вблизи портов и терминалов западной части СМП (в устье реки Енисей и в Обской губе). Тем не менее проблема в данном случае также заключается в ограниченных возможностях по поставкам необходимого оборудования и необходимости искать альтернативных поставщиков, что влияет на предполагаемые сроки строительства.
Танкер типа «Афрамакс» «Океанский проспект»
фото: ССК «Звезда»
В частности, крупная судоверфь «Звезда» (ССК «Звезда», консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) перенесла сдачу первого танкера Arc7 для проекта «НОВАТЭКа» «Арктик СПГ-2» на 2024 г., в то время как ранее срок сдачи первого судна был намечен на март 2023 г. Соответственно, могут быть перенесены сроки ввода еще четырех танкеров для первой линии СПГ-завода – они должны были быть сданы в конце сентября, октября, ноября и декабря 2023 г. соответственно. Сроки поставки еще десяти танкеров прежде не назывались. При этом сдача первого судна должна быть синхронизирована с запуском линий сжижения «Арктик СПГ-2» (по 6,6 млн тонн каждая). Первую линию планируется запустить в конце 2023 г., вторую - в 2024 г., третью – в 2026 г. Перенос сроков означает, что первый танкер будет сдан уже после запуска первой линии сжижения (в случае, если она состоится в намеченный срок).
Пилотное судно предполагается поставить «Совкомфлоту», а остальные – компании «Смарт СПГ» (СП «НОВАТЭКа» и «Совкомфлота»). Задержки в строительстве судов на верфи в том числе связаны со сложностями при закупках судового оборудования в условиях санкций. В первую очередь, проблема касается монтажа и поставки винторулевых колонок. В 2016 г. «Роснефть» и американская компания General Electric создали в Приморском крае СП – завод винторулевых колонок «Сапфир», в котором 50% принадлежит сингапурской структуре General Electric, 45% и 5% – структурам «Роснефти» и «Интер РАО» соответственно. General Electric получила право накладывать вето на поставщиков некоторого оборудования для «Звезды»[1].
В целом «НОВАТЭК» планировал построить для СПГ-проекта флот из 21 танкера ледового класса Arc7. Из них 15 планировалось построить на «Звезде» в партнерстве с южнокорейской Samsung Heavy Industries, а шесть – на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Впоследствии DSME расторгла контракт на строительство трех СПГ-танкеров Arc7 для «НОВАТЭКа» в связи с просрочкой платежа со стороны «Совкомфлота» (заказчик должен был получить три судна с верфи).
Кроме того, в правительстве обсуждается пересмотр стоимости и сроков сдачи атомного ледокола «Россия» (проект «Лидер», мощность 120 МВт)[2], что обусловлено срывом поставок комплектующих (паротурбинные установки, крупные отливки). О проблемах с поставками комплектующих для ледокола «Звезда» уведомила президента РФ в феврале текущего года. ССК пытается искать альтернативу, но это серьезно влияет на сроки и стоимость. По предварительным данным, паротурбинные установки были заказаны у компании «Силовые машины» А.Мордашова, но поставщик запросил у верфи увеличение сроков поставки на год-полтора и потребовал нарастить цену контракта на 67%. Также входящее в «Атомэнергомаш» «Росатома» ОКБМ «Африкантов» проинформировало об удорожании ядерной энергоустановки и ее составных частей на 12%.
Изменения комплектующих требуют пересмотра конструкции ледокола. Принадлежащее «Роснефти» ЦКБ «Айсберг» ведет перепроектирование «Лидера» в связи с заменой импортного радиолокационного и навигационного оборудования. Производство бортовых кронштейнов наружных валов, кронштейнов пера руля и ледовых зубьев было решено перенести с «Энергомашспецстали» (г. Краматорск Донецкой области) на «ИЗ-КАРТЭКС им. Коробкова» (Санкт-Петербург), но сроки поставок в данном случае увеличиваются на 27-32 месяца.
В Минпромторге сообщили, что до конца апреля текущего года «Звезда» должна сформировать комплект документов для проведения экспертизы расчета стоимости строительства ледокола. После этого государственный «Центр технологии судостроения и судоремонта» (принадлежит Росимуществу) должен выдать заключение технико-экономической экспертизы по стоимости и срокам сдачи ледокола. По предварительным данным, стоимость проекта может превысить 165,7 млрд рублей (в 2020 г. постановлением правительства была установлена стоимость в 127,6 млрд рублей). Начало строительства еще двух серийных ледоколов «Лидер» запланировано на 2023 г. и 2025 г. (сдача в эксплуатацию – в 2030 г. и 2032 г.). Однако их финансирование до сих пор не утверждено.
В конце прошлого года ССК «Звезда» передал заказчику танкер типа «Афрамакс», который стал третьим из построенных на верфи в Большом Камне судов из серии крупнотоннажных танкеров. Его строительство велось с июня 2020 г. Стоит отметить, что сдача в 2022 г. двух танкеров «Афрамакс» для «Совкомфлота» и «Роснефтефлота» тоннажем 136,7 тыс. тонн каждый сделало «Звезду» ведущим предприятием в рейтинге российских верфей по совокупному тоннажу сданных судов. По стоимости она все же заняла второе место после «Объединенной судостроительной корпорации» со значительным отставанием (24 млрд рублей против 161,6 млрд рублей). Специализация на строительстве крупнотоннажных судов одновременно становится и проблемой «Звезды», так как высока степень зависимости от южнокорейских верфей, остановивших поставки оборудования с июля 2022 г. Кроме того, предприятие сталкивается с дефицитом кадров.
В январе текущего года на «Звезде» был открыт трубообрабатывающий цех площадью свыше 7 тыс. кв. м. В нем предполагается производить до 13 тыс. тонн металлопродукции в год – труб из нержавеющей стали, а также медно-никелевых сплавов, требующихся для танкеров ледового класса.
При этом в правительстве рассчитывают поддержать сферу судоремонта, рассматривая проект закона об обнулении НДС для судоремонтных предприятий. Он может вступить в силу во втором полугодии 2023 г. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Госдуме (был принят в первом чтении в феврале). Поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают установление ставки НДС в размере 0%. При этом введение нулевого НДС рассматривается только на условиях заключения судоремонтным предприятием инвестиционного соглашения с Минфином и Минпромторгом по развитию и модернизации собственных мощностей сроком на семь лет. Предприятие должно в течение срока его действия каждый год инвестировать сумму, равную не менее 20% от выручки. Если соглашение расторгается, НДС за прошлые периоды все же будет начислен.
В настоящее время нулевой НДС действует для ремонта в РФ морских судов, судов река-море и судов внутреннего плавания, но он распространяется только на техобслуживание и незначительные работы по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта. Для ремонта в доках и на судоверфях, а также в отношении судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС в 20%.
В Ассоциации владельцев рыбопромыслового флота, поддерживая инициативу, также предлагают включить судоремонт в перечень отраслей, по которым разрешен беспошлинный ввоз оборудования, и ввести льготное кредитование для инвесторов в судоремонтную сферу.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Еще в 2019 г. General Electric запретила «Звезде» закупать гребные винты, движительно-рулевые колонки и подруливающие устройства у входящего в «Объединенную судостроительную корпорацию» Центра судоремонта «Звездочка», находящегося под санкциями США.
[2] Заказчик – ГК «Росатом».
Жатайскую судоверфь в Якутии планируют ввести в конце текущего года. Сейчас готовность объекта составляет 65%. Внутренний водный транспорт для Якутии – важнейший элемент социальной инфраструктуры. В условиях республики и реки Лены, держа в голове удаленность территорий и другие особенности региона, разумнее иметь собственную верфь. В Якутии почти 90% населения проживает в зоне северного завоза. Очень правильный подход, когда в параллель с запуском цифрового двойника, совершенствуется и традиционная часть инфраструктуры завоза. Гидрографическая сеть и водоснабжение не только по Лене, но и ее притокам, все еще играют важную роль. В период навигации в республике эксплуатируется более 700 судов. За счет увеличения парка судов жатайским предприятием циркуляция грузов по речной сети будут ускорены. Это сильный аргумент.
Еще один тезис, который говорит в пользу развития собственной речной инфраструктуры – это особенности Ленского бассейна. Если мы возьмем Волгу, то под нее можно строить суда, предназначенные для другого бассейна. А для Лены очень важен процесс смычки судов, то есть взаимодействие тех, кто строит суда, и тех, кто на них ходит.
Сейчас республиканскими властями совместно с Росимуществом ведется работа по передаче федерального пакета акций Жатайской судоверфи в собственность Якутии. Это позволит республике самостоятельно управлять всеми процессами в части контрактов и соблюдения сроков. Правительство Якутии играет роль экономического мотора. Те активы, которые обслуживают интересы республики, обычно находятся в региональной собственности под протекторатом местных властей. Отдавать критические объекты в частные руки, например, судостроение – это большой риск. Такой подход якутского руководства поддерживает устойчивость социального развития.
В ближайшем будущем Жатайская судоверфь будет обслуживать интересы сугубо республики. С помощью предприятия правительство Якутии намерено до 2036 года построить около 130 речных судов. Но у проекта есть и внешний потенциал. Возможно, что в якутских речных судах заинтересуются и другие регионы - например, Чукотка или Магаданский край.
Одно из крупных предприятий отрасли на Дальнем Востоке оказалось на грани банкротства, в связи с чем власти предпринимают попытки поиска инвесторов. В октябре заявление о признании банкротства было направлено в Арбитражный суд Приморского края АО «Восточная верфь»[1]. Предприятие отчиталось о крупном убытке в 2021 г., а также заявило о нехватке средств для расчета по собственным обязательствам. Для дальнейшего движения иска о банкротстве «Восточная верфь» должна устранить ряд нарушений - указать сумму задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, выплатить компенсации сверх возмещения вреда, оплатить труд работников и выходные пособия. Предприятию также было предложено прописать размер задолженности по обязательным платежам и сведения об имеющемся имуществе (в том числе денежных средствах и дебиторской задолженности).
За 2020 г. «Восточная верфь» получила минимальную за последние годы чистую прибыль в 363 тыс. рублей. Выручка от военного судостроения составила 2,615 млрд рублей, сократившись на треть, а выручка от гражданского судостроения, напротив, выросла в 6,5 раза – до 1,29 млрд рублей. В частности, предприятие строит шесть краболовных судов проектов 03141 и 03140 для ООО «Дальневосточное побережье» и ООО «Север» (группа компаний «Сигма Марин Технолоджи»). При этом себестоимость производства составила 6,459 млрд рублей (предприятие в том числе использует в работе импортные комплектующие). Чистый убыток за прошлый год превысил 2,147 млрд рублей. По состоянию на конец 2021 г. стоимость чистых активов верфи составляла -3,4 млрд рублей, тогда как в 2020 г. показатель был положительным (261,7 млн рублей).
Следует отметить, что с января 2020 г. верфь являлась единственным дальневосточным предприятием оборонно-промышленного комплекса – резидентом СПВ. На верфи осуществлялось строительство военных кораблей, судов снабжения и причалов для Тихоокеанского флота и ФСБ[2]. В 2021 г. доля гособоронзаказа в общем объеме произведенной верфью продукции составила 72,5% - на мощностях предприятия велось строительство по восьми контрактам. Кроме того, в 2020 г. компания учредила ООО «Восточная верфь – гражданское судостроение» для выполнения заказа по строительству пяти судов-краболовов в рамках программы инвестиционных квот. Головное судно было спущено на воду в 2020 г. (для ООО «Дальневосточное побережье»), следующее в серии – в 2021 г.
Банкротство предприятия происходило на фоне корпоративных конфликтов и смены руководства. В марте 2021 г. председатель совета директоров верфи и соучредитель Г.Лазарев заявил о выявленных в ходе внутренней аудиторской проверки крупных (на 300 млн рублей) хищениях на верфи в рамках выполнения гособоронзаказа в 2011-16 гг., а также об отвлечении денежных средств на сумму более 1 млрд рублей в интересах сторонних организаций.
В декабре 2021 г. акционер И.Мирошниченко рассчитывал через суд добиться признания незаконным бездействия АО при включении в список кандидатур для голосования по выборам исполнительного органа кандидатуры А.Лысенко. Между тем акционер Т.Леонтьева требовала проведения внеочередного общего собрания акционеров в целях досрочного прекращения полномочий гендиректора Г.Лазарева. На пост гендиректора она предлагала кандидатуру О.Зубахина, прежде руководившего крупным сельскохозяйственным предприятием АО «Мерси Агро Сахалин» (ООО «Мерси Инвест Групп»[3]). В итоге О.Зубахин все же стал гендиректором.
В свою очередь, Минобороны в октябре подало в Арбитражный суд Москвы заявление о взыскании с «Восточной верфи» 494,16 млн рублей. Помимо Минобороны иски к «Восточной верфи» предъявляли АО «Аскольд», АО «Мовен Ин» (Нижний Новгород), ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания». На правительственном уровне для оценки ситуации на верфи Минпромторгом была создана межведомственная комиссия, намеренная разработать шаги по выводу предприятия из кризиса.
Интерес к приобретению «Восточной верфи» проявляет «Объединенная судостроительная корпорация». В ОСК готовы инвестировать в развитие владивостокского предприятия 12 млрд рублей. Средства могут быть направлены в том числе на приобретение нового плавучего дока, удлинение достроечной набережной и изменение внутренней логистики. О такой возможности на минувшей неделе сказал министр промышленности и торговли Приморского края С.Калитин. Краевые власти заявляли, что для финансового оздоровления предприятию требуется новый ключевой инвестор, который сможет взять на себя долговую и социальную нагрузку, обеспечить выполнение условий по гособоронзаказам и гражданским контрактам. Прежде С.Калитин также указывал на то, что целью инициированной процедуры банкротства верфи являлось финансовое оздоровление предприятия.
Верфь в настоящее время ведет только работы в сфере гражданского судостроения (суда снабжения, краболовы). В руководстве предприятия сообщали об остановке работы над военными заказами. Верфь на текущий момент не имеет задолженностей по выплате зарплат и перечислению налогов. Тем не менее на предприятии часть работников была уволена в текущем году. Известно, что на верфи были заняты свыше 1 тыс. сотрудников (по состоянию на весну текущего года). В руководстве предприятия тяжелое финансовое состояние связывали с санкционными ограничениями – в том числе с наличием проблем с поставками импортного оборудования (винто-рулевые колонки, главные двигатели, дизель-генераторы, радионавигационные системы, автоматика), из-за чего возникал риск нарушения контрактов.
Тем временем ряд дальневосточных предприятий выполняет крупные заказы в рамках инвестиционных квот в рыбной промышленности. Тем не менее существуют риски срыва сроков. В связи с этим в мае текущего года главой правительства М.Мишустиным было подписано постановление о продлении сроков реализации инвестиционных проектов по строительству рыбопромысловых судов на два года. В «Объединенной судостроительной корпорации» заявляли о возникших на фоне санкционных ограничений проблемах с поставкой оборудования от зарубежных поставщиков. В случае поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих возникает также дополнительная необходимость перепроектирования.
В августе на Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ, «Объединенная судостроительная корпорация») был спущен на воду второй серийный краболов (проекта 03141) для магаданского ООО «Маг Си Интернешнл». Первое судно этой серии было спущено на воду в мае текущего года. После достройки на Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе (АО «Южморрыбфлот» А.Ефремова) в Приморском крае (Находка) сдача готового судна должна произойти в июле 2023 г. Также на ХСЗ будут построены два буксира для планируемого нового угольного порта Эльга в Хабаровском крае. Соответствующее соглашение было подписано в ноябре. Стоимость одного буксира составляет 1 млрд рублей.
На Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ)[4] в Приморье в сентябре-октябре были спущены на воду три краболова, рассчитанные на хранение 120 тонн живого краба (каждый), для группы компаний «Антей» И.Михнова. В целом серия включает восемь таких судов (общий объем инвестиций – 13,5 млрд рублей).
На Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре (ОСК) был построен паром проекта CNF11CPD для работы на паромной линии «Ванино (Хабаровский край) – Холмск (Сахалинская область)». Второй паром для линии также строится на предприятии – однако сроки его строительства были перенесены на год, на 2023 г. (изначально планировалось поставить его в конце 2022 г.).
Что касается судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье (Большой Камень, ССК «Звезда»), то проект строительства второй очереди предприятия осенью прошел согласование в территориальном управлении Росрыболовства (объект находится в границах водоохранной зоны – восточное побережье Уссурийского залива Японского моря). Также в Росрыболовстве согласовано строительство бытового городка для работников предприятия.
На верфи ведется строительство 25 судов – шести танкеров типа «Афрамакс» для «Роснефтефлота» и «Совкомфлота» (головной танкер бы спущен на воду в 2020 г., второй танкер – в 2021 г.), четырех судов снабжения ледового класса для «Роснефтефлота» (головное судно спущено на воду в 2020 г.), арктического танкера-челнока ледового класса Arc6, атомного ледокола проекта «Лидер», трех танкеров-продуктовозов типа MR, пяти танкеров-газовозов Arc7, двух многофункциональных научно-исследовательских судов, одного пассажирского судна и двух судов снабжения.
Между тем структура ГК «Росатом» АО «Юматекс» рассчитывает инвестировать 6,5 млрд рублей в создание судоверфи на Сахалине, где будут строиться суда малой категории из композитных материалов. Производство планируется разместить на базе портовых сооружений бывшего рыбоконсервного завода в Корсакове. Компания подписала соглашение с правительством Сахалинской области на полях ВЭФ в сентябре текущего года. Инвестор может получить статус резидента ТОР.
На Камчатке рассматривается возможность развития сферы судоремонта. В августе помощник президента РФ М.Орешкин поручил Минтрансу, Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития разработать комплексный план модернизации судоремонтных мощностей в Камчатском крае. На Камчатке осуществляется ремонт всех действующих в крае малотоннажных кораблей и 50% среднетоннажных, но ремонт крупнотоннажного флота осуществляется в Приморском крае, КНР и Республике Корея. В частности, летом на Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе в Приморье (Находка) был спущен на воду ледокольный паром «Станислав Агапов», который должен работать на переправе через протоку Озерная в Усть-Камчатском районе, заменив старый паром, находящийся в эксплуатации более 47 лет. На заводе также строили грузопассажирские баржи «Камчатка-1» и «Камчатка-2».
Свидетельством Российского морского регистра судоходства на судоремонтные работы обладают 34 камчатских предприятия, им принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 до 25 тыс. тонн.
Наиболее крупными действующими предприятиями судоремонта Камчатки на сегодняшний день являются АО «Северо-Восточный ремонтный центр», АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» (ПСРЗ), ЗАО «Судоремсервис», ООО «Вилючинская верфь». На площадке действующих предприятий ПСРЗ и «Судоремсервис» рыбопромышленный холдинг «Норебо» (в лице дочернего ООО «Рем-Нова ДВ») планирует сформировать судоремонтный комплекс, первый этап которого может быть запущен в 2024 г., а второй – к 2027 г. Проект предполагается реализовать в рамках ТОР «Камчатка» - в сентябре предприятие «Рем-Нова ДВ» получило статус резидента.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1]Д о 1994 г. – Владивостокский судостроительный завод. Основные акционеры – депутат приморского Заксобрания Г.Лазарев, И.Мирошниченко, Т.Леонтьева, О.Мирошниченко.
[2] Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 м, шириной до 16 м, высотой до 25 м и водоизмещением до 3,5 тыс. тонн.
[3] Учредители – В.Бадаева и С.Ермоленко.
[4] Учредитель – ООО «Центр перспективных инвестиций» (г. Тула), подконтрольный АО «Туламашзавод» (НПО «Высокоточные комплексы» «Ростеха»).
В Хабаровском крае с середины 2024 года работает новый инструмент, призванный стимулировать развитие отечественной промышленности и производства, — хартия технологического суверенитета и импортозамещения. Она предполагает в первую очередь создание кооперации местных предприятий, которые будут гарантированными поставщиками друг для друга. Как работает этот механизм и как приняли его предприниматели-производственники — в материале EastRussia.
Большую часть товаров можно и нужно производить в России, а не везти их из-за границы. Этот тезис стал отправной точкой создания хартии технологического суверенитета и импортозамещения Хабаровского края. Нужны стройматериалы, IT-решения, рынок сбыта? Искомое может оказаться ближе, чем предполагалось. Не нашлось в регионе? Спрашиваем соседей. Нет у них — горизонт расширяется в дружественное зарубежье. К такому алгоритму поиска партнеров подключились 250 из порядка 800 предприятий региона.
Неочевидные хлопоты? Возможно. Но тем, кто в хартии, правительство Хабаровского края обещает поддержку в реализации проектов в сфере импортозамещения и технологических инноваций. По словам губернатора региона Дмитрия Демешина, такие бизнесы могут рассчитывать на льготные условия и дополнительные преференции в рамках региональных инвестиционных программ, а также на подспорье в расширении научных инноваций, цифровой трансформации промышленности и развитии кадрового потенциала.
— Обязать исполнять хартию мы впрямую не можем, но приоритетов по оказанию государственной поддержки мы точно давать не будем тем, кто у нас не выполняет принципов хартии, и тем, кто не поддерживает местных производителей, — отметил Дмитрий Демешин во время общения с журналистами.
Директор компании по производству джемов, варенья, соусов и кондиментов «Густо Фэмели» Дарья Лиманова в отрасли третий год. Цех в пригороде Хабаровска выпускает около 2 тонн джемов в месяц, примерно 5% продукции отправляется на экспорт в Казахстан. Для небольшой компании весома любая поддержка, поэтому хартию «Густо Фэмели» подписала одними из первых.
— Мы ожидаем, что будет перспектива здорового лоббирования интересов наших местных производителей, — говорит Дарья Лиманова. — Поддержка маленьких производств, которые только выходят на рынок, конечно, важна. Становится проще решить какие-то вопросы, сесть за стол переговоров и решить что-то, не обивая пороги кабинетов. Хартия — хороший инструмент, чтобы прийти в органы власти со своими предложениями и высказать свою инициативу, например, по организации взаимодействия с определенными структурами.
Наладить взаимодействие с помощью хартии с крупными естественными монополиями и государственными муниципальными структурами рассчитывает другой хабаровский производитель — компания «Инновационные технологии». Ее директор Андрей Батурин говорит, что консолидация предпринимателей Дальнего Востока была лишь вопросом времени.
— Мы работаем в отрасли энергетики, ЖКХ, строительства, производим то, что делает нашу жизнь комфортной: внутренние инженерные системы, системы водоснабжения, водоотведения, тепловые пункты. Есть проблема с кадрами, хартия это пока не затрагивает, но сообща для региона мы сможем вырабатывать те решения, которые помогут закрыть вопрос кадрового голода. Министру промышленности мы озвучили просьбу: чтобы естественные монополии, крупные монополисты присоединились к хартии. Соответственно, тогда предприниматели Дальнего Востока получат доступ на рынки, на те крупные инфраструктурные проекты, которые сейчас реализуются и будут реализовываться в регионе в будущем.
Еще один участник хартии промышленного суверенитета — компания по производству бытовой химии «Нимфа». Ее руководителя Ольгу Луценко волнует проблема сбыта, и после подписания документа она ждет помощи от правительства региона в налаживании диалога с торговыми сетями.
— Мы в день производим порядка 3 тонн продукции, — говорит Ольга Луценко. — Это и жидкое мыло, и средство для мытья посуды, ничем, кстати, не уступающее раскрученному импортному бренду, но наше в несколько раз дешевле. Тоже могу сказать и о нашем жидком средстве для стирки. Сегодня мы работаем с сегментом малого предпринимательства: кафе, рестораны, гостиницы. Торговые сети пока нам двери не открыли. Говорят, что их сдерживают контракты с центральной частью России. Но это странно, что на полках наших магазинов стоят импортные гели и порошки, а местный производитель, увы, не у дел.
Но хартию мы подписали еще и потому, что в результате этого сможем сотрудничать с научными институтами, а институты дадут возможность создавать более наукоемкие продукты. Также для участников есть определенные преференции и льготы при приобретении оборудования в лизинг, например, посредством фонда развития промышленности, что для нас из-за небольшого объема было недоступно.
Для стимулирования небольших технологических предприятий в регионе запустили специальные меры поддержки. Так, в августе 2024 года в портфеле краевого фонда МСП появился микрозайм «Технопром». Он позволяет получить микрофинансирование — до 5 млн рублей по ставке не выше 6% годовых. Кредит одобрят, даже если компания только-только зарегистрировалась, но при этом подходит под отраслевые параметры поддержки. От стажа работы предприятия зависит лишь сумма займа. Что касается регионального Фонда развития промышленности, который работает с более крупными производителями, необходима докапитализация за счет средств резервного фонда правительства РФ.
В канун Нового года Дмитрий Демешин анонсировал еще одну меру поддержки малого и среднего бизнеса, направленную на продвижение местной продукции: кредит локальным производителям до 3 млн рублей по ставке не выше 7,5%. А зампреду Марии Авиловой губернатор поручил продумать комплексную программу продвижения местных технологических компаний на отечественном рынке.
— Мы ускоряем встречу власти и бизнеса и снимаем ограничение коммуникации, — говорит и. о. министра промышленности и торговли края Дмитрий Астафьев. — И те люди, которые когда-то предполагали, что в тот или иной кабинет они попасть не могут, сейчас видят, что в рамках конкретной задачи это не составляет труда.
И когда они садятся за стол переговоров, многие надуманные сложности решаются в рамках одного диалога. В рамках хартии никаких проблем для нас не представляет организовать встречу предпринимателей с людьми, которые принимают те или иные решения. И с каждым днем доверие местных производителей к нам растет. Объединяясь — они выигрывают. Но нужна коммуникация внутренняя — например, наша удаленность ключевым образом сказывается на себестоимости продукции. Но есть программа ДВЖД, где по определенным категориям мы можем получать скидку на тариф. При небольшом объеме эту скидку применить сложно, а когда предприятия объединяются, например, в рамках хартии, они везут объем, подходящий под эту скидку, то есть получают ощутимый экономический эффект.
Также для участников хартии сейчас прорабатывается еще одна мера поддержки: Хабаровский край сегодня стоит в условном графике на строительство двух индустриальных парков. Ожидается, что спрос на резидентство в них будет гораздо выше, чем предложение.
Поле для деятельности обширное: это и механическая обработка металла, и высокотехнологичные станки с ЧПУ, производство различных комплектующих. Любой предприниматель, который готов работать в этом направлении, может найти свою нишу. Заявки на рассмотрение федерального Минпрома сформируют в начале февраля.
Некоторые предприятия, подписавшие хартию промышленного суверенитета и импортозамещения, уже нашли направление для кооперации. Так, производитель беспилотных летательных аппаратов для нужд СВО, компания «ХабИнноТех», намерен занять нишу беспилотной доставки грузов по воде, а также производить наземную самоходную технику. Для этого предприятие ведет переговоры с другим участником хартии — местной компанией, которая имеет большой опыт в постройке маломерных судов.
Александр Мелека (справа) показывает губернатору Хабаровского края Дмитрию Демешину продукцию компании «ХабИнноТех». фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
— Разрабатываем проект безэкипажных катеров совместно с фабрикой полимерных изделий, — рассказал директор компании «ХабИнноТех» Александр Мелека. — Планируем с ними работать непосредственно по строительству корпусов и силовых агрегатов: они это умеют, а мы будем дополнять эти устройства системами связи, управления и так далее. Идея хартии нам очень импонирует, ведь это на руку местным компаниям: сначала искать исполнителей среди хабаровских производителей, потом — среди производителей в крае, затем расширять зону поиска на Дальний Восток, еще шире — на всю Россию... И только потом уже обращаться к дружественным зарубежным предприятиям.
Идея хартии импортозамещения и технологического суверенитета получила поддержку у руководства страны. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время прошлогоднего визита в Хабаровский край отметил, что реализация таких проектов привлечет новые инвестиции, создаст новые рабочие места и поможет будущему экономическому росту региона.
В лесной промышленности сохраняются кризисные явления. Однако по некоторым видам продукции в минувшем году отмечена позитивная динамика относительно сложного для отрасли 2023 г. Для дальневосточных производителей близость основных рынков сбыта в Азии сокращает затраты на логистику. Тем не менее на основном экспортном рынке, в КНР, продолжают отдавать предпочтение сырью низкой степени переработки. Развитие перерабатывающих мощностей связано с перспективой роста спроса на внутреннем рынке.
В 2024 г. в лесопромышленной отрасли России наметился положительный тренд, несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию, формируемую санкционными ограничениями и ценовой конъюнктурой. Объемы лесозаготовки в стране за 10 месяцев минувшего года выросли на 3,5% относительно 2023 г., составив 148 млн куб. м. Положительная динамика также наблюдалась в лесопереработке, где сказался эффект низкой базы. Производство пиломатериалов в РФ в январе-октябре 2024 г. выросло на 0,2% относительно аналогичного периода 2023 г., до 23,9 млн куб. м. Рост в производстве фанеры за отчетный период составил 4,7%, до 2,84 млн куб. м, производство древесно-стружечных плит (ДСП) увеличилось почти на четверть, до 11,9 млн куб. м. Производство бумаги и картона в РФ в январе-октябре минувшего года составило 7,82 млн тонн, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом на 22,2% снизился выпуск пеллет, до 869 тыс. тонн: до санкционных ограничений топливные гранулы поставлялись преимущественно на западный рынок и для производителей являлись основным способом монетизации побочных продуктов переработки.
Для российских экспортеров в сфере лесной промышленности ключевым рынком сбыта остается Китай. За семь месяцев 2024 г. более половины всего российского экспорта пиломатериалов и круглого леса (7,4 млн куб. м) пришлось на КНР, что на 4% меньше, чем было поставлено за тот же период 2023 г. На втором месте по покупке в России слабо обработанного и необработанного леса в январе-июле 2024 г. оказался Узбекистан (1,1 млн куб. м), на третьем - Казахстан (481 400 куб. м). Поставки в Узбекистан и Казахстан остались на уровне 2023 г. Сокращение поставок в Китай связно в том числе и с ограничениями в банковской сфере – в начале 2024 г. главный для российских экспортеров китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial Bank остановил все расчеты с Россией.
При этом к концу года на рынке КНР отмечался рост стоимости пиломатериалов на фоне сокращения запасов[1]. Так, в крупном портовом хабе Тайцан в провинции Цзянсу еловые пиломатериалы (сорт SF, несортированные) в конце августа 2024 г. подорожали на 3-5% по отношению к июлю, до 1,9-2 тыс. юаней (270–291 долларов США) за куб. м. Пиломатериалы из северной ели поставлялись по 245 долларов за куб. м. Стоимость продукции из РФ в конце августа выросла на 3%, до 235–245 долларов за куб. м по сравнению с концом июля.
До конца лета 2024 г. Китай сокращал импорт хвойных пиломатериалов. В частности, в июле их ввоз снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 1,4 млн куб. м. По итогам семи месяцев 2024 г. Китай в целом закупил 10,3 млн куб м хвойных пиломатериалов, что на 6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе импорт из РФ за данный период упал на 3%, до 3,8 млн куб. м.
В то же время по итогам восьми месяцев 2024 г. увеличились поставки в КНР российской фанеры (в 2,7 раза), до 395,7 тыс. куб. м. В стоимостном выражении экспорт производителей фанеры вырос в 1,5 раза, до 126,1 млн долларов (ранее российская фанера поставлялась главным образом в Европу). Поставки шпона из России в Китай выросли в натуральном выражении на 22,7%, до 354,2 тыс. куб. м, в стоимостном выражении рост составил 23,9%, до 80,6 млн. долларов. Экспорт бумаги и картона увеличился в январе-августе на 15,2%, до 1,19 млн тонн, лесохимической продукции – на 66,2%, до 20,2 тыс. тонн, древесноволокнистых плит – в 4,2 раза, до 70,9 тыс. куб. м. Однако поставки круглого леса из РФ в КНР (его экспорт из России законодательно ограничен) в январе-сентябре 2024 г. снизились на четверть относительно аналогичного периода 2023 г., до 0,9 млн тонн. Кроме того, в связи с тем, что китайские потребители по-прежнему отдают предпочтение закупке необработанной древесины, российская доля на рынке Китая снижается (сокращение на 48% относительно 2019 г.).
Рост цен на лесную продукцию также фиксируется в Японии и Республике Корея. Так, в Японии рост цен в августе относительно июля составил 6%, а в первом полугодии 2024 г. Россия увеличила экспорт пиломатериалов в Японию на 12% относительно первого полугодия 2023 г., до 266 тыс. куб. м. Поставки из РФ в Южную Корею в первом полугодии прошлого года выросли на 76% относительно первого полугодия 2023 г., до 59 тыс. куб. м. Но следует отметить, что дальнейший рост стоимости лесоматериалов на мировом рынке маловероятен с учетом снижения темпов жилищного строительства из-за кризиса на рынке недвижимости КНР. При этом ожидается рост спроса на пиломатериалы на внутреннем рынке РФ благодаря мерам по стимулированию деревянного строительства.
Для производителей Дальнего Востока близость азиатских рынков сбыта является положительным фактором, сокращающим затраты на логистику (в отличие от северо-западной части страны). Тем не менее в макрорегионе наблюдается дефицит крупных мощностей по лесопереработке, что сдерживает возможности для наращивания экспорта. Дальневосточные производители при этом намерены выходить на новые рынки. В частности, в октябре первая партия лиственничного шпона из Хабаровского края объемом 1,48 тыс. куб. м была направлена в Индию (Ченнаи). Продукция выпущена холдингом RFP Group, владеющим «Амурской лесопромышленной компанией» (г. Амурск). Следует отметить, что в 2024 г. Индия в целом значительно увеличила импорт продукции ЛПК из России – в 3,3 раза за семь месяцев года, до 29 700 куб. м.
Стоит отметить, что в целом в производстве шпона в Хабаровском крае отмечается заметный рост. В январе-октябре 2024 г. объем производства вырос на 47,3% относительно аналогичного периода 2023 г., до 138,2 тыс. куб. м. Основным производителем шпона в крае является отмеченная выше «Амурская лесопромышленная компания».
Производственные мощности в лесопереработке предполагается развивать в Иркутской области, являющейся одним из российских лидеров по поставкам лесопродукции. В декабре 2024 г. Фонд развития промышленности РФ и Фонд развития промышленности Иркутской области предоставили компании ООО «Дубрава»[2] льготный заем в размере 23,6 млн рублей на модернизацию цеха глубокой переработки древесины в Нижнеилимском районе (21,2 млн рублей предоставил федеральный ФРП и 2,4 млн - ФРП Иркутской области).
С помощью льготного финансирования компания намерена дооснастить сушильный комплекс линией сортировки круглого леса для увеличения глубины лесопереработки и выпуска обрезного пиломатериала хвойных пород естественной влажности. Льготный заем предоставляется компании по программе «Проекты лесной промышленности», которая предусматривает льготное финансирование по ставке 3% годовых на срок до трех лет. Федеральный и региональные фонды предоставляют совместные займы в соотношении 90% (федеральные средства) на 10% (средства регионов).
Группа «Илим» к 2026 г. намерена реконструировать лиственный поток, что позволит увеличить объем производства беленой лиственной целлюлозы на 162 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют 12,4 млрд рублей. С января текущего года на предприятии должна начаться реализация инвестиционного проекта по модернизации картонного потока с плановым объемом инвестиций в 3,9 млрд рублей.
В целом в Иркутской области по итогам семи месяцев 2024 г. зафиксирован рост погрузки товаров лесной промышленности по железной дороге на 7,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 г. В регионе работает порядка 1,2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса, специализирующихся на производстве пиломатериалов, изделий из древесины, домокомплектов, плит, целлюлозы, картона, фанеры, а также переработке отходов лесопиления. По итогам первого полугодия 2024 г. предприятиями региона было произведено 2,3 млн куб. м пиломатериалов, 1 млн тонн целлюлозы, 400 тонн картона и 39,2 тыс. тонн древесного топлива (пеллет). Следует напомнить, что в 2023 г. Иркутская область была регионом-лидером по объемам поставок продукции лесопромышленного комплекса.
Тем временем в сентябре власти Приморского края предложили правительству Республики Беларусь создать совместное предприятие по лесопереработке для дальнейшей поставки полуфабрикатов в КНР. Тем не менее пока данные проекты находятся на стадии обсуждений.
Внимание уделяется и вопросам лесовосстановления. В ноябре минувшего года Минприроды РФ поддержало предложение губернатора Иркутской области И.Кобзева о выделении региону средств из федерального бюджета на увеличение производительности Мегетского лесного питомника (Ангарский городской округ) в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экологическое благополучие». В 2026 г. Иркутская область получит на данные цели 101,7 млн рублей, в 2027 г. – 11,3 млн рублей.
Мегетский лесопитомник является наиболее крупным в Приангарье[3]. В 2024 г. в его теплицах было выращено 2,6 млн штук сеянцев с закрытой корневой системой, в текущем году планируется увеличить производственную мощность до 3 млн штук. На выделяемые из федерального бюджета средства предполагается приобрести новое оборудование, увеличивающее производительность выращивания сеянцев хвойных пород с закрытой корневой системой до 5 млн в год.
Также о планах увеличить объемы искусственного лесовосстановления заявляют в Хабаровском крае. В регионе насчитывается 18 теплиц площадью более 10 тыс. кв. м для выращивания саженцев, к 2029 г. их число планируется увеличить до 74. В 2022-23 гг. в крае выращено 29,4 млн сеянцев, план к 2029 г. включает выращивание более 27 млн штук сеянцев лиственницы, ели, кедра корейского и сосны ежегодно.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Запасы пиломатериалов хвойных пород в китайском порту Тайцан в провинции Цзянсу на конец августа оценивались в 1,15 млн куб. м, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце.
[2] Братск, учредитель – А.Сычков.
[3] Самым большим в РФ лесопитомником считается Красноярский край, где в 2023 г. было выращено 14 млн сеянцев.
На фоне роста мировых цен на золото в дальневосточных регионах развиваются проекты по добыче драгметалла, а также увеличиваются производственные показатели. Тем не менее ввод новых мощностей требует значительных затрат, которые, кроме того, увеличиваются под влиянием санкционных ограничений. В алмазодобывающей отрасли снижение цен в сочетании с санкциями стало причиной планов «АЛРОСА» по снижению добычи. Кроме того, компания рассчитывает развивать золотодобычу. Отмечается рост добычи железной руды для поставок на внутренний рынок, тогда как экспортные поставки снижаются. Обсуждаются возможности по реализации проектов освоения месторождений редкоземельных металлов.
Ряд дальневосточных регионов наращивает объемы золотодобычи. Компании увеличивают инвестиции в добычу драгметалла в том числе на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности, по состоянию на 22 декабря цена на золото составила 2 621 доллар США за унцию, а осенью цены поднимались выше 2 770 долларов. В 2025 г. прогнозная средняя цена оценивается в 2 875 долларов за унцию (рост на 37% с начала года).
Недропользователи Магаданской области за январь-октябрь 2024 г. произвели 46,3 тонны золота, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В частности, выпущено 30,7 тонн рудного золота и 15,6 тонн россыпного. Производство серебра за десять месяцев в регионе составило 352,5 тонн. Большую часть добычи золота на Колыме обеспечивают АО «Полюс Магадан» (ПАО «Полюс»), АО ЗРК «Павлик» (ИК «Арлан»), АО «Сусуманзолото» (УГМК), АО «Серебро Магадана» и ООО «Омолонская золоторудная компания» («Полиметалл»). Добычу серебра осуществляют АО «Серебро Магадана» (рудники «Дукат», «Лунное», «Перевальное») и ООО «Омолонская золоторудная компания», а также ООО «Агат» и СП ЗАО «Омсукчанская ГГК».
По итогам 2024 г. объем производства золота в Якутии может составить порядка 54 тонн, что на 8% больше, чем в 2023 г. Основными предприятиями республики являются рудники Гросс и Таборный (Nordgold), Нежданинский ГОК «Полиметалла», проекты компаний «Полюс Алдан» (Куранахское рудное поле) и «Селигдар». К 2025 г. Nordgold планирует расширить мощность производства кластера «Гросс» (рудники «Гросс» и «Таборный», проект развития «Токко», оператор – ООО «Нерюнгри Металлик») до 26 млн тонн руды в год (на 16 млн тонн).
В том числе недропользователь рассчитывает вовлечь в переработку бедные руды с бортов месторождений проекта. В дальнейшем компания планирует построить фабрику для извлечения золота из растворов. Ежегодный объем производства золота в рамках кластера «Гросс» на сегодняшний день достигает 15 тонн. Суммарные запасы и ресурсы золота по месторождениям кластера оцениваются в более чем 400 тонн. «Полюс Алдан» намерен по итогам года нарастить добычу на Куранахской группе месторождений на 31% относительно 2024 г., до 9,7 тонн.
Недропользователи Хабаровского края в январе-октябре 2024 г. обеспечили 22,62 тонны золота, что соответствует результату за аналогичный период годом ранее. Из общего объема 19 тонн произведено на месторождениях рудного золота, 3,62 тонны – на россыпных месторождениях. Добычу рудного драгметалла в регионе ведут ООО «Многовершинное» (Highland Gold) и ОАО «Охотская горно-геологическая компания» («Полиметалл»). В добыче россыпного драгметалла высокие показатели за отчетный период обеспечили компании «ДВ Ресурсы», «Восток», «Золото Керби», «Заря», «Арсзолото», «Амгунь» и «Артель старателей «Прибрежная». По итогам года добыча в регионе составит около 28 тонн золота, что находится на уровне прошлого года.
В Хабаровском крае «Полюс» намерен осваивать месторождение Чульбаткан (район им. Полины Осипенко), где объем капитальных расходов оценивается в 600-800 млн долларов (предварительно). Начало производства намечено на 2029 г. Его объем должен составить 300 тыс. унций золота в год.
Таким образом, «Полюс» претендует на второе место среди наиболее крупных мировых золотодобытчиков после американской компании Newmont. Запуск трех проектов в Иркутской области и Хабаровском крае позволит «Полюсу» увеличить производство до 6 млн унций золота к 2030 г., что в два раза больше текущего показателя. Между тем Newmont к 2030 г. рассчитывает нарастить производство на 20%, до 8,3 млн унций. Пока «Полюс» занимает четвертое место по добыче золота в мире с показателем 2,75–2,85 млн унций (после Newmont, а также канадских Barrick и Agnico Eagle) и находится на первом месте в России.
Также в Хабаровском крае на первый квартал 2025 г. намечен запуск второй автоклавной линии Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК-2, вторая очередь предприятия) АО «Полиметалл» («Мангазея Майнинг») в Амурском районе. Объем инвестиций в строительство достиг суммы около 61,5 млрд рублей. При этом ранее АГМК-2 предполагалось запустить уже к концу 2024 г. – в мае 2023 г. «Полиметалл» сообщил о переносе запуска второй очереди АГМК на вторую половину 2024 г. в связи с заменой части оборудования.
В ноябре текущего года «Полиметалл» получил разрешение на запуск энергопринимающей установки АГМК-2 для обеспечения объекта электроэнергией. Напомним, что АГМК специализируется на переработке упорных золотосульфидных концентратов методом автоклавного окисления. Проектная производительность предприятия составляет 250–300 тыс. тонн концентрата в год. Вторая линия автоклавного отделения предназначена для переработки дважды упорных концентратов – переработки руд с Нежданинского (Томпонский район Якутии), Майского (Чаунский район Чукотского АО) и Воронцовского (Свердловская область, Краснотурьинский городской округ) месторождений компании.
В Чукотском АО объем добычи золота в январе-октябре текущего года составил 19,9 тонн золота, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Добыча серебра за отчетный период составила 88,2 тонны, что на 8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Рудное золото на Чукотке производят АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», ООО «Канчалано-Амгуэмская площадь», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» (АО «Полиметалл»). Предприятия Highland Gold произвели 12,7 тонн золота (более 60% от всей добычи драгметалла в регионе). ОАО «Рудник Каральвеем» выпустило 1 306 кг, результат ЗК «Майское» составил 3 371 кг. Добычу серебра обеспечивают АО «Чукотская горно-геологическая компания» (77,3 тонн) и ООО «Рудник Валунистый» (6,8 тонн). О добыче серебра также отчитались работающие на россыпях ООО «Трансмагистральстрой», ООО «Артель старателей «Чукотка» и ООО «Гранит».
Стоит отметить, что запуск Баимского горно-обогатительного комбината в Билибинском районе (ООО «ГДК «Баимская», управляющая компания «Рускапитал») на базе золото-медного месторождения Песчанка перенесен с 2028 г. на 2029 г. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 1 трлн рублей, в строительство из этой суммы уже вложено более 250 млрд рублей. В частности, построены взлетно-посадочная полоса, база для водителей в Билибино, закуплена техника для доставки грузов. Продолжаются работы по возведению вахтового поселка на 5 тыс. человек. Среднегодовой объем производства в течение первых десяти полных лет эксплуатации должен составить 300 тыс. тонн меди и 490 тыс. унций золота в год.
Сокращение добычи золота зафиксировано в Амурской области. В январе-октябре в регионе было произведено 15 965 кг золота, что на 17,2% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. В том числе производство рудного драгметалла сократилось на 22,6% (до 8 979 кг), а россыпного – на 9% (до 6 986 кг). Больше всего драгметалла в области производят предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК). В частности, ООО «Маломырский рудник» выпустило 3 595 кг золота, что на 6,8% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. Результат АО «Покровский рудник» составил 2 712 кг, снизившись на 21,7% относительно аналогичного периода годом ранее. ООО «ТЭМИ» произвело 576 кг золота, сократив показатель в 2,7 раз. Напротив, рост своего небольшого производства продемонстрировало ООО «Албынский рудник» - на 11,1%, до 321 кг.
Между тем ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) за десять месяцев текущего года выпустило 687 кг золота, снизив объем добычи на 5,8%. Результат АО «Прииск Соловьёвский» составил 2 946,3 кг золота, из них 1 088,3 кг рудного золота. На россыпях лидерами по объему добычи, помимо «Прииска Соловьёвский», являются компании «Маристый», «Хэргу», «Россзолото», «Могот», ЗДП «Зимовичи», ЗДП «Коболдо», «Александровская-1». Известно, что ООО «Маристый» (ООО УК «ХАС Групп») произвело 785,9 кг (рост на 49%), ООО «Россзолото» выпустило 329,9 кг (снижение на 9,3%), результат ООО «Хэргу» составил 455,8 кг (снижение на 2,2%).
Ряд новых проектов горнодобычи планируется реализовать в Забайкальском крае. Компания «Промышленные инвестиции» В.Свиблова рассчитывает инвестировать более 150 млрд рублей в разработку Лугоканского месторождения (Газимуро-Заводский район). Проект включает строительство ГОКа мощностью до 14 млн тонн руды в год. Ресурсная база месторождения составляет более 150 тонн золота, 600 тыс. тонн меди и 1 300 тонн серебра. До конца текущего года ожидается завершение первого этапа строительства ГОКа на Култуминском полиметаллическом месторождении (Газимуро-Заводский район), принадлежащего Highland Gold В.Свиблова. Плановая мощность ГОКа – 13 млн тонн руды в год. Месторождение содержит 820 тыс. тонн меди, 190 тонн золота и 1,4 тыс. тонн серебра.
Между тем «Мангазея Майнинг» рассчитывает к концу 2025 г. увеличить мощность ЗИФ «Наседкино» в Могочинском районе до 2,4 млн тонн руды в год (в первом квартале 2025 г. должен быть достигнут показатель в 1,9 млн тонн в год), что позволит в 2026 г. выйти на уровень производства в 4 тонны золота.
Также ООО «Рудник Апрелково» (UDS Golden Group[1], прежний владелец – Nordgold) планирует получать до 1,5 млн тонн руды в год на месторождении Погромное (Шилкинский район). Компания намерена осуществлять отработку всех остаточных запасов окисленной балансовой и забалансовой руды открытых горных работ. Nordgold вел добычу на руднике в 2007-2017 гг. UDS Golden Group рассчитывает инвестировать в этот проект 967,6 млн рублей. Запасы месторождения оценивались Nordgold в 49 тыс. унций золота.
В сфере добычи алмазов АК «АЛРОСА» рассчитывает в 2025 г. подготовить инвестиционный проект подземной разработки кимберлитовой трубки «Юбилейная» в Мирнинском районе Якутии. Разработку трубки осуществляет Айхальский ГОК (открытым способом). Производительность карьера составляет 5,2 млн тонн руды в год. Балансовые запасы по трубке «Юбилейная» (по состоянию для открытой и подземной отработки) оцениваются в 105,89 млн карат алмазов. Забалансовые запасы составляют 28,45 млн карат.
Однако «АЛРОСА» сообщила о планах временно остановить работу на менее рентабельных месторождениях в 2025 г., что связано со снижением второй год подряд цен на алмазы на мировом рынке и с санкционными запретами на поставку российских алмазов (в страны G8, Евросоюз). Глава компании П.Маринычев назвал оптимизационные мероприятия необходимыми для снижения затрат.
В «АЛРОСА» не уточняли возможные объекты для оптимизации. Среди активов наиболее бедными рудами отличаются россыпные месторождения компании «Алмазы Анабара» - 0,2 карата на тонну (в среднем на активах – 1,5 карата). Доля «Алмазов Анабара» в общем производстве «АЛРОСА» составляет лишь около 4%. Не исключено, что производство алмазов приостановят именно «Алмазы Анабара». При этом горно-обогатительные комбинаты компании (их шесть) должны продолжить работу. Накопленные запасы «АЛРОСА» оцениваются в 12-13 млн карат.
В начале ноября текущего года стоимость бриллиантов на мировом рынке снизилась до максимально низких значений с 2015 г., на что повлиял избыток алмазного сырья. По итогам первой половины 2024 г. выручка «АЛРОСА» сократилась на 4,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 179,46 млрд рублей, операционная прибыль снизилась в 1,94 раза, до 37,83 млрд рублей. Сокращение чистой прибыли «АЛРОСА» за полгода составило 34%, до 36,62 млрд рублей. Напомним, что по итогам 2023 г. добыча «АЛРОСА» снизилась на 2,8% относительно 2022 г., составив 34,6 млн карат. По итогам текущего года «АЛРОСА» намерена выпустить 33 млн карат, что на 4,6% меньше, чем годом ранее.
Мировой лидер по объемам огранки, Индия (90% огранки в мире), в сентябре 2024 г. снизила импорт алмазов из России почти в 25 раз, до 37 тыс. карат и в 74 раза в стоимостном отношении, до 1,5 млн долларов. В стране на фоне избытка запасов намерены снижать импорт по крайней мере до конца текущего года. Суммарный ввоз драгоценных камней из других стран в Индию в сентябре снизился на 23%, до 1,43 млн карат. Ожидается и общее сокращение объема предложения алмазов на мировом рынке в ближайшие десять лет на 10%, до 110-120 млн карат.
Стоит отметить, что «Алмазы Анабара» намерены развивать добычу золота и к 2030 г. выйти на годовой показатель объема в 3,2 тонны драгметалла, после ввода ЗИФ на Дегдеканском месторождении в Магаданской области (приобретено в 2024 г.). Разведанные запасы месторождения оцениваются в 100 тонн золота. Его ввод в эксплуатацию намечен на 2029 г. Также в 2025 г. «Алмазы Анабара» рассчитывают приступить к опытно-промышленной разработке россыпного золота месторождения Хаптасыннах-2 в Якутии, которая будет проводиться параллельно с разведочными работами и подсчетом запасов. Работы будут вестись в рамках проекта «Золотодобыча на россыпных месторождениях Хаптасыннах-2 и Бороску-Унгуохтах». Суммарные запасы по двум участкам составляют 786,6 кг драгметалла (С1+С2).
В Еврейской АО продолжается снижение производства железной руды. За январь-октябрь 2024 г. погрузка железной руды на ДВЖД в Еврейской АО составила 1,9 млн тонн, что на 9,7% меньше, чем за десять месяцев прошлого года. Освоением железорудных месторождений в регионе занимается IRC Ltd, железорудный концентрат производится на горно-обогатительном комбинате на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений (ООО «Кимкано-Сутарский ГОК»). В настоящее время недропользователь реализует проект по строительству рудника на Сутарском месторождении, запасы которого составляют 491,2 млн тонн руды. Необходимость реализации проекта связана с истощением запасов на Кимканском месторождении. Железорудный концентрат поступает на экспорт в Китай.
В Якутии входящее в «Мечел» ООО «Якутская рудная компания» с начала эксплуатации в апреле 2023 г. к концу августа текущего года добыло свыше 520 тыс. тонн железной руды на Сиваглинском месторождении (Нерюнгринский район). С 2024 г. проект должен выйти на проектную мощность в 1,2 млн тонн руды. К 2035 г. компания оценивает уровень добычи на месторождении в 3,5 млн тонн руды.
В Забайкальском крае АО «Висмут» («ГеоПроМайнинг» Р.Троценко) планирует в 2025 г. запустить в эксплуатацию ГОК на железорудном месторождении Железный кряж (Калганский район). Мощность предприятия должна составить 2,5 млн тонн железной и 850 тыс. тонн золотосодержащей руды. Запасы месторождения – 18,5 тонн золота, 2,4 тонны серебра, 28,2 млн тонн железной руды и 13 110 кг забалансовых запасов висмута. Объем инвестиций в проект оценивается в 7,9 млрд рублей.
Тем временем в правительстве вернулись к вопросу освоения крупного месторождения редкоземельных металлов – Томторского в Якутии (Оленёкский район). В ноябре президент РФ В.Путин в ходе встречи с первым вице-премьером Д.Мантуровым поручил решить вопрос о реализации проекта освоения Томторского месторождения. Со своей стороны Д.Мантуров в качестве основной проблемы проекта назвал поиск наиболее подходящей технологии.
К 2023 г. на месторождении в полном объеме завершены геологоразведочные работы, госкомиссией по запасам утверждены запасы полезных ископаемых. Прогнозные ресурсы Томтора составляют 1 640,389 тыс. тонн редкоземельных металлов (скандия, ниобия и др.), что делает его одним из крупнейших в мире. Также оно характеризуется значительными запасами фосфора и железа.
Лицензией на разработку Томтора владеет ООО «Восток Инжиниринг» (дочерняя компания ООО «ТриАрк Майнинг»[2]), но не исключена национализация актива и смена собственника, которым может стать структура «Роснефти». Ранее глава НК «Роснефть» И.Сечин выступил с поддержкой передачи судостроительного комплекса «Звезда» (Приморский край) «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) и предложил направить высвобождающиеся средства «Роснефтегаза» на освоение Томторского месторождения. Глава Якутии А.Николаев со своей стороны заявлял о проблемах неэффективного управления месторождениями редкоземельных металлов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ижевск, учредители – крупный удмуртский бизнесмен А.Чулкин, ООО «Райз» (Магадан).
[2] 90,91% компании-оператора проекта контролируют менеджеры группы «ИСТ» В.Ресин и А.Алешин. Ранее в проекте участвовал «Ростех» через СП с группой «ИСТ», но в 2019 г. госкорпорация вышла из проекта.
Хризотиловый асбест широко используется в мировой промышленности благодаря уникальным свойствам. Россия занимает лидирующие позиции по добыче и экспорту хризотила, поставляя его в развивающиеся страны. В то же время в Европе, США и Канаде асбест запрещен из-за его ассоциации с заболеваниями. Однако большинство опасений относится к амфиболовому асбесту, который отличается от хризотилового безопасностью при контролируемом применении.
В 2024 году было опубликовано исследование «Хризотил-асбест: современное состояние и перспективы развития в горно-обогатительной промышленности», согласно которому Россия называется ключевым поставщиком хризотилового асбеста в мире. Шутка ли — на долю отечественной промышленности пришлось 47% мирового экспорта в 2023 году. Многолетняя динамика показывает, что и текущий год сохранит лидерские позиции России на мировом рынке хризотила.
Ключевыми потребителями волокна являются Индия, Китай, Индонезия, другие страны Юго-Восточной Азии и государства Ближнего Зарубежья. Хризотил используют для производства более 300 видов продукции, в том числе доступных кровельных материалов (шифера), труб, фасадных плит, сайдинга, тепло- и электроизоляционных материалов для строительства зданий, машиностроения и обеспечения пожарной безопасности. Он обладает исключительным набором полезных свойств: выдерживает нагрев до 1 500°С, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, при этом обладая высокой прочностью. Развитая промышленная добыча хризотила позволяет выпускать на его основе товары для массового потребления, доступные для развивающихся регионов мира.
Вместе с активным использованием хризотила в растущих экономиках развивается и кампания по его «отмене». За последние десятилетия ряд международных организаций неоднократно поднимал вопрос о запрете хризотилового асбеста на всей планете, пока, впрочем, безрезультатно. В странах Евросоюза, США и Канаде хризотил запрещен. Вместо хризотилового волокна производства этих стран активно предлагают синтетические волокна, впрочем, уступающие хризотилу по количеству полезных свойств.
Корни конфликта лежат в недавней промышленной истории человечества. Вплоть до второй половины XX века асбест использовался по всей планете чрезвычайно интенсивно — уникальные свойства прочно обеспечили ему мантию «короля изоляций». Кровля для жилых домов, корабли, защитное снаряжение для пожарных, металлургов и военных, а также многое другое делали с применением асбеста. Затем, к концу века началось массовое движение против использования асбеста в странах будущего ЕС — его связывали с возникновением тяжелых заболеваний, в том числе онкологии. Правда, протестовали тогда против амфиболового асбеста.
Дело в том, что разные виды асбеста чрезвычайно сильно отличаются по степени воздействия на человеческий организм. Амфиболовый асбест (крокидолит, амозит, тремолит и др.) представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа в составе. Он обладает устойчивостью к кислотам, что не позволяет организму человека избавиться от амфиболового волокна, если оно в него попадет. К примеру, клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, используют именно кислоту для выведения посторонних предметов. В результате амфиболы могут спровоцировать тяжелые заболевания, в том числе онкологию. А вот хризотиловое волокно не обладает устойчивостью к кислоте. Оно представляет собой гидросиликат магния, который выводится из организма за короткий промежуток времени.
В итоге словом «асбест» называется два разных по характеру воздействия на человека минеральных волокна. Если провести аналогию, то также можно было бы требовать контактировать с алюминием в средствах индивидуальной защиты, потому что это «металл», такой же, как ртуть. Последняя же вредна для человека? Значит, и все остальные металлы — тоже. Наконец, смородина и арбуз оба являются ягодами, так что и продавать их надо в лукошках. В современных правовых реалиях слово «асбест» имеет смысл только вместе с определением — «хризотиловый» он, или «амфиболовый».
Европа широко использовала амфиболовый асбест, месторождения которого есть на севере региона, а также в бывших колониях в Африке. Как показывает исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», проведенное в 2006 году, в странах Запада асбестообусловленные заболевания являются заметной проблемой. В то же самое время государства социалистического блока не демонстрируют негативной статистики заболеваемости — на территории СССР добывали хризотиловый асбест. Можно сказать, что России просто повезло, поскольку у нас исторически только хризотил использовался для производства продуктов массового потребления.
В итоге, Европа встала перед нетривиальным выбором. Запрет амфиболов освободил нишу, в которую легко мог проникнуть хризотил «с Востока». Доступность российского минерала делала его чрезвычайно выгодным решением, и потому вместо честной конкурентной борьбы Запад принял решение развязать кампанию по очернению всех видов асбеста. Имея в своем распоряжении авторитетные международные организации и другие рычаги влияния, ЕС по сей день агитирует за запрет хризотила. На смену ему, естественно, должны прийти синтетические волокна европейского производства.
Впрочем, как показывает практика, далеко не все страны готовы идти на поводу у обещаний. Существующие научные исследования убедительно доказали, что хризотиловое волокно является безопасным при контролируемом использовании. Практика же промышленного применения показывает, что хризотиловая продукция позволяет реализовывать большие инфраструктурные проекты, строить массовое жилье и, в целом, решать масштабные задачи.