Энергетика Дальнего Востока: рост угледобычи при снижении добычи газа
Кризис в угольной отрасли в меньшей степени затрагивает дальневосточные предприятия, часть которых увеличивают экспортные поставки и намерены наращивать производство. При этом сокращается добыча газа, в первую очередь в рамках шельфовых проектов. Энергоносители проектов сахалинского шельфа продолжают импортировать Индия и Япония, для которой они играют важную роль в обеспечении энергетической безопасности. Продолжается увеличение поставок трубопроводного газа в Китай.
Тематическое фото. Автор/источник: Evgenii Panov/Shutterstock Дальневосточные угольные компании, ориентированные на экспорт в АТР и располагающие более удобными условиями логистики, увеличивают экспорт на фоне кризисных явлений в угольной отрасли страны в целом. В части регионов наблюдается рост угледобычи. В Якутии добыча угля за январь-июль текущего года выросла на 10,7% относительно аналогичного периода прошлого года, достигнув 30 млн тонн. Основной объем в республике произвели компании «Эльгауголь» и «Колмар», работающие в Нерюнгринском районе. Объем экспорта якутского угля за семь месяцев года составил 14,8 млн тонн угля, что сопоставимо с результатами за аналогичный период 2024 г.
Недропользователи Амурской области в январе-августе 2025 г. добыли 3,09 млн тонн угля, на 3% увеличив результат относительно аналогичного периода прошлого года. В регионе было добыто 1,86 млн тонн бурого и 1,23 млн тонн каменного угля. Лидером по объемам добычи является АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь»), получающее бурый уголь на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) и Северо-Восточном разрезе (вблизи города Райчихинск). За отчетный период холдинг произвел 1,47 млн тонн. «Огоджинская угольная компания» («Эльгауголь»), с недавних пор разрабатывающая новое Огоджинское каменноугольное месторождение в Селемджинском районе, произвела 1,23 млн тонн каменного угля за восемь месяцев года. В январе-сентябре в Приамурье было добыто 3,39 млн тонн угля (за аналогичный период прошлого года добыча составила 3,38 млн тонн), что свидетельствует о замедлении темпов роста.
Тематическое фото. Источник: РЖД
На Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) за январь-сентябрь 2025 г. было погружено на экспорт 22,1 млн тонн угля, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная отгрузка угля на экспорт была обеспечена за счет Эльгинского месторождения в Якутии и Ургальского месторождения в Хабаровском крае. В том числе с Эльгинского месторождения на экспорт было поставлено 14,2 млн тонн, что на 6,3% больше, чем за аналогичный период годом ранее. С Ургальского месторождения на экспорт поступило более 5,5 млн тонн (рост на 26,9%).
Кроме того, уголь в экспортном направлении поставляется по частной Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), построенной компанией «Эльга» и запущенной в конце 2024 г. На первом этапе проектная мощность ТЖД составляет 30 млн тонн, такого объема планируется достичь в 2026 г. С момента запуска в тестовом режиме в ноябре 2024 г. за пять последующих месяцев по ТЖД было перевезено 2 млн тонн угля с Эльгинского месторождения.
В Чукотском АО в январе-сентябре текущего года было получено 1,324 млн тонн угля, что соответствует результату за тот же период в 2024 г. Месторождения угля в регионе отрабатывают ООО «Берингпромуголь» и ООО «Шахта Угольная». Результат компании «Берингпромуголь» за отчетный период составил 1,274 млн тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле (соответствует результату за аналогичный период прошлого года). «Шахта Угольная» произвела 49,7 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, снизив результат на 13%.
Стоит отметить, что стоимость российского энергетического и металлургического угля на китайском рынке в середине октября (за неделю 13-17 октября) выросла на 2-3%. Энергетический уголь калорийностью 5500 ккал на кг в Южном Китае подорожал до 90,2 долларов за тонну с учетом фрахта (на базе CFR) и до 77 долларов за тонну в дальневосточных портах (на базе FOB). Цена на премиальный коксующийся уголь достигла 202 долларов за тонну. Цены и спрос на уголь имеют тенденцию расти перед зимним сезоном. В целом Россия за девять месяцев отгрузила в Китай около 65 млн тонн угля, включая 20-23 млн тонн коксующегося. При этом возможность увеличения поставок коксующегося угля ограничена растущей конкуренцией с Монголией, стоимость коксующегося угля которой более чем на 30% ниже, чем российского. Также в перспективе ожидается снижение стоимости коксующегося угля на фоне прогнозируемого спада выпуска металла в Китае из-за сокращения спроса со стороны строительного сектора.
Тем временем «Газпром» продолжает увеличивать поставки газа в КНР. 29 октября был в четвертый раз за месяц обновлен исторический рекорд суточных поставок газа в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири». В «Газпроме» отметили, что рекордный показатель стал седьмым после выхода поставок по «Силе Сибири» на максимальный контрактный уровень с 1 декабря 2024 г. По итогам девяти месяцев текущего года экспорт российского трубопроводного газа в КНР увеличился на 18,9% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 7,29 млрд долларов в стоимостном выражении. «Газпром» еще с 2024 г. впервые обошел по объемам поставок трубопроводного газа в Китай ранее лидирующий Туркменистан.
В сентябре «Газпром» и китайская CNPC достигли договоренности об увеличении поставок природного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» до 44 млрд куб. м в год. По первоначальному договору объем ежегодных поставок составлял 38 млрд куб. м. Известно, что в 2024 г. объем экспорта по газопроводу достиг 31,12 млрд куб. м газа.
Кроме того, планируется увеличение отгрузок с 10 млрд до 12 млрд куб. м газа в год по газопроводу «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» (так называемый «Дальневосточный маршрут»). Начало поставок по данному маршруту намечено на 2027 г. Увеличение поставок может обеспечить «Газпрому» поступление 1,5 млрд долларов США в год (исходя из цены на газ в 250 долларов за 100 куб. м).
Тематическое фото. Автор/источник: Fly Of Swallow Studio/Shutterstock
Значимым событием стало подписание в сентябре обязывающего меморандума о строительстве нового магистрального газопровода «Сила Сибири-2», проектирование которого началось пять лет назад. Подписание произошло по итогам переговоров лидеров РФ, КНР и Монголии (В.Путина, Си Цзиньпина и У.Хурэлсуха) в Пекине. Данный газопровод рассчитан на поставку 50 млрд куб. м газа с ямальских месторождений в год транзитным путем через Монголию.
На сегодняшний день планы предполагают строительство газопровода протяженностью 2,6 тыс. км на российской территории – через Красноярский край, Иркутскую область и Бурятию. Протяженность монгольского участка трубы «Союз Восток» оценивается в 960 км. КНР возобновила интерес к газопроводу на фоне эскалации конфликта на Ближнем Востоке и приостановки импорта Китаем СПГ из США.
При этом детали проекта по-прежнему не уточняются. В «Газпроме» сообщают о необходимости проработать объемы финансирования и коммерческих условий поставок. Сроки реализации проекта оцениваются в пять лет - с момента подписания контракта (который еще не наступил) до начала поставок. Также не уточняется вопрос цены на газ, который ранее являлся спорным для обеих сторон. «Газпрому» для строительства может потребоваться государственная поддержка, если с китайской стороной не будут решены вопросы кредитования или предоплаты поставок.
Следует отметить, что рамочное соглашение по поставкам газа в КНР из Западной Сибири было подписано «Газпромом» и CNPC еще в 2014 г. Изначальный проект предполагал прохождение газопровода через российско-китайскую границу в Республике Алтай, которая граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. В 2016 г. проект был отменен в связи со сложностями рельефа и экологическими рисками. В итоге основным вариантом стал маршрут газопровода через Монголию.
Что касается экспорта российского СПГ, то по итогам января-октября текущего года зафиксировано снижение – на 3,4% относительно аналогичного периода прошлого года, общий объем отгрузок составил 25,2 млн тонн. Тем не менее в октябре ситуация несколько изменилась – по итогам данного месяца зафиксирован рост поставок на 21% относительно октября прошлого года, до 3,4 млн тонн (рекордный показатель для данного месяца, по сравнению с сентябрем 2025 г. прирост составил 27%). На это повлияло начало поставок с завода «Арктик СПГ 2» («НОВАТЭК»). Известно, что газ данного проекта начал поставляться в Китай – первый СПГ-танкер прибыл в КНР в конце августа, а к концу октября в китайском порту Бэйхэ было разгружено 13 танкеров с «Арктик СПГ 2».
При этом в ДФО добыча природного газа снижается. В январе-сентябре 2025 г. падение составило 9,6%, до 38,8 млрд куб. м. На это, в частности, может влиять снижение добычи в рамках шельфовых проектов в Сахалинской области. Точных данных по ним не приводится, но на Сахалине продолжает фиксироваться спад в добывающей промышленности, при росте в сфере угледобычи.
На этом фоне в сентябре правительство РФ на основании выпущенного в августе указа президента РФ подписало распоряжение, обновляющее условия для участников СРП-проекта «Сахалин-1» - японской Sodeco и индийской ONGC Videsh Limited. В соответствии с ним, участники проекта обязаны заключать договоры поставки необходимого для реализации соглашения о разделе продукции оборудования иностранного производства и запасных частей к нему, а также договоры о техническом сотрудничестве. Кроме того, участник СРП-проекта должен зачислить на ликвидационный счет ООО «Сахалин-1» денежные средства в сумме ранее накопленных этим же участником средств в ликвидационном фонде СРП. Иностранные члены консорциума должны работать над отменой политических и экономических санкций, негативно влияющих на исполнение СРП, вплоть до обжалования их в суде. В распоряжении не указывается американская ExxonMobil, возвращение которой в проект маловероятно.
В августе указом президента иностранным акционерам было разрешено вернуть доли в операторе проекта «Сахалин-1» при условии поддержки снятия санкций, заключения контрактов на поставку иностранного оборудования для деятельности и техобслуживания проекта и перевода на счет оператора проекта ООО «Сахалин-1» средств с ликвидационного счета, на котором оказались деньги иностранных участников проекта после его перевода в российскую юрисдикцию. В ExxonMobil отметили, что компания не намерена возвращаться в проект и к работе в России в целом.
Напомним, что в настоящее время в операторе проекта ООО «Сахалин-1» 11,5% принадлежит ООО «Сахалинморнефтегаз-Шельф», 8,5% - АО «РН-Астра» (структуры «Роснефти»), 30% - японской Sodeco, 20% - индийской ONGC Videsh. Американская компания ExxonMobil ранее владела пакетом в 30%[1]. ExxonMobil обжалует в суде изъятие активов после своего ухода из РФ, сумма требований компании к российскому правительству составляет 4,6 млрд долларов[2] (такова сумма расходов в связи с уходом из проекта). В ExxonMobil отмечают, что с российской стороной с 2023 г. ведутся переговоры о возврате активов и урегулировании в рамках арбитражного спора.
Что касается добычи нефти на шельфе и ее экспорта, то Япония с 12 сентября установила более низкий потолок цен для импорта российской нефти – с 60 долларов до 47,6 долларов за баррель (аналогичный потолок цен был установлен для российской нефти в рамках 18-го пакета санкций Евросоюза в июле). При этом нефть проекта «Сахалин-2» освобождена от ценовых ограничений. В текущем году Япония впервые с февраля 2023 г. импортировала российскую нефть (партию в 70 тыс. тонн) за 3,74 млрд иен (около 24,18 млн долларов). В июне США продлили исключение из санкций для поставляемой Японии нефти «Сахалина-2» до 19 декабря 2025 г. В конце октября новый премьер-министр Японии С.Такаити в ходе встречи с президентом США Д.Трампом в Токио отметила, что с учетом энергетических потребностей Японии стране будет затруднительно отказаться от импорта российских энергоносителей (нефти и СПГ)[3].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В конце 2024 г. срок продажи доли ExxonMobil в проекте «Сахалин-1» был продлен указом президента РФ до 1 января 2026 г.
[2] Убытки в 4,6 млрд долларов связаны с обесценением 30%-ной доли ExxonMobil в нефтегазовом проекте.
[3] На российские поставки приходится порядка 9% импортируемого Японией СПГ и около 1% импортируемой нефти.