Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор судостроения ДФО — весна 2025
Поделиться

Судостроение на Дальнем Востоке: проблемы отрасли, инвестиции и планы ОСК

В судостроительной отрасли Дальнего Востока сохраняются проблемы, связанные с закредитованностью предприятий, дефицитом кадров, преобладанием крупноузловой сборки и проблемами с поставками оборудования. С учетом значительности приписанного к дальневосточным портам рыбопромыслового флота наблюдается потребность в развитии судоремонтных мощностей в макрорегионе, в том числе на базе уже существующих предприятий.

фото: пресс-служба Амурского судостроительного завода

В 2024 г. в российской судостроительной отрасли наблюдалось снижение производства. По итогам года совокупная стоимость сданных в РФ судов сократилась на 8,7% относительно 2023 г., до 301,4 млрд рублей. Тем не менее показатель все еще превосходит объемы, наблюдавшиеся в отрасли до 2023 г. (в 2012-22 гг. ежегодная совокупная стоимость сданных судов не превышала 261,6 млрд рублей). Количество сданных в 2024 г. судов и кораблей тоннажем более 50 тонн составило 125 единиц (на 5 единиц больше, чем годом ранее).

Среди отдельных российских судостроительных предприятий по итогам 2024 г. лидером по объему портфеля заказов оказался дальневосточный ССК «Звезда» (Приморский край, город Большой Камень, консорциум АО «Роснефтегаз», НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»). Портфель составляет 975 млрд рублей и 5 млн тонн (60 судов). Ранее ожидалась смена собственника этого крупного отраслевого предприятия, но она так и не свершилась.

ССК «Звезда». фото пресс-службы предприятия

В марте «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК, находится в управлении ВТБ) отказалась от планов приобретения «Звезды». Глава ВТБ А.Костин сообщил об отсутствии у корпорации необходимых для покупки судоверфи средств. В ВТБ заявили, что у предприятия уже имеется эффективный собственник. Продажа «Звезды» планировалась в целях консолидации дальневосточных судостроительных активов и повышения эффективности отрасли. С продажей верфи эксперты отрасли связывали возможность решения существующих проблем предприятия, таких как низкий уровень локализации судов и дефицит кадров.

ОСК, в свою очередь, может все же сосредоточиться на строительстве собственной верфи во Владивостоке (бухта Промежуточная). В сентябре 2024 г. А.Костин сообщал, что новая верфь будет рассчитана на строительство судов для торгового флота, и предварительно оценивал объем инвестиций в сумму около 5 млрд долларов США.

Строительство новой верфи на Дальнем Востоке предусмотрено стратегией развития «Объединённой судостроительной корпорации» до 2036 г. Первый вице-премьер Д.Мантуров в марте текущего года сообщил, что в настоящее время осуществляется проектирование новой верфи, но технико-экономические показатели пока не утверждены. Также он отметил, что продолжается процесс оформления земельного участка для строительства предприятия.

Между тем на «Звезде» весной наблюдалось затягивание сроков ходовых и швартовых испытаний СПГ-танкера усиленного ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» для проекта «Арктик СПГ-2» (60% у «НОВАТЭКа», по 10% - у французской Total, китайских CNPC и CNOOC, еще 10% - у японских Mitsui и JOGMEC). «Алексей Косыгин» является головным судном в серии танкеров проекта Yamalmax Samsung 172. Всего «Звезда» должна построить для «Арктик СПГ-2» 15 танкеров, первые пять должны были быть переданы в 2023 г., но сроки сдачи несколько раз переносились. Пока на воду спущены три танкера – «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте»[1]. На сроки сдачи негативно влияют проблемы с оборудованием, которое поставляла французская компания GTT (поставщик морских резервуаров для СПГ).

На Дальнем Востоке существует потребность в строительстве новых доков для ремонта крупнотоннажного промыслового флота, поскольку большинство рыболовных судов приписано к портам Дальневосточного бассейна. В настоящее время в России на пять основных портов приписки рыболовного флота (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Невельск и Холмск) приходится 675 судов и 113 судоремонтных предприятий, но есть только 15 доков. При этом более трети судоремонтных мощностей сконцентрировано в Архангельске (42 завода и восемь доков) при лишь восьми приписанных к порту Архангельск судам.

В Петропавловске-Камчатском на 292 приписанных судна приходится 33 завода и всего один док, а в сахалинском порту Невельск приписано 172 судна, но доки полностью отсутствуют. Исходя из того, что один док может обслужить около 20 малых рыболовных судов в год, Дальнему Востоку требуется как минимум шесть доков камерой 126 на 30 м, а также два дока камерой свыше 200 м для обслуживания судов-процессоров, рыбоконсервных судов и рефрижераторов-снабженцев. Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) отмечают, что из-за дефицита ремонтных мощностей в настоящее время значительная часть рыболовного флота обслуживается за рубежом (в КНР, Республике Корея), при этом стоимость импортных услуг постоянно увеличивается, сказываются также санкционные ограничения и сложности с поставками комплектующих. По мнению ВАРПЭ, направлению судоремонта требуются дополнительные меры государственной поддержки.

Тем временем в Якутии наблюдается развитие проблемного проекта в судоремонтной сфере. На строящейся с 2019 г. новой Жатайской судоверфи в апреле текущего года была начата опытная эксплуатация цеха корпусных производств. На предприятии планируется выпускать до 10 судов речного класса в год. Полностью ввести верфь в эксплуатацию предполагается в четвертом квартале 2025 г. Первым судном, которое будет заложено на верфи, должна стать несамоходная трюмная баржа класса «река-море» для ПАО «Ленское объединённое речное пароходство». В текущем году планируется приступить к строительству первого парома и разборного моста.

фото Андрея Сорокина. источник: Минтранс РС(Я)

На сегодняшний день техническая готовность верфи составляет 86,25%. Завершены общестроительные работы, в том числе возведены фундаменты, каркас, стены и междуэтажные перекрытия, смонтированы основные системы инженерного обеспечения, завершаются работы по монтажу систем вентиляции и промпроводок, поставлено и смонтировано технологическое оборудование для строительства судов, проводятся пуско-наладочные работы. Объем инвестиций в проект оценивается в 6,3 млрд рублей.

Напомним, что Жатайский судоремонтно-судостроительный завод в поселке Жатай (входит в городскую черту Якутска) функционировал с 1940-х гг. Модернизированное производство создается на базе ранее существовавшего предприятия. Сдать объект планировалось в 2021 г., но сроки неоднократно переносились (на 2023 г., на 2024 г. и на 2025 г.), в проект вносились изменения, увеличивалась стоимость строительства. Также возникали такие проблемы, как несвоевременное привлечение кредитных средств и дефицит работников.

Некоторые предприятия отрасли в ДФО испытывают финансовые проблемы, которые собственники решают за счет мер по финансовому оздоровлению, привлечения кредитных средств и продажи своих долей. В марте 2025 г. Росимущество выставило на торги оставшиеся 2% акций завода по производству оборудования для морского и железнодорожного транспорта «Варяг» во Владивостоке. Завод должен полностью перейти частному владельцу.

«Варяг» специализируется на производстве комплексных систем управления движением и защиты пароэнергетики, он является единственным в РФ предприятием по производству, ремонту и обслуживанию электрогидравлических агрегатов, систем управления морских кораблей, судов, глубоководных аппаратов, станций и тренажеров корабельных систем управления, судового оборудования и составных частей судов.

К продаже предлагается почти 2,2 млн акций предприятия (выпущены в 1992 г.) – это 2,0393% от уставного капитала предприятия и все 100% акций завода «Варяг», имеющиеся в собственности РФ. Начальная цена лота составила 10,573 млн рублей. Из остальных акций предприятия 98% принадлежат небольшой группе лиц, часть из них входит в совет директоров. В частности, наиболее крупные пакеты (36,3%; 19,6% и 14,8%, всего 70%) принадлежат А.Леонову, Н.Леоновой и Г.Леоновой (сын и дочери Е.Леонова, который возглавлял предприятие с советских времен в 1987-2018 гг.). Еще пять человек владеют пакетами от 1,4% до 2,5% акций завода.

В мае межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом приняла от ПАО «Славянский судоремонтный завод»[2] имущество на общую сумму 38,5 млн рублей в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате задолженности судоремонтного предприятия. Долг по налогам и сборам завода в конце прошлого года достиг 100 млн рублей. В 2023 г. задолженность была в 2,4 раза меньше – 41 млн рублей. 

фото: ПАО «Славянский судоремонтный завод»

На конец 2024 г. общая кредиторская задолженность организации оценивается в 1,2 млрд рублей. В прошлом году чистая прибыль Славянского СРЗ составила 14 млн рублей, что на 2% ниже, чем в 2023 г. В 2024 г. предприятие отремонтировало 12 судов, доля государственных заказов в общем объеме судоремонта превысила 63%. Следует отметит, что «Варяг» и Славянский СРЗ ранее заявляли о намерении войти в формируемый в Приморском крае судостроительный кластер (ключевыми предприятиями которого должны стать ССК «Звезда» и компания ООО «Кораблестроение и композиты»[3])

Тем временем Амурский судостроительный завод (ОСК, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) по итогам 2024 г. сократил чистый убыток в 9,7 раза, до 149 млн рублей. В 2023 г. чистый убыток предприятия составлял 1,4 млрд рублей. Выручка верфи выросла за прошлый год на 4,5% и достигла 25,13 млрд рублей. При этом увеличилась и кредиторская задолженность - на 5,65 млрд рублей по долгосрочным обязательствам (до 79,33 млрд рублей), на 1,26 млрд рублей - по краткосрочным обязательствам (до 11,6 млрд рублей).

фото: пресс-служба Амурского судостроительного завода

На предприятии действует программа финансового оздоровления, которая предусматривает плановое увеличение чистых активов при расширении портфеля заказов. В прошлом году судоверфь получила средства из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с погашением основного долга и уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банке ВТБ. Кредитные средства были направлены на достройку заказов гражданского судостроения. Помимо выполнения гособоронзаказа АСЗ строит грузопассажирский паром, который должен будет выйти на линию «Ванино – Холмск», и достраивает многофункциональное аварийно-спасательное судно «Керченский пролив», также ведется строительство транспортно-спускового дока для перевода строящихся заказов на сдаточную базу и док-понтона для обеспечения вывода заводских заказов из цеха и перевод их к достроечному пирсу.

Наконец, на еще одном дальневосточном активе ОСК, Хабаровском судостроительном заводе, сохраняется проблема дефицита загрузки мощностей. В апреле губернатор Хабаровского края Д.Демешин заявил о планах передачи предприятия в краевое управление. Он отметил, что вопрос прорабатывается с ОСК, а завод может быть перепрофилирован в центр судоремонта.




[1] «НОВАТЭК» выступает владельцем и коммерческим менеджером двух первых танкеров Arc7 с 1 марта 2025 г., танкера «Сергей Витте» - с 31 октября 2024 г.

[2] Владелец – депутат Заксобрания Приморского края Д.Текиев.

[3] Учредитель – В.Зуев. Компания специализируется на строительстве судов и плавучих конструкций – морских яхт, катамаранов и маломерных судов.

текст: Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельского хозяйства ДФО — зима 2025

На Дальнем Востоке в большинстве регионов отмечается спад сельскохозяйственного производства. В то же время в отдельных субъектах в текущем году наблюдается рост объемов сбора урожая зерновых и зернобобовых, в том числе за счет расширения посевных площадей, а также увеличение объемов выпуска продукции в сфере животноводства и рост экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Перспективы построения карьеры в промышленном секторе Хабаровского края

Несмотря на эпоху цифровизации, именно промышленность сегодня открывает тысячи перспективных вакансий. О ключевых возможностях трудоустройства рассказала директор Кадрового центра Хабаровского края Елена Даниленко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор горнодобычи ДФО — зима 2025

В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост золотодобычи. В перспективе на увеличение показателей производства драгметалла могут повлиять новые проекты и развитие действующих предприятий. В отрасли правительством готовится к введению ряд ограничений, которые, в первую очередь, коснутся добычи на россыпях. Дополнительное внимание предполагается уделять разработке месторождений редких и редкоземельных металлов, которые требуют существенных затрат, в том числе на инфраструктуру.

Читать полностью
Поделиться
Судостроение расправит паруса

На Дальнем Востоке сегодня сосредоточено 12% судоремонтных мощностей страны, и на макрорегион, по сведениям Минпромторга России, приходится порядка 8% от общего объема отраслевого производства. В условиях острой потребности страны в новом флоте различного назначения и класса у ДФО есть возможность увеличить если не долю, то физический объем исполняемых заказов. Однако успех в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет задействован потенциал судостроительных предприятий, сегодня имеющих разную загрузку, и поставлена на экономические рельсы межрегиональная кооперация.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор рыбной промышленности ДФО — осень 2025

Итоги вылова лососевых рыб на Дальнем Востоке в текущем году превышают прошлогодние показатели и прогнозные значения, но все же являются меньшими по сравнению с предшествующими рекордными по объемам добычи годами. Представителей отрасли беспокоит ряд проблем, для решения которых рыбопромышленники рассчитывают на поддержку государства. На этом фоне происходят крупные судебные разбирательства и смена собственников важных предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбный опт на Дальнем Востоке: цифровизация против складского дефицита

Дефицит холодильных мощностей остро ощущается во всех ключевых центрах рыбного промысла Дальнего Востока — Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском. Пиковые объемы вылова сталкиваются с перегруженными портами, очередями на выгрузку и ростом издержек, что усложняет покупку и продажу рыбы оптом. Как отмечает предприниматель из Владивостока и генеральный директор Fishplace.ru Юлия Беликова, все больше компаний находят решение в цифровизации: онлайн-платформы позволяют заранее видеть свободные холодильные мощности, бронировать их и выстраивать логистику.

Читать полностью
Поделиться
Трамп, сенат и промышленность: лоббизм или здравый смысл в американской политике?

Президент США Дональд Трамп усиливает контроль над экологическим регулятором: в Сенат внесена кандидатура Дугласа Трутмана на пост главы EPA, что обострило конфликт между Белым домом, демократами и индустрией. Крупнейшие автопроизводители публично раскритиковали запрет на хризотил в тормозных накладках и требуют ревизии норм, указывая на удар по цепочкам поставок и себестоимости. На кону — границы экологического регулирования и конкурентоспособность реального сектора от химии и нефти до автопрома. Команда Трампа сигнализирует возможную «ревизию 30 лет» решений EPA, способную изменить баланс сил в Вашингтоне и правила игры для бизнеса.

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточную энергетику подводят к новой генерации

В этом году новые исторические максимумы потребления электрической мощности достигнуты в энергосистемах Амурской области, Приморья, Забайкалья, Бурятии, Хабаровского края. Экономическое развитие региона сопровождается ростом спроса на электроэнергию, который к 2031 году может возрасти на 30%. При этом энергетикам предстоит вывести часть старых энергомощностей из эксплуатации. С учетом тренда стоит задача построить нужное количество генерирующих объектов, для чего важно мотивировать инвесторов, усматривающих сегодня немало рисков при создании новой генерации.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор сельского хозяйства ДФО — осень 2025

Основные агропромышленные регионы Дальнего Востока по итогам текущего года рассчитывают нарастить урожаи сельскохозяйственных культур, в том числе благодаря увеличившимся площадям посевов. Планируется расширять предприятия в сфере животноводства и овощеводства, повышая уровень самообеспеченности дальневосточных субъектов собственной продукцией.

Читать полностью
Поделиться
Со своей целлюлозой

В ходе парламентских слушаний об актуализации стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года от правительства Хабаровского края поступило предложение о создании на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажного комбината. По мысли региона, сегодня это может рассматриваться как антикризисная мера с учетом накопившихся производственно-экономических проблем в отрасли. Однако идея не нашла отклика у федеральных органов власти, а сами представители целлюлозно-бумажной промышленности указывают на то, что сегодня им приходится работать в убыток.

Читать полностью
Больше материалов