Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов
Поделиться

Ряд территорий ДФО рассчитывает на более заметную роль газового ресурса в топливно-энергетическом балансе, но увеличить ее не просто

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Тематическое фото. автор/источник: e-crow/Shutterstock

Шельф уже не спасает

Сделка о продаже природного газа в Хабаровский край была заключена в 2005 году с оператором шельфового проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas. Срок действия соглашения был рассчитан на 20 лет. После того, как Exxon Neftegas вышел из проекта в 2022 году, контрагентом региона по данному контракту выступила «Роснефть». В свою очередь глава государства дал поручение проработать вопрос об определении поставщика энергоносителя после октября 2025 года, когда завершается срок соглашения по «Сахалину-1».

Наиболее возможным вариантом стала пролонгация контракта. «В августе 2024 года «Роснефть» доложила президенту РФ о возможности поставки газа в объеме 3 млрд куб. м на горизонте 2025-2028 годов. По информации от коллег из «Роснефти» – это предел, в данном случае по их возможностям», – рассказал министр энергетики Хабаровского края Герман Тютюков.

Как сообщил Сергей Иртов, генеральный директор АО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК является крупнейшим потребителем сахалинского газа: в рамках контракта с «Роснефтью» в 2024 году энергетиками использовано 2,7 млрд куб. м), дополнительное соглашение по «Сахалину-1» заключается на три года. Однако в нем определен сниженный для энергокомпании объем – на уровне 2,16 млрд куб. м.

Тематическое фото. автор/источник: MR.Zanis/Shutterstock

В «Роснефти» заявляют, что решение продлить газовый контракт повлияет на объем извлечения из шельфа нефтяного сырья.

«В рамках проекта «Сахалин-1» мы добываем попутный нефтяной газ, и этот газ с самого начала предполагалось после 2025 года закачивать в пласт. Это необходимо, чтобы поддерживать пластовое давление. Поскольку по мере разработки месторождения давление падало и для того, чтобы добывать нефть, нужно закачивать этот газ», – пояснил директор департамента планирования, управления эффективностью и развития газового бизнеса НК «Роснефть» Олег Иванов.

Из-за того, что газ приходится направлять не в пласт, а в трубу, компания будет нести потери из-за снижения добычи нефти относительно того, что планировалось раньше. Но тем не менее выбора не было, поскольку приоритет – это российские потребители, объясняет Олег Иванов.

Помимо «Роснефти», Хабаровский край ведет консультации по ресурсной базе с «Газпромом». Эта компания добывает газ на Киринском месторождении (входит в проект «Сахалин-3»), который поступает в газотранспортную систему Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Впрочем, какого-либо подтверждения по перспективным объемам продаж от компании не получено, уточнил глава краевого министерства энергетики. Неизвестно и кто после 2028 года выступит для региона гарантирующим поставщиком газа. 

Потребление стремится к росту

Между тем Хабаровский край нуждается в увеличении поставок энергоносителя. К сведению, по итогам 2025 года потребление газа в регионе может составить не менее 3,6 млрд куб. м, проинформировал Герман Тютюков.

Во-первых, продолжается процесс газификации объектов ДГК. В этом году на Хабаровской ТЭЦ-2 будет установлено газовое оборудование на резервный котел (в следующем намечен ввод его в эксплуатацию). Завершается газификация пятого по счету котла Николаевской ТЭЦ и планируется закончить реконструкцию и перевод на газ энергоблока №2 Хабаровской ТЭЦ-3 (при этом ресурс, на котором он заработает, еще не определен, скорее всего, выработка энергии будет происходить больше в угольном режиме). На смену Хабаровской ТЭЦ-1 строится ТЭЦ-4, рассчитанная только на использование газового топлива. Станции потребуется 1,2 млрд куб. м газа ежегодно, проинформировал Сергей Иртов.

Есть и другие потребители. В крае, рассказал министр энергетики, заключено порядка 15 тыс. договоров догазификации, из которых пока что реализовано не более 2 тыс. Ежемесячно поступает до 100 и больше заявок от населения на подключение к газу.

Тематическое фото. автор/источник: 63ru78/Shutterstock

«Я считаю, что ситуация уже достаточно кризисная, учитывая, что практически все электростанции Хабаровского края работают на газе либо полностью, либо частично», –подчеркнул руководитель регионального министерства.

Перейти на уголь по станциям, которые ранее переведены на газ, добавил он, не представляется возможным, поскольку где-то ликвидированы золоотвалы, произведена рекультивация территории и т.д.

«Доля газа в топливно-энергетическом балансе Хабаровского края всегда была выше. Ее изменение в меньшую сторону создаст более серьезный коллапс по отношению к другим станциям», – предупреждает гендиректор ДГК.

К тому же развивать угольную генерацию на Дальнем Востоке сегодня затрудняют провозные способности железнодорожной инфраструктуры. «С точки зрения дальнепривозных углей…все наслышаны, и достаточно сложная ситуация с загрузкой Восточного полигона РЖД. Идут серьезные поставки грузов, не только угольной продукции, но и всех остальных», – констатирует Герман Тютюков.

Ситуация ведет к тому, что создаются серьезные препятствия в экономическом развитии края. По мнению министра, усилия, которые прикладывают краевые власти в деле привлечения инвесторов, по сути, нивелируются тем, что нет ясности с дополнительным ресурсом газа.

«Группа «Газпром» из-за запертых (вследствие неясности с дополнительным ресурсом – Прим. ред.) практически всех в регионе ГРС [газораспределительных станций] не выдает даже технические условия на проектирование перспективным потребителям. То есть по законодательству они действуют правильно, но консенсус о выдаче ТУ на сегодняшний день не найден», – посетовал он.    

Где изыскать резервы?

О том, что возникнет проблема с Хабаровским краем по продажам газа от «Сахалина-1», было известно давно, говорит Олег Иванов. По его словам, «Газпрому» были выделены необходимые ресурсы, чтобы ее решать. «Тем не менее мы пришли к 2025 году с ситуацией, когда газа не было. Мы приняли для себя сложное решение вместо закачки газа в пласт продолжить эту поставку», – сказал менеджер «Роснефти».

Как заверил начальник управления ПАО «Газпром» Андрей Чебаненко, компания планирует в IV квартале 2025 года обеспечить поставку газа в объемах, недостающих для газоснабжения коммунального хозяйства и населения, в том числе некоторых крупных предприятий. «Также у нас есть согласованные объемы в 2026 и 2027 годах для газоснабжения тех же самых категорий потребителей (население и комбыт у нас в приоритете) в объемах, которые остаются неудовлетворенными при объеме поставок «Роснефти» в указанные 3 млрд куб. м», – сообщил представитель госкомпании.

Тематическое фото. автор/источник: 63ru78/Shutterstock

В целом, добавил Андрей Чебаненко, потребность края в энергоносителе сформирована на период по 2035 год, в том числе с учетом доли поставок газа «Роснефтью». Конкретных объемов он не привел, уточнив, что вопрос заключения долгосрочных договоров в проработке.

С вводом в строй Хабаровской ТЭЦ-4 ежегодные потребности края по всем потребителям суммарно возрастут до 4,7 млрд куб. м, оценивают в ДГК.

В 2025-2026 годах регион не должен испытывать дефицит газа, в свою очередь заявил глава департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Артем Верхов, но его нехватка может возникнуть в 2027-м. Скорее всего, она будет временной, поскольку в том же году должны достроить газопровод-перемычку, соединяющую газотранспортные системы «Силы Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток».

Для обеспечения недостающих объемов, в том числе в свете появления новых потребителей газа, как, например, Хабаровская ТЭЦ-4, рассматривается возможность доставки краю голубого топлива с проекта «Сахалин-2», доля которого отходит государству по роялти (этот объем на сегодня составляет 1,2 млрд куб. м в год). Правда, данный вопрос необходимо согласовать с Минфином России, оговорился Артем Верхов.     

В любом случае, обратил он внимание, Министерство энергетики РФ намерено адресно подходить к потребителям газа в Хабаровском крае, определяя приоритет в обеспечении топливом по ряду критериев. 

Не сошлись в объемах

В свете грядущей газификации с неопределенностью столкнулась соседняя Амурская область. EastRussia писала о том, что в регионе снижается добыча местного бурого угля – основного источника энергии для Благовещенской ТЭЦ. Несмотря на прирост производства на Ерковецком разрезе, истощается ресурс на Северо-Восточном. Дефицит топлива вынужденно покрывается за счет поставок угольной продукции из Красноярского края, которая по своим характеристикам не подходит для ТЭЦ. Этот уголь обладает абразивностью и высокой теплоотдачей, что ускоряет износ оборудования и ставит под угрозу прохождение отопительного сезона, обеспокоен губернатор Амурской области Василий Орлов.

Как решение – перевод ТЭЦ на газ от трубопровода «Сила Сибири». Максимальное потребление станции оценивается в 990 млн куб. м в год. Как подсчитали в Минэнерго РФ, это потребует строительства 63 км лупингов (участков газопровода) от «Силы Сибири» стоимостью более 24 млрд руб. Еще 12,9 млрд руб. необходимо на реконструкцию котлоагрегатов Благовещенской ТЭЦ.

Благовещенская ТЭЦ. фото: АО «ДГК»

В министерстве считают наиболее дешевым вариантом дальнейшее наращивание добычи на Ерковецком разрезе угля. На эти цели понадобится 14,3 млрд руб. С Минэнерго солидарны в «Газпроме», где отмечают, что дополнительного газового ресурса для областной ТЭЦ нет. Программа газификации Амурской области разработана в 2020 году и актуализирована в 2022-м. Тогда регион заявлял иные потребности, новые объемы для Благовещенской ТЭЦ в газопроводе не учтены, заявляют в монополии.

«Если «Газпром» отказал в доступе, мы можем повторно, конечно, рассмотреть, но есть определенные требования к компонентному составу газа, и в том числе у нас есть ограничения инфраструктурные. То есть магистральный трубопровод «Сила Сибири» рассчитывался под транспортировку объемов газа, которые заявлялись в определенный момент», – обратил внимание замначальника департамента ПАО «Газпром» Олег Мелехин.

Заявление оппонентов власти Приамурья считают неконструктивным. По словам Василия Орлова, через «Силу Сибири» уже в сутки прокачиваются 100 млн куб. м газа, тогда как регион предлагает газифицировать Благовещенскую ТЭЦ частично (уголь с Ерковецкого разреза станция продолжит использовать). Речь идет о гораздо меньшем объеме – 400 млн куб. м в год.

Ситуация с газификацией Дальнего Востока парадоксальная, считает сенатор от Хабаровского края Виктор Калашников. С одной стороны запасов природного газа много, с другой, чтобы закрыть потенциальный спрос в регионах, его нет.

О том, что инвесторы испытывают трудности с подключением к сетям газоснабжения и выдачей технических условий, подтверждает управляющий директор по развитию проектов нефти и газа Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Анастасия Набатчикова.

Суммарная потребность в энергоносителе резидентов преференциальных режимов в ДФО и арктической зоне (это ориентировочно 218 объектов) – 10,2 млрд куб. м к 2030 году. В целом по Дальнему Востоку потребление газа через пять лет может возрасти с нынешних 26 млрд куб. до 60 млрд куб. м. К этому времени, по оценке КРДВ, в макрорегионе прогнозируется значительный дефицит энергоносителя в объеме 11 млрд куб. м.

Уровень газификации Дальнего Востока в настоящее время составляет 28%, тогда как среднероссийский показатель – 75%. Во многих районах отсутствует развитая газовая инфраструктура, что затрудняет транспортировку и распределение газа до конечных потребителей, ограничивает доступ к ресурсу предприятиям, констатирует Анастасия Набатчикова.

В КРДВ предлагают совместно с «Газпромом», Минэнерго РФ, Минвостокразвития сформировать единый план действий. «Понимая, что ПАО «Газпром» все-таки мыслит пятилетиями и закладывает в свою программу и инвестиции, и газ на будущее, чтобы не упустить это время, нужно посмотреть на перспективу [топливно-энергетический] баланс до 2035 года для коммерческих целей будущих резидентов префрежимов и соответственно для инвестиционных проектов», – резюмирует представитель корпорации.

текст: Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

В Забайкалье сменился концессионер, который должен газифицировать краевой центр сжиженным природным газом. Вместе с тем предстоит учесть недоработки предыдущего участника концессии, решить вопросы с балансовой принадлежностью построенного имущества и получить дополнительное финансирование, что является непростой задачей. Сроки автономной газификации Читы, которая предусматривается госпрограммой «Чистый воздух», переносили трижды. Насколько окончательна очередная дата, разбиралась EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Северный завоз на последней миле

Нынешнюю навигацию в целом успешно отработал единый морской оператор северного завоза. Он появился в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, призванным улучшить систему снабжения отдаленных территорий. Им же предусмотрено определение опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В нее, помимо морской составляющей, входят речные сообщения, а также автомобильные дороги и автозимники, по которым осуществляется доставка грузов до конечного пользователя. Но высокая степень износа портовой и дорожной инфраструктуры, ухудшение судоходных условий на северных реках обостряют общую проблематику завоза жизненно важных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке сдвигаются сроки строительства некоторых крупных объектов энергетики, в том числе по причине задержек в поставках оборудования. Предполагается ускорить либерализацию энергорынка в макрорегионе для обеспечения доходности новых проектов, направленных на решение вопроса прогнозируемого растущего энергодефицита. На этом фоне правительство одобрило меры поддержки холдинга «РусГидро». Также в ДФО предполагается развивать направление возобновляемой энергетики.

Читать полностью
Поделиться
«Собирайтесь, езжайте на Чукотку!» Наблюдения хабаровского предпринимателя с РЭН–2025

С 15 по 17 октября в Москве прошла Российская энергетическая неделя – 2025 (РЭН). Мероприятие стало во многом зеркалом перемен, которые переживает российская энергетика: рост тарифов, сокращение субсидирования и нарастающий дефицит мощностей на Дальнем Востоке. Одним из участников РЭН стал Андрей Почелинцев − предприниматель и общественный деятель из Хабаровска, много лет управляющий несколькими компаниями в сфере энергетики, и основатель Ассоциации развития топливно-энергетического комплекса. В авторской колонке он делится своими наблюдениями о ключевых вызовах и стратегических решениях, которые обсуждались на форуме: глазами бизнесмена, общественника и просто дальневосточника.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистики ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке осуществляется модернизация аэропортовой инфраструктуры, в том числе рассматривается реализация ранее переносившихся проектов, таких как строительство нового аэропорта Иркутска за пределами города. Также планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. При этом поиск источников финансирования и соблюдение сроков работ остаются основными проблемными моментами в отрасли. В сфере развития железнодорожного транспорта реализация частной инициативы позволила рассчитывать на увеличение отправки угольных экспортных грузов в восточном направлении. Тем не менее частные инвестиции в подобные проекты могут быть рентабельными только при наличии высокодоходных грузов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Концессиям нужен арбитр

Концессионный механизм нуждается в доработке, считают эксперты. С 1 сентября ужесточатся требования к концессионерам в сфере ЖКХ, но остается под вопросом, будут ли изменения законодательства способствовать привлечению инвесторов. Пока концессии непопулярны у бизнеса, а на фоне высокой ключевой ставки некоторые регионы замораживают проекты. Как деловое сообщество видит решение проблемы, что об этом думают эксперты, и есть ли альтернатива концессиям для развития территорий, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому

На ближайшие пять лет государство ставит задачу привлечь в ДФО почти в 1,5 раза больше инвестиций, чем за предыдущие десять. Но для обеспечения опережающего развития Дальнего Востока необходимо эффективно внедрять инфраструктурные проекты, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Вместе с тем растущая роль банков в финансировании подобных соглашений требуют пересмотра подходов к регулированию ГЧП и концессионных форм.

Читать полностью
Поделиться
Чем утолить газовую жажду регионов

К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области. 

Читать полностью
Поделиться
Генерация Севера ждет инвестора

Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.

Читать полностью
Больше материалов